Реферат по предмету "Экономика"


История предмета экономической теории

Содержание
 
1. История предмета экономической теории
2. Метод экономической теории и ее функции
3. Микро- и макроэкономика как часть экономической теории
4. Экономические модели и экономические эксперименты
5. Тесты
Список литературы

/>/>/>1. История предмета экономической теории
Говоря о предмете любой науки, мы должны прочнопридерживаться двух кардинальных позиций: во-первых, предмет этой науки долженбыть недвусмысленно, однозначно определен; во-вторых, должна быть определенасистема категорий и законов, которые изучает и развивает данная наука, и которыесоставляют ее содержание. Ибо еще не существовало в обществе науки, не имевшейсвоего круга категорий и законов и не изучавшей их. Специфика категорий изаконов собственно и отличает предмет одной науки от предмета другой. Нам пока,в свете сказанного, необходимо определиться с названием науки. Обратимся ккорням ее.
Термин «политическая экономия» появилсявпервые в 1615 г. Во Франции, в Руане, вышла книга А. де Монкретьена подпримечательным названием «Трактат политической экономии». Названиетолько что родившейся науки было составлено из трех греческих слов: полис(город, государство), ойкос (дом, хозяйство), номос (закон) и переводится нарусский язык буквально как «управление домашним (городским,государственным) хозяйством». Если же учесть, что слово«политика» означает искусство управления государством, то«политэкономия» возникла как наука о народном хозяйстве, как наука озакономерностях развития хозяйства на государственном и общенациональномуровне. Ничего случайного в истории нет. Все случайное — закономерно. А. деМонкретьен абсолютно точно отразил экономическое состояние эпохи в науке, ибо кэтому времени уже практически сформировался национальный рынок Франции, а это ибыло хозяйствование на уровне всей экономики. Нетрудно догадаться, что термин«политика» в названии науки носит чисто семантический характер иничего общего с современными идеологическими вывертами проповедников от этойнауки не имеет.
Вспомним знаменитый принцип разделения собственности прифеодализме: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Чистоэкономически (отношения собственности) это означало: «принадлежащее тому,кто мне принадлежит, не принадлежит мне». Так исторически,последовательно, объективно формировалось прямо-таки мистически уважительноеотношение к собственности, как к своей, так и к чужой. И недаром. Она естьоснова жизни человеческого общества, организации его существования.Следовательно, будет логичным и вывод о том, что экономическая теория,изучающая производственные отношения, на самом деле изучает анатомиючеловеческого общества. Как не существует ни терапевта, ни хирурга, нигинеколога без предварительного фундаментального изучения анатомии человека,так не могут существовать банкиры и брокеры, финансисты и бухгалтеры,статистики и экономисты без предварительного изучения ими экономической теории- анатомии человеческого общества.
Экономическая теория как наука носит фундаментальныйхарактер. Тем не менее, она ограничена в своем предмете. Например, она изучаетстоимостные отношения, но не занимается калькуляцией стоимости, исследуетисторию и природу денег, но не занимается банковским делом, изучает природу имеханизм производства прибавочной стоимости, но не рассматривает конкретныепропорции ее распределения между собственниками факторов производства и т.д.Этими проблемами занимаются другие крупные направления в экономической науке,входящие в общую экономическую теорию.
Чтобы окончательно ответить на вопрос о предмете общейэкономической теории, необходимо затронуть одну глобальную проблему — проблемуредкости ресурсов. Ведь процесс производства есть не что иное, как«отделение вещества от природы» (К. Маркс) или преобразованиечеловеком природных ресурсов в предметы потребления. Человеческие потребностивозрастают со временем количественно и качественно. А ресурсы в каждый данныймомент ограниченны, некоторые из них просто редки. Человечество в течение всегосвоего существования пыталось преодолеть ограниченность ресурсов. Это иявлялось практически основной причиной всех войн в истории. Захват территорииесть захват ресурсов. Переманивание лучших умов («утечка мозгов»)есть овладение ресурсами независимо от того, какими бы лозунгами свободытворчества человека и места его проживания оно ни прикрывалось.
С другой стороны, человеческая история есть и была историейборьбы за экономию этих ресурсов. Поднимаясь по ступеням своего развития,человек совершенствовал процесс производства и повышал производительностьтруда, как мог экономил рабочее время или ресурсы. Эта экономия становитсявсеобщим экономическим законом. Любая новая технология есть новое сточки зрения экономии рабочего времени и ресурсов, она более производительна,или экономична, что одно и то же. Недаром все западные экономисты считаютпредметом общей экономической теории использование людьми ограниченныхресурсов. Формулировки разные, а суть одна. Например, “Деятельность людей вусловиях редкости” (Э. Долан). «Она исследует проблемы эффективногоиспользования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с цельюдостижения максимального удовлетворения материальных потребностейчеловека» (К.Макконнелл, С. Брю). Примерно в этом же духе даноопределение предмета общей экономической теории у А. Маршалла и Дж. Кейнса.
Советские, а затем и российские экономисты, отождествляяполитическую экономию с общей экономической теорией, ее предметом считали, ибольшинство из них считает и сейчас, производственные отношения. Это верно, нотолько лишь частично. Из изложенного очевидно, что общая экономическаятеория есть наука о производственных отношениях между людьми в условияхограниченности ресурсов. Она изучает всю совокупность экономическихотношений по поводу производства, распределения, обмена и потребленияматериальных благ и услуг между членами общества, закономерности и тенденции ихразвития на всех уровнях: индивидуума, предприятия (фирмы), общества.
/>/>/>2. Метод экономической теории и ее функции
Каждая наука, рассматривая свой специфический предмет, имеетсоответствующий метод его исследования. Естественно, он опирается, преждевсего, на известные общенаучные методы: моделирование процессов, построениегипотез и постановка экспериментов, статистическое наблюдение, абстрагирование,анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция и т.д. При этом,например, в химии особое значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии — микроскоп, а в ядерной физике — ускорители. В общей экономической теории водностороннем порядке невозможно использовать ни то, ни другое, ни третье.
Главный метод исследования экономической науки — метод диалектики.Он представляет собой совокупность законов развития природы,общества и самого человеческого познания и рассматривает экономическую наукукак целостную систему категорий и законов в их взаимосвязи и развитии,взаимозависимости и субординации.
Метод диалектики конкретизируется в отдельных своихнаправлениях: методе абстракции, восхождении от абстрактного к конкретному,сочетании анализа и синтеза, исторического и логического, эксперименте,моделировании и т.д.
Метод абстракции исходит из того, что экономические явления ипроцессы практически никогда не протекают в чистом виде. Они заслоненынагромождением коллизий общественной жизни. Во-первых, они реализуются в видетенденции, во-вторых, они всегда вплетены в саму общественную жизнь — в ееполитический, социальный, национальный и иные аспекты. Отделить друг от другаразные аспекты общественной жизни всегда очень сложно. Особенно сложно выделитьэкономический аспект.
В этом случае главным средством, методом познания выступает абстракция — отвлечение. Исследуя ту или другую экономическую проблему, мыотвлекаемся от несущественного, наносного, вторичного, то есть от того, что несоставляет существа исследуемого вопроса.
Например, говорить в наше трудное время, что экономика недолжна быть справедливой, значит навлечь на себя праведное возмущение и гневбольшинства населения России. Но она действительно не должна быть справедливой.Экономика как наука не приемлет и не знает таких этических проблем, как:справедливо — несправедливо, хорошо — нехорошо, нравится — не нравится и т.д.Для экономической теории все эти нравственные категории не существуют.Экономика — это расчет, наиболее рациональное сочетание ограниченных ресурсов инеограниченных наших потребностей. Следователь но, мы должны в процессеэкономического познания абстрагироваться от указанных нравственныхпроблем. Отказаться от их решения?- Нет. Просто расставить все по своим местам.Экономика должна стремиться быть максимально эффективной, а через этуэффективность творить справедливость. Эта гениальная мысль А. Смита имеетбольшое значение сама по себе, но особенно важна для выделения экономическихпроблем из массы наслоенных на них общественных. На этом примере хорошо видно,что первично в общественной жизни, а что — вторично. Понять все это мы можем,применяя метод абстракции.
Для примера остановимся более подробно на сочетанииисторического и логического. Наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоитиз фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, располагая вопределенном порядке. Факты могут быть самыми разнообразными. От«повышения цены на сахар» в связи с распадом СССР и до «снятиявсех ограничений на торговлю с Россией» в 2003 г. странами Запада. Фактынужно осмыслить, найти принципы их взаимосвязей, линию, проходящую сквозь них,а, следовательно, объединяющую их. Например, что объединяет все войны,независимо от места и времени их протекания? Скажем, походы АлександраМакедонского со Столетней войной. Захват ресурсов. Задача общей экономическойтеории — собрать и классифицировать в историческом аспекте эти факты (ихэкономическое содержание), вывести закономерности и неизбежность их появления,взаимосвязи и взаимозависимость, сформулировать экономические принципы илизаконы их действия, то есть дать им теоретическое обоснование. «Выведениепринципов из фактов называется экономической теорией или экономическиманализом… Задача экономической теории — привести в систему, истолковать и обобщитьфакты. Теория — конечный результат экономического анализа — вносит порядок исмысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязимежду ними и выводя из них определенные обобщения. Теориябез фактовможет быть пустой, но факты без теории бессмысленны».
При этом необходимо учитывать, что с развитием человечестваменяется и экономическая среда, реальность — и наоборот. Со временем одинфактологический материал теряет свое значение, следовательно, отмирает и татеория, что была его обобщением. Некогда совершенная теория стареет потому, чтоизменилась реальная действительность. В связи с этим экономическую теориюнельзя сравнивать с естественными науками, в которых есть необходимость ивозможность повторяемости опытов: если физик или химик сделал какое-нибудьоткрытие, то оно не считается таковым до тех пор, пока вторая-десятаялаборатория не повторит опыт с теми же результатами. В экономике ничегоподобного не возможно. Здесь любая рекомендация и ее результаты носятодноразовый характер. Теоретическим изысканиям известного Дж. Саксасопутствовал успех в преобразовании экономики Колумбии. В Польше результатыбыли скромнее, в России и Казахстане — вовсе плачевные. Во всех странах онделал одно и то же, ничего не изменяя в своей системе, но пренебрег рядомосновополагающих факторов (уровнем экономического развития и потенциала страны,масштабами, традициями, сложившейся структурой экономики и т.д.) (В. Максимов).
Выведение теории из фактов называется индукцией. Такая теориясовершенна. Экономисты, однако, используют в своих исследованиях и методдедукции. Раз существует определенная, уже устоявшаяся теория, то на ее основеможно рассчитывать предполагаемый ход развития событий, фактов. Особенно яркоэтот метод используется в настоящее время в реформируемой России.
Если сказанное перевести на чисто экономический язык, то общаяэкономическая теория, имея познавательную функцию, помогает нам понять,что такое рыночная система, как функционирует ее механизм, как обеспечиваетсяобщее экономическое равновесие и т.д. Реализуя свою практическую функцию, онаразрабатывает экономическую политику государства, а именно: как и через какоймеханизм государство регулирует безработицу, определяет фискальную политику,гасит инфляцию, приглушает социальные конфликты и т.д.
Схематически сказанное можно выразить следующим образом (рис.1):
/>
Рис. 1 — Формирование экономической теории/>/> 
Экономическая теория позитивная и нормативная.
Как уже говорилось выше, экономическая теория имеет дело сфактами, событиями, процессами, имеющими хозяйственное значение. Их нужноосмыслить, истолковать, объяснить. Выявить их взаимосвязи, закономерности ихповедения. Если экономическая теория утверждает, «что повышение спросана товар вызывает рост его цены», и это утверждение верно и в России,и в Африке, то оно позитивно.
Позитивная экономическая теория говорит о том, что есть, чтоустановлено достоверно, что к этому привело и приводит. На основе позитивныхутверждений экономическая теория вырабатывает круг закономерностей, категорий изаконов — принципы, по которым развиваются хозяйственные системы.
Зная о том, что есть в экономике сегодня, черезпричинно-следственные связи мы можем дать прогноз на ближайшее будущее — перспективу экономического развития.
Нормативная экономическая теория имеет дело с тем, что и какдолжно быть, если мы решили достичь каких-то конкретных результатов.Нормативная экономическая теория оперирует понятиями «должно»,«надо», «следует». В качестве нормативного утвержденияможно привести следующее: " Чтобы увеличить собираемость налогов иуменьшить дефицит государственного бюджета, надо упростить налоговую систему,следует сделать ее понятной и необременительной".
Позитивная утверждает, как есть, нормативная — какдолжно быть. Эти два подхода в экономической теории тесно связаны, так какрасхождение между «как должно было быть» и «как есть»со временем становится предметом анализа, когда выявляются причины расхождения.Экономическая теория совершенствуется, пытаясь все время сблизить своипозитивные и нормативные начала, но никогда не сводя их окончательно. Однако современем те или иные нормативные оценки, проверенные жизнью, осмысленные иобъясненные экономистами, переходят из разряда нормативного в разрядпозитивного, становясь достоянием экономической теории, а последняя делает ещеодин шаг вперед в своем развитии.
 />/>/>3. Микро- и макроэкономика как часть экономической теории
Микроэкономика — раздел общей экономической теории,исследующий деятельность отдельных экономических субъектов, играющихсущественную роль в функционировании экономики. Таких, как: правительственныеорганизации и учреждения, отрасли, фирмы, домохозяйства, индивидуумы, а такжеотдельные рынки, товары и услуги и цены на них. «Учитывая, что основной,центральной фигурой жизни и жизнедеятельности на Земле является человек,личность, экономика как наука призвана уделять внимание, держать в поле зренияличную, индивидуальную экономику человека, домашнее, семейное хозяйство,отдельные продукты, товары, услуги, удовлетворяющие потребности человека исемьи».
Микроэкономика рассматривает экономическую систему намикроуровне, характеризует поведение участников экономической деятельности иобъясняет, кем, как и почему экономические решения принимаются на этом уровне,что, сколько и когда купить или продать. Из нее можно узнать, какустанавливаются цены на тот или иной товар, какими явными и неявными,объективными и субъективными факторами определяется их повышение или понижение.Микроэкономика исследует также развитие и функционирование отраслей и отдельныхрынков, каналы и рычаги, через которые государство может влиять (влияет) ивоздействовать (воздействует) на них, ускоряя или замедляя их развитие, иначеговоря, регулируя экономику, обеспечивая общее экономическое равновесие.
Макроэкономика — раздел общей экономической теории,исследующий экономику как единое целое, в системе, в комплексе всех ее проблемна уровне народного хозяйства. Макроэкономика исследует происхождение и природудоходов населения, богатства нации в целом, производительность общественноготруда и факторы, ее определяющие, движение процента, безработицу и ее природу,инфляцию… Следовательно, она изучает крупномасштабные экономические процессыи ищет решения общеэкономических проблем: как создать новые рабочие места иослабить негативные последствия безработицы, как защитить экономику отинфляции, как повысить общий уровень жизни населения страны, как разрешить возникающиесоциальные и экономические противоречия в обществе, как обеспечитьэкономический рост.
Из макроэкономики можно узнать, на чем основанаправительственная налоговая политика и какую цель она преследует, что такоебюджетный дефицит и государственный долг и какие социально-экономическиепоследствия имеет их рост, как функционирует национальная финансовая система икакое значение имеют для страны в целом здоровые кредитно-банковская и денежнаясистемы. Она также рассматривает складывающиеся пропорции между частным,кооперативным, государственным секторами и особенности развития каждого из них,их взаимосвязь и взаимозависимость.
Строго говоря, четкую и ясную границу между микроэкономикой имакроэкономикой провести нельзя. Они находятся в неразрывном единстве, вовзаимосвязи. Поэтому, исследуя какой-то один раздел экономической теории — микро или макро, невозможно получить полное представление о той или инойэкономической проблеме. Всегда будет существовать определенная незавершенностьее знания. Оба раздела необходимо изучать в единстве. Ведь макроэкономикарассматривает экономические процессы на народнохозяйственном уровне, с точкизрения общих экономических процессов, а микроэкономика преломляет те жепроцессы на уровне фирмы, хозяйствующего субъекта. И вовсе не обязательно, чтоту или иную экономическую проблему в них анализируют только лишь с одного изуказанных ракурсов. Результаты анализа часто могут быть противоположными. Такимобразом, деление экономической науки на микро- и макроэкономику в определеннойстепени условно. Это тем более естественно, что оба этих крупных разделаэкономической теории исследуют свои проблемы на основе знания законов икатегорий, являющихся предметом экономической теории./>/>/>4. Экономические модели и экономические эксперименты
Экономическая категория — это теоретическое выражениесуществующих производственных отношений, первая ступень проникновения всущность производственных отношений. Более глубокое проникновение нам даетэкономическая модель.
Экономическая модель выражает объективную устойчивоповторяющуюся причинно-следственную зависимость между экономическими явлениямии процессами.
Нет ни одной науки — будьто общественная или естественная, техническая или общенаучная, которая быразвивалась иначе, чем через открытие, познание и использование своегоспецифического круга законов. Следовательно, если нет определенного кругаспецифических законов — предмета данной науки, нет и самой науки.
Как уже говорилось выше,главной функцией экономической теории является накопление фактов, выявлениеопределенных связей между ними и расположение их в определенной субординации.Экономическая теория посредством экономических экспериментов выясняет,повторяются ли связи с повторением фактов, носит ли взаимосвязь устойчивыйхарактер или она случайна. Очевидно, что, чем прочнее, устойчивее связи междуэкономическими фактами, тем вернее могут быть экономические расчеты.Следовательно, предмет общей экономической теории представляет собойвыявление прочных, постоянных, существенных (содержательных)причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами вэкономической жизни общества. Говоря строго научно — междупроизводственными отношениями. Такие связи называются моделями. Например, законнепрерывного роста производительности труда или закон экономии рабочеговремени, закон возвышения потребностей, закон стоимости, законы денежногообращения и т.д.
Экономические моделиносят объективный характер, а значит, они не подчиняются воле и сознанию людей,не являются их порождением, не могут быть в оценках людей ни хорошими, ниплохими. Они действуют всегда с неизбежностью течения времени, как и факторы,процессы, между которыми они выражают связи. Экономические модели запретитьнельзя. Человеку, обществу остается одно — изучать механизм действия этихмоделей, чего они «хотят», чего «требуют», и приниматьхозяйственные, экономические решения в соответствии с требованиями данныхмоделей. Хозяйствующему субъекту (индивидууму, фирме, государству) процветаниеи экономическая выгода обеспечены, если он действует с учетом требованийэкономических моделей.
Экономические модели действуют как система. В этой системевыделяют 3 группы моделей:
-          специфические –действуют в определенном способе производства. Выражают сущностьпроизводственных отношений данного способа производства.
-          общие –свойственны всем без исключения способам производства. Выражают направлениепоступательного развития общественного производства.
-          особые(особенные) – выражают особенности производственных отношений, которыехарактерны определенному типу хозяйства./>/> 5. Тесты
1. Какое из перечисленных положений не входит в определениепредмета экономической теории:
а) экономические блага
б) неограниченные производственные ресурсы
в) максимальное удовлетворение потребностей
г) безграничные потребности
д) редкость (ограниченность) ресурсов?
Правильный ответ: б)
2. Метод исследований объекта, состоящий в отвлечении отслучайных, временных черт и связей.
а) экономическая модель
б) абстракция
в) индукция
г) нормативная экономическая теория
Правильный ответ: б)
3. Что из перечисленного не изучает макроэкономика?
а) ВНП;
б) роль государства в рыночной экономике;
в) максимизацию прибыли и ценовую дискриминацию;
г) цикличность развития экономики.
Правильный ответ: в)
4. Изучение экономической теории не имеет практическогозначения в одном из перечисленных случаев:
а) каждый человек, испытывая влияние экономики, самвоздействует на нее;
б) экономическая теория учит студентов «умению жить»;
в) каждому человеку приходится сталкиваться с политическимипроблемами, которые связаны с экономикой;
г) человек, разбирающийся в принципах функционированияэкономики, может лучше решать свои собственные экономические проблемы.
Правильный ответ: а)
5. Какое из утверждений является примером экономическоймодели:
а) рост безработицы способствует замедлению инфляции;
б) в результате реформы жители России потеряли своисбережения;
в) денежной единицей в России является рубль;
г) в 1999 году паденияпромышленного производства не будет.
Правильный ответ: а)
/>/>/>Список литературы
1.   Баликоев В.З. Общая экономическаятеория. – М.: ПРИОР, 2007.
2.   Куликов П.М. Основы экономическойтеории. – М.: Финансы и статистика, 2006.
3.   Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.
4.   Райзберг Б.А. Рыночная экономика. — М.: Деловая жизнь, 2007.
5.   Чепурин М.П. Кисилева Е.А. Курсэкономической теории. – Киров: АСТ, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.