Реферат по предмету "Экономика"


Исследование фирмы в условиях совершенной конкуренции

/>/>Введение
Вусловиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально –психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция взначительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающейсоперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшегоуровня собственного благосостояния.
Конкуренцияиграет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан,фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использованияограниченных ресурсов всех видов.
Всовременном национальном хозяйстве участвует множество хозяйствующих субъектов.Среди них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства,государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитныеобщества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества.Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Цельюпредпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышениеденежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками)на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской деятельностиявляется поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов(денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижениеуказанной цели.
Целью работыявляется исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии споставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
– рассмотретьхарактеристику рыночных структур;
– определитьсовершенную конкуренцию;
– показатьприбыль и издержки фирмы;
– изучитьзакон убывающей отдачи;
– проследитьобщий, средний и предельный доход фирмы.
Объектомисследования является совершенная конкуренция.
Предметомисследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.
Вработе используются учебные материалы (книги и методические пособия),периодическая литература (Экономист, Финансы).
/>/>/>/>/>/>1. Совершеннаяконкуренция/>/>/>/>/>/> 1.1 Характеристика рыночных структур
Условия,в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычноназывают рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размерфирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа вотрасль и выхода из нее, доступность информации. [4, С. 45]
Обычновыделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция,монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названныхструктур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирмвоздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, темболее конкурентным считается рынок.
Таблица1. Рыночные структурыМодели рынка Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая
конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые ограничения Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия при входе Некоторые ограничения Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на вдохе Некоторые ограничения

Вусловиях совершенной конкуренции в отрасли одновременно действует очень большоечисло фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легковойти в отрасль.
Чистаямонополия представляет собой рынок, где одна фирма является единственнымпродавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль других фирмзаблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль.
Монополистическаяконкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые производятмногообразные продукты. Вступить в отрасль довольно просто.
Олигополияотличается небольшим числом продавцов. Каждая фирма испытывает на себе влияниерешений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своемсобственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. Вступить волигополистические отрасли очень сложно.
Совершеннаяконкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типырыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершеннаяконкуренция» может служить сельское хозяйство, а к «монополии» – местныепредприятия общественного пользования. Что же касается монополистическойконкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинстварынков любой страны. [5, С. 124]
Такимобразом, понятие структуры рынка дает возможность сформировать теориюпредложения и максимизации прибыли. />/>/>/>/>1.2 Сущность совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирмпродают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем надтакой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта.
При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпускепродукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентныефирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, чтоимеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентныхрынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции),а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик,продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены приниматьеё как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматриваетконкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, неинтересуется производственными решениями своих конкурентов.
Основнойчертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимодействующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованномрынке. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной ценепотребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствиестандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, тоесть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе илистимулировании сбыта. Отдельный конкурирующий производитель находится во властирынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель неоказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукциикак при большем, так и при меньшем объеме производства.
Никакихискусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы– переменные факторы производства – мобильны.
Участникиконкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцыимеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В своюочередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свободавхода и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данноготовара или беспрепятственно покинуть рынок. [2, С. 147]
Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна длялюбой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиесяусловия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е.продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Дляпродавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как несуществует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке;нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого изперечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции ивозникновению несовершенной конкуренции.
Все перечисленные выше признаки совершенной конкуренцииобуславливают тот факт, что фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке,никоим образом не может повлиять на цену своей продукции. Она принимает ценукак заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется подвоздействием рыночных спроса и предложения. Следовательно, совершенноконкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию.Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия,проходящая на уровне заданной рынком цены. Такая конфигурация кривой спросаозначает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеальноконкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёти доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителямипо одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала,а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Поэтому приувеличении объёма производства (в полтора, в два и даже три раза) ей не нужноснижать цену на свою продукцию, чтобы потребители согласились выкупитьдополнительно произведённое количество товара, – оно практически незаметно сточки зрения рынка в целом.
Новые фирмы могут свободно входить в отрасль, а существующие фирмы– свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существуетникаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых,которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции наконкурентных рынках./>/>/>/>/>/> 
2. Прибыль и издержки фирмы/> в условияхсовершенной конкуренции/>/>/>/>/> 2.1 Прибыль как стабилизация деятельности фирмы
Важнейшейкатегорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирмаможет стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильнаяприбыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствуетпривлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капиталафирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельностифирмы.
Прибыль– это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которыеполучает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическимииздержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию [2, С. 173].
Прибыль,точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любойотрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться сособыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, неукладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия сэтой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки илипроведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей,осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всеже тактический характер и в конечном счете подчинены решению главнойстратегической задачи – получения возможно большой прибыли.
Дляфирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размере прибыли,необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибылибезотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так,годовая прибыль в 1 млрд. долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд. долл. – этовесьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд. долл.Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, илис ее капиталом./>/>/>/>/>/>2.2Различные подходы к оценке издержек и прибыли
Главнымограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению иизмерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взглядэкономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера,которого прежде всего интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.
Посколькувсе виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товарапредполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иногоизделия. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные затраты.Точнее говоря, затраты любого ресурса привлеченные для производства товаров,отражают его ценность при наилучшем из всех альтернативных вариантовиспользования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходитсяжертвовать. Например, металл, истраченный на производство вооружения уженевозможно применить для изготовления медицинского оборудования илиавтомобилей. И если рабочий способен производить как вооружение, так имедицинское оборудование, то издержки, которые общество несет при использованииэтого рабочего на военном заводе, будут равны вкладу, который он мог бы внестив производство медицинского оборудования.
Следуетдать следующее определение экономическим издержкам: экономические издержкифирмы – это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобыпривлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь ихтем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки,которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними(фактическими, явными), либо внутренними (неявными). [4, С. 187]
Внешниеиздержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства,промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной платерабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознагражденияхторговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах заюридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешниеиздержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным поотношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.
Впроцессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ейсамой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотреныконтрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретаютденежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которыемогли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способовего применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, тоона не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренниеиздержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая этоздание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются вбухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияютна принятие экономических решений: которые обязательно должны учитыватьупускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсовпроизводителя.
Вкачестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и такназываемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение завыполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которойединоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственныйтруд и денежный капитал.
Внешнихиздержек на выплату заработной платы и процентов он не несет. Нопредприниматель, о котором идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк иполучать по ним проценты. Кроме того, управляя собственным предприятием, онотказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие жеуправленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима,чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данномпредприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, передпредпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности.Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем какоценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма отдачи) ипредприимчивости (норма дохода). [3, С. 221]
Наосновании этого мы можем рассматривать величину прибыли как разность междуваловым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всемииздержками – как внешними, так и внутренними (включая в последние и нормальнуюприбыль предпринимателя).
Такимобразом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает,что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство.Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле – еле хватает,чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина жепревышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержкамиобразует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя,полученный сверх нормальной прибыли./>/>/>/>/>/> 2.3 Краткосрочный и долгосрочный периодыдеятельности фирмы
Затраты,которые фирма имеет при производстве того или иного объема продукции, зависятне только от цен на необходимые ресурсы, но и от технологии, и от того, какиеименно и в каком количестве ресурсы применяются. Поэтому, в зависимости отвремени, затрачиваемого на изменение количества используемых в процессепроизводства ресурсов, можно выделить краткосрочный и долговременный периоды.
Краткосрочный– тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственныемощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивностииспользования этих мощностей – через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живойтруд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.
Долговременныйпериод – такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемыхресурсов, включая производственные мощности. В течение этого периода могутвозникать новые фирмы и закрываться старые.
Краткосрочныйи долговременный периоды не являются строго определенными интервалами,одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются прежде всего повозможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности.
Сутьразличия между периодами состоит в возможности изменения производственныхмощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новыемощности, но возможно повысит степень их использования. В пределахдолговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление надва периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы вмаксимизации прибыли [1, С. 87].
Втечении краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путемприсоединения переменных ресурсов к фиксированным мощностям. К примеру, нанебольшом предприятии по производству радиоприемников при постоянном количествеоборудования владелец может нанять больше рабочих для его обслуживания. Чтобыпринять решение о том, сколько людей нанять, он должен знать, как возрастетколичество выпускаемых изделий по мере увеличения числа работников.
Всамом общем виде динамику объема производства, связанную со все болееинтенсивным использованием фиксированных мощностей, описывает так называемыйзакон убывающей отдачи, или закон убывающего предельного продукта. Согласноэтому закону, последовательное присоединение добавочных единиц переменногоресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (например, капиталу илиземле) начиная с определенного момента приводит к уменьшению добавочного, илипредельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицупеременного ресурса. Это означает, что если количество рабочих, обслуживающихданное производственное оборудование, будет возрастать, то наступит момент,когда рост объема производства будет происходить все медленнее по мерепривлечения каждого дополнительного рабочего.
Длятого, чтобы лучше понять этот закон, стоит привести пример с той же фирмой.Предположим, что на ней было занято только трое рабочих. По мере увеличенияэтого количества появляется возможность и дополнительной специализации, врезультате снижаются потери времени при переходе от одной операции к другой,производственные мощности используются более полно.
Такимобразом, каждый добавочный рабочий вносит все больший вклад (дает все большийдобавочный, или предельный продукт) в общий объем производства. Однако наопределенном этапе занятых станет слишком много; рабочее пространство,производственное оборудование окажутся «перенаселенными». Пять человек сможетобслужить линию сборки лучше, чем три, но если рабочих станет десять, ониначнут мешать друг другу. Им придется простаивать, чтобы воспользоваться темили иным оборудованием. В итоге каждый добавочный рабочий будет вносить всеменьший вклад в общий объем производства по сравнению со своимпредшественником. Приведенный пример относится к обрабатывающей промышленности.Но та же закономерность обнаруживается, в частности, и в сельском хозяйстве,когда в качестве переменного ресурса берутся удобрения, а фиксированного – количествообрабатываемой земли. С внесением большего количества удобрений урожай будетувеличиваться, но с определенного момента прирост на каждую дополнительнуювнесенную тонну станет сокращаться. Более того, переизбыток удобрений чреватполной гибелью урожая. [8, С. 126]
Законубывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и ко всемпеременным ресурсам, когда, по меньшей мере, один производственный факторостается неизменным.
Взаимосвязьмежду количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства внатуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельностифирмы, анализ которого, следовательно, должен, играть важную роль в управлении.Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, аденежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных опроизводстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными оценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержекпроизводства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу./>/>/>/>/>/>/>2.4 Закон убывающей отдачи
Законубывающей отдачи утверждает, что, начиная с определенного момента,последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) кнеизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) даетуменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующуюединицу переменного ресурса.
Это означает,что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудованиебудет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будетпроходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего.Возьмем пример с каким-нибудь предприятием. Пусть в начале на предприятии былозанято трое рабочих. По мере увеличения их количества появляется возможность кдополнительной специализации, в результате чего снижаются потери времени припереходе от одной стадии производства к другой.
Такимобразом, производственные мощности используются оптимальным образом, а каждыйдополнительный рабочий вносит все больший вклад в производство, и как результатидет процесс максимизации прибыли. но со временем увеличивающееся количестворабочих начинает тормозить процесс и каждый последующий рабочий приносит всеменьше пользы предприятию. Пять рабочих смогут обслужить производство лучше чемтри, но если их будет 10–15 то они начнут мешать друг другу. Им придетсяподстраиваться и ждать, чтобы работать с тем или иным оборудованием. Этот законприменим абсолютно ко всем производственным процессам и ко всем переменнымресурсам, когда хотя бы один производственный фактор остается неизменным.Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемомпроизводства в натуральных показателях представляет собой важное ограничениедеятельности фирмы, анализ которого должен играть важную роль в управленииэкономикой. [8, С. 126]
Законубывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и ко всемпеременным ресурсам, когда, по меньшей мере, один производственный факторостается неизменным.
Взаимосвязьмежду количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства внатуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельностифирмы, анализ которого, следовательно, должен, играть важную роль в управлении.Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, аденежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных опроизводстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными оценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержекпроизводства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу./>/>/>/>/>/>2.5Общий, средний и предельный доход фирмы
Криваяспроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенноэластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объемвыпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свойобъем продаж.
Очевидно,что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То,что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом отединицы продукции, или средним доходом, для продавца. Сказать, что покупательдолжен уплатить цену в 100 дол. за штуку, – то же самое, что сказать: доход отединицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол.Средний доход AR (Average Revenue) и цена – это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.
Валовойдоход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путемумножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма можетпродать. В этом случае валовой доход увеличивается на постоянную величину – 100дол. – с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделиеприбавляет ровно свою цену к валовому доходу. [2, С. 310]
Всякийраз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будетозабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске.Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции?Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход,который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доходувеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. Вусловиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельнойфирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения ценыпродукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяетточно свою цену – в данном случае 100 дол. – к валовому доходу. И предельныйдоход – это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условияхчистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы попостоянной цене. [5, С. 69] На рисунке 1 представлены прямые,  характеризующиеваловой и предельный доход фирмы.
/>
Рисунок1. Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы
Изрисунка 1 видно, что валовой доход увеличивается на постоянную величину с каждойдополнительной единицей продаж./>/>/>/>/>/>2.6Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Поведениефирмы, максимизирующей прибыль, в краткосрочном периоде определяется с однойстороны, ценой товара на рынке, а с другой – издержками производства.
Исходяиз того, что выше говорилось о краткосрочном периоде, ясно, что в его пределахиздержки правомерно разделить на постоянные и переменные. Постоянныминазываются такие, величина которых не зависит от изменения объема производства.Они связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы ивзятыми ею на себя обязательствами. Это, как правило, расходы на содержаниезаводских зданий, машин и оборудования, рентные платежи, страховые взносы, а такжезатраты на выплату жалования управленческому персоналу и, возможно,минимальному количеству работающих. Постоянные издержки, очевидно, являютсяобязательными и сохраняются даже в том случае, если фирма вообще ничего непроизводит. На рисунке 2 постоянные издержки FC (Fixed Cost – фиксированные затраты)представлены линией, параллельной оси абсцисс. Это означает, что данные ииздержки фирма несет даже при нулевом производстве.
Переменныминазываются такие издержки, величина которых находится в зависимости отизменения объема производства (это расходы на сырье, вспомогательные материалы,комплектующие изделия, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большуючасть трудовых ресурсов). [4, С. 199]
Чтобырешить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, каквозрастут переменные издержки с ростом объема производства. На рисунке 2представлена кривая VC (Variable Cost – переменные затраты), которая показывает динамику переменныхиздержек. Она выходит из начала координат: при отсутствии производства фирма ненесет переменных издержек. Любое увеличение производства связано с ростом суммыпеременных издержек. Однако до определенного положения переменные издержкифирмы повышаются медленнее, чем рост объема производства. Затем ониувеличиваются ускоряющимися темпами в расчете на каждую дополнительную единицупроизводимой продукции. Такое поведение переменных издержек обуславливаетсязаконом убывающей отдачи. Увеличение предельного продукта до определенногомомента будет вызывать все меньший прирост переменных ресурсов для производствакаждой последующей единицы продукции.
Изрисунка видим, что, следовательно, и сумма переменных издержек будетувеличиваться меньшими темпами, чем объем производства. Но с момента паденияпредельной производительности все большее количество дополнительных переменныхресурсов будет использоваться для производства каждой дополнительной единицыпродукции. Соответственно, сумма переменных издержек будет увеличиватьсятемпами, превышающими темпы роста объема производства.
Общие(валовые) издержки – это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данномобъеме производства. На рисунке 2 представлена кривая TC, характеризующаядинамику общих издержек в зависимости от объема производства. В соответствии сопределением она полностью повторяет линию переменных издержек TC (Total Cost), но сдвинута от нее вверхпо вертикали на величину постоянных издержек.
Для принятия управленческих решений производители должны знать нетолько общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпускапродукции, т.е. уровень средних издержек. Этот показатель необходим, например,для сравнения с ценой, которая всегда дается на единицу продукции. Имеются тривида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие издержки.
Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянныеиздержки на единицу продукции:
AFC =FC/Q,
где Q – количество произведенной продукции. Так как постоянныеиздержки не изменяются в зависимости от объема производства, средние постоянныеиздержки сокращаются по мере увеличения производимой продукции. На рисунке 2представлена кривая AFC, отражающая динамику средних постоянных издержек. Онанепрерывно понижается по мере роста производства.
Средние переменные издержки AVC представляют собой переменныеиздержки в расчете на единицу продукции:
AVC = VC/Q
C, издержки
/>

Q, объем продукции
Рисунок3. Соотношение средних постоянных и переменных издержек
На рисунке 3 кривая AVC отражает динамику средних переменных издержек.Она имеет дугообразную форму в соответствии с законом убывающей отдачи. Когдаотдача в стадии возрастания, все меньшее количество дополнительных переменныхресурсов требуется для производства каждой дополнительной единицы продукции.Следовательно, в расчете на эту единицу снижаются переменные издержки. Настадии же убывающей отдачи картина противоположная, и переменные издержки врасчете на единицу продукции увеличиваются.
Средние общие издержки (ATC) представляют собой валовые издержки врасчете на единицу продукции. Их можно рассчитать путем деления валовыхиздержек на количество произведенной продукции. Кривая ATC изображена нарисунке 3, она имеет дугообразную форму, как и кривая AVC, но превышает ее навеличину AFC при каждом данном объеме производства.
Введем понятие предельных издержек (MC). Для каждой дополнительнойединицы продукции их можно определить, выявив то изменение суммы издержек,которое явилось результатом производства этой единицы:
MC =DTC/DQ
На рисунке 3 представлена кривая MC, отражающая динамикупредельных издержек. Форма этой кривой задана действием закона убывающейотдачи. Поскольку постоянные издержки не изменяются вслед за сдвигами в объемевыпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются изменением толькопеременных издержек для каждой дополнительной единицы продукции.
Следовательно, растущая отдача переменных ресурсов выражается впадении предельных издержек, а убывающая отдача – в их росте. [5, С. 199]
Таким образом, определение предельных издержек имеет для фирмыочень важное значение, поскольку позволяет определить те издержки, величинукоторых она всегда может контролировать. Предельные издержки показывают, каковобъем тех затрат, которые фирма понесет в случае увеличения производства напоследнюю единицу продукции. 
/>Заключение
Таким образом, совершенная конкуренция представляет собой вид отраслевого рынка, накотором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма необладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на ценупродукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпускепродукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентныефирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж. В силутого что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (какпри монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особыхкачественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночнуюцену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни одна изфирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и,следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов.
Основнойчертой конкурентного рынка является наличие большого числа независимодействующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию навысокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однороднуюпродукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупаетсяпродукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание длянеценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качествепродукции, рекламе или стимулировании сбыта. Фирма может получить ту же самуюцену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объемепроизводства.
Вусловиях совершенной конкуренции при любом уровне цены существует внешнийпредел, при котором производители или вступают в данную отрасль, или жевыталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм исохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия с высокимуровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.
Важнейшейкатегорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирмаможет стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильнаяприбыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствуетпривлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капиталафирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельностифирмы.
Прибыль– это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которыеполучает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическимииздержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию.
Прибыль,точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любойотрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться сособыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, неукладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия сэтой целью.
Экономическиеиздержки фирмы – это те выплаты, которые она обязана сделать владельцамресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственногопроцесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Всеальтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могутбыть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).
Внешниеиздержки принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства,промежуточных изделий и деловых услуг. Здесь говорится о заработной платерабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознагражденияхторговым фирмам, взносах банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах заюридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими словами, внешниеиздержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным поотношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев.
Впроцессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ейсамой. В этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотреныконтрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретаютденежную форму. С точки зрения фирмы, они равны денежным платежам, которыемогли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способовего применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, тоона не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренниеиздержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая этоздание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются вбухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияютна принятие экономических решений: которые обязательно должны учитыватьупускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсовпроизводителя.
Такимобразом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает,что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство.Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле – еле хватает,чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина жепревышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержкамиобразует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя,полученный сверх нормальной прибыли.
/>/>/>/>/>/>Библиографический список
1.    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Основыэкономической теории. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 326 с.
2.    Брайчева Т.В. Экономическаятеория. – СПб.: Питер, 2005. – 299 с.
3.    Борисов Е.Ф. Основыэкономики. М.: Юристъ, 2006. – 336 с.
4.    Вахрин Г.К. Экономика.– М.: Омега-Л, 2006. – 499 с.
5.    Врублевская О.В. Экономика.– М.: Перспектива: Юрайт, 2005. – 287 с.
6.    Гальперин В.М., Игнатьев С.М.,Моргунов В.И., Экономическая теория – СПб.: Экономическая школа, 2007. – 318 с.
7.    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Курсэкономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 401 с.
8.    Дробозина Л.А. Экономическаятеория. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 421 с.
9.    Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Экономическаятеория. МГУ, 2006. – 478 с.
10. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткаяэнциклопедия по экономической теории и практики. – Ростов н/Д., 2005. – 420 с.
11. Камаев В.Д. Экономическаятеория. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 630 с.
12. Курс экономической теории: Учебник/подобщей ред. М.Н. Чепурина, Е.А, Кисилёвой. – Киров: АСА, 2005. – 488 с.
13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс:принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 974 с.
14. Миляков Н.В. Экономика. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 421 с.
15. Нуреев Р.М. Экономическаятеория. – М.: НОРМА, 2005. – 572 с.
16. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М:Инфра-М, 2004. – 344 с.
17. Райзберг Б.А. Экономическаятеория. – М: Инфра-М, 2005. – 512 с.
18. Резников С.С. Экономика. – М.:ЮНИТИ, 2005. – 385 с.
19. Родионова В.М. Экономическаятеория. – М.: ИНФРА, 2004. – 363 с.
20. Поляк Г.Б. Экономика. – М.:ЮНИТИ, 2006. – 338 с.
21. Поляк Г.Б. Экономическая теория.– М.: ЮНИТИ, 2005. – 423 с.
22. Сабанти Б.М. Экономическаятеория. – М.: Инфра, 2006. – 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.