Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиционная стратегия России в Чувашской Республике

Содержание
Введение
1. Теоретический аспект инвестиционной стратегии
1.1 Сущность инвестиционной стратегии
1.2 Классификация инвестиционных стратегий
1.3 Методологический инструментарий инвестиционногоанализа
2. Анализ инвестиционной стратегии территории
2.1 Характеристика инвестиционной стратегии РФ
2.2 Инвестиционная стратегия региона
2.3 Особенности развития инвестиционной деятельности вЧувашской республике
3. Предложения поформированию инвестиционной стратегии Чувашской республики
Заключение
Список литературы

Введение
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращиванииэкономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказываетсяна деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национальногопродукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъектаи всех его частных стратегий, концепций и программ развития.
Понятие «стратегия» глубоко и многозначно. В широкомсмысле стратегия — это процесс, отражающий управленческую философию развитиясубъекта. Более конкретно стратегия — это долгосрочный план развития субъекта:страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации,основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах,инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.
Для перехода России к устойчивому развитию необходимо обеспечениеустойчивого развития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в целом неспособны обеспечить осуществление инвестиций на уровне регионов. В связи с этимочень важно внедрять систему управления инвестициями на уровне каждого региона,учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений.
Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлениеминвестиционной стратегии в рамках территории заслуживает серьезного внимания,особенно актуальна в настоящее время.
Предметом исследования являютсятеоретические и методологические вопросы инвестиционной стратегии.
Объектом исследования является реальная инвестиционная стратегия России и регионов.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционнойстратегии Россиии конкретно в Чувашской Республики.
Достижение поставленной цели требуетрешения следующих задач:
Дать общую характеристику сущности инвестиционной стратегии;
Исследование методологической основыинвестиционного анализа;
Характеристика инвестиционной стратегии в России на современномэтапе, выделение ее особенностей и тенденций;
Дать общую характеристику сущности инвестиционной стратегии региона;
Анализ инвестиционного процесса в Чувашской Республике;
Выдвинуть предложения по формированию инвестиционной стратегииЧувашской Республики;
Поставленные цель и задачи определили логику исследования.
Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам касаемыхинвестиционной стратегии. А именно, в ней раскрывается понятие инвестиций,стратегии, риск при инвестировании и инвестиционный анализ.
Вторая глава содержит в себе информацию инвистиционной стратегииРоссии, а так же о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашейстраны, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы.
В третьей главе даются предложения по формированию инвестиционнойстратегии и Чувашской республики.

1. Теоретический аспект инвестиционной стратегии
1.1 Сущность инвестиционной стратегии
Понятие инвестиционной стратегии базируется на трех «столпах»:понятиях «инвестиции», «стратегия» и «развитие».
Инвестиции — это долгосрочное вложение финансовых и экономическихресурсов с целью получения доходов в будущем или получения иных благ —социальных, экологических, образовательных, инфраструктурных и других. [4,35]
Стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны,региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный навыбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе,детализированных программах и планах развития. С понятием стратегии близкосоотносится понятие концепции, которое, однако, имеет более обобщенный илиукрупненный характер. Концепция — единый замысел развития субъекта: страны,отрасли, региона, предприятия или организации. Различают общую стратегиюразвития субъекта, например, стратегию развития страны, региона, корпорации, ичастные стратегии: инвестиционную стратегию, инновационную стратегию, стратегиюразвития персонала, стратегию развития высоких технологии, стратегию развитиянефтяной промышленности и т.д. Долгосрочная программа развития—детализированная стратегия развития.
Концепция, общая стратегия и программа развития страны базируются наинвестиционной стратегии.
Инвестиционная стратегия — долгосрочный план вложения финансовых иэкономических ресурсов в развитие субъекта, реализующий поставленные цели,проекты и задачи страны, общества, собственников средств и ресурсов,предприятий, организаций и физических лиц. [13,54]
Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизмреализации долгосрочных общих и инвестиционных целей экономического исоциального развития предприятия в целом и его структурных единиц.
Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности, обеспечитьмаксимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала ивозможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами.
Разработка инвестиционной стратегии учитывает возможные вариацииразвития неконтролируемых факторов внешней инвестиционной среды и свести к минимумуих негативные последствия для предприятия.Наличие инвестиционной стратегииобеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативногоуправления инвестиционной деятельностью предприятия.
Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиямиразвития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочноминвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборепроектов. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия,например, информационная или инновационная стратегии развития. И в то же времячастные стратегии подразумевают инвестиции, то есть вложения финансовыхресурсов в конкретные проекты и программы. [13,61]
1.2 Классификация инвестиционных стратегий
Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется на макро-и микро уровнях (на уровне государства, региона, отрасли, муниципальногообразования, на уровне предприятий и организаций). Различают следующие видыинвестиционных стратегий:
— государственную инвестиционную стратегию развития;
— региональную инвестиционную стратегию развития;
—инвестиционную стратегию развития на местном уровне (муниципальнуюинвестиционную стратегию);
— корпоративную инвестиционную стратегию развития;
— отраслевую инвестиционную стратегию развития;
— общую инвестиционную стратегию развития субъекта;
— частную инвестиционную стратегию развития субъекта, входящую вобщую стратегию его развития.
Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиямиразвития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочноминвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализ. Частныеинвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информационнаяили инновационная стратегии развития. И в то же время частные стратегииподразумевают инвестиции, то есть вложения финансовых ресурсов в конкретныепроекты и программы.
Инвестиционная стратегия государства — это стратегия и программастимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектораэкономики, предприятия, в повышение уровня и качества жизни населения, вразвитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, винституциональное развитие страны.
Инвестиционная стратегия государства включает и определениеприоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочногофинансирования и развития. Основные цели инвестиционной стратегии государства —создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательногопредпринимательского климата; создание конкурентоспособной экономики; повышениеэффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения;решение оборонных и геополитических задач государства.
Инвестиционная стратегия региона — это, прежде всего, составляющаяобщей стратегии развития региона. Инвестиционная стратегия политики должна бытьнаправлена на увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и егосоставляющих, и на снижение совокупного инвестиционного риска и егосоставляющих, то есть на повышение привлекательности инвестиционного климатарегиона.
Инвестиционная стратегия муниципального образования позволяетустановить приоритетные цели и задачи экономического развития, отобразить рольинвестиций в решении этих целей. Стратегия позволяет, сопоставляя желания ивозможности, выбирать приоритеты и область концентрации усилий, сравниватьтекущее развитие с прогнозом и правильно реагировать на изменения во внутреннейи внешней среде муниципальных образований.
Инвестиционная стратегия на микро уровне (на уровне предприятия)базируется на следующих базовых концепциях финансового менеджмента: — сочетаниестратегии и тактики финансового менеджмента;
— максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых ипроизводственных рисков;
— рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала —стоимости собственников фирмы);
— создание и поддержание конкурентных преимуществ фирмы
— создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках,содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности. Существуютнесколько основных вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия.Инвестиционные стратегии различаются для предприятий из разных стран, отраслей,различных форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения,вида продукции, технологического уровня и т.д.
Так например, среднее инновационное предприятие имеет нескольковариаций инвестиционной стратегии.
Инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившеговенчурную фирму, заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночнойстоимости) и захвате рынков сбыта. Средние предприятия, обладающие значительныминтеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентнуюполитику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство,укреплять свои конкурентные преимущества.
Этими предприятиями используются также стратегии:
— «Поиск наград». Данную стратегию используют фирмы,работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится навенчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие рискиожидаемыми сверхприбылями;
— «Пирамида». Мобилизуются все доступные источники дляреализации одной, но перспективной инвестиционной программы;
— «Все для вас». Стратегия следования за стабильным икрупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой).
В этом случае предприятие работает по принципу «от добра —добра не ищут» и работает по заказам крупного потребителя своей продукции.
В заключение отметим, что для того, чтобы удовлетворять запросамсамых разных инвесторов, спектр инвестиционных стратегий должен быть достаточношироким. Рассмотренная классификация, несмотря на свою условность, помогаетвыделить некоторые типовые стратегии, на основе сочетания которых может бытьразработана стратегическая программа действий профессиональных участников взависимости от ситуации на рынке и сценариев ее изменения.
1.3 Методологический инструментарий инвестиционного анализа
Поскольку инвестиции в регион являются, как правило, долгосрочными,им должен предшествовать достаточно глубокий и всесторонний анализ спривлечением необходимого количества экспертов и специалистов. При проведениидостаточно масштабных исследований необходимо применять на каждом из всех егоэтапов различные подходы и методы для повышения достоверности получаемыхрезультатов.
Оценка стоимости инвестиционной ценности
Для определения стоимости приобретаемого пакета акций корпорациями,как правило, используются следующие методы:
— анализ дисконтных потоков средств;
— сравнительный анализ компаний;
— сравнительный анализ операций;
— анализ заменяемой стоимости.
Оценка дисконтных потоков средств.
Данная оценочная процедура является общей методологией, используемойпри оценке компаний. При наличии соответствующего качества информациирассматриваемый метод обычно является приоритетным для использованиякорпорацией как потенциальным покупателем. [4,75]
Рассмотрим кратко некоторые основные шаги этого алгоритма.Определение дисконтной ставки. Прибыль, получаемая держателями акций и долговыхобязательств, представляет собой стоимость долгового обязательства, зависящуюот рыночной стоимости этого обязательства, а также стоимость акции, зависящуюот рыночной стоимости этих акций. Среднее значение, определенное в соответствиис рыночной стоимостью, называется Средневзвешенной Стоимостью Капитала (ССК).Прогнозируемые свободные потоки средств дисконтируются в соответствии с ССК.
Сравнительный анализ компаний
Оценку компании также необходимо проводить путем анализа некоторыхпоказателей других компаний-аналогов, которые могут сравниться с анализируемой.Например, при анализе пакета нефтяной компании можно воспользоваться данными понескольким другим нефтяным компаниям. Выбираются различные показатели,например, отношение стоимости компании-аналога к ее запасам, а также рыночнойкапитализации к запасам компании. Далее рассчитываются показатели в отношенииобщих запасов и тех, на которые у нее имеются права (как правило, послепоправки на мелкие пакеты акций в производственных объединениях).
Запасы, на которые у компании имеются права, рассчитываются на основаниикоммерческого (без права голоса) пакета акций. Сравнивая значения полученныхпоказателей можно определить приблизительную стоимость приобретаемой компании.
Сравнительный анализ операции поглощения
Одним из методов оценки стоимости инвестиционной ценности являетсясравнительный анализ операции поглощения. Этот метод построен на анализеопераций приобретения аналогичных инвестиционных ценностей. В качествеоснования для расчетов определяется базовый показатель (например, балансоваястоимость активов и цена акции), затем с помощью пропорций оцениваетсявозможная стоимость инвестиционной ценности.
Основанием к использованию данного метода является то, что онобеспечивает надлежащую степень реализма в отношении случаев приобретенияпакетов акций российских предприятий российскими корпорациями.
Анализ заменяемой стоимости
Еще одним методом инвестиционного анализа является метод оценкизаменяемой стоимости инвестиционной ценности. В частности, для реальныхинвестиций с помощью этого метода можно учесть стоимость строительства новогообъекта инвестиций по сегодняшней стоимости денег и с применением скидки стакой стоимости для расчета стоимости существующей инвестиционной ценности.
Обычно скидка в отношении заменяемой стоимости составляет 30-40% иливыше с поправкой на регион. В российских условиях обычно используетсязаменяемая стоимость в размере 10-20% в связи с необходимостью значительноймодернизации из-за низкой технологической оснащенности и низкогоплатежеспособного спроса.
Региональные инвестиционные риски
Инвестиционный риск является одной из наиболее важных составляющихинвестиционного климата. Он характеризует вероятность потери инвестиций идохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать вданное корпорация, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правилаигры на инвестиционном рынке.
Степень риска зависит от политической, социальной, экономической,экологической, криминальной ситуаций. Важнейшей составляющей инвестиционногориска является законодательство. На территории большинства регионов действуетединый общегосударственный или, применительно к России,«общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяетсяв отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональныхзаконодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только впределах своих полномочий.
Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет настепень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в теили иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторовпроизводства – составляющих инвестиционного потенциала региона. Рассматриваяпривлекательность того или иного российского региона необходимо обратитьвнимание на следующие два основных момента:
1) инвестиционную привлекательность самого региона (при этоманализируется, прежде всего, правовое поле деятельности инвесторов,налогообложение, возможности репатриации прибыли, правовая защита правинвесторов и т.д.);
2) инвестиционную привлекательность конкретных объектов инвестирования(здесь уже анализируется экономическое и финансовое положение предприятий иорганизаций).
Инвестиционная привлекательность региона является определяющимусловием для интенсивной инвестиционной деятельности. Однако, инвестиционнаядеятельность в регионе сопряжена со следующими видами рисков: финансовые,экономические, социальные, криминогенные, политические, правовые. [4,78]
Охарактеризуем эти виды рисков более подробно, исходя из задачисследования. Как уже отмечалось, риски служат основанием требовать большейдоходности, то есть заведомо снижают объем инвестируемых ресурсов. Финансовыериски в регионе характеризуются как общим балансом задолженностей междурегионом и Федеральным центром, так и внутренней взаимной задолженностьюпредприятий региона. Основное внимание при анализе финансовых рисков в регионедолжно уделяться таким факторам как:
— финансовый статус региона в Федеральном бюджете (донор,реципиент);
— валовый региональный продукт;
— наличие финансовых гарантий инвесторам и прочие факторы.
Экономический риск региона характеризуется определяется прежде всегоструктурой экономики региона, при анализе экономического риска региона можноиспользовать такие факторы как:
— удельный вес убыточных предприятий;
— индекс роста стоимости потребительской корзины;
— доля региона в валовой национальном продукте и другие.
Социальный риск региона определяет возможность создания и развитияпроизводств с привлечением новой рабочей силы. В этой связи для оценкисоциального риска могут быть использованы следующие факторы:
— наличие жилья и социальной инфраструктуры;
— уровень доходов населения;
— состояние рынка труда в регионе;
— состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в регионе;
— демографическая и экологическая ситуация и другие.
Криминогенный риск предназначен для оценки степени зависимостиуспешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции. Приоценке криминогенного риска появляется возможность оценить безопасностьинвестиций. В этой связи, возникает необходимость оценки такого обобщающегопоказателя как экономическая безопасность региона.
Также для стратегических инвесторов большое значение имеетполитический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма,соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависитуспешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический рискнеразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полназаконодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестицийзависит привлекательность региона как объекта инвестиций.
Однако если оценивать инвестиционный риск по его отдельным видам,это зачастую приводит к лавинообразному нарастанию неопределенностиконсолидированного риска. По нашему мнению, при оценке инвестиционного риска в регионеальтернативой является оценка консолидированного инвестиционного риска повозможному уровню потерь корпорации от реализации инвестиционной программы.
Если под инвестиционным риском понимать уровень возможных опасностейматериальных и других потерь корпорации, которые могут наступить в результатепретворения в жизнь рискованного решения, то для оценки риска выделяют триуровня риска:
— допустимый риск, который ведет к снижению объема прибыликорпорации;
— критический риск, когда корпорация несет ощутимые потери вплоть доубытков и снижения курсовой стоимости своих акций;
— катастрофический риск, который может привести к краху корпорации.
Критерием отнесения рисков к тому или иному уровню является уровеньпотерь корпорации при реализации инвестиционной программы. Если прогнозируемыепотери не превышают расчетную прибыль, запланированную при реализацииинвестиционной программы, то риск является допустимым. Если возможныепрогнозируемые потери превышают расчетную прибыль по инвестиционной программе,то риск может быть критическим. В случае же, если возможные потери превышаютинвестиционный потенциал корпорации, то риск является катастрофическим.
Таким образом, инвестиционный риск – это один из основных факторовэффективности инвестиционной программы, поэтому его расчет – необходимаяпроцедура. Существует целый ряд специальных методов, позволяющих достаточнообъективно оценить риск по инвестиционной программе. Все подобные методы можнообъединить в три группы.
Вероятностный анализ (его суть заключается в том, что для каждогопараметра исходных данных, например, выручка от реализации или чистаяприведенная стоимость, строится кривая вероятности значений. Далее анализ идетлибо путем определения и использования в расчетах средневзвешенных величин,либо путем построения дерева вероятностей и выполнения расчетов по каждомувозможному сочетанию варьируемых величин. Такого рода анализ может проводитсядля каждой стадии реализации проекта).
Расчет критических точек (обычно, точки безубыточности), врезультате которого определяются критические значения внутренних и внешнихпоказателей инвестиционной программы, при которых корпорация может понестиубытки. Анализ чувствительности проекта к изменениям ключевых параметровисходных данных, иными словами, исследуется, каким образом изменяется чистаяприбыль или рентабельность инвестиций при различных значениях исходных данных(продажной цены продукции, объема продаж, удельных издержек и т. д.).

2. Анализ инвестиционной стратегиитерритории
2.1 Характеристика инвестиционной стратегии РФ
Инвестиционная стратегия Российской Федерации взаимосвязана с общейстратегией развития страны и частными стратегиями, концепциями и программамиразвития. Инвестиционная привлекательность стран мира ежегодно оцениваетсяведущими рейтинговыми агентствами. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта поинвестиционному климату резко упал: с 71-го она опустилась на 129-е место.Затем рейтинг России стал постепенно подниматься. В России в 1990-х гг.отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и,соответственно, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоятельствопривело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказуРоссией от выполнения своих международных и внутренних финансовыхобязательств). [13,283]
С приходом на пост Президента РФ Владимира Путина на должностьминистра экономики был назначен руководитель Центра стратегических разработокГерман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2011 г., который истал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций,стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы врегионах.
В таблице 1 приведена структура инвестиций в основной капитал поотраслям экономики (в % к итогу). Из этих данных следует, что инвестиции восновном идут пока в топливную промышленность, электроэнергетику иметаллургическую отрасль. В 2004 г. в них было осуществлено около 70% всехинвестиций, направлен ных в промышленность. В то же время доля инвестиций вмашиностроение и металлообработку составила всего 3%. Отсюда и вытекаетназревшая необходимость ускоренной модернизации и диверсификации экономики ипромышленности. Инвестиционная стратегия призвана решать эту насущную иодновременно фундаментальную для России проблему.
В послании Президента РФ Федеральному собранию от 25 апреля 2006 г.говорится о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, втом числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом ввопросе ускорения темпов роста национальной экономики.
В условиях постоянного развития научнотехнических процессов и вцелом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйствомбез инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставитцель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество,имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовыевозможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка«прозрачной» инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодолениядезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала изпроизводственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.
Лишь после обвального кризиса 1998 года пришло понимание того, что вподъеме экономики страны существенную роль играют как внутренние инвестиционныересурсы, так и внешние, в первую очередь – частные. Стало ясно, что страненеобходима новая стратегия инвестиционной политики: обеспечение единствавысокого инвестиционного климата и столь же высокой предпринимательской активности.
Правительство РФ подготовило концепцию данной стратегии и провело ее«обкатку» среди деловых кругов России и ряда западноевропейских стран.Необходимо было узнать, что хотят потенциальные инвесторы и на каких условиях готовывлить свой капитал в российскую экономику. В странах-экспортерах и импортерах капиталаидет острая конкурентная борьба за выгодное размещение и привлечение капитала.Критериев принятия инвестиционных решений много, но главные из них два: возможныериски и величина прибыли. С точки зрения последнего фактора, инвестиционнаяпривлекательность России значительно выше, чем других стран.
Однако риски потерять капитал тоже велики и становятся главнымпрепятствием для его экспорта в РФ. Хотя стоит отметить, по словам главы ЦБ РФСергей Игнатьева, что повышение реального курса рубля с декабря 2004 г. подекабрь 2006 г. составит около 10%. «Мы позволим рублю укрепляться какноминально, так и реально» – отметил он, повышение номинального курса рубляс декабря 2004 г. по октябрь 2006 г. составило 3,3%. За это же время реальныйэффективный курс рубля вырос на 9,3%.
Общие инвестиции в России в 2010 году показали явную тенденцию кснижению.
Среди внутренних факторов, которые привели к снижению ростаинвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенныепроцентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импортапродукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспортапродукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2009г онасоставляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объемеувеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и набанковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие отрегиональных банков, многие из которых лишились лицензий. [10,17]
Снижение темпов и объемов производства и увеличение импортанаблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика,прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства иконкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентнаякредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведениямодернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.
Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целогокруга проблем отраслевого, регионального, институционального иинструментального характера, что и является приоритетной задачей современнойинвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственнуюсистему.
Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельностиво многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2010 г.падение промышленного производства продолжилось — на 16% в январе и на 13% вфеврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращениекредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайнаянеопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательноевоздействие на рост инвестиций и потребления в России. [12,105]
/>
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал.
Согласно данным Росстата (см. рис.2), рост совокупных инвестиций восновной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению с 21,1% в 2009 г. Большуютревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2009 года на 2,3% посравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, былообусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, какследствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2%в четвертом квартале 2009 г. до 1.9% в третьем квартале 2010 г. в связи сростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.
Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились вобласти положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычутопливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающиепроизводства — 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды — 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы наближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале правительство РФ рассмотреловопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2011год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, этипрограммы сформированы «исходя из необходимости обеспечения надежного ибесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуютрешениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развитияРоссийской Федерации на 2011 год». Напомним, правительством РФ былиодобрены (в основном перечне) важнейшие объекты электроэнергетики,финансирование которых в 20010 году будет происходить в том числе сиспользованием целевых инвестиционных средств. В последнее время проблемасоздания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разныхуровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большуюактуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационнойэкономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включаятакие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки поприоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2008-2012годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизацииинвестиционного процесса декларируется в программных документах изаконодательных актах, существенных результатов на практике добиться неудается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционнойактивности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться наэкономике. Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» винфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовомкомплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих:устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии сперспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условийдобычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутомуровне. На рисунке 2 показан график динамики вложения инвестиций по отраслямэкономики.
Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера»потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимальнонеобходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребностиинфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2007-2015 гг. – 4-5% вгод, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объемаинвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжениивсего прогнозного периода.
/>
Рис. 2. Инфраструктурные инвестиции по отраслям.

В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высокавероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущегодесятилетия.
Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемымувеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. Поданным Института энергетических исследований РАН, до 2011 г. выработают свойресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощностиТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицитаэнергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику»должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2007-2011 гг. –в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.
На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяетсянеобходимостью:
— достройки федеральной опорной транспортной сети (без учетастроительства международных транспортных коридоров);
— развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востокестраны;
— развития газотранспортной системы, включая строительство в 2007-2020гг. более 23 тыс. км новых магистральных газопроводов, из них свыше 7 тыс. км —в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2006 гг. – 4,8 тыс. км);
— замещения основных фондов, характеризующихся высокой степеньюизноса – более 60%2 (2004 г.), а по транспортным средствам – более 70%.
Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должнывозрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2007-2011 гг. – в 1,7 раза;в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.
В нефтегазовом комплексе освоение новых месторождений в северной ивосточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи втрадиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычиуглеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2007-2011 гг. – в 1,3раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.
Между тем для России сейчас открыты реальные возможности поулучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированына:
— интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупныхинфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпорацийнефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние нароссийский инвестиционный рынок;
— благоприятные условия для развития энергетического, транспортного,нефтяного и химического машиностроения.
При этом риски для России заключаются в следующем:
— в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционногобарьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят вроли ограничителя экономического развития, а также снижения добычиуглеводородов;
— вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурныхмонополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.
Итак, финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: ихобъем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и вближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так ииностранных.
В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность,несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом вроссийской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себяабсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранныхинвесторов, которые базируются на многолетней практике.

2.2 Инвестиционная стратегия региона
В условиях неустойчивой экономики и недостаточности инвестиционныхсредств важнейшее значение для конкретного региона приобретает конкуренция заинвестиции между различными регионами. Капитал перетекает в соответствии сзаконами рынка из депрессивных регионов в экономически сильные, ускоренноразвивающиеся регионы, с более привлекательным инвестиционным климатом. Поэтомуосновная задача управленцев региона — создание более привлекательногоинвестиционного климата. В России традиционно Москва была и остается главнымфинансовым центром России. Более 80% активов банковской системы странысосредоточены в банках Москвы и Московской области. Поэтому наиболее реальнымиинвесторами для регионов с незначительной сырьевой составляющей в экономикеявляются московские предприниматели. Вторым по значению финансовым центромстраны является Санкт-Петербург, предприниматели которого также осуществляютэкспансию финансового капитала в регионы. И задача региональных властей —привлекать их капиталы в свой регион. [13,205]
Существенны для регионов и иностранные инвестиции, доля которыхнеуклонно растет.
В настоящее время основные источники финансирования крупных проектовформируются из доходов от экспорта нефти, газа, металлов на федеральном уровне.
Поэтому общая политика региона и его инвестиционная стратегия вусловиях избытка накопленных средств на федеральном уровне на данном этаперазвития страны должны разрабатываться в тесном контакте с ФЦ, с учетом еготребований, федеральных стратегий и программ развития страны. Тем более, что,по существу, они выполнены на высоком научном уровне.
Осталось в прошлом время, когда программы развития регионовкардинально различались по содержанию и сути и порой были направлены противфедеральной стратегии развития страны.
Инвестиционная стратегия региона — это, прежде всего, составляющаяобщей стратегии развития региона. [13,207]
Инвестиционная стратегия политики должна быть направлена наувеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и его составляющих, ина снижение совокупного инвестиционного риска и его составляющих, то есть наповышение привлекательности инвестиционного климата региона. Инвестиционнаястратегия включает:
— рост уровня и качества человеческого капитала в части его рыночныхсоставляющих, в том числе качества труда (рост трудового потенциала области);
— рост доходов населения и, соответственно, рост потребительскогоспроса (потребительского потенциала);
— рост промышленного производства (рост производственногопотенциала), причем в основном за счет его реструктуризации и повышения доли иэффективности производств с высокой добавленной стоимостью;
— развитие инновационного и венчурного бизнеса (рост инновационногопотенциала);
— развитие институтов рыночной экономики (рост институциональногопотенциала);
— развитие инфраструктуры региона (рост инфра- структурногопотенциала);
— рост налоговой базы и прибыльности предприятий региона (ростфинансового потенциала);
— снижение экономического риска за счет последовательного развитиярыночных отношений и гарантий неприкосновенности частной собственности ичастных инвестиций;
— снижение финансового риска путем повышения степенисбалансированности регионального бюджета и муниципальных бюджетов, а такжеснижения числа кризисных предприятий в области;
— снижение политического и законодательного рисков путемсовершенствования законодательной базы, повышения авторитетности местныхвластей всех уровней, идеологической поддержки федеральной и региональнойполитики;
— снижение социального риска (уровня социальной напряженности) засчет повышения качества жизни населения;
Все регионы РФ с целью повышения прозрачности регулированияинвестиционного процесса и соответствия его федеральному законодательствуприняли законы о поддержке инвестиционной деятельности и повышенииинвестиционной привлекательности.
2.3 Особенности развития инвестиционной деятельности в Чувашскойреспублике
Ключевыми направлениями инвестиционной политики в ЧувашскойРеспублике являются создание благоприятногоинвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельностиорганизаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства.
В 2010 году объем инвестиций в экономику республики составил 41,6 млрд.рублей,по сравнению с 2009 годом объем инвестиций уменьшился на 14,2 %. Из общегообъема инвестиций 19,3 млрд. рублей (46,4%) приходилось на долю организаций, неотносящихся к субъектам малого предпринимательства.
На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружениезданий (кроме жилых) и сооружений было направлено 17,2 млрд. рублей (41,4% отобщего объема инвестиций), жилищ – 15,4 млрд. рублей (37,0%), на приобретениемашин, оборудования, транспортных средств, инструментов – 7,9 млрд. рублей(19,1%) и на возмещение прочих затрат – 1,0 млрд. рублей (2,4%).
За 2010 г. произошли следующие изменения в структуре инвестиций восновной капитал по источникам финансирования. Продолжает расти долясобственных средств предприятий и организаций в общем объеме инвестиций — врассматриваемом периоде она выросла до 35,5 % с 30 %в 2009 года. Возросла также доля амортизации в инвестициях в основнойкапитал – с 14,3 % в 2009 г. до 17,3 % в 2010 г.Доля прибыли в общем объеме инвестиций выросла на 2,6п.п. и составила 17,1 %. Снижение доли привлеченных средств на 5,5 п.п. произошло, в основном, за счет уменьшения доликредитных средств — на 4,7 п.п. и средств республиканского бюджета – на 3,6п.п.
/>
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в2010 году, в %
Иностранные инвестиции
Характернойособенностью последних лет является рост влиянияна экономику республики внешних факторов не только через расширениемеждународной торговли, но и за счет активизации международных финансовыхвзаимоотношений. Привлечение иностранных инвестиций в развитие региона являетсяодним из важных направлений внешнеэкономической деятельности республики.
В 2010 году темп роста иностранных инвестиций, поступивших ворганизации Чувашской Республики составил 171,3 %. В организации республики отиностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 46245,5 тыс.долларов США,в том числе прямые — 45709,7 тыс.долларов США, портфельные 144,7 тыс.долларовСША, прочие инвестиции – 391,1 тыс.долларов США.
/>
Рис.4. Поступление иностранных инвестиций в экономику ЧувашскойРеспублики.
Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными длявложения иностранного капитала в 2010 г. были обрабатывающие производства. В 2010г. обрабатывающие производства (химическое производство) республики получили46,1 млн.долларов США, или 99,7 % от общего объема поступивших иностранныхинвестиций, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 144,7млн. долларов США, или 0,3%, транспорт и связь – 0,3 млн. долларов.
Инвестиции были получены из Кипра, Соединенного Королевства,Гонконга, Китая, Швейцарии, Украины, Австралии, Азербайджана, Беларуси иКазахстана.
Приволжский федеральный округ (далее — ПФО), в который входитЧувашская республика, выделяется среди других округов постоянным уменьшениеминвестиционного потенциала при небольшом снижении инвестиционного риска, атакже значительной межрегиональной дифференциацией инвестиционного климата. Приэтом, за последние пять лет Чувашская республика занимает твердые позиции поросту инвестиций в ПФО, но в послекризисный период (с лета 2010 года)демонстрирует динамику увеличения практически всех частных инвестиционныхрисков. В этом мы можем убедиться, рассмотрев график на рисунке 9. На примеремалых предприятий видно, что только Чувашские малые компании снизили инвестициив собственное развитие.
/>
Рис. 5. Объем инвестиций в собственный капитал предприятий малогобизнеса за январь-сентябрь 2010 г.
Вне зависимости от кризисных надо отметить, что перспективыЧувашской республики в целом очевидны и существуют ресурсы, которыми мы готовыраспоряжаться уже сейчас. Существуют инвестиционные проекты для выгодных вложенийи существуют высококвалифицированные кадры, которые смогут реализовать этипроекты. Все зависит от того, как наш регион распорядится открытойперспективой.

3. Предложения по формированию инвестиционнойстратегии Чувашской республики
Переход России к устойчивому развитию невозможен без обеспечения устойчивогоразвития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в целом не обеспечиваютконкретики осуществления инвестиций на уровне регионов.
Поэтому очень важно внедрять систему управления инвестициями на уровнекаждого региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развитиярыночных отношений. Сложность и особенность системы управления инвестициями науровне региона заключается в учете ее двух основных составляющих — региональнойи инвестиционной, каждой из которых присуща высокая степень неопределенности. Несмотряна многочисленные исследования, задача создания эффективной системы управленияинвестициями в настоящее время в полной мере не реализована ни в России вцелом, ни, тем более, в ее регионах.
Среди наиболее значимых проблем регионального управления инвестициями:отсутствие инвестиционной стратегии, несогласованность инвестиционного законодательства,неполное выполнение функций планирования и контроля, отсутствие процедурстратегического управления.
Сегодня Чувашская Республикаотносится к числу регионов России, демонстрирующих динамичное развитие наоснове эффективного использования инвестиционного и интеллектуальногопотенциала, инновационных подходов. Республика достойно выглядит наобщероссийском фоне, отличается заметными тенденциями роста производстваведущих отраслей экономики и позитивными сдвигами в социальной сфере.
В данной работе мы попробуем наметить основные предложения поформированию инвестиционной стратегии Чувашской республики.
Основным на наш взгляд, является процесс содействия развитиюинвестиционной деятельности и повышение предпринимательской активности. А этоподразумевает под собой следующие направления :
— укрепление инвестиционного имиджа Чувашской Республики, включаяраспространение информации о потенциале республики (промышленном, научном,кадровом и др.) и инвестиционном законодательстве, проведение инвестиционныхвыставок, семинаров, конференций, презентаций Чувашской Республики в регионахРоссии и за рубежом;
— активизация работы с частными инвесторами на основечастно-государственного партнерства при реализации приоритетных инвестиционныхпроектов (приложение № 3).
— максимально возможное снятие административных барьеров длябизнеса, в том числе малого и среднего, либерализация рынка инвестиционныхпроектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительнойдокументации при их разработке и реализации;
— государственная поддержка и предоставление преференций припривлечении инвестиций;
— развитие информационной инфраструктуры в целях получениясубъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической ииной информации;
— развитие системы подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров для организаций малого бизнеса;
— стимулирование развития цивилизованного предпринимательства,распространение положительного опыта предпринимателей;
— создание республиканских инвестопроводящих структур (типаагентства по содействию инвестициям, центра исследования инвестиционного рынка,агентства регионального развития, центра активизации инвестиционного процесса ит.п.), способствующих привлечению инвестиций в экономику, в том числе путемаккумулирования заявок субъектов инвестиционной деятельности, осуществления ихинформационного и консультационного обслуживания, содействия в поискеинвесторов для реализации инвестиционных проектов, организации и проведенияконкурсов (торгов) при реализации инвестиционных объектов, осуществленияконсалтинговых услуг по подготовке проектов республиканских стратегий,концепций, программ, организации и проведения на основе аутсорcинга имиджевыхмероприятий, деловых встреч с инорегиональными и иностранными партнерами;
Так же необходимо, использование инструментов фондового рынка дляпривлечения инвестиционного капитала:
— проведение мероприятий, направленных на повышение прозрачностидеятельности организаций, разработка рекомендаций по активному внедрениюкорпоративного управления;
— создание пилотной группы организаций для апробации ираспространения лучших примеров корпоративного управления, разработка системымониторинга его положительных результатов;
— учет внедрения принципов корпоративного управления прирассмотрении вопросов оказания государственной поддержки организациям иподведении итогов экономического соревнования между ними.
Инвестиционная стратегия региона позволяет скоординировать усилия различныхструктур на достижении одной цели и формировать механизм их взаимодействия.

Заключение
В условиях постоянного развития научно-технических процессов и вцелом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйствомбез инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставитцель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество,имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовыевозможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка«прозрачной» инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодолениядезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала изпроизводственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.
Однако, отдельной инвестиционной стратегии РФ не существует, но онаприсутствует в общей стратегии развития и во всех частных концепциях, стратегияхи программах развития. Базой инвестиционной стратегии служат выбранныеприоритеты развития, приоритетные отрасли и сферы развития.
Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целогокруга проблем отраслевого, регионального, институционального иинструментального характера, что и является приоритетной задачей современнойинвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировуюхозяйственную систему.
Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельностиво многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2010 г.падение промышленного производства продолжилось — на 16% в январе и на 13% вфеврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращениекредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайнаянеопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательноевоздействие на рост инвестиций и потребления в России.
Финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объемзаметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшембудущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так ииностранных.
Ключевыми направлениями инвестиционной политики в ЧувашскойРеспублике являются создание благоприятного инвестиционногоклимата, развитие инвестиционной деятельности организаций реальногосектора экономики, дальнейшая капитализация производства.
В 2010 году объем инвестиций в экономику республики составил 41,6 млрд.рублей,по сравнению с 2009 годом объем инвестиций уменьшился на 14,2 %.
Приволжский федеральный округ, в который входит Чувашскаяреспублика, выделяется среди других округов постоянным уменьшениеминвестиционного потенциала при небольшом снижении инвестиционного риска, атакже значительной межрегиональной дифференциацией инвестиционного климата. Приэтом, за последние пять лет Чувашская республика занимает твердые позиции поросту инвестиций в ПФО, но в послекризисный период (с лета 2010 года)демонстрирует динамику увеличения практически всех частных инвестиционныхрисков.
Вне зависимости от кризисных явлений, надо отметить, что перспективыЧувашской республики в целом очевидны и существуют ресурсы, которыми мы готовыраспоряжаться уже сейчас. Существуют инвестиционные проекты для выгодныхвложений и существуют высококвалифицированные кадры, которые смогут реализоватьэти проекты. Все зависит от того, как наш регион распорядится открытойперспективой.

Список литературы
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ,осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999года (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗот 9 июля 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развитияРоссийской Федерации»
4.  Абрамов, С. И.Инвестирование. /С.И. Абрамов. – М.: ИНФРА-М, 2000.-109 с.
5. Бородин Е. Инвестиционный бум в России: итоги и перспективы // Обществои экономика. – 2009. — №6. – с. 102-109.
6. Бард В. З., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е.Инвестиционный потенциал Российской экономики. М., 2010. С. 164–165.
7. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективностиинвестиционных проектов: теория и практика. Учебное пособие. – М. – 2004 г. –888 с.
8. Гаглоев, П. Инвестиционные просторы России / П. Гаглоев, С. Белогур //Российский инвестиционный вестник. – 2008. — № 3. — С. 36.
9. Дасковский В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций //Экономист – 2010 — №1 – с. 42 – 56.
10. Задорнов, М. Инвестиционный климат России и перспективы его улучшения /М. Задорнов// Проблемы теории и практики управления. -2006.-№9.- С. 15-19.
11. Лахметкина Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия: учеб. пособие длястудентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» — М. — 2008.- 183 с.
12. Национальная экономика России: потенциал, комплексы, экономическаябезопасность./Отв. ред. А. В. Игошин. — М.: Юнити, 2006- 358 с.
13. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.
14. Колтынюк Б.А. Инвестиции. Учебник. — СПб. – 2003 г. – 848 с
15. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: РАГС, 2006. — 834 с.
16. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: учеб. пособие для студентоввузов — М.- 2003. — 158с.
17. Жданов, В. П. Организация инвестиций. / В.П.Жданов. – М.: Наука, 2007.-192с.
18. Чапек, В. Н. Рынок инвестиций. / В.Н. Чапек. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-274с.
19. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программМинэкономразвития РФ. www.programs-gov.ru/
20. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программМинэкономразвития РФ. www.programs-gov.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ii Историко-экономические и правовые вопросы административного устройства юго-западной Грузии (1878-1914 гг.)
Реферат А. Т. Бронтвейн А. Ю. Васильев, доктор медицинских наук, профессор
Реферат «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»
Реферат Ложность и противоречия псевдохристианских культов
Реферат История города Волхова
Реферат Поэтичный мир образов и национальные мотивы в творчестве ВМ Васнецова
Реферат Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Реферат Пути соершенствования грузовых перевозок на разных видах транспорта
Реферат Очистка от пестицидов
Реферат взаимосвязь между экномическими фактами и государственной политикой
Реферат Отношения Китая и России
Реферат Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года
Реферат Администрация панинского муниципального района воронежской области
Реферат Психологическая концепция В.М. Бехтерева
Реферат Билеты по ОБЖ за 11 класс