НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономическойтеории
Дисциплина:макроэкономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселераторинвестиций»
Студент
БД, 4 курс, гр.812121К И.И.Пыж
Руководитель Канд. эконом. наук,
доцент Т.Н. Лукашевич
ПИНСК, 2009
Оглавление
Введение
1. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1.1 Сущность и роль инвестиций. Инвестиционная деятельность
1.2 Состав источников финансирования инвестиционной деятельности
1.3 Собственные средства инвесторов. Проблемы их формирования
1.4 Бюджетное финансирование инвестиций
1.5 Инновационные фонды как внебюджетные источники финансированияинвестиционной деятельности
1.6 Банковский кредит как источник финансирования инвестиций
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций
2.1 Понятие мультипликатора инвестиций
2.2 Акселератор инвестиций
3. Анализ структуры инвестиций в Республике Беларусь
3.1 Иностранные инвестиции
3.2 Инвестиции в основной капитал
Заключение
Список используемыхисточников
Реферат
Курсоваяработа: 33 страницы, 5 рисунков.
ИНВЕСТИЦИИ,ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ, АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ.
Изучены иподробно описаны источники инвестиций, их структура в Беларуси, мультипликатори акселератор инвестиций, а также выявлено их влияние на экономический ростстраны.
Представленанациональная инвестиционная политика РБ и ее институционально-правовая база.Проведен основательный анализ развития инвестиционной деятельности, организациии финансирования инвестиций в республике, методы государственного регулированияинвестиций, классификацию и структуру инвестиций, который показал какперспективный инвестиционный потенциал страны, так и устаревшуюматериально-техническую базу многих предприятий, слабую финансовую поддержку состороны государства в условиях мирового финансового кризиса. Проанализированадинамика развития инвестиционной деятельности в стране, а также международноеинвестиционное сотрудничество. Указаны задачи и цели стоящие перединвестиционной политикой РБ, пути и методы их решения, а также выявленыфакторы, препятствующие внедрению инвестиций в экономику РБ.
Определеноглавенствующее место инвестиций в повышении и удержании конкурентоспособностинациональной продукции на мировом рынке, а также за счет этого увеличениегосударственных доходов.
Введение
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечениянезависимости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизациянакоплений и активное инвестирование.
Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республикине соответствует указанным требованиям. За годы экономических реформ произошлорезкое сокращение объема инвестиций, особенно в реальный сектор экономики, врезультате влияния ряда факторов: неблагоприятный инвестиционный климат;мировой финансовый кризис, вызвавший резкое снижение объема государственныхцентрализованных инвестиций; инфляция; высокий уровень налоговых изъятий; низкаярентабельность субъектов хозяйствования; неэффективное использованиеамортизационных отчислений; неразвитый фондовый рынок; слабое привлечениебанками сбережений населения; вывоз капитала из страны и др.
Для закрепления достигнутых положительных тенденциймакроэкономической стабилизации и исправления допущенных ошибок требуютсядальнейшее развитие начатых реформ, ускорение приватизации, активизацияинновационной и инвестиционной деятельности всех участников инвестиционногопроцесса.
В связи с этим современная инвестиционная политика государствапредусматривает проведение комплексных мер по максимальной мобилизациинациональных инвестиционных ресурсов, особенно сбережений и накоплений частныхинвесторов, привлечению иностранного капитала в белорусскую экономику иповышению эффективности использования инвестиций.
Важнейшим условием устойчивого развития национальной экономикиявляется активное инвестирование.
Белорусское государство предлагает иностранным инвесторамблагоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности.Растущий приток иностранных инвестиций в Беларусь обусловливаетустойчивый рост экспортоориентированной экономики страны, динамичноразвивающийся рынок финансовых и страховых услуг, социальную стабильность,наличие развитой инфраструктуры. Кроме того, республика Беларусь имеет выгодноегеографическое положение, располагает высококвалифицированной рабочей силой изначительным научно-техническим потенциалом, низким уровнем коррупции ипреступности.
В республике создана серьезная нормативная база для осуществленияинвестиционной деятельности. Основным регулирующим ее законодательным актомявляется инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который устанавливаетравные условия ведения бизнеса для национальных и иностранных инвесторов, определяетих права, гарантии защиты инвестиций и результатов инвестиционной деятельности.
В соответствии с кодексом инвестор получил право на заключениеинвестиционного договора с белорусским государством в лице правительства либоуполномоченного им органа. При этом в договоре фиксируются необходимые дляреализации инвестиционного проекта обязательства сторон, а инвестору могут бытьпредоставлены дополнительные гарантии и льготы.
Развиваются и новые формы деятельности, предусмотренныеИнвестиционным кодексом Республики Беларусь, в частности концессии. Сегодня дляпередачи в концессию предлагаются месторождения железных руд, гипса ибетонитовых глин.
Цель курсовой — раскрыть сущность понятия «инвестиции», указатьисточники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основныевопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования,охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
1. Источники финансирования инвестиционнойдеятельности
1.1 Сущность и роль инвестиций. Инвестиционнаядеятельность
Экономическое и социальное развитие любого общества и каждогоотдельного субъекта хозяйствования основано на использовании инвестиций.
Термин «инвестиция» происходит от англ. invest, что означаетвкладывать.
Многие экономисты определяют инвестиции как долгосрочные вложениякапитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с цельюполучения в будущем дохода или достижения социального эффекта.
Такое определение относится лишь к отдельным формам инвестиций, впервую очередь, к вложениям средств в воспроизводство основных фондов, акции ит.д. Однако инвестирование может быть и краткосрочным, например, приобретениемашин и оборудования, не требующих монтажа, вложение в государственныекраткосрочные облигации, депозитные сертификаты со сроком обращения до одногогода.
В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь дано широкоеопределение рассматриваемой категории: «Под инвестициями понимаются любоеимущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результатыинтеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственностиили ином вечном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объектыинвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или)достижения иного значимого результата».
Кратко понятие «инвестиции» можно определить, как вложениекапитала во всех формах в объекты инвестиционной деятельности с целью полученияв будущем прибыли (дохода) или иного положительного результата (социального,экологического и т.д.).
Инвестиции играют ключевую роль в рыночной экономике. Ониобеспечивают создание, обновление и расширение основных фондов, структурнуюперестройку экономики (путем создания новых производств и технологий),повышение конкурентоспособности производимых товаров и укрепление экспортногопотенциала предприятий, удовлетворение социальных потребностей населения,улучшение экологии, укрепление обороноспособности страны и т.д.
Эффективность инвестиций в значительной мере зависит оторганизации инвестиционной деятельности.
Согласно Инвестиционному кодексу Республики Беларусь, «подинвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица, или (и)физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицыгосударства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) илиих иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иногозначимого результата» [3, с. 9].
Основное содержание данного понятия можно выразить следующимобразом: инвестиционная деятельность — это комплекс практических действийюридических, физических лиц или государства по реализации инвестиций с цельюувеличения капитала, получения прибыли или иного положительного результата.
Главной целью инвестиционной деятельности является создание иувеличение основного и оборотного капитала субъектов хозяйствования.
Согласно Инвестиционному кодексу Республики Беларусь, объектамиинвестиционной деятельности являются:
ü недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественныйкомплекс;
ü ценные бумаги;
ü интеллектуальная собственность.
К объектам инвестиционной деятельности можно также отнестидвижимое имущество (например, транспортные средства, вычислительную технику),которое после приемки в эксплуатацию зачисляется в основные средства.
В настоящее время инвестиционная деятельность осуществляется вследующих формах: создание юридического лица и приобретение имущества илиимущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица,недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности,концессий, оборудования, других основных средств.[5, с.10]
1.2 Состав источников финансированияинвестиционной деятельности
Обязательным условием осуществления инвестиционной деятельностиявляется наличие источников финансирования, за счет которых обеспечивается, вконечном счете, простое и расширенное воспроизводство. Источникамифинансирования являются:
· собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервыинвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбереженияграждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в видевозмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства);
· заемные финансовые средства инвестора (банковские и бюджетныекредиты, облигационные займы и другие средства);
· привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемыеот продажи акций, долевые участия в уставных фондах инвесторов);
· денежные средства, централизуемые отраслевыми ведомствами,объединениями (средства централизованных инновационных фондов);
· инвестиционные ассигнования из государственного бюджета, местныхбюджетов и внебюджетных фондов;
· иностранные инвестиции.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
1) государственныеинвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов,государственные заимствования, средства государственных предприятий; кредитыгосударственных банков);
2) инвестиционные ресурсысубъектов хозяйствования коммерческого и некоммерческого характера,общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторов;кредиты коммерческих банков, средства инвестиционных фондов, страховых компанийи др.;
3) инвестиционные ресурсыиностранных инвесторов (иностранных государств, международныхфинансово-кредитных организаций, институциональных инвесторов, зарубежныхбанков и кредитных учреждений).
Система финансового обеспечения инвестиционного процессаскладывается из органического единства источников финансирования инвестиционнойдеятельности и методов инвестирования.
Методами инвестирования являются:
ü бюджетный;
ü кредитный;
ü самофинансирование;
ü акционерное финансирование;
ü комбинированный.
Бюджетный метод инвестирования предполагаетнаправление государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканскогои местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов.Государственные бюджетные инвестиционные вложения предоставляются набезвозвратной и возвратной основе и предназначаются для приоритетныхнаправлений экономической политики государства, обеспечивающих структурнуюперестройку экономики, сохранение и развитие производственного инепроизводственного потенциалов страны, решение социальных и других проблем,которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.
При бюджетном методе инвестирования государственныецентрализованные инвестиционные ресурсы могут непосредственно направляться дляфинансирования целевых программ, государственных нужд, а также использоватьсядля оказания государственной поддержки инвестиционных проектов путем выдачигарантий и предоставления налоговых и других льгот инвесторам.
Кредитный метод инвестирования предполагаетпредоставление банковских кредитов на условиях срочности, платности ивозвратности. С помощью кредитного метода осуществляется трансформациясбережений и накоплений в производственные инвестиции.
Преимущество кредитного метода инвестирования связано свозвратностью средств, где немаловажное значение имеет также необходимостьуплаты заемщиком процентов за пользование кредитом, уровень которых зависит отспроса и предложения на ссудный капитал, уровня инфляции в стране, величиныставки рефинансирования и процентов по депозитам. Взимаемые банками процентыдифференцируются в зависимости от сроков и размеров предоставленных кредитов,их обеспеченности, степени кредитного риска и т.п.
Самофинансирование инвестиций предусматриваетосуществление процесса расширенного воспроизводства преимущественно за счетсобственных источников предприятий: амортизации основного капитала, прибыли ифондов, созданных за счет прибыли. Самофинансирование развития предприятийвозможно при их стабильном и устойчивом финансовом состоянии. Падениерентабельности промышленных предприятий и рост количества убыточных предприятийв реальном секторе экономики повлекли за собой снижение инвестиционнойактивности хозяйствующих субъектов. Возможность самофинансирования предприятийсвязана также с проводимой государством бюджетной, налоговой и амортизационнойполитикой.
Стимулированию инвестиций предприятий благоприятствуют снижениеналоговой нагрузки, сближение доходности средств, вкладываемых в производство,с их доходностью от использования в других сферах, повышение надежностиинвестирования, совершенствование амортизационной политики государства.
Акционерное финансирование представляетсобой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссииценных бумаг. Оборот ценных бумаг на финансовом рынке существенно расширяетвозможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий идомашних хозяйств для инвестирования производственных и социальных мероприятий.
Акционерное финансирование включает в себя следующие формы:
ü дополнительные эмиссии ценных бумаг под конкретный инвестиционныйпроект;
ü эмиссию долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов,облигаций;
ü формирование специализированных инвестиционных компаний и фондов,в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг иинвестированием полученных средств в инвестиционные проекты.
Развитие акционерного метода инвестирования зависит от политикиразгосударствления и приватизации объектов государственной формы собственности,создания правовых условий для функционирования рынка ценных бумаг,функционирования рыночной инфраструктуры.
На основе комбинированного инвестирования можетосуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средствгосударственного бюджета, собственных средств организаций, предприятий и другихюридических лиц, кредитов банков с соблюдением пропорций расходования бюджетныхассигнований и собственных средств в течение всего периода реализацииинвестиционного проекта. [4, с. 113-117]
1.3 Собственные средства инвесторов. Проблемы их формирования
В составе собственных средств инвесторов основную долю занимаютприбыль и амортизационные отчисления.
Прибыль является основным финансовымрезультатом деятельности предприятия и представляет собой главную форму чистогодохода предприятия, выражающую стоимость прибавочного продукта. Величинаприбыли определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ,услуг) и ее полной себестоимостью. После уплаты налогов и других обязательныхплатежей из прибыли в бюджет у предприятий остается чистая прибыль, частькоторой может использоваться на инвестиции в составе фонда накопления илидругого фонда аналогичного назначения. Предприятия самостоятельно распределяютприбыль, оставшуюся в их распоряжении. Чтобы нормально развиваться, они должныиспользовать прибыль для финансирования реальных инвестиций в техническоеперевооружение, реконструкцию, расширение производства.
Развитие и обновление производства, его перепрофилирование навыпуск новой, более качественной и прогрессивной продукции, в конечном счете,приводят к увеличению прибыли и возможности ее дальнейшего реинвестирования, втом числе для решения социальных и других задач предприятия.
Прибыль, идущая на финансирование капитальных вложенийпроизводственного назначения и жилищного строительства, а также на погашениебанковских кредитов и используемая на эти цели, подлежит льготированию приналогообложении. Льготирование осуществляется путем уменьшения налогооблагаемойприбыли на суммы направленной на инвестиции и прибыли при условии полногоиспользования на эти цели сумм начисленного износа (амортизации).
В последние годы доля прибыли как источника накоплений предприятийзначительно сократилась. Это, связано с общеэкономическими проблемами:инфляцией, спадом производства, неплатежами в экономике, ростом числа убыточныхпредприятий и др.
Решение общеэкономических проблем, стимулирование предприятий кнакоплению и самофинансированию должно повысить роль прибыли в финансированииинвестиций.
Другим крупным источником финансирования инвестиций напредприятиях являются амортизационные отчисления. За счет амортизации вовсех развитых странах покрывается до 70-80 % потребности предприятий винвестициях. С развитием рыночных отношений в нашей стране государственнаяполитика нацелилась на повышение роли амортизации в обеспечении предприятийинвестиционными ресурсами.
Преимущество амортизационных отчислений состоит в том, чтонезависимо от финансового состояния предприятия этот источник всегда имеется иостается в его распоряжении.
В целях создания финансовых условий для внедрения в производствонаучно-технических достижений и стимулирования быстрейшего обновления активнойчасти основных средств используется метод ускоренной амортизации. Этоцелевой метод более быстрого (по сравнению с нормативными сроками службы) иполного перенесения балансовой стоимости основных средств на издержкипроизводства и обращения. При начислении амортизации ускоренным методомискусственно сокращаются нормативные сроки службы основных фондов исоответственно увеличиваются нормы амортизации.
Новая амортизационная политика предусматривает использование идругих методов начисления амортизации.
Исходя из экономической сущности амортизационные отчисления напредприятии должны использоваться на финансирование реальных инвестиций:приобретение нового оборудования, механизацию и автоматизацию процессовпроизводства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ, модернизацию и обновление выпускаемой продукции, реконструкцию,техническое перевооружение, расширение производства, новое строительство. [4,с. 118]
Амортизационная политика на предприятии должна быть направлена наэффективное использование экономически обоснованных методов начисленияамортизации и выбор приоритетных направлений ее использования.
1.4 Бюджетное финансирование инвестиций
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматриваетнаправление государственных капитальных вложений на структурную перестройкуэкономики, решение социальных задач, развитие отдельных отраслей и регионов.
Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя избюджетной политики государства в пределах ежегодно утверждаемого в Законе обюджете объема государственных капитальных вложений.
При бюджетном методе финансирования инвестиции традиционнопредоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, и субъекты хозяйствованияне были заинтересованы в рациональном использовании выделенных ресурсов. Однакобезвозвратное финансирование остается необходимым в отдельных сферах и отрасляхэкономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науке, культуре.
В настоящее время лишь часть бюджетных средств используется набезвозвратной основе, другая же часть предоставляется на условиях платности,срочности и возвратности. Государство перешло от распределения бюджетныхсредств на капитальные вложения между отраслями к оказанию государственнойподдержки инвестиционных проектов на конкурсной основе и практике совместногогосударственно-коммерческого финансирования проектов.
Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляетсяпутем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условияхсрочности, платности и возвратности для финансирования инвестиционного проектачерез банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а такжепутем выдачи гарантий Правительства Республики Беларусь. В январе-сентябре 2008года на инвестиционные цели из средств консолидированного бюджета использовано6,8 трлн. руб. (рост на 30,1%), собственных средств организаций – 9,87 трлн.руб. (на 18,7%), кредитов банков – 4,87 трлн. руб., или на 25,4% больше, чем ваналогичном периоде 2007г. [9, с. 39]
Оказание государственной поддержки производственным отраслямпредусматривает комплексную оценку экономической эффективности проекта припринятии решения о его финансировании, изучение бизнес-плана, назначениеэкологической экспертизы, а при необходимости — научно-технической экспертизы.
Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов гарантируетболее эффективное размещение и использование государственных инвестиционныхресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.
Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется приналичии положительного заключения государственной комплексной экспертизы,проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: направлениесредств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевойхарактер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсовстройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетомиспользования ранее выделенных ассигнований. [4, с. 120]
Финансирование победивших на конкурсе проектов за счет бюджетныхинвестиционных ресурсов происходит после проведения тендера среди поставщиковтоваров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Министерство финансов перечисляет финансирующему банку бюджетныесредства для инвестиционного кредитования объектов, прошедших конкурсный отбори включенных в перечень, утвержденный Советом Министров. На основаниизаключенного Министерством финансов и банком кредитного договора банкгарантирует возврат средств. Другой договор банк заключает с заемщиком.
Срок пользования устанавливается с учетом норм продолжительностистроительства и освоения производственных мощностей. Предельный срок составляетпять лет.
Погашение кредитов производится в соответствии с графиком исходяиз нормативных сроков окупаемости проекта. Погашенные средства подлежатперечислению Министерству финансов. Банки контролируют целевое использованиесредств и ежеквартально представляют Министерству финансов отчетность орасходовании бюджетных средств.
1.5 Инновационные фонды как внебюджетные источники финансированияинвестиционной деятельности
В условиях переходной экономики и ограниченности собственных,бюджетных и других видов источников финансирования инвестиций большое значениеимеют внебюджетные средства, в числе которых особое место занимаютцентрализованные инновационные фонды.
Использование средств отраслевых инновационных фондов позволяетпокрыть дефицит денежных ресурсов на освоение предприятиями конкурентоспособнойпродукции и поддержку отраслевой и заводской науки.
Инновационные фонды образуются министерствами, государственнымиорганизациями, подведомственными республиканским органам государственногоуправления, учреждениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, засчет отчислений подведомственных им предприятий в размерах, ежегодноустанавливаемых Законом о государственном бюджете.
В настоящее время отчисления в инновационные фонды производятся вразмере до 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этихотчислений на себестоимость. [4, с. 124]
Министерства и другие органы государственного управленияразрабатывают и утверждают сметы доходов и расходов средств инновационныхфондов, а их копии представляют в Министерство экономики и Министерствофинансов.
В смете доходов и расходов определяются основные направлениярасходования средств инновационных фондов.
Средства инновационных фондов используются для финансированиягосударственных, отраслевых и региональных научно-технических программ,отдельных научно-технических и инновационных проектов.
На основании утвержденных смет доходов и расходов разрабатываютсяи утверждаются перечни строек, объектов и мероприятий, планы проведениянаучно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работи освоения новых видов наукоемкой продукции.
На безвозвратной основе, средства инновационных фондов могутпредоставляться организациям, участвующим в образовании инновационных фондов.Фондодержателями этих фондов — республиканскими органами государственногоуправления — на цели, предусмотренные утвержденной сметой на возвратной основе.При этом сроки и условия возврата предусматриваются в отраслевых положениях опорядке поступления и использования средств инновационных фондов.
Конкуренция на внешних рынках диктует необходимость перехода кновому инновационно-инвестиционному этапу развития народно-хозяйственногокомплекса Беларуси, основанному на использовании новейших достижений науки итехники, самых передовых технологий. И это на сегодняшний день самый важныйприоритет.
Возможности действий в данном направлении подготовленымногоплановой работой государства еще в прошлом пятилетии, когда былапоставлена и решалась задача по созданию условий для перехода на инновационныйпуть развития, содействующих концентрации инвестиций в приоритетныхдлястраны отраслях и производствах.
/>Теперь происходит трансформация целевых ориентиров в активныепрактические действия. Результатом первого этапа этой работы стала разработкаГосударственной программы инновационного развития Республики Беларусь на2007-2010 годы. В рамках ее реализации в республике уже введены в эксплуатацию19 новых предприятий, 27 новых производств, модернизированы с внедрениемпередовых технологий 37 предприятий.
Рисунок 1 — Организации с иностранными инвестициями в РеспубликеБеларусь 2003—2008 г.г.
В качестве примера, можно привести создание производстваинтегральных микросхем с субмикронными проектными нормами 0,5-0,35 мкм (НПО«Интеграл»); ввод в действие предприятия по производству телекоммуникационногооборудования для фиксированной и мобильной связи (НТООО «Связьинформсервис»);разработку и производство панельных ЭВМ ПК-21 (РУП КБ «Дисплей»); созданиепроизводства терминального оборудования для системы безналичного расчета (ОАО«МПОВТ»); производства автомобильной оптики (РУП «Завод Оптик» в Лиде);производства регуляторов и стабилизаторов напряжения на базе специальногофотолиграфического оборудования (УП «Завод Транзистор» в Минске); производствалюминесцентных светильников с лампами серии Т8 (ОАО «Лидский заводэлектроизделий») и др. [12, с. 8]
Поэтому можно с уверенностью сказать, что программа успешнореализуется, и по мере ее дальнейшего осуществления будет решаться задачапревращения научно-инновационного потенциала в важнейший ресурс устойчивого экономическогороста.
В настоящее время ведется активная работа по повышению суверенногокредитного рейтинга.
1.6 Банковский кредит как источник финансирования инвестиций
В переходной экономике, в условиях недостаточности ресурсовинвестиционного характера (бюджетных и внебюджетных средств, собственныхсредств предприятий, привлеченных средств, иностранных инвестиций) важнейшимисточником финансирования инвестиционной деятельности становится банковскийкредит.
В большинстве случаев кредит имеет преимущества перед другимиисточниками финансирования инвестиций благодаря присущей ему срочности,платности и возвратности, а также в силу того, что использование кредитапредполагает взаимосвязь между фактической окупаемостью капитальных затрат ивозвратом кредита, требует прибыльности инвестиционного проекта.
При кредитовании усиливается материальная ответственностькредитополучателей за рациональное расходование заемных средств, чтоспособствует быстрейшей реализации инвестиционных проектов, сокращению сроковстроительства, ускорению ввода и освоения производственных мощностей. Выдачаинвестиционного кредита предусматривает отбор высокоэффективных,валютоокупаемых, социально значимых инвестиционных проектов.
Инвестиционный кредит предоставляется для расширенного воспроизводствавнеоборотных активов (долгосрочных) на цели, связанные с созданием,реконструкцией и приобретением субъектами хозяйствования основных средств, атакже строительством, ремонтом, приобретением недвижимости физическими лицами.Таким образом, кредитополучателями при кредитовании инвестиционных целей могутвыступать юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.
Основными объектами инвестиционного кредитования являются:
· капитальные затраты на новое строительство, реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение объектов производственного и непроизводственногоназначения;
· приобретение техники, оборудования, транспортных средств, зданий исооружений;
· затраты на создание научно-технической продукции,интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;
· затраты на проведение конверсионных мероприятий;
· выкуп государственного имущества. [4, с. 132-134]
Для финансирования инвестиционных проектов обычно используютсядолгосрочные кредиты. Ресурсами для инвестирования кредитования служатсобственные средства коммерческих банков, привлеченные ими средства юридическихи физических лиц (за вычетом перечисленных в фонд обязательных резервов),централизованные ресурсы Национального банка и государственные централизованныеинвестиционные ресурсы, полученные иностранные кредиты.
В настоящее время банковская система республики испытываетнедостаток долгосрочных ресурсов, что сдерживает развитие инвестиционногокредитования. [5, с. 93]
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций
2.1 Понятие мультипликатора инвестиций
На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различныефакторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями исбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляютсяразными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования инакопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет такжеразмер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможностиинвестирования.
Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормычистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на болееэффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будутреализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитнымиресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта сучетом инфляции больше, чем про цент за пользование кредитом, то проект будетосуществляться.
Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определятьсяожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента (рисунок 1).
/>
Рисунок 5 – Кривая спроса на инвестиции
Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость междувеличиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе наинвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняяувеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестициисместится вправо и наоборот.
В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спросана инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде ростинвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производстваи чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.
Таким образом, состояние сбережений, инвестиций и реального объемапроизводства относительно равновесного уровня чистого национального продукта. Вреальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в томчисле, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периодыдлительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНПвоздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой — инвестиции, колебания вэтих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянииравновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состояниипроизводства происходят также под воздействием изменения соотношения междупотребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйствабудут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно,возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамикирасходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесноесостояние. Результат подобной зависимости называется эффектоммультипликатора.
Взаимосвязь инвестиций и ЧНП была замечена и объяснена Кейнсом,который вывел правило мультипликатора. И неокейнсианцы дополнили его принципомакселератора.
Эффект мультипликатора связан тем, что в экономике, во-первых,происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одниэкономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другиеполучают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызываетадекватное изменение потребления и сбережений.
Мультипликатор инвестиций — этоотношение изменения равновесного выпуска ЧНП, вызванного изменениеминвестиционных расходов, к величине изменения последних. Следовательно,мультипликатор обратно пропорционален MPS. [8,с.304]
Уравнение мультипликатора выглядит следующим образом:
Изменение вреальном ЧНП
/> Мультипликатор=
Первоначальноеизменение в расходах
Или: Изменение в ЧНП = Мультипликатор * Первоначальное изменение врасходах.
Выраженная мультипликатором зависимость, основывается с однойстороны, на том, что для экономики характерно непрерывное формирование ииспользование расходов и доходов; с другой — на силлогизме, в соответствии скоторым любое изменение дохода влечет за собой изменение в потреблении исбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этомпропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменениидохода. В итоге получается, что изменение величины расходов вызывает цепнуюреакцию и обусловливает многократное изменение ЧНП, что и выражаетмультипликатор.
Следует различать понятия простого и сложного мультипликатора.Структуру простого мультипликатора отражает зависимость между сбережениями иЧНП, т.е. следующая формула: мультипликатор = I / MP. Сложныймультипликатор предполагает зависимость объема производства не только отсбережений, но и от множества факторов, изменяющих соотношение«доходы-расходы». Это и налоги, и импорт и т.д. [6, с. 514]
Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет обавтономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом,ростом населения и МРС. Наряду с автономными, существуют индуцированныеинвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производствана основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего врезультате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов навеличину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражаетакселератор инвестиций. [8, с. 306]
2.2 Акселератор инвестиций
Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций,применяется акселератор — коэффициент, указывающий на количественноеотношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода:
изменение инвестиций текущего года
/>/>Акселератор =
изменение национального доходапрошлого года
Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножаетдоход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительскиетовары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительскихтоваров (акселератор); результатом является рост дохода.
Теория мультипликатора и акселератора используется в экономическойполитике развития совокупного спроса при обосновании стратегии структурнойперестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость.
Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р.Каном и детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модельмультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П.Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшемэкономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызватьэндогенные (внутренние) факторы.
Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж.Кларком.
Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса)только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложениянового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительскихрасходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительскихрасходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительскогоспроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшениеможет сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций. [7, с. 117]
3. Анализ структуры инвестиций в РеспубликеБеларусь
3.1 Иностранные инвестиции
Совершенствование инвестиционного законодательства направлено насоздание благоприятных условий инвестиционной деятельности, как длянациональных, так и для иностранных инвесторов. За первое полугодие 2008 года вреальный сектор экономики Беларуси поступило иностранных инвестиций на сумму3340 млн. долларов, что на 43,6 % больше, чем за аналогичный период прошлогогода, из них прямые инвестиции составляют 1232 млн. долларов, что в 2,4 раза превышаетих объем за соответствующий период 2007 года и близок к объему поступившихпрямых иностранных инвестиций за весь минувший год. О положительной динамикепривлечения прямых иностранных инвестиций, а также улучшении качественнойсоставляющей инвестиций говорит увеличение удельного веса прямых иностранныхинвестиций в общем объеме поступивших инвестиций в экономику страны с 21,9 % впервом полугодии 2007 года до 36,8 % за шесть месяцев текущего года.
В настоящее время в Беларуси работает свыше 4,2 тыс. организаций синостранным капиталом из 68 стран мира. Основными странами-инвесторами в нашуэкономику являются Россия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Германия и ряддругих государств.
/>
Рисунок 2 — Основные страны-инвесторы в Беларусь, 2002 – первоеполугодие 2008 г.
Дополнительным стимулом для привлечения иностранных инвестицийстало совершенствование международно-правового регулирования инвестиционнойдеятельности в республике. В настоящее время республика Беларусь являетсяучастницей около 50 двусторонних соглашений, оказывающих содействие вложениюинвестиций и обеспечивающих их защиту. В течение последних двух летправительство Республики Беларусь заключило двусторонние соглашения справительствами Финляндии, Корейской Народно-Демократической Республики,Республики Словения, Боливарианской Республики Венесуэла, разрабатываются иныемежправительственные инвестиционные соглашения, в том числе многосторонние.[12, с. 9-12] В рамках таких соглашений иностранные инвесторы вправерассчитывать на справедливый и равноправный режим осуществления инвестиционнойдеятельности на территории Беларуси, не менее благоприятный, чем длянациональных инвесторов или инвесторов из третьих государств, а также на полнуюи безусловную защиту инвестиций и доходов инвестора.
3.2 Инвестиции в основной капитал
За девять месяцев 2008 года объем инвестиций, направленных наразвитие отечественной экономики, увеличился на 23,2% по сравнению ссоответствующим показателем предыдущего года и составил 24 трлн руб. При этомважнейший показатель устойчивости экономики – соотношение инвестиций в основнойкапитал к объему ВВП – в целом по республике составил 25,8%.
Динамика инвестиций в основной капитал республики за 1 – 3кварталы 2007 – 2008 г.г. представлена на рисунке 3.
/>
Рисунок 3 – Инвестиции в основной капитал к соответствующемупериоду предыдущего года
Приведенные данные указывают на активную инвестиционнуюдеятельность – когда темпы прироста инвестиций стабильно превышают 10%. В этотпериод инвестиционные ресурсы направлялись как на реализацию важнейших проектов,обеспечивающих модернизацию действующих производств с применением новыхвысокоэффективных технологий, так и в социальную сферу. [9, с. 38]
В целом по стране затраты на приобретение машин, оборудования итранспортных средств в январе-сентябре 2008 года составили 10,4 трлн. руб., или127% к уровню аналогичного периода 2007 года. Удельный вес этих затрат в общемобъеме инвестиций составил 43,2%, в январе-сентябре 2007 года – 44%. (рисунок4).
/>
Рисунок 4 – Технологическая структура инвестиций в основнойкапитал за 1-3 кварталы 2007 – 2008 г.г.
В производственной сфере темп роста инвестиций в основной капиталза 9 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года обеспеченна 122,7%, или 63,8% от общего объема инвестиций в основной капитал республики.Наиболее высокие темпы использования инвестиций в основной капитал сложились встроительстве (150,9% к уровню января-сентября 2007г.), промышленности(125,8%), сельском хозяйстве, торговле и общественном питании.
На развитие непроизводственных объектов использовано 8,7 трлн.руб., что составило 125,1% к аналогичному периоду 2007 года.
Приоритетом инвестиционной политики остаются иностранныеинвестиции. Доля их (без кредитов иностранных банков) составила 1,4% в общемобъеме инвестиций в основной капитал, в аналогичном периоде прошлого года –0,6%. В целом за январь-сентябрь текущего года из иностранных источниковинвестировано 0,33 трлн. руб., и это почти в три раза больше, чем засоответствующий период прошлого года. Кредиты иностранных банков составили 0,5%от общего объема инвестиций в основной капитал, или 0,1 трлн. руб. [9, с. 39]
Иностранные инвестиции привлекаются, прежде всего, дляприобретения наукоемкого оборудования, обеспечивающего повышениеконкурентоспособности продукции и расширение экспорта продукции и товаров.
Заключение
Стратегическая цель инвестиционной политики Беларуси связана соспособностью инвестиционной сферы обеспечить высокий уровень развитиянациональной экономики и достаточную ее защиту от внешних угроз. Правительствомреспублики проводится системная работа по активизации привлечения инвестиций вэкономику страны, предусматривающая на только создание новых стимулов, но иформирование в целом благоприятных универсальных условий развитияпредпринимательства, обеспеченных наличием действенного механизмавзаимодействия инвесторов с органами государственного управления.
Совершенствование инвестиционного законодательства направлено насоздание благоприятных условий инвестиционной деятельности, как длянациональных, так и для иностранных инвесторов. Потому что в условияхограниченных внутренних инвестиционных ресурсов важнейшим резервом дальнейшегоразвития экономики и обеспечения дальнейшей безопасности являются иностранныеинвестиции. Использование иностранного капитала – это путь к индустриализации,обновлению основных средств на базе новых технологических инноваций, повышениюэффективности национальной экономики.
В условиях перехода к рыночной экономике бюджетный методинвестирования сохраняет основополагающее значение. Использование средствбюджета на финансирование капитальных вложений позволяет регулировать уровниэкономического и социального развития территорий, а также поддержатьблагоприятный климат для активизации вложений других инвесторов.
Конкуренция на внешних рынках диктует необходимость перехода кновому инновационно-инвестиционному этапу развития экономики, основанному наиспользовании новейших достижений науки и техники, передовых технологий.
Говоря о перспективах инвестиционной деятельности коммерческихбанков, следует принимать во внимание все трудности, с которыми онисталкиваются. Особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда долгосрочное,хотя и краткосрочное инвестирование наиболее рискованно для банков. Однакоблагодаря активной инвестиционной политике государства, банки довольно успешнодействуют в этой среде. Многие банки создают специальные инвестиционныекомитеты, в ведение которых входит формирование гибкой инвестиционной политикибанка, критериев и методов ее реализации.
При выборе конкретного инвестиционного проекта банк учитывает всепоказатели эффективности и устойчивости, принадлежность отрасли к инвестиционнопривлекательным, оценку инвестиционного проекта. Затем банк решает, будет лиэто чисто инвестиционное кредитование или также участие в собственностипредприятия. Преимущества банковского кредита, как источника финансированияинвестиций связано с возвратностью средств, что предполагает взаимосвязь междуфактической окупаемостью капитальных затрат, возвратом долгосрочного кредита всрок и уплаты заемщиком процентов за его пользование.
В последние годы кредитный метод инвестирования капитальных затратприменяется реже в связи с общей экономической нестабильностью, высоким уровнеминфляции, ухудшением финансового состояния предприятий, недостаточнойкапитализацией банковской системы и некоторыми другими причинами.
На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различныефакторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями исбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляютсяразными лицами и по разным причинам. На величину инвестиций влияет также размерполучаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования.
Теория мультипликатора и акселератора используется в экономическойполитике развития совокупного спроса при обосновании стратегии структурнойперестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость.
Для привлечения крупного бизнеса необходимы стабильные условияхозяйствования, в которых определены концептуальные основы развития экономики,четко установлены правила игры и контроль за их безусловным соблюдением состороны государства. При этом государственное регулирование не сдерживаетоперативность принятия управленческих решений при осуществлении хозяйственнойдеятельности компании.
Таким образом, все акценты в инвестиционной политике постепенносмещаются от системы преференциальных режимов к формированию универсальныхблагоприятных общеэкономических условий, определяющих привлекательностьинвестиционной среды Республики Беларусь.
Списокиспользуемых источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями идополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. –Минск, 1997.;
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями кразделам.- 3-е изд. – Мн.: Амалфея, 2000.- 704с.;
3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь // Нац. Реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2001. №2/780;
4. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие / Т.К.Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ,2002. – 196 с.;
5. Организация и финансирование инвестиций: Крат. Курс лекций / Е.П.Семиренко. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 126 с.;
6. Экономическая Теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. –Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.;
7. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г.Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новоезнание, 2004. – 462 с.;
8. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г.Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Минсанта, 2005.– 496 с.;
9. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РеспубликиБеларусь №11*2008;
10. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РеспубликиБеларусь №12*2008;
11.Статистический ежегодникРеспублики Беларусь, 2008;
12. Журнал /Дело – ЭкономикаБеларуси/ А.Д. Кобяков, №4*2008.