Содержание
Введение… 2
1.Лизинг как капиталосберегающая форма инвестирования… 3
2.Оценкажизнеспособности инвестиционного процесса… 12
Заключение… 17
Списоклитературы… 18
Введение
Актуальность работы состоит в том, что исследованиепроблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Этообусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основыхозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.Конкретно в Украине все термины, связанные с инвестициями, стали употреблятьсяотносительно недавно. Поэтому, их уяснение является необходимым условиемдальнейшего описания данной проблемы.
Вопрос о сохранности сбережений стоял в России впоследнее десятилетие особенно остро. Сохранность не только в смыслезащищенности от обмана, мошенничества, воровства, а скорее защищенности от инфляции,которая с переменным успехом перерастала периодически в гиперинфляцию. Кризис17 августа и последовавшая за ним инфляция, доходившая до 200 % в течениеследующего месяца, снова поставили под вопрос эффективность российскойэкономики и, прежде всего способов сбережения накоплений. Обесценение, которыхприводит к снижению жизненного уровня населения, уменьшения потребления и какследствие к падению общего спроса на внутреннем рынке, что негативно отражаетсяна всей экономической системе России.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотретьинвестиционные процессы. Для этого надо решить следующие задачи:
Лизинг как капиталосберегающая форма инвестирования
Оценка жизнеспособности инвестиционного процесса
1. Лизинг как капиталосберегающаяформа инвестирования
Попытки определить сущность лизинга и датьсоответствующую формулировку с точки зрения только одного из участниковлизинговой сделки приводят к подмене понятий сущности лизинга конкретной формойего применения. Так, для поставщика оборудования лизинг может рассматриватьсякак эффективная форма сбыта своего товара. Для лизингополучателя — этокапиталосберегающая форма финансирования инвестиций, а для лизинговой компании- вид предпринимательской деятельности.
Специфика лизинга как экономической категории состоит втом, что в системе экономических отношений субъектов лизинговой сделкипроисходит процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции.Экономические отношения предопределяют принадлежность объекта лизинговой сделкив различных формах одновременно как собственность — лизингодателю, а какфункции капитала — лизингополучателю.
Экономические отношения в лизинговой сделке возникают подвум направлениям: отношения по купле-продаже и отношения, связанные с использованиемимущества. Эти отношения реализуются с помощью двух видов договоров:купли-продажи имущества и договора финансового лизинга. Оба направлениялизинговой сделки тесно взаимосвязаны, ее участники постоянно взаимодействуютмежду собой. Определяющими являются, конечно, отношения по передаче имуществаво временное пользование с уплатой лизинговых платежей. Они реализованы вдоговоре о финансовом лизинге. Экономическим отношениям по купле-продажеимущества отводится второстепенная роль, поскольку здесь не затрагиваются ничьиинтересы. Это направление экономических интересов реализуется в договорекупли-продажи имущества.
Изложенное позволяет сделать вывод, что недостаточноопределять финансовый лизинг только как вид предпринимательской деятельности.Сущность финансового лизинга отражает система экономических отношений по поводуприобретения в собственность имущества с последующей сдачей его во временноепользование за определенную плату.
Рынок лизинговых услуг — многообразный и расширяющийся,поэтому законодательно должно быть предусмотрено гораздо большее количествоформ лизинга, как это излагается в специальной литературе и применяется взарубежной практике. Например, по объему обслуживания различают чистый; полный,или мокрый, лизинг; частичный; по типу финансирования — срочный,возобновляемый, генеральный; по составу участников лизинговой сделки — прямой,косвенный, с участием множества сторон, или раздельный. Тот факт, что многиеформы лизинга в настоящее время у нас пока не применяются на практике, не можетбыть препятствием для того, чтобы законодательно предусмотреть возможность ихпоявления и развития в последующем.
Финансовый лизинг — один из наиболее распространенных вмировой экономике видов лизинга. Он представляет собой лизинг с полной выплатойстоимости имущества. Срок, на который передается имущество во временноепользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации иамортизации всей или большей части стоимости имущества. Финансовый лизингоснован на быстроте и гибкости, поэтому он популярен среди клиентуры,предъявляющей спрос на самые разные объекты лизингового финансирования. Этомуспособствует также применение множества различных форм финансового лизинга,которые получили самостоятельное название (внутренний, внешний, возвратный,прямой, раздельный, револьверный и т.д.). В дальнейшем более подробно будутрассмотрены только те виды и формы лизинга, которые в большей степени подходятк специфическим условиям работы отечественных предприятий.
Оперативный лизинг характеризуется тем, что срокпользования имуществом значительно короче срока амортизации, и это позволяетарендодателю многократно передавать имущество в лизинг. Причем арендаторы частоимеют право досрочно возвратить взятое имущество и в результате получаютвозможность постоянно использовать в производстве самое современноеоборудование. Однако частая замена оборудования под силу тольковысокорентабельным предприятиям, имеющим значительные средства для своихинвестиций в производство. Кроме того, при оперативном лизинге, в отличие отфинансового, лизингодатель несет ряд обязательств, связанных с оборудованием, — осуществляет его установку, монтаж, техобслуживание. Подобное сервисноеобслуживание, связанное с частой заменой оборудования, недоступно большинствупредприятий, находящихся в кризисном финансовом положении. Предметомоперативного лизинга для благополучных в финансовом отношении предприятийобычно выступает оборудование с высокими темпами морального старения.[1]
Возвратный лизинг — разновидность финансового. Привозвратном лизинге собственником имущества изначально является будущийлизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем заключает с нимдоговор аренды на это имущество. Таким образом, первоначальный собственникполучает от лизинговой компании полную стоимость оборудования или другогоимущества, сохраняя за собой право владения, и лишь выплачивает периодическиеплатежи за пользование оборудованием.
По нашему мнению, подобная схема лизинга может бытьшироко распространена именно в российских экономических условиях, посколькупозволяет предприятиям, испытывающим острый недостаток собственных оборотныхсредств, пополнить их за счет фактической рассрочки платежей.
По действующему законодательству требуются как минимумтри субъекта лизинга, три стороны: лизингодатель, лизингополучатель, поставщиклизингового имущества. В проведении лизинговых сделок возрастает ролькоммерческих банков, страховых компаний, а также инвестиционных фондов.
Лизингодатель — юридическое лицо или гражданин,зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образованияюридического лица, осуществляющие лизинговую деятельность. Организацией, чащевсего являющейся лизингодателем, обычно выступает лизинговая компания, котораясвою деятельность осуществляет по лицензии. Лицензию лизинговые компанииполучают на срок до 5 лет.
Лизингополучатель — юридическое лицо или гражданин,занимающийся предпринимательской деятельностью. По договору о лизинге они берутимущество в пользование, а его владельцем остается лизингодатель.
Поставщик лизингового имущества — предприятие-изготовитель или торговое предприятие, или любое другое лицо,которое продает лизингодателю имущество, ставшее объектом лизинговой сделки.[2]
Подобный законодательный подход не позволяетпроизводителям оборудования выступать в качестве лизингодателей. Это несоответствует и международной практике. По нашему мнению, должно быть законодательнодопустимо, чтобы производители оборудования могли выступать в качествелизингодателей. При этом необходимо осуществлять лицензирование лизинговыхсделок так, как это предусмотрено для лизинговых компаний.
«Положение о лицензировании лизинговой деятельности вРоссийской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ 26 февраля 1995 г. № 167, распространяется в настоящее время только на компании — нерезиденты России. Учитываябольшую потребность в зарубежном оборудовании и богатый опыт проведениялизинговых сделок зарубежными компаниями, как нашим кажется, целесообразно былобы пересмотреть условия лицензирования и выдавать лицензии на занятиелизинговой деятельностью в России зарубежным фирмам и совместным предприятиям.Безусловно, при этом необходим четкий гарантированный контроль за соблюдениемроссийского законодательства по проведению лизинговых сделок.
Обязательным условием лицензирования лизинговойдеятельности является требование, чтобы доход от реализации лизинговых услуг улизинговой компании составлял не менее 40% общего объема доходов по итогамхозяйственной деятельности за год. Такая законодательная норма для российскихлизингодателей неприемлема, поскольку многие лизинговые компании находятся взатруднительном финансовом положении. Поэтому в условиях экономического кризисаони вынуждены заниматься не только лизинговыми, но и другими видамихозяйственной деятельности. Например, для банков или предприятий — производителей оборудования, предназначенного для лизинга, лизинговаядеятельность становится просто невозможной.
Указанное требование для лицензирования лизинговойдеятельности должно быть отменено. С учетом опыта работы российских лизинговыхкомпаний обязательным условием лицензирования должно быть наличие фактапроведения лизинговой сделки независимо от прочих видов деятельности компанииили предприятия, а также от стоимости лизингового оборудования (т.е. без ееучета), величины платежей, периодичности лизинговых сделок и т.д. Именно такойпорядок принят в других областях предпринимательской деятельности. Например,коммерческий банк хочет получить лицензию на операции с драгоценными металлами.При выдаче лицензии Центральный банк РФ не учитывает весь объем банковскихопераций и удельный вес среди них операций с драгоценными металлами.[3]
В целях создания необходимых условий для развития лизингав России, а также защиты интересов и прав его субъектов (участников) определенпорядок получения лицензии лизинговыми компаниями. Министерству экономическогоразвития и торговли РФ предоставлено право осуществлять лицензированиелизинговой деятельности. Оно может передать полномочия по лицензированию органуисполнительной власти субъекта РФ при условии, что соответствующая деятельностьосуществляется в рамках территории субъекта Федерации. Лицензии, выданныеданным Министерством, действительны на всей территории России, а выданныеорганами исполнительной власти субъектов РФ — на территории этого субъекта РФ.Установлен четкий перечень документов, необходимых для получения лицензии:
1. Заявление установленного образца с просьбой о выдачелицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговойкомпании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименованияобслуживающего банка и срока действия лицензии.
2. Копии учредительных документов лизинговой компании.
3. Копия свидетельства о государственной регистрациилизинговой компании.
4. Справка Министерства РФ по налогам и сборам опостановке лизинговой компании на учет.
5. Документ, подтверждающий факт оплаты уставногокапитала лизинговой компании.
6. Баланс лизинговой компании за предыдущий отчетныйпериод (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанныйпериод.
7. Копия акта последней аудиторской проверки лизинговойкомпании или акта проверки ее Министерством РФ по налогам и сборам. 8.Документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
В случае отсутствия нотариально заверенных копийучредительных документов и свидетельства о государственной регистрациилизинговой компании предъявляются их оригиналы. Вновь создаваемые лизинговыекомпании освобождаются от представления документов, указанных в подпунктах 6 и7 настоящего пункта.
В действующих нормативных актах и в Законе «О лизинге» нерегламентируются действия лизингодателя в отношении лизингополучателя, когда онстановится неплатежеспособным. На практике лизинговые компании используютразличные гарантии, прежде всего банковскую и поручительство.
Наиболее точно этот вопрос сформулирован в ст. 13Оттавской конвенции по международному финансовому лизингу, где предусмотренаответственность неплатежеспособного лизингополучателя. Известно, чтообязанность лизингополучателя состоит в своевременной оплате периодическихлизинговых платежей, использовании имущества в целях, предусмотренных договоромлизинга, и поддержании его в работоспособном состоянии с учетом морального ифизического износа. Оттавской конвенцией предусмотрены следующие гарантии:
В случае нарушения договора пользователем лизингодательвправе потребовать причитающиеся ему невыплаченные периодические платежи вместес процентами и убытками.
Если нарушение лизингополучателя существенно, толизингодатель вправе потребовать ускоренной выплаты оставшихся лизинговыхплатежей, если это предусмотрено договором, или расторгнуть договор лизинга,после чего восстановить владение имуществом и потребовать возмещения убытков,поставивших его в положение, в котором он находился бы при надлежащемвыполнении пользователем договора лизинга. Таким образом, прекращение договорализинга не освобождает лизингополучателя от выплаты оставшихся лизинговыхплатежей, предусмотренных договором лизинга.
В договоре лизинга могут быть предусмотрены способыпогашения убытков.
Если лизингодатель прекратил действие договора лизинга,то он не вправе использовать положение договора лизинга об ускоренной выплатебудущих лизинговых платежей.
В целях развития финансового лизинга в инвестиционнойсфере, по нашему мнению, указанные положения Оттавской конвенции должны бытьвведены в российское законодательство о лизинговой деятельности.
Большой интерес вызывают меры государственной поддержкидеятельности лизинговых организаций (фирм). В Федеральном законе «О лизинге»они предусмотрены в основном в рамках тех мероприятий, которые были принятыпостановлением Правительства РФ № 633 от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».[4]
Меры государственной поддержки лизинговых организаций,устанавливаемые по решению Правительства РФ и органов исполнительной властисубъектов РФ в пределах их компетенции, могут быть следующие:
— предоставление государственных гарантий для реализациилизинговых проектов;
— предоставление участникам лизинговых операций правасамостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопленияамортизационных отчислений и вкладывать полученные средства в свою деятельность;
— предоставление инвестиционных кредитов для реализациилизинговых проектов;
— освобождение от налогов лизинговых платежей в течениепервого года после создания лизинговой компании;
— освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей отуплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансовоголизинга со сроком действия не менее трех лет;
— освобождение банков и других кредитных учреждений отуплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок тригода и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговыхдоговоров);
— освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей отуплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг ссохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость приприобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
— предоставление в законодательном порядке налоговых икредитных льгот лизинговым компаниям с целью создания благоприятныхэкономических условий для их деятельности;
— меры по формированию и совершенствованиюнормативно-правовой базы, направленной на защиту правовых и имущественныхинтересов участников лизинговых сделок.
Анализ приведенного перечня мер государственной поддержкидеятельности лизинговых организаций показывает, что в основном они носятдекларативный характер и по существу повторяют те пункты правительственногопостановления № 633, которые не выполнены. Так, не были внесены изменения идополнения в налоговое законодательство в части освобождения лизингодателей отуплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансовоголизинга со сроком действия не менее трех лет. Банки по-прежнему платят налог наприбыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более дляреализации операций финансового лизинга. Не было введено частичное освобождениеот уплаты таможенных пошлин.
Критическое отношение вызывают намерения законодателейутвердить отраслевые формы государственной поддержки. Прежде всего это касаетсяподдержки лизинговых операций в авиации и других видах транспорта, а также вагропромышленном комплексе. Аргументов, доказывающих целесообразностьгосударственной поддержки развития лизинга именно в данных отраслях, а не,например, в точном машиностроении, приборостроении и других, определяющихнаучно-технический прогресс, не имеется.
2. Оценка жизнеспособностиинвестиционного процесса
Период времени между началом осуществления проекта и еголиквидацией принято называть инвестиционным циклом.
Инвестиционный цикл принято делить на фазы, каждая изкоторых имеет свои цели и задачи:
— пред инвестиционную от предварительного исследования доокончательного решения о принятии инвестиционного проекта;
— инвестиционную включающую проектирование, заключение договора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.;
— операционную (производственную) стадию хозяйственнойдеятельности предприятия (объекта);
— ликвидационную когда происходит ликвидация последствийреализации ИП.
Пред инвестиционная фаза включает несколько стадий:
а) определение инвестиционных возможностей;
б) анализ с помощью специальных методов альтернативныхвариантов проектов и выбор проекта;
в) заключение по проекту;
г) принятие решения об инвестировании.
Каждая стадия инвестиционного проекта должнаспособствовать предотвращению неожиданностей и возможных рисков на последующихстадиях, помогать поиску самых экономичных путей достижения заданныхрезультатов, оценке эффективности ИП и разработке его бизнес плана.
На пред инвестиционной фазе необходимо сформулироватьинвестиционный замысел (идентифицировать проект). Идеи осуществленияинвестиционного проекта появляются в связи с неудовлетворительным спросом натовары и услуги, наличием временно свободных средств, желанием реализовать предпринимательскиеспособности и т.п. Как правило, рассматривается несколько вариантов бизнес идеии отклоняются варианты, предполагающие высокую стоимость, чрезмерный риск,отсутствие надежных источников финансирования. [5]
Инвестиционный замысел отражается в Декларации онамерениях. В Декларации содержатся сведения об инвесторе, местоположенииобъекта, технических и технологических характеристиках инвестиционного проекта,потребности в различных ресурсах (трудовых, сырьевых, водных, земельных,энергетических), источниках финансирования, воздействии объекта на окружающуюсреду, сбыте готовой продукции.
Следующим необходимым документом является Обоснованиеинвестиций. Этот документ разрабатывается с учетом требований государственныхорганов и обязательно должен пройти экспертизу. В Обоснованиях инвестицийотражается общая характеристика отрасли и предприятия, цели и задачи проекта,характеристика объектов и сооружений, обеспечение ресурсами, текущее состояниеи прогноз рынка продукции, структура управления проектом и оценка эффективностиинвестиционного проекта.
Данный документ служит основанием для оформления, вслучае необходимости, акта выбора земельного участка.
В рамках обоснования инвестиций рассматривается вопрос ожизнеспособности проекта. Жизнеспособность проекта оценивают с точки зрениястоимости, срока реализации и доходности. Оценка позволяет выявить надежность,окупаемость и результативность проекта. Жизнеспособность проекта означает егоспособность генерировать денежные потоки не только для компенсации вложенныхсредств и риска, но и получения прибыли.
Как правило, оценка осуществляется с помощью методованализа эффективности проектов.
При принятии решения об инвестировании денежных средств впроект важную роль играет экспертиза проекта. Экспертиза оценка проекта в целяхпредотвращения создания объектов, использование которых нарушает интересыгосударства, права физических и юридических лиц или не отвечает установленным требованиямстандартов, а также для определения эффективности осуществляемых вложений.Инвестиционные проекты, которые осуществляются за счёт или с участием бюджетаразличного уровня, которые требуют государственной поддержки или гарантии,подлежат государственной комплексной экспертизе.
Экспертные подразделения министерств и ведомств проводятэкспертизу проектов по вопросам целесообразности осуществления проекта, о егосоответствии градостроительным, санитарным, экологическим, социальнымтребованиям.
Работа по проведению экспертизы осуществляется группойэкспертов, которая готовит заключение, где содержатся окончательные выводы оцелесообразности реализации проекта, а также оценка технических, финансовых,экономических, экологических и социальных аспектах проекта.
Завершающим этапом пред инвестиционных исследованийявляется разработка технико-экономического обоснования( ТЭО).Технико-экономическое обоснование это комплект расчётно-аналитическихдокументов, отражающих исходные данные по проекту, основные технические,технологические, расчётно-сметные, оценочные, конструктивные, природоохранныерешения, на основе которых возможно определить эффективность и социальныепоследствия проекта.
ТЭО является обязательным документом при финансированиикапитальных вложений из государственного бюджета (полностью или на долевыхначалах), централизованных фондов министерств и ведомств, собственных ресурсовгосударственных предприятий.
Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическимилицами, получившими лицензию на выполнение соответствующих видов проектныхработ. [6]
На практике не существует единой, универсальной моделиТЭО. Но зарубежный и отечественный опыт позволяет дать примерную структуруразделов ТЭО:
1. Предпосылки и основная идея проекта.
2. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.
3. Обеспеченность ресурсами.
4. Место размещения инвестиционного объекта и окружающаясре да.
5. Проектирование и технология.
6. Организационная схема и управление предприятием.
7. Трудовые ресурсы.
8. Реализация проекта.
9. Финансовый анализ и оценка инвестиций.
10. Резюме.
Инвестиционная фаза заключается в принятии стратегическихплановых решений, которые должны позволить инвесторам определить объемы и срокиинвестирования, а также составить наиболее оптимальный план финансированияпроекта. В рамках этой фазы осуществляется заключение контрактов и договоровподряда, проводятся капитальные вложения, строительство объектов,пусконаладочные работы и др.
Операционная (производственная) фаза инвестиционногопроекта заключается в текущей деятельности по проекту: закупка сырья,производство и сбыт продукции, проведение маркетинговых мероприятий и т.п. Наэтой стадии проводятся непосредственно производственные операции, связанные свзаиморасчетами с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями,посредниками), формирующие денежные потоки, анализ которых позволяет оцениватьэкономическую эффективность данного инвестиционного проекта.
Ликвидационная фаза связана с этапом окончанияинвестиционного проекта, когда он выполнил поставленные цели либо исчерпалзаложенные в нем возможности. На данной стадии инвесторы и пользователиобъектов капитальных вложений определяют остаточную стоимость основных средствс учетом амортизации, оценивают их возможную рыночную стоимость, реализуют иликонсервируют выбывающее оборудование, устраняют в необходимых случаяпоследствия осуществления ИП. [7]
Ликвидационная фаза может возникнуть и в случаепреждевременного закрытия проекта независимо от степени достижения поставленныхцелей. Подобное решение может быть вызвано изменением планов инвестора,недостатком средств на осуществление проекта, ошибками в рас четах, появлениемальтернативных проектов и др. Если имеется потенциальная вероятностьвозобновления проекта, процесс закрытия должен предусматривать подготовку кбудущему восстановлению организационной структуры проекта и возможностьвозобновления работ.
Когда проект пришел к нормальному или преждевременномузавершению, проблему закрытия проекта следует рассматривать как особый проект,одноразовую уникальную задачу со специфическими ограничениями ресурсов
Заключение
Цель работы достигнута, мы рассмотрели инвестиционныепроцессы. В нашей стране инвестиции играют важнейшую роль в развитии сельскогохозяйства, так как именно оно является ключевым в формировании экономики нашейстраны. В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в делевозобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, иобеспечении определенных темпов экономического роста.
Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы,которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть нарасширение или модернизацию производственного аппарата. Что касаетсяклассификации инвестиций, то можно сказать, что они различаются между собой понескольким признакам: по объектам вложения средств, по характеру участия винвестировании, по периоду инвестирования, по формам собственности, поинвестиционной территории и по способу учета средств. Также существует дваосновных вида инвестиций: портфельные и реальные, но кроме них существуют и такназываемые интеллектуальные инвестиции.
В заключение отметим, что характеристикой инвестиционнойдеятельности является инвестиционная активность, отражающая в динамике размер иструктуру инвестиционного портфеля. Здесь под понятием портфель мы понимаем всюсовокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащихинструментом для достижения конкретной цели субъекта инвестиционнойдеятельности. И чем больше объем портфеля, чем разнообразнее его структура, темдля хозяйствующего субъекта, а также инвестора, яснее стратегическая перспектива.Общественное значение инвестиционной активности определяется ее содержанием(структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечаетобъективным потребностям экономики в стратегической перспективе.
Список литературы
1. Бернс, Хаврвнек Руководство по оценке эффективности инвестиций, К, 2006г.327с.
2. Инвестиционный анализ: теория выбора (оценка инвестиционных проектов).// Инвестиции в России, 2007, №1/2
3. Инвестиционное проектирование, // Деньги и кредит, 2005, №1
4. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений., М,2007г. 264с.
5. Методы оценки инвестиций, // Аудитор, 2006, №2
6. Расчет показателей при оценке эффективности инвестиционного проекта.//Экономика строительства,2005, №12
7. Старк, Как рассчитать эффективность инвестиций, М, 2004г.361с.
8. Гитманк, Джонк, Основы инвестирования, СПБ, 2007г. 206с.
9. Хеннигер, Крюгер “Руководство по изучению учебника Гитмана и Джонка“Основы инвестирования”, СПБ, 2007г. 318с.
10. Холт, Роберт, Баренс Планирование инвестиций, М.1998г.
11. Шарп и др. Инвестиции, М. 2008. 248с.
12. Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения,// Экономист, 2008, №12