Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Красноярскийгосударственный торгово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине «Основы коммерческой деятельности»
Красноярск2009
Содержание
1. Издержки в коммерции. Структура издержек обращения. Мероприятия поснижению издержек предприятия
2. Роль товарных знаков в коммерческой деятельности. Понятие товарноймарки и бренда. Регистрация товарного знака
3. Отечественный и зарубежный опыт функционирования оптовыхпродовольственный рынков
Список использованныхисточников
1.Издержки в коммерции. Структура издержек обращения. Мероприятия по снижениюиздержек предприятия.
Издержками обращенияназываются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного трудапо планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включаютрасходы на оплату труда работникам торговли, транспортирование, хранение,упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы наорганизацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета иконтроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Значение издержек обращениязаключается в следующем:
· Издержки обращения являются одним из важнейших показателейрезультатов деятельности торгового предприятия;
· Размер издержек обращения прямо влияет на величину прибыли продаж,поэтому соблюдение режима экономики оптимизация издержек обращения – важнейшиефакторы повышения прибыли и рентабельности деятельности торгового предприятия;
· Уровень издержек обращения служит ориентиром для установленияминимального размера уровня торговой надбавки;
· Уровень и сумма издержек обращения служит важнейшим факторомповышения конкурентоспособности предприятия.
Наиздержки обращения влияет ряд факторов, изменение которых позволяет выявить тенденцииих изменения, вскрыть имеющиеся внутренние резервы.
Классификацияфакторов, определяющих сумму и уровень издержек обращения
Признак классификации
Группы факторов
Факторы По характеру воздействия на издержки обращения Внешние факторы (независимые от деятельности предприятия)
1. Уровень инфляции, состояние экономики
2. Ставки и уровень налогов, процентные ставки
3. Размер минимальной заработной платы, устанавливаемой законодательством РФ
4. Платежная дисциплина, состояние кредитно-денежной системы
5. Объем спроса и предложения, их соотношение
6. Уровень тарифов, ставок
7. Уровень конкуренции и т.д. Внутренние факторы (зависимые от деятельности предприятия) Факторы прямого воздействия
1. Объем и структура товарооборота
2. Численность работников предприятия и их производительность труда
3. Издержкоемкость товаров
4. Транспортировка товаров
5. Состав товарооборота
6. Размеры торгового предприятия, его площадь и мощность
7. Размер оборотных средств, в т.ч. собственных Факторы косвенного воздействия
1. Состояние и эффективность использования основных фондов
2. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия
3. Состояние и эффективность использования оборотных средств
4. Свойства реализуемых товаров и их жизненный цикл и т.д. По степени зависимости от деятельности предприятия и природе воздействия Факторы, вызывающие рост издержек обращения
1. Снижение объема оборота розничной торговли
2. Замедление товарооборачиваемости
3. Повышение цен, ставок, окладов, тарифов
4. Повышение качества торгового обслуживания, увеличение количества дополнительных услуг
5. Снижение эффективности использования оборотных и основных фондов
6. Рост технической оснащенности предприятий
7. Уменьшение собственных оборотных средств и увеличение доли кредитов Факторы, вызывающие снижение издержек обращения
1. Рост объема товарооборота
2. Изменение структуры товарооборота в сторону снижения удельного веса более издержкоемких товаров
3. Повышение эффективности труда работников предприятия торговли
4. Укрупнение предприятий торговли
5. Ликвидация непроизводительных расходов и потерь
6. Сокращение звенности товародвижения
7. Совершенствование организации продажи, внедрение прогрессивных методов.
Всефакторы, влияющие на издержки обращения, также подразделяются на факторы,способствующие росту издержек (замедление товароборачиваемости, увеличенияколичества услуг, оказываемых предприятием торговли, снижение доли собственныхоборотных средств и т.д.) и факторы, снижающие уровень и сумму издержекобращения (ускорение товароборачиваемости, сокращение звенности товарооборота,увеличение производительности труда и т.д.).
Всеиздержки подразделяют на два основных вида:
– издержки производства (себестоимость), формируемыев сфере производства;
– издержки обращения, формируемые в сфере обращения.
Кроме того,в сфере потребления выделяют такой вид издержек, как издержки потребления,представляющие собой затраты на поиск товаров, их покупку, доставку домой,подготовку к потреблению (эксплуатации).
При первомподходе в отчетах предприятия торговли отражаются только явные (бухгалтерские)издержки обращения. При втором подходе учитываются как явные, так и неявные(экономические) издержки обращения, которые часто называются «затратамиупущенных возможностей».
Неявныеиздержки – альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов,принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи,которые предприятие могло бы получить при более выгодном использованиипринадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей).
Однако, невсе затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты ипотери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки,образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной всрок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственныхдоговоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержкиобращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либосписывать на результаты хозяйственной деятельности.
Кдополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию,подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другиепроизводственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд,затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимоститоваров.
Чистыеиздержки обращения – расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессекупли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитныхрасчетов, организация рекламы и т.п.). В отличие от дополнительных чистыеиздержки обращения стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода,созданного в отраслях материального производства (включая производственныепроцессы в торговле). Деление издержек торговли на дополнительные и чистыепозволяет точнее установить границы сферы материального производства,правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода,глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлятьими, выявлять пути разумной экономии средств.
В торговлеиздержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спросанаселения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительнымвкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения,информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров,оказанием дополнительных услуг.
В издержкахвсе большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкойквалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровьяработников.
Для анализаи учета издержек обращения важное значение имеет классификация видов затрат.
Признакклассификации:
Ø По зависимости от объема товарооборота:
– условно-переменные
– условно-постоянные
– смешанные
Ø По месту формирования:
– внешние
– внутренние
Ø По способу отнесения затрат на расходы:
– прямые
– косвенные
Ø По составу:
– одноэлементные
– комплексные
Ø По степени управляемости:
– управляемые
– неуправляемые
Ø По периодичности возникновения:
– текущие
– единовременные
– прочие
Ø По экономической природе:
– чистые
– дополнительные
Ø По статьям затрат:
-14 статейиздержек
Ø По учету затрат на предприятии:
– явные
– неявные
Рассмотреннаяклассификация затрат позволяет предприятиям торговли постоянно осуществлятьдетальный анализ издержек обращения, следить за их динамикой, контролировать иуправлять изменениями затрат.
В настоящеевремя издержки обращения по видам затрат подразделяются на статьи и элементызатрат. Градация затрат по элементам позволяет выделить затраты живого иовеществленного труда и поэтому важна при оценке результатов деятельностипредприятий торговли. Деление издержек обращения по статьям затрат позволяетвыявить целевое назначение затрат, более детально вести их учет и осуществлятьконтроль за исполнением всех видов ресурсов.
Номенклатурастатей издержек обращения
· Транспортные расходы: расходы по оплате транспортных услуг сторонних организаций заперевозки товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов ит.д.); услуг организаций по погрузочно-разгрузочным операциям, плата заэкспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованныхна оборудование и утепление транспортных средств; плата за временное хранениегрузов на станциях, пристанях, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков;транспортные, таможенные и прочие расходы по закупке и транспортировке товаровпо импорту и по товарообменным операциям.
· Расходы на оплату труда: выплаты заработной платы за фактически выполненную работу;стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты; выплатыстимулирующего (различного вида премии и надбавки) и компенсирующего (связанныес режимом работы и условиями труда, с повышением цен и индексацией доходов,женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и др.) характера; оплатаотпусков и т.д.
· Отчисления на социальные нужды: отчисления органам государственного социального страхования,пенсионного фонда, государственного фонда занятости, медицинского страхования.
· Расходы на аренду и содержание зданий,сооружений, оборудования и инвентаря: включаютплату за текущую аренду отдельных объектов основных средств; плату закоммунальные услуги; расходы по уборке помещений и территории предприятия;плату за электроэнергию; расходы на проверку и клеймение измерительных приборов;расходы на содержание и ремонт сигнальных устройств, на проведениепротивопожарных мероприятий; на обслуживание оборудования стороннимиорганизациями; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану.
· Амортизация основных средств: включает суммы амортизационных отчислений на полноевосстановление основных производственных средств (как собственных, так иарендованных).
· Расходы на ремонт основных средств: расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних,капитальных) основных производственных средств, в том числе арендованных,выполняемых как хозяйственным, так и подрядным способом.
· Расходы на хранение, подработку,подсортировку и упаковку товаров: относятфактическую стоимость материалов, употребляемых при подработке, сортировке,фасовке и упаковке товаров (оберточная бумага, пакеты, шпагат, гвозди и т.д.);плату за услуги сторонних организаций по упаковке и фасовке товаров; расходы насодержание холодильников; фактическую себестоимость льда для охлаждениятоваров, другие расходы на содержание условий для хранения товаров (газоваясреда, активная вентиляция и т.п.); расходы на дезинсекцию (уничтожение вредныхнасекомых) и дератизацию (истребление грызунов); плату за временное хранениетоваров на складах сторонних организаций.
· Расходы на рекламу:
наоформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров;
наразработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов,каталогов брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открытоки т.п.);
наразработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменныхпакетов, упаковки и т.д.;
нарекламные мероприятия, проводимые через средства массовой информации;
на световуюи другую наружную рекламу;
наприобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламныхкино – видео-, диафильмов и т.п.;
наизготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;
на уценкутоваров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество вовремя экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках;
напроведение других рекламных мероприятий.
· Расходы по оплате процентов запользование займом: включают платежи попроцентам за кредиты банков; за пользование средствами Федерального Фондафинансовой поддержки досрочного вывоза продукции (товаров) в районы КрайнегоСевера и приравненные к ним местности; другие расходы по оплате процентов запользование займами в порядке, установленном законодательством России, а такжезатраты по оплате кредитов поставщиков (производителей работ, услуг) заприобретение товарно-материальных ценностей (проведение работ, оказание услуг).
· Потери товаров и технологические отходы: относят потери товаров при перевозках, хранении и продаже впределах норм естественной убыли, а также сверх норм естественной убыли, когдаконкретные виновники не установлены; потери от списания долгов по недостачамтоварно-материальных ценностей и другого имущества, во взыскании которыхотказано судом вследствие необоснованности исков; нормируемые отходы,образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы;потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели, сахара-рафинада идругих продуктов питания.
· Расходы на тару: включают амортизацию (износ) собственной тары-оборудования имногооборотной тары, возмещаемой поставщикам в соответствии с договором;расходы на ремонт тары-оборудования; стоимость тары, списанной из-заестественного износа; расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате еепоставщикам или сдаче тароремонтным предприятиям; разница между приемной исдаточной ценой на тару; другие расходы на тару.
· Прочие расходы: относят все расходы, не указанные выше, но в соответствии снормативными документами, включаемые в себестоимость:
· суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и вспециальные внебюджетные средства, производимые в соответствии сзаконодательством, за счет издержек обращения;
· износ нематериальных активов;
· расходы по обеспечению нормальных условий труда и техникибезопасности;
· расходы по ведению кассового хозяйства;
· оплата услуг вычислительных центров, банков, консультационных,информационных, аудиторских фирм;
· почтовые, телефонные, телеграфные расходы;
· расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков, натипографские и переплетные работы, на подписку периодических изданий иприобретение специальной литературы;
· расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров;
· стоимость столовых приборов, посуды, белья одноразовогопользования;
· расходы на командировки по установленным законодательством нормам;
· расходы по компенсациям за использование легковых автомобилей дляслужебных поездок;
· другие расходы.
Всеиздержки обращения подразделяются на пять групп:
1) Затраты на оплату труда (затраты на рабочую группу)
2) Материальные затраты (затраты на основные фонды и материалы)
3) Затраты на капитал (затраты на использование собственного иземного капитала)
4) Затраты на услуги третьих фирм (затраты на использование услугтретьих лиц)
5) Затраты на налоги (отчисления обязательных налогов)
Экономияиздержек – существенный фактор укрепления финансового положения, повышениярентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижениярозничных цен на потребительские товары.
Закономерностьюформирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельныхпредприятиях, является снижение их уровня при росте объема товарооборота.
Основныепути относительного снижения издержек обращения на предприятиях торговли
· Снижение затрат на оплату труда:
– повышениепроизводительности труда
– предотвращениенепроизводительных расходов на оплату труда и т.д.
· Снижение материальных затрат:
– рациональноерасходование электроэнергии, воды, материалов
– снижениесебестоимости закупаемых товаров, рациональное использование тары и т.д.
· Сокращение расходов по обслуживанию процесса реализации,управлению и прочих расходов
– исполнениесметы расходов
– выполнениепотерь и непроизводительных расходов
– относительноеснижение прочих затрат и т.д.
Бухгалтерскийучет расходов на продажу (издержек обращения) организаций торговли призванобеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов,а также контроль над использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов. Для управления, руководства, контроля и планирования издержекобращения внутренним пользователям требуется бухгалтерская информация различнойстепени обобщенности – сводная и более подробная (детализированная). Исходя изэтого в бухгалтерском учете для получения различных по степени детализациипоказателей используются синтетические и аналитические счета. Соответственноэтим двум видам счетов ведется синтетический и аналитический учет.
Аналитический учет являетсянаиболее трудоемким, так как составляет основу бухгалтерского учета в тойстепени детализации учитываемых объектов, в какой это нужно для аппаратауправления торговой организации, а также ее внешним пользователям.Аналитический учет издержек ведется по видам и статьям расходов.
Основным документом,определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целяхбухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходыорганизации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999N33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Данное Положение принято воисполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности, утвержденной ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 06.03.1998 №283. Этот документ определяетклассификацию расходов и порядок их признания в учете.
Общие положения:
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования вбухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кромекредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами позаконодательству Российской Федерации.
Применительно к настоящемуПоложению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признаютрасходы по предпринимательской и иной деятельности.
2. Расходамиорганизации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытияактивов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств,приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшениявкладов по решению участников (собственников имущества).
3. Для целей настоящегоПоложения не признается расходами организации выбытие активов:
в связи с приобретением(созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенногостроительства, нематериальных активов и т.п.);
вклады в уставные(складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерныхобществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
по договорам комиссии,агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительнойоплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в виде авансов, задатка всчет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ,услуг;
в погашение кредита, займа,полученных организацией.
Для целей настоящегоПоложения выбытие активов именуется оплатой.
4. Расходы организации в зависимости от их характера, условийосуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видамдеятельности;
прочие расходы.
Для целей настоящегоПоложения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности,считаются прочими расходами.
Согласно п. 8 ПБУ 10/99при формировании расходов по обычным видам деятельности, в том числе издержекобращения, должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
– материальные затраты;
– затраты на оплатутруда;
– отчисления насоциальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Для целей управления вбухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Переченьстатей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Информация об издержках повсей совокупности предпринимательской (текущей, инвестиционной и финансовой)деятельности необходима прежде всего внутренним пользователям, а именнособственнику организации и менеджерам. Любые расходы организации должны либовключаться в стоимость активов, либо через аккумулирующие счета учета расходовпо экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Толькоосуществляя учет по элементам затрат, можно обеспечить формирование точных идостоверных показателей о стоимости активов и величине конечного финансовогорезультата деятельности торговой организации. Следовательно, каждая торговаяфирма должна располагать полной информацией о валовой сумме материальныхрасходов, расходах на оплату труда и других одноэлементных расходах припланировании своей деятельности на следующий период.
Кроме того, согласно п. 8ПБУ 10/99 для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходовпо статьям затрат. Причем перечень статей затрат устанавливается организациейсамостоятельно.
При учете издержек обращенияследует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учетузатрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовыхрезультатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденнымиРоскомторгом и Минфином России 20.04.1995 №1–550/32–2 [11]. Хотя Методическиерекомендации по бухгалтерскому учету и были разработаны на основе Положения осоставе затрат (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от05.08.1992 №552), которое с 1 января 2002 г. утратило силу, их можноприменять в части, не противоречащей последним нормативным актам побухгалтерскому учету. Это следует из Письма Минфина России от 29.04.2002 №16–00–13/03«О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат напроизводство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)»,согласно которому до завершения работы по разработке и утверждениюминистерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документовпо вопросам организации учета затрат на производство, калькулированиясебестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программойреформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежитруководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями(указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерскомучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности всоответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативнымидокументами по бухгалтерскому учету.
Методические рекомендации побухгалтерскому учету определяют единую учетную номенклатуру статей издержекобращения и производства для организаций оптовой, розничной торговли иобщественного питания, а также порядок формирования финансовых результатов. Ониприменяются в организациях торговли независимо от форм собственности.Организации других отраслей, имеющие в своей структуре торговое подразделение,также могут применять Методические рекомендации для учета издержек обращения.
В соответствии сМетодическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в целях планирования,учета и отчетности издержек обращения рекомендуется применять следующуюноменклатуру статей издержек обращения и производства (номера и наименованиястатей приведены с учетом требований последних нормативных актов побухгалтерскому учету):
– транспортные расходы;
– расходы на оплатутруда;
– отчисления насоциальные нужды;
– расходы на аренду исодержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
– амортизация основныхсредств;
– расходы на ремонтосновных средств;
– амортизациясанитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов;
– расходы на топливо,газ, электроэнергию для производственных нужд;
– расходы на хранение,подработку, подсортировку и упаковку товаров;
– расходы на рекламу;
– потери товаров итехнологические отходы;
– расходы на тару;
– прочие расходы.
В Методических рекомендацияхпо бухгалтерскому учету номенклатура затрат включает 14 статей, в том числестатью «Затраты по оплате процентов за пользование займом». Согласно ПБУ 10/99затраты по оплате процентов за пользование займом относятся к операционнымрасходам и поэтому учитываются в составе прочих расходов. В связи с этим данныйвид расходов в настоящее время не учитывается в составе издержек обращения.Статью «Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды,приборов» более правильно было бы назвать «Амортизация санитарной и специальнойодежды, столового белья, посуды, приборов», так как в соответствииМетодическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента,специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды,утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 №135н и введенными вдействие с 1 января 2003 г., стоимость санитарной и специальной одеждыпогашается путем начисления амортизации. Методическими рекомендациями побухгалтерскому учету организациям торговли предоставляется право сокращать ирасширять перечень статей.
Каждое предприятиесамостоятельно выбирает для себя методику аналитического учета. При этом могутбыть использованы многографные карты или ведомости, в которых для каждойотдельной статьи отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графесумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графефиксируется общая сумма издержек, которая должна быть равна данным насинтетическом счете 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». Учетв картах или ведомостях ведется отдельно по структурным подразделениям, авнутри них – по статьям издержек обращения. Возможен вариант, когдааналитический учет ведется в разрезе статей издержек обращения, а внутри – поструктурным подразделениям.
В целях управленческогоучета представляется полезным вести учет затрат по складам, розничным точкам ит.п. Такой учет позволит проводить анализ эффективности работы каждой торговойточки.
Предприятиям торговлицелесообразно организовать аналитический учет затрат по способу отнесения наиздержки отдельных товарных групп и структурных подразделений, т.е. учет прямыхи косвенных затрат. Хотя нормативными документами не предусмотрено такоеделение затрат торгового предприятия в системном бухгалтерском учете (в отличиеот производственного учета, где прямые и косвенные затраты учитываются наразных счетах бухгалтерского учета), аналитический учет в таком разрезе внекоторых случаях необходим. Прямыми на предприятии торговли являются затраты,которые можно прямо отнести на соответствующий вид реализуемых товаров. Ккосвенным относятся затраты, связанные с реализацией нескольких (всех) видовтоваров. В сочетании с учетом затрат в разрезе торговых точек (зон) учет прямыхи косвенных затрат дает полезную информацию о рентабельности товаров каждоговида, способствует эффективному ценообразованию.
Классификация издержек по ихвлиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат научаствующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли. Это связанос тем, что в целях налогообложения в составе издержек выделяют нормируемые иненормируемые. В бухгалтерском же учете никаких норм и нормативов непредусмотрено. В связи с этим и по правилам Положения по бухгалтерскому учету «Учетрасчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Россииот 19.11.2002 №114н, необходимо организовать раздельный аналитический учетиздержек, влияющих и не влияющих на налогооблагаемую прибыль.
2.Роль товарных знаков в коммерческой деятельности. Понятие товарной марки ибренда. Регистрация товарного знака
Порядок регистрации товарныхзнаков установлен в Законе Российской Федерации от 23.09.1992 №3520–1 (в ред.от 11.12.2002, 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» [3].
Товарный знак может бытьполучен путем регистрации новой марки либо покупки у другой компании.
Покупатели, как правило,ориентируются на знакомую марку, известную фирму. Фирму-производителя узнают поее товарному знаку, который иногда становится чем-то наподобие символакачества. В этом случае разрекламированный и хорошо «работающий» бренд можнопродать или «сдать в аренду».
Как же правильно отразить вбухгалтерском и налоговом учете операции по созданию, использованию и продажетоварных знаков?
Товарный знак – этообозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ илиоказываемых услуг юридических или физических лиц. Такое определение дано в ст. 1Закона РФ от 23.09.1992 №3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» [3].
Различаются, в частности,словесный и графический товарные знаки.
Словесный товарный знак – этоназвание организации либо оригинальные слова, фразы или словосочетания, выполненныев определенной графической манере, необычным запоминающимся шрифтом.
Графический товарный знак – любоеизображение, отвечающее критериям новизны и охраноспособности в отношенииперечня товаров и услуг и зарегистрированное в установленном порядке в качестветоварного знака на имя конкретного владельца (или коллектива).
Товарный знак организацияможет разработать самостоятельно. В этом случае право на созданное работникамипредприятия произведение будет принадлежать работодателю.
Однако чаще всего разработкутоварного знака заказывают специализированным фирмам, заключая с ними авторскийдоговор заказа (ст. 33 Закона РФ от 09.07.1993 №5351–1 «Об авторском правеи смежных правах») [3].
Для полученияисключительного права на товарный знак прежде всего его необходимозарегистрировать в Российском агентстве по патентам и товарным знакам(Роспатенте). Заявка подается в Федеральный институт промышленной собственности(ФИПС), подведомственный Роспатенту.
Зарегистрировать такое правоорганизация может сама или через патентного поверенного. Приказом Роспатента от05.03.2003 №32 утверждены Правила составления, подачи и рассмотрения заявки нарегистрацию товарного знака и знака обслуживания.
Формальная экспертиза заявкипроводится в течение месяца от даты ее подачи в ФИПС. В ходе экспертизыпроверяется, удовлетворяет ли товарный знак требованиям законодательства и несовпадает ли он с уже зарегистрированными знаками. Например, нельзязарегистрировать в качестве товарного знака общепринятые символы и термины.Недопустима и регистрация товарных знаков, которые в точности повторяют ужезарегистрированные знаки либо так похожи на них, что могут ввести в заблуждениепотребителей.
На основании решения орегистрации товарного знака ФИПС производится регистрация товарного знака вГосударственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (далее – Реестр).В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритетатоварного знака и дата его регистрации, а также перечень товаров, для которыхзарегистрирован товарный знак.
Статьей 44 Закона №3520–1 [3]предусмотрено, что за регистрацию товарного знака взимается пошлина. Внастоящее время размер пошлины можно узнать из Положения о пошлинах запатентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрациютоварных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров,предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров,утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.1993 №793.
Выдача свидетельства натоварный знак осуществляется ФИПС в течение месяца с даты регистрации товарногознака в Реестре.
Регистрация товарного знакадействует до истечения 10 лет с даты подачи заявки. Срок действия может бытьпродлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года еедействия, каждый раз на 10 лет.
Надо помнить, чтоисключительное право на использование товарного знака имеет свои ограничения.Оно распространяется только на товары, указанные в свидетельстве, действительнона территории страны регистрации и в течение срока, на который данный товарныйзнак зарегистрирован.
Обладая исключительнымправом, владелец может пользоваться и распоряжаться товарным знаком. Это правоохраняется законом. И никто другой не может использовать товарный знак безразрешения владельца.
После регистрации товарныйзнак необходимо размещать на товарах, поскольку его использование – это нетолько право владельца, но и обязанность. В случае невыполнения этоготребования непрерывно в течение трех лет любое физическое или юридическое лицоможет обратиться в суд с требованием о прекращении регистрации товарного знака.
В бухгалтерском учетеисключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам (п.п. 3и 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н). Емуприсваивается инвентарный номер и оформляется Карточка учета нематериальныхактивов формы N НМА-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997№71а.
Исключительное право натоварный знак учитывают по его первоначальной стоимости. Она складывается иззатрат на покупку или изготовление товарного знака: материальных расходов,зарплаты сотрудников, патентных пошлин, стоимости услуг сторонних организаций,невозмещаемых налогов и т.д. (п. 7 ПБУ 14/2000).
Расходы, формирующиепервоначальную стоимость товарного знака, должны учитываться на субсчете 08–5 «Приобретениенематериальных активов», за исключением налогов, которые впоследствии принимаютсяк вычету.
После получениясвидетельства на товарный знак собранные на субсчете 08–5 расходы списываютсяна счет 04 «Нематериальные активы».
В налоговом учете товарныйзнак является также нематериальным активом (п. 3 ст. 257 НК РФ[24]).Однако учесть его в таком качестве можно только после получения свидетельства:нематериальный актив отражается в налоговом учете при наличии надлежащимобразом оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива иисключительного права на него.
Таким образом, до получениясвидетельства расходы на создание и регистрацию товарного знака не участвуют висчислении налогооблагаемой прибыли. Они будут включены в его первоначальнуюстоимость. Как известно, первоначальная стоимость товарного знака формируетсяисходя из всех расходов, связанных с его созданием. Исключение составят лишьсуммы возмещаемых налогов. Патентные пошлины, которые уплачивает организация впроцессе регистрации товарного знака, также относятся в состав затрат,формирующих первоначальную стоимость. Об этом прямо сказано в п. 3 ст. 257НК РФ[24].
Получив свидетельство натоварный знак, необходимо определить срок его полезного использования и нормуамортизации. Поскольку свидетельство выдается на 10 лет, соответственно этот жепериод является сроком полезного использования товарного знака (за минусомсрока между датой подачи заявки и датой получения свидетельства).
В бухгалтерском учетестоимость товарного знака погашается путем начисления амортизации одним изспособов, зафиксированным в приказе по учетной политике (п. 15 ПБУ14/2000):
– линейным;
– пропорциональнообъему продукции;
– уменьшаемого остатка.
При линейном методе срокполезного использования определяется исходя из срока действия свидетельства натоварный знак (п. 17 ПБУ 14/2000).
Амортизация по нематериальнымактивам отражается в бухгалтерском учете либо по кредиту счета 05 «Амортизациянематериальных активов», либо по кредиту счета 04, субсчет «Исключительноеправо на товарный знак».
Амортизация исключительногоправа на товарный знак в бухгалтерском учете относится к расходам организациипо обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходыорганизации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н).
В налоговом учете, как ужеговорилось, исключительное право на товарный знак отнесено к нематериальнымактивам. Для признания объекта интеллектуальной собственности амортизируемымнеобходимо выполнение только одного условия: срок полезного использования этогообъекта должен превышать 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ и п. 3 ст. 257НК РФ [24]).
Расходы по созданиютоварного знака в бухгалтерском и налоговом учете практически совпадают.
Но это не так, еслиорганизация приобретает исключительные права на товарный знак за счет средствбанковского кредита. Ведь проценты за пользование заемными средствами всоответствии с п.п. 14 и 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займови кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного ПриказомМинфина России от 02.08.2001 №60н, до момента получения права собственности натоварный знак относятся организацией заемщиком на увеличение расходов по егосозданию; а после указанной даты – на операционные расходы. Для целей женалогообложения прибыли организаций проценты по заемным средствам всоответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ[24] включаются в составвнереализационных расходов.
Кроме того, в налоговомучете в первоначальную стоимость товарного знака не включаются и суммовыеразницы, образовавшиеся до того, как исключительное право на товарный знакпринято к учету, а признаются внереализационными расходами (доходами).
Срок полезного использованиятоварного знака в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, определяетсяисходя из срока действия патента, свидетельства и из других сроковиспользования объектов интеллектуальной собственности, установленныхсоответствующими договорами (п. 2 ст. 258 НК[24] РФ). По отношению кнематериальным активам налогоплательщик вправе выбрать один из двухпредусмотренных методов амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259НК РФ[24]).
Поэтому если расходыорганизации по созданию товарного знака в бухгалтерском и налоговом учетесовпадают, срок действия знака в обоих видах учета одинаков, а методамортизации один и тот же, то сумма амортизации в налоговом и бухгалтерском учетебудет совпадать. В противном случае организации придется определять разницы всоответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу наприбыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н.
Амортизация исключительногоправа на товарный знак в налоговом учете включается в состав расходов,связанных с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ[24]). Кроме того,эти расходы являются косвенными, т.е. их не нужно распределять между остаткаминезавершенного производства, готовой продукции и т.д. Они в полном объемеуменьшают налогооблагаемую прибыль отчетного (налогового) периода.
Организации, владеющиеисключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, могутраспоряжаться ими по своему усмотрению.
Статья 25 Закона №3520–1 [3]допускает, что товарный знак может быть уступлен (продан) его владельцем вотношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
При передаче (уступке)исключительного права на товарный знак у продавца происходит выбытие объектанематериальных активов. К приобретателю товарного знака переходят в полномобъеме все те права, которые были у прежнего владельца. То же самое касается иограничений.
Уступка товарного знака недопускается, если она может ввести в заблуждение потребителя относительнотовара или его изготовителя.
Договор об уступке товарногознака регистрируется в Роспатенте, иначе он считается недействительным.
За регистрацию взимаетсяпошлина.
Средства от уступки(продажи) исключительного права на товарный знак являются для организацииоперационными доходами (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н).
А в налоговом учете доход отуступки исключительного права на товарный знак учитывается в составе доходов отреализации (п. 1 ст. 249 НК РФ[24]).
У покупателя исключительноеправо на товарный знак, полученное по договору уступки, включается в составнематериальных активов. Что же касается срока полезного использования, то он зависитот срока действия свидетельства. Однако при регистрации договора уступки вРоспатенте новое свидетельство не выдается. В связи с этим, чтобы рассчитатьэтот срок, из общего срока действия свидетельства надо вычесть то время, втечение которого товарным знаком пользовался старый правообладатель.
Право на использованиетоварного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака(лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (ст. 26Закона 3520–1 [3]). Лицензионный договор должен содержать условие о том, чтокачество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и чтолицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Другойспособ – заключение договора коммерческой концессии (договор франчайзинга).
Подписывая подобныесоглашения, организация оставляет за собой исключительное право на товарныйзнак. Как и договор уступки, лицензионный договор и договор коммерческойконцессии действительны только при условии их регистрации в Роспатенте.
В договоре указывается срок,в течение которого организация может использовать право, и вознаграждение,которое она должна перечислить правообладателю. Формы вознаграждения могут бытьсамыми разными: разовые или периодические платежи, проценты от выручки илинаценка на оптовую цену товаров, которые организация-пользователь будетпокупать у правообладателя, и т.д.
На практике вознаграждениечаще всего состоит из двух частей: первоначальной единовременной «входной платы»за получение права (паушальный платеж) и последующих регулярных платежей за егоиспользование (роялти). Они определяются в фиксированном размере или впроцентах от выручки.
Паушальный платежпредставляет собой выплату единовременного вознаграждения собственникунематериального актива. Фактически – это цена лицензии.
Роялти – это периодическиеплатежи собственнику нематериального актива в течение срока действиялицензионного договора.
У правообладателя невозникает выбытия нематериальных активов. Они продолжают находиться на егобалансе и амортизируются (п. 25 ПБУ 14/2000). Однако учесть их необходимона отдельном субсчете счета 04. Суммы начисленной амортизации, по мнениюавтора, следует учитывать обособленно.
Если для правообладателятакая деятельность не является основной, то сумма вознаграждения в бухгалтерскомучете включается в состав операционных доходов (п. 5 ПБУ 9/99).
При разовом характереплатежа полученная оплата отражается в составе доходов будущих периодов насчете 98. Затем в течение времени, на которое передано право, вознаграждениеравными долями включается в состав операционных доходов. Расходы, связанные спередачей исключительных прав, отражаются как операционные расходы.
В налоговом учете платежи полицензионным договорам включаются в состав внереализационных доходов (п. 5ст. 250 НК РФ[24]), если такие доходы налогоплательщик не учитывает какдоходы от реализации.
Если лицензиар определяетдоходы и расходы методом начисления, то полученное вознаграждение за правопользования товарным знаком признается доходом в соответствии с пп. 3 п. 4ст. 271 НК РФ[31], а если используется кассовый метод-то в соответствии с п. 2ст. 273 НК РФ[31].
В случае когда по договорупредусмотрено получение единого платежа, дата признания дохода при примененииметода начисления будет следующая:
– если в договоре неопределен срок его действия – дата предоставления в пользование исключительныхправ;
– срок действияопределен – доходы признаются равномерно в течение этого срока на последнийдень месяца или квартала.
Для целей исчисления НДС(при использовании метода «по отгрузке») датой возникновения обязательств передбюджетом является дата предоставления в пользование исключительных прав припаушальном платеже (ст. 167 НК РФ[24]). Если платежи носят периодическийхарактер, то они учитываются в периоде их начисления.
Еще один вариант – комбинированныерасчеты. Вначале правообладатель получает разовый платеж, затем в течениеустановленного в договоре времени – периодические платежи (роялти). При этомразовый платеж включают в состав внереализационных доходов – в налоговом учетеи операционных – в бухгалтерском единовременно и в полной сумме, а роялти – помере начисления.
В состав внереализационныхрасходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованныезатраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной спроизводством и (или) реализацией. К ним относятся, в частности, расходы попредоставлению за плату во временное владение и пользование исключительныхправ, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие видыинтеллектуальной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ[24]).Таким образом, с вступлением в силу договора уступки часть стоимостинематериального актива, не списанная к этому моменту, относится квнереализационным расходам. В рассматриваемом случае это начисленнаяамортизация по товарному знаку, переданному в пользование.
Рассмотрим учет этихрасходов у пользователей неисключительного права.
В бухгалтерском учетенеисключительное право на товарный знак, полученное в пользование, отражаетсяна забалансовом счете (например, счет 012) в оценке, указанной в лицензионномдоговоре (п. 26 ПБУ 14/2000). Платежи по договору концессии отражаются вучете в зависимости от условий договора.
Если в нем предусмотренразовый платеж в момент получения прав, то он отражается на счете 97 «Расходыбудущих периодов». Затем эти затраты равномерно в течение срока действия права,установленного договором, списываются на расходы.
Периодические платежиотражаются в составе расходов того периода, в котором начисляются всоответствии с графиком, установленным в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000 и п. 18ПБУ 10/99).
В заключение хотелось быобратить внимание на ситуацию, когда российская организация заключаетлицензионный договор на право пользования товарным знаком с нерезидентом, неимеющим постоянного представительства на территории России.
В случае когда контрагентомпо лицензионному договору выступает нерезидент и доходы нерезидента по данномудоговору не связаны с его деятельностью в России через постоянноепредставительство, в соответствии со ст. 309 НК РФ эти доходы относятся кдоходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложениюналогом, удерживаемым у источника выплаты этого дохода, по ставке 20%.
Если иностранная организацияявляется резидентом страны, с которой Россией заключен договор об избежаниидвойного налогообложения, то в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ[24] этаорганизация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход,подтверждение того, что она имеет постоянное местопребывание в том государстве,с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросыналогообложения. Предоставленный документ должен быть заверен компетентныморганом соответствующего иностранного государства.
При представлениииностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого документадо даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФпредусмотрен льготный режим налогообложения, этот доход освобождается отудержания налога у источника выплаты или удержание производится по пониженнымставкам.
Что касается НДС, топередача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок,авторских прав или иных аналогичных прав для целей исчисления НДС считаетсяуслугой, местом реализации которой признается территория РФ, если покупательосуществляет деятельность на территории России (пп. 4 п. 1 ст. 148НК РФ[24]).3. Отечественный и зарубежный опыт функционирования оптовыхпродовольственных рынков
Оптовая торговля – особая сфера экономики, представляющая собойформу торгово-экономических отношений между предприятиями с целью выполненияпосреднических функций по закупке и продаже товаров и доведению их отпроизводственных предприятий до предприятий розничной торговли в соответствии сконъюнктурными особенностями рынка. Процесс оптового распределения представляет собой сложныйтехнологический механизм, начинающийся при завершении стадии производствапродукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающийсяреализацией и доставкой товаров предприятиям розничной сети, государственнымучреждениям и т.д. Инфраструктурно-оптовая торговля представляет собойсовокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупнымипартиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям и(или) организациям – потребителям. Таким образом, торговые оптовые предприятиязанимают особое место в системе товародвижения, выступая соединяющим звеном,определяющим отношения между производителями и потребителями продукции.
Оптовые продовольственные рынки – коммерческие структуры попродаже продовольственных товаров, где в качестве продавцов выступаюттоваропроизводители и оптовые коммерческие предприятия, а в качествепокупателей – предприятия розничной торговли и другие покупатели.
Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах ипромышленных центрах. Цель создания ОПР в постановлении Правительстваопределена как предоставление непосредственным производителям необходимыхусловий для сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечениепродовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания исырьем – пищевых и перерабатывающих предприятий.
Оптовый продовольственный рынок организуется как специальнообустроенное место для проведения торговли по определенным правилам. ОПР самкуплей-продажей не занимается, он является организатором торговли сырьем ипродовольствием. Кроме этого, ОПР предоставляет в аренду торговые места,оказывает информационные услуги, услуги по хранению товаров, осуществляет контрольза качеством товаров, соблюдением санитарных, противопожарных и иных норм инормативов.
Участниками торговли на ОПР являются оптовые продавцы и оптовыепокупатели. Всем участникам должно быть предоставлено право равного исвободного доступа на рынок. Необходимо обеспечить наличие конкуренции нарынке.
Продавцы обязаны пройти аккредитацию на рынке, документальноподтвердить качество продукции. При необходимости может осуществлятьсяэкспертиза представленных к продаже товаров.
Купля-продажа должна носить публичный характер, продавцы не должныотказываться от заключения договора с оптовым покупателем, оказыватьпредпочтение тем или иным покупателям при достижении соглашения по основнымусловиям договора.
Оптовые продовольственные рынки могут функционировать в качествеуниверсальных или специализированных. Заключаемые на рынке сделки подлежатрегистрации.
Таким образом, ОПР и товарные биржи – близкие формы организацииоптовой торговли, однако не тождественные. Товарных бирж, действующих внастоящее время, очень мало, и торговля сельскохозяйственной продукцией на нихведется в крайне незначительных количествах.
На биржах проводятся периодические торговые сессии, ОПР жеявляется постоянно действующим, торговля на нем производится ежедневно. Hабиржу допускается ограниченный круг субъектов. Все виды биржевых сделок вправезаключать лишь ее члены, являющиеся брокерскими фирмами и независимымиброкерами. Далее. К биржевой торговле допускаются лишь биржевые товары, подкоторыми понимаются не изъятые из оборота товары определенного рода и качества,допущенные в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Товары должныбыть стандартизированы. В отличие от этого подобных строгих требований ксельскохозяйственной продукции на ОПР не существует.
На биржах заключаются сделки как с реальным товаром, так и сстандартными контрактами и коносаментами на товар.
Цены на ОПР устанавливаются по соглашению сторон, на биржах жедействует аукционный порядок установления цены.
Приведенные различия показывают, что товарные биржи и ОПР являютсявзаимодополняющими формами оптовой торговли.
Правила торговли на оптовом продовольственном рынкеразрабатываются и утверждаются его администрацией. В них устанавливаются праваи обязанности участников торгов, порядок заключения сделок, режим работы рынка ит.д. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленногопорядка ведения торгов, предоставляет участникам рынка в аренду необходимыеплощади в торговом зале, на имеющихся складах, за специальную рыночную пошлину,обеспечивает своевременную уборку территории рынка, санитарные условия итехнику пожарной безопасности.
Более чем трехлетний опыт существования ОПР доказал ихэкономическую эффективность.
Мировойопыт показывает, что создание ОПР – это лишь первый и необходимый этап перестройкиканалов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубленияспециализации и укрепления ОПР.
Наряду сОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки – выставки нафедеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно формируются каналыпрямых поставок продовольствия в систему розничной торговли (супермаркеты), минуяоптовые рыночные системы (США, Западная Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищамии превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованнойсистемы распределения продовольствия.
Все этообеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В этих условиях, естественно,ОПР могут обеспечить лишь часть оптового оборота продуктов питания.
Например, вцелом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и фруктов составляет до 50%всего продовольственного оборота страны, а в Париже доля самого крупногоевропейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров) – 60% всего продовольственного оборотагорода. Ежегодный товарооборот Парижского Рюнжи достигает 9 млрд. долларов.
В Японии жедоля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет 75%, а рыбы и морепродуктов– 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счетсобственных средств во всех городах с численностью населения более 200 тысяччеловек создавать ОПР.
В целом,формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями.
Первыйвариант – когда строительство и создание системы ОПР происходит при финансовойподдержке государства. В этом случае государство за счет собственных ресурсов вводитв эксплуатацию первый оптовый рынок и осуществляет интенсивное развитие всейсистемы. Яркий пример этого пути – государственное предприятие «Меркаса»(Испания), включающее в себя сеть ОПР (более 20 рынков по всей стране, снабжающиене только многомиллионное население Испании, но и экспортирующие продовольствиево все уголки земного шара).
Второйвариант – привлечение средств для создания ОПР как государства, так изаинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является созданиеМюнхенского оптового рынка.
Опытзападных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к созданию оптовыхрынков проявлялся местными властями, заинтересованными в улучшении жизни горожанза счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейсясельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества.
Однако именнооптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшимимагазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции смонстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут служить США,Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах нельзя, так как онисоздали условия для сохранения многообразия различных форм розничной торговли,что в свою очередь внесло гармонию между технологичностью быстрого обслуживанияв супермаркете, с одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуальногообслуживания в небольших магазинах – с другой.
Существеннаяроль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее стандартизации, а значит,и в возможности большей интеграции всего комплекса услуг оптовых рынков между странами,привнося упорядочение не только в национальную продовольственную систему, но ив межгосударственную экономическую интеграцию продовольственных рынков.
Важнейшую рольоптовые рынки стали выполнять как инструмент воздействия на здоровье общества.Особенно ярко это происходит в США и Австралии. В свете последних достижениймедицины в области рационального, сбалансированного питания – приоритетности потребленияовоще-фруктовой группы товаров, а также рыбы и морепродуктов – государство использовалоинформационный потенциал оптового рынка для формирования качественного новогопокупательского спроса на полезную для здоровья продукцию. Именно оптовые рынкистали финансировать за счет своих доходов крупномасштабную рекламу здоровогопитания. Так, Сиднейский оптовый продовольственный рынок тратит ежегодно до 90%от своего дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов, а это оцениваетсямиллионами долларов США.
Одной из перспективных форм оптовой торговли в цивилизованныхстранах признана система торговли сельхозпродукцией через оптовыепродовольственные рынки.
Прямые поставки продовольствия в систему розничной торговли(система супермаркетов) имеют ограниченное применение. При этом изучениеспроса, организация рекламы, поиск покупателей и т.п. возлагаются на самогопроизводителя, что является неэффективным, ведет к росту запасов готовойпродукции и увеличению себестоимости и цен.
Опыт зарубежных стран (Испания, Франция, Япония и др.) показывает,что задача обеспечения городского населения продовольствием эффективно решаетсяпри помощи оптовых рынков. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) не следуетпутать с мелкооптовыми и розничными рынками, на которых многие жители покупаютпродукты питания. Это новый субъект оптовой торговли.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том,что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров,более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен напродукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков – это необходимыйэтап структурной перестройки каналов продвижения значительной частисельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по путиспециализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров.Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствияв супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастаютхранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся всущественной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей
Правовой основой создания ОПР в России явилось постановлениеПравительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. №1121 «О созданииФедеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственныхрынков». В соответствии с данным постановлением было принято решение опроведении экономического эксперимента по организации ОПР в ряде городов, в томчисле Туле, Кемерове, Новокузнецке, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге идругих.
С тех пор прошло уже несколько лет, и результаты экспериментаявляются положительными.
Помимо указанного постановления Правительства РФ есть Положение оМежведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовыхпродовольственных рынков (утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня1997 г. №689), Временные правила торговли на оптовых продовольственныхрынках национального значения, Типовой устав ОАО «Оптовыепродовольственные рынки», утвержденные Генеральным директором Федеральнойпродовольственной корпорации 10 февраля 1997 г., и некоторые другиедокументы.
Неотложная задача создания надежной системы обеспечения населенияотечественными продуктами питания и сырьем для перерабатывающей промышленноститребует решения многих правовых вопросов. Поскольку это близкая к биржевойторговле форма организованного рынка, необходимо выяснить соотношение этих двухинститутов, выявить их общие черты и различия.
Сельскоехозяйство – одна из отраслей, объективно нуждающихся в государственныхподдержке и регулировании. Обеспечение национальной продовольственнойбезопасности является в настоящее время одной из приоритетных задач. Поэтомувполне понятны действия верхней палаты Федерального Собрания – СоветаФедерации, который принял решение о внесении в 1998 году на рассмотрениеГосударственной Думы в порядке законодательной инициативы проектов федеральныхзаконов «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию» и «Огосударственном регулировании импорта продовольствия».
Основные направления государственного регулированияагропромышленного производства определены в Федеральном законе от 14 июля 1997 г.«О государственном регулировании агропромышленного производства». В немпредусмотрены, в частности, меры государственного воздействия на формирование ифункционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия (далее – сельхозпродукции).Прежде всего в Законе закреплен принцип свободной реализации производимойсельхозпродукции товаропроизводителями, предусмотрено обеспечениегарантированности сбыта отдельных видов продукции, внедрение системы залогаприобретенной в собственность государства продукции, осуществление мероприятийпо стабилизации рынка путем проведения закупочных и товарных интервенций,установление гарантированных цен на сельхозпродукцию, предоставление различныхдотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и т.д.
Однако механизм реализации этого очень важного закона до конца неразработан. Предусмотренные в нем некоторые правительственные акты, которыеследует принять, до сих пор не приняты.
Одной из основных составляющих рынка сельхозпродукции являетсярынок государственных закупок. Правовой базой являются здесь Федеральные законы«О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиядля государственных нужд», «О поставках продукции для федеральныхгосударственных нужд», «О государственном оборонном заказе».
Установлены два уровня формирования госзаказов на закупку ипоставку сельхозпродукции – для федеральных госнужд (федеральный фонд) ирегиональных госнужд (региональные фонды).
Первоначально функции госзаказчика были возложены на Федеральнуюпродовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлениемПравительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании Федеральнойпродовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков».Помимо функций госзаказчика, Федеральная продовольственная корпорация должнабыла организовывать товарные интервенции для стабилизации рынка, содействоватьэкспортно-импортным операциям на продовольственном рынке и развивать рыночнуюинфраструктуру.
Госзаказчику законом предоставлено право передавать выполнениечасти своих функций по формированию и размещению заказов для госнужд другимсубъектам. Федеральная продовольственная корпорация (ФПК) использовалапредоставленное законом право и передавала на договорной основе функциигосзаказчика другим посредникам, получая от этого вознаграждение, что вконечном счете увеличивало стоимость продукции.
Поставленные перед ней задачи ФПК не выполнила. Особеннокатастрофическое положение сложилось с обеспечением продовольствиемвоеннослужащих Минобороны, поставщиком которого также выступала ФПК.
В этих условиях для формирования федерального продовольственногофонда Правительством РФ стали привлекаться финансово-промышленные группы (см.:постановление Правительства РФ от 27 января 1996 г. №62 «О привлечениифинансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фондапродовольствия»; постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1446«О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа»).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября1997 г. №1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральноеагентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельскогохозяйства и продовольствия Российской Федерации» ФПК была ликвидирована и на ееоснове создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
Создание данной структуры в организационно-правовой формеунитарного предприятия, являющегося разновидностью коммерческой организации,позволяет осуществлять, помимо функций государственного регулированияпродовольственного рынка, еще и коммерческую деятельность с целью получениягосударством прибыли. Федеральное агентство должно также организовыватьпроведение закупочных и товарных интервенций.
Новую структуру нельзя отождествлять с ПФК. Основныминаправлениями деятельности Федерального агентства являются мониторинг состояниярынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, создание системыинформационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночнойконъюнктуры, участие в создании и обеспечении функционирования оптовыхпродовольственных рынков, разработка предложений по организационно-правовымформам регулирования рынка, перспективных прогнозов и т.д.
Следует подчеркнуть, что на Федеральное агентство возложено выполнениефункций госзаказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ ипоставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Дляобеспечения других государственных нужд госзаказчики не определены.
Госзакупки и поставки продукции при проведении закупочных итоварных интервенций должны осуществляться исключительно хозяйствующимисубъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе Федеральным агентством.
Таким образом, проблема выбора рациональной структуры обеспечениягосударственных нужд пока не решена.
В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» предусмотренширокий круг субъектов – возможных госзаказчиков (федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, коммерческие и некоммерческие организации).
Одной из организованных форм оптовой торговли и неотъемлемойчастью инфраструктуры рынка являются товарные биржи. К сожалению, в нашейстране биржевая торговля пока не получила достаточного развития. Мировой жеопыт свидетельствует, что реализация так называемых биржевых товаров (пшеница,соя, сахар и т.д.) является весьма эффективной.
Однако действующий в настоящее время Закон РФ «О товарных биржах ибиржевой торговле» в значительной степени устарел. Товарные биржи былиорганизованы в соответствии с организационно-правовыми формами,предусмотренными в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности,что не соответствует их сущности.
Поскольку товарные биржи являются, образно говоря, местом дляпроведения торговли, и сами предпринимательской деятельностью не занимаются,они должны функционировать и быть организованы в качестве некоммерческихорганизаций с предоставлением им соответствующих льгот по налогообложению.
Отечественныйи зарубежный опыт показывает, что создание или изменение рабочей обстановки напредприятиях в соответствии с принципами технической эстетики раскрываютбольшие резервы экономии.
Списокиспользованных источников
1. Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина,П.Г. Лахно). – «Юристъ», 2003 г.
2. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3520–1 (в ред. от11.12.2002, 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованияхмест происхождения товаров.
3. Конституционные основы и пределы правового регулированиякорпоративных отношений (Г.А. Гаджиев, Книга «Предпринимательское право врыночной экономике»).
4. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / подред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 416 с.: ил.
5. Предпринимательское право в рыночной экономике. – М.: НоваяПравовая культура, 2004
6. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческойдеятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана,2001. – 623 с.
7. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2000. – 248 с. – (Серия «Высшее образование»).
8. Ворот И. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, – 2004.
9. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия:Учебное пособие. Ч. 2/Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В.Петрученя, А.М. Смирнова, Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. ун-т.Красноярск, 2002. – 171 с.