Глава 1. Естественная монополия
1.1 Монополизм в переходной экономике
Естественная монополия – экономическое явление, при котором спрос наблаго в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной илинесколькими фирмами. Конкуренция при этом не возможна или не желательна. Воснове естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживанияпотребителя. Согласно постулатом неоклассической теории, естественные монополииформируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются приобслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка меду двумя или тремяфирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будетнеэффективным.
Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемаясверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР
Возможности опережающего развития российской экономики. На наш взгляд, только опережающее, докрупномасштабной структурной перестройки мировой экономики, освоение Россиинанотехнологий и других производств ядра нового технологического укладапозволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста вдолгосрочной перспективе.
Значительные потери нашей страной научно-технического потенциала на фонеего быстрого наращивания лидерами мировой научной сферы (США и ЕС) порождаютсомнения в возможности сконцентрировать усилия и вырваться вперед на каком-то «прорывном»направлении. Исходя из этого, некоторые ученые предлагают использовать стратегиюопережающей коммерциализации фундаментальных открытий. Среди предпосылок,имеющейся в России для ее реализации, следует отметить: наличие научных кадров,способных перейти в коммерческий сектор для эксплуатации фундаментальныхоткрытий, устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработкиинженерно-сложных изделий и доведения их до необходимого уровня качества;участие Российских ученных в международном научно-техническом сотрудничестве,повышающие доступность для них результатов передовых исследований; появлениекомпаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификациисвоей деятельности и завоевание монополии на глобальных рынках новых товаров иуслуг.
Существенно повлиять на реализацию имеющихся предпосылокспособна активная научно-техническая и структурная политика государства. Она может поддержать собственнуюфундаментальную науку, пусть даже по более узкому фронту исследованию, чемрасполагающие большими ресурсами страны -лидеры. Базовая наука необходима длявосприятия чужих открытий, накапливания собственных заделов в соответствующихобластях знаний, создание кадрового потенциала для прикладных НИОКР.[1]
Привлекательным качеством стратегии опережающий коммерциализации научныхоткрытий является гибкое отношение к иностранным конкурентам. Собственныерезультаты в сфере НИОКР открывают перспективу реальной технологическойкоопераций с зарубежными компаниями, в плоть до совместной коммерциализациипринадлежащих разным сторонам, но взаимодополняющих открытий.٭
Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разнымгруппам покупателей дифференцированные цены
Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальнойэкономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономическогоразвития страны).
Уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости отстепени монополизации рынка. Монополизация рынка осуществляетсяпредпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимаетсяпредприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения насоответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж,влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательскихмонополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них,тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентнымявляется данный рынок.
Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась врамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах систорически сложившимися рыночным хозяйством. Это связано, прежде всего, сразличиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночномхозяйстве монополистические объединения формировались «снизу»; они являютсяследствием конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизациипроизводства и капитала. Государственные органы, опираясь на антимонопольноезаконодательство, пытались в той или иной мере препятствовать значительномуповышению степени монополизации. В плановой экономике монополистическиеструктуры формировались «сверху». Государственные органы не только непрепятствовали, а наоборот, активно способствовали повышению степенимонополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованногоуправления, основного на административных методах, снижается со значительнымувеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства иведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрироватьпроизводство каждого вида продукции в рамках максимально узкого кругапредприятий, соединить производственных объединениях производителей одинаковойи аналогичной продукции. В результате складывалось высокомонополизированнаяэкономика. Так к началу 90-х годов в Советском Союзе 1800наименований различныхвидов продукции выпускалось только на одном предприятии или объединении встране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами впроизводстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукциигосподствовали 2-3 промышленных гиганта. Например из 19 основных видовкузнечнопрессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6- на двухпредприятиях и 4- на трех предприятиях в стране. 80% выпусков холодильниковбыло сосредоточено на 4-х, а морозильников – на 3-х предприятиях. На 3-хпредприятиях было сконцентрировано производство 75% переносных телевизоров.
Высокая степень монополизации, достающаяся переходной экономике внаследство от административно-командной системы, ослабляет рыночнуюконкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции иэффективного функционирования рынка является провидения целенаправленнойантимонопольной политики.
Отношения состязательности между экономическими субъектами характерны длялюбой хозяйственной системы. Они являются неизбежным следствием ограниченностиэкономических ресурсов. Поскольку эти ресурсы в любом обществе ограничены илиредки, хозяйствующие субъекты вынуждены вступать в состязание, в борьбу заобладание ими. Однако формы такой борьбы специфичны для различных экономическихсистем.
1.2 Особенности монопольного рынка в переходной экономике
Со временем к наследственному генетическому монополизму присоединитсямонополизм рыночного типа, вызванный конкуренцией производителя; сегодня онстановится реальной силой, представленной различного рода картельнымисоглашениями и образованием финансово-промышленных групп.
Монополизм, каким бы путем не сформировался, деформирует рынок и ведет ксдерживанию научно-технического прогресса, рост качества производимой продукциии расширение ее ассортимента, обуславливает инфляцию. Монополии, сформированныеадминистративным путем, провоцируют указанные деформации более агрессивно посравнению с монополизмом рыночного типа.
Рыночные монополии завоевывают рынок на основе активного применениянаучно-технических достижений, но как только создают барьеры для вступления вотрасль для новых производителей, они вступают в период ослабленияинновационной деятельности. Монополии советского типа при своем рождении небыли связаны с усилиями по использованию достижений научно-техническогопрогресса, а в своей деятельности имели абсолютные гарантии невозможностипоявления каких либо конкурентов; они провоцировали застой в гораздо большейстепени, чем монополии, рожденные рынком.
Монополизм в условиях неразвитого рынка с недостаточной товарнойнасыщенностью снижает роль потребителя в воспроизводственном процессе; онвынужден мирится с тем уровнем качества и ассортимента, который предлагаетмонополист. Монополизм советского типа, огражденный государственной властью отпоявления конкурентов, сформировал глубоко неэластичное предложение поотношению к спросу и создал инфляционный рынок. Поэтому либерализация цен встранах переходной экономике могла дать только один результат – резкий скачекцен.
Либерализация экономики в России, начавшаяся в 1992году, была проведена,как известно, без существенной предварительной трансформации монопольныхструктур. Учитывая технологический характер наших монополий, уникальныйхарактер их производства этого делать, было нельзя. К тому же механизм защитырынка от монопольного диктата к тому времени не успел сформироваться. Поведениебольшинства производителей – монополистов в ходе либерализации цен было весьмалогичным для такого рода структур: они взвинтили цены, сократив объемыпроизводства, что обеспечило им рост прибыли.
В дальнейшем ценовое давление монополии несколько снизило свою остроту,что объясняется несколькими причинами: монополисты перестают пользоватьсявыгодами дефицитного рынка. Рынок стал более насыщенным, и производители началинаталкиваться на спросовые ограничения, которые при резком повышении цен ведутк потере покупателей. Высокая инфляция и спад в производстве, затрудняющиепополнение оборотных средств, сокращают емкость рынка и усиливают сложности вреализации продукции. Сложившаяся конъюнктура не позволяет использовать такойнекогда хорошо испробованный способ получение прибыли, как повышение цен.
При усилении интеграции в мировое сообщество национальные монополиипотеряли свою исключительность, ибо возникла альтернатива в лице иностранногопродавца.
Не смотря на ослабление возможностей проявлять монопольную власть ивздувать цены, деформирующее воздействие монополии на экономику сохраняет силу,это проявляется в:
♦ действий естественных монополий – железнодорожный транспорт,электро- и энергопроизводителей, нефте- и газопровод, метрополитен сегодня даюттолчки для разворачивания инфляции издержек, затрудняя процедуры банкротства;
♦ невозможности задействовать механизм банкротств в той мере, вкакой это необходимо, вследствие наличия уникальных предприятий;
♦ усиление власти руководства предприятий и региональных структур.
По мере продвижения к рыночной экономике наблюдаются новые явленияразвития монопольного рынка, связанные с:
♦ либерализацией и насыщением рынка, что неизбежно ослабляетмонопольную власть уже сформированных структур;
♦ появлением монополии рыночного типа в виде всякого родасоглашений, а также в виде финансово-промышленных групп;
♦ формированием рынка монополистической конкуренции, которыйобеспечивается переходом от рынка производителя к рынку покупателя, когдапродавцы начинают бороться за кошелек покупателя. Первой ласточкой этогопрогрессивного явления стал рынок банковских услуг, возникший в результатеборьбы за деньги вкладчиков. Такой рынок порождает конкуренцию качества, наоснове которой возникает особый вид монопольного рынка – рынокмонополистической конкуренции. Монополии этого рынка иногда называютмонополиями по дифференцированному продукту или монополиями по Э.Чемберлин.
Монополистическая конкуренция значительно продвигает нас по дорогеэффективного рынка. Она оставляет за покупателем право выбора из множествапродуктов одного дифференцированного. Там, где есть выбор, производствоперестает быть консервативным. Оно перестраивается в одну сторону техразновидностей продукта, который пользуется наибольшим спросом, и отвергает теиз них, которые не проходят проверку реализацией. Торжество рынкамонополистической конкуренции в переходной экономике – дело будущего.
Следует особо отметить новую для переходной экономики форму монополизма ввиде финансово-промышленных групп, функционирование которых образует такназываемый корпоративный рынок. Процесс формирования финансового капитала ифинансовой олигархии описан В.И.Лениным в его знаменитой работе «Империализмкак высшая стадия развития капитализма». В сегодняшней терминологии финансовыйкапитал обозначается как финансово-промышленная группа. Последние образуются засчет двух перекрестных процессов: проникновения банковского капитала в реальныйсектор экономики, т.е. в сферу непосредственного производства за счет контролянад кредитуемыми предприятиями и скупки контрольного пакета их акций, а такжевстречного процесса, когда крупные производители формируют банк, обслуживающийоборот их ресурсов.
Многие аналитики считают, что будущее России за финансово-промышленнымигруппами (ФПГ), достоинство ФПГ состоит в концентрации накоплений, позволяющей болееэффективно по сравнению с более мелкими организациями, адаптироваться ксовременному дорогостоящему техническому прогрессу производства. Кроме тогоФПГ, формируют более гибкие рыночные структуры, обладающие достаточнойустойчивостью в условиях меняющегося современного рынка.
Располагая достаточными средствами для хозяйственного маневра, ФГП развертываютдиверсификацию производства, благодаря наличию ресурсов и возможностьюперебрасывать их с одного направления на другое, создавая филиалы в разныхрегионах страны (т.е. ФГП не на словах, а на деле способны формироватьконкурентную среду).
Глава 2. «Естественной» монополии – естественные перемены
2.1 Производитель и потребитель лицом к лицу
Прежде чем говорить, что происходит о том, что происходит с РАО«Газпром», посмотрим, как трансформировался газовый сектор в развитиииндустриальных стран. В США и Канаде в 80 – е годы была проведена значительнаяреформа в газовой промышленности. Суть ее – реструктурирование газовыхкомпаний: транспортировка газа была отдельна от ее добычи и распределения. Этооказалось возможным благодаря наличию развитых информационных и контрольныхсистем на всех этапах газовой цепочки в сочетании с весьма гибким ирыночноориентированным ценовым механизмом. Не малую роль сыграла такжеразветвленная газотранспортная сеть. Все это позволило потребителям покупатьгаз непосредственно у производителей, минуя посредников.
Появление конкуренции в газовой промышленности США принципиально изменилои продолжительность контрактов на поставку природного газа, и их содержание. Вначале 90-х годов примерно половина продаж газа осуществлялась в США поконтрактом продолжительностью более одного года, 35% — по 30-дневным контрактами остальные поставки – на основе среднесрочных контрактов (до одного года).
На европейском рынке газа в 80-90-е годы не было таких радикальныхизменений, как в Северной Америке. Здесь на рынке, какой – то страны либо царитмонополия (как правело, одна государственная газовая компания, которая отвечаетза все операции в газовом секторе), либо имеется одна доминирующая газоваякомпания и несколько газораспределительных.
Такая структура европейского газового рынка определяет развитиеконкуренции в основном за счет изменения механизмов регулирования и в меньшейстепени – в результате действия рыночных сил.
По мнению авторов доклада подготовленного Международным энергетическимагентством, развитие европейского государственного рынка будут определять триглавные движущие силы: 1)развитие процесса регулирования на национальномуровне; 2)появление новых субъектов на газовом рынке (прежде всего крупныхпромышленных потребителей); 3)усилие ролей производителей электроэнергии иразвитие сервисных компаний.
Наиболее важной особенностью будущего развития европейского газовогорынка специалисты считают облегчение доступа к газопроводам, что может (как и вСеверной Америке) привести к прямым контактам крупных потребителей ипроизводителе, а также к возникновению консорциумов производителей.
Различные пути реформ на газовом рынке Северной Америке и Европы былиопределены разными исходными условиями (в США, например, насчитываются от 8000до 10000 субъектов газового рынка, в Европе – лишь несколько сотен), а такжецелями трансформации (в основном расширение влияние конкуренции). При этом,однако, ни в Северной Америке, ни в Европе не изменились формы собственности,не менялся ценовой механизм, и не шла коммерциализация компаний, оперирующих вгазовом секторе, поскольку эти компании уже были коммерческими.[2]
2.2 Сущность переходного периода
С 1992г. Россия переживает глубокие перемены.
Ученые называют это время переходным периодом. Переходный период вэкономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течениикоторого завершается демонтаж административно-командной системы и формируютсясистемы основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют ещепериодом постсоциалистической трансформации (на Западе обычно используют термин«посткомуннистическая трансформация»). Естественно, что экономическаятрансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений вобществе – в политическом и государственном – административном устройстве,социальной сфер, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом рядуэкономическая трансформация занимает одно из центральных мест, поскольку успехии неудачи экономических реформ в огромной степени определяютобщественно-политическую ситуацию в целом.
В плановой экономике государственное управление играет решающею роль вопределении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресныхзаданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи ипараметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортиментпроизводимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителейготовой продукции. До предприятий доводится директивные задания по повышениюпроизводительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новойтехники и формированию фонда оплаты труда и т.п. За предприятиями сохраняетсясамостоятельность в решении очень небольшого и менее значимого кругахозяйственных вопросов, таких, например, как определение детальногоассортимента выпускаемой продукции, выбор конкретных форм премированияработников и т.п. При построении системы государственного регулированияэкономике здесь господствует принцип «максимальной возможности»: всеэкономические процессы, которые в принципе поддаются централизованномурегулированию, должны управляться государственными органами.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитойрыночной экономике. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этихфункции реализуется рядом особенностей.
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечения правовой базыфункционирования экономики реализуется в основном путем контроля надприменением действующего хозяйственного законодательства и внесения в негочастичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всюправовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четкоопределять права собственности и гарантии соблюдения контрактов,регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства:коммерческих банках, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовыеосновы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиярынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителей исоциальном обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такогоспецифического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственнойсобственности.
В России и в других странах с переходной экономикой в самом началерыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданыспециальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь.Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такогоположения являются не совершенства не правовой базы и процедуры банкротств,загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что впереходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, идобросовестное применение законодательства о несостоятельности обернулось бызакрытием большинства предприятий и массовой безработицей. В нашей стране этаопасность усугубляется наличием огромного числа «градообразующих» предприятий.(«Градообразующее» предприятие – это единственный завод в небольшом городе,дающий работу преобладающей части его жителей.)
На фоне явной уязвимости российской экономики и финансовой системы откризисных факторов мировой экономике, и прежде всего экономике США, странновыглядят рекомендации некоторых чиновников о необходимости экспансиироссийского капитала и российских компаний на международные рынкиобесценившихся финансовых активов и устаревших производственных предприятий. Понашему мнению, сначала нужна «экспансия» российского капитала в свои регионы,например на Дальний Восток, которые особенно нуждаются в поддержке государстваи отечественного капитала.
В реальном процессе эволюции российской экономике вновь необходимо решатьпроблемы стабилизационного характера, а именно проблемы: снижения инфляции до7-8%, которая в 2008г. составила на потребительском рынке более 14%;восстановления инвестиционного процесса, существенно нарушенного падениямфондового рынка; возобновления устойчивых взаимосвязей между бюджетнойсистемой, банковской системой, реальным сектором экономики, в том числепроцессов долгосрочного и краткосрочного кредитования, активного размещенияинструментов долговых обязательств на фондовом рынке, посредством которых до кризисав августе-сентябре 2008г. формировалось до 30% инвестиционных ресурсовпредприятий и значительная часть заемных ресурсов субъектов Федерации дляфинансирования их бюджетных дефицитов, возникавших связи с реализациейрегиональных инвестиционных программ.
Конкуренция на глобальном рынке означает сильное воздействие на развитиеокруга процессов глобализации экономики, динамики мировых цен на нефть и газ, Китаяи Индии как самых быстрорастущих экономик мира, укрепление конкурентныхпреимуществ местных фирм и региона в целом за счет упорной работы преданныхокругу жителей, настроенных на постоянное самосовершенствование во имя своейсемьи, местного сообщества и Югры; использование возможностей глобализации дляпривлечения в округ талантов, технологий и капиталов.
Стать лучшим местом в России дляжизни, работы и посещения означает превращение округа в лучшую территорию повозможностям карьерного роста, быстрого повышения социального и материальногостатуса; силе и жизнеспособности местных сообществ, обладающих физическим идуховным здоровьем, высоким уровнем социальной защищенности, безопасности и личнойсвободы; заботе об интересах будущих поколений жителей.
В Стратегии дана оценка ключевых внешних и внутренних факторов развитияэкономики округа, определены важнейшие проблемы его развития, охарактеризованытри сценария развития округа, определены долгосрочные приоритетные направленияи цель развития округа, цели и задачи органов государственной власти,организационные, правовые, финансовые механизмы их реализации. В приложении кСтратегии приведена система индикативных показателей оценки деятельностиорганов государственной власти автономного округа по реализации положенийСтратегии. Реализация основных положений Стратегии позволит повысить качество иуровень жизни населения, усилит конкурентоспособность и инновационностьэкономики автономного округа.
2.3 Оценка существующего состояния экономики автономногоокруга
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в странепо добыче сырой нефти (57% общероссийского объема) и выработке электроэнергии(почти 7,3%) по общему производству промышленной продукции (более 8,8%); второеместо – по поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетнуюсистему Российской Федерации (11,4 %), по объему инвестиций в основной капитал(около 6%), по добыче природного газа (4,7%); третье место среди регионовРоссии по естественному приросту населения и кредитному рейтингу международногоагентства Стандард энд Пурс. На долю автономного округа приходится свыше 5,7%суммарного по всем субъектам Российской Федерации объема валового региональногопродукта.
В структуре промышленности предприятия топливно-энергетического комплекса(ТЭКа) формируют 95% общего объема производства (табл. 1). Темпы прироста добычинефти в последние годы снижаются ввиду исчерпания возможности роста добычи надействующих месторождениях в связи с выработанностью, недостаточной активностипоиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений
Таблица 1
Производство важнейших видов продукции ТЭКа Ед. измерения 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Нефть млн. т 180,9 194,2 209,9 233,1 255,6 267,9 275,6 278,4 Попутный нефтяной газ млрд. куб. м 20,3 20,4 20,8 24,5 26,4 27,5 29,1 28,4 Электроэнергия млрд.кВт.час 53,5 51,7 55,8 60,4 62,1 66,4 69,7 73,7
Современное состояние ТЭКа определяют крупные вертикально-интегрированныенефтегазовые компании, которые обеспечивают основную занятость в промышленностии более 80% доходов в бюджет автономного округа по каналам различных налоговыхотчислений. На нефтяные компании ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО«Роснефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»приходится 83% добываемой нефти автономного округа. [3]
О состоянии потребительского рынка Ханты-Мансийскогоавтономного округа – Югры в 2007 году
Потребительский рынок – одна из важнейших сфер экономической деятельности.Состояние, структура, тенденции и динамика его развития отражаютсоциально-экономическое положение в регионе.
На протяжении ряда лет торговля в Югре находится в фазе стабильногоподъема. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, имея положительную динамикурозничного товарооборота, является одним из самых привлекательных регионов вчасти розничного потребления товаров и услуг. Основной причиной развитияторговли является рост внутреннего спроса, который вызван увеличением доходовнаселения. В автономном округе сложилась благоприятная ситуация, котораяпозволяет с наименьшей степенью риска инвестировать средства в торговуюотрасль. На потребительском рынке сформирована конкурентная среда с высокойпредпринимательской и инвестиционной активностью. Действует большое количествосубъектов негосударственного сектора экономики, имеющих экономическую июридическую самостоятельность.
Интенсивность торговли в муниципальных образованиях в значительнойстепени зависит от численности населения. Теснота данной связи характеризуетсяпоказателем среднедушевого розничного товарооборота. В целом по автономномуокругу величина среднедушевого розничного товарооборота в 2007 году составила151,0 тыс. рублей. Для городов среднее значение этого показателя достигает 145,1тыс. рублей, для районов – 83,0 тыс. рублей. Интенсивность торговли в городахвыше, чем в районах почти в 2 раза. Между городами имеются существенныерасхождения интенсивности торговли: от 94,6 тыс.руб./чел. в г. Мегионе до 232,0тыс.руб./чел. в г. Сургуте.
/>
Рис. 1. Оборот розничной торговли на душу населения в 2007 году в разреземуниципальных образований.
/>
Рис. 2. Структура оборота розничной торговли Ханты-Мансийского автономного округа– Югры за 2007 года по видам предприятий. [4]
Железнодорожный транспорт
Железнодорожная магистраль на территории Ханты-Мансийского автономногоокруга обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районамиРоссии и Ямало-Ненецким автономным округом. Общая эксплуатационная длинамагистрали составляет 1106 км. Железная дорога в западной части округаобслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке — предприятиянефтегазовой отрасли. На территории автономного округа осуществляют своюдеятельность три отделения Свердловской железной дороги — филиала ОАО«Российские железные дороги»: Сургутское (протяженность линий 650км), Нижнетагильское (протяженность линий 339 км), Свердловское (протяженностьлиний 117 км). Наиболее крупные железнодорожные станции: Сургут, Нижневартовск,Пыть-Ях, Когалым, Мегион, Лангепас, Нягань, Устье-Аха (п. Междуреченский),Приобье.
www.admhmao.ru/economic/transp/foto/travel.jpgЗначительная доля железнодорожныхперевозок обеспечивается Сургутским отделением железной дороги по линии Тюмень- Нижневартовск. Данная линия является однопутной, расчетная пропускнаяспособность — 32 пары поездов в сутки, которых явно недостаточно. Этот факторсдерживает темпы экономического развития региона. В ближайшие годы с учетом промышленногороста производства наблюдается увеличение грузооборота и пассажирооборота.Свердловской железной дорогой — филиалом ОАО «Российские железныедороги» ведется укладка вторых путей на лимитирующих перегонах Сургутскогоотделения дороги на участке Тюмень — Тобольск — Сургут. В 2004 — 2006 годувведено в эксплуатацию 46 км вторых путей. До 2008 года планируется уложить еще50 км. В результате пропускная способность участка возрастет на 30% (до 40 парв сутки).
Планируемое строительство вокзалов на станциях Приобье и Нягань,реконструкция вокзалов на станциях Сургут, Верхнекондинская, Пыть-Ях совместносо Свердловской железной дорогой и муниципальными образованиями социальнозначимо и необходимо в целях улучшения транспортного обслуживания предприятий иорганизаций, для создания благоприятной инфраструктуры по обеспечениюбесперебойной доставки грузов, багажа, пассажиров, организации смешанного(железнодорожно-водного) сообщения Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийскогоавтономных округов и юга Тюменской области.
Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внешних ивнутренних пассажиропотоков, постепенное преодоление последствий системногокризиса 1990-х гг. и выход на траекторию устойчивого экономического ростатребуют уточнения приоритетов развития транспортной системы России.
Пассажирооборот достаточно высок и стабилен и в 2007 году составил 2 753,1млн.пасс-км., количество отправленных пассажиров — 3 млн.чел., отправленогрузов — 9,8 млн.тонн.
В целях более полного удовлетворения потребности населения в пассажирскихперевозках в рамках программы «Сотрудничество» сформирован второйфирменный поезд «Югра» сообщением «Нижневартовск — Москва»,который введен в эксплуатацию в июне 2006 года.
Перспективы долгосрочного развития
Строительство железнодорожной линии вдоль восточного склона Урала.
Новый транспортный коридор строительства железной дороги Лабытнанги — Полуночное (восточный склон Урала) по кратчайшему пути позволит связатьпромышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области иХанты-Мансийского автономного округа; с месторождениями бурого угляПриполярного и Полярного Урала; рудными месторождениями Урала; с зонойнефтегазодобычи Ямала.
Наличие в рассматриваемом регионе железной дороги будет способствоватьудешевлению строительства объектов промышленного производства за счетсокращения затрат на транспорт, материалы и оборудование.
Связь и телерадиовещание
На территории округа работают порядка 150 операторов связи различнойведомственной принадлежности и форм собственности, из них наиболее крупные — Ханты-Мансийский филиал электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО«Югрател», филиал ФГУП «Российская телевизионная ирадиовещательная сеть» «Урало-Сибирский региональный центр», ДП«Тюментрансгаз», Среднеобской ПТУС, Управление федеральной почтовойсвязи по Ханты-Мансийскому автономному округу — филиал ФГУП «ПочтаРоссии» и ряд других компаний.
Фиксированная связь. Монтированная емкость телефонной сети по округусоставляет 707,38 тыс. номеров, в том числе 422,0 тыс. номеров Ханты-Мансийскогофилиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».
Операторами ведется постоянная работа по задействованию номерной емкостисуществующего коммутационного оборудования. На этом этапе особенное вниманиеобращено на системы беспроводного абонентского доступа, которые позволяютпредоставлять услуги с качеством, сравнимым с проводным подключением (включаявозможность использования модема и факса), предоставлять услуги в районах, неимеющих линейно-кабельной сети.
По состоянию на 1.01.2008 года общая задействованная емкость сетисоставляет 631,6 тыс. номеров.
В 2007 года в округе завершена реализация национального проекта повнедрению универсальной услуги связи с использованием таксофонов. Всегоустановлено 193 таксофона, из них 149 в сельской местности. Особенностью работытакого таксофона является возможность набора не только исходящих вызовов, но иполучения входящих звонков.
В 2007 году национальным проектом «Образование»Ханты-Мансийским филиалом электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»организовано подключение к сети Интернет всех школ округа.
Мобильная связь. Динамично развивается сотовая связь в автономном округе — удобный и высококачественный вид связи.
В округе услуги сотовой связи предоставляют ведущие операторы такихкомпаний:
Ханты-Мансийское отделение межрегионального филиала сотовой связи ОАО«Уралсвязьинформ», торговая марка «Utel», абонентская базакоторого охватывает все районы округа;
ОАО «МТС»; ОАО «Мегафон»; ОАО «Вымпел-Ком»,торговая марка «Билайн».
По состоянию на 1.01.2008 года число абонентов сотовой связи в округе, поколичеству проданных Sim-карт,составляет 2 062 041 единица.
Владельцам сотовых телефонов открыт широкий национальный и международныйроуминг с более 170 странами мира.
Единая сеть связи и передачи данных в Ханты-Мансийском автономном округе
В 2007 году Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принятзакон «О программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»Создание единой сети связи и передачи данных в Ханты-Мансийскомавтономном округе — Югре" на 2007-2009 годы" № 28-оз от 27.03.2007года.
Единая сеть связи и передачи данных в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре предполагает строительство волоконно-оптических линий связи в городахНефтеюганск, Пыть-Ях, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, цифровых радиорелейныхлиний связи. Предполагается создание узлов доступа в каждом муниципальномобразовании и четырех региональных центров обработки и хранения данных вгородах Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск.
Реализация программы позволит дойти качественной связью и высокимискоростями передачи данных во все муниципальные образования округа,организовать сети широкополосного беспроводного доступа, обеспечивающихпокрытие территории муниципальных образований, обеспечить возможность передачипо сети данных голосовой и видеоинформации, а также успешно осуществлять натерритории округа реализацию национальных проектов.
Внедрение сети приведет к повышению эффективности управленческих иэкономических процессов в округе, повлечет снижение затрат на междугороднуютелефонную связь органов государственной власти и бюджетных организаций, атакже будет способствовать выполнению национальных проектов.
Почтовая связь. Услуги почтовой связи населению автономного округаоказывает Управление федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономногоокруга — филиал ФГУП «Почта России». В состав филиала входит 8почтамтов, 213 отделений почтовой связи.
Одним из основных направлений развития почтовой связи является внедрениеинформационных технологий: «КиберДеньги», «КиберПочта»,экспресс-почта. Развиваются непрофильные направления: реализация товаровнародного потребления, карт оплаты услуг телефонной связи, лотерей;предоставление фотоуслуг почтой, услуг страхования, услуг посылторговыморганизациям. Увеличение количества пунктов коллективного доступа к сетиИнтернет с 12 до 213. Для стабилизации положения отрасли в настоящее времяФилиалом ФГУП «Почта России» разрабатываются мероприятия пооптимизации сети почтовой связи и транспортной схемы на территории округа.
Телевидение и радиовещание. На территории автономного округа осуществляютдеятельность около 50 местных телерадиокомпаний, крупнейшими из которыхявляются государственная телерадиокомпания «Югория» и окружнаятелерадиокомпания «Югра». Основную долю на рынке услуг пораспространению и трансляции теле- и радиопрограмм занимает«Урало-Сибирский региональный центр» филиал ФГУП «Российскаятелевизионная и радиовещательная сеть».
Цифровое телевидение. Департаментом транспорта, связи разработана иутверждена ведомственная целевая программа «Реконструкции спутниковой сетираспространения ТВ, РВ, ТФ „Югория“ для внедрения цифрового эфирноготелевидения стандарта DVT»на 2007-2009 годы. Выполнение ведомственной программы позволит постепенно, всоответствии с поэтапным территориально-временным графиком, перевестисуществующую аналоговую сеть распространения телевидения и радиовещания нацифровой формат DVB-T, увеличив объем«социального» пакета бесплатных высококачественных телевизионныхпрограмм для населения округа и предоставив возможность их мобильного приема наавтомагистралях федерального значения.
В 2007 году введены в опытную эксплуатацию 11 цифровых передатчиков внаселенных пунктах Березово, Югорск, Талинка, Лемпино, Пойковский, Каркатеевы,Локосово, Русскинская, Лянтор, Нижнесортымский, Ханты-Мансийск, что позволит 72тысячам семей смотреть 8 общероссийских телевизионных программ уже с 2008 годав цифровом формате MPEG-4.[5]