Содержание
Введение
1. Роль, цели исодержание диагностики прибыли и рентабельности предприятия
2. Роль и местопредприятия на регионально рынке
3. Диагностикаприбыли и рентабельности предприятия
3.1 Анализ прибыльности и рентабельности
3.2 Факторный анализ прибыли и рентабельности
4. Оценка риска недополучения прибыли
5. Пути повышения прибыли
Выводы
Список литературы
Введение
Экономическая диагностикапроизводственных предприятий как специфический вид оценки предприятия выступаетосновным методом на сегодняшний день, поскольку такой вид оценки позволяетсвязывать предмет, объект, метод и область возможных действий.
Актуальность данной темыпродиктована тем, что в условиях рыночной экономики возрастает значениекоммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли от реализациипродукции предприятия и повышения рентабельности предприятия для удовлетворенияматериальных и социальных потребностей работников и производственного развитияпредприятия.
Объектом исследования –гостиница «ЗЮЙД».
Предмет исследования –процесс и методы диагностики прибыли и рентабельности предприятия.
Целью данной курсовойработы является анализ прибыли от реализации продукции на предприятии,разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия наосновании управления прибылью и рентабельностью.
В связи с поставленнойцелью при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
- изучить роль,цели и содержание диагностики прибыли и рентабельности предприятия;
- определить роль иместо исследуемого предприятия на региональном рынке;
- провести анализдинамики прибыли и рентабельности предприятия;
- проанализировать влияниефакторов на основные финансовые результаты деятельности предприятия;
- дать оценку рискунедополучения прибыли исследуемым предприятием;
- разработать мероприятияпо повышению прибыли предприятия.
При написании даннойработы были использованы материалы украинских и зарубежных авторов,периодические издания, законодательные и нормативные документы.
Тема исследования широкоосвещена в трудах отечественных и зарубежных экономистов. Многие авторы уделяютвнимание вопросам формирования и использования прибыли предприятия и иханализу, для определения своевременного выявления и устранения недостатков вэффективности деятельности предприятия, и нахождения резервов повышенияприбыльности и рентабельности предприятия.
Из украинских экономистов- это проф. А.Н. Поддерегин, проф. А.А. Мазараки, проф. В.В. Буряковский, проф.В.Я. Карамзин, д.э.н., к.э.н. проф. М.В. Гридчина, Бабенко Л., Бабич Л.,Батищев В., Журавская И. и др., из российских авторов — это проф. Л.Н. Павлова,проф. А.Д. Шеремет, М.И. Баканов, В.И Хома, проф. Д.Г. Черник, проф. А.С.Булатов, они определили природу и формы диагностики, ее место в экономическоманализе, исследовали процедуры и методы диагностики, разработали приемыпрактического применения диагностического анализа прибыльности на предприятии. Информационнойбазой для данной работы послужили основные документы бухгалтерской отчетности(форма 1 и 2), другие финансовые документы, предоставленные в приложении.
Данная курсовая работавключает в себя 51 страниц, 18 таблиц, 8 рисунков, 21 литературных источников и2 приложения.
Ключевые слова: прибыль,использование и распределение прибыли, управление прибылью, рентабельность,доходность, выручка от реализации, уровень прибыли, чистая прибыль.
1. Роль, цели исодержание диагностики прибыли и рентабельности предприятия
рентабельностьприбыль доход финансовый
Термин «диагностика»позаимствован из медицины. Слово «диагноз» (от греческого «диагнозис»)означает распознавание, определение. Он представляет собой процесс исследованияобъекта диагноза с целью получения результата диагноза, т.е. заключения осостоянии объекта диагноза [9, с.32]. Таком образом, сущность диагностикизаключается в выявлении патологических изменений в исследуемой системе иустановлении диагноза. Диагностика как способ распознавания состояниясоциально-экономической системы посредством реализации комплексаисследовательских процедур и выявления в них слабых звеньев и узких мест относитсяк методам косвенных измерений.
Элементысоциально-экономических систем, свойства которых подлежат определению, обычнонедоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому следуетизмерять не их параметры, а параметры процессов, порождаемых элементами этихсистем и доступных для измерений. На рисунке 1.1 представлена характеристикадиагностики как процесса [8, с.6]. Экономистами дан ряд определенийэкономической диагностики. Так, Р.И. Шниппер под экономической диагностикойпредполагает «изучение состояния хозяйствующего субъекта, влияние факторовразвития социально-экономических процессов и выявления отклонений отнормального развития. Экономическая диагностика ориентирована как на познаниеэкономических противоречий, так и на разработку мер по их решению. Комплексныйхарактер экономической диагностики заключается в том, чтобы проследить динамикуисследуемых процессов во взаимосвязи, исследовать прямые и обратные связи междупроцессами. Диагностические методы призваны отражать причинно-следственныесвязи и зависимости» [10, с.19].
/>
Рис. 1.1 — Характеристикадиагностики как процесса
Согласно Л.А. Костирко иЮ.М. Бахрамову, «диагностика экономической системы — это совокупность исследованийпо определению целей функционирования предприятия, способов их достижения ивыявления недостатков» [14, с. 45].
Французский экономистКоласс Б. считает, что заниматься диагностикой – это значит рассматривать вдинамике симптомы явлений, которые могут задержать достижение поставленныхцелей и решение задач, подвергая опасности планируемую деятельность. Этопредполагает выработку корректирующих решений и/или пересмотр целей ипрогнозов. Знание признака (симптома) позволяет быстро и довольно точно установитьхарактер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий,которые требуют дополнительного времени и средств [9, с.27].
В процессе настоящегоисследования автор объединил известные виды диагностического анализа с точкизрения целей его проведения и масштабов работ в следующие группы (Рис. 1.2)[20, с.69]:
а) комплекснаядиагностика экономического состояния;
б) экспресс-диагностика;
в) диагностикабанкротства.
/>
Рисунок 1.2 — Видыдиагностики в зависимости от целей и масштабов анализ
Как показалиисследования, экономическая диагностика имеет богатый методический аппарат иинструментарий. Кроме методов традиционного технико-экономического анализа сюдавходят приемы статистики: наблюдение, сведение и группирование данных, вариациии формы распределения величин, методы измерения взаимосвязей и динамики и т.п.
Учитывая необходимостьиспользования параметров или характеристик состояния объекта, которые не имеютколичественного измерения, методический арсенал экономической диагностикиобязательно включает эвристические методы исследований, прежде всего,экспертные оценки, метод Делфи, метод «круглого стола», методколлективной генерации и т.п. Значительная часть методических подходов, которыеиспользуются в экономической диагностике, являются достоянием теории стратегии:матричные построения, SWOT-анализ, конкурентный анализ области и др. Многодиагностических процедур частично или полностью выполняются с применениемпакетов прикладных программ — как стандартных, так и специальных.
В настоящее времянаиболее достоверные результаты дает диагностика финансового состоянияпредприятия, к простейшим методам которой относят экспресс-диагностику (онавключает анализ платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности иделовой активности). Достоинство экспресс-диагностики состоит в том, что еерезультаты имеют наглядную экономическую интерпретацию и приносят пользу вкачестве ориентиров для финансового планирования деятельности предприятия.
Экономическая диагностикачасто связана с оценкой нескольких предприятий для выбора наилучшего либо соценкой состояния одного предприятия в различные моменты времени.
Базой для обоснования ивзвешивания управленческих решений в рамках коммерческой, инновационной,инвестиционной, производственной, финансовой и других видов деятельностисовременных предприятий выступает экономическая диагностика. На базерезультатов экономической диагностики разрабатываются рекомендации поусовершенствованию хозяйственного механизма предприятия, стабилизации иулучшению его финансового состояния.
/>
Рисунок 1.3 –Структурно-логическая схема проведения комплексной экономической диагностики результатовдеятельности предприятия
Комплексная экономическаядиагностика деятельности предприятия включает пять основных этапов, которыеявляются взаимосвязанными и представлены в строгой последовательности, котораяобеспечивает достижение желаемого результата. Осуществление каждого этапаневозможно без проведения предыдущего. Основной целевой установкой диагностикифинансового состояния является его оценка и выявление резервов стабилизации,улучшения и роста. Средством реализации данной установки является организациярациональной финансово-экономической политики. Инструментом оценочнойдиагностики выступают ряд специальных показателей. Цель экономическойдиагностики предприятия — оценка финансового состояния и динамики развитияхозяйствующего субъекта. Экспресс диагностику рекомендуется осуществить методомоценки финансовых коэффициентов. На рисунке 1.4 приведены основные финансовыепоказатели, используемые при проведении экономической диагностики. На основаниирассчитанных показателей производится рейтинговая оценка результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятия по формуле:
R = 2* Косс + 0,1 Ктл +0,08 Коб А +0,45 RП + RСК, (1.1)
Итоговая рейтинговаяоценка учитывает все важнейшие показатели финансово-хозяйственной ииндивидуальной деятельности предприятия, т.е. деловой активности в целом.
/>
Рисунок 1.4 – Финансовыепоказатели, используемые для экономической диагностики предприятия
Рейтинговую оценкупредприятия предлагается провести по пяти показателям, наиболее частоприменяемым и наиболее полно характеризующим финансовое состояние:
1. Коэффициентобеспеченности собственными средствами Косс
2. Коэффициент текущейликвидности Косс
3. Коэффициентоборачиваемости активов предприятия Коб А
4. Коэффициентэффективности управления предприятием или рентабельность продаж, вотносительных величинах RП.
Для оценки финансовогорезультата и эффективности хозяйственной деятельности используют систему аналитическихпоказателей – показателей прибыли и показателей рентабельности [6, с.37].
Выделяют следующиепоказатели прибыли:
— валовая прибыль, определяемая как разница между чистымдоходом реализации товаров и себестоимостью реализованной продукции;
— прибыль от операционной деятельности, которая рассчитывается какалгебраическая сумма валовой прибыли, другого операционного дохода,административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов;
— прибыль от обычной деятельности, величина которой определяется какалгебраическая сумма прибыли от основной деятельности финансовых и другихдоходов, финансовых и других расходов;
— чистая прибыль, рассчитываемая как алгебраическая сумма прибыли от обычнойдеятельности и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов счрезвычайной прибыли.
Основной составной частьюприбыли предприятия должна быть прибыль от продажи товарной продукции. Онаопределяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налога на добавленнуюстоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданной продукции и услуг.
В составе факторов,влияющих на величину прибыли от продажи товарной продукции и находящихся вкомпетенции предприятия, важнейшим является изменение объема производства ипродажи продукции. Чем больше объем продажи продукции, тем, в конечном счете,больше прибыли получит предприятие, и наоборот.
Существенным фактором,влияющим на величину прибыли от продажи товарной продукции, является изменениеуровня себестоимости продукции. Вопреки прямо пропорциональной связи влиянияобъема реализации товарной продукции на уровень прибыли, связь между величинойприбыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продаваемойпродукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и продажу, тем вышеприбыль, и наоборот.
Весьма весомым фактором,напрямую влияющим на величину прибыли хозяйствующего субъекта от продажипродукции, является уровень применяемых цен. Уровень свободных цен в условияхих либерализации устанавливается самими предприятиями в зависимости отконкурентоспособности продаваемой продукции, спроса и предложения на нее.Поэтому предприятие само, в данном случае через устанавливаемую им цену, можетвлиять на прибыль, получаемую от продажи продукции. С другой стороны, независящим от предприятия фактором, влияющим на прибыль хозяйствующих субъектов,выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукциюпредприятий-монополистов. Однако данный фактор необходимо учитывать приопределении результатов предпринимательской деятельности хозяйствующихсубъектов.
В составе прибылипредприятия, кроме прибыли от товарной продукции, учитывается прибыль отпродажи прочей продукции, товаров и услуг нетоварного характера, а также доходыи расходы от внереализационных операций.
Абсолютная величина прибыливесьма важна, когда речь идет о финансовых ресурсах, которые могут бытьиспользованы предприятиями, обществом. Однако для характеристики эффективностихозяйствования предприятия этого абсолютного показателя недостаточно.Следовательно, чтобы оценить результаты хозяйствования, его эффективность,эффективность использования слагаемых процесса производства, с помощью которыхполучена прибыль, ее сумму следует отнести к соответствующим показателям. Витоге мы получим показатель эффективности, или просто рентабельности.
Для проведения анализафинансовых показателей не достаточно только абсолютных показателей прибыли,поэтому используют систему относительных аналитических показателейрентабельности работы предприятия.
Результативностьдеятельности торгового предприятия, выполнение плана прибыли, динамику чистойприбыли и прибыли от основной деятельности можно проследить на основеабсолютных показателей прибыли. Однако в современных условиях,характеризующихся инфляционными процессами, абсолютные показатели не даютвозможности объективной оценки финансовых результатов.
Именно поэтому следуетоценивать результативность и эффективности хозяйственной деятельности с помощьюотносительных показателей, практически не подверженных инфляции [22, с.62].
Рентабельность — это относительный показательинтенсивности производства, характеризующий уровень прибыльностисоответствующих слагаемых процесса производства или совокупных затратпредприятия. В практике хозяйствования исчисляются следующие показателирентабельности:
— рентабельность продукции;
— рентабельность производства;
— рентабельность производственных фондов;
— рентабельность вложения в предприятие.
Рассмотрим эти показателив таблице 1.1.
Рентабельность услугможно рассчитать по всем реализованным услугам и по отдельным их видам.
Показатели рентабельностивсей проданной продукции и отдельных ее видов дают представление об окупаемостизатрат на производство и продажу соответствующих видов или всей продукции.
Рентабельность услугопределяется как отношение итоговой прибыли к себестоимости проданнойпродукции, товаров работ и услуг.
Таблица 1.1- Показателирентабельности деятельности торговых предприятийНаименование показателя Алгоритм расчета Условные обозначения 1. Рентабельность продаж Рпрод.=Пр/Врч*100
Рпрод.- рентабельность продаж;
П- прибыль от основной деятельности;
Врч –выручка от реализации услуг чистая. 2. Рентабельность активов Ра — Пч /А*100
Рф — рентабельность фондов;
А — активы предприятия. 3. Рентабельность основных фондов Рф= Пч /ОФср*100
Рр- рентабельность фондов;
ОФ- среднегодовая стоимость основных фондов 4. Рентабельность затрат (окупаемость издержек) Рз = Пч/ ИО*100
Рз — рентабельность затрат;
ИО — издержки обращения. 5. Рентабельность материальных затрат Рмз = Пч/МЗ*100
Рмз — рентабельность материальных затрат;
М3 — материальные затраты 6. Рентабельность трудовых затрат Ртз = Пч / ТЗ*100
Ртз — рентабельность трудовых затрат;
ТЗ — трудовые затраты. 7. Рентабельность труда Рт = Пч /Ч*100
Рт — Рентабельность труда;
Ч — численность работников 8. Рентабельность текущих активов Рта = Пч/ТА*100
Рта — рентабельность текущих активов;
ТА — текущие активы. 9. Рентабельность собственного капитала Рак = Пч / СК*100
Рак — рентабельность акционерного капитала;
СК – собственный капитал. 10. Рентабельность заемного капитала Рзк = Пч / ЗК*100
Рзк — рентабельность заемного капитала;
ЗК — заемный капитал. 11. Рентабельность инвестиционного капитала Рик = Пч / ИК*100
Рик — рентабельность инвестиционного капитала;
ИК — инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства)
Рентабельность проданнойпродукции можно рассчитать и как отношение прибыли к выручке от реализациипродукции. В данном случае уровень рентабельности будет показывать, сколькополучено прибыли одну гривню проданной продукции в оценке по ценам продажи.
Исчисление показателейрентабельности, названных выше, их анализ позволяют руководителям хозяйствующихсубъектов и предпринимателям сориентироваться в экономическом уровне решениясоответствующих вопросов и принять необходимые меры по улучшению их решения.
2. Роль и местопредприятия на региональном рынке
Отель Зюйд расположен поадресу: 99011, Украина, Крым, г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 28/2;тел./факс +38 (0692) 47-99-60 E-mail: hotelzuid@mail.ru www.hotel-zuyd.com. Отель «Зюйд» расположен всамом сердце Севастополя. Отель «Зюйд» — это 29 высококомфортабельныхномеров на любой вкус от однокомнатного «стандарта» до двухкомнатных «апартаментов»и «суперлюкса». Отель «Зюйд» в Севастополе располагает 58основными и 32 дополнительными местами. Отель одинаково хорошо приспособлен длябизнес поездок и семейного отдыха. Гостиничные услуги сертифицированы. Миссияпредприятия должна быть прописана в уставе предприятия, что касается гостиницы «Зюйд»,то в уставе миссия не прописана, но к ней есть свои требования. Миссиягостиницы – занять свою долю рынка, наработать постоянную клиентуру, дальнейшеерасширение и развитие. Организационная структура гостиницы «Зюйд» какиндустрии гостиничного сервиса характеризуется совокупностью рабочих мест,должностей, органов управления и производственных подразделений, форм ихвзаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей гостиницы. Формируетсяисходя из требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности,экономической эффективности, целесообразности.
/>
Рисунок 2.1. Схемаорганизационной структуры МЧП «ОФИС»
Руководители среднегоуровня управления обеспечивают реализацию политики предприятия, разработаннойвысшим руководством, и несут ответственность за доведение приказов, указаний,инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременноевыполнение. Даная структура управления гостиницей используется в условияхбыстрого роста масштабов и сложности производства. Она основана на правепринятия решений, которым наделяется персонал, а ответственность возлагается наруководителей функциональных подразделений (бронирование, обслуживание, сбыт,финансы, учет, планирование и т. д.). С каждым годом руководство вынужденоучитывать все большее количество факторов внешней среды, которые приобретаютглобальный характер. Все организации зависят от внешней среды непрямогодействия, которая, как правило, находится вне влияния менеджера. Диагностикасреды непрямого влияния на организацию осуществляется путем оценки и анализа экономических,технологических, социальных, политических, рыночных, международных факторов. Проанализируемкак на эффективность структурного планирования, гостиницы «Зюйд»влияют факторы внешней среды прямого и косвенного влияния, и внутренней среды SWOT-методом.
Таблица 2.1- Анализфакторов внутренней среды гостиницы «Зюйд» Факторы внутренней среды Оценка качества Важность 5 4 3 2 1 Высшая Средняя Низшая 1. МАРКЕТИНГ: 1.1. Известность компании на рынке + + 1.2. Доля рынка + + 1.3. Репутация в отношении качества + + 1.4. Репутация в отношении обслуживания + + 1.5. Реклама + + 1.6. Эффективность продаж + + 1.7. Эффективность НИОКР + + 1.8. Месторасположение + + 2. ФИНАНСЫ: 2.1. Стоимость капитала + + 2.2. Доступность капитальных ресурсов + + 2.3. Доходность капитала + + 2.4. Финансовая стабильность + + 3. ПРОИЗВОДСТВО: 3.1. Современное оборудование + + 3.2. Удовлетворение покупательского спроса + + 3.3. Соблюдение сроков поставок + + 3.4. Ассортимент продукции + + 3.5. Затраты на производство + + 3.6. Технический уровень производства + + 4. ОРГАНИЗАЦИЯ: 4.1. Квалификация руководства + + 4.2. Малый штат сотрудников + + 4.3. Квалификация и способности менеджеров + + 4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации + + 4.5. Преданность работе сотрудников + + 4.6. Инициативность руководства + + 4.7. Оперативность принятия решений + +
Таблица 2.2 — Матрицаанализа сильных и слабых сторон гостиницы «Зюйд» Оценка качества Очень слабое Слабое Нейтральное Сильное Очень сильное Важность Высшая 1.4., 2.1., 3.2., 3.4. 1.5., 4.3 1.3., 4.7. 2.4. Средняя 4.2. 1.6., 4.1., 4.4. 1.2.
3.1.,3.3.,
4.6. 1.1. Низшая 1.7, 1.8 2.2., 3.5. 2.3.,3.6., 4.5.
Как видно из таблица 2.2слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самымипроблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углуматрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3.,1.6., 4.1., 4.4.
Таблица 2.3 — Результатыанализа деятельности гостиницы «Зюйд»Факторы Сильные стороны Слабые стороны Последствия Маркетинг Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, недостаточная реклама Падение уровня продаж гостиничных услуг, возможно, потеря клиентов Финансы Высокая доходность капитала, финансовая стабильность Невысокая стоимость капитала, доступность капитальных ресурсов Благополучное финансовое состояние фирмы Производ-ство Высокотехнологичное современное оборудование Очень «скудный» ассортимент услуги, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции Организация Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники Недостаточная квалификация руководства, среднего уровня (и ниже) квалификация и способности менеджеров, низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников Нескоордини-рованная работа работников гостиницы
Таблица 2.4- Основныхугрозы и возможностиУгроза Возможность Последствия для фирмы Меры для избежания угрозы или неиспользования возможностей
Потеря
клиента Финансовые потери, в случае потери крупного клиента – значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации фирмы Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом Появление клиента Дополнительный источник поступления финансовых средств Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. Различного рода стимулирование для заключения сделки. Преимущества конкурентов Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами. Слабость конкурентов Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. Потеря поставщика Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета фирмы, поиск нового поставщика Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы Появление поставщика Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества. Введение дополнительных налогов Повышение стоимости продукции Попытка получения налоговых льгот Предоставление государством субсидий Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства Попытка получения новых субсидий
Данные для определенияфинансового состояния мы возьмем из финансовых отчетов за 2008-2009гг.
Таблица 2.5- Основные показателифинансово- хозяйственной деятельности гостиницы«Зюйд».Показатели Ед.измер 2008 г 2009 г Отклонение, (+,-) Темп изменения,% Выручка от реализации услуг в текущих ценах тыс. грн 3158,1 3825,5 667,4 121,1 Выручка от реализации услуг в сопоставимых ценах тыс. грн. 3158,1 3135,6 -22,4 99,3 Выручка от реализации без НДС тыс. грн 2599,2 3148,4 549,2 121,1 Текущие расходы тыс. грн 1698,3 1912,9 214,6 112,6 Прибыль от реализации тыс. грн 900,9 1235,5 334,6 137,1 Уровень прибыли от реализации % 28,5 32,9 4,4 113,3 Операционные затраты в том числе тыс. грн 433,4 504,0 70,6 116,4 административные затраты тыс. грн 182,4 186,6 4,2 102,3 затраты на сбыт тыс. грн 29,8 48,9 19,1 164,0 другие операционные затраты тыс. грн 221,2 268,5 47,3 121,4 Уровень операционных затрат % 13,7 13,2 -0,5 96,4 Фонд оплаты труда в сумме тыс. грн 1218,6 1399,2 180,6 114,8 Уровень фонда оплаты труда % 38,6 31,8 -6,8 82,4 Прибыль от операционной деятельности в сумме тыс. грн 731,4 985,1 253,7 134,7 в % к выручке от реализации продукции % 23,2 25,8 2,6 110,9 Чистая прибыль предприятия в сумме тыс. грн 585,1 778,1 193,0 132,9 в % к товарообороту % 18,5 20,3 1,8 109,7 Средняя стоимость ОФ тыс. грн 4297,1 4856,7 559,6 113,0 Средняя стоимость ОБС тыс. грн 431,7 497,4 65,6 115,2 Среднесписочная численность работников чел. 40 44 +4 110,1 Производительность труда тыс. грн/чел 78,9 86,9 8,0 110,1 Средняя заработная плата 1-го работника грн 2539,0 2650,0 250,0 115,6
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют,что практически по всем основным показателям финансово- хозяйственнойдеятельности гостиницы «Зюйд» произошлоувеличение. Так, выручка от реализации услуг гостиницы в текущих ценах составил667,4 тыс. грн, что на 121,1 % процент больше, чем показатель предыдущего года.
Имееттенденцию к увеличению и текущие расходы реализованных услуг, так по сравнениюс 2008 годом, когда он составлял 1698,3тыс. грн, в анализируемом периоде он вырос до 1912,9тыс. грн, рост составилоколо 112,6%.
Положительным моментом вдеятельности предприятия имеет и довольно резкий рост прибыли от реализациипредприятия, за 2009 год составив процентный прирост 37,1%, уровень изменился с28,5 в 2008 году на 32,9 % в 2009 году.Средняя стоимость оборотных средств напротив, увеличилась на 105,1% и составила7706,4 тыс. грн в 2009 году против 7332,2 тыс. грн в 2008 году.
Однако нельзя не отметитьи резкий рост операционных затрат по предприятию, сравнивая показатели прошлогогода и анализируемого периода видим повышение затрат на 70,6 тыс. грн, и 17,6%процент прироста. Наибольшее увеличение операционным затратам принеслоувеличение показателя другие операционные затраты (примерно 121,4%), наименьшийприрост – административные затраты (около 102,4% от показателя прошлого года).Уровень же операционных затрат вырос незначительно.
Предприятие в 2009 годупосчитало возможным увеличить заработную плату своим сотрудникам,следовательно, фонд заработной платы значительно возрос и составил 114,8%показателя прошлого года. Однако показатель уровня фонда оплаты труда в 2009году имеет меньше значение, чем показатель уровня прошлого года (на 6,8%).
Прибыль от оперативнойдеятельности выросла практически в 1,5 раза (на 253,7 тыс. грн), и составила985,1тыс. грн по сравнению с 731,4 тыс. грн прошлого 2008 года.
Чистая прибыль,полученная предприятием в 2009 году составила около 788,1 тыс. грн, и ее ростсоставил около 133% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Также имеет положительнуютенденцию роста и средняя стоимость основных фондов и оборотных средств, ихприрост находится в примерно одинаковых пределах и составляет 113,9 и 115,2 %соответственно.
Анализпоказателей финансово- хозяйственной деятельностиможет принести пользу организации и содействовать повышению эффективностипроцесса стратегического планирования. Изучение финансовой деятельности можетоткрыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочнойперспективе.
Втаблице 2.6 приведены основные показатели эксплутационной программы гостиницы «ЗЮЙД».
Таблица2.6 — Основные показатели эксплутационной программы гостиницы «ЗЮЙД»за 2008- 2009 год.Название показателя Источник информации Ед. изм. 2008 г. 2009 г Окл., (+,-) Темп изм., % Емкость объекта размещения продукции
/> ед. 52 57 5 109,6 Пропускная способность гостиницы
/> м/дн 18980 20805 1825 109,6 Уровень загруженности гостиницы
/> 0,82 0,86 0,04 105,6 Коэффициент загруженности номерного фонда гостиницы
/> 17,2 20,3 3,1 118,0 Коэффициент использования спальных мест
/> 0,10 0,10 - -
Каквидим, хотя за 2009 год, гостиница имела более высокие показатели загруженностиномерного фонда по сравнению с показателями 2008 года, однако коэффициентзанятости гостиничных мест достигает всего лишь 10%.
Проведя анализконкурентоспособности гостиницы «ЗЮЙД» на севастопольском рынкегостиничного хозяйства, выделим ближайших конкурентов- гостиниц, находящихся внепосредственной близости к исследуемому объекту, таковыми являются гостиница «Вояж»и мини-гостиница «Мрия».
При анализеконкурентоспособности воспользуемся методом экспертной оценки, не исключающийвозможность использования и других методов оценки и анализа, поскольку,во-первых, анализ и оценка стратегических решений как направляющего факторавоздействия на конкурентоспособности особенно трудны из-за сложности проявлениясамого процесса этого воздействия, а во-вторых, такое воздействие слабо поддаетсяколичественной оценке, что затрудняет сопоставление.
В этих целях создаетсяэкспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее5-ти человек.
Таблица 2.7 — Оценкаконкурентоспособности услуг гостиниц- конкурентовЭксперт Оценка экспертов Качество услуги Цена услуги Доброжелательность персонала Эксплуатационные затраты 1 ЗЮЙД 5 4 4 3 Вояж 4 3 4 4 Мрия 3 3 4 4 2 ЗЮЙД 4 3 4 4 Вояж 3 3 3 4 Мрия 3 4 3 3 3 ЗЮЙД 4 3 4 4 Вояж 4 3 3 4 Мрия 3 3 3 3 4 ЗЮЙД 4 4 4 3 Вояж 3 4 3 4 Мрия 3 4 3 3 5 ЗЮЙД 4 3 5 4 Вояж 4 3 3 3 Мрия 3 3 3 3 Сумма балов ЗЮЙД 21 17 21 18 Вояж 18 16 16 19 Мрия 15 17 16 16 Средний бал ЗЮЙД 4,2 3,4 4,2 3,6 Вояж 3,6 3,2 3,2 3,8 Мрия 3,0 3,4 3,2 3,2
Система балловустанавливает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт можетприсвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна 4 из 5-ти для качествауслуги, 3 из 5-ти для цены услуги, 2 из 5-ти для доброжелательности персонала и1 из 5-ти для эксплуатационных затраты.
Конкурентоспособностьгостиничной услуги рассчитывается по следующей формуле:
/>, (2.1)
где Ку —конкурентоспособность гостиничной услуги (значение колеблется от 2 до 10)
n – количество экспертов;
Бij — экспертная оценкаi-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности услуги;
аj — весомость j-гофактора (от 4 до 1);
Ом — максимальная оценкафактора – 5.
Произведем расчет конкурентоспособностигостиничной услуги соответственно по гостиницам- конкурентам:
— Для гостиницы «ЗЮЙД»:
/>
— Для гостиницы «Вояж»:
/>
— Для мини- гостиницы «Мрия»:
/>
Таким образом, экспертнаяоценка конкурентоспособности гостиницы «ЗЮЙД» составила 7,76 балловиз 10, т. е. у гостиницы имеются значительные резервы (23%) повышенияконкурентоспособности по всем направлениям.
3. Диагностика прибыли ирентабельности предприятия
3.1 Анализ прибыльности ирентабельности
В условиях рыночнойэкономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятия(финансовым показателем) служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам,поэтому проведем более детальный анализ данных финансовых показателей иопределим степень воздействия на динамику данных показателей различныхфакторов.
Результативность иэкономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются рядомабсолютных и относительных показателей прибыли.
Таблица 3.1 — Анализдинамики прибыли гостиницы «ЗЮЙД» за 2008- 2009 год (тыс. грн.)Показатели Источник информации 2008 г. 2009 г. Темп изм, %
Отклонение
(+,-) 1. выручка от реализации продукции без НДС ф. №2 стр.010 3158,1 3825,5 121,1 667,4 2. чистая выручка от реализации продукции ф. №2 стр.035 2599,2 3148,4 121,1 549,2 3. себестоимость реализованной продукции ф.№2 стр.040 1698,3 1912,9 112,6 214,6 4. прибыль от реализации продукции ф. №2 стр.050 900,9 1235,5 137,1 334,6 5. результат от прочей реализации ф. №2 стр.060 371,6 489,1 131,6 117,5 6. чистая прибыль остающаяся в распоряжении предприятия ф. №2 стр.220 585,1 778,1 132,9 193,0
Согласно даннымпоказателям табл. 3.1 прибыль от реализации работ и услуг всех подразделенийпредприятия увеличилась на 137,1 %. Для оценки эффективности работы предприятияприбыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Для расчетов всех видоврентабельности гостиницы «ЗЮЙД» применяются данные таблицы 3.2
Таблица 3.2 — Данные,применяемые для расчета всех видов рентабельности предприятия гостиницы «ЗЮЙД»за 2008- 2009 годУсл. обозн. Название показателя Источник информации Ед. изм. 2008 г. 2009 г Окл. (+,-) Темп роста, % Пр Прибыль от реализации продукции тыс. грн 900,9 1235,5 334,6 137,1 В Выручка от реализации продукции ф.№2, стр. 010 тыс. грн 3158,1 3825,5 667,5 121,1 ЧВ Чистая выручка от реализации продукции ф.№2, стр. 035 тыс. грн 2599,2 3148,4 549,2 121,1 Срп С/С ф.№ 2, стр. 040 тыс. грн 1698,3 1912,9 214,6 112,6 Ибср Средняя стоимость активов ф.№ 1 (итог баланса на начало периода + итог баланса на конец периода) / 2 тыс. грн 5061,7 5359,2 297,5 105,8 П1ср Средняя стоимость СК ф.№ 1 (итог 1+2 раздела пассива на начало периода + итог 1+2 раздела пассива на конец периода) /2 тыс. грн 4119,6 4836,1 716,5 117,4 П2ср Средняя стоимость долгосрочного кредита ф.№ 1 (итог 3 раздела пассива на начало периода + итог 3 раздела пассива на конец периода) /2 тыс грн - - ПЗср Расчеты и прочие краткосрочные пассивы ф.№ 1 (итог 4 раздела пассива на начало периода + итог 4 раздела пассива на конец периода) /2 тыс грн 471,8 523,1 51,3 110,9 А1ср Средняя стоимость основных средств и прочих необоротных активов ф.№ 1 (итог 1 раздела актива на начало периода + итог 1 раздела актива на конец периода) /2 тыс грн 4012,6 4856,7 844,1 121,0 Азср Средняя величина денежных средств и дебиторская задолженность ф.№ 1 (сумма стр. 150-250 актива на начало периода +сумма стр. 150-250 актива на конец периода) /2
тыс
грн 298,7 314,5 15,8 105,3 ДЗср Средняя величина дебиторской задолженности ф.№ 1 (сумма стр. 150-210 на начало периода + сумма стр. 150-210 на конец периода)/2 тыс. грн 38,7 57,0 18,3 147,3 КРср Средняя величина кредиторской задолженности ф.№ 1 (сумма стр. 510-610 на начало периода + сумма стр. 510-610 на конец периода) /2 тыс. грн 516,4 523,1 6,7 101,3 Анл Наиболее ликвидные активы ф.№ 1 (сумма стр.220-250) тыс. грн 93,6 182,9 89,3 195,4
Для оценки динамики относительныхпоказателей (коэффициентов рентабельности) необходимо предварительно выполнитьих расчет по формулам, согласно таблицы 3.3
Таблица 3.3- Анализдинамики рентабельности гостиницы «ЗЮЙД» за 2008-2009 год, (тыс. грн.)Показатели
Ед.
изм. 2008 год 2009 год
Откл.,
(+,-)
Темп
измен., %
Рентабельность совокупного капитала тыс. грн 0,9 7,4 6,5 822,1
Рентабельность собственного капитала тыс. грн 0,28 5,59 5,31 818,0
Рентабельность продаж тыс. грн 8,34 15,94 7,60 591,2
Рентабельность операционной деятельности тыс. грн 1,91 12,60 10,69 792,8
Чистая рентабельность продаж тыс. грн 0,50 8,43 7,93 748,3
тыс. грн 9,10 18,90 9,8 199,8 /> Коммерческая рентабельность
Как видим из таблицы 3.3,наблюдается рост рентабельности от операционной деятельности с одновременнымростом коммерческой рентабельности и рентабельности продаж. Увеличениерентабельности от операционной деятельности свидетельствует об экономии напостоянных расходах (административных расходах, расходах на сбыт, прочихоперационных расходах). Как и в случае с показателямирентабельности продаж наблюдается увеличение коммерческой рентабельностипроизводства. Это свидетельствует о том, что темпы роста валовой и чистойприбыли, соответственно, превышают темпы роста себестоимости продукции. Что, всвою очередь, может свидетельствовать о том, что предприятием получена прибыльот финансовой и инвестиционной деятельности.
3.2 Факторный анализприбыли и рентабельности
Следующим этапом анализаприбыли предприятия является изучение факторов, повлиявших на ее изменения, т.е.проведение факторного анализа. Факторный анализ – это методика комплексногосистемного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативныхпоказателей.
Используя приемэлиминирования, на основании данных таблицы 3.4 определим влияние на чистуюприбыль предприятия каждого из представленных факторов.
Таблица 3.4- Данныефакторного анализа прибыли гостиницы «ЗЮЙД» за 2008- 2009 год (тыс. грн.)Показатели Обозначения 2008 год 2009 год
Отклонение,
(+,-) Темпы изменения, % Чистая выручка от реализации услуг В 2599,2 3148,4 549,2 121,1 Себестоимость С 1698,3 1912,9 112,6 214,6 Административные расходы АР 182,4 186,6 4,2 102,3 Расходы на сбыт РС 29,8 48,9 19,1 164,0 Другие операционные расходы ДОР 121,2 268,5 147,3 221,5 Другие операционные доходы ДОД 371,6 489,1 50,7 131,6 Налог на прибыль НП 146,3 197,0 100,5 134,7 Чистая прибыль ЧП 585,1 778,1 193,0 132,9
Влияние данных факторныхпоказателей на чистую прибыль можно представить в виде модели:
ЧП =В-С-АР-РС-ДОР+ДОД+ФД-НП, (3.1)
Как известно, размервыручки от реализации зависит от таких факторов как цена реализуемой услуги,удельный вес каждого вида услуг в общем объеме реализации и количествореализуемых услуг. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:
В=N*УД*Ц , (3.2)
где УД — показательструктуры реализованной услуги;
N – объем реализации услуг;
Ц – цена услуги.
Используя данные Отчета офинансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов нафинансовый результат невозможно, так как нам не известна структура оказываемыхуслуг, их количество и цена.
Но на основании индексацен, можно определить влияние на прибыль изменения цен, объема предоставляемыхуслуг и объема выпущенной продукции.
Средний индекс цен (Iц) составил в отчетном году 1,22
Чистая выручка отреализации в отчетном году выросла на 125,1 тыс. грн.
Это изменение являетсярезультатом влияния двух факторов:
а) цены реализации:
∆Вц= В1-В1:Iц= 3148,4-3148,4:1,22 = 567,7 тыс.грн.;
б) объема реализованнойпродукции
∆Вnуд = В1:Iц-В0= 3148,4:1,22 – 2599,2= -18,5 (тыс. грн.)
То есть, рост ценспособствовал увеличению выручки от реализации на 567,7 тыс. грн., а ростиндекса инфляции привело к уменьшению выручки в сумме 18,5 тыс. грн.
Аналогично рассчитаемвлияние факторов на изменение себестоимости продукции. На предприятиисебестоимость единицы продукции изменилась только за счет влияния внешнихфакторов, а именно изменения общего изменения цен, тогда:
∆Сз пер = С1-С1:Iц = 1912,2 -1912,2/1,22 = 345,0 (тыс. грн.)
∆ Сn иуд = С1: Iц – С0 = 1912,2 /1,22 – 1698,3= -130,9 (тыс.грн.)
Таким образом, за счет увеличенияобъема оказанных услуг себестоимость продукции увеличилась на 345,0 тыс. грн.,за счет повышения цен – уменьшилась на -130,9 тыс. грн., общий ростсебестоимости составил — 214,1грн.
Как видим, на величинучистой прибыли повлиял рост цен посредством изменения выручки от реализации исебестоимости, т.е. за счет увеличения цен чистая прибыль предприятияувеличилась на:
∆ЧП = ∆Вц — ∆Сзпер = 567,7 – 345,0 = 222,7 тыс. грн.
Далее рассчитаем влияниеоставшихся факторов на чистую прибыль предприятия. Необходимо отметить, чтотакие факторы как административные расходы, расходы на сбыт, финансовыерасходы, налог на прибыль оказывают обратное влияние на прибыль, а прочиеоперационные доходы, финансовые и другие доходы влияют на прибыль положительно.
Обобщим в таблице 3.5влияние факторов, воздействующих на размер чистой прибыли.
Таблица 3.5- Своднаятаблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного 2009 года гостиницы «ЗЮЙД» (тыс.грн.)Факторы Суммарное влияние Изменение цен 567,5 Объем реализованной продукции -18,5 Себестоимость услуг -214,1 Административные расходы -35,8 Расходы на сбыт — 39,9 Прочие операционные расходы -156,3 Прочие операционные доходы 62,1 Налог на прибыль -100,5 ИТОГО 278,6
Для характеристикиэкономической эффективности, которая представляет собой относительныйпоказатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами,использованными для достижения эффекта, используется показатель рентабельности.
При анализе коэффициентоврентабельности наиболее широкое распространение получила факторная модель фирмы«DuPont». Назначение модели — определить факторы, влияющие на эффективность работы предприятия и оценить этовлияние. Рассчитаем более детально наиболее значимый коэффициент — рентабельность собственного капитала. Для проведения анализа необходимосмоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственногокапитала.
В основу приведеннойсхемы анализа заложена следующая детерминированная модель:
/>
где Ротд — ресурсоотдача.
Из представленной моделивидно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трехфакторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи иструктуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данныхпоказателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороныфинансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчето финансовых результатах, второй — актив баланса, третий — пассив баланса. Для удобства расчета влияния факторов на коэффициентрентабельности собственного капитала воспользуемся вспомогательной табл. 3.6
Таблица 3.6- Изменениекоэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей в динамике по гостинице «ЗЮЙД» Показатель 2008 г. 2009 г. Изменение (+,-) Темп роста, % 1. Чистая рентабельность продаж 6,50 8,43 1,93 129,7 2. Ресурсоотдача 0,0674 0,0736 0,0062 109,1 3. Коэффициент финансовой зависимости 1,0164 1,0951 0,0787 107,7 4. Рентабельность собственного капитала 4,28 5,59 1,31 130,6
Как видим по итогамтаблицы 3.6 наблюдается стойкий рост коэффициента рентабельности собственногокапитала и факторных показателей в исследуемом 2009 году по сравнению с 2008годом. Влияние на изменение коэффициентарентабельности собственного капитала изменения показателе чистой рентабельностипродаж определим по следующей формуле:
RROE(1) = RNPM * P0отд * k0зав = 0,50 * 0,0674 * 1,0164 = 0,576
Изменение коэффициентарентабельности собственного капитала за счет изменение показателяресурсоотдачи:
RROE(2) = R1NPM * Pотд * k0зав =8,43* 0,0062 * 1,0164 =0,02
Изменение коэффициентарентабельности собственного капитала за счет изменения коэффициента финансовойзависимости:
RROE(3) = R1NPM * P1отд * k0зав = 0,5 * 0,0736 * 0,0787 = 0,002
Сложив значение измененияпоказателя рентабельности собственного капитала за счет каждого фактора получимобщее изменение значения коэффициента:
RROE= RROE(1) + RROE(2) + RROE(3) = 0,576 + 0,02 + 0,002 = 0,60
Обобщим в табл. 3.7влияние факторов, воздействующих на изменение показателя рентабельностисобственного капитала.
Таблица 3.7 — Своднаятаблица влияния факторов на рентабельность собственного капитала.Показатели Влияние Чистая рентабельность продаж 0,576 Ресурсоотдача 0,02 Коэффициент финансовой зависимости 0,002 Всего (изменение коэффициента рентабельности собственного капитала) 0,598
Изменение показателяресурсоотдачи и коэффициента финансовой зависимости привели к увеличениюкоэффициента рентабельности собственного капитала. В этих расчетах очереднойраз прослеживается обратнопропорциональная связь между коэффициентом финансовойзависимости предприятия и изменением рентабельности собственного капитала:увеличение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источниковфинансирования приводит к росту рентабельности собственного капитала.
4. Оценка рисканедополучения прибыли
Характерной чертойбизнеса в условиях рыночной экономики является наличие риска на всех стадияхжизненного цикла предприятия.
Бизнес-риск — этоопасность возникновения непредвиденных потерь, неполучения или недополученияожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайнымизменением условий экономической деятельности предприятия, неблагоприятнымиобстоятельствами. Такой риск измеряется частотой и вероятностью возникновенияпотерь.
При количественноманализе риска могут использоваться разные методы оценки. В данное времянаиболее распространенными являются три группы методов:
— статистические методы;
— методы экспертныхоценок;
— расчетно -аналитическиеметоды.
Активы предприятия удобнее анализировать на основебалансового отчета фирмы. Проанализируем наличие, состав и размещение активовпредприятия. Для удобства рассмотрения представим данные в табличной форме.Исходной базой является бухгалтерский баланс предприятия.
Проведем классификацию оборотных активов по категориям рискагостиницы «ЗЮЙД» по категориям риска (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Классификация оборотных активов по категориямрискаСтепень риска Группа оборотних активов
Абсолютное
значение
Доля группы в общем объеме оборотных
активов Изменение 2008 2009 2008 2009
Абсолют.
значений В структуре ОС Минималь-ная Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения 63,1 118,64 0,01 0,02 55,7 0,01 Малая Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) предприятий с нормальным финансовым положением 250,2 306,6 0,05 0,054 56,4 0,004 Средняя Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев) + расходы будущих периодов + прочие ОА 103,7 162,6 0,02 0,03 58,9 0,01 Высокая Дебиторская задолженность предприятий в течение 12 месяцев, находящихся в тяжелом финансовом положении - - - - - -
При анализе оборотных активов по категориям риска следуетотметить, что произошло увеличение доли активов, подверженных риску, вминимальной, малой и средней группах. Увеличилась доля активов с малой степеньюриска, что связано с ростом размера дебиторской задолженности, платежи покоторой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Увеличилась группаоборотных активов с минимальной степенью риска за счет роста доли денежныхсредств в структуре текущих активов. Увеличилась доля активов со среднейстепенью риска.
В целом рост величины активов не мог не вызвать увеличениядоли рисковых вложений. Хотя и произошел рост группы со средней степенью рискана 0,96 %, следует отметить, что доля этих активов в общей величине оборотныхактивов незначительна.
Положительным является то, что более 80 % составляют активы смалой степенью риска, кроме того, отсутствуют активы с высокой степенью риска.
За анализируемый период произошли следующие изменения вструктуре пассивов. Общий объем капитала увеличился на 1%. В относительномвыражении собственный капитал вырос на 296,6 тыс. грн. и составил 4993,4 тыс.грн. С точки зрения финансовой независимости эта тенденция является позитивной.Фонды на предприятии на начало и конец периода отсутствуют, а величинарезервного капитала отсутствует.
Ликвидность характеризует текущее состояние предприятия. Онаотражает достаточность активов для погашения своих обязательств и осуществлениянепредвиденных расходов.
Таблица 4.2 – Ликвидность баланса гостиницы (абсолютныепоказатели)Группа активов Начало 2008 Конец 2008 Группа пассивов Начало 2009 Конец 2009 Платежный излишек или недостаток Начало 2009 Конец 2009 Наиболее ликвидные активы – А1 63,1 118,8 Наиболее срочные пассивы – П1 97,5 185,5 -34,4 -66,7 Быстрореализуемые активы –А2 126,2 168,9 Краткосрочные пассивы – П2 284,8 478,4 -158,6 -309,5 Медленнореализуемые активы –А3 227,7 300,3 Долгосрочные пассивы – П3 +227,7 +300,3 Труднореализуемые активы – А4 4442,1 5051,3 Постоянные пассивы – П4 4696,8 4975,4 -254,7 +75,9
Таким образом, характеризуя состояние активов гостиницы «ЗЮЙД»необходимо отметить снижение их ликвидности. Отрицательным являетсянедостаточный размер наиболее ликвидных активов: краткосрочных финансовыхвложений и денежных средств.
Как положительное можно отметь, что больше 80% активовпредприятия принадлежат к активам с малой степенью риска. Кроме того, за 2009год произошло увеличение доли собственных средств, что способствует увеличениюфинансовой устойчивости.
Анализ таких коэффициентов позволяет оценить финансовуюустойчивость предприятия, которая в свою очередь является показателем уровняпредпринимательского риска.
Величина функционирующего капитала увеличились с 4696,8 тыс.грн. до 4975,4 тыс. грн. Кроме того, их доля также увеличилась на 7,41% исоставила на конец периода 35,85% средств предприятия. Эта тенденцияоценивается как положительная, т.к. свидетельствует о росте мобильности средстви улучшении возможности финансового маневра.
На начало предыдущего периода коэффициент абсолютнойликвидности составлял 0,0006, на начало анализируемого периода 0,0201, а наконец стал равен норме 0,0336. Тот факт, что наиболее ликвидные средства втечение предыдущего года составляли столь малое значение свидетельствует осерьезном дефиците свободных денежных средств. Таким образом, текущаяплатежеспособность предприятия полностью зависит от надежности дебиторов.
Таблица 4.3 – Динамика платежеспособности и финансовой устойчивостипредприятияПоказатели На начало 2008 На начало 2009 На конец 2009 Абсол.
Темп роста,
% Абсол.
Темп роста,
% Величина функционирующего капитала 4329,72 4696,8 4975,4 278,6 114,9 567,28 105,9 в % к средствам предприятия 52,52 28,44 35,85 -24,08 54 7,41 126 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0006 0,0201 0,0336 0,0195 3350 0,0135 167 Промежуточный коэффициент покрытия 0,55 0,66 0,30 0,11 1200 -0,36 45 Общий коэффициент покрытия 1,99 1,42 1,67 -0,57 71 0,25 118 Коэффициент обеспеченности собственными средствами 53,32 32,73 73,02 -20,59 61 40,29 223 Коэффициент автономии средств предприятия 0,54 0,42 0,51 -0,12 78 0,9 121 Коэффициент соотношения заемного и СК 0,85 1,41 0,96 0,56 166 -0,45 68 Коэффициент маневренности собственных средств 0,97 0,68 0,7 -0,29 70 0,02 103
Таким образом, на протяжении 2009 года значение коэффициентаманевренности оставалось в рамках нормы. Исходя из этого видно, что упредприятия имеется собственный капитал, которым можно свободно маневрировать вцелях увеличения оборудования. Предприятие не окажется в положении банкрота вслучае технического перевооружения и не будет испытывать трудности со сбытомсвоих услуг.
Однако, финансовое положение предприятия нельзя назватьустойчивым, т.к. в 2009 году показатели платежеспособности и финансовойустойчивости снижалась и не соответствовали нормативам.
Проведем количественную оценку рисков гостиницы «ЗЮЙД»на основе данных публичной отчетности.
В соответствии с подходом Альтмана вероятность недополученияприбыли будет равна:
R = P (Dtr — D) = 2,116129
где R – критерий оценки риска; Р–вероятность;
Dtr — запланированное значение результата;
D – полученныйфинансовый результат.
Т.е. предприятие имеет высокую вероятность риска.
Рассчитаем, с помощью леммы Маркова риск недополученияприбыли, используя формулу вероятности погашения долга данным предприятием.
Лемма Маркова показывает следующую вероятность погашениядолга предприятием в 2008 году:
Р (Х > 2)
Х – коэффициент текущей ликвидности
Неравенство Чебышева дает значение вероятности отличное отзначения, полученного решая лемму Маркова. Это объясняется тем, что неравенствоЧебышева кроме среднего уровня КТЛ учитывает и еще его колеблемость.
[(1,43-1,55) + (1,52…-1,55) + (1,50…-1,55) + (1,61…-1,55) +(1,67-1,55)]/5 = 0,0358.
Предприятие сможет получить прибыль, если восстановит своюплатежеспособность, то есть повысит значение своего КТЛ до уровня 2. Для этогозначение КТЛ должно будет отклониться в большую сторону от нынешнего своегозначения как минимум на 0,45.
Определим вероятность такого отклонения по неравенствуЧебышева
Р (|х – 1,55| 0,45)
Нам необходимо определить вероятность отклонения КТЛ только водну – большую сторону, от нынешнего его положения. Эта вероятность составит17,7%: 2 = 8,85%.
Таким образом, вероятность недополучения прибыли у гостиницы «ЗЮЙД»будет как минимум 100 – 8,85 = 91,15%.
Анализ показал достаточно высокую вероятность недополученияприбыли гостиницы «ЗЮЙД».
Таким образом, в целях стабилизации положения и сниженияриска недополучения прибыли, необходимо осуществлять управление рисками. Дляреализации функции управления риском на предприятии необходимы значительныеорганизационные усилия, затраты времени и других ресурсов.
Наиболее целесообразно осуществлять эту функцию с помощьюспециальной подсистемы в системе управления предприятием. Этимспециализированным подразделением должен являться отдел управления риском,который был бы логичным дополнением к традиционно самостоятельнымфункциональным подсистемам предприятия.
5. Пути повышения прибыли
Величина прибыли, какцелевая функция деятельности предприятия, зависит от выбранной стратегии. Какизвестно, она может быть минимальной, нормальной и необходимой.
С этой целью необходимопровести анализ внутренних и внешних факторов влияющих на деятельностьторгового предприятия. Внешние – это факторы рыночной среды, в которойфункционируют, как субъекты хозяйственной деятельности, так и само предприятие.
Гостиница «ЗЮЙД»функционирует на достаточно плотном сегменте рынка, цены на товары и услугиисследуемого предприятия на сегодняшний день являются стабильными и существенноне отличаются от цен на других гостиниц и отелей, таким образом, улучшитьпоказатели деятельности исследуемого предприятия за счет внешних факторов непредставляется возможным. Следовательно, целесообразно искать резервы ростаприбыли в сфере внутренних факторов предприятия.
Задачей каждогопредприятия является планирование и использование собственных финансовых ресурсовв целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости.
С ростом объема оказанияуслуг до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общихзатрат предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменныхпреобладают виды издержек, имеющие дигрессивный характер (это связано среализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциалапредприятия). Но, начиная с определенного момента, рост объема оказания услугвызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных затрат, врезультате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы ростапроизводства и оказания услуг. Такая ситуация связана с необходимостьювовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение приростапроизводства и реализации услуг, в результате чего резко возрастают постоянныеи переменные издержки. Следовательно, рост объемов производства и реализацииуслуг лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровнязатратоемкости операционной деятельности.
Степень чувствительностиприбыли к изменению объема оказания услуг неоднозначна для различногосоотношения постоянных и переменных затрат, соответственно в зависимости отизменения прибыли.
Следовательно, получениенаибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных ифинансовых ресурсов зависит от того как предприятие будет решать вопросыснижения себестоимости оказания услуг. Главную цель мы будем достигать посредствам трёх долгосрочных целей:
· повышение конкурентоспособности;
· повышениякачества усгул;
· расширение рынка.
В свою очередьдолгосрочную цель повышение конкурентоспособности я буду достигать за счётсреднесрочных целей:
· Повышениекачества товаров и услуг.
Эту цель мы будемдостигать совершенствованием технологий, то есть заменой на более новоеоборудование и ремонт. Так же эту цель мы будем добиваться повышениемквалификации персонала. Повышать квалификацию мы буду тремя способами:
1. специальные курсы для повышенияквалификации персонала;
2. обучение одного специалиста, для тогочтобы он в дальнейшем обучил остальной персонал;
3. приглашение на предприятиеспециалиста чтобы он обучал на месте производства;
· Совершенствованиеассортиментной политики. Мы планируем предоставлять такую услугу как- организацияэкскурсионного обслуживания.
· Совершенствованиеценовой политики. Совершенствовать ценовую политику мы будем путём анализа ценконкурентов, и в соответствии с ними ставить свои цены, стремясь к главнойстратегической цели и мисси. С помощью установления цены на услуги гостиницабудут решать следующие цели:
1. захватить намеченную долю рынка;
2. увеличить спрос на продукцию;
3. максимизировать прибыль;
4. установить ценовые барьеры для новыхконкурентов.
При реализации данныхцелей будет тщательно взвешиваться возможность гостиницы по отношению к силеконкурентов. Основным оружием при вытеснении конкурента будут – низкие цены поотношению к ценам конкурента.
Долгосрочную цельповышение эффективности услуг мы будему достигать за счёт среднесрочных целей:
· Снижениесебестоимости.
· Увеличение объемапроизводства.
· Совершенствованиематериально-технического снабжения.
Для того, чтобыудержаться на рынке будут использованы следующие методы привлеченияпокупателей:
· пресса (газеты,журналы);
· печатная реклама(каталоги, проспекты, визитки);
· средства массовойинформации;
· реклама натранспорте.
Выводы
Финансовое состояние идинамику развития предприятия можно оценить на основе произведенных расчетов поэкономической диагностике.
Экспресс диагностикавключает расчет показателей ликвидности, с помощью которых можно определитьсможет ли предприятие в полном объеме и своевременно оплатить свои текущиеобязательства.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности гостиницы «ЗЮЙД» показал, что практическипо всем основным показателям финансово- хозяйственной деятельности гостиницы «Зюйд» произошло увеличение. Так, доход от реализации услуг гостиницы втекущих ценах составил 667,4 тыс. грн, что на 121,1 % процент больше, чемпоказатель предыдущего года. Положительныммоментом в деятельности предприятия имеет и довольно резкий рост валовогодохода предприятия, за 2009 год составив процентный прирост 37,1%, уровеньвалового дохода изменился с 28,5 в 2008 году на 32,9 % в 2009 году. Средняя стоимостьоборотных средств напротив, увеличилась на 105,1% и составила 7706,4 тыс. грн в2009 году против 7332,2 тыс. грн в 2008 году. Предприятие в 2009 году посчиталовозможным увеличить заработную плату своим сотрудникам, следовательно, фондзаработной платы значительно возрос и составил 114,8% показателя прошлого года.Однако показатель уровня фонда оплаты труда в 2009 году имеет меньше значение,чем показатель уровня прошлого года (на 6,8%).
Прибыль от основнойдеятельности выросла практически в 1,5 раза (на 253,7 тыс. грн), и составила985,1тыс. грн по сравнению с 731,4 тыс. грн прошлого 2008 года.
Чистая прибыль,полученная предприятием в 2009 году составила около 788,1 тыс. грн, и ее ростсоставил около 133% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наблюдаетсярост операционной рентабельности с одновременным ростом валовой и чистойрентабельности продаж. Увеличение показателя операционной рентабельностисвидетельствует об экономии на постоянных расходах. Как и в случае споказателями рентабельности продаж наблюдается увеличение показателя валовойрентабельности производства и чистой рентабельности производства. Этосвидетельствует о том, что темпы роста валовой и чистой прибыли,соответственно, превышают темпы роста себестоимости продукции. Что, в свою очередь,может свидетельствовать о том, что предприятием получена прибыль от финансовойи инвестиционной деятельности.
Анализ оценки риска недополучения прибыли показал достаточновысокую вероятность недополучения последней исследуемого предприятия.
Таким образом, в целях стабилизации положения и сниженияриска недополучения прибыли, необходимо осуществлять управление рисками. Дляреализации функции управления риском на предприятии необходимы значительныеорганизационные усилия, затраты времени и других ресурсов.
Наиболее целесообразно осуществлять эту функцию с помощьюспециальной подсистемы в системе управления предприятием. Этимспециализированным подразделением должен являться отдел управления риском,который был бы логичным дополнением к традиционно самостоятельнымфункциональным подсистемам предприятия.
С ростом объема оказанияуслуг до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общихзатрат предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменныхпреобладают виды издержек, имеющие дигрессивный характер (это связано среализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциалапредприятия). Но, начиная с определенного момента, рост объема оказания услугвызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных затрат, врезультате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы ростапроизводства и оказания услуг. Такая ситуация связана с необходимостьювовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение приростапроизводства и реализации услуг, в результате чего резко возрастают постоянныеи переменные издержки. Следовательно, рост объемов производства и реализацииуслуг лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровнязатратоемкости операционной деятельности.
Степень чувствительностиприбыли к изменению объема оказания услуг неоднозначна для различногосоотношения постоянных и переменных затрат, соответственно в зависимости отизменения прибыли.
Следовательно, получениенаибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных ифинансовых ресурсов зависит от того как предприятие будет решать вопросыснижения себестоимости оказания услуг.
Список литературы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли: Учебное пособие для студентовэкономических специальностей.-2-е изд, перераб. и доп. /Сименко И.В., БездайЕ.В., Возиянова Н.Ю., Гречина И.В., Жевнова Т.Н./ Под общ. Ред СименкоИ.В.-Донецк, ДонГУЭТ, 2003.-238с.
2. Алексеева М.М.Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. –М.: Финансы истатистика, 2000.-302с.
3. Анализхозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Л.А., Г.Г. Виногаров, идр.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е. изд.- Мн.: Выш.шк.,1996.- 267с.
4. Артеменко В.Г.,Белленгер М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие- М.: Издательство «ДИС»,2008.- 285с.
5. БаранцеваС.М. Обусловленностьстратегии управления прибылью торговым предприятием стадиями его жизненногоцикла.//правління підприємством: проблеми та шляхи їх вирішення. Матеріали Міжнародноїнауково- практичної конференції. Том 2.- Ялта-2005.- стр.23-25.
6. Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2006.- 312с.
7. Бланк И.А.Финансовый менеджмент: Учебный курс.- 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга,Ника- Центр, 2004.- 656с.
8. Гадзевич О.І.Основи економічного аналізу і діагностики фінансово-господарської діяльностіпідприємства. Навч. посібник / О.І. Гадзевич. – К.: Кондор, 2004. – 180 с.
9. Іващенко В.І., Болюх М.А. Економічний аналіз господарської діяльности — К.: ЗАТ «НІЧЛАВА».- 2003.- 420с.
10. КизимМ.О. Оцінка і діагностика фінансової стійкості підприємства: Монографія / М.О.Кизим, В.А. Забродський, В.А. Зінченко, Ю.С. Кончак. – Х.: ІНЖЕК, 2003. – 144с.
11. КононенкоО. Аналіз фінансової звітності.-3-тє вид. перероб. і доп.- Х.: Фактор,2005.-140с.
12. КостиркоЛ.А. Діагностика потенціалу фінансово-економічної стійкості підприємства:Монографія / Л.А. Костирко. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2004. – 240 с.
13. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – 2-е изд. перераб. и доп- Мн.:«Высшая школа», 2003.- 480с.
14. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово -экономической деятельности предприятия /Под ред.проф. Н.П. Любушина. — М: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. –512с.
15. Мазаракі А.А та ін. Економікаторговельного підприемства. Підручник для вузів (під ред. проф. Ушакової Н). — К.: Хрещатик, 1999. – 800с.
16. Мец В.О.Економічний аналіз фінансових результатів та фінансового стану підприємства:Нав. посібник – К.: КНЕУ,1999.-261с.
17. РастяпінА.В., Губенко С.П. Максимізація прибутку підприємства.// Фінанси україни.-№2.-2002.- стр. 19-29.
18. Сопов І. Підходидо діагностики фінансового потенціалу підприємства / І. Сопов // Актуальніпроблеми економіки. – 2008. – № 1. – С. 68-75
19. Фомин Я.А.Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие для вузов / Я.А.Фомин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.
20. Экономическийанализ и диагностика состояния современного предприятия: Учебное пособие / Т.Д.Костенко, Е.А. Подгора, В.С. Рыжиков, В.А. Панков, А.А. Герасимов, В.В.Ровенская. – Краматорск: ДГМА, 2005. – 292 с.
21. Федонін О.С.Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навч. посібник / О.С. Федонін,І.М. Рєпіна, О.І. Олексик. – К.: КНЕУ, 2004. –316с.