Реферат по предмету "Разное"


Автоматизированная подсистема расчета себестоимости образовательной услуги на базе онтологического подхода

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДСИСТЕМА РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ НА БАЗЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДАБубарева О. А. (angel@bti.secna.ru), Попов Ф. А. Бийский технологический институт, г. Бийск В Бийском технологическом институте успешно развивается интегрированная автоматизированная информационная система института (ИАИС), состоящая из комплекса функциональных подсистем, ориентированных на решение различного круга задач. Среди функционально-ориентированных подсистем ИАИС особое место занимает информационная система (ИС) поддержки учебно-организационной деятельности, обеспечивающая эффективное планирование учебного процесса вуза. В целом данная ИС предназначена для планирования, расчета и распределения учебной нагрузки, формирования электронного расписания занятий и экзаменационных сессий, проекта штатного расписания профессорско-преподавательского состава (ППС), соответствующей документации, а также расчета себестоимости образовательной услуги (ОУ). В этой связи ИС поддержки учебно-организационной деятельности состоит из комплекса взаимосвязанных подсистем:подсистема формирования рабочих (семестровых) учебных планов;подсистема расчета, распределения учебной нагрузки по кафедрам и ППС;подсистема расчета себестоимости;подсистема формирования электронного расписания. Основные процессы, которые автоматизирует система, – формирование рабочего учебного плана специальности, распределение учебной нагрузки между кафедрами, расчет штатов и распределение учебной нагрузки между преподавателями, формирование учебных поручений, учет учебной нагрузки преподавателей, составление расписания учебных занятий, расчет и анализ себестоимости ОУ, гибкое управление доступом к системе на основе ролей, формирование отчетности. Каждая подсистема включает в себя множество самостоятельных модульных элементов, выделенных также по функциональному признаку. В подсистеме формирования рабочих (семестровых) учебных планов в автоматизированном режиме обеспечивается ввод утвержденных учебных планов по специальностям вуза, на основании которых генерируются графики учебного процесса и рабочие (семестровые) учебные планы. Подсистема расчета, распределения учебной нагрузки по кафедре и ППС позволяет составлять учебные потоки групп студентов с учетом контингента студентов и аудиторного фонда, предоставляет возможность распределения учебной аудиторной/внеаудиторной нагрузки по преподавателям, а также в автоматизированном режиме генерировать Форму 9, формировать Форму 6 и учебные поручения ППС, план распределения. Следующим этапом задачи планирования учебного процесса является формирование проекта штатного расписания ППС по кафедрам, оно составляется в автоматизированном режиме, а затем используется в подсистемах управления финансово-хозяйственной деятельностью и при расчете себестоимости ОУ. В подсистеме формирования электронного расписания реализована одна из важных и наиболее трудоемких задач планирования учебного процесса – это составление расписания занятий и экзаменационных сессий. Помимо автоматизации составления расписания, модуль анализирует и оптимизирует входные данные, используемые в процессе составления расписания (информацию по учебным планам, учебным потокам), и анализирует выходные данные – само расписание (определяя степень рациональности использования аудиторного фонда и составляя рекомендации по распределению и планированию аудиторного фонда). В качестве основы используются два основных документа – рабочий учебный план и сведения о распределении нагрузки между преподавателями. Кроме того, подсистема «Расписание» позволяет эффективно управлять распределением аудиторного фонда вуза посредством правильно построенных советов и рекомендаций по его использованию. Подсистема расчета себестоимости образовательной услуги обеспечивает анализ себестоимости ОУ и прогнозирование рыночной стоимости ОУ в условиях изменяющейся экономической ситуации. Для расчета себестоимости данная подсистема взаимодействует с подсистемами расчета и распределение учебной нагрузки по кафедрам и ППС и ИС «Кадровый учет». Сложность подсистемы расчета себестоимости ОУ многократно превосходит сложность аналогичной среды для других объектов реального сектора экономики (например, себестоимость товара) по ряду факторов: масштаб и непредсказуемость изменений внешней и внутренней среды функционирования объекта автоматизации; разнообразие и многочисленность методик расчета себестоимости;ограниченные сроки автоматизации процесса расчета себестоимости;масштаб и изменчивость инфраструктуры вуза, специальностей подготовки. Эти факторы предъявляют жесткие требования к архитектуре и принципам построения подсистемы, значительно повышают сложность ее разработки, сопровождения и эксплуатации. При этом основные усилия (от 80 до 100 процентов) тратятся на этапы сопровождения и эксплуатации среды. Проблема сопровождения связана с решением задач адаптации информационной среды к изменившимся требованиям по расчету себестоимости ОУ, а также с задачей расширения функциональности среды в ограниченные сроки. Для решения этих задач необходима адаптируемая система, которая меняется человеком в процессе жизненного цикла в соответствии с требованиями внешней среды. Привлекательным является возможность иметь единое описание для всех методик по расчету и анализу себестоимости. Для описания модели предметной области и поведения системы в качестве метаописания предлагается использовать онтологическое описание – описание понятий предметной области, описание отношений между понятиями, поведения среды. На основании единых описаний в подсистеме расчета себестоимости разработаны:модуль управления понятиями предметной области, позволяющий описать понятия, отношения между понятиями, проекцию понятий на источники данных;база знаний, содержащая сценарии расчета параметров; модуль управления сценариями, обеспечивающий маршрутизацию процессов расчета параметров себестоимости;модуль формирования отчетов на основе описания понятий, отношений между ними, отношений проекции понятий с источниками данных. При разработке системы используются онтологические описания понятий предметной области и отношений между ними, что позволяет составить необходимый алгоритм расчета себестоимости ОУ без изменений в программном коде ИС. Результаты внедрения подсистемы показывают, что время автоматизации процессов расчета себестоимости сократилось в 5 раз, время внесения изменений сократилось в 5 раз. Для полноценной работы системы автоматизированного управления учебного процесса необходимо ее постоянное взаимодействие с другими подсистемами ИАИС вуза. С этой целью был разработан специальный модуль синхронизации данных с подсистемами «Контингент студентов», «Кадровый учет», расчета заработной платы и др. Модуль синхронизации позволяет соотносить данные, хранящиеся в отдельных таблицах базы данных. При этом дублирующая информация удаляется, либо консолидируется и соединяется, после принятия решения оператором. Все это позволяет снизить затраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования, существенно уменьшить трудозатраты на подготовку и обработку данных, снизить количество ошибок и неточностей при расчетно-аналитической работе, согласованности данных в различных подразделениях. Аналитические возможности системы позволяют администрации вуза осуществлять мониторинг качественных и количественных показателей учебной деятельности. В настоящее время в стадии опытной эксплуатации находятся все перечисленные программные модули автоматизированной системы управления учебной деятельностью вуза, реализованные средствами 1С 7.7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет, контроль и анализ товарооборота в торговой организации (по материалам ООО "Саф")
Реферат Краткая история Японии
Реферат Компьютерная грамотность как условие становления социального работника
Реферат Какие элементы включает в себя концепция теократического абсолютизма?
Реферат Жидкофазный металлокомплексный катализ
Реферат A7-A13. Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Щелочные металлы
Реферат Армия Священной войны
Реферат конфликтогены и синтоны
Реферат Напряжения в призабойной зоне пласта
Реферат Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (доход) организаций
Реферат Основний обробіток рунту під льон олійний після пшениці озимої в південній частині правобережного
Реферат Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ? (Старуха Изергиль А.М.Горького)
Реферат Новый арбитражный процессуальный кодекс России
Реферат «профилактика донозологической формы йоддефицитного состояния у детей предпубертатного возраста» 14. 00. 07 гигиена
Реферат Индустриализация, как неизбежный процесс эволюции экономического и культурного развития России