/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальнойэкономики
1.1 Инвестиционный рост национальной экономики
2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций
3. Направления и способы совершенствования государственной политики вобласти стимулирования иностранных инвестиций
3.1 Инвестиционный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций
Заключение
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Введение
Иностранные инвестиции можно определить как все видыимущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одногогосударства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на своириск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода илииного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенногокапитала.
По своим характеру и формам заграничныекапиталовложения могут быть различными.
По источникам происхождения можно выделить следующиевиды иностранных инвестиций: государственные и частные инвестиции.
Государственные инвестиции (в международной практикеназывают еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются зарубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либомежправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты(дары), помощь, международное перемещение которых определяетсямежправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средствамеждународных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет оботношениях между государствами, которые регулируются международными договорамии к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональныеотношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестициигосударству как таковому.
Под частными инвестициями понимаются инвестиции,которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной странысоответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолькосложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаныс отношениями между частными лицами.
По характеру использования зарубежные капиталовложениябывают ссудными и предпринимательскими.
Ссудные инвестиции означают предоставление средстввзаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активновыступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.
Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенновкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема правна получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложенияхчастного капитала.
По целям предпринимательские капиталовложения делятсяна прямые и портфельные.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действияюридического лица или физического лица, или государства (административно- территориальнойединицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ,услуг) или их иному использованию для получения прибыли достижения иногозначимого результата.
Инвесторы в целях определения особенностейрегулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранныеинвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусьпризнаются:
-иностранные государства и ихадминистративно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
-международные организации;
-иностранные юридические лица;
-иностранные граждане;
-физические лица (граждане Республики Беларусь и лицабез гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Целью данной работы является исследованиеинвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежныхстран
Задачи курсовой:
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделатьвыводы.
Объект – привлечение иностранных инвестиций.
Предмет – механизм государственного регулированияпривлечения иностранных инвестиций.
/>/>/>/>1.Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики
Иностранные инвестиции — это вложения иностраннымиюридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различныеобъекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Всоответствии с действующим законодательством объектами иностранных инвестициймогут быть предприятия и организации, которые занимаются деятельностью, незапрещенной в республике; строения и имущество белорусских юридических ифизических лиц; банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;научно-техническая продукция; природные ресурсы и др.
Субъектами иностранных инвестиций могут бытьиностранные государства, международные организации, иностранные юридические ифизические лица. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусьрегулируются путем регистрации субъектов, лицензирования и квотированиявнешнеэкономических операций, таможенным режимом.
Иностранные инвестиции необходимы в тех отрасляхэкономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшениясоциальных противоречий в обществе. Такими отраслями для нашей страны являютсяпроизводство продовольствия, товаров повседневного спроса, медикаментов и др. Вбольшинстве развивающихся стран, странах СНГ в реконструкции и модернизациинуждаются практически все предприятия агропромышленного комплекса,топливно-энергетические отрасли, лесное хозяйство.
Юридические и физические лица Республики Беларусьимеют право на осуществление инвестиционной деятельности за пределамиРеспублики Беларусь в следующих формах:
создание юридических лиц, в том числе банков инебанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридическихи физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств)банков Республики Беларусь;
приобретение имущества или имущественных прав, аименно: недвижимости, доли в уставном фонде юридических лиц иностранныхгосударств, ценных бумаг, в любых других формах, не противоречащихзаконодательству иностранных государств и соответствующих международным договорамРеспублики Беларусь.
Иностранные инвестиции целесообразны в любой стране срыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившимна путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как,например, Республика Беларусь).
Используя передовые зарубежные технологии,научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивныйопыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующиепредприятия, создавать новые перспективные производства, выпускатьконкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику.Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние насовершенствование структуры национальной экономики, рост эффективностипроизводства, проведение рыночных преобразований.
Иностранные инвестиции могут стать катализаторомускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировойопыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительногоэкономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранныйкапитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.).Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровнейэкономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия,Швейцария и др.
В силу вышеизложенного привлечение иностранныхинвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политикинашего государства. Потребность белорусской экономики в иностранных инвестицияхна период до 2010 г. оценивается в 13 млрд дол. США (36 % общего объемаинвестиций).
Чрезвычайно важным фактором, способствующим притокуиностранного капитала в Республику Беларусь, станет ее вступление во Всемирнуюторговую организацию (ВТО).
Существует много видов инвестиций, мы определим лишьнекоторые из них. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные — инвестициив ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы — инвестиции в физическиеактивы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую изстоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:
1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служатдля снижения затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персоналаили перемещения производственных мощностей в регионы с более выгоднымиусловиями производства;
2. Инвестиции в расширение производства служат длярасширения возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков врамках уже существующих производств;
3. Инвестиции в создание новых производств. Даннаягруппа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будутвыпускать новые товары;
4. Инвестиции ради удовлетворения требованийгосударственных органов управления. Они необходимы для случая, когдапредприятие должно удовлетворять требования властей в части экологическихстандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности.Основной причиной для введения такой классификации является различный уровеньриска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем вышетемп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются инвестициидля удовлетворения требований государственных органов управления и инвестиции вповышение эффективности.
Существует еще несколько классификаций инвестиций, сцелью учета, анализа и планирования. Инвестиции могут быть как краткосрочными,так и долгосрочными, краткосрочные — если период инвестирования не больше 1года, долгосрочные — если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовыеинвестиции — это общий объем инвестированных средств в определенном периоде,направленный на новое строительство, приобретение средств производства и наприрост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции — объем валовыхинвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенномпериоде. По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые — осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектовинвестирования и вложении средств. Непрямые — при опосредуемом участииинвестора другими лицами.
По формам собственности:
Частные.
Государственные.
Иностранные.
Совместные
По региональному признаку:
Инвестиции внутри страны.
Инвестиции за рубежом
Иностранный капитал поступает в Республику Беларусь вформе частных инвестиций (прямых и портфельных), а также в форме кредитов изаймов. Последние предоставляются как международными финансово-кредитнымиорганизациями, так и отдельными странами и банками.
Для Беларуси, как страны с переходной экономикой, внастоящее время наиболее выгодны прямые инвестиции. В перспективе же, по мерестабилизации и роста экономики, важным источником привлечения иностранногокапитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось впромышленно развитых странах.
Прямые инвестиции осуществляются в основном путемобразования совместных и иностранных предприятий. По определению Международноговалютного фонда, иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, когдаиностранный инвестор владеет не менее 25% акций предприятия или их контрольнымпакетом, величина которого может колебаться в достаточно широких пределах взависимости от распределения акций среди акционеров. Осуществляя прямыеинвестиции, иностранный инвестор обычно ставит целью получение контроля наддеятельностью предприятия.
Прямые инвестиции являются, как правило, долгосрочнымивложениями и служат важным источником обновления производственных мощностейпредприятий, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новыхрабочих мест, рост экспорта белорусских товаров. К тому же прямые инвестиции неувеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуютзарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, чтопри прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономическиетребования к правительству принимающей страны. Международный валютный фонд,например, при выдаче кредита ставит достаточно жесткие условия передстранами-заемщиками.
/>/>/>/>/>/>
/>1.1 Инвестиционный рост национальнойэкономики
Инвестиции в экономику Беларуси составляютзначительную долю в ВВП. Однако сравнение темпов их роста и увеличения расходовна конечное потребление показывает, что доля накопления основного капиталазначительно отстает от потребления ВВП. Это нормально для зрелой рыночнойэкономики, однако представляется чрезмерным при реализации стратегии высокихтемпов экономического роста. При прочих равных условиях в экономиках другихгосударств это означает замедление инвестиционной активности.
Объем инвестиций в основной капитал начиная с 1992г.катастрофически падал (в 1995г. он составил к уровню 1990г. лишь 39%). С 1997г.инвестиционная и строительная деятельность в государстве активизировалась. В2007г. объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,7 раза к уровню 1995г. и в2,6 раза к уровню 2000г. />
В 1995-2000гг. рост валового накопления равнялся всреднем за год 19,4%, а расходы на конечное потребление — 26,6%, в 2001-2005гг.- соответственно 31,7 и 32,6%. Для преодоления дефицита инвестицийпотребовалось сокращение расходов на конечное потребление, в том числе расходовгосударственного бюджета. В 2007г. использование ВВП на конечное потреблениеувеличилось по отношению к 2005г. на 21,3%, а валовое накопление основногокапитала — на 57,9%.
/>Актуальность и острота проблемыинвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Увеличение объема инвестицийв основной капитал является важным резервом экономического роста государства.Ведь без вложений в необходимых объемах средств в воспроизводственный процессне создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного идолговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровнянарода. Создание более благоприятного инвестиционного климата и участиеиностранных инвесторов в строительстве новых предприятий, реконструкции иобновлении технологий, в приватизации белорусских субъектов хозяйствованияобеспечат условия для притока в страну основного капитала.
/>Одной из основных задачсоциально-экономического развития является создание действенного механизмаинвестирования экономики, прежде всего на основе стимулированиявысокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частногокапитала, а также предотвращения утечки капитала за границу.
По уровню пороговых значений экономическойбезопасности, установленному НАН Беларуси, доля инвестиций в основной капиталдолжна быть не менее 20% от ВВП. В 1990г. этот уровень составлял 21,5%, затемпошло снижение удельного веса инвестиций в ВВП и в среднем он составил в1995-2003гг. 18,6%, в 2006г. — 21,6, в 2005г. — 23,2, в 2006г. — 25,7, в 2007г.- 26,3% (см. приложение 1).
Экономическая эффективность инвестиций зависит отисточника затрат, направления их использования (расширение, реконструкциясуществующих фондов, новое строительство), технического уровня реконструируемыхили вновь создаваемых основных фондов, от назначения или использованияпоследних. Основными источниками увеличения объемов вложений по-прежнемуостаются внутренние инвестиции — 24481,9 млрд. руб. Их доля в общем объемеинвестиций республики в 2007г. составила 97% (в 2006г. — 97,4%). Собственныесредства юридических лиц оцениваются на уровне 10440 млрд. руб., рост к 2006г.на 8,1%.
Кредитная поддержка банками инвестиционнойдеятельности предприятий и населения составила 4922 млрд. руб., или 19,5% вструктуре инвестиций в основной капитал и увеличилась по сравнению с 2006г. на0,6 п.п. Привлечено собственных средств населения в 2007г. на сумму 1975 млрд.руб., или на 0,6% больше, чем в 2006г.
/>Участие консолидированного бюджета вфинансировании инвестиционной деятельности сохранилось в 2007г. на уровне 2006г.(см. приложение 2).
/>/>/>/>2.Методы и формы регулирования иностранных инвестиций
Еще один путь активизации инвестиционной деятельностипривлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактормакроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общемобъеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разнымоценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участиеминостранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньшеоколо 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности сучастием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 %основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективностьиспользования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развитиябелорусской экономики.
Между интересами экспортеров и импортеров капиталасуществуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенствапартнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) впредпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно кБеларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо«работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает, что позитивноевоздействие импорта капитала на экономику принимающей страны достигается лишь втом случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности,соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных иполитических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случаебесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранныеинвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечаютдолговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственныхмер по привлечению иностранных инвестиций в экономику Беларуси преобладаетодносторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивномвоздействии иностранного капитала.
Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например,в получении из Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладываясредства в белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционныхпроектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результатебольшая часть иностранного капитала привлекается в Беларусь в самых невыгодныхформах, например, в виде связанных кредитов.
Получили распространение кредитно-бартерные сделки, всоответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализациипроекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этомоборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результатеотечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичногооборудования растет.
Отвергая возможность угрозы национальной безопасности,сторонники такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которыхприходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7%валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что жескрывается за приведенными цифрами.
На протяжении многих десятилетий в США действуетотлаженная система государственного регулирования в сфере прямых иностранныхинвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлениемфедерального регулирования является защита интересов национальной безопасности.При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в большей степенисвязывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, споддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационнойструктурой, обеспечивающей контроль над инвестиционными потоками, являетсяКомитет по иностранным инвестициям. В законодательство США была введенапоправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиямиблокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американскихфирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.
Федеральные законы США ограничивают или запрещаютиностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство,внутренняя авиация, строительство гидроэлектростанций, добыча полезныхископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовойинформации, ядерная энергетика.
Важным направлением федерального регулированияиностранного инвестирования является и защита технологической базы США. Онаосуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу техническойинформации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя извнешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальнойбезопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификатанадежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретнуюинформацию.
Таким образом, даже в стране, располагающей самыммощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая системаконтроля над инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля надэкономикой, следовательно, и угрозу национальной безопасности.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестицийявляется важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояниекризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода наустойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и белорусскаядействительность свидетельствуют, что без активизации роли государства винвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодолениедепрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономическогопотенциала Беларуси невозможны.
/>/>/>3. Направления и способы совершенствованиягосударственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций
Достижение целей программы социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. невозможно без существеннойактивизации инвестиционных процессов в стране. Несмотря на то, что в последниегоды динамика капиталовложений в республике была достаточно высокой, по итогамI квартала 2008 г. было отмечено ее резкое снижение, что неизбежно подталкиваетк поиску новых источников и методов инвестирования. В данной связи все большеевнимание уделяется иностранным инвестициям, которые считаются наиболеекапиталоемкими и технологически прогрессивными. Однако, прежде чем делатьпредположения о возможной роли иностранных инвестиций в экономическом развитииБеларуси, представляется необходимым обратиться к опыту другихпостсоциалистических стран, как наиболее соответствующему современнымбелорусским социально-экономическим условиям.
Стратегическая цель инвестиционной политики нашейстраны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализациюприоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем встране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основеиспользования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ идругих горизонтально-интегрированных (кластерных) структур. На первом этапе(2006–2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основеНациональной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь напериод до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционнымипрограммами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого исреднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сферемеждународными фондами и организациями.
Для выполнения предусмотренных программнымидокументами объемов инвестиций целесообразно осуществить реализацию следующихмероприятий: обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использованияна инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частныминвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов,основанных на высоких технологиях; разработать концепцию финансово-промышленныхгрупп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовуюинфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) иобеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условийорганизации финансовых холдингов в Республике Беларусь; обеспечить государственнуюподдержку приоритетных инвестиционных проектов; заработать необходимый пакетмер по учреждению в республике венчурных фондов; создать необходимые условия помере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формированиядолгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных,страховых, пенсионных фондах. Развитие правовых основ рыночной экономики,совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономическихусловий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений, притокуиностранного капитала, в том числе вывезенного из страны. В этот период следуетпринять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций,которые позволили бы провести модернизацию и реструктуризацию отечественнойпромышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, сиспользованием новейших технологий, повысить конкурентоспособностьотечественных товаров и экономики в целом.
Для привлечения инвестиций в экономику необходимадальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмовстрахования инвестиций от экономических и политических рисков. В целяхпривлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:
совершенствование ряда законодательных актов освободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, оприведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
привлечение иностранных инвестиций на основеконцессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционныхсоглашений;
развитие системы гарантий, защиты и страхованияиностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
развитие договорно-правовых основ участия РеспубликиБеларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
привлечение внешних заимствований с расширениеминвестиционной направленности.
Создание благоприятного инвестиционного климата иобеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетамигосударства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следуетобеспечить реализацию таких мер, как:
удешевление и доступность кредитных ресурсов; практиканалоговых каникул;
льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки,осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
налогообложение прибыли после уплаты процентов задолгосрочные кредиты;
использование страховых резервов банков наинвестирование.
Расширению инвестиционных возможностей предприятийбудет способствовать новая амортизационная политика, предусматривающая использованиеметодов ускоренного списания активной части основных фондов. Необходимообеспечить дальнейший рост инвестиционной составляющей за счет средствнаселения. С целью обеспечения правового регулирования инвестиционнойдеятельности требуется совершенствование законодательства:
о налогообложении субъектов малогопредпринимательства;
о финансовых холдингах;
об инвестиционных банках;
о защите прав и законных интересов инвесторов на рынкеценных бумаг.
Кроме того, для создания благоприятного инвестиционногоклимата необходимо продолжить совершенствование Инвестиционного кодексаРеспублики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса о земле.Первоочередными задачами структурной политики государства на первом этапедолжны стать:
создание равных и предсказуемых условий экономическойдеятельности;
повышение инновационной активности и стимулированиеопережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
прекращение прямого и косвенного субсидированияубыточных предприятий;
стимулирование процессов реструктуризации иреформирования предприятий, повышение их эффективности;
содействие процессам интеграции и конкуренции нарынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;
содействие развитию малого и среднего бизнеса;
усиление антимонопольного контроля в процессереструктуризации естественных монополий;
обеспечение тарифного регулирования на услугиестественных монополий;
реализация целевых программ развития инфраструктурытранспорта, связи и телекоммуникаций;
развитие системы ипотечного кредитования;
создание благоприятных условий для образования ифункционирования совместных и иностранных предприятий, а такжетранснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных групп.
Структурная политика на втором этапе (2011–2020 гг.)предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсыпредприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процессотечественных производителей машин, оборудования.
Важнейшим инструментом структурной политики являетсяреализация государственных целевых программ. Финансирование их должноосуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованиемвнебюджетных средств. Государственная инвестиционная деятельность в этот периоддолжна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог,аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительнымстимулом для привлечения частных капиталов.
Важным направлением инвестиционной политикигосударства является создание в стране новых производств на уровне V–VIтехнологических укладов в приоритетных отраслях экономики, в том числе малого исреднего бизнеса, что обеспечит формирование конкурентной среды. Инвестиционнаяактивность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годыдостаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищноестроительство, образование, спортивные сооружения и др.). Образованноенаселение обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиямхозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса наинвестиции. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитиеинституциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций,создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционнойдеятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этихцелях приоритетными должны стать меры по:
повышению инвестиционного рейтинга РеспубликиБеларусь;
защите прав собственности и совершенствованиюкорпоративного управления;
развитию института банкротства и защите правкредиторов;
выравниванию условий конкуренции и эффективнойантимонопольной политики;
повышению эффективности управления государственнойсобственностью;
развитию фондового рынка и стимулированию вложениясбережений в ценные бумаги;
развитию лизинга и проектного финансирования;
переходу на международные стандарты бухгалтерскойотчетности.
Целесообразно создание негосударственных фондов(пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечение их в качествеинвесторов. Предусматривается, что по сравнению с динамикой ВВП (2,8–3,2 разаза 2001–2020гг.) рост инвестиций в основной капитал составит 4,0–4,6 раза, втом числе за 2006–2010гг. – в 1,4–1,5 раза, за 2011–2020гг. – в 1,7–1,8 раза.Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26–27% в 2020г. против 21–22% в2005г.
/>/>/>
3.1 Инвестиционный климат. Привлечение прямыхиностранных инвестиций
Стратегическая цель инвестиционной политики на2006–2010 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционныхресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономикив соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков, направленной на обеспечениедостойного уровня жизни населения республики.
Объем инвестиций в основной капитал за 2007г. составилоколо 12 млрд. долл. США, такой объем инвестиций был освоен за 2001–2004гг.,вместе взятые, или равен всему объему валового внутреннего продукта республикиза 2002г.
Территориальное размещение иностранных инвестиций впериод с 2004 по 2007гг. характеризуется четко выраженной концентрацией в г.Минске. Общий объем поступлений инвестиций из-за рубежа в 2007г. в г. Минскесоставил 2 744 млн. долл. США (на 2,4% больше по сравнению с 2006 годом).
Из них прямые иностранные инвестиции составили 531млн. долл. США (в 3 раза больше по сравнению с 2006 годом).
При этом наибольшими темпами шло освоение инвестицийза счет иностранных источников, рост которых к уровню 2006г. составил 129,9%.Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение инвестиционных ресурсов впроизводственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционныхпроектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной иимпортозамещающей направленности.
Реализация таких проектов будет осуществляться сгосударственной поддержкой в установленных законодательством формах. Встроительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции вэкспортоориентированные импортозамещающие производства, в жилищноестроительство, а также на разработку и внедрение ресурсо- и энергосберегающихтехнологий.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденцияроста притока зарубежного капитала. Начиная с 2002г., в экономику Минскапоступило уже уже 7 177,1 млрд. долл. США иностранных инвестиций, в том числе 1325,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.
На долю промышленности приходится от 1/3 до 1/2суммарного объема иностранных капиталовложений.
Второй по значимости для иностранных инвесторов сферойвложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечениюфункционирования рынка (ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложенийсоставляет около 30 %).
В 2007г. на третье место вышел транспорт.
Суммарный удельный вес названных трех секторовэкономики Республики Беларусь в общем объеме иностранных инвестиций в2004–2007гг. увеличился с 51% до 80,8%.
В разрезе поступления инвестиций по странам мира надолю стран СНГ в 2007г. приходится 33,8% от их общего объема (в 2006г. —10,4%), причем вклад России в данный показатель составляет 99,2%. Подавляющаячасть иностранных инвестиций поступала в 2007г. в Республику Беларусь из страндальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии,Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов.
На эти семь стран приходится свыше 55% поступившихзарубежных капиталовложений.
Сегодня можно выделить следующие причины, по которымвыгодно инвестировать в экономику Республики Беларусь:
выгодное географическое положение между ЕвропейскимСоюзом и Российской Федерацией, доступ для стран Таможенного Союза;
высококвалифицированная рабочая сила и значительныйнаучно-технический потенциал;
развитая сеть транспортных коммуникаций иинфраструктура (два европейских транспортных коридоров);
стабильная социально-политическая ситуация, отсутствиеконфликтов регионального и национального характера;
экспортно-ориентированная экономика (экспортируетсяболее 60% ВВП);
низкий уровень преступности и коррупции;
один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпамэкономического развития;
наличие 6 свободных экономических зон и Парка высокихтехнологий;
деятельность Консультативного Совета по иностранныминвестициям и Национального инвестиционного агентства;
развитый промышленный, научно-технический и экспортныйпотенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодняпромышленный комплекс.
В Беларуси создан Парк высоких технологий дляразработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других,направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики,привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций. Резиденты паркаимеют ряд преференций, в том числе, освобождение от налога на прибыль, налогана добавленную стоимость и т.д.
Наряду со стабильной внутриполитической обстановкой,низким уровнем преступности и коррупции, отсутствием конфликтовмежнационального или религиозного характера, эти показатели привлекают в странус каждым годом все больше инвесторов.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условиядля деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации,занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусскоеинвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним излучших среди стран СНГ.
Основополагающим документом, определяющим общиеусловия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, являетсяИнвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционнойдеятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
Иностранным инвесторам гарантируется правособственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенныезаконным способом.
И, главное – независимо от формы собственности,инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав изаконных интересов.
В соответствии с белорусским законодательствоминвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие извладения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционнойдеятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, втом числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов идругих обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции немогут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессывозможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимостиинвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
При реализации отдельных инвестиционных проектов,имеющих большое значение для экономики нашей страны, с инвестором может бытьзаключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительныеправовые гарантии и льготы Республики Беларусь по данному проекту, оговоренныена период действия договора.
Для стимулирования бизнеса Мингорисполком ежегоднопринимает целевые программы поддержки малого бизнеса – это прямое кредитование,частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскимикредитами, частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей.
С целью стимулирования бизнеса создан Центр поддержкипредпринимательства, а также два Инкубатора малого предпринимательства.
Работает свободная экономическая зона спреференциальными условиями деятельности – свободная экономическая зона«Минск».
В Минске действует около 3000 предприятий синостранными инвестициями, что составляет около 10% общей численностикоммерческих организаций.
Для эффективного использования инвестиций сформированперечень инвестиционных проектов. Экономика города по своей структуре,масштабам производства является экспортоориентированной. Перспективы своейэкономики город связывает с инновационным развитием и мобилизациейинформационных ресурсов. Высококвалифицированная рабочая сила обладает опытомработы на современных предприятиях.
На 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики,приходится около 450 работников с высшим и средним специальным образованием.Такая высокая квалификация работников достигается благодаря созданной системеподготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение,тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника,точное приборостроение и других.
Минск является привлекательным, безопасным и что самоеглавное перспективным и выгодным местом для иностранных капиталовложений,предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе — России, Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерланд и т.д.
Информация о налоговой системе Республики Беларусь вчасти содействия привлечению иностранных инвестиций. Иностранным инвестициям натерритории Республики Беларусь и создаваемым с их участием юридическим лицамИнвестиционный кодекс Республики Беларусь гарантирует не менее благоприятныйправовой режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лицРеспублики Беларусь, а также равные условия хозяйствования, в том числе и вчасти налогообложения.
В отношении предприятий с иностранными инвестициями вполном объеме применяются все положения налогового законодательства РеспубликиБеларусь, в том числе и в части возможности использования действующих налоговыхльгот. При этом каких-либо запретов, ограничений в отношении примененияналоговых льгот либо дополнительных обязанностей для иностранных инвесторовналоговым законодательством Республики Беларусь не установлено.
Взносы учредителей в уставные фонды предприятий,создаваемых с их участием в Республике Беларусь, не подлежат налогообложению.
Налогом на доходы, по пониженной ставке 15 процентов(по дивидендам, полученным белорусскими инвесторами от белорусских предприятий,ставка налога установлена в размере 24 процентов), облагаются дивиденды иприравненные к ним доходы иностранных юридических лиц, являющиеся результатомраспределения в их пользу прибыли, полученной созданными с их участиемпредприятиями.
Аналогичным образом ставка подоходного налога вотношении дивидендов, полученных из источников в Республике Беларусьиностранными инвесторами-физическими лицами, установлена также в размере 15процентов.
Привлекательным с точки зрения налогообложенияявляется инвестирование средств в государственные ценные бумаги, ценные бумагиНационального банка, ценные бумаги местных целевых облигационных жилищныхзаймов, а также корпоративные облигации, выпущенные в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г., доходы по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусьосвобождены от уплаты налога на доходы.
При таможенном оформлении комплектующих, запасныхчастей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовленияэкспортной продукции, в отношении которых подлежащие уплате суммы таможенныхпошлин не превышают 10 процентов от их таможенной стоимости, таможеннымиорганами предоставляется отсрочка уплаты таможенной пошлины и налога надобавленную стоимость до шести месяцев — до двенадцати месяцев со дня выпускаэтих товаров для свободного обращения без уплаты процентов за ее использование.
В случае вывоза данных товаров в составе готовойпродукции в указанные сроки за пределы таможенных территорий РеспубликиБеларусь и Российской Федерации таможенная пошлина и налог на добавленнуюстоимость не взимаются.
При таможенном оформлении объектов лизинга втаможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лицапредоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей на весь срок действиядоговора лизинга, но не более, чем на пять лет.
В целях создания благоприятных условий для организациинового производства, технического переоснащения и модернизации действующегопроизводства в Республике Беларусь ежегодно принимается нормативный правовойакт, предусматривающий установление на временной основе ввозной таможеннойпошлины в размере ноль (0) процентов в отношении товаров согласно прилагаемомук данному нормативному правовому акту перечню, ввозимых на таможеннуютерриторию Республики Беларусь.
Созданные с участием иностранных инвесторовпредприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в Республике Беларусь,наряду с прямыми льготами пользуются также всеми льготами, предоставленнымизаконодательством Республики Беларусь для налогоплательщиков на территорииРеспублики Беларусь.
Например, при исчислении налога на прибыль подлежатльготированию суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложенийпроизводственного назначения и жилищного строительства. Под этим понимаетсякапитальное строительство в форме нового строительства, расширения иреконструкции действующих предприятий, приобретение зданий, оборудования,транспортных средств и других объектов основных фондов.
Технологическое оборудование, комплектующие и запасныечасти к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качествевклада в уставный фонд названных выше коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогомна добавленную стоимость.
/>/>/>/>Заключение
Анализ государственного регулирования привлеченияиностранных инвестиций в национальную экономику позволяет сделать нескольковыводов.
Прежде всего, от развития иностранных инвестиций вБеларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится притоккапиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста.Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансированиесоциальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственныеценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.
Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять иприумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворенияинвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы иповысить доверие к рыночной экономике.
Привлечение в широких масштабах национальных ииностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременныестратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социальноориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения,в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не толькосовместное эффективное функционирование различных форм собственности, но иинтернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранныйкапитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса ипередовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство ипривлечение иностранного капитала необходимое условие построения в странесовременного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала вматериальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупкинеобходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и толькоумножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен идля достижения среднесрочных целей выхода из современного общественноэкономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качестважизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусскогообщества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственноне совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своегопроизводственного потенциала, насыщении потребительского рынкавысококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройкесвоего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесениив наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторыестественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счетвнутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная идостаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишаяего собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования надостижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускатьдискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлятьпредприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеютбелорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мерапрактически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, ноприводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятийс формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционныйклимат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речьне о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскомучастному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произволавластей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильныеусловия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
/>/>/>/>
Список используемых источников
1. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие/Т.К. Савчук,В.И. Шевчук, А.А. Бевземок и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. –196с.
2. Финансирование кредитование инвестиций: Учеб. пособие. – Мн.: Книжныйдом, Мисанта, 2004. – 160с.
3. Организация и финансирование инвестиций: Крат. Курс лекций/ Е.П.Семиренко. – Мн.: БГЭУ, 2004.- 126с.
4. Экономический бюллетень НИЭН М-ва экономики РБ №9 2008г.
5. Белорусский экономический журнал №2 2008г.
6. Белорусский экономический журнал №3 2008г.
7. Инвестиции. Экономика предприятия: учебное пособие. / Под ред.Сергеева И. – М.: «Финансы и статистика», 2000 – 134 с.
8. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. — Вопросыэкономики, 2000, № 11.
/>/>/>/>
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. – Основные показатели, характеризующие инвестиционнуюдеятельность*
Показатель
1995г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
Валовое накопление
млрд руб.
30047,4
2319,9
4080,5
5796,6
9124,5
14331,3
18518,4
25511,4
31893,6
% к предыдущему году
71,3
114,7
101,9
102,4
125,9
129,3
113,2
132,3
114,0
% к ВВП
24,8
25,8
24,1
22,3
25,1
29,7
27,9
32,6
33,9
В том числе:
валовое накопление
основного капитала
млрд руб.
29984,2
2301,9
3893,0
5746,4
8683,5
12656,6
17253,6
23511,2
29590,3
% к ВВП
24,7
25,6
23,0
22,1
23,9
26,2
26,0
30,0
31,4
% к объему валового
накопления
99,8
99,2
95,4
99,1
95,2
88,3
93,2
92,2
92,8
изменение запасов
материальных обо-
ротных средств
млрд руб.
63,2
18,0
187,5
50,2
441,0
1674,7
1264,8
2000,2
2303,3
% к ВВП
0,1
0,2
1,1
0,2
1,2
3,5
1,9
2,6
2,5
% к объему валового
накопления
0,2
0,8
4,6
0,9
4,8
11,7
6,8
7,8
7,2
Инвестиции в основной
капитал
млрд руб.
22382
1809
3049
4485
7131
10783
15096
20374
25267
% к предыдущему году
69,3
102,1
96,5
106,0
120,8
120,9
120,0
132,2
115,1
% к ВВП
18,4
19,8
17,8
17,2
19,5
21,6
23,2
25,7
26,3
Объем порядных работ
млрд руб.
15280
1090
1933
2731
4145
6031
7961
10618
13154
% к предыдущему году[1]
79
88,6
102,5
107,7
114,9
114,9
114,1
120,4
113,0
/>/>/>/>
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал поисточникам финансирования в 2004 – 2007гг., %*
Источник финансирования
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
Консолидированный бюджет
19,6
25,8
26,0
26,0
Внебюджетные фонды
6,4
0,2
0,3
0,2
Собственные средства организаций
45,2
44,0
41,2
41,6
Заемные средства других организаций
0,7
2,0
1,9
0,8
Средства населения
8,3
7,9
7,2
7,9
Иностранные источники
(без иностранных кредитов)
2,7
1,6
0,9
0,7
Кредиты банков
14,3
15,0
18,9
19,6
Прочие источники
2,8
3,5
3,6
3,2
ВСЕГО
100,0
100,0
100,0
100,0