Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогические особенности образовательной системы США

Содержание
Введение
1. Состояние и тенденцииразвития образовательной системы США
1.1 Общая характеристикасистемы образования
1.2 Основные этапыамериканского образования
1.2.1 Начальная школа
1.2.2 Средняя школа
1.2.3 Высшее образование
2. Начальная школа всистеме образования США
2.1 Становление и развитиесистемы начального образования
2.2 Типы начальных школ
2.3 «Школа ЗавтрашнегоДня» в США
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
В современноммире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста ипроцветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает.
Литеpатуpой американскихавторов, описывающей образование в США, можно уставить длинные полки вбиблиотеках. На сотнях страниц идет безудержное восхваление системы образованияв Америке как «самой демократической», «открытой для всех»,«создающей подлинное равенство образовательных возможностей». Особыхпохвал удостаивается общеобразовательная школа. Ее называют «уникальным американскимизобретением», реализующим идею единой для всех детей школы. «Объединенная»,«всеохватывающая» школа США pекламиpуется как образец, которомудолжны поднажать другие страны.
Современнаясистема образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических исоциальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многомотличают ее от западноевропейских стандартов.
По сравнениюс другими капиталистическими государствами американская школа действительновнешне выглядит более демократично. В Англии, Франции, ФРГ и других западноевропейскихстанах дети очень рано, иногда сразу же после двух — четырех лет обучения вначальных классах pаспpеделяются по разным типам школ. Одна часть, меньшая, наплавляетсяв академические школы, готовящие в высшие учебные заведения. Так, около 10-15%детей Англии идут в грамматические школы, Франции — в лицеи, ФРГ — в гимназии.Большая же часть детей, главным образом детей простого народа, направляется в школы-«тупики»,не дающие выхода к более высоким ступеням обучения. Это — современные школы вАнглии, народные в ФРГ, повышенные начальные во Франции. У них иные задачи, другиеучебные пpогpаммы, чем в академических.
В США нетподобной устаpело-иеpаpхической школьной системы. Государственная школавыглядит демократически пристойно. Единой школьной структуры в стране нет, поэтомув разных типах школ различное количество лет обучения. Обязательной обычнобывает подготовительная группа детского сада для детей от 5 до 6 лет.
Такимобразом, мы приходим к необходимости анализа описываемой системы образования вСША с целью выявления ее особенностей, достоинств и недостатков. Безусловно, вэтих школах много положительного, новые методики, новые подходы в обучении. Атак как перенимать положительный опыт необходимо с целью повышения собственногопрофессионализма, то данную тему считаю особенно актуальной в силу развитиясистемы образования в нашей республике.
Учитываяактуальность проблемы, мы определили цель исследования, которая состоялав выявлении социально-педагогических особенностей образовательной системы США.
Задачи исследования:
— Дать общуюхарактеристику образовательной системы США.
— Определитьспецифику содержания и организации учебно-воспитательного процесса в школахСША.
— Выявитьособенности начального образования в этой стране.
— Рассмотретьи проанализировать тенденции развития образовательной системы США.
Основной метод исследования –теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемойпроблеме.
Теоретическаяи практическая значимость исследования. В работе описаны и рассмотрены разносторонниеособенности построения и функционирования образовательной системы США. Исходяиз того, что специальной литературы именно по сравнительной педагогике, гдебыло бы детально описан именно данный аспект исследования, нет, на даннуюработу будет обращено внимание студентов, которые будут готовиться по этойтеме.

1. Состояниеи тенденции развития образовательной системы США
 
1.1 Общая характеристикасистемы образования
 
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциямипроизводства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должнореализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создаетобразовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.
Основнымтипом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающиесодержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколькообразовательных программ.
ВСША отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправеопределять ее структуру самостоятельно.
В системуобразования США входят:
· дошкольныеучреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет;
· начальнаяшкола (1–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–13 лет;
· средняяшкола (9–12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14–17 лет;
· учебныезаведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.
Образовательнаясистема США включает в себя 4 основных уровня: начальное образование, среднееобразование, высшее образование и постдипломное. Системаобразования в США требует обязательного 12-летнего обучения, т.е. все дети до18 лет обязаны учиться, и ответственность за это несут прежде всего родители.
Общаяструктура, разработанная Центром образовательной статистики Министерстваобразования США, представлена на рис.1

Рисунок 1. Структура образования в США
The Structure of Education in the United States
Система образования в США
/>
/>
/>
/>
/>
Школы,колледжи и университеты делятся на частные и государственные. Обучение вгосударственных школах бесплатное. За обучение же в государственных колледжах иуниверситетах приходится платить, хотя и меньше, чем в частных учебныхзаведениях. Существует множество приходских школ при церквях и даже приходскихколледжей. Правила в школах могут быть сравнительно строгими и варьируются отштата к штату и от округа к округу. В некоторых школах запрещается носить шортыили одежду выше колен. В отдельных учебных заведениях существует форма. Каждаяшкола, колледж или университет имеет свой символ, свои традиционные цвета, свойгимн и, как правило, свою футбольную команду [5, с.169].
Учебный год вСША длится, как правило, 9 месяцев, но начинается не в один день по всей стране,как в Беларуси, а зависит от порядков и климата штата или округа. (Даты началаучебного года колеблются с 20-х чисел августа по середину сентября,соответственно варьируются и даты его окончания). Экзамены также проходят вразных школах в несколько различное время.
Предметыобычно рассчитаны на 1-2 семестра. После каждой пройденной темы преподавательустраивает тест или квиз (quize). В классах естественных наук, таких какбиология, физика и т.п. проводятся практические занятия и лабораторные. Большаячасть работы основывается на чтении учебников. Для успешной сдачи предметанеобходимо посещать занятия и при их пропуске по уважительной причине выполнитьвсю работу, которую класс сделал без вас. Финальная оценка складывается изпроцентов или поинтов за посещаемость, работу в классе, тесты, квизы и оценкиза последний (финальный) экзамен. Если ученик или студент пропустил большеопределенного процента занятий за семестр, то считается, что он не усвоилматериал и оценка ему не выставляется даже при успешной сдаче всех экзаменов.
При наличиибольшого выбора предметов каждый может выбрать себе курсы соответствующейсложности, вплоть до уровня колледжа (последние засчитываются студенту припоступлении в вуз.). Выбор предметов не совсем свободный. Есть обязательныепредметы, например, английский язык, где студент волен выбирать только уровеньсложности (от regular до honor/grated and tallented). Другие предметывыбираются в рамках областей. Так, студент или школьник должен набратьопределенное число кредитов (за каждый предмет дается определенное числокредитов — credits) в различных областях: в точных науках, в общественныхнауках и т.п. Студент волен выбирать за счет посещения каких предметов изданной области он будет получать кредиты [15, с.92].
Учащиеся получаюттабель с оценками по каждому из изучаемых предметов как минимум 2 раза в год, ав некоторых районах — до 6 раз.
Занятия вшколах могут длиться по 40 минут или по 1:20, как пары в университетах.Начинаются занятия между 7:00 и 8:30 и заканчиваются около 2-3-х часов дня.После занятий школьники и студенты, как правило, участвуют в клубах испортивных секциях. Такая внешкольная деятельность (extracurricular activity)играет большой вес при поступлении школьника в колледж [15, с.115].
Школьники,собирающиеся поступать в колледж, как правило еще учась в последних 2-х классахсдают вступительные экзамены (SAT, ACT). Эти вступительные экзамены являютсяобщими для всех школьников и предназначены для того, чтобы оценить уровеньразвития учащихся и определить их склонность к гуманитарным или точным наукам,а не только лишь протестировать их знания. Устные экзамены при поступлении вуниверситет или колледж не сдаются. При поступлении в магистратуру студентысдают похожие экзамены [4, с.21].
 
1.2Основные этапы американского образования
 
1.2.1Начальная школа
С пятилетнеговозраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах,по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению вначальной школе, постепенно переходя от игры к чтению, письму. Американскиедети начинают ходить в школу в 5 лет. Первый год в школе называется kindergarten(детский сад) или pre-school. Это обязательно для всех детей. Второй годв школе является первым годом обучения в начальной школе и называется firstgrade (первый класс). В Америке слово «grade» имеет два значения:первое — это оценка полученная на экзамене или по окончании курса, а второе — год обучения в начальной и средней школе) [4, с.217].
Дошкольныеотделения общественных школ посещают более 60 процентов всех пятилетних детей.Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.Есть в США и школы для самых маленьких — так называемые школы-ясли, идеянеобходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы длядетей от трех до шести лет открывали и открывают многие организации, в томчисле “дошкольные лаборатории” при колледжах, занятые в основном исследовательскойдеятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительскиекооперативы и прочие добровольные объединения [11, с.95].
Начальнаяшкола в основном составляет 5 лет обучения, т.е. с 1-го по 5-ый классы.Начальное образование может еще называться elementary school или gradeschool [9, с.113].
Характернымдля начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся.Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы всоответствии с результатами тестов. Тесты представляют собой серию различныхзаданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени.После определения “ай-кью” появляются группы А, В и С — “одаренных”,“нормальных” и “неспособных” и обучение дифференцируется. Со способными ведутсясерьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся.Эти дети “ориентированы на колледж” уже с первых лет обучения в школе.
Обучение детей в 45 штатах США начинается с 6 —7 лет. Во многихшколах ряда штатов созданы подготовительные классы для 5-летних детей.Обязательное обучение продолжается, как правило, до 16 лет.
В большинстве школьных округов общая продолжительность обучения вшколе составляет 12 лет. При многообразии вариантов построения 12-летней полнойшколы во многих сельских округах она сохраняет традиционную структуру 8+4(восьмилетняя начальная школа плюс четырехлетняя средняя школа). Для крупныхгородов характерной является структура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение наначальной ступени составляет 6 лет. В настоящее время школа с шестилетнимсроком обучения стала доминирующим типом начального обучения [8, с.219].
В последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обученияна начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания.Так, появились структуры 4+4+4, 5+3+4 и 6+3+4, где промежуточная ступень междуначальной и средней школой (младшая средняя школа) предусматривает четырех-,трех- и двухлетний срок обучения. Цель ее — оптимизировать переход учащихся отначальной к старшей ступени школы.
Наряду с государственными школами имеется ограниченное числочастных платных школ. Они поставляют определенную долю абитуриентов впрестижные университеты. В этих школах воспитываются будущие дипломаты,правительственные чиновники, руководители фирм и т. д. В 1987/88 учебном году в29 000 частных школ насчитывалось 5,24 млн. учащихся, около 9,2% всех детейобучались в начальных и средних школах, 57% общего числа частных школ являютсякатолическими.
В заключениехотелось бы отметить, что начальная школа — это самостоятельно существующееучебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В частиначальных школ обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, вкоторый включаются: чтение, литература, письмо, орфография, родной язык (устнаяречь), музыка, изобразительное искусство, арифметика, история, география,естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Родной язык ичтение занимают почти половину учебного времени, на арифметику отводитсястолько же времени, сколько на музыку, изобразительное искусство и ручной труд.Примерно шестую часть времени занимают физкультура и гигиена.1.2.2 Средняя школа
Послеокончания 5-го класса дети переходят в среднюю школу. Обучение в средней школесоставляет 7 лет. Учащиеся 9-12 классов посещают high school, а болеемладшие — middle school. По окончании 12-го класса школьники получаютсертификат, который называется the high school diploma. Желающиепоступить в высшие учебные заведения обязаны получить этот сертификат. (Средняяшкола в США обычно делится на две ступени — младшую и старшую, каждая по тригода). В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нетединых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округразрабатываетсвои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает своипрограммы по отдельным дисциплинам. Однако среди всего многообразияпрослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.
Учебный годпродолжается в американской школе 170–186 дней; дети обучаются 5 дней внеделю. Продолжительность учебных занятий в день — 5–6 часов (с 8.30 до 15.30).Учебный год, как правило, делится на семестры. В 8-м классе появляется системавыбора предметов, а обязательными предметами являются английский язык, математика,обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка иизобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
Старшаясредняя школаявляется общеобразовательным учебным заведением. Учащиесязаканчивают школу, как правило, в 17–18 лет. В практике подавляющегобольшинства старших средних школ учебная программа обычно включает изучениематематики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) исоциальных наук (3 года).
Средние школыбывают разных типов: “академические”, “профессиональные” и“многопрофильные”.
Вмногопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения(профили). Наиболее распространенные из них: “академический”, “общий”,“коммерческий”, “индустриальный”, “сельскохозяйственный”. Академический профильдает образование, достаточное для поступления в вуз. В начале девятого годаобучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение “коэффициентаумственной одаренности”. Если он окажется ниже 90, то учащимсянецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбратькакой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика кнепосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профилеполовина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же вгараже. Объем общего образования на этих профилях значительно сокращен.Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме,недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбора определенной профессии. Впоследнее время оно подвергается жесткой критике.
Такимобразом, закончив среднюю школу, учащиеся фактически имеют совершенно различнуюподготовку.
Кромегосударственных школ, система обучения включает в себя сеть церковных и частныхучебных заведений, в которых обучается около 14 процентов всех школьников.Церковные школы содержатся религиозными организациями, и всяучебно-воспитательная работа в них пронизана религиозным духом. В последнеевремя число церковных школ заметно возросло.
Контрользнаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере,в двух формах:
1. Один раз в году сдаютсястандартизированные тесты типа тестов умственных способностей иобразовательного развития (Айова), “Тест Хенмон—Нельсон” по проверке умственныхспособностей и т.п., принятые во всей стране.
2. Раз в неделю или чаще, аиногда 2–3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тестывнутриклассного контроля.
Системаоценокобычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школахстраны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:
А — 15 % учащихся —постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность(отлично).
В — 25 % учащихся — уровень,откровенно более высокий, чем средний (хорошо).
С — 35 % учащихся — среднийуровень выполнения заданий (средне).
D — 15 % учащихся —минимальный уровень знаний (ниже среднего).
F- 10 % учащихся —неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.
Степеньуспеваемости, оцениваемая на С, как правило, необходима для продолженияобучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолженияобучения выпускником.
Для получениядиплома по окончании средней школы выпускникам достаточно получить зачеты по 16академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такойкурс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционноучащиеся записываются на изучение 5–6 курсов в течение полугодия и тем самымнабирают 20 и более курсов в 9–12-х классах. Каждый обязательный учебныйпредмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно длябольших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять20–30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскомуязыку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но приэтом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели,журналистика, литература “черной” Америки и т. п. В области общественныхдисциплин среди коротких курсов выделяются “социальные проблемы”, “история меньшинствв Соединенных Штатах” и т.д. (Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995)
Во многихшколах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучениекулинарии и вождение автомобиля, равно времени, отводимому на изучениематематики, химии, истории, биологии и английского языка.
Комиссия посовершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ впоследние четыре года обязательное изучение пяти “базовых дисциплин”, составляющихядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года),математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года),овладение компьютерной грамотностью (0,5 года).
В США имеетсятри тысячи привилегированных частных школ, которые содержатся за счет взносовот частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000долларов в год) деньги за обучение в течение 8–10 лет могут позволить себетолько состоятельные люди. Не удивительно, что частные школы, которые посещаютоколо 3 процентов школьников, являются питомниками будущих руководителей,дипломатов, крупных правительственных чиновников и т.п. Один только диплом обокончании частной аристократической школы открывает перед ее выпускниками дверив высшие круги американского общества.
Практически99 процентов детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу (с 6 до13 лет), 94 процента из них продолжают обучение до 17 лет. 29 процентов юношейи девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей иуниверситетов.
1.2.3 Высшее образование
В США несуществует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». Впринципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку послеокончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения»(postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться«колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом».Высшееобразование — одна из самых дорогостоящих вещей в США.
Процедураприема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В странеотсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузыосуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, длядругих единственным условием является наличие среднего образования (например,открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вузявляется представление документов об окончании полной средней школы; переченьизученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество балловпо тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении. Рядамериканских университетов и колледжей осуществляют прием студентов порезультатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболеепрестижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающихзначительно превышает возможности учебных заведений. Планового приема и выпускаспециалистов в масштабе страны не существует. Каждый ВУЗ формирует студенческийконтингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс икуда смогут «самораспределиться». Формально в вузы США принимаются лица в любомвозрасте. Срок обучения также не ограничен. В последние годы наметиласьтенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частныеколледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-заповышения платы за обучение. В США более 1350 местных колледжей и 2000колледжей и университетов. Из этого числа частных — 65 %.
Каждаядисциплина в колледже или университете имеет свою ценность, котораяопределяется количеством «кредитов» (credit) или«юнитов». Количество кредитов за каждый курс определяется количествомчасов, которые должен посетить студент. К примеру, курс рассчитан на 3 занятия(class session) в неделю, каждое занятие длится 50 минут. Такой курсоценивается в 3 кредита. Обычно, колледжи для получения диплома требуют, чтобыстуденты набрали определенное количество кредитов, а не число дисциплин. Этодает студентам больше свободы в получении желаемого образования.
В большинствеВУЗов обучение происходит или по четвертям, или по семестрам. Каждая четвертьсоставляет 12 недель. Обязательными являются три четверти. Еще одна четверть — летняя — является факультативной. Иностранные студенты, проходящие обучение вСША, не обязаны учиться во время летней четверти с целью сохранения своейстуденческой визы. Если обучение ведется по семестрам, то каждый из двухсеместров длится по 16 недель. В таком варианте обучения тоже есть возможностьпродолжать обучение летом.
Перед началомсеместра или четверти студенты выбирают определенное количество дисциплин,которые они должны посещать в этом семестре или четверти. Если за посещениеданных дисциплин студент получит не меньше 12 кредитов, то говорят, что это"full-time" студент. Студенты, зарегистрировавшиеся на курсы,дающие в общей сложности меньше 12 кредитов, называются "part-time"студентами. Иностранные студенты, желающие сохранить свой статус пребывания вСША по студенческой визе, обязаны иметь «full-time» нагрузку, т.е. неменьше 12 кредитовКолледжиСША предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения вуниверситете. В них можно получить степень по результатам четырехгодичногообучения. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что онипредлагают курсы общего образования, технического образования ипрофессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку ихзадачей является дать возможность образования любому желающему, местныеколледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основнымтребованиям, и предлагают широкий выбор предметов при сравнительно низкойстоимости обучения.
В последниегоды в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшаяшкола постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Так, большинствостудентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебногорасписания, включая не только обучение по системе , но изанятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, восновном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень.
Понятия«академическая группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальнойпрограмме и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекциейвыдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашемпонимании. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте.Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов.
Высшим этапомподготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторскимпрограммам, ориентированное на четко специализированное обучение исамостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие,как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточнымявляется степень бакалавра.
Такимобразом, после рассмотрения особенностей построения системы образования в общемплане, считаю необходимым особое внимание уделить начальному обучению в США сцелью выявления тенденций развития и особенностей построения данной системы.

2.Начальная школа в системе образования США
 
2.1 Становление и развитие системы начального образования
 
Значительная часть американских педагогов и родителей связываетперспективы развития начальной школы с распространением альтернативногообразования, для которого характерен отказ от рутины и стандартизации,углубление содержательного и методического многообразия, смелое внедрениепедагогических новаций, ориентированных как на самореализацию активной,творческой личности, так и на сотрудничество с другими людьми.
Бурное развитие альтернативного образования началось в США ссередины 80-х годов как реакция на негативные проявления школьной реформы «завозврат к базовым дисциплинам». Таковыми явились перенесенные на школу методы исредства обучения, характерные для высших областей научного знания. Этопроявилось в чрезмерной усложненности программ, завышенном уровне теоретическойнаправленности обучения, увеличении числа уроков, контрольных работ, домашнихзаданий, ужесточении дисциплины. Стремление следовать в начальной школепринципам и методам, характерным для средней школы и колледжей, вызвалонедовольство многих родителей и психологов, которые стали замечать у детейусталость от школы, нежелание учиться, потерю веры в свои силы [14, с.27].
Для преодоления этих недостатков и стали создаваться альтернативныешколы, цель которых состояла в том, чтобы развивать новую, более свободнуюформу образования, чем та, которую дети получали в обычной школе, поощрятьнезависимость и самостоятельность детей и педагогов. Главная особенностьальтернативных школ заключается в том, что в них используется нетрадиционнаяметодика обучения и воспитания, в которой акцент делается на гуманные отношениямежду учителями и детьми, между самими учащимися, на развитие индивидуальныхспособностей и творческих потенций каждого ученика [18, с.214].
В альтернативной начальной школе, рассчитанной на всех детей,ученики в течение 4—6 лет получают в целом одинаковое начальное образование.Помимо основных предметов, подлежащих обязательному изучению, в программу этихшкол вводятся дополнительные дисциплины, которые обычно изучаются в среднейшколе. Это — история, география, иностранные языки, естественные и точныенауки, элементы домашней экономики. В некоторых альтернативных классах такжеосуществляется первичная дифференциация обучения по интересам и склонностям, ноэта тенденция достигает своего полного расцвета уже в альтернативной среднейшколе.
Хотя содержание обучения, может соотноситься с учебными дисциплинами,изучаемыми в формальной системе образования, подход в альтернативной школе кучебному процессу иной. В основе альтернативного образования лежит развитиепознавательной активности ребенка и удовлетворение потребностей учащихся вполучении знаний, необходимых им в повседневной жизни. Исходя из этогоформулируется цель альтернативного образования — предоставить учащимсядополнительные возможности для самореализации в жизни, получения навыковсоциального общения, овладения знаниями без затраты лишнего времени на заучиваниененужного материала.
Обучение в альтернативной начальной школе основывается на двухпринципах: учеба для ребенка — это игра в творчество; учеба должна доставлятьрадость открытия. Американские педагоги-альтернативисты исходят из того, чтопребывание в школе должно приносить ребенку удовольствие, новые яркиевпечатления, стимулировать творческую активность. Лишь в этом случае у негопоявляется чувство уверенности в себе и закладывается положительное отношение кучебе в будущем.
Для развития и совершенствования индивидуальной одаренностикаждого ребенка вводятся занятия скульптурой и лепкой, художественное вязание иплетение, интенсивный курс игры на фортепиано, сочинение коротких рассказов,инсценировка исторических сюжетов и пр. Учебный процесс строитсяпреимущественно на эмпирической подаче материала, знания усваиваются детьмичерез призму собственного опыта. Наиболее часто встречающиеся формы обучения —беседы, дискуссии, практические занятия (в том числе и вне стен школы),развивающие игры, приготовление письменных домашних заданий с акцентом наиндивидуальное творчество. В альтернативных школах широко используются парные игрупповые формы обучения, особое внимание уделяется созданию доброжелательнойатмосферы на уроках.
Чтобы четче понять, углубиться в суть альтернативной начальнойшколы нужно посмотреть на урок, выяснить, как дети и учитель ведут себя на этомуроке.
Ученики приходят в класс к 8.25 и с помощью педагога планируютсвой день. Учитель записывает на доске имя каждого ученика и название предмета,которым ему предстоит заниматься в этот день. Второй предмет дети выбирают самииз 15 видов деятельности, обозначенных словами и рисунками. Первый урок — общийдля всех. Это заполнение «ежедневного журнала», который должны вести все дети,даже те, которые еще не умеет читать и писать. Здесь учитель применяет методпостепенного обучения письму с учетом индивидуальных особенностей темперамента,уровня развития каждого ребенка. В начале обучения дети просто рисуют картинки,а учитель записывает к ним комментарий, затем рисунки сочетаются с письменнымтекстом, который каждый ребенок составляет с помощью учителя. Рисунки и записиведутся на отдельных листах, а к концу года они сшиваются в специальнуюкнижечку, которая наглядно показывает путь овладения ребенком грамотным письмом[13, с.21].
Практика показывает, что дети очень гордятся подобным авторством ив дальнейшем стремятся к самостоятельности в любом виде деятельности. Второйурок — время индивидуальных или групповых занятий. Дети, сидя на ковре, за столом,на партах заняты своими делами индивидуально или вместе с товарищами. Некоторыевыполняют вместе математические задания, другие рисуют, третьи занимаются сраздаточным материалом в виде таблиц, кубиков, ярких полосок и т. д. Учительходит по классу, дает задания, проверяет их выполнение, занимается с каждымребенком индивидуально, объясняет все: от правильного написания и чтения словдо грамматических правил.
Затем в школе наступает время обеда и отдыха на свежем воздухе.Вторая половина дня проходит так же, как и первая. Учитель проверяет задания иразбирает ошибки отдельно с каждым ребенком, ободряет его и, в случаенеобходимости, дает домашнее задание; оценивает успехи ученика и предлагаетнарисовать напротив расписания прошедшего дня веселое или грустное личико [21, с.67].
Альтернативные школы лишены строгой учебной и административнойрегламентации сверху, не имеют стабильных учебных планов, программ и учебников,работают без выставления общепринятых отметок, второгодничества и отчисления занеуспеваемость. Ученики некоторых классов, например, в конце каждой неделиприносят домой комплекты письменных работ по всем предметам с оценками иподписью ученика, свидетельствующей о его согласии с ними, а родителиподписывают листки успеваемости.
Отличительной чертой воспитательного процесса в начальной альтернативнойшколе является тесное взаимодействие учителей и родителей.Учебно-воспитательный процесс строится на анализе повседневной жизни ребенка всемье и классе, изучении психологического климата в его окружении.
Например, проблема взаимоотношения ребенка и его семьи решается спомощью системы заданий. На первой стадии учитель ставит перед ребенком задачуопределить, чем занимается дома каждый член его семьи; на второй — ребенок самопределяет для себя домашние дела в помощь близким; на третьей — оцениваетуспешность выполнения каждым членом семьи его обязанностей. Решая эту задачу,ребенок начинает лучше понимать распределение ролей дома, по-новому видитблизких ему людей, открывая тем самым новые для себя связи, постепенно начинаетсам входить в разнообразные взаимоотношения в семье, правильно их оценивать.
После прохождения ребенком этих трех стадий идет оценка того, чемуон научился: со стороны учителя, со стороны семьи, оценка ребенком самого себя.Одновременно воспитатели предлагают детям тесты на выбор тех коммуникативныхкачеств, которые необходимо развивать в процессе общения. Это тесты по тремкатегориям: послушность, независимость, взаимодействие. С их помощьюопределяются стили взаимодействия ребенка с родителями, учителями,сверстниками; выявляются те, которые имеют место на практике, и те, которыепредпочитают педагоги и родители. Основываясь на всех полученных данных,учитель корректирует развитие личности ребенка, помогает ему сформировать отношения,убеждения и ценности, анализирует первичное поведение индивида, организуетсистему стимулирования и поощрения.
Педагогические коллективы альтернативных школ работают с родителямиучащихся на равных для всех правах. Большинство альтернативных школ — частные.Родители платят за обучение детей в зависимости от доходов семьи. В бюджетшколы поступают также пожертвования от фирм и частных лиц, часть денегзарабатывают сами учащиеся, продавая свои поделки на ярмарках, рождественских ииных праздниках. Альтернативные школы привлекают большинство родителей кактивному участию в их деятельности прежде всего благоприятной атмосферойвоспитания, эстетической, трудовой и нравственной направленностью учебногопроцесса. Нередко родители не только финансируют школу, где учатся их дети, нои принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, а иногда дажеявляются участниками учебного процесса. На перемене или даже на уроке внекоторых школах родители помогают детям справиться с трудностями (причем, какправило, не своему ребенку, а его одноклассникам).
Как и обычные, альтернативные школы в США имеют хорошую материальнуюбазу. В каждой школе есть просторный физкультурный зал с кондиционерами,дисплейные классы, мастерские, хорошо оборудованные кухни. Классы в альтернативныхшколах большого размера, в них есть подходящее место для любого видадеятельности, коллективных и индивидуальных занятий.
2.2 Типы начальных школ
В США существует множество типов начальных альтернативных школ.Вот лишь некоторые из них [16, с.94]:
1. Свободные или открытые школы
Так в американской педагогической литературе называется большинствоальтернативных школ. Термин «открытые» школы вытекает из философской концепции«открытые для себя, для людей и мира, а также для опыта». Они невелики поразмерам — не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей.Основным принципом их деятельности является дифференцированное ииндивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам иродителям свободу в использовании собственного опыта. Циклы дополнительныхпредметов и методику обучения выбирают учителя и родительский комитет. Термин«свободные» означает, что любой гражданин может записать своего ребенка в этишколы или воспользоваться их услугами. Клиентура «свободных» школ может бытькак богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, помогаютшколе в качестве помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.
Вот как описывает одну из типичных альтернативных школ Т. С. Комарова.«Расположена она в одноэтажном здании, устроенном внутри так, что для классов ифизкультурного зала выделена середина здания. Вокруг них по всему периметруздания проходит довольно широкий коридор, используемый для бега во времязанятий физкультурой. Классы друг от друга отделены невысокими шкафами для книги пособий. В классах столы трапециевидной формы. Для занятий в день нашегопосещения они были составлены в разных классах по-разному: в несколькогоризонтальных рядов, по два в шестигранники, по несколько столов, образуячто-то вроде круглого стола. Разнообразие шкафов, расстановки столов,оформление классов создавало живую непринужденную картину, лишенную стандарта искуки. Также были выделены зоны для отдыха учащихся, где установлены телевизор,магнитофоны, разнообразная мебель. Дети могут собраться в этих зонах, послушатьмузыку, поговорить. На вопрос, не мешает ли такая обстановка занятиям, учителяответили отрицательно» [20, с.115].
2. Школы внутри школы
Это альтернативные мини-школы, которые формируются как классывнутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от школ 1 типане имеют собственного помещения. Они возникают там, где небольшое числоучащихся и учителей объединяются в класс, в котором используют нетрадиционныеметоды обучения. Они специализируются на определенной теме (например, экологии)или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рассчитана на целыйдень занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время днядети могут посвящать обучению в традиционной школе или проводить дома.
3. Домашнее альтернативное воспитание
Некоторые родители не доверяют обучение детей младшего школьноговозраста школе, предпочитая обучать их дома. Иногда эти родители объединяются,приглашают к себе домой преподавателей из государственных школ. Учителязанимаются с небольшим числом детей по программе, приближенной к стандартномуобучению. В домашних альтернативных школах используется неформальный подход кметодике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей,приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.
4. Общинные многонациональные школы
Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовыхгрупп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, онипредлагают иные, по сравнению с государственными школами, программы, такие, какдвуязычное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (длядетей вновь прибывших иммигрантов). Осознание этнических и расовых особенностейнаходится в центре внимания этих школ. Они, как правило, расположены в техштатах, где особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны наидее культурного плюрализма и на необходимости осознать различное культурноепроисхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.
Следует особо отметить, что между официальной и альтернативнойшколами существует и некий средний тип. Для него характерно восприятие методови принципов обучения альтернативной и официальной школы, их синтез. В этих«серединных» типах школ учителя получают право свободного выбора форм обучения.Здесь нет единого учебного плана, педагогам дана возможность работать попрограммам, составленным из групп обязательных и необязательных предметов,которые они сочетают в различных комбинациях.
Главнаяособенность альтернативной начальной школы — в обеспечении условий дляинтеллектуального, личностного и социального развития своих учащихся. Отсюда —постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этомальтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологическиеособенности детей младшего школьного возраста.
Как известно, дети этой возрастной группы отличаются особенностямимышления. Шестилетним детям свойственно конкретное мышление, и им требуетсяосязать предметы. Они легче могут постигнуть, например, сложение и вычитание,если будут держать в руках предметы, которые считают, а не смотреть на цифры,написанные на доске. Поэтому ведущим компонентом нетрадиционного подхода кобучению является акцент на предметную деятельность. Для этого школы оборудованысоответствующими наглядными пособиями, занятия часто проводятся на открытомвоздухе, поощряются экскурсии. Администрация одной из школ обратилась к властямс просьбой предоставить школе автобус на время проведения урока по изучениюправил дорожного движения. Ученики с помощью учительницы и водителя наглядноознакомились и с правилами движения, и с устройством машины. Затем на урокедети рисовали светофор, моделировали уличное движение на специальном стенде,конструировали модель автобуса, обсуждали сведения, приобретенные во времяэкскурсии по городу.
В альтернативных классах особенно распространены такие формыработы, как свободная дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций, в ходекоторых дети учатся рассуждать и формулировать свои мысли. Как правило, этидискуссии затрагивают ряд тем учебного цикла, актуализируя межпредметные связи.Открывая такую дискуссию, требующую практического применения знаний по истории,географии и культуре поведения, учительница сообщает ученикам о том, что одежда,манеры, поведение человека свидетельствуют о том, откуда он родом.
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте для детей особенноважным является процесс общения, педагоги-альтернативисты настаивают на том,чтобы дети как можно больше занимались группами, приобретая тем самым навыкиколлективной деятельности, сотрудничества, сопереживания, соучастия. Учитываянеравномерность развития детей этого возраста (шестилетний ребенок, которыйвчера еще был отстающим, завтра может обогнать в развитии своих сверстников,если ему помочь в этом на основе современной методики обучения),педагоги-альтернативисты считают целесообразным организовывать разновозрастныеклассы, в которых дети постарше могли бы помогать в работе младшим, а болееспособные дети — менее способным. Поэтому в альтернативных начальных школахчасто можно увидеть классы, в которых обучаются дети 5-8 лет совместно. В этихразновозрастных классах обычно царит дух дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи.
В то же время сохраняется характерная черта американской педагогики— поощрение индивидуальной деятельности детей, их личных успехов, стремлениявыделиться. Однако в современной альтернативной педагогике акцент делается напримирении индивидуалистической ориентации в воспитании ребенка с групповыми иобщественными интересами, ценностями и нормами, которые ему необходимо усвоить,чтобы стать полноправным членом общества. Иными словами, сторонникиальтернативных методов в педагогике полагают, что молодой американец с детскихлет должен не только обладать способностями к яркому самораскрытию ипреодолению внутренних конфликтов, но и сочетать это с интересом к общественнымзаботам, способствующим воспитанию чувства патриотизма.
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что все более и более в США значимую рольиграют именно альтернативная начальная школа. Американская педагогика не стоитна месте она ищет альтернативные пути, пути решения многих проблем.Альтернативная начальная школа справляется с такими проблемами. Но еслиговорить, сравнивать с нашей республикой, то альтернативная школа можетсуществовать у нас, с большими «но!». Но не надо забывать о менталитете двухнародов, что подходит американскому ребенку, не подойдет белорусскому ребенку.Жизнь в нашей стране остается на низком уровне, а так как значительная частьальтернативных школ – это платные школы, то говорить о создании таких школ унас рано. Безусловно, в этих школах много положительного, новые методики, новыеподходя в обучении. Перенимать положительный опыт необходимо, интересоватьсяпедагогам новыми идеями – это, значит, повышать свой профессионализм.
2.3 «ШколаЗавтрашнего Дня» в США
 
Американскоеобразование в очередной раз подходит к заключительной фазе самооценки своихреформ. Это случается почти каждые десять лет.
18 апреля 2001года президент выпустил программу «Стратегия образования». Это былсмелый, комплексный, далеко идущий план реформы образования. В нем былавыражена глобальная цель общества – Америка должна стать тем, чем ей следуетбыть: мировым лидером, эталоном.
Кампания рассчитанана девять лет. Ее цели направлены на ликвидацию имеющегося разрыва в знаниях иумениях учащихся. Предстояло изменить отношение к учебе в целом.
Программасостоит из четырех частей. Их реализация осуществляется одновременно.
1. Для тех,кто сегодня учиться в школе, нужно радикально изменить школы. Все 110000. Ихпредстоит сделать не только лучше. Они должны стать более ответственными за результатысвоего труда.
Реализацияэтой части базируется на четкой системе отчетности и контроля. В ходе ее реализациипредполагается разработать стандарты на мировом уровне, использовать американскиетесты успешности обучения, ввести стройную систему поощрений за все нововведения.
2. Завтрашниеучащиеся должны прийти учиться в новые школы, которые бы отвечали требованиямнового столетия.
Предполагается,что это будут лучшие школы в мире, ориентированные на достижениеобщенациональных целей образования. «Говоря о наших национальных задачах вобласти образования, мы должны перейти от намерения улучшить школу в ее существующемвиде к созданию чего-то такого, что выходит за ее рамки — назовем это»меташколой" или «супершколой». Современная электроннаятехнология – основа такой школы. Она открывает ученикам доступ к неограниченнымисточникам информации, позволяя им устанавливать контакты с другими учениками иучителями по всем Соединенным Штатам и за их пределами, а также подключать своикомпьютеры к базам данных – электронным хранилищам информации, которые уже внедалеком будущем будут содержать в себе изрядную долю общечеловеческогознания. «Меташкола», учебное заведение совершенно нового типа, действительноможет возникнуть в результате удачного сочетания взаимодействующей технологии иобучения, основанного не на преподавании, а на сотрудничестве учеников. Такоеобразование будет использовать потенциал всех наших детей и неизмеримо увеличитдостижения отдельной личности и успех нации в целом при вступлении в новоетысячелетие." — таково мнение одного опытного наблюдателя. Джордж Леонардболее 40 лет занимается исследованием и пишет на темы образования в СоединенныхШтатах.
Сегодня вАмерике реализуются ряд интересных проектов и инициатив. В их числе – Коалицияобязательных школ Теодора Сайзера, программа развития школ Джеймса Коумера,Ускоренные школы Генри Левина, Школы для следующего века, Школа«Сатурн» завтрашнего дня в Сан-Пауло, Модельная Школа Завтрашнего Дняв Льюисвиле(штат Техас) и ряд других.
«ШколаЗавтрашнего Дня» представляет собой программу для начальной и среднейшколы, объединяющую традиционную школьную систему с общим учебным классом иполностью индивидуализированную, предписанную по результатам тестирования,высокотехнологичную обучающую программу. Она соединяет самые современныетехнологии, использующие компьютеры, видео – и аудиоаппаратуру, обучение в режимедиалога с компьютером, компьютерное окружение и тестирование наряду с созданиемкомпьютерной базы данных и использованием модемов. Все это позволяет получитьсамую развитую программу образования двадцать первого века из всех доступных насегодняшний день.
Каждыйучащийся в такой школе имеет свой персональный «офис», учебное место,где он самостоятельно работает над изучением материала по всем предметам,получая от преподавателя индивидуальную консультацию.
Продвижениевперед достигается только посредством усвоения предыдущего материала.Предусмотрены страховочные меры, помогающие избежать неудач. Кроме того,индивидуальные занятия пот необходимости дополняются групповой работой.
«ШколаЗавтрашнего Дня» объединяет более 7000 школ в 110 странах мира и по достоинствустала лидером мирового масштаба на переднем крае образования.
3. Необходимосоздать систему поощрения для тех, кто уже закончил школу и приступил к работе.
85% рабочейсилы Америки 2000 года уже сегодня работает. Это значит, что конкурентоспособностьСША в 2010 году обеспечить лишь улучшением школ не удастся. Вот почемупрезидент призвал всех американцев «снова сесть за парты» и стать«нацией учащихся».
4. Надо выйтиза рамки школьных стен на уровень общины и семьи. Уровень школы не может быть вышеуровня жизни в обществе. Каждая община должна стать местом подлинного обучения.
Особеннозначительной может оказаться ее роль в возрождении системы американскихценностей, в числе которых – прочная семья, ответственность родителей за своихдетей, обязанности по отношению к окружению и др.
Программа«Школа Завтрашнего Дня» не только формулирует стоящие перед системойобразования цели и задачи национального значения. Каждый ее содержательныйэлемент тщательно проработан, в том числе система обеспечения и контроля.
Всоответствии с государственным законом об образовании, принятым Конгрессом СШАв 1994г., определены следующие ЦЕЛИ развития образования в стране до 2010 года:
1. Все детиСоединенных Штатов будут подготовлены к обучению в школе.
Дляреализации этой цели будут разработаны соответствующие дошкольные программы,родители будут включены в процесс подготовки и станут первыми учителями своихдетей, дети получат соответствующее питание, физическое воспитание, медицинскоеобслуживание
2. Выпуск изполной средней школы достигнет отметки 90%.
Длядостижения этой цели необходимо значительно уменьшить отсев из школы и добитьсятого, чтобы до 75% учеников (претендентов на отсев) могли завершить полнуюсреднюю школу или равноценное ей учебное заведение. Кроме того в выпуске изполной средней школы будет сокращено несоответствие представителей национальныхменьшинств и основного населения страны.
3. Всеученики школ США закончат 4, 8 и 12 классов, имея положительные оценки пообязательным предметам, включая английский язык, математику, естественныенауки, гражданское право и государственное управление, экономику, искусство,историю и географию.
Каждая школаАмерики будет гарантировать не только подготовку учеников, дающую возможностьпродолжить образование или включиться в продуктивную производственнуюдеятельность, но и воспитание их в духе гражданственности, ответственности засвои поступки.
4. УчителяСоединенных Штатов получат доступ к непрерывному образованию, постепенномусовершенствованию своих профессиональных знаний и умений, необходимых дляподготовки школьников к самостоятельной жизни в следующем столетии.
Все учителяполучат дополнительную подготовку по усвоению новых форм и методов обучения.Правительство штатов и школьные округа должны разработать единую стратегиюподдержки развития непрерывного педагогического образования. В этих целях будетпоощряться партнерство между местными образовательными органами, высшимиучебными заведениями, родителями, местными трудовыми, коммерческими ипрофессиональными ассоциациями.
5.Соединенные Штаты должны стать первыми в мире по подготовке в области математикии естественных наук.
Для этогодолжно быть в значительной мере усилено математическое и естественнонаучноеобразование, особенно в младших классах общеобразовательной школы, увеличена на50% численность учителей соответствующих специальностей, существенно увеличенвыпуск бакалавров, магистров и докторов философии.
6. Каждыйвзрослый американец будет грамотным, получит общие экономические знания, усвоитправа и обязанности гражданина США.
В этих целяхбудет привлечен крупный бизнес, укреплены связи между образованием ипроизводством. Все работники будут иметь возможность получить знания и уменияот базовых до высокотехнологичных для адаптации в условиях появления новыхтехнологий, методов работы, рыночной конъюнктуры. Будут разработаныразнообразные программы обучения на всех уровнях, включая и высший.
7. ШколаСоединенных Штатов будет свободна от наркотиков, алкоголя, насилия,несанкционированного огнестрельного оружия и обеспечит необходимую дисциплинудля эффективного обучения.
Эта работадолжна вестись на основе закона, совместно школой, родителями, фирмами,правительственными органами. Местными органами образования должны бытьразработаны учебные программы, охватывающие всю школьную систему от детскогосада до 12 класса полной средней школы, которые должны стать частьюинтегрированного курса о здоровье.
8. Каждаяшкола должна расширять партнерство с родителями, включив их в работу поакадемическому, социальному и эмоциональному развитию детей.
В заключениенеобходимо отметить, что эффективность реализации стратегической программы вомногом зависит от участия в ней абсолютно всех американцев. Поэтому в нейуказаны все исполнители, определена мера их ответственности. В числе участников– президент, конгресс, губернаторы, объединения бизнесменов и т.д… Следуетотметить, что образовательная программа принята в момент, когда под угрозойоказалась конкурентоспособность Америки.
Такимобразом, восемь целей, поставленных перед образованием, — это восемь шагов в сторонусохранения лидерства Америки в ХХII веке.

Заключение
Черезобразование пролегает путь Америки в новое столетие.
«Уамериканского образования не должно быть равных в ХХII веке. Образование –основа высокого качества нашей жизни. Оно составляет сердцевину нашейэкономической мощи и безопасности, нашей способности к творчеству в областиизящных искусств и литературы, нашей изобретательности в науках и, наконец,увековечения наших культурных ценностей. Образование – это ключ, которыйпозволит обеспечить конкурентоспособность Америки на международном уровне»- так авторы программы «Школа Завтрашнего Дня» сформулировали своеотношение к образованию. Такой им видится роль и значение образования вперспективе ХХII века.
Современнаясистема образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических исоциальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многомотличают ее от западноевропейских стандартов.
ВСША отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправеопределять ее структуру самостоятельно. Анализ литературы по проблеме позволилустановить, что образовательная система США включает в себя 4 основных уровня: начальноеобразование, среднее образование, высшее образование и постдипломное.
Начальнаяшкола — это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учительведет все занятия с классом. Американские дети начинают ходить в школу в 5 лет.Первый год в школе называется kindergarten (детский сад) или pre-school. Этообязательно для всех детей. Второй год в школе является первым годом обучения вначальной школе и называется first grade (первый класс). Характерным дляначальной школы является комплектование классов по способностям учащихся.Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы всоответствии с результатами тестов.
Вальтернативной начальной школе, рассчитанной на всех детей, ученики в течение4—6 лет получают в целом одинаковое начальное образование. Помимо основныхпредметов, подлежащих обязательному изучению, в программу этих школ вводятсядополнительные дисциплины, которые обычно изучаются в средней школе. Это —история, география, иностранные языки, естественные и точные науки, элементыдомашней экономики.
Педагогическиеколлективы альтернативных школ работают с родителями учащихся на равных длявсех правах. Большинство альтернативных школ — частные. Родители платят заобучение детей в зависимости от доходов семьи. Альтернативные школы лишеныстрогой учебной и административной регламентации сверху, не имеют стабильныхучебных планов, программ и учебников, работают без выставления общепринятыхотметок, второгодничества и отчисления за неуспеваемость.
В заключениенеобходимо отметить, что все более и более в США значимую роль играют именноальтернативная начальная школа. Американская педагогика не стоит на месте онаищет альтернативные пути, пути решения многих проблем. Альтернативная начальнаяшкола справляется с такими проблемами.
Но еслиговорить, сравнивать с нашей республикой, то альтернативная школа можетсуществовать и у нас, только с большими «но!». И не надо забывать о менталитетедвух народов, что подходит американскому ребенку, не подойдет белорусскомуребенку. Жизнь в нашей стране остается на низком уровне, а так как значительнаячасть альтернативных школ – это платные школы, то говорить о создании такихшкол у нас рано.
Безусловно, вэтих школах много положительного, новые методики, новые подходы в обучении. Поэтомуя считаю, что перенимать положительный опыт нашей республике необходимо, ведь интересоватьсяпедагогам новыми идеями – это, значит, повышать свой профессионализм.

Списокиспользованных источников
 
1.  Вендровская, Р.Б.Американская школа глазами американцев./ Р.Б. Вендровская. М., Педагогика, 2000,369с.
2.  Воробьев, Г.М Озабоченныеучителя / Г.М. Воробьев // М., Народное образование. 1992, № 12, с. 43-45.
3.  Воробьев, Г.М. Школа / Г.М.Воробьев //Народное образование. 1992. — № 12, с.50-51.
4.  Вульфсон, Б.Л.Сравнительная педагогика в системе современного научного знания / Б.Л. Вульфсон//Педагогика. 1998. № 2. с. 79-89.
5.  Гаганова, О.К.Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание /О.К. Гаганова//Педагогика. 2005. № 1. с. 86-95.
6.  Гретлер, А. Исследованияв области образования в Европе / А. Гретлер, М., Перспектива. 2000. 357с.
7.  Зарецкая, С.Л. Новые типыучебных заведений в США //Экономика образования. 2001. № 5. с. 58-62.
8.  Зверев, И.Д. Начальнаяшкола США: проблемы и тенденции развития: [Школа и педагогика за рубежом] / И.Д. Зверев, М., Советская педагогика. 1988. 122с.
9.  Ишимова, О.Б. К вопросу остановлении начальной школы /О.Б. Ишимова, М., Дрофа. 2003. 219с.
10.  Казакина, М. Право выборав американской школе: [Школа и педагогика за рубежом] //Педагогика. — 1994. — №6. — С. 108-110.
11.  Калашников, В.Л.Образование в США //Образование в регионах России и СНГ. — 2002. — № 1(18). — С. 55-60.
12.  Козьмин, О.Г.Альтернативная начальная школа США: [Школа за рубежом] //Начальная школа. — 1993. — № 12. — С. 64-69.
13.  Лаврентьев, В.В.Особенности обучения в современной начальной школе /В.В.Лаврентьев //Завучначальной школы. – 2004. — № 3. – С. 5-9.
14.  Лутцева, Е.А. Начальнаяступень образования: структура, содержание, проблемы, перспективы // Начальноеобразование. – 2005. — № 4 (июль-август). – С. 24-31.
15.  Макешин, Н.Негосударственные школы США /Николай Макешин //Мир образования. — 1997. — № 6.- С. 67-69.
16.  Мальков, З.А. Дети вамериканском обществе: [Школа и педагогика за рубежом] //Педагогика. — 1994. — № 1. — С. 101-106.
17.  Малькова, З.А.Американская школа в оценке общественности: [Сравнительная педагогика]//Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 108-112.
18.  Муратов, А.Информационные технологии в школах США //Учитель. — 2004. — № 5. — С. 84-87.
19.  Новикова, А.А.Медиаобразование в США: проблема и тенденции //Педагогика. — 2000. — № 3. — С.68-75.
20.  Пилиповский, В.Я.Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики: [Школа ипедагогика за рубежом] //Педагогика. — 1997. — № 1. — С. 104-111.
21.  Положевец, П. Как и чемуучат частные школы Америки /П. Положевец //Знание-сила. — 1995. — № 3.- С.88-98.
22.  Супян, В.Б. Образование вСША: состояние и приоритеты развития / В.Б. Супян //США и Канада. — 2000. — №1. — С. 80-86.
23.  Тарасюк, Л.Н. Образованиев США //Социально-политический журнал. — 1997. — № 1. – С. 154-171.
24.  Хаффазова, Е.Р.Многомерное пространство начальной школы //Образование в современной школе. — 2004. — № 9. – С. 16-19.
25.  Шкатула В.И.Образовательное право: учебник для вузов. – М.: Издательство Норма(Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. 276с.
26.  Эволюция в системеобразования в США //Народное образование. — 2004г. — № 9. — С. 20-28.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Популизм как глобальное явление
Реферат Какой ручкой писал своего бессмертного Шерлока Холмса Артур Конан Дойл?
Реферат «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» Цели
Реферат Литература - Неврология ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат Кортик. История развития
Реферат Брекеты - основной метод исправления аномалий прикуса
Реферат Аудиторський звіт незалежної аудиторської фірми «каупервуд» щодо річної фінансової звітності Закритого акціонерного товариства акціонерного банку «Радабанк» за період, який закінчився 31 грудня 2007 року
Реферат Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
Реферат Организация и повышение эффективности производства зерна ячменя в ФГУП УОХ "Липовая Гора"
Реферат Проблема бытия в европейской философии средних лет
Реферат Разработка стандарта предприятия
Реферат Имидж делового человека 7
Реферат Севильский церюльник, или Тщетная предосторожность
Реферат Money & banking
Реферат Ульяновск