Министерствообразования Республики Таджикистан
Российско-Таджикский(Славянский) Университет
Кафедра Экономики
Курсовая работа
По учебнойдисциплине: Экономическая теория
Тема:«Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики»
Выполнил: Студент группы 2МТБ
Авезов Шахром
Приняла: Научный руководитель
Сугарова Ф.В.
План
Введение. 3
1. Понятие, сущность государственного предпринимательства. 5
2. Формы государственного предпринимательства в России. 14
3. Пути повышения эффективности государственногопредпринимательства 21
Заключение. 31
Литература. 33
Введение
На современном рынке государственное предпринимательствоиграет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательствагосударства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая жереальность состоит в том, что государство выступает активным участникомрыночных отношений.
Уже в период свободной конкуренции значительная частьпроизводительных сил перерастает рамки классической частной собственности игосударство вынуждено было брать на себя содержание больших экономическихструктур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
В условиях монополистической конкуренции, когдапроизводство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополииоказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, впостоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнееусилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономическиепроцессы перешагивают национальные границы, формируют новыесоциально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией,воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемыэкономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементысдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесиев экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочейсилы.[1]
Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике,мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственномпредпринимательстве.
Далее рассмотрим значение государственного предпринимательствана современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержаниегосударственного предпринимательства и какие тенденции государственноепредпринимательство переживает в современной России?
Исходя из вышесказанного, ставим перед собой следующуюцель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства вусловиях рыночной экономики.
Задачи данной работы, исследовать значение и содержаниегосударственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства наэкономику страны;
изучить функции и значение государственногопредпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развитиягосударственного предпринимательства.
1. Понятие, сущностьгосударственного предпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любойсовременной экономической системы важная роль принадлежит государству.Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачамиподдержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполнялоопределенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики имеет важноезначение для экономического и социального развития страны. При этом,осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий наборсредств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги,кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночнойэкономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент,обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговойполитики, государственного законодательства.
Объектами государственной собственности являютсяпредприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частногобизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребностивсего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары»(дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственногопредпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащихгосударству природных и производственных ресурсов.
В результате предпринимательства государство регулируетрыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но инепосредственным участием в производственно-комерческих операциях.
Государственное предпринимательство не является самым эффективным,оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, чтонепосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в техусловиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии еёвыполнять.
В развитой рыночной экономике государственноепредпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательскихорганизаций выполняет следующие функции:[2]
-общеэкономическую
-ресурсную
-инновационную
-организаторскую
Определяющей функцией в развитой экономике является,общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена рольюпредпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательскаядеятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретныхпотребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется еёсубъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночнойэкономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступаетобъективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательноеразвитие государственного предпринимательства – одно из определяющих условийобщеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта инационального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственныхотношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией государственного предпринимательстваявляется — ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективноеиспользование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём подресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторыпроизводства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля иприродные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так жепредпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов,если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственноедело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективнопотреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональномиспользовании и в то же время может безжалостно относиться к общественнымресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства иистория научно-технических революций, последствия которых длячеловека.Предпринимательству как новому, типу антибюрократическогоэкономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная нетолько с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей,но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другимифункциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектовпредпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
Важная функция предпринимательства – организаторская,которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения оборганизации собственного дела, его диверсификации, во внедрениивнутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательскогоуправления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменениистратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательстванаиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которыеобъективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многомзависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системыгосударственной поддержки и регулирования предпринимательства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширяласьнепосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал всебольше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах напредприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до третивалового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в техобластях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуютсяогромные вложения средств и риск. Основное отличие от частногопредпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственногопредпринимательства состоит не в получении дохода, а в решениисоциально-экономических задач, таких как: [3]
обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости,
стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержкумалорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны длявоспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:энергетика, транспорт, связь.
Но не только это, государства осваивают программы поразвитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ,освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странахдостигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до1/3, в Австрии и Франции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений.Практически на средства государства ведутся фундаментальные научныеисследования.[4]Располагаяфинансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качествезаказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придаетопределенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственнымпредпринимательством, относятся также:[5]
предоставление населению льгот в различных областяхсоциальной инфраструктуры,
помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслямэкономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этойоснове позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики, создания в экономическиотсталых районах промышленных предприятий,
увеличение числа рабочих мест,
охрана окружающей среды путем внедрения безотходныхтехнологий,
строительство очистных сооружений,
развитие фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющееся по законугосударственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самымиширокими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степенихозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуюткак рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политическиемотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств ит.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке,предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздолегче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решениякоторого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политическиецели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремлениеувеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повыситьзаработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы крыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и наособое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбытав рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств передакционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается надинамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организациипроизводства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустимаеще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновникуможно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Еслиэкономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, всложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвойправительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций.Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикамзападных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых вгосударственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись отгосударственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимуществарыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формированиесмешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционернуюформу.
Проблема государственной собственности и ее границ всебольше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, еговозможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которыемогут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести кследующим:[6]
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники,долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценкасоциально-экономических последствий научно-технического прогресса собщенациональных позиций.
Координация усилий общества по охране и оздоровлениюокружающей среды.
Создание производственной и социальной инфраструктуры:транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно длягрупп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезнымтрудом.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовойсистемы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена науровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогативаисключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства,различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизациигосударственного и государственно-частного предпринимательства, основные из нихмогут быть обозначены.[7]
а) определить оптимальные рамки государственногопредпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает,что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством.Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше рольгосударства как участника хозяйственной деятельности, призванногоспособствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональноммасштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальнойэкономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал неидет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости,длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захватаиностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасностьстраны, путем включения их в состав государственного илигосударственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления государственнойсобственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России(который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом заисключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами(ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору,органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственнымиунитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль над эффективным расходованиемгосударственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностьюорганы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственнойсобственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этомреестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом ихамортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде,залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров,регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственнойсобственности;
и) упорядочить механизм управления государственнымимуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, наоснове учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческихгосударственных секторах экономики;
к) четко разделить все акционерные общества сгосударственным участием на две группы:
Акционерные общества, государственный пакет акций которыхцелесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи.В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поискинституционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаевцелесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как еслиобщество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу егоакций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продатьакции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондовогорынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должнаосуществляться до продажи государственного пакета;
Акционерные общества, государственный пакет акций которыхцелесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основнаяцель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивойработы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условиинаправления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства,поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важныммоментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционернымобществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государствадолжен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества.Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования попринципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельнымакционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительнойстепени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нампредставляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличениигосударственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом,имеющим, важное, значение для экономики России;
л) шире практиковать передачу акций акционерного обществас контрольным пакетом акций у государства в доверительное управлениенепосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы наконкурсе предпринимательских проектов
м) развивать новые модели предпринимательскойдеятельности государства, основанные на различных формах сочетаниягосударственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанноготипа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управлениядеятельностью технологически связанных производств в ключевых отрасляхнациональной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
н) введение на макро-уровне системы индикативного(договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственныхпредприятий;
2. Формы государственногопредпринимательства в России
Государственное предпринимательство является важнойсоставляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночноориентированной экономикой. Его особенности в современной Россииобусловливаются наличием четырёх обстоятельств. [8]
Во-первых, в Российской Федерации современноегосударственное предпринимательство выступает как продолжение прежнихэкономических отношений, присущих дореформенной российской (советской)экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении(национализации) предприятий.
Во-вторых, в России, как и в других странах, гдеразвиваются рыночные отношения, существует объективная необходимостьгосударственного предпринимательства и существования государственного сектораэкономики.
В-третьих, в России сильны традиции вмешательства вэкономику органов государственной власти и управления, основанные нагосударственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило,что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционированияи развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальноепредпринимательство.
В-четвертых, в России традиционно силен государственническийменталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственномупредпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форменегосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленныхфактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими,наподобие описанной выше деятельности АО МММ.
В России в первой половине 1990-х годов ускореннымитемпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий.«На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общеечисло предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе поосновным отраслям, тыс.:[9]
торговля и общественное питание — 868,3
промышленность — 341,6
сельское хозяйство — 336,7
строительство — 289,1.
Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов созданоотдельными гражданами; в торговле их доля — 81,7%, строительстве — 70,2%.Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долюнегосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валовогонационального продукта».
Государство рассталось с подавляющей частьюпроизводственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы,в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акциипредприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое длявыполнения хозяйственно-организаторских функций.
Конституцией РФ определен базовый перечень объектовгосударственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность исобственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении РоссийскойФедерации находятся:[10]
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,расщепляющиеся материалы;
федеральные — транспорт, пути сообщения, связь,информация;
оборонное производство, производство ядовитых веществ,наркотических средств;
деятельность в космосе;
федеральные банки;
денежная эмиссия.
Природопользование, общие вопросы образования, науки,культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являютсяпредметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельноерешение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальнойсобственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросыместного значения.
Разграничение государственной собственности нафедеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальнуюсобственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местныхорганов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.
Имущество, находящееся в государственной собственности,закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное запредприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляетгосударственную казну Российской федерации или субъекта РФ.
К государственному сектору относят акционерные общества,в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственностигосударства, государственные предприятия, государственные учреждения.Соответственно формируется и план развития государственного сектора поназванным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовойдеятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральнымизаконами о госпредприятиях.
Кроме показателей планов деятельности предприятий иучреждений в план развития государственного сектора включаются:[11]
программа приватизации и приобретения имущества вгосударственную (муниципальную) собственность;
предельная штатная численность государственных(муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетныхсредств);
план предоставления услуг бюджетными учреждениями (поосновным распорядителям бюджетных средств);
план получения и использования доходов от распоряжения государственнымимуществом;
программа повышения эффективности использованияфедеральной собственности.
Органы государственной власти и местного самоуправлениямогут определять дополнительные показатели и требования к плану развитиягосударственного (муниципального) сектора экономики.
Экономическую структуру государственного сектора образуютпредприятия материального производства, управляемые государствомнепосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К нимотносятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса,основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценныхметаллов и камней, по производству алкогольной продукции.
Основу государственного сектора России составляютунитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарногопредприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественныхпотребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию иуслуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типаунитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативногоуправления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия,которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.
По отношению к государственным унитарным предприятияморганы государственной власти осуществляют непосредственноепланово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении уставапредприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществленииконтроля над деятельностью посредством периодической отчетности и другимиспособами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности,которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществомс согласия учредителя.
В уставе отражаются предмет деятельности, порядокраспределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственностьруководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. Вконтракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размервознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения,устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущербпредприятию.
Основными общими признаками государственного предприятияв России являются:[12]
Имущество предприятия находится в государственной(муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного веденияили оперативного управления.
Руководитель предприятия назначается собственником и емуподотчетен.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всемпринадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствамсобственника имущества.
Государственное предприятие на праве хозяйственноговедения более самостоятельно в организации производства, имея ряд признаков,характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство непредусматривает каких-либо ограничений по производительному использованиюимущества предприятия на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фондапредприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственныхпредприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятиирешения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этомкредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другоеунитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своегоимущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия неотвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целейего деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидациипредприятия.
Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФгосударственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного веденияи могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Онифункционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется всоответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. Приэтом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена.Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевоерасходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двухлет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.
На базе ограниченного круга государственных предприятийсоздаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного исельскохозяйственного производства, которое:[13]
• действует в рамках, определяемых законами исключительнодля государственных предприятий;
• преобладающую часть (более 50%) продукции поставляетгосударству;
• не подлежит приватизации.
Кандидатами на получение статуса казенного предприятияпрежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовыхминистерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть введении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляютособую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы ит.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.
Казенные предприятия являются коммерческими организациями(хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в экономическиеотношения с другими предприятиями рыночной среды.
Статус казенного предприятия не является раз и навсегдаданным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказснимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственногопредприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяетсяразмером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета наподдержание их деятельности.
«Особенно эффективны казенные предприятия в оборонномкомплексе благодаря возможности использования технологий двойного назначения.Государство определяет оборонному предприятию вид и количество продукции,выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременнопредприятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оносамостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль» .
3. Пути повышения эффективностигосударственного предпринимательства
Государство может способствовать решению макрозадач путёмсосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей странепоставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономикев сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа отпоследних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели.
Одной из форм государственного предпринимательстваявляются казённые предприятия.
Они находятся под прямым государственным управлением повопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен,финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия невправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаровдля государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретныедоговоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенногопредприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Одновременно государство принимает на себяответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает имнеобходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы погосзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собойфактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы веденияхозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.
Нормальное функционирование казенных предприятийподдерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогутпретендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержаниюсоставят весомую часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:
— численность казенных предприятий необходимо свести кразумному минимуму;
— применительно к ним целесообразно разработать специальнуюсистему управления.
Казалось бы, решение проблемы управления казеннымипредприятиями можно найти на путях заимствования опыта управлениягосударственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах онразличен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложенияо перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва липриемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управленияи учитывать собственный исторический опыт.[14]
Пожалуй, единственной общей чертой управлениягосударственными предприятиями во всех странах является осуществление этогоуправления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами)специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссияпо атомной энергии в США).
В России в соответствии с Указом Президента РФ № 1003[15] решение о ликвидации федеральногогоспредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйствапринимает Правительство РФ. Оно определяет, и федеральный орган исполнительнойвласти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит егодеятельностью.
Сохранив административную подчиненность предприятий,необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки команднойсистемы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководствапредприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактическиотсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органамирешений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не долженстановиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указанийработников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определеннуюсамостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль надего действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатковсуществовавшей ранее системы управления может быть: [16]
во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственныхрешений высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение конкурсной системы подбораруководящих кадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимыхэкспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится вследующем:
Стратегические решения по управлению казеннымпредприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
В рамках принятых решений руководителю предприятия должнабыть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не можетпроявиться предпринимательская активность менеджера.
Подбор менеджеров должен проводиться на основанииконкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полноотражающие требования государственной промышленной политики.
Заключение с хозяйственным руководителем контракта, вкотором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, ас предприятием — «контракт плана», в котором содержится программа егодеятельности.
Как показывает зарубежная практика, программыдеятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобыгосударственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходыпокрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этихцелях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованностиперсонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения,предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например,бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формыуправления производством.
Ответственность государства по долгам предприятия должнабыть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантовсхемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.
При отраслевом органе управления образуется комиссия(комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такогооргана в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казеннымпредприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с темв состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственныхинтересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов,финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная такимобразом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурснойкомиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса,программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с«внешним» управлением в организационную структуру предприятиянеобходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность приниматьучастие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный правовой статусруководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществленаУказом Президента РФ №1200[17].Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органыисполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт,базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечисленыобязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок иусловия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб,причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.
Гражданско-правовой характер контракта в принципе даетвозможность федеральным органам устанавливать права и обязанности руководителяпо управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения,установленные КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях хозяйственногоруководителя, кроме его отчетности, порядок и сроки которой должны бытьустановлены Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросыуправления казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконныхактах. До их издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, укоторых истек срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости отусмотрения работников аппарата соответствующего госоргана.
В государственные коммерческие предприятия входят предприятия,не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия.Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения.Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческомрасчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что ичастные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлятьоперации с государственным имуществом).
В отличие от казенных предприятий АО с государственнымкапиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получениеприбыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, посколькусамостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критическойситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнееобстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции,что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, невернаустановка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность.Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятиячастного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственныхорганов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентовкапитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежитконтрольный пакет акций или золотая акция.
В качестве общей цели создание АО со 100-процентнымгосударственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимостипредприятия от структур государственного управления и достаточнойсамостоятельности для достижения коммерческих целей.
Государственное влияние на промышленную политикупредприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структурыуправления АО. Выпадает один из главных ее элементов — собрание акционеров. Егофункции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которогоопределяется собственником — государством.
Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду спредставителями отраслевого органа управления представителей администрациипредприятия, трудового коллектива, местных органов власти. И конечно,высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.).Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представителиместного органа управления назначаются этим органом, все остальные назначаютсяотраслевым органом управления. На подобном принципе представительства интересовформируется совет государственного АО во Франции.
АО со 100-процентным государственным капиталом несетсамостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения взысканияпо долгам на имущество такого предприятия.
Наделение хозяйственной самостоятельностью и установлениеответственности по своим долгам создает объективные предпосылки «рыночногоповедения» соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективностьдеятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемыеорганом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действияадминистрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом,государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотреннойорганизационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироватьсяс учетом коммерческих задач АО.
Более перспективны АО, в которых государству принадлежитконтрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решиттри основные задачи. [18]
Во-первых, поскольку оно проводится применительно ккрупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценныхбумаг поступает значительное количество акций и создаются условия дляреализации ваучеров через чековые аукционы.
Во-вторых, сохраняется возможность воздействия настратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспеченияобщественных интересов.
В частности, являясь крупным инвестором, государствоможет оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопрекимелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачейв ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупныхдолгосрочных программ.
В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в отличие отранее существовавших) взаимоотношений между собственником, менеджером итрудовым коллективом.
Контрольный пакет акций позволяет государствуосуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО(собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение, по крайней мере,трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процентапредставителей государства. Правительство и Госкомимущество России вправе поручатьна контрактной основе представление интересов государства в совете директоровопределенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственногоуправления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона.При таком составе совета директоров проведение государственной промышленнойполитики обеспечивается достаточно четко.
Существующие правомочия государственных органов можнобыло бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования советадиректоров и правления, а также назначения генерального директора (президента)АО.
Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных вАО открытого типа в соответствии с Указом Президента № 721[19],должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственнымиорганами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующегодолжностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленныйпорядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависитот структур (ранее партийных, теперь — государственных), которые не несутответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновьсозданного АО.
В Указе №1200[20]порядок назначения главного менеджера в АО с государственным капиталом невыделен особо. В нем речь идет о «представителях государства в органахуправления “АО” вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственныеслужащие либо иные граждане РФ.
В последнем случае Госкомимущество России или Фондфедерального имущества заключают с ними договор гражданско-правового характера.Указом резко ограничена самостоятельность представителей государства. По кореннымвопросам управления АО (»управление капиталом") они обязаны в письменнойформе согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федеральногоимущества, от имени которого они действуют, вносимые ими проекты решений, либосвое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членамиорганов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкомукругу важнейших вопросов управления АО принимает аппаратный работник, ненесущий ответственности и не заинтересованный материально в деятельности общества.Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом реанимируется один изосновных пороков административно-командной системы. Поэтому представляется, чторешение данной проблемы в действующих нормативных актах далеко от совершенства.
Заключение
Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной работе:
Во-первых, государственное предпринимательство необходимов условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны.Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, гдедеятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромныевложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательствасостоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательствасостоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, такихкак, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
Во-вторых, приоритетно государственноепредпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться вследующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочноепрогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономическихпоследствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций;координация усилий общества по охране и
оздоровлению окружающей среды; создание производственнойи социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование,здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно длягрупп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезнымтрудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Говоря о государственном предпринимательстве относительноРоссии необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточноактов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовымигарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Такженеобходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона“Об управлении государственной собственностью”, который определил бы, чтопонимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели изадачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты исубъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и по назначениюиспользованием государственной собственности.
Литература
1. Указы Президента РФ. От 23 мая 1994 года № 1003 «О реформе государственныхпредприятий». От 10 июня 1994 года №1200 «О некоторых мерах по обеспечениюгосударственного управления экономикой». От 24 декабря 1993 года “Обутверждении Государственной программы приватизации государственных имуниципальных предприятий в РФ”. От 1 июля 1992 года N 721 «Оборганизационных мерах по преобразованию государственных предприятий,добровольных объединений государственных предприятий в акционерныеобщества»
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. идоп. — М. Юрайт, 1999
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник — 3-е изд. – М.Дело, 2001
4. Максимова В., Шишов А. “Рыночная экономика” Учебник. Москва 1992
5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М.: Луч, 1998
6. Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. — М.:ВЛАДОС, 2003
7. Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008
8. Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России»2005г.
9. Ступин В.Б., Хохлова Т.А. и др. Государственное регулирование экономики:опыт пяти стран (Научные труды ИЭПП № 16) Москва, институт экономикипереходного периода, 1999
10. Филина Ф.Н., Толмачёв И.А. Всё об индивидуальном предпринимателе: 3-еизд. РОСБУХ 2009г.
11. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. (ред) Курс экономической теории: учебник,Изд. АСА, Киров 2006г.
12. http://5ka.su
13. http://bk-rf.ru
14. http://delovik.pp.ru
15. http://market-pages.ru
16. http://window.edu.ru