Игнатов И.В.
«Орынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон «О рынке ценныхбумаг») и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.96 № 1009,осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Всоответствии с данными ей полномочиями ФКЦБ России разработала ряд нормативныхактов, регулирующих процедуру регистрации выпуска ценных бумаг.
Рассмотримнекоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг приучреждении акционерного общества.
Обязательность и необходимостьгосударственной регистрации выпуска ценных бумаг
Чемобусловлена данная проблема?
Во-первых,обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного обществазакреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске иобращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлениемПравительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее — Положение), была закрепленаобязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества.Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались кобращению на территории Российской Федерации только при условии ихгосударственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Внастоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумагнашли свое отражение в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг».
Всоответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги,выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению.Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: «эмитентимеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг толькопосле регистрации их выпуска».
Во-вторых,в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделениянаделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица,нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах,и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательствомРоссийской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона «О рынке ценныхбумаг»). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинскимрегиональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражныйсуд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществленарегистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось впервой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной частипостановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационнаяинстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества,созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации всоответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Согласноп. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда вслучае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениямизакона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные сразмещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицироватькак совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации оценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.
Такимобразом, регистрация выпуска ценных бумаг является необходимой и обязательной.Вместе с тем норм, запрещающих государственную регистрацию выпуска акцийакционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федеральногозакона «О рынке ценных бумаг» и государственная регистрация которыхне осуществлена, законодательство не содержит.
В-третьих,сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг.В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением иобращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума ВысшегоАрбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договорукупли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций,признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделатьвывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путемзаключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг,и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участникиакционерного общества могут понести убытки вследствие признаниянедействительными таких сделок судом.
Соотношениеправовых норм, регулирующих непосредственно государственную регистрациюакционерного общества как юридического лица, и норм, регулирующихгосударственную регистрацию выпуска ценных бумаг
Всоответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственнойрегистрации в органах юстиции и считается созданным с момента егогосударственной регистрации. В настоящее время закон о государственнойрегистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется всоответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектовпредпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РоссийскойФедерации от 08.07.94 № 1482 (далее — Положение о государственной регистрации).Данное Положение о государственной регистрации не распространяется нарегистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которыхопределен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий,создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядокгосударственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностраннымиинвестициями.
Однимиз признаков юридического лица в соответствии со ст. 48 ГК РФ является наличиев собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленногоимущества. При учреждении акционерного общества его имущество состоит извкладов учредителей, внесенных в уставный капитал. В соответствии со ст. 99 ГКРФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимостиакций общества, приобретенных акционерами. Таким образом, уставный капиталобщества формируется путем заключения гражданско-правовых договоров поприобретению акционерами общества акций в обмен на вклады, вносимые в уставныйкапитал, или, другими словами, путем размещения акционерным обществом своихакций.
Определениетермина «размещение ценных бумаг» дано в ст. 2 Федерального закона«О рынке ценных бумаг», в котором под размещением ценных бумагпонимается «отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первымвладельцам путем заключения гражданско-правовых сделок». Как ужеговорилось выше, размещение ценных бумаг акционерного общества безгосударственной регистрации выпуска не допускается.
Всоответствии с п. 1 Положения о государственной регистрации при подачедокументов на государственную регистрацию должен быть представлен документ,подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала общества, указанного врешении о его создании. Таким образом, до государственной регистрацииюридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50% акций средиакционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную регистрацию.Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного закрепления,и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется после государственнойрегистрации общества. Из-за такой правовой неурегулированности часто возникаетситуация, когда общество внесено в государственный реестр юридических лиц, а вгосударственной регистрации выпуска ценных бумаг отказано.
Несоответствиедействующих правовых норм целесообразно устранить при разработке закона огосударственной регистрации юридических лиц. В качестве одного из вариантоврегулирования данной проблемы можно использовать практику, сформировавшуюся пригосударственной регистрации выпуска акций кредитных организаций. Так, всоответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 «О правилахвыпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территорииРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями) регистрация первоговыпуска акций кредитной организации, осуществляемая при создании кредитнойорганизации путем учреждения или реорганизации, проводится одновременно срегистрацией кредитной организации в форме акционерного общества.
Некоторые особенности, связанныенепосредственно с процедурой эмиссии акций акционерного общества при егоучреждении
Освещаемыениже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумагкредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Процедураэмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральнымзаконом «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии акций приучреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектовэмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты).
Процедураэмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно:принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценныхбумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовлениесертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска);непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.
Решениео размещении ценных бумаг. Понятие «решение о размещении ценныхбумаг» определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии скоторым решение об учреждении акционерного общества является одним из видоврешения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9Федерального закона «Об акционерных обществах», можно сделать вывод,что решение об учреждении общества должно содержать:
результатыголосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерногообщества;
решениеоб утверждении устава общества;
решениеоб избрании органов управления акционерного общества;
решениеоб утверждении размера уставного капитала общества;
определениекатегории выпускаемых акций и порядка их размещения;
утверждениеденежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющихденежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. Всоответствии со ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах»акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежнымисредствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, еслииное не установлено договором о создании общества при его учреждении.Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемыхза счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленныхфедеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценкаэтого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители обществадолжны утвердить решение независимого оценщика.
Решениео выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпускеценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. Всоответствии со ст. 25 Закона «Об акционерных обществах» ценныебумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или,иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения овыпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров.Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпускеценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядкагосударственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся довступления в силу Закона «О рынке ценных бумаг» и утвержденияСтандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценныхбумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятиярешения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторноеутверждение данного решения.
Приреализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация:решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственнаярегистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходитнеоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встаетвопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение овыпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принималрешения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данномслучае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становитсясомнительной в силу возможного признания недействительности сделок поприобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.
Регистрациявыпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться наследующих моментах.
Во-первых,в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от28.05.97 № 268-р «Об утверждении Перечня регистрирующих органов,осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территорииРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями) государственнуюрегистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерацииосуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделенияФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственнойрегистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБРоссии от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).
Во-вторых,если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисотучредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеровоплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственнаярегистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссииутверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собраниемакционеров или советом директоров).
В-третьих,в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг врегистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о веденииреестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом срегистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающиеэмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передачеведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона«Об акционерных обществах» и в ст. 8 Закона «О рынке ценныхбумаг». Так, Закон «Об акционерных обществах» предписываетпоручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличияболее пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцахобыкновенных акций. В Законе «О рынке ценных бумаг» заложенонесколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи веденияреестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, приэтом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом,требования Закона «О рынке ценных бумаг» несколько сужают требованияЗакона «Об акционерных обществах». В связи с тем, что Закон «Орынке ценных бумаг» вступил в силу позже Закона «Об акционерныхобществах», представляется необходимым руководствоваться нормами,изложенными в Законе «О рынке ценных бумаг».
В-четвертых,в п. 2 ст. 44 Закона «Об акционерных обществах» определено, чтоакционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствиис правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с моментагосударственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены вПоложении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденномПостановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановленииустановлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумагявляется обязательным для регистраторов — профессиональных участников рынкаценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именныхценных бумаг самостоятельно.
Необходимотакже обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросыведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.
Всоответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведениюреестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБРоссии от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценныхбумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц болеепятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющегоквалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности нарынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данноетребование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.
Размещениеценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы нагосударственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителейакционерного общества при его учреждении, должны быть представлены врегистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственнойрегистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось,фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственнойрегистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядокпредставления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Регистрацияотчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерногообщества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этихакций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательныйхарактер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на50% (ст. 34 Закона «Об акционерных обществах»), то при утвержденииотчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех,оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляетсяправильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценныхбумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставногокапитала.
Вданной публикации были освещены только некоторые вопросы, связанные сгосударственной регистрацией выпуска ценных бумаг акционерного общества. Вдействительности круг этих вопросов гораздо шире, не все они имеют достаточнуюправовую регламентацию и требуют дополнительной юридической проработки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта aup.ru/