Содержание
1. Общественные потери,к которым может привести монополизация рынка. Стратегии государственногорегулирования монополий. 2
2. Содержанияординалистскоймодели потребительскоговыбора (в графической постановке). Критерийоптимума потребителя в ординалисткой модели. Различиемежду внутренним и угловым равновесием. 4
Задачи. 12
Тесты… 15
Список использованнойлитературы… 18
1. Общественныепотери, к которым может привести монополизация рынка. Стратегиигосударственного регулирования монополий
Поскольку чистыемонополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и в печатизакрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой.Имеются в виду крупные компании, имеющие высокую долю продаж на отраслевомрынке, значительные размеры финансовых активов и прибылей[1].
Ряд обстоятельств говоритв защиту монополии. Развитие научно — технического прогресса эффективно тольков крупных фирмах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффектмасштаба и широко развертывать научно — исследовательские разработки. Все этопри прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции.
Общественные потери, ккоторым может привести монополия[2]:
1. завышение цен.
2. занижение объемовпроизводства.
3. занижениекачества из-за отсутствия конкурентов.
4. торможение НТП,вследствие отсутствия конкуренции.
5. основа коррупции.
6. могутпротивопоставить свои интересы интересам общества.
7. порождаютсоциальную напряженность по поводу расслоения общества по доходам.
Во всехпромышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовоерегулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрациикапитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствиймонополистической практики.
Разработка ипринятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средствтакого государственного регулирования экономики. В современный период главнаяособенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защитутак называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополиейпонимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которойограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающуючасть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлятьсамостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговоротносительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистическогорынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил[3]
Кроме этого,американские суды со временем стали использовать и другие средстварегулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность болеегибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое полесудебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, чтоотрицательные последствия жесткого правила незаконности монополий как таковыхмогут быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого правила,установлением исключений из него и использованием как первого этапа в болеешироком анализе монополистической практики в рамках применения “правиларазумности”.
Однако самрежим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенныеизменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, вчастности со сменой экономической политики после прихода к власти определеннойадминистрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в делачастного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма иего антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Инымисловами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренциимогут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иныхрынков.
Яркимпримером страны с европейской системой патентного законодательства являетсяВеликобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовскогозаконодательства, так как следует традиционной британской политике свободыторговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственнуюдеятельность предпринимателей.[4]
Основныестратегии государства[5]:
1. контроль за монополистическимиобъединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующимположением на рынке.
2. принципе регулированиямонополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий.
3. пресечении недобросовестнойконкуренции.2. Содержаниеординалистской модели потребительского выбора (в графической постановке). Критерийоптимума потребителя в ординалисткой модели. Различие между внутренним иугловым равновесием
Количественныйподход к анализу полезности основан на представлении о возможности измеренияразличных благ в гипотетических единицах полезности — ютилах (от англ.utility — полезность).
В частности,предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление2 яблок — 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты — 50 ютилов,ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина — 63 ютила и т.д.
Следуетподчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара илитоварного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер.Количественный подход не предполагает возможности объективного измеренияполезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлятьбольшую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Вприведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, посколькудобавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарногонабора. Количественный подход обычно не предусматривает такжевозможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различнымипотребителями.
Экономистынеоднократно пытались избавиться от термина «полезность», имеющегонекоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известныйрусский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин«годность».[6]
Итак, вколичественной теории полезности предполагается, что потребитель может датьколичественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарногонабора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:
TU= F(QA, QB, ..., QZ),(1)
где TU — общая полезность данного товарного набора;
QA,QB, ┘, QZ — объемы потребления товаров А, В, ..., Zв единицу времени.
Большоезначение имеют предположения о характере функции общей полезности.
Зафиксируемобъемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общаяполезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара А(например, яблок). В верхней части рис.1,a изображена эта зависимость. Длинаотрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных намиобъемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А.В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней частирис.1, а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарныйнабор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезностьтоварного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функцияможет иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей(представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).
/>
Рисунок 1.
В нижнейчасти рис.1, а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема ихпотребления.
Предельнаяполезность — это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объемапотребления данного товара на одну единицу.
Математическипредельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарногонабора (1) по объему потребления г-того товара:
/> (2)
Геометрическизначение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угланаклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TUвыпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этойкасательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезностьтовара. Если при некотором объеме его потребления функция общей полезностидостигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становитсянулевой.
Принципубывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена,по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшегоего в 1854 г. Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убываниеполезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, такчто в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатируетубывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.[7]
Принципубывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основномупсихофизическому закону Вебера-Фехнера, характеризующему связь между силойраздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону,раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенноговремени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.
Принципубывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потреблениякакого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общаяполезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все болеемедленно. Математически это означает, что первая производная функции общейполезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна:
/> (3)
Однакопринцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многихслучаях предельная полезность последующих единиц блага сначалаувеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такаязависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжкавыкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность,чем первая, а третья большую, чем вторая.
Такаяситуация показана на рис.1,6. В интервале от нуля до Q'Aобщая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага,растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q"Aобщая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельнаяснижается от максимального уровня (в точке L') до нуля. Математическиэто означает, что на участке от нуля до Q'A и первая, ивторая частные производные функции общей полезности по объему потребленияданного блага положительны:
/> (3*)
Такимобразом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена,справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общейполезности отрицательна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке неотдельные акты потребления (в нашем примере затяжки), а определенные блага (внашем примере сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынкетоваров первый закон Госсена (3) выполняется.
Предположимтеперь, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары A, B,..., Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA,PB,, ..., PZ товарного дефицита нет; все товарыявляются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.).
При этихпредположениях потребитель достигнет максимума удовлетворения, если онраспределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:
1) длявсех реально покупаемых им товаров А, В, С,… имеет место
/> (4)
где MUA,MUB, MUC — предельные полезности товаров А, В, С;
/> - некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег;
2) длявсех непокупаемых им товаров Y, Z,… имеет место
/> (5)
Докажемпервую часть утверждения.
Предположимобратное: товары А и В реально покупаются потребителем, но MUA/PA> MUB/PB. Для определенности предположим, что МUA= 40 ютилов в расчете на килограмм, PA = 2 руб. за килограмм,МUB = 20 ютилов в расчете на килограмм, PB= 4 руб. за килограмм. В результате (МUA/PA= 40 ютилов/2 рубля) > (20 ютилов/4 рубля = МUB/PB
Очевидно, чтопокупатель при этом не достигает максимума удовлетворения. Он может сократитьпотребление товара В на 1 кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за счетсэкономленных 4 руб. он может купить дополнительно 2 кг товара А и получить дополнительно примерно 80 ютилов. (Слово «примерно» здесьиспользовано потому, что 2-й дополнительный килограмм товара А можетпринести меньшую полезность, чем 1-й, скажем, только 39 ютилов, а не 40).Чистый выигрыш составит примерно 80 — 20 = 60 ютилов. С уменьшением потреблениятовара В его предельная полезность уменьшается. Поэтому разница между МUA/PAи МUB/PB будет сокращаться.Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношениепредельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станетодинаковым.
Равенство (4)можно интерпретировать следующим образом. Отношение МUA/PAпредставляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходовпотребителя на товар A на 1 руб. Очевидно, что в состоянии оптимумапотребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны бытьравны друг другу. И любое из них может рассматриваться как предельнаяполезность денег (точнее, 1 руб.). Величина А показывает, на сколькоютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1руб.
Вторую частьутверждения можно доказать совершенно аналогичным образом, от противного. Смыслформулы (5) заключается в том, что если уже 1-й рубль, израсходованный напокупку товара Z, приносит потребителю недостаточно высокую полезность,то он вообще отказывается от потребления этого товара.
Такимобразом, равенство (4) показывает, что в оптимуме (максимум полезности приданных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последнейденежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова,независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положениеполучило название второго закона Госсена. Конечно, потребитель можетраскаяться в покупке, даже удовлетворяющей равенству (4). Это будет означать,что «за время от покупки до раскаяния в ней» знак в (4) для данноготовара изменился на противоположный.
Попытаемсяпоказать теперь на основе количественного подхода, что объем спроса и ценасвязаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство (4).
Допустим, чтоцена на покупаемый потребителем товар А повысилась. В результате первоеотношение в равенстве (4) уменьшилось. Чтобы восстановить равенство (4) имаксимизировать общую полезность, потребитель начнет сокращать потреблениетовара А. Аналогичным образом будут поступать и другие потребители.Таким образом, с повышением цены товара объем спроса на него сокращается.
Равновесие потребителяотвечает такой комбинации приобретенных товаров, которая максимизируетполезность при заданном бюджетном ограничении. Как только потребитель получаеттакой набор, у него исчезают стимулы менять его на другой. Равновесиюпотребителя можно дать геометрическое толкование. Если равновесие достигается вточке соприкосновения линии бюджетных ограничений с кривой безразличия, то этоозначает, что в точке Dнаклон этих двух линий совпадает (справочно: наклон кривой в любой точкеотвечает наклону касательной, проведенной к ней в этой точке). Тогда можносоставить такое уравнение:
MUx / MUy= Px / Py. Или
MUx / Px=MUy / Py.
Потребитель,максимизирующий свою полезность, будет покупать два вида товара таким образом,чтобы их предельные полезности в расчете на денежную единицу цены были равны.Этот подход получил название эквимаржинального принципа. Равновесиепотребителя, при котором он приобретет оба товара, называется внутренним.Однако может случиться, что потребитель будет максимизировать свою полезность,остановившись на приобретении лишь одного товара. Такое равновесие считаетсяугловым.
/>/>Товар X
/>/>/>/> N
D U3
U2
/> U1
M Товар Y Задачи
1. используйте графикиспроса и предложения чтобы показать, как отреагирует рынок товара А при прочихравных условиях на следующие события: а) рыночная цена на замещающий товара Врастет; б) доходы потребителей товара А растут (товар А — товар низшегопорядка); в) цены на электроэнергию падают. Каждое событие рассмотритеотдельно.
Решение.
а) если товар В — замещающий товара А, то при росте цены на него, спрос на товар А вырастет.
/> P
/>
/> S
/>
Р1
/>/> Р
D1
D
/>
Q Q1 Q
Рисунок 2.
Кривая спроса изсостояния D переместится в D1.
б) при увеличении доходовпотребителе, с условием, что товара — товар низшего порядка, следует ожидатьснижения спроса на товар А.
/>/> P
/> S
/>
Р/>/> Р1
D
D1
/>
Q1 Q Q
Рисунок 3.
Кривая спроса изсостояния D переместится в D1.
в) электроэнергияявляется фактором производства товара А. Следовательно, повышение цен наэлектроэнергию вызовет повышение цен на товар А. Можно ожидать сниженияпредложения.
/> P
/> S1
/>
/> S/>/>
/>/>
D
/>
Q1 Q Q
Рисунок 4.
Кривая предложения изсостояния S переместится в S1
2. Функция рыночногоспроса на продукцию монополии и ее издержек производства имеют вид: р = 1000 — 10q (руб./ед.),
С = 200 + 500q + 15q2 (тыс. руб.)
Определить объем выпускаи цену на продукцию монополии максимизирующей прибыль.Решение
Чистая монополиямаксимизирует прибыль П(q) = MR — MC.
MR = С'; MC = p'
30q + 500 =1000 — 20q
50q = 500.
q = 10 тыс. шт.
C = 200 + 5000 + 1500 = 6700 тыс. руб.
Р = 6700/10 = 670 руб.
Тесты
1. В краткосрочномпериоде конкурентное предприятие, максимизируещее прибыль, будет производитьобъем производства при котором:
а) кривая спроса и криваясредних издержек пересекаются.
б) выручка превышаетиздержки на максимальную величину.
в) экономическая прибыльравна нулю.
г) кривая выручки R пересекает кривую издержек.
Ответ б
Остальные ответы неверныпо следующим причинам:
Экономическая прибыльравна в точке пересечения выручку и издержек.
Если кривая выручкипересекает кривую издержек, то экономическая прибыль равна нулю.
2. пусть чистыймонополист устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствуетпредельный доход 9 руб. можно утверждать, что:
а) предприятиемаксимизирует прибыль.
б) предприятиемаксимизирует свою выручку.
в) ценовая эластичностьспроса при цене 12 руб. равна -3.
г) выручка монополиставозрастет, если он будет снижать цену.
Ответ г.
Выручка монополиставозрастет при понижении цены, так как спрос эластичен. />
/>.
а — чистый монополистмаксимизирует прибыль при MR = MC. Так как данных о MC нет, то утверждать, что предприятиемаксимизирует прибыль нельзя.
б — чистый монополистмаксимизирует выручку при MR =0.
в — ценовая эластичностьравна -4.
3. если предприятие,осуществляющее совершенную ценовую дискриминацию, реализует 100- ю единицусвоего продукта за 30 руб., то его предельный доход от этой операции:
а) может быть больше илименьше 30 руб.
б) меньше 30 руб.
в) равен 30 руб.
г) больше 30 руб.
ответ а, так как ценезнаем по какой цене были проданы предыдущие единицы товара.
4. цена на товар Хснизилась на со 100 до 70 руб., в результате чего объем спроса вырос с 50 до 60ед. Следовательно, можно утверждать, что спрос на Х в этом диапазоне цены:
а) абсолютно неэластиченпо цене.
б) имеет единичнуюэластичность.
в) неэластичен по цене.
г) эластичен по цене.
Ответ В так как /> , />
Остальные ответы неверны, так как если бы спрос был абсолютно неэластичным, то изменение цены невызвало бы изменения спроса />0, единичная эластичность — />1, эластичныйпо цене — />.
5. рыночный механизм неспособен обеспечить производство общественных благ :
а) из-за несоответствиямежду потребностями в этих благах и доступным объемом ресурсов, необходимых дляих производства.
б) невозможноспецифицировать права частной собственности на эти блага.
в) высоких издержекпроизводства этих благ.
г) отрицательных внешнихэффектов, сопутствующих потреблению этих благ.
Ответ а — так каксуществует закон редкости благ и неравномерное их распределение.
6. что является реальнымкапиталом?
а) река Амур.
б) акции коммерческогобанка
в) запасы сырья напредприятии.
г) государственныекраткосрочные облигации
Ответ б, так какпроисходит постоянное увеличение капитала. Остальные ответы противоречатопределению реального капитала[8].
Списокиспользованной литературы
1. Баликоев В. З. Общаяэкономическая теория. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2003.
2. Бартенев С.А. История экономическихучений: учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 2000.
3. Камаев В.Л. «Учебник поосновам экономической теории» М., «Владос», 2002
4. Куликов П.М. Основы экономическойтеории: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2т.—М.: Республика, 1999.— Т. 1.Никитин С., Глазова Е. “Государство ипроблема монополии”. – “МЭ и МО”, 1999 г., №7.
6. НуреевР.М., Курс микроэкономики: Учебник для вузов – Н90 М.: Издательская группа Норма-ИНФРА.М,1999
7. Райзберг Б. А. Рыночная экономика.—М.: Деловая жизнь, 2000.
8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.Экономика. – М.: Дело, 1999.
9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч.ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И.Данилов, и др. –М.: «Экономика»,«Дело»,1999.
10.Чепурин М.П. Кисилева Е.А.,«Курс экономической теории» Киров, 2003.