Реферат по предмету "Социология"


Опыт анализа насилия в семье за 2000 г.

ОПЫТ АНАЛИЗА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Роль семьи в жизнедеятельности общества определяется тем,что ей присущи, с одной стороны, черты социального института, а с другой –малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуетсясовокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующихвзаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. Какпервичная малая группа она основана на браке или кровном родстве, члены которойсвязаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Особенно важно влияние семьи на первичную социализациюличности. Именно здесь ребенок получает основы представлений о мире,человеческих отношениях, гражданских правах и обязанностях. Личный примерродителей на ранних этапах социализации имеет доминирующее значение в егоформировании.
Обострение социально-экономических проблем в России отражаетсяпрактически на каждой семье. Падает уровень жизни, возрастает беспокойство забудущее – свое и детей, отчего усиливается напряженность в семейных отношениях.
Все это находит подтверждение в данных официальнойстатистики. По итогам 2000 г. в Нижегородской области число преступлений,совершенных на бытовой почве, увеличилось на 16,5%: убийств (+16,6%) ипричинений тяжкого вреда здоровью (+7,9%). Прослеживается прямая связь междупьянством и преступностью в семейной сфере. Основными ее мотивами остаютсяревность, злоба, зависть и иные личностные и бытовые причины. Поводом, какправило, служат ссоры, скандалы, неприязненные взаимоотношения в результатесемейных неурядиц, жилищно-бытовой неустроенности.
В октябре-ноябре 2000 г. Волжским отделом ВНИИ МВД Россиипроведено изучение мнения жителей Нижнего Новгорода о насилии в семье (опрошено326 человек). Цель исследования – определить возможности совершенствованияпрофилактики семейно-бытовых конфликтов, что нашло свое выражение вразработанном инструментарии.
Распределение оценок нижегородцами различных поступков какпроявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов (%)Варианты ответов Образование начальное среднее общее среднее специальное высшее Побои 68,8 64,0 74,6 81,3 Угрозы применения физического действия 31,3 44,1 47,7 57,8 Пьянство, наркомания 43,8 51,4 53,1 57,8 Систематическая нецензурная брань 31,3 16,2 37,7 35,9 Постоянные выяснения отношений 6,3 13,5 23,1 32,8 Запрет заниматься тем или иным делом 12,5 10,8 15,4 20,3 Отказ заниматься каким-либо делом - 3,6 10,8 10,9 Физические наказания детей 31,3 31,5 36,9 50,0
Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтныхситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (71,8%). Околополовины опрошенных полагают, что пьянство, наркомания и угрозы примененияфизического воздействия являются своего рода насильственными поползновения. Несколькореже оцениваются как насилие физические наказания детей (37,4%) исистематическая нецензурная брань (30,1%). Постоянные выяснения отношений безнецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным делом большинствонижегородцев не считает семейным насилием (от 8 до 20% ответов). Вместе с темнельзя ограничивать его понимание только этими рамками. Согласно полученнымответам, физическому насилию за последние три года подвергались почти ¼принявших участие в опросе, тогда как психическому (словесному, эмоциональномудавлению и угрозам) – 50%. Восприятие респондентами таких нефизических действий(или бездействий) родственников как провокации скандалов, брань, наложениекаких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия темотчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных (см. таблицу).
Главными факторами, вызывающими семейное насилие,нижегородцы называют, в первую очередь, следующие: тяжелаясоциально-экономическая ситуация в стране; пьянство и алкоголизм, наркомания(по 55,5%); низкий уровень доходов, недостаток средств к существованию (44,5%);безработица, страх потерять работу (31,9%).
Эти данные корректируют с результатами другихсоциологических исследований, проведенных в последние годы.
Как отмечает Г.И. Осадчая, спрос москвичей-безработныхпоказывает, что 59% из них находятся за чертой бедности, ибо не располагаютсамым необходимым, у них неуклонно ухудшается социальное самочувствие, растетощущение беспокойства, тревоги, неуверенности в завтрашнем дне, ущемленности всоциальных и гражданских правах. Проблемы в супружеских отношениях и ввоспитании детей после утраты работы испытывает каждая вторая семья,внутрисемейная атмосфера приобрела резкую конфликтность [1]. В то же время,подчеркивают В.А. Кувшинникова и Л.М. Потолова, среди малообеспеченных семейесть, правда, незначительная часть, которой удается преодолеть материальныетрудности, их «выживаемость» опирается на чувство ответственностиродителей, сознание ими своего долга, участие ребенка в домашней хозяйственнойи духовной деятельности, что способствует формированию положительных образцовсемейного поведения [2].
Не случайно практически каждый третий опрошенный наминижегородец исходит из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самойсемьей: 38% указали на возникновение таковых вследствие низкого уровня культурысемейных отношений, неумения решать проблемы мирным путем, 37,4% говорили овлиянии личных качеств членов семьи, недостатков их воспитания.
25% нижегородцев отмечают воздействие прессы, радио ителевидения на проявление актов агрессии и насилия в семье. При этом следуетзаметить, что передаваемые через СМИ сцены насилия в художественныхпроизведениях, по мнению опрошенных, оказывают на семью более отрицательноевлияние нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальнойдействительности (23,9% и 9,8% соответственно). Такие факторы, как проблемы взаконодательстве, относящиеся к рассматриваемой теме, высокий уровеньпреступности, несогласие во взглядах на поведение и воспитание детей,отсутствие или недостаточное количество служб психологической помощи приводятсядовольно редко (от 10,1% до 17,5%).
В течение последних трех лет физическому насилию со сторонычленов семьи подвергались постоянно – 1,2% охваченных опросом, часто 2,8%,иногда – 23,3%. Для лиц, относительно которых за тот же период проявлялосьпсихическое насилие в семье, показатели выше и составляют 4%, 12,3% и 33,7%соответственно. Примечательно, что на вопрос о физическом насилии не сочлинужным ответить 20,9% (мужчины – в 1,5 раза чаще, чем женщины), а о психическом– 9,8% опрошенных. Это подтверждает мнение о традиционно высоком уровнелатентности данного вида правонарушений. Среди допускавших в той или иной форменасилие по отношению респондентов назывались совместно с ними проживающиесупруг(а) (58,8%), родители (22,5%), дети (16%), родители супруга(ги) (11,8%).
39% из числа подвергавшихся насилию в семье обращались запомощью. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников имилиции – соответственно 47,9% и 42,5%. Получить помощь от соседей надеялсякаждый четвертый (27,4%). (На поддержку иных органов власти и представителейобщественности по существу рассчитывали не больше 5%). Половине опрошенных онабыла оказана, 17,8% обращений были безрезультатными, в 13,7% случаев эффект отее оказания был прямо противоположным ожидаемому («помощь оказали, нополучилось только хуже»).
Надо сказать, около 1/3 ответивших смотрят на перспективыснижения уровня насилия в семье пессимистически, считая, что никто не всостоянии реально повлиять на этот процесс. Но ¼ убеждена вдейственности усилий, прилагаемых в этом направлении специальнымипсихологическими службами (25,2%) и милицией (23,6%). Каждым шестым или седьмымреспондентом упоминаются в числе институтов, могущих повлиять на его уменьшение– суд, школа, общественность, органы законодательной власти, СМИ и специальныесоциальные службы. В результативность действий самих членов семьи иисполнительных органов верят соответственно 6,7% и 5,8%.
Результаты исследования вынуждают сделать не оченьутешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшениемсоциально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числасемейно-бытовых конфликтов и как следствия их – проявлений насилия в семье (ифизического, и психологического). Причем значительная часть правонарушений,связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытыйхарактер. «На поверхности» скорее всего окажутся наиболее тяжкие изних (преступления против жизни и здоровья), требующие вмешательстваправоохранительных органов. К группе риска относятся семьи алкоголиков,наркоманов, безработных, работников предприятий, которым длительное время невыплачивается заработная плата.
Социологические исследования свидетельствуют, чтонесовершеннолетние преступники как правило вырастают в семьях, которые отличаетнизкий уровень материальной обеспеченности и общей культуры. Обычно и взрослыечлены таких семей ориентированы на асоциальный образ жизни, предпочитаютагрессивно, насильственно разрешать внутрисемейные конфликты. По данным В.А. Лелекова[3], до 20% родителей подростков-правонарушителей брачный союз заключают невпервые, столько же среди них разведенных, 45% после развода вынужденнопроживают совместно из-за отсутствия жилья. Об их семейном неблагополучииговорит и то обстоятельство, что почти каждый родитель лишен родительских прав.
Конфликты в семье, родительский алкоголизм, напряженныеинтерперсональные отношения между членами семьи создают хроническуюпсихотравматическую индивидуальность подростка, которая в ситуациидисгармонического типа воспитания, повторяющихся социально-отрицательныхреакций деформирует личность, придает ей антиобщественную направленность. Пострадавшиеот насилия дети рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легкостановятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются внасильников и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежныхисследований не оставляют сомнений, что 90% заключенных, осужденных занасильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формамжестокого обращения [4].
В целях предотвращения роста числа тяжких преступлений всемье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так ииндивидуальная профилактика, охватывающая не только группы риска, но иподрастающее поколение. Важную роль в этом может сыграть деятельность образовательныхшкол в рамках программных мер по предупреждению семейного насилия, направленныхна формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснениевзаимных прав и обязанностей членов семьи, обучение «мирным» способамразрешения конфликтных эпизодов и информирование о допустимых законом путях иметодах самозащиты. Разработка и внедрение такой программы – вопрос в настоящеевремя насущный и злободневный. Введение в штатное расписание системы народногообразования должностей школьных психологов создает предпосылки ее реализации.
Вместе с тем, в глазах населения милиции как органисполнительной власти, призванный защищать жизнь и здоровье граждан, выглядитсреди прочих официальных органов структурой, способный отстоять их интересы вобстоятельствах проявления насилия в семье. При всем нежелании вмешивать всемейные дела посторонних, именно к этой инстанции граждане по преимуществуапеллируют в случае возникновения семейно-бытовых конфликтов. Основную нагрузкув подобной обстановке и сегодня принимают на свои плечи службы участковыхинспекторов милиции и ее подразделения, занятые борьбой с преступностью. Естественно,для обеспечения успеха на этом поприще как никогда необходимо тесное иэффективное взаимодействие законодательной и исполнительной структур, всехзаинтересованных инстанций к решению столь болезненной общественной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Осадчая Г.И. Семьи безработных и семейная политика // Социол. Исслед. 1997.№ 1.
2.        Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье. 1999., с.114-117.
3.        Кувшинникова В.А., Потолова Л.М. // Социальное положение нуждающихсясемей / Социол. Исслед. 1997. № 12.
4.        Лелеков В.А. Семейные факторы социального риска и преступностьнесовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборникнаучных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.
5.        Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. Выпуск 5. М.: ИКАР,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.