Реферат по предмету "Социология"


Общество как социальная система 4

--PAGE_BREAK--
б) конфликтная семья;

       В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются

на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями

каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще

возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого

выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• психосексуальная несовместимость супругов;

• неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства

достоинства со стороны партнера;

• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки,

заботы, внимания и понимания;

• пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих

потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

• неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам

ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и

т.д.;

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских

отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к

другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств,

влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они

есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до

30% общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще не­окрепшая система

«Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в

этот период?

• Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

• У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-

привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному

снижению сексуальной активности.

•. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

воспитания ребенка.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который

характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного

повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг

другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от

старых впечатлений и «голод» по новым.

Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет

совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода

инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей,

усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу

возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не

поздно».

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов

оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей;

чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность

нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего

жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать

макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно:

рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация

моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения;

изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами

этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и

синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной

сферы государства.

Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты.

Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы

сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные

состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также

уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах.

Показателями скрытого   конфликта являются: демонстративное молчание; резкий

жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то

сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в от­ношениях.  Открытый

конфликт проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной

форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье

дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими

действиями и др.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов,

их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных

свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт

общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных

взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются

психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу

выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на

личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной

семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое

напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате

конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между

ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью.

Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических

воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной

жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность

выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта.

Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде

всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих

переживаний. Оно возникает в результате:

• создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления,

трудного или даже безвыходного положения;

• создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств,

удовлетворения потребностей;

• создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна,

приступах ярости.

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы

семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие,

проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи,

формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать

противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического

напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к

невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного

беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты

деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной

конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от

одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети

становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в

конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает

отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до

упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому

возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам

(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей;

• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а

дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает

обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в

заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при

этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при

этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания

делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в

конфликты, взаимное отчуждение)

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового

возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с

родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена

критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и

сверхожидания);  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность

(тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета

(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты.

Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее

конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи.

Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия:

состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога»,

нервно-психическое напряжение, состояние вины. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
в) интеграция и дезинтеграция семьи: содержание и социальные последствия.

Совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний — тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов.

Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность.

При эффективном же действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей».

Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями.

1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения своих потребностей. В сознании членов семьи семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения жизненных потребностей: материально-бытовых, сексуальных, в понимании, общении и уважении.

2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как самый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе.

3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в такой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон. В основе уступки — не самопожертвование, а доверие. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступки будут в конечном счете в более длительной перспективе полезны и ему самому; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогичным образом поступят и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят и она будет воспринята с чувством благодарности.

Система взаимоотношений в таких семьях в определенной мере напоминает взаимоотношения хорошего экипажа находящегося в дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе. Члены таких семей сами выросли в дружных семьях.

4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга. Члены семьи, как правило, легко и правильно могут предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях.

Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются следующими характеристиками:

Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребностей вне семьи и независимо от нее. Семья по мере возможностей старается не обзаводиться хозяйством, выражены традиции раздельного отдыха, отдельного у каждого члена семьи круга друзей и знакомых. В семейном бюджете значительную роль, играют средства, расходуемые каждым членом семьи по своему усмотрению.

Члены семьи весьма сдержанны в создании и осуществлении общих планов и дел (нередко семья «тянет» с обзаведением детьми).

В семье с взаимонезависимыми отношениями в значительно меньшей мере выражено взаимное доверие «в кредит», то есть в случае противоречия у члена такой семьи нет ощущения, что то, что он делает для другого, он делает и для себя. Семья с неразвитостью механизма «общности судьбы» не обязательно является нестабильной, но стабильность достигается за счет каких-то других моментов. Источники неразвитости данного механизма могут быть самые различные — в первую очередь общесемейные: наличие в семье длительного серьезного конфликта. Препятствует и отрицательный опыт семейных взаимоотношений, вынесенный из другой семьи или родительской семьи. Возникает «фобия семьи», которая проявляется в страхе вступить в прочные семейные взаимоотношения, характеризующиеся «общностью судьбы», люди стремятся возможно дольше сохранить независимость от семьи. С точки зрения семейной психотерапии семья с ослабленным механизмом семейной интеграции обладает пониженным иммунитетом к широкому кругу нарушений. Семья такого типа очень чувствительна к условиям жизни. Отношения в ней «хороши, пока все хорошо».

Дезинтеграция семьи.

Статистические данные показывают, что за последние несколько лет значительно возросло количество разводов. В наше время ценность и нерушимость семьи стали чем-то второстепенным, люди стали легкомысленно относиться к браку и семейным отношениям. Практически каждая вторая семья, так или иначе, прибегла к разводу. Причин этому достаточно много.

Наибольший процент разводов в стране приходится на ранние браки, поскольку женятся люди незрелые, инфантильные, с достаточно низким духовно-социальным уровнем, которые основой брака считают секс. Секс в наше время является заменителем брака, поэтому так часты разводы. Кроме того, изменились роли мужчин и женщин, большинство мужских функций взяли на себя женщины. Понятия брак и любовь вовсе не означают их тождества. Любовь к человеку может погаснуть и смениться новой. Общество в таком случае не может осудить поведение человека, который решает расторгнуть брак и вступить в новый по причине возникновения другой любви, поскольку этим оно могло бы подорвать значение любви как символа брачных отношений. С другой стороны, общество заинтересовано в прочности семейно-брачных отношений, поскольку именно такие условия возможны для рождения и воспитания детей.

Бывают такие ситуации, когда брак является обузой для обоих супругов, поскольку семейные отношения не состоялись. Тогда развод становится более предпочтительным и необходимым. Наибольшую активность в бракоразводных делах проявляют молодые женщины, которые хотят найти любящего и преданного мужчину и создать новую семью. Но эта мечта не всегда реализуется, поскольку, как показывает жизнь, разведенная женщина в большинстве случаев остается в одиночестве и одна воспитывает ребенка.

Развод является тревожным сигналом существующего неблагополучия. Одной из самых распространенных причин разводов и семейных конфликтов является непонимание между супругами, психологических особенностей второй половины. Но есть и другие немаловажные причины, по которым случаются разводы:

Алкоголь. Он является также распространенной причиной разводов, причем бывает так, что виновником становится пьющая женщина. Но это только усложнит ситуацию.

Материальная неблагоустроенность молодой семьи. В наше время очень трудно молодой семье приобрести жилье, чтобы жить отдельно. Приходиться жить в квартире родителей или снимать жилье, а это не всегда по карману молодой семье. Кроме того, низкооплачиваемая работа также может наложить свой отпечаток на семейную жизнь. Сдают нервы. Постоянные конфликты, и, как следствие, распад семьи.

Супружеская измена является также распространенной причиной разводов.

Отсутствие распределения обязанностей на «мужские» и «женские». В современном обществе у мужчин не осталось никаких обязанностей, они все плавно перетекли в обязанности женщин. Естественно такое неравенство способствует возникновению конфликтов, которые неизбежно ведут к разводу.

Одной из причин распада семьи является то, что фактически главой семьи является женщина, поскольку ее доходы несопоставимо больше мужчины. Естественно, не все мужчины могут смириться с этим фактом, поэтому подают на развод.

Невозможность одного из супругов иметь детей.

Последствия развода.

 Развод – это болезненное явление, которое оставляет отпечаток в душе человека, это всегда катастрофа, трагедия, которая выбивает людей из нормальной жизненной колеи порой на целые годы. Разведенные супруги время от времени скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают чувство тревоги, несмотря на то, что сами выступали инициаторами развода и считали свою семейную жизнь несчастливой. Даже при условии, если бывшие супруги после развода сохранили хорошие отношения между собой, для их ребенка, если он есть, это трагедия на всю жизнь, поскольку ребенок может быть абсолютно счастлив лишь при наличии обоих родителей. Кроме того, установлен факт, что дети разведенных родителей, во взрослой жизни разводятся чаще, чем дети, выросшие в полных семьях.

Развод – это процесс, который приносит очень много вреда для ребенка, нарушает его психику, в результате чего ребенок растет неполноценным человеком, то есть воспитанным одним родителем. Кроме того, девочки, выросшие без отца, часто становятся мужененавистницами. Всех мужчин своей мамы или своих ухажеров она, так или иначе, будет сравнивать со своим папой. Девочка будет испытывать страх, что очередной брак мамы может принести страдания, а она ничем не сможет в этой ситуации помочь и будет еще больше страдать, видя слезы мамы. А ведь очень трудно притворяться сильной, сдерживаться перед ребенком, делать вид, что ничего страшного не произошло, чтобы еще больше не травмировать психику ребенка.

Жизнь в неполной семье очень сильное влияние оказывает на дисциплину ребенка и формирование личности. Обычно дети разведенных родителей начинают делать все наоборот, перестают слушать, начинаются проблемы с друзьями, с памятью, с общей успеваемостью. Большие проблемы с ребенком возникают, если на момент развода он пребывает в переходном возрасте. Всем своим поведением ребенок будет высказывать свой протест против развода. Появится озлобленность к себе и к окружающим. Он будет считать себя виновником развода. У большинства детей все переживания проходят в течение года или двух лет после развода, однако некоторые из них не могут успокоиться и чувствуют себя одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше. Психологические наблюдения показывают, что 5-7-летние дети особенно остро переживают из-за развода родителей, особенно мальчики. Девочки же уход отца очень остро переживают в возрасте 2-5 лет – в период интенсивного эмоционального развития. Поскольку ребенок находится всегда между родителями, независимо от того, ссорятся они или разводятся, ребенок будет всегда страдать больше, чем его родители.

Разведенные мужчины имеют гораздо больше возможностей повторно вступить в брак, чем женщины. Однако около 50 % из них после развода не могут найти себе вторую половину и остаются одинокими. С другой стороны, вторая половина мужчин все же вступает в повторный брак, как правило, через пять лет после развода. Разведенные женщины более осторожны, им требуется гораздо больше времени (5-10 лет), чтобы вступить в повторный брак.

Негативный предыдущий семейный опыт приводит к тому, что большинство разводящихся мужчин и женщин потенциально становятся сторонниками внебрачных половых связей, отказываясь от повторного заключения брака из-за боязни повторения ситуации.

Из всего этого можно сделать вывод, что лучше выходить замуж за хорошего отца своих будущих детей, а не за человека, которого любишь. Любовь может уйти, а дети останутся навсегда. Поэтому прежде чем решиться на такой важный шаг в жизни хорошо подумайте о последствиях.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безличные глаголы латинский
Реферат Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова
Реферат Анализ финансово-экономической деятельности ОАО Мясокомбинат Омский
Реферат Конструкції автоматизованих фільтраційних та осаджувальних центрифуг з ножовим вивантаженням осаду
Реферат Воздухоплавание в начальном периоде освоения Севера
Реферат Методология выбора площадки под строительство АЭС
Реферат Проблема прогресса в русской политической философии XIX - начала ХХ века
Реферат Экономическая социология труда
Реферат Аграрна політика Білорусі
Реферат 1930-е годы: интеллигенция и власть (на примере судьбы Васильева А. В.)
Реферат Государственное антикризисное регулирование
Реферат Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа Анализ финансового состояния предприятия
Реферат Межличностные отношения младших школьников
Реферат Разработка мероприятий по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» г. Омск
Реферат Принципы и методы составления финансовой отчетности ее оценка