Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2.Основные направления в государственном регулировании
1.3.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности
2.2.Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы. В современных условиях происходит усилениегосударственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняютсяорганизационные формы взаимодействия государственных органов с субъектамичастного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппаратеуправления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельностиявляется создание определенных условий, обеспечивающих нормальноефункционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страныв международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждомконкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствамиприменительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и вмировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулированияподвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошоотработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современныхусловиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этомрегулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственномрегулировании производства. Его основными задачами являются:
— осуществление структурной перестройки производства, что предполагаетсоздание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционныхотраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка,переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамкахмеждународной специализации;
— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей иотдельных видов производств;
— поиск и использование возможностей долгосрочного обеспеченияпроизводства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отрасляхэкономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерамиправительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанноена регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерамигосударственного регулирования внешнеэкономических связей;
— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущихотраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществлениемероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм,развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективностипроизводства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулированиепредложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательскойдеятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономикиосновных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией наэкспортную специализацию.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущиминаправлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевыеинвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, длярешения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства кусловиям развития мирового хозяйства.
Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такоерегулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществомпредпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку,замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах ипредъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемыхуслуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.
Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве иявляется одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в томчисле и для защиты их законных прав и интересов.
В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административныхбарьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную частьинтеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя,саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментоввытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимостьтематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннееизучение.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закреплениезнаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательскойдеятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующиезадачи:
— рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулированияпредпринимательской деятельности;
— изучить методы государственного регулирования предпринимательскойдеятельности;
— охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательскойдеятельности;
— проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательскойдеятельности.
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ,ФОРМЫ1.1 Виды иформы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительныхи судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых наоснове нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественнымиорганизациями в целях стабилизации существующей социально-экономическойсистемы.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельностихозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
-    определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правилуправления;
-    создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
-    предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешениеих в судебном порядке;
-    защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
-    установление денежной системы;
-    установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
-    объем национального производства;
-    пропорциональность развития экономики;
-    темпы экономического роста;
-    внешнеэкономический баланс страны;
-    уровень занятости трудоспособного населения страны;
-    социальная защита.
Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательскойдеятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля,регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующихсубъектов.
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночныеотношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которойдействует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия ифакторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта,принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени подверженыфакторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:
-    характер рыночных отношений;
-    характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
-    общесоциальные факторы;
-    общеэкономические условия;
-    общеполитические факторы.
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями,основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку этиэлементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямогогосударственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) неприходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И этов определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательскойсфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдатьпредпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулированиепроявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: системальгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения,профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационноеобеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый,экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качествоми сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой иорганизационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходереализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельностихозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
-    предупреждением экологических катастроф и решением экологическихпроблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
-    борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
-    предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
-    контролем за использованием общенациональных ресурсов;
-    социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
На практике и в теории многие считают, что характер отношений междугосударством и субъектом предпринимательской деятельности представляется какпартнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качествеполитической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следоватьволе государства, где последнее выступает в качестве субъектапредпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с темгосударство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга,взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.1.2 Основныенаправления в государственном регулировании
Основные направления в государственном регулировании рыночных отношенийследующие:
1. Установление целей развития рынка. В государственном законодательствеуказываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать всоответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запретыустанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.
2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формысобственности и их равенство.
В обществе существуют две формы управления: государственное управление иобщественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное управление в широком смысле – это управление деламиобщества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и вузком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.
Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характердействия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть –материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей,федерализм (центр – регион).
Функции государственного управления:
-    прогнозирование (Федеральный закон «О прогнозировании и социально-экономическихпрограммах»). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогнозносит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
-    планирование (план-закон принимается законодательным органом иимеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность занеисполнение);
-    нормативное регулирование;
-    методическое руководство;
-    подбор и расстановка кадров;
-    материально-техническое обеспечение;
-    финансирование;
-    информационное обеспечение;
-    оперативное управление собственностью;
-    учет и контроль.1.3 Методыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующихсубъектов реализуются в следующих формах:
-    убеждением;
-    принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовнаяи административная) в свою очередь методы государственного регулированияделятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение кдействиям) – прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.
Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений вгосударстве произошел отрыв экономических методов от административных. Крометого, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так какгосударственное регулирование экономической деятельности хозяйствующихсубъектов носит подзаконный характер.
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
2.САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1 Понятие исущность саморегулирования предпринимательской деятельности
В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельностипонимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правилхозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатораобщественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимаетсявыполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешениюспоров.
Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых,это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаясяк компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота,кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, вкоторой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти.Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, токартина на получается следующая.
Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, азначит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулированияу нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 летразвития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все полерегулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональнойдеятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, чтоу нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают илисовмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Такимобразом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все.Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе.Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать«сверху», отдают на откуп саморегулированию, за исключением техслучаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайныхситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определитькак функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуациинестабильности организованного рынка. То есть когда рынок выходит за рамкизаданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги.Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникаютспециальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования,которая применяется во многих странах.
Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках почастям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единогопонимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое. Существуетразная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подходк регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки унас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами- ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельноразрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитиеипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология випотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшемслучае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-тоговорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительствожилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье,но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой,«занимаясь» ипотекой, исказил это понятие.
Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого родаассоциации по профессиональному признаку — оценщиков, аудиторов и т. д.,существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том жеправе, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискнупредположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и тоже право.
Во-первых, некоммерческие организации — это добровольные объединения,а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, напримердля нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для,своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когдачлены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали,так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект оСРО для тех организаций, которые получат статус сам о регулируемых, обязанностьустанавливать стандарты рыночного поведения для своих членов.
Саморегулируемые организации должны, на наш взгляд, участвовать вформировании нормативной базы, т.е. быть действительно квалифицированнымиоппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня властьрегулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, покоторой у нас не идет административная реформа, как раз и состоит в том, чтоисполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуяизнутри системы, что практически невозможно.
В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемымиорганизациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе ите, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуютв заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен впарламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату.Вот это рассматривается как необходимый процесс общественной экспертизызаконопроектов.
У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседанияхПравительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высокопрофессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи сэтим, я считаю принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапеадминистративной реформы. Если первый этап — уменьшение количества лицензируемыхвидов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап — этонаделение специальными правами институтов профессионального общественногорегулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, новсе-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательскойдеятельности. То есть создание саморегулируемых организаций — это фактическисоздание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать идетализировать регулирование.2.2 Задачиразвития саморегулирования предпринимательской деятельности в России
Развитие саморегулирования может рассматриваться как одно из приоритетныхнаправлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствованиякачества регулирования в России. Развитие саморегулирования бизнеса в различныхформах, во-первых, расширяет возможности выбора эффективных форм регулированиярынка (позволяет рассматривать саморегулирование как реальную альтернативугосударственному регулированию); во-вторых, создает возможности преодоленияпровалов рынка без использования государства как на добровольной, так инормативной основе; в-третьих, создает инфраструктуру, позволяющуюконсультироваться с участниками рынка при выработке регулирующих решений (вотраслях, где количество хозяйствующих субъектов велико, объективно невозможнопроводить консультации с отдельными участниками рынка, поскольку консультациисо всеми требуют запретительно высоких затрат, а консультации с отдельнымипредставителями отрасли могут не обеспечить репрезентативности — болееэффективно консультироваться с объединениями бизнеса).
В этой связи задача развития саморегулирования бизнеса в России можетрассматриваться как весьма важная и актуальная.
В настоящее время в России отсутствуют нормативные или иные положения,препятствующие объединению бизнеса для целей саморегулирования. Этоподтверждается тем фактом, что в различных отраслях создаются организации,имеющие все признаки СРО. Таким образом, с точки зрения устранения препятствийна пути развития саморегулирования принятия специального закона «Осаморегулируемых организациях» не является необходимым.
В законопроекте подробно описаны обязанности организации саморегулированияи ее членов, но фактически не прописаны обязанности государства по сокращениюгосударственного регулирования (государственного надзора) в отраслях, в которыхна добровольной или делегированной отраслевым законом основе действуют СРО.Велик риск, что в результате применения данного закона (и принятия на его основеотраслевого законодательства) будет возникать ситуация «двойногорегулирования» и со стороны государства, и со стороны СРО, что существенноповысит непроизводительные издержки бизнеса.
Предоставление СРО права оспаривать решения органов государственнойвласти, затрагивающие интересы членов организации, само по себе положительно.Однако непонятно, почему такие права даются только СРО, а не любым объединениябизнеса или вообще любым организациям. Безусловно, необходимо усилениесудебного надзора за качеством регулирующих решений, в том путем расширениякруга лиц, которые могут подавать иски о признании того или иного нормативногоакта недействительным. Но решать эту проблему следует путем внесения поправок вГПК и другие законы, регулирующие порядок судебного обжалованиянормативно-правовых актов.
Отсутствие реальных прав у СРО в сочетании с жесткими требованиями кструктуре управления, наличию специализированных органов, внесения СРО вгосударственный реестр будет означать исключительно возможности усилениябюрократического контроля за бизнесом.
Внутренние процедуры деятельности организаций саморегулирования какнекоммерческих организаций уже прописаны в соответствующем законодательстве.Повтор этих положений в специальном законе создает ненужное дублирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная политика регулирования экономики направлена навсестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, поадминистративному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчаснормативное регулирование распространилось на новые области, такие как:безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров),разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в томчисле и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства ирасточительного потребления применяются меры прямого и косвенногорегулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговоедестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентнаяполитика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента иосуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительноумеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательскойдеятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первуюочередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компанийза счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частныйбизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национальногопроизводства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программыльготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов,меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании спротекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основепредполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбораусловий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработкаобщих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающимправовую основу и защиту интересов предпринимателей;
— повышение эффективности государственного регулирования и снижениесоответствующих издержек;
— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля задеятельностью предприятий;
— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль засоблюдением правил конкуренции;
— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредствомфинансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики:структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильномуразвитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограниченийадминистративного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения нормтрудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплатытруда;
— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинстванаселения уровня дифференциации и распределения доходов.
Сегодня необходимо реорганизовывать всю систему регулирования, так каксуществующие в ней проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит,неэффективности финансовых рынков.
Так как за государством предлагается сохранить в большей степени, надзорныеи контрольные функции а на СРО смещаются функции регулирования, то к самим СРОдолжен быть предъявлен ряд требований.
Первое требование — достаточность представительства. Это должнабыть определенная, приемлемая доля рынка, например 25% участников рынка. Иликакой-либо иной показатель. Например, арбитражные управляющие решили, что 100членов обеспечивают достаточность представительства, необходимого для созданияСРО. Второе — наличие механизма гарантирования исполнения обязательствили материальной ответственности, т.е. страхование профессиональнойответственности членов СРО, в том числе путем создания обществ взаимногострахования или компенсационных фондов при СРО. И третье — категорическийзапрет на предпринимательскую деятельность саморегулируемых организаций, длятого чтобы она сама не конкурировала со своими членами. Остальные требования кСРО могут быть сформулированы в специальных законах с учетом спецификиконкретных сегментов рынка.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.   БорманнД., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность врыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.
2.   АфанасьевВ. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. — 2005- №5 – С. 10.
3.   Лапуста М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2005.
4.   Мягков П.,Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна./// Российский экономический журнал. – 2005 — №10 – С. 15
5.   ОноприенкоВ.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. — М.: Профиздат, 2005
6.   ПевзнерА.Г. Новое о малых предприятиях. — М.: АО «Факт», 2002
7.   Предпринимательство:Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф.В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2003.
8.   Предпринимательствона пороге третьего тысячелетия: Блинов А.О.; Шапкин И.Н. – М.: МАЭП, ИИК, «Калита»2001.
9.   Предпринимательство:Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.
10.            Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова.М.: ЮНИТИ, 2001.
11.            Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред.И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.
12.            Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// Проблемы теориии практики управления. – 2000. — №5 – С.20
13.            Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 2001
14.            Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ:проблемы роста или выживания.// Вопросы экономики, 2005.
15.            Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка.// Деньги и кредит. – 2002.- №1 – С.12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.