Реферат по предмету "Экономика"


Государственное предпринимательство как метод регулирования экономики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
КАКМЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
 

П Л А Н
Введение¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
1. СУЩНОСТЬГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА   И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼5
1.1. Понятие государственногопредпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼7
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼9
2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики  ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 9
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼11
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼16
3.1.Повышение эффективности государственного предпринимательства как методарегулирования экономики ¼¼¼¼16
Заключение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼  26
Литература¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼28

ВВЕДЕНИЕ
На современном рынке государственное предпринимательство играет важнуюроль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, можетбыть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит втом, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительныхсил перерастает рамки классической частной собственности и государствовынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур:железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
В условиях монополистической конкуренции, когда производство сталохарактеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, самимонополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства,в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общиеэкономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новыесоциально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводствомрабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемыэкономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы,сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесиев экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и, прежде всего,рабочей силы.[11]
Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как ороли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.
Далее рассмотрим значение государственного предпринимательства насовременном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержаниегосударственного предпринимательства и какие тенденции государственноепредпринимательство переживает в современной России?
Исходя из вышесказанного, автор ставит перед собой следующую цель:исследовать значение и содержание государственного предпринимательства какметода регулирования экономики. Поставленная цель решается через следующиезадачи:
· определить понятие государственного предпринимательства;
· раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
· изучить функции и значение государственного предпринимательства;
· рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственногопредпринимательства.

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГОПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие государственногопредпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любой современнойэкономической системы важная роль принадлежит государству. Государство напротяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержанияпорядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенныефункции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгуюисторию — даже в период раннего капитализма в Европе существовалцентрализованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентнымиставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государствоосуществляет регулирование национальной экономики, с различной степеньюгосударственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное ирыночное регулирование, каковы границы и направления государственноговмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полногогосударственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однаконеобходимость выполнения государством определенных функций в экономике неподвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианскойреволюции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночнуюэкономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал снациональных правительств ответственности за экономическое положение страны.Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значениедля экономического и социального развития страны. При этом, осуществляярегулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методоввоздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика,экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающийправом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики,государственного законодательства. Принуждение часто обосновываетсяполитической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странахоказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого,на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулированиеявляется важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживаетсамого пристального внимания.
1.2. Роль государства в регулировании экономики
Отношение к государственному вмешательству в рыночнуюэкономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В периодформирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимостигосударственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класспредпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанныес этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеиэкономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит всвоем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большоечисло поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна ксаморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный состремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная силаэкономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, чтоэкономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулированиегосударством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступаетрынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А Смита, которых относят к такназываемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнениягосударством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятсявне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всегокасается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которыепотребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортнаясистема, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себязаботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этойпродукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентныймеханизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто нереагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние,или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контрольгосударства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точкизрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации,так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечиваетэффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только вситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшаяпричина — это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях дляобеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующихфункций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольногозаконодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемысправедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрениязаконов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. Приэтом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраиваетбольшинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства врыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказалиневозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственнойполитики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупноепредложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать еедальнейшей стабилизации.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюсятенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли вэкономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективностьдостигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цельгосударства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создаватьусловия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиватьсявезде, где возможно, регулирующее воздействие государства — везде гденеобходимо.


2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯЭКОНОМИКИ
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночнойэкономики
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственнаяпредпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значениегосударственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валовогонационального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, гдедеятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромныевложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательствасостоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательствасостоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, такихкак:
· обеспечение необходимых темпов роста,
· сглаживание циклических колебаний,
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельныхпредприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт,связь.
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомнойэнергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромныхразмеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии иФранции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически насредства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частномусектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно еепокупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятсятакже
-    предоставлениенаселению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
-    помощь жизненноважным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорениянаучно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны вмировом хозяйстве,
-    проведениерегиональной политики создания в экономически отсталых районах промышленныхпредприятий,
-    увеличение числарабочих мест,
-    охрана окружающейсреды путем внедрения безотходных технологий,
-    строительствоочистных сооружений,
-    развитиефундаментальных научных исследований,
-    производствотоваров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкимиправами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственнойсамостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют какрыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивыпеременчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д.Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке,предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочноепрогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономическихпоследствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт,связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для группнаселения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровнепредприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогативаисключительно государства.[12]
 
2.2. Методы государственного воздействия на рынок
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может бытьэффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощныеэкономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
-    свои расходы;
-    налогообложение;
-    регулирование;
-    государственноепредпринимательство.
Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертныхплатежей.
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретениеобщественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в видепособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальныйдоход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты неиспользуют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупкиприводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблениютоваров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.
Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структурупроизводства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогову одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаютсятрансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменениеструктуры потребления.
Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплатынаселению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходовсуммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построитьподводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести наденьги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения,землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди вдействительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые дляобщественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, изпредприятий и направляться на цели производства государственных товаров иуслуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим.В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущимиисключительно ради их собственной выгоды.
Налогообложение — важный инструмент государственной политики. Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикойвзимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, напримерподоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются напроизводителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвеннымпутем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства,так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, вСША около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна изосновных проблем — справедливость распределения налогового бремени.[13]
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все болееактивным инструментом государственной социальной и экономической политики.Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу дляопераций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методыналоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороныгосударства на темпы и пропорции накопления общественного денежного ипроизводительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весьсовокупный общественный спрос.
2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различныхсферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную системуналогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман приформировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике встранах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило всфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказаласьперенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частноепредпринимательство в этой сфере не получило развития.
Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивностиналогообложения отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретногоработника к величине этого дохода:
1. Пропорциональный налог (сумманалога пропорциональна доходу работника);
2. Регрессивный налог (в процентномотношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
3. Прогрессивный налог (в процентномотношении чем выше доход, тем выше налог).
Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентноеповышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы ктруду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налогпостроен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налогиявляются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаевперекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимаетразличную долю. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобыобеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольстваналогоплательщиков.
При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение отуплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именнотакая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги,предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идетвсе меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутыйкруг.[14]
Государственное регулирование призвано координировать экономическиепроцессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в
· законодательной,
· налоговой,
· кредитной,
· субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельностьпредпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использованиеналогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяяналоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширениепроизводства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшениеили увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставлениегосударственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либопредприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формированияобщественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказыватьсяподдержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решениисоциальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии,которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определеннымпрограммам.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1.Повышение эффективности государственного предпринимательства как методарегулирования экономики
Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточенияусилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставилдилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике всторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних,глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однаконезависимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о ролигосударства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственнуюдеятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимогогосударственного вмешательства в неё.
Одной из форм государственного предпринимательстваявляются казённые предприятия.
Казенными называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие«казне», то есть государственные предприятия.
Они находятся под прямым государственным управлением повопросам производства   (директивное   планирование,  задания),  политики  цен,финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного  контракта на поставку товаров длягосударственных нужд. Соответственно они обязаны заключать  конкретные договорыс организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество  казенногопредприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Одновременно  государство  принимает  на  себяответственность по обязательствам  этой  категории предприятий и оказывает имнеобходимую финансовую  помощь,  защищает  от банкротства, предоставляет льготыпо госзакупкам   и   др.   Следовательно, рассматриваемые   предприятияпредставляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночнойсистемы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.
Нормальное функционирование казенных предприятийподдерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогутпретендовать на достаточно высокую экономическую эффективность.  Расходы  по их  содержанию  составят  весомую  часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:
 - численность казенных предприятийнеобходимо свести к разумному минимуму;
  — применительно  к  ним целесообразно  разработать  специальную систему управления.
Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиямиможно  найти  на путях заимствования опыта управления государственнымипредприятиями  в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении  на  российскую  почву  соответствующего  опыта США или Франции едва  ли  приемлемы.  Необходимо  самостоятельно  вписаться в существующую  систему  органов  управления  и  учитывать  собственный исторический опыт.
Пожалуй,  единственной  общей  чертой управлениягосударственными предприятиями  во всех странах является осуществление этогоуправления соответствующими   министерствами   или (наряду с  министерствами)специальными  постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссияпо атомной энергии в США).
В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003«О реформе  государственных  предприятий» решение о ликвидации  федерального   госпредприятия  и  создании  на  его  базе казенного  завода, фабрики  или хозяйства принимает Правительство РФ.  Оно  определяет, ифедеральный  орган  исполнительной власти, который утверждает устав казенногопредприятия и руководит его деятельностью.
Сохранив административную подчиненность предприятий,необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки команднойсистемы.  К  их  числу  следует  отнести, прежде  всего, отсутствие уруководства предприятием  стимулов  к  проявлению  инициативы и риску, а  такжефактически отсутствие ответственности за  последствия  принимаемых вышестоящимиорганами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятияне должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов  иуказаний работников государственного аппарата.  Он и здесь вправе иметьопределенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией   следует сохранитьлишь контроль за его действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатковсуществовавшей ранее  системы  управления  может  быть: 
во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение  конкурсной системы подбора руководящихкадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимыхэкспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится в следующем:
1.   Стратегические  решения  по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органеколлегиально.
2.   В рамках принятых решенийруководителю предприятия должна быть гарантирована  определенная  степень самостоятельности,  без  чего не может проявиться предпринимательскаяактивность менеджера.
3.   Подбор  менеджеров  должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получаютпрограммы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленнойполитики.
4.   Заключение с хозяйственнымруководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четкоустановлены его обязанности, а с предприятием — «контракт плана», вкотором содержится программа его деятельности.
5.   Как показывает зарубежная практика,программы деятельности государственных   предприятий составляются такимобразом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, арасходы покрывались за счет   средств от успешной предпринимательскойдеятельности.  В  этих целях необходима не только определенная свободаменеджера, но и создание  заинтересованности персонала в достиженииположительных результатов работы  (индивидуальной,  подразделения, предприятияв целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная  организация  труда),  так  и  новые  (например, участие в прибылях)формы управления производством.
6.   Ответственность государства по долгампредприятия должна быть не прямой, а  субсидиарной. Исходя из вышеизложенного,один из вариантов схемы управления казенными  предприятиями мог бы выглядетьследующим образом.
При отраслевом органе управления образуется комиссия(комитет, совет) по управлению  казенными предприятиями. Организация такогооргана в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казеннымпредприятием   требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе стем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственныхинтересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов  (экономистов, финансистов, представителей  Госкомпрома, ГКАП и др.).Сформированная таким образом комиссия  могла  бы исполнять функции постояннодействующей конкурсной комиссии по   подбору руководящих  кадров,разрабатывать  условия конкурса, программу деятельности предприятия,осуществлять контроль. Наряду с «внешним» управлением ворганизационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которыеперсонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный правовой  статус руководителейгоспредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена УказомПрезидента  РФ  от  10  июня  1994  года  №1200 «О некоторых мерах пообеспечению  государственного управления экономикой». Им установлено, чтоправительство или   уполномоченные им федеральные органы исполнительной властизаключают с хозяйственным  руководителем контракт, базирующийся не на  трудовом, а на гражданском законодательстве. В  Указе  перечислены обязательныеусловия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок  и  условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб,причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.
Гражданско-правовой характер контракта в принципе даетвозможность федеральным органам  устанавливать права и обязанности руководителяпо управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения,установленные  КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях  хозяйственного руководителя, кроме его  отчетности, порядок и сроки которойдолжны быть установлены Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно,вопросы управления казенным предприятием должны  быть решены в последующихподзаконных актах. До их издания как вновь  назначаемые руководители, так именеджеры, у которых истек срок трудовых  контрактов,  оказываются в полнойзависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана.
В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенныепредприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного  хозяйственноговедения. Государственные коммерческие  предприятия  находятся  на  полномкоммерческом расчете, имеют широкую  самостоятельность  и  практически  те  жеправа, что и частные  предприятия  (за  исключением  права назначатьруководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).
В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталомучаствуют в  конкуренции.  Их  основной  задачей  является  получение прибыли (коммерческие  функции). Они могут быть объявлены банкротами, посколькусамостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критическойситуации могут  рассчитывать  на  финансовую  помощь государства.  Последнееобстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции,что  снижает  стимулы эффективного функционирования.  И, тем не менее, невернаустановка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность.Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чемпредприятия частного сектора. По критерию   участия в капитале и влияниягосударственных органов на управление можно выделить две группы АО:  АО, вкоторых 100 процентов капитала принадлежит государству,  и  АО,  в которыхгосударству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.
В качестве общей цели создание АО со 100-процентнымгосударственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточноплотной   зависимости предприятия от структур   государственного управления идостаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.
Государственное влияние на промышленную политику предприятияобеспечивается отходом от  традиционной организационной структуры управления АО.  Выпадает  один  из  главных  ее  элементов — собрание акционеров. Егофункции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которогоопределяется собственником — государством.
Целесообразно ввести в состав совета  директоров наряду спредставителями  отраслевого органа управления представителей администрациипредприятия, трудового  коллектива,  местных органов власти. И конечно,высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.).Представители  трудящихся  избираются трудовым коллективом, представителиместного органа управления назначаются этим органом,  все  остальныеназначаются отраслевым органом управления. На подобном принципе  представительства  интересов  формируется совет государственного АО во Франции.
АО со 100-процентным государственным   капиталом несет самостоятельнуюимущественную ответственность. Создается возможность обращения   взыскания подолгам на имущество такого  предприятия.
Наделение хозяйственной самостоятельностью  и установлениеответственности по своим долгам  создает объективные предпосылки «рыночного поведения» соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективностьдеятельности таких  АО  сомнительна, имея в виду, что решения,  принимаемыеорганом, в котором доминируют  представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих  результатов. Таким образом,государственная промышленная политика может проводиться с  помощьюрассмотренной организационно-правовой   формы достаточно эффективно, но должнакорректироваться с учетом коммерческих задач АО.
Более перспективны АО, в которых  государству  принадлежитконтрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении  решит три основные задачи.
Во-первых, поскольку  оно проводится применительно к крупнымпредприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумагпоступает  значительное количество акций и создаются  условия для реализацииваучеров через чековые  аукционы.
Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию итактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.
В  частности, являясь крупным инвестором,  государство может оказыватьрешающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам именеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе,государство-инвестор заинтересовано в реализации   крупных   долгосрочныхпрограмм. 
В-третьих,  создаются предпосылки нормальных (в   отличие от ранеесуществовавших) взаимоотношений    между собственником, менеджером и трудовымколлективом.
Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять правасобственника через своих  представителей в управлении АО (собрание акционеров,совет директоров), поскольку в течение по крайней мере трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее  51 процента представителейгосударства.  Правительство и Госкомимущество России вправе   поручать наконтрактной основе представление  интересов государства в совете директоровопределенным лицам, в том числе должностным  лицам органов государственногоуправления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона.При таком составе совета   директоров проведение государственной промышленнойполитики обеспечивается достаточно четко.
Существующие  правомочия  государственных  органов  можнобыло бы признать   оптимальными,   если  бы  не  порядок  формирования  советадиректоров  и  правления,  а  также  назначения генерального директора(президента) АО.
Дело  в  том,  что  на  всех  предприятиях,  преобразованных в АО открытоготипа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года №   721, должностные  лица  не  избираются  собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрениюсоответствующего должностного лица (исключая представителей трудовогоколлектива). Установленный порядок  продолжает  традицию, когда судьбахозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь — государственных), которые не несут ответственности за провалы и не  стимулируются в  случае  успешной  работы  вновь созданного АО.
В  Указе  от  10 июня 1994 года «О некоторых мерах пообеспечению государственного  управления  экономикой» порядок назначенияглавного менеджера  в АО с государственным капиталом не выделен особо. В немречь  идет о «представителях  государства  в  органах управления “АО”вообще.    Согласно    Указу   такими   представителями   могут   бытьгосударственные служащие либо иные граждане РФ.
В  последнем случае Госкомимущество России или Фондфедерального имущества  заключают  с  ними  договор гражданско-правовогохарактера.  Указом  резко ограничена самостоятельность представителейгосударства. По коренным  вопросам  управления АО (»управлениекапиталом") они обязаны  в  письменной  форме  согласовывать с федеральными органами исполнительной  власти или  Фондом  федеральногоимущества, от имени которого  они  действуют, вносимые  ими  проекты  решений, либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членамиорганов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточноширокому  кругу  важнейших вопросов управления АО принимает аппаратныйработник, не несущий ответственности и не заинтересованный материально в деятельности  общества.  Нетрудно заметить, что под новым словеснымпокровом      реанимируется один из основных пороков административно-команднойсистемы. Поэтому представляется, что решение данной проблемы в   действующихнормативных актах далеко от совершенства.

Заключение
Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной работе:
Во-первых, государственное предпринимательство необходимо и в условияхрыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны.Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, гдедеятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромныевложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательствасостоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательствасостоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, такихкак, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условияхрыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечениеразвития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливнойпромышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозированиеразвития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства вцелом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогрессас общенациональных позиций; координация усилий общества по охране иоздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры:транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка иобеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могутв полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальномсостоянии денежной и финансовой системы.
Говоря о государственном предпринимательстве относительно Россиинеобходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточноактов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовымигарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Такженеобходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона“Об управлении государственной собственностью”, который определил бы, чтопонимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели изадачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты исубъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и по назначениюиспользованием государственной собственности. Предлагается следующая структуразаконопроекта “Об управлении государственной собственностью”:
Раздел I. Общие основы управления государственной собственностью.
Раздел II. Объекты управления государственной собственностью.
Раздел III. Субъекты управления государственной собственностью.
Раздел IV. Механизм управления государственной собственностью.
Раздел V. Демократизация управления объектами государственнойсобственности.
Раздел VI. Учет, контроль и надзор за использованием государственнойсобственности.
Раздел VII. Ответственность за неэффективное и не по назначениюиспользование государственной собственности.[15]

ЛИТЕРАТУРА
1.   Указ Президента РФ от 23 мая 1994года № 1003 «О реформе  государственных  предприятий»
2.   Указ Президента  РФ  от  10  июня 1994  года  №1200 «О некоторых мерах по обеспечению  государственногоуправления экономикой»
3.   Указ Президента РФ от 24 декабря 1993года “Об утверждении Государственной программы приватизации государственных имуниципальных предприятий в РФ”
4.   Указ ПрезидентаРФ от 1 июля 1992 года N 721 «Об организационных мерах по преобразованиюгосударственных предприятий, добровольных объединений государственныхпредприятий в акционерные общества» (с изм. и доп. от 16 ноября, 31декабря 1992 г.)
5.   Распоряжение Госкомимущества России от18 марта 1994 года № 542-р
6.   В.Папава. “Рольгосударства в современной экономической системе” Вопросы экономики, №11, 1993
7.   Лившиц.“Государство в рыночной экономике” Журнал Российская экономика №11-12 1992, №11993
8.   С.Холланд.“Планирование и смешанная экономика.” Журнал Вопросы экономики, №1 1993
9.   В.Варга. “Рольгосударства в рыночном хозяйстве” МЭиМО №10-11 1992
10.      В.Максимова, А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник. Москва 1992
11.      П.Г. ЕрмишинОсновы экономической теории. М.: Луч, 1998. с. 134.
12.      П.Г. ЕрмишинОсновы экономической теории. М.: Луч, 1998. с.150-151.
13.      Государственноерегулирование экономики: опыт пяти стран. //Научные труды№ 16Р ИнститутаЭкономики Переходного Периода. М.: 1996.
14.      Камаев В.Д.Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 1994. с.116.
15.      Дикушин А.М. “Онаправлениях развития государственного предпринимательства в РФ” //Предпринимательство в современной России – М.: Линкс, 2001
16.      Курсэкономической теории. Под общей редакцией Чепурина М.Н. Киров, Изд. “АСА”,1995. с. 206-208.
17.      Лившиц«Государство в рыночной экономике» // Российский экономическийжурнал, N 11-12, 1996 с.34.
18.      Корняков В.Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист,2000, №5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.