Содержание
Введение
1. Качествожизни населения и его показатели
1.1Существующие подходы к определению уровня жизни населения
1.2Социально-экономические показатели, учитываемые при анализе уровня жизнинаселения
2.Анализ показателей качества жизни населения и бюджетного дефицита Пушкинскогорайона
2.1Общая характеристика района
2.2Анализ показателей качества жизни населения
2.3Анализ показателей бюджета Пушкинского района
3.Разработка предложений по повышению уровня жизни населения Пушкинского района
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Доходы населения являются важнейшиминдикатором благосостояния и социального расслоения общества. Их величина илистепень дифференциации декларируются в качестве конечной цели многихгосударственных планов, программ и мероприятий социально-экономическогоразвития. Уровень доходов населения выступает в качестве мерила бедности — одной из наиболее острых проблем для Российской Федерации и мира в целом.
Сложившаяся в настоящее время в Россиипрактика оценки степени социального расслоения и уровня бедности базируется наиспользовании показателя денежных доходов, что приводит к значительнымискажениям реального уровня благосостояния.
В связи с переходом России к рыночнымусловиям хозяйствования резко обострился процесс расслоения общества, чтообусловило изучение социально-экономической дифференциации населения. Изучениемнаселения занимается общественная наука – социально-экономическая статистика,которая исследует явления и процессы, характеризующие условия деятельностилюдей, их взаимоотношения в процессе труда и вне производственной деятельности.Основная задача этой науки – это статистическое исследование благосостояниянарода, а важнейшим элементом, характеризующим благосостояние, является уровеньжизни. В экономической литературе не существует однозначного определениякатегории “уровень жизни населения”, но весьма распространенным является метод,в соответствии с которым уровень жизни определяется как совокупность товаров иуслуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группанаселения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, какправило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий ихвозможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используютсяна финансирование потребительских расходов и сбережения, которое может бытьисточником будущих расходов на потребление или расходоваться для финансированияприобретения населением финансовых активов и имущества, владение которым такжевлияет на уровень жизни. Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя,характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целыйряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории исгруппированных в определенные блоки. Специалисты в областисоциально-экономической статистики классифицируют эти показатели исходя изопределения уровня жизни, как степени удовлетворения потребностей людей вматериальных благах, бытовых и культурных услугах.
Актуальность данного исследования вызванаактивной дискуссией по поводу применения методов оценки уровня доходовнаселения и использования полученных результатов для уточнения оценки уровнябедности населения.
В научной литературе проблеме доходовнаселения посвящены работы А. Смита, Д. Кейнса, А. Сена, А. Пигу, П. Таунсенда,Н. Римашевской, Д. Львова, А. Олейника, Л. Бондаренко, С. Карапетяна, Л.Овчаровой, А. Подузова и др.
Методологические вопросы статистическойоценки доходов и качества жизни населения рассмотрены в работах И. Елисеевой,А. Суринова, Л.И. Ниворожкиной и др.
Крупные проекты исследования уровня жизнибыли реализованы Институтом социологии экономических проблем народонаселенияРАН, Независимым институтом социальной политики, Научно-исследовательскиминститутом семьи Минсоцзащиты России и т.д. Результатом их осуществления сталоне только получение в различных регионах России и по стране в целом достоверныхданных о новых тенденциях трансформации бедности населения, но и уточнениеметодических подходов к ее измерению.
Целью настоящей курсовой работы является изучениявлияния бюджетного дефицита на качество жизни населения.
Для достижения поставленной цели в работерешены следующие задачи:
1. охарактеризованы методы и особенностиопределения показателей уровня жизни населения;
2. проведен анализ текущейсоциально-экономической ситуации в Пушкинском районе;
3. проанализирована динамика уровнядоходов населения;
4. охарактеризованы современные подходы кстабилизации доходов населения.
Таким образом, объектом данногоисследования является население Пушкинского района, предметом – уровень егодоходов.
Курсовая работа состоит из введения, трехглав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
1. Качествожизни населения и его показатели
1.1 Существующие подходы к определению уровня жизнинаселения
С некоторой степенью условностипоказатели, характеризующие уровень жизни, можно разделить на три вида:
o Синтетические стоимостные показатели (ВНП,фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
o Натуральные показатели, измеряющиеобъем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личнымимуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров ит.д.)
o Показатели, демонстрирующие пропорции иструктуру распределения благосостояния (распределение населения по доходнымгруппам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.)
Особое место в общей системе показателейсоциально-экономической статистики занимает следующая классификация основныхблоков:
1. Показатели доходов населения;
2. Показатели расходов и потреблениянаселением материальных благ и услуг;
3. Сбережение;
4. Показатели накопленного имущества иобеспеченности населения жильем;
5. Показатели дифференциации доходовнаселения, уровня и границ бедности;
6. Социально-демографическиехарактеристики;
7. Обобщающие оценки уровня жизнинаселения.
Многие из вышеперечисленных показателейиспользуются для общей характеристики состояния экономики, при проведениимеждународных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, атакже для разработки социальной политики государства и определениепервоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Приведеннаявыше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторонуизучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населениянеобходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представлениео качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографическойстатистики, состояние и охрана здоровья, качества и структуры потребляемыхпродуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры,комфортабельности жилья и многое другое. Указанные показатели используются встатистической практике для более полной характеристики благосостояниянаселения и имеют место в основном в международной экономической статистике.
Учет именно всех вышеперечисленныхпоказателей дает реальную оценку уровню жизни населения любой страны.
Основными задачами и направлениямиисследования данного объекта являются:
o Общая и всестороння характеристикасоциально-экономического благосостояния населения;
o Оценка степени социально-экономическойдифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния междуотдельными социальными, демографическими и иными группами населения;
o Анализ характера и степени влиянияразличных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение ихсостава и динамики;
o Выделение и характеристикамалообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономическойподдержке.
Решение этих задач укажут путиэкономического, социального, духовного и нравственного развития обществаРоссии. Важно правильно выделить индикаторы, по-иному называемые показателямиуровня жизни населения России и непосредственно благосостояния жителей Хакасии.Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основестатистических данных, характеризующих объем, состав, основные направленияиспользования и распределения между отдельными группами денежных доходовнаселения, а также, с использованием других данных, отражающих конечныйрезультат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих аспектыблагосостояния населения. Исходные данные для расчета социально-экономическихиндикаторов устанавливаются в соответствии с общими требованиями поформированию системы показателей соответствующих отраслей статистики.
Например, величина прожиточного минимумаопределяется в соответствии с методическими рекомендациями по расчетампрожиточного минимума, утвержденными Министерством труда Российской Федерации10.11.1992. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “Опрожиточном минимуме в РФ” от 24.10.97 №134-ФЗ, разрабатывается новая методикапрожиточного минимума. Численность населения с денежными доходами нижепрожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населенияпо уровню среднедушевых денежных доходов и исчисляется путем соизмерения доходовнаименее обеспеченных групп населения с величиной прожиточного минимума. Такимобразом, учет вышеперечисленных показателей даст наиболее полную характеристикужизненного уровня населения.
Выступая в качестве объектастатистического исследования, уровень жизни имеет определенные методы изучения.Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методомгосударственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения ипроводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральнойпрограммой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России посогласованию с Правительством РФ. Также используется индексный метод дляхарактеристики показателей уровня жизни в динамике, методы анализа основнойтенденции развития ряда динамики, метод экстраполяции в рядах динамики.
Для дальнейшего анализа уровня жизни какобъекта статистического исследования необходимо выделить наиболее важные,широко применяемые на практике показатели, являющиеся измерителями уровня жизнии представляющими определенный научный интерес. Определяющим факторомблагосостояния общества является уровень экономического развития страны,поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качествеобобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем ВВП, национальныйдоход и чистый национальный доход. Для анализа уровня жизни, его динамики ипроведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается вреальном выражении на душу населения. Для обобщающей характеристики благосостоянияобщества в статистической практике используется индекс потребительских цен, онпоказывает изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора – динамикицен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
1.2 Социально-экономическиепоказатели, учитываемые при анализе уровня жизни населения
Большинство стран используют показателикачества и уровня жизни населения, рекомендованные ООН и ее организациями(1961). Так, Европейская экономическая комиссия ООН предлагает классификацию повосьми группам показателей, есть и страновое разнообразие в оценках качестважизни. Концепция качества жизни, разработанная Швецией, на первое место ставиттруд и его условия, затем экономические и политические возможности человека. Вклассификации ООН, предназначенной для любых, в том числе развивающихся стран,на первом месте — потребление продуктов питания, здоровье, образование. Однаконаиболее полной считается система показателей качества жизни стран ОЭСР. Заметим,что эти показатели стали называть социальными индикаторами и далее мы ещевернемся к анализу их использования.
Вышеназванная система показателейохватывает основные аспекты жизнедеятельности человека: здоровье, образование,занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительскогорынка товаров и услуг, окружающей среды, личная безопасность, социальныевозможности и т.п[1].
Например, показателем уровня жизни можетслужить прожиточный минимум, а состояния занятости в регионе — уровеньбезработицы, в том числе уровень его «кризисности», т.е. допустимыйуровень безработицы на данной территории. Социальные нормативы также служаткритериями достижения поставленных в программах целей или их исходной базой.
Социальные нормативы, или индикаторы,выполняют важную аналитически-прогнозную функцию во всех промышленно развитыхстранах в течение последних четырех десятилетий; при этом, по рекомендации ООН,они внедряются по мере возможности и в развивающихся странах.
В нашей стране попытки использованиясоциальных нормативов в планировании и прогнозировании экономического развитиястали предприниматься с 1988 г., когда специальным решением правительстваначалась их разработка. Позднее по времени и не слишком успешное по результатамвнедрение этих показателей связано прежде всего со спецификой отечественнойстатистики, не только значительно отставшей от принятых международныхстандартов, но. и обосновывавшей наше отставание собственной концепцией. Внастоящее время российская статистика ориентируется на международные социальныенормативы. Наиболее полная система социальных индикаторов (СИ) разработана длястран ОЭСР и охватывает девять социальных направлений. Из них ксоциально-трудовым имеют прямое или косвенное отношение следующие: род занятийи качество труда, доходы и потребление, окружающая среда (в частипроизводственной среды), социальное обеспечение, социальное равенство имобильность.
Наряду с использованием социальныхнормативов, или индикаторов, страны зачастую применяют такой показатель, какблагосостояние. Благосостояние — обеспеченность населения необходимымиматериальными и духовными благами, характеризуемая показателями уровня икачества жизни населения.
Качественные изменения в условиях жизнинаселения России, происходящие с начала экономических реформ, свидетельствуют отом, что достаточно широкое распространение получает бедность. Бедность — этообеспеченность человека ниже прожиточного минимума: временная или застойная.Бедность части населения, между тем, является постоянным факторомфункционирования любого современного общества, но она не может и не должна бытьхронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения — сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления вотдельной семье.
В мировой практике используются двеосновные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепцияабсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспеченияминимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепцияотносительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ковсем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чейдоход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако напрактике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде[2].
Среди основных макроэкономическихпоказателей, характеризующих экономическое положение той или иной страны, блоксоциально-экономических показателей занимает довольно заметное место.Социальная политика, решение социальных проблем имеют очень большое значениедля любого государства, ибо по результатам этой деятельности население судит оспособности правительства управлять страной. Показателисоциально-экономического положения населения являются неотъемлемымикомпонентами социальных программ и используются в качестве инструментаизмерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения.Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населениявыступает следствием не только социальной политики государства, но и общегоуровня развития страны и текущей хозяйственной конъюнктуры.
В конвенции Международной организациитруда (МОТ) “Об основных цепях и нормах социальной политики” отмечается, чточеловек имеет право на такой жизненный уровень — включая пищу, одежду, жилье,медицинский уход и социальное обеспечение, — который необходим для поддержанияздоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечениена случай безработицы, инвалидности, вдовства или иного способа утраты средствк существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
По рекомендации ООН, уровень жизниизмеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления,занятость, образование, жилищные условия, социальное обеспечение, Дать оценкууровню жизни населения можно с помощью совокупности величин, отражающих степеньпотребления населением материальных и духовных благ, что, естественно,обусловливается достигнутым уровнем развития производительных сил и темисоциально-экономическими условиями, при которых потребности в этих благахудовлетворяются.
Учитывая разноразмерность и большоеколичество показателей, необходимых для анализа социального положениянаселения, вполне логичными выглядят попытки разработать некий обобщенныйпоказатель уровня жизни населения. Исследования в этом направлении проводятразличные организации. Например, специалистами Программы развития ООН (ПРООН) вкачестве такого обобщающего индикатора был разработан так называемый индексчеловеческого развития (ИЧР). Для его определения используются три величины:ВВП на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемая продолжительностьжизни, уровень образования населения (от 25 лет и старше), которые соотносятсяс максимальным в мире уровнем аналогичных показателей. Есть и другиепредложения, но они до сих пор не получили массового признания.
Индикаторы уровня жизни
Социально-экономические индикаторы уровняжизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующихобъем, состав, основные направления использования и распределения междуотдельными группами денежных доходов населения, а также с привлечением другихданных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики вобластях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.
Индикаторы уровня жизни выражаются черезсредние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты,концентрации, дифференциации и покупательной способности, то есть через весьмаспецифические показатели.
В каждой стране статистические службыготовят свои перечни социально-экономических индикаторов уровня жизнинаселения, поэтому при проведении международных сопоставлений следует взвешенноподходить к публикуемым показателям, но для анализа на уровне одной страныимеющихся сведений, как правило, вполне достаточно.
Комплексный характер анализа уровня жизниобеспечивается при рассмотрении всех основных его компонентов в трех аспектах:
— сравнение с прошлыми годами и периодами;
— сопоставление с научными нормами (срациональным, средним и минимальным потребительским бюджетом и т.п.);
— сравнение с другими государствами.
Отдельным вопросом при анализе доходовнаселения является определение величины прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума являетсяпоказателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативовпотребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне ипредставляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (такназываемой “продовольственной корзины”) и соответствующей ей по доле затратстоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов.Нормативы потребления устанавливаются по фактической структуре расходов у 10%наименее обеспеченных слоев населения. Кроме того, в России из-за ее большойтерритории величина прожиточного минимума дифференцируется по восьмиприродно-климатическим зонам. До 1992 года существовало понятие “минимумматериальной обеспеченности”, то есть другие отсекающие границы. Отсюдасложности с сопоставлением данных до и после 1992 года.
Следующим этапом анализа является рассмотрениечисленности населения с доходами ниже прожиточного минимума, то естьнаходящегося за чертой бедности.
Уровень жизни населения во многомопределяется стабильностью получения доходов. Отсюда вытекает необходимостьисследования экономически активного населения страны, занятости и безработицы.
Под экономически активным населениемпонимается та его часть, которая обеспечивает предложение рабочей силы дляпроизводства товаров и услуг в общей численности населения страны, включаязанятых и безработных. В его структуре выделяются лица, работающие не по найму,и наемные работники.
При изучении занятости рассматриваетсядинамика общей численности занятых, ее структура по видам деятельности(основная работа, дополнительная работа, неполная видимая занятость).
Большое значение имеет изучение уровнябезработицы в стране, представляющего удельный вес числа безработных вэкономически активном населении.
В России применяется несколько вариантовоценки численности безработицы:
1. По методологии МОТ.
2. По факту регистрации в службахзанятости.
3. По факту получения пособий побезработице.
4. Находящиеся в состоянии частичнойбезработицы.
Применение разных методик меняет оценкумасштабов безработицы: колебания отмечаются в интервале от 1,2 до 10,1 млн.человек, или от 3 до 15% к общей численности занятых. Но объединяет все этиданные одно: они интенсивно растут в динамике. В то же время численностьзанятых имеет противоположную тенденцию — снижение.
Особой задачей являются аналитическиеоценки по регионам, субъектам государственности, в том числе в сравнительномплане, на фоне общестрановых показателей[3].
Таким образом, социально-экономическоеположение населения и его развитие характеризуются рядом показателей. Важнейшийсреди них — уровень жизни. Для оценки уровня жизни применяется системастатистических данных об объемах, составе и основных направлениях использованияи распределения денежных доходов между отдельными группами населения, а такжеобъемов и структуры их расходов. Одна из задач анализа — выявлениедифференциации денежных доходов и тенденций ее динамики. Особый вопросаналитической проработки связан с определением прожиточного минимума исопоставлением с ним фактических денежных доходов населения.
2. Анализпоказателей качества жизни населения и бюджетного дефицита Пушкинского района
2.1 Общая характеристика района
Общая территория Пушкинского района – 23995,0 га.
Численность населения Пушкинского районасоставляет 122,8 тыс.человек.
Оборот крупных и средних организаций, расположенных на территорииПушкинского района, в 2008 году по всем видам экономической деятельностисоставил 35149 млн. руб., что на 29,8 % больше уровня 2007 года в действующихценах.
С учетом уровня инфляции (14,93 % за 2008год) рост оборота крупных и средних организаций в 2008 году составил 12,9 %.
/>
Рис. 2.1 – Структура оборота по видамэкономической деятельности за 2008 год
Рост оборота в 2008 году в сравнении с2007 годом произошел в организациях следующих видов деятельности:
— транспорте и связи (в 1,6 раза),
— строительстве (143,7 %),
— обрабатывающих производствах (137,3 %),
— сельском хозяйстве (131 %),
— производстве и распределенииэлектроэнергии, газа и воды (125,6 %),
— торговле (116,1 %).
Объем отгруженных товаров собственногопроизводства, выполненных работ и услугсобственными силами крупных и средних организаций всех видов деятельности в2008 году составил 33 606,3 млн. руб., увеличившись за год на 30,2 %.
Также как и в обороте, наибольший удельныйвес в объеме отгруженных товаров собственного производства составляетпроизводство и распределение электроэнергии, газа и воды – 63,6 %,строительство – 17,4 %, научные исследования и разработки – 7,5 %,обрабатывающие производства – 4,4 %.
Мировой финансовый кризис снизил темпы ростаосновных экономических показателей организаций города, но в целом ростэкономики округа продолжился, наиболее заметное влияние кризиса – ростдебиторской и кредиторской задолженности и безработицы.
2.2 Анализ показателей качестважизни населения
Демографическая ситуация характеризоваласьследующими данными:
В 2008 году в городе родилось 490 человек.Общий показатель рождаемости снизился на 9,9 % по сравнению с соответствующимпериодом прошлого года и составил 7,3 родившихся на 1000 жителей.
Число умерших в городе превысило числородившихся в 1,6 раза и составило 779 человек. Общий показатель смертностиувеличился на 19,6 % к уровню 2007 года и составил 11,6 умерших на 1000жителей.
Естественная убыль населения составила 289человек (в 2007 г. – 105 человек).
Миграционный прирост населения в 2008 годусоставил 521 человек (в 2007 году – 212 человек). Число прибывших в городсоставило 1319 человек (в 2007 году – 1020 человек), число выбывших – 798 (в2007 году – 808 человек).
Общий прирост численности населения погороду, включая миграционный прирост и естественную убыль, в 2008 году составил232 человека (в 2007 году – 117 человек).
/>
Рис. 2.2 – Естественное движение населенияПушкинского района
В 2008 году зарегистрировано 522 брака,что на 8,7 % меньше, чем в 2007 году. Число разводов также уменьшилось на 8,7 %и составило 348.
Демографическая ситуация в течение 2008года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения,связанной с низкой рождаемостью и старением населения.
На территории Пушкинского районареализуются национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное икомфортное жилье», а также федеральные и региональные программы, направленныена улучшение демографической ситуации. Благодаря им в 2007 году в округезначительно улучшились демографические показатели.
В районе разработан «План мероприятий поулучшению демографической ситуации в Пушкинском районе на 2007-2008 годы»,утвержденный постановлением Главы администрации от 12.12.2007 № 1340. В рамкахреализации плана проведены следующие мероприятия:
— в целях социальной поддержки семей идетей единовременная денежная выплата из средств местного бюджета на рождениеребенка составила 861,0 тыс. руб., оказание материальной, продуктовой помощималообеспеченным семьям – 468,2 тыс. руб.;
/>
Рис. 2.3 – Коэффициенты естественногодвижения населения (на 1000 человек населения) в январе – декабре
— в целях социальной поддержки пенсионеров- оказана материальная, продуктовая помощь и иные виды помощи малообеспеченнымпенсионерам на сумму 396,4 тыс. руб.;
— в целях оказания медико-социальнойпомощи лицам пожилого и старшего возраста, страдающим психическимирасстройствами на базе психосоматического отделения (сестринские койки) изместного бюджета выделено 1600,0 тыс. руб.;
— с 1 июля 2008 года в структуре медсанчастисоздан отдел по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, в структуре детскойполиклиники медсанчасти создано отделение организации медицинской помощи детямв образовательных учреждениях;
— в целях укрепления здоровьяподрастающего поколения приобретено спортивное оборудование и инвентарь дляшкол и детских садов на сумму 56,8 тыс. руб. за счет всех источниковфинансирования;
— в целях обеспечения жильем молодых семейи работников бюджетной сферы 2 молодым семьям предоставлена безвозмезднаясубсидия за счет средств бюджетов всех уровней в размере 1625,5 тыс. руб.(приобретены 2 квартиры общей площадью 93,3 кв.м.) и 9 семьям работниковбюджетной сферы в размере 4115,4 тыс. руб. за счет средств местного бюджета(приобретены 9 квартир общей площадью 494 кв.м.).
— в целях улучшения экологии реализуетсярайонная целевая программа «Повышение эффективности использования энергии иудаления биогенов в процессе отведения и очистки сточных вод в Пушкинскомрайоне на 2006-2010 годы».
За 2008 год УПФР по Пушкинскому районувыдано 182 сертификата на материнский капитал. Однако снижение демографическихпоказателей в 2008 году говорит о том, что демография представляет собойсложное явление и не все факторы поддаются анализу и учету.
Среднемесячная заработная плата в целом помуниципальному образованию и по отраслям в 2008 году на крупных и среднихпредприятиях характеризуется следующими данными:
Таблица 2.1
Среднемесячная заработная плата помуниципальному образованию Пушкинский район в 2008 годуОтрасль Среднемесячная заработная плата за 2008 год % к соотв. периоду 2007 года % к среднему уровню по городу ВСЕГО по городскому округу 25654,5 131,5 100,0 в т. ч.: промышленность 29651,3 116,9 115,6 сельское хозяйство 12920,9 104,7 50,4 транспорт, связь 21264,7 138,9 82,9 строительство 31314,2 129,3 122,1 жилищно-коммунальное хозяйство 17191,8 133,2 67,0 социальная сфера, всего 13930,5 137,0 54,3 в т. ч.: — образование 12551,8 139,1 48,9 — здравоохранение 17530,7 137,1 68,3 — культура, молодежная политика 10851,7 123,6 42,3 — социальная защита 11112,3 141,5 43,3
Как видно из приведенных данных, в целомпо муниципальному образованию среднемесячная заработная плата составила 25654,5руб. и выросла на 31,5 % к соответствующему периоду прошлого года, обеспечив5,7 прожиточных минимумов трудоспособного населения.
Вместе с тем сохраняется значительнаядифференциация оплаты труда работников различных видов экономическойдеятельности.
/>/>
Рис. 2.4 – Средняя заработная платаработников списочного состава по видам экономической деятельности, руб.
Анализ заработной платы по отраслямпоказывает, что наибольшая заработная плата в 2008 году на строительных – 31314,2руб. и промышленных предприятиях – 29651,3 руб., рост к прошлому году – 129,3 %и 116,9 %, отношение к среднему уровню по городу – 122,1 % и 115,6 %соответственно.
Наименьшая заработная плата в сельскомхозяйстве – 12920,9 руб. (50,4 % к среднему уровню по городу, рост к прошломугоду – 104,7 %) и социальной сфере – 13930,5 руб., или 54,3 % к среднему уровнюпо городу, рост к прошлому году – 137 %.
Среди отраслей социальной сферы наибольшаязаработная плата в здравоохранении – 17530,7 руб., или 68,3 % к среднему уровнюпо городу, рост к прошлому году – 137,1 %.; наименьшая заработная плата – всфере культуры и молодежной политики – 10851,7 руб., или 42,3 % от среднегоуровня по городу, рост к прошлому году – 123,6 %.
Отрасли социальной сферы представлены, восновном, бюджетными предприятиями и учреждениями, поэтому приведенные данныеотражают положение по уровню зарплаты в бюджетной сфере. Принятые за последнийпериод меры позволили увеличить среднюю заработную плату в бюджетныхучреждениях в 2008 году к прошлому году в сфере социальной защиты на 41,5 %, вобразовании – на 39,1 %, в здравоохранении – на 37,1 %.
По данным организаций наблюдаемых видовдеятельности, сообщающих сведения о просроченной задолженности перед своимиработниками по выплатам заработной платы, по состоянию на 1 января 2009 годапросроченная задолженность отсутствовала.
Случаев выплаты заработной платы нижевеличины прожиточного минимума не установлено.
По состоянию на 01 января 2009 годасредняя численность работников списочного состава в крупных и среднихорганизациях Пушкинского района составила 21,4 тыс. человек и уменьшилась посравнению с 2007 годом на 470 человек или 2,2 %. Кроме того, для работы в этихорганизациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правовогохарактера 1,1 тыс. человек.
По состоянию на 01.01.2009 года на учете вЦЗН состоит 225 безработных граждан, что на 34 % больше, чем на 01.01.2008года, из них пособие по безработице получают 144 безработных граждан, что в 2,8раза больше показателя 2007 года.
Уровень зарегистрированной безработицы вотчетном периоде составляет 0,7 % экономически активного населения, против 0,5% за соответствующий период 2007 года.
/>
Рис. 2.5 – Причины выхода граждан на рыноктруда
На фоне кризисных явлений в сфереэкономики и финансов доля увольняемых по инициативе работодателя возросла на3,8 %. Массовых увольнений граждан или информации о предстоящих массовых илизначимых, с точки зрения их влияния на рынок труда, увольнениях на территориигорода в отчетном периоде не зарегистрировано.
По уровню образования состав безработныхграждан распределяется следующим образом: имеющие высшее профессиональноеобразование – 25,8 %, имеющие среднее профессиональное образование – 30,2 %,имеющие начальное профессиональное образование – 22,2 %, имеющие среднее инеполное среднее образование – 20,9 %.
Доля безработной молодежи в возрасте 16-29лет сократилась с 32,7 % до 27,6 % в общей численности безработных граждан,доля безработных граждан в предпенсионном возрасте составляет 8,9 %.
Так как рост регистрируемой безработицыначался в IV квартале 2008 года, около половины безработных имеютпродолжительность безработицы от 1 до 4 месяцев. Средняя продолжительностьбезработицы по сравнению с прошлым годом сократилась и составила 3,6 месяцапротив 4,4. Наибольшую продолжительность безработицы имеют инвалиды и лица впредпенсионном возрасте.
По состоянию на конец 2008 года общееколичество вакансий составило 1292 единицы, что на 514 единиц меньше, чем зааналогичный период прошлого года. Основная доля вакансий предназначена длятрудоустройства рабочих.
На предприятиях и организациях города,отчитывающихся в органы статистики, за 2008 год создано дополнительно 202 новыхрабочих места, что на 93 места больше показателя 2007 года.
В отчетном периоде на предприятиях иорганизациях Пушкинского района случаев забастовок не зарегистрировано.
Таким образом, несмотря на рост заработнойплаты в целом по городу на 31,5 % в течение 2008 года, главной проблемой рынкатруда продолжает оставаться устойчивый дефицит рабочей силы при сохранениисложной ситуации с трудоустройством отдельных категорий граждан – инвалидов инесовершеннолетней молодежи.
2.3 Анализ показателей бюджетаПушкинского района
Сегодня Пушкинский район стабильноразвивается. По данным рейтинговой оценки территорий, проводимой органамигосударственной статистики, по многим позициям Пушкинский район входит в числоуспешно развивающихся территорий.
На территории района по состоянию на 1января 2009 года зарегистрировано 1793 юридических лиц и 1473 индивидуальныхпредпринимателя.
Последние пять лет сопровождались вхозяйственном комплексе Пушкинского района динамичным ростом Валового продукта.Общий выпуск товаров и услуг по всем сферам возрос почти в 2 раза с 12,2 млрд.руб. в 2004 году до 22,9 млрд. руб. в 2008г, в сопоставимых ценах рост составил126% (2004г. к 2003г. – 111,2%; 2005г. к2004г. – 110,5%; 2006г. к 2005г. – 104%; 2007г. к 2006г. – 109,4%; 2008г. к2007г. – 108%).
/>
Рис. 2.6 – Динамика валового выпускапродукции и услуг (в сопоставимых ценах к предыдущему году, %) в Пушкинскомрайоне
Доля продукции промышленного сектораэкономики в общем валовом продукте района составляет 51%. За период с 1990 по2008 годы в работе предприятий промышленности произошли существенные изменения.В середине 90-х не работали практически все градообразующие предприятия.
Таблица 2.2
Динамика валового выпуска продукции иуслугПоказатели 2004 2005 2006 2007 2008 2008 к 2004% Валовой продукт района — всего, млн. руб. 12173 14234 15831 18549 22855 188 Индекс-дефлятор, % 108,1 105,8 107,3 107,1 113,8 Индекс производства, % (в сопоставимых ценах) 111,2 110,5 104,0 109,4 108 126
/>
Рис. 2.7 – Структура общего валовоговыпуска продукции и услуг в Пушкинском районе в 2008 г.
В 2008году промышленными предприятиями отгружено продукции собственного производствав 2,3 раза больше, чем в 2004г., в 2004г. — 5169 млн. руб.; в 2008 году 11656млн. руб., рост в сопоставимых ценах составил 148%. За 2008 год индекспромышленного производства в сопоставимых ценах составил 114%.
В целом ситуацию в промышленном сектореэкономики района на сегодняшний день можно считать стабильной.
На протяжении последних лет, начиная с2000 года по настоящее время, в районе наблюдается устойчивая тенденция ростаобъема инвестиций в основной капитал.
/>
Рис. 2.8 – Инвестиции в основной капитал Пушкинскогомуниципального района Ленинградской области (млн. руб.)
В 2008 году объем инвестиций составил 1300млн. руб., в 2000 году было освоено 437,6 млн. руб., увеличение почти в 3 раза.
За период с 2004 года общий объеминвестиций на развитие экономики и социальной сферы Пушкинского муниципальногорайона составил 4272 млн. руб. Преимущественно инвестиции направлены в объектыпроизводственного назначения – 90% от общего объема.
Бюджет муниципального образования служитосновным инструментом регулирования экономики, исполняя роль финансового планамуниципального образования, является фондом денежных средств, обеспечивающимместные расходы. Бюджетная система района включает 15 бюджетов поселений 1уровня, а также районный бюджет.
Таблица 2.3
Динамика доходов консолидированногобюджета Пушкинского района Наименование 2006 2007 2008 1. Налоговые доходы, (тыс. руб.) 245329 334677 406602 2. Неналоговые доходы, (тыс. руб.) 90690 150786 242446 3.Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, (тыс. руб.) 105770 135827 130191 4. Итого собственных доходов, (тыс. руб.) 441789 621290 779239
5. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней,
(тыс. руб.): 861448 1000395 1438591 дотации 358485 295826 325657 субвенции 466945 547865 680294 субсидии 25411 128971 306871 средства, получаемые по взаимным расчетам, (тыс. руб.) 10607 27733 125769 6. Всего доходов, (тыс. руб.) 1303237 1621685 2217830 7.Удельный вес собственных доходов в доходной части бюджета, % 33,9 38,3 35,1
Доля собственных доходов бюджета района вобщей сумме доходов в 2008 году составила 35,1%, за последние три годапрактически не менялась.
Консолидированный бюджет района за 2008год исполнен в сумме 2217,8 млн. руб. по доходам и по расходам в сумме 2138,7млн. руб.
В расходах преобладают затраты социальногохарактера – на образование, здравоохранение, социальную политику, покрытиеценовой разницы в тарифах предприятиям, предоставляющим ЖКУ населению. Основнымисточником собственных доходов бюджета района продолжает оставаться налог надоходы физических лиц – 39,6%.
Таблица 2.4
Структура собственных доходовконсолидированного бюджета Пушкинского муниципального района Ленинградскойобласти Удельный вес в собственных доходах, % 2006 2007 2008 Налоговые доходы – всего 55,5 53,87 52,2 в т.ч. налог на прибыль организаций налог на доходы физических лиц 44,8 43,3 39,6 налоги на совокупный доход 5 4,4 3,8 платежи за пользование природными ресурсами налоги на имущество 4,8 5,4 7,8 местные налоги и сборы 0,9 0,76 1 Неналоговые доходы, всего 20,5 24,27 31,1 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 23,9 21,86 16,7
Анализ деятельности малогопредпринимательства показывает, что именно этот вид хозяйственной деятельности,наиболее динамично развивается и от этапа развёртывания перешёл к становлению всамостоятельную отрасль экономики.
Субъекты малого и среднегопредпринимательства ведут свою деятельность во всех сферах и отраслях экономикирайона, на долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится 12% от общегообъёма производства. В 2008 году на территории Пушкинского района осуществлялисвою деятельность 800 предприятий, на которых работало более 7000 человек, чтосоставляет 17% от общего числа занятых в экономике.
Таблица 2.5
Бюджетная обеспеченность районаНаименование 2006 2007 2008 1. Доходы консолидированного бюджета района в расчете на 1 жителя, руб. 13689 17124 23544 в т.ч. собственные доходы 4641 6561 8272
В отраслевой структуре малого и среднегобизнеса 70% приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, ремонтаавтотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, 20%это обрабатывающие производства, 10% это сельское хозяйство, охота и лесноехозяйство, рыболовство и рыбоводство.
До 2020 года прогнозируется рост числамалых и средних предприятий, объём производства которых будет составлять до 18%общего объема производства по району.
Количество индивидуальныхпредпринимателей, зарегистрированных на 01.01.2009 года составило 1473 чел., изих числа почти 90% заняты в сфере оптовой и розничной торговли.
Потребительский рынок Пушкинского района,объединяющий сферу торговли, бытового обслуживания, общественного питания иразвлекательного бизнеса стабильно и динамично развивается, с каждым годомпривлекая все больше инвестиций. Оборот розничной торговли предприятий в 2008 годусоставил около 2 млрд. руб., рост к 2007 году в сопоставимых ценах – 111,5%.
Основными проблемами развития потребительскогорынка на сегодня является:
- устаревшая материально-техническаябаза;
- нехватка оборотных средств;
- большая разбросанность предприятийторговли по территории района, плохое состояние дорог, которое усугубляеттехническое состояние автотранспорта.
3. Разработка предложений по повышениюуровня жизни населения Пушкинского района
Основой экономики Пушкинского районаявляются на сегодня 13 крупных и средних промышленных предприятий, образующихмногоотраслевой промышленный комплекс: целлюлозно-бумажной, металлургической,химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Можносказать, что промышленный комплекс стал «локомотивом роста» для экономикирайона, тому подтверждение – результаты работы промышленных предприятий запоследние пять лет. И все же отрасль промышленности нуждается в серьезномобновлении основных фондов, значительном объеме дополнительных инвестиций.
Стратегия формирования инвестиционных зонна территории Пушкинского района предполагает развитие, как существующихпроизводственных территорий, так и создание новых площадок для размещенияпромышленных предприятий и коммунальных объектов.
Приоритетные направления развитияпредпринимательства в Пушкинском районе – это производственная сфера, образование,физкультура и спорт, туризм, ЖКХ, предоставление бутовых услуг населению иразвитие информационных технологий.
Сельское хозяйство играет особо значимуюсоциальную роль не только по обеспечению продовольственной безопасности района,но и развитию сельских территорий, трудовой занятости населения, формированиюдоходной части бюджета.
Решающую роль в переоборудовании молочныхферм и животноводческих комплексов сыграл областной инвестиционный кредит, апозже приоритетный национальный проект «Развитие АПК», участниками которого ужестали 4 хозяйства района. Благодаря значительному удешевлению для потребителейдолгосрочного кредитного ресурса стало возможным появление в районе высокопроизводительныхмолочных комплексов, где кроме компьютера, молочное стадо обслуживает одиноператор.
Развитие лесопромышленного комплексасейчас является одним из приоритетных в экономике Пушкинского муниципальногорайона.
Отрасль, куда входят мебельное, фанерное,лесозаготовительное и деревообрабатывающие производства, объединяет 25 среднихи малых предприятий, где работает свыше 1500 человек.
Основные трудности, стоящие перед лесной идеревоперерабатывающей промышленностью обусловлены, в основном, отсутствиемплатежеспособного спроса. В течение последнего ряда лет большая часть заготавливаемойдревесины в круглом виде и пиломатериалы экспортировались в Финляндию. Насегодняшний день в связи с ростом пошлин объемы экспорта значительно снизились.Необходимо создание в районе лесного кластера, ориентированного на глубокуюпереработку древесины.
Одним из перспективных направленийразвития Пушкинского района является развитие туризма. Для этого есть всенеобходимые предпосылки: удобные выходы по воде в Ладожское озеро, «изрезанная»береговая линия с большим количеством мелководных и сравнительно хорошозащищенных бухт, множество интересных исторических и культурных памятников.Однако, чтобы реализовать этот потенциал, нужна соответствующая инфраструктура.
Основное направление развитиятуристической инфраструктуры включает в себя создание комплекса туристическихобъектов.
Социальная защита является приоритетнымнаправлением государственной политики.
Цели деятельности комитета социальнойзащиты населения Пушкинского района на 2009 год и на период до 2020 года:
· реформирование управления системойсоциальной защиты населения;
· укрепление социального здоровьянаселения Пушкинского муниципального района.
Для дальнейшей успешной реализации задач вобласти социальной защиты населения в Пушкинском районе в ближайшее времянеобходимо решить ряд проблем:
1. Строить работу системы социальнойзащиты перспективно, учитывая, что на территории Пушкинского района имеетсямножество отдаленных сельских поселений, для этого путем внедрения различныхформ исследований необходимо получать достоверные и объективные сведенияпотребности населения в социальных услугах;
2. Способствовать привлечениюнегосударственных организаций в сферу социального обслуживания и обеспечитьперевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные в 2010 году;
3. Повышать качество социальногообслуживания. Предоставлять услуги строго в рамках административных регламентови индивидуальной ответственности;
4. Совершенствовать систему контролякачества предоставляемых социальных услуг через комплексные и тематическиепроверки, мониторинг предоставления социального обслуживания в Пушкинскомрайоне, анализ отчетности, анкетирование клиентов и используя механизм целевогобюджетирования, ориентированного на результат;
5. Продолжить совершенствование содержаниясоциального обслуживания через новые подходы, формы, технологии, которыесоответствуют требованиям времени;
6. Продолжить работу по сокращениючисленности детей, находящихся в реабилитационных учреждениях длянесовершеннолетних через устройство детей в семейные воспитательные группы;
7. Провести экспертизу неблагополучиясемей Пушкинского района (подворовые обходы, составление актовматериально-бытового обследования, анкетирование) с целью изучения потребностив социальных выплатах, чтобы эти выплаты способствовали выходу граждан и их семейиз бедности.
Решение выше обозначенных проблем, вусловиях современного экономического развития, будет способствовать обеспечениюсоциальной стабильности в Пушкинском районе и уверенности граждан в завтрашнемдне.
Для обеспечения правопорядка на территориирайона, экономической, экологической и продовольственной безопасностинеобходимо:
· осуществление выплат участковымуполномоченным милиции отдела внутренних дел Пушкинского района надбавок вустановленном законом порядке.
· приобретение и передача квартир вслужебное пользование участковым уполномоченным милиции отдела внутренних делВМУ для укомплектования кадрами городских и сельских поселений;
· проведение комплекса мероприятийантитеррористической и антиалкогольной комиссиями, наблюдательным Советом посоциальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
· принятие предупреждающих мер,направленных на ограничение размеров ущерба и создание менее уязвимых структурпоселения;
· ежегодная разработка и финансирование мероприятийпо пожарной безопасности в учреждениях, на предприятиях, в лесных массивах;
· разработка и проведение комплексамероприятий по обеспечению безопасных условий труда в организациях и напредприятиях Пушкинского муниципального района;
· взаимодействие с фондом социальногострахования в части финансирования мероприятий по улучшению условий и охранытруда работников, занятых на работах с вредными условиями труда.
Развитие дошкольного образования
· Создать условия для обеспечения возможностикаждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольногообразования.
· Обеспечить не только доступностьдошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья,социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости имногообразия образовательных программ и форм предоставления образования.
· Создавать условия для формированиясистемы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, впервую очередь для семей с детьми до трех лет.
· Осуществлять реструктуризацию иразвитие сети дошкольных учреждений, формировать конкурентную среду путемсоздания сектора автономных образовательных учреждений, частных дошкольныхучреждений. Для развития конкуренции вводить системы муниципального задания(заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к немунегосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизмоплаты услуг дошкольного образования.
Разработка методических рекомендацийосуществляется на основе выявленных тенденций развития района.
Модернизация системы образования являетсяосновой динамичного экономического роста и социального развития общества ифактором благополучия граждан. Возможность получения качественного образованияпродолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, решающимфактором социальной справедливости и политической стабильности на основании:
— достижения качества образования,гарантирующего наибольший вклад системы образования в решение ключевыхобщественно значимых проблем края;
— создания открытой общедоступнойразвивающей образовательной среды, направленной на позитивную социализацию исамоопределение человека
— развития личности, способной активноучаствовать в инновационном социально-экономическом развитии страны и региона.
Жилищная проблема остается наиболее остройиз всех социальных проблем. В настоящее время в муниципальном жилищном фондеПушкинского района 5323 жилых дома общей площадью 472600,0 кв.м, из них 59жилых домов общей площадью 16100 кв.м признаны аварийными, кроме того непризнаны аварийными, но ими являются еще 113 домов общей площадью 313330 кв.м.
Расселение граждан из ветхого жилья из-заотсутствия жилой площади происходит очень медленно.
Для достижения цели обеспечения граждандоступным жильем, соответствующим социальным стандартам необходимо решениеследующих задач:
— подготовить и принять муниципальныенормативные правовые акты, регулирующие и развивающие жилищное строительство;
— создать условия для развития массовогожилищного строительства за счет всех источников финансирования, в том числечерез ипотечное кредитование
— обеспечить строительство жильяисходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;
— подготовить земельные участки поджилищное строительство инженерной инфраструктурой в городских и сельскихпоселениях Пушкинского муниципального района;
— строительство объектов социальной сферы.
Наиболее проблематичными в этом смыслеявляются такие категории населения, как сироты, инвалиды, многодетные семьи. Всвязи с этим для Пушкинского района является необходимым разработка иреализация программ их поддержки.
Основными направлениями реализации данныхпрограмм могут стать:
1. организация фондов поддержкидетей-сирот, инвалидов и многодетных семей. При этом необходимо понимать, чтореализация данного мероприятия требует существенного уровня финансирования,следовательно, будет растянуто во времени и реализовываться в течениедлительного срока;
2. введение льгот для предприятий иорганизаций, имеющих в численности работающих детей-сирот и детей из многодетныхсемей. Льготы для предприятий, в структуре работников которых значительна доляинвалидов, введены федеральным законодательством, однако они недостаточноэффективны ввиду того, что инвалиды не в состоянии выполнять многие виды работ,что обусловливает отказы для них в принятии на работу;
3. организация и стимулирование развитияпредприятий, основная доля работающих на которых будет представлена инвалидами.Возможные направления деятельности таких организаций – уборка территории,помощь по дому, присмотр за стариками и детьми. Данные виды деятельности внастоящее время пользуются значительным спросом и при этом не требуют тойловкости и умений, которые не присущи инвалидам;
4. реализация программ обеспечения жильемданных категорий населения. Это может быть как обеспечение жильем измуниципального фонда, так и стимулирование предпринимателей на покупку истроительство жилья для социально незащищенных слоев населения. Стимулированиепредпринимателей в этом смысле может осуществляться путем вычитания данных затратиз налогооблагаемой прибыли, предоставление права рекламы организации на зданиимуниципалитета, использование в администрации ручек, кружек и прочих мелкихпредметов с символикой предприятия. Такие виды рекламы в настоящее времяявляются малоиспользуемыми для предприятий и организаций, в то же время онибудут стимулировать их сбыт ввиду высокого уровня посещаемости муниципальныхорганов населением и пониманием, что наличие символики организации вмуниципалитете свидетельствует о поддержке предприятия органами муниципальнойвласти. Таким образом, как для предприятий, так и для муниципалитета такиельготы являются малозатратными, в то же время будут нести в себе высокуюэффективность в смысле стимулирования сбыта предприятий.
Заключение
Уровень и структура доходов населения, ихдифференциация зависят от конкретных исторических, национальных, региональныхусловий и особенностей, обусловлены господствующими отношениями собственности ипроводимой государством экономической и социальной политикой. Они формируются входе реализации всей совокупности экономических связей и отношений междурезидентами экономики, социальными группами, отдельными гражданами. Отсюдавытекает социально-экономическая сущность доходов домохозяйств: доходы домашниххозяйств как социально-экономическая категория, выражают отношения междухозяйствующими субъектами и их группами, социальными стратами и гражданами поповоду части общественного продукта, присваиваемой населением.
Доходы населения представляют собойнаиболее приемлемый показатель уровня благосостояния населения, позволяющийпровести сопоставление социального неравенства сравнением уровней доходов погруппам населения и рассчитать показатели бедности.
Бедность населения — одна из основныхглобальных проблем, которая остается нерешенной. Даже само понятие«бедность» трактуется по-разному в зависимости от целей егоиспользования. Понимание бедности как лишений и скудных возможностей развитияпредставляется более обоснованным, чем сведение проблемы к низкому уровнюдоходов определенных слоев населения. Бедность означает также лишение человекавозможностей и условий достойного существования не только с точки зрения уровняжизни, но и таких аспектов, как творческая деятельность, свобода.
Местное самоуправление – это тот уровеньвласти, который наиболее приближен к населению, им формируется и емунепосредственно подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросыудовлетворения основных жизненных потребностей населения, и именно здесь ошибкии неэффективность дорого обходятся людям. Именно местное самоуправление иявляется той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете,устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.
Основные направления развития Пушкинскогорайона – развитие лесопромышленного комплекса, модернизация системздравоохранения и образования, строительство нового жилья, решениеэкологических проблем.
Прокомментируем приоритетные направленияразвития анализируемого района.
1. Постоянное проживание. Учитывая текущиедемографические тенденции, в том числе активное старение населения Пушкинскогорайона, особое внимание следует уделить молодежной политике.
2. Временное посещение Пушкинского районасегодня во многом ограничено из-за неразвитости инфраструктуры туризма. Следуетстимулировать конкуренцию на рынке туристических услуг за счет притока внешнихинвестиций для строительства объектов гостеприимства.
3. Постоянное ведение коммерческойдеятельности на территории Пушкинского района следует развивать с учетомцентрального положения области. Поддержка со стороны органов власти должна бытьнаправлена в первую очередь на те коммерческие предприятия, руководителикоторых осуществляют корпоративные социальные программы для работников иучаствуют в решении социальных задач населенных пунктов.
Устойчивое социально-экономическоеразвитие территории может быть достигнуто за счет расширения производственныхинтересов частного капитала на территории районов. Для Пушкинского района важнорасширить представление о возможностях развития бизнеса и, учитываядолгосрочные интересы районов, признать сегодня приоритетными четыренаправления развития бизнеса: переработка природных ресурсов территории,развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, развитие непроизводственнойсферы и бизнес-услуг, развитие народных промыслов и ремесел.
Важнейшим направлением повышенияэффективности деятельности муниципальных органов власти является поддержкауровня жизни населения. В работе предложен перспективный путь стимулирования помощинаселению со стороны действующих в районах предприятий и организаций социальнонезащищенных слоев населения путем предоставления возможности рекламы своейдеятельности путем размещения логотипов и символики своей фирмы на техпредметах, которые используются в повседневной деятельности муниципалитета –ручки, кружки, возможно, наклейки на столах или оргтехнике.
Развитие сельскохозяйственногопроизводства в регионе должно основываться на первоочередном обеспечениисельских районов необходимыми условиями жизни, доступе к образовательнымучреждениям, качественном транспортном снабжении и прочей инфраструктуры жизнисельского населения.
Списокиспользованной литературы
1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., СиротинаТ.П. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой.М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Айвазян С.А., Енюков И.С., МешалкинЛ.Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М., 2005.
3. Ален Р.Д. Экономические индексы. М.:Статистика, 2005.
4. Беляевский И. К. Статистика в теории иприкладных исследованиях // Вопросы статистики. 2008. № 6.
5. Беляевский И.К., Кулагина Т.Д.,Короткое А.В. и др. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И.К.Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2005.
6. Виленский А., Домнина И. – Системасоциальной поддержки населения: Уровень кризиса и региональный опыт.// Вопросыэкономики, 2009, №2.
7. Горячева И. Построение индексапотребительских цен // Вопросы статистики.2008. № 2.
8. Громыко Г.Л. Статистика. М.: Изд-воМГУ, 2006.
9. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общаятеория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика,2008.
10. Кардашевский В. Повышения уровня жизниможно достичь только за счет производительности.// Вопросы экономики, 2008, №8.
11. Кулагина Г.Д., Дианов Д.В. Основыфинансовой статистики: Учеб. пособие. М: МНЭПУ, 2007.
12. Курс социально-экономическойстатистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ,2005.
13. Липпе П. Экономическая статистика: Стат.очерки. Т. 1 / ФСУ Германии 2005.
14. Методологические положения постатистике. Вып. 2. М.: Госкомстат России 2008.
15. Никифоров А., Лубков А. Основныенаправления реформирования заработной платы.// Экономист, 2009, №4.
16. О формах государственногостатистического наблюдения централизованных органах государственной статистики// Вопросы статистики. 2009. № 1.
17. Общая теория статистики / Под ред. А.А.Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 2008.
18. Овчарова Л., Турунцев Е., Корчагина И. Бедность:где порог. // Вопросы экономики, 2008 №2.
19. Основы социальной статистики: методы,система показателей, анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
20. Порог выживаемости // Аргументы ифакты. 2008. № 4.
21. Римашевская Н., Ванной Д. И др. Окно врусскую частную жизнь. -М. ACADEMIA, 2007.
22. Рябикин В.И. Актуарные расчеты. М.:Финстатинформ, 2006.
23. Салин В.Н., Ситникова О.Ю. Техникафинансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика,2009.
24. Сиденко А.В., Башкатов Б.И., МатвееваВ.М. Международная статистика: Учебник – М.: Дело и Сервис, 2009.
25. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М.Статистика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2005.
26. Система показателей для анализасоциально-экономических процессов в странах Содружества на основе системынациональных счетов и смежных разделов макроэкономической статистики //Информационный бюллетень Статкомитета СНГ. 2008. № 6 (38).
27. Социальная статистика: Учебник/ Подред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2007.
28. Социально-экономическая статистика/ Подред. Громыко Г.Л. – М.: МГУ, 2009.
29. Социально-экономическое положениеРоссии в 2008 году. -М.: Госкомстат РФ. 2009.
30. Статистика финансов: Учебник / Под ред.проф. В.Н. Салина. М.: Финансы и статистика, 2005.
31. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П.,Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г.Ионина. – Новосибирск:МГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 2009.
32. Суриков А. Основные показатели уровняжизни населения в условиях рыночной экономики // Вестник статистики. 2008. №12. С. 11–15.
33. Экономическая статистика: Учебник/ Подред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2008.