Реферат по предмету "Философия"


Обоснованность научного знания

- 1 -Обоснованность научного знания. Анализ ситуаций, ведущихк теоретическим и практическим ошибкам. Научноепознание - высший уровень логического мышления. Результат научного мышления есть знание Для познания сущностных сторон мира ичеловека недостаточно форм и средств обыденного мышления, необходимысложные логические формы мышления, научные эксперименты и наблюдения,методы и методики. Логика науки опирается на те же общие формы исредства логического познания,

что и обыденное мышление, однако в ихнаиболее сложном виде. Математическая и диалектическая логики, логикинауки как таковыеприменяются почти полностью только в научном позна-нии. В историинауки существовали две крайние трактовки природы мысли-тельного творчества. С одной из точек зрениямыслительное творчествоесть внезапный, спонтанный процесс озарения, возникающий из глубинбессознательной интуиции. С противоположной интуитивизму точки зрениятворчество - результат

механического поиска правильногорешения задачипо методу проб и ошибок . Мыслитьтворчески - значит мыслить логично. Однако в одном изсвоих наиболее важных аспектов творчествовыступает также как умениемыслить нелогично ЭВМ стоит нижечеловека, ибо она мыслит lt lt идиотскилогично gt gt . Высшим уровнемлогики является диалектическая логика. Кореннаяособенность диалектической логики заключается в том, чтоона схватыва-ет, адекватно отражает

противоречивость и развитие мира и человека.Диалектическая логика выражает дух современной науки,которая находит-ся в состоянии становления. Собственная система понятий илогика част-ных наук, всегда остаются недостаточными для решениясвоих собственныхфундаментальных проблем. Поэтому успешное развитиесовременной науки иее практических приложений возможно в конечном счете лишь благодаряприменению - сознательному или стихийному -диалектических форм мысли.

Существуюттакже конкретные логики в рамках каждой из фундамен-тальных отраслей знания. Логика теории Ньютона коренным образом отли-чается от логикитеории относительности, ибо с позициипоследней ло-гично мыслить пространство и время изменчивыми, зависимымиот движенияи тяготения, что кажется логическим абсурдом врамках ньютонианскогомышления. Заблуждениясоставляют составляют важный момент диалектическиразвивающегося научного знания, который да т возможность лучше понять -

2 -научное познание в целом. Мах дал определение если суждение ока-зывается в противоречии с соответственнымпереживанием, мы называемего заблуждением . От понятия заблуждения он отличал понятие ложь ,которое , по его мнению, предназначается дляхарактеристики намеренно-го введения в заблуждение. Эта трактовка заблуждениясчитается методо-логически несостоятельным. Под заблуждением обычно понимается опреде-ленный вид ложных высказываний, отличающихся от прочихложных

высказы-ваний тем, что ложное принимается за истинное. Многиефилософы-метафизики принимали и принимают такую модельразвивающегося научного знания, которая включает в себя не только ис-тину, но и заблуждение. Но, допуская заблуждение, они рассматривалиего как абсолютную противоположность истине, представляющий чисто не-гативный момент знания. Прогресс науки, с их точки зрения возможентолько при условии полного

исключения из не элементовзаблуждения. Чтобы найтиправильное решение проблемы ученый должен пользовать-ся методом проб иошибок. Нахождению истины обычнопредшествует цепьзаблуждений. Заблуждения в данном случаи - это не простоошибочные ре-шения, но такие ошибочные решения, которые принимаются заистинные. Ихнеизбежность не является тогда простым следствием применения методапроб и ошибок. Онинеизбежны и постольку, поскольку в течении опреде-ленного времени они не сталкиваются с опровергающими

их фактами илизаконами. Это происходит вследствие того, что последниедалеко не сра-зу становится известным науке. Но заблуждениясвязаны не только с индивидуальным творческим про-цессом отдельно взятого ученого. Они могут приобретать характер науч-ных направлений. Когда наука сталкивается со сложной проблемой, в це-лях ее решения формируются, как правило, несколько научных направле-ний. Далеко не всегда и не все эти направления приводят кистине, не-которые из них

могут оказаться ошибочными. Возьмем, кпримеру, квантовую механику. Для ее создания принципи-альное значение имела модель электрона как классическогообъекта, дви-жущегося по классической орбите вокруг атомного ядра.Само по себе та-кое представление об электроне было ошибочным, но именнооно позволилосформулировать ряд проблем, решение которых привело ксозданию кванто-вой механики. Выборошибочного решения приводит к сужениюполя возможных реше-ний, что в конечном счете создают благоприятные

условиядля нахожденияправильного решения. Открытиюзакона сохранения энергии предшествовали многочисленные - 3 -попытки создать вечный двигатель - перпетуум-мобиле. Неудача всех та-ких попыток и теоретический анализ причин их неудач явились важнойпредпосылкой для исследований сущности энергии, которыепривели к отк-рытию закона сохранения энергии. В теории правдоподобия Поппер стремится доказать lt lt нереалистич-ность gt gt точки зрения на науку

как на совокупностьтолько одних истин.То, с чем имеет дело реальная наука, представляет, по его мнению, со-четание истины и элементов заблуждения. Как отмечает Поппер, логичес-кое понятие правдоподобия вводится путем объединения двухпонятий, ко-торые были предложены Тарским семантическая теорияистины , - семан-тического понятия истины и понятия логического содержаниявысказываний. Правдоподобие- это определенное сочетание истинного и ложногосодержаний высказывания или теории в целом.

Данноепонятие применяетсядля характеристики перехода от одного высказывания илитеории к друго-му высказыванию или теории. Т2 ближе к истине илиболее похожана истину, чем Т1если и только если из нее следует больше истинных,но не ложных, высказываний или, по крайнеймере, столько же истинныхвысказываний, номеньше ложных. Поппер считает, что его концепцияправдоподобия может быть эффективно примененадля оценки тенденций вразвитии физического знания.

Поппер отождествляет понятие lt истина gt и lt абсолютная истина gt .Отсюда он приходит квыводу, что истина принци-пиально не достижима. lt lt Идея истины пишет он является абсолют-ной однако нельзя требовать абсолютной достоверности мыявляемся ис-кателями истины, но не ее обладателями gt gt . Когдаговорят, что теория верна с точностью доопределенной пог-решности, за этим не редко скрывается следующийсмысл теория верна вопределенных объективных границах.

Однако это ни в коей мере не озна-чает, что она лишена истинности или включает в себя вкачестве элемен-та ложное содержание в смысле Поппера. Это говорит лишь о том, чтоее истинность носит относительный характер, что теорияверна в опреде-ленных объективных границах. Например законЛомоносова-Лавуазье утверждает, что сумма масс ве-ществ, вступающих в химическую реакцию, равна сумме масспродуктов ре-акции. Этот закон не учитывает дефекта массы.

При сгорании 3000 тоннугля этот дефект равен 1 г. Чтобы заметить его, нужно производитьвзвешивание с точностью 3 10 в -8 степени . Этотзакон имеет своейосновой не тольконеточность измерений. Он объективен вопределенныхграницах - для которых дефект массы практически равеннулю.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.