СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятиеи признаки переходной экономики
2. Моделипереходной экономики
3. Спецификапереходного процесса в российской экономике
Заключение
Список литературы
Введение
Мировое сообщество вступило в XXI век, который уже получилопределение «переходная эпоха». Суть переходной эпохи — переход к состоянию«устойчивого (sustainable) развития», основу которого составляет здоровое будущее,построенное на адекватной экологической базе.
Прикладное понимание понятия«переходность» обусловлено необходимостью обозначить одним конкретным терминомвсю совокупность социально-экономических явлений в постсоциалистических странахпосле принятия властями политического решения ликвидации монополиигосударственной собственности, чрезмерной централизации управления ивосстановления рыночных отношений, основанных на развитом институте частнойсобственности.
Тема актуальна для изучения, т.к. позволяет рассмотретьособенности переходного периода экономики.
Целью данной работы является описание сущности переходнойэкономики. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующий рядзадач:
1. описатьпонятие и признаки переходной экономики;
2. охарактеризоватьмодели переходной экономики;
3. выявитьспецифику переходного процесса в российской экономике.
Методами исследования избраны: описание, анализ литературы, синтезинформации.
Работа написана на основании учебной литературы отечественныхавторов.
1. Понятие и признакипереходной экономики
Смена одной хозяйственной системы надругую не происходит одномоментно. Для полной замены требуется определенныйинтервал времени.
Переходная экономика (переходный период вэкономике) — этохозяйственные процессы в период перехода от одной хозяйственной системы кдругой.
Хозяйственные процессы в переходный периодсущественно отличаются от аналогичных процессов внутри какой-либо хозяйственнойсистемы. Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков:
I. Неустойчивость. Это означает, что впереходный период происходят постоянные изменения, одни формы хозяйствованиязаменяются на другие. Причем изменения переходной экономики отличаются отизменений внутри хозяйственной системы. Изменения эти являются безвозвратными,то есть новые элементы меняют старые навсегда. Напротив, изменения внутрисистемы могут быть безвозвратными, то есть новые элементы вводятся временно(например, жесткое государственное регулирование вводится только на периодкризиса, а в период стабильности отменяется).
Изменения переходного периода охватываютвсе стороны хозяйственной жизни общества. Тем не менее, изменения переходногопериода неравнозначны по своему влиянию. Среди них выделяются два, которыеявляются необходимыми и достаточными для смены одной хозяйственной системы надругую. Этими изменениями являются:
· изменение господствующейформы собственности на производственные ресурсы (труд, земля, капитал);
· изменение господствующегоспособа ценообразования на товары и услуги.
Если хотя бы одно из этих изменений несостоится, то новая хозяйственная система не сможет прийти на смену старой.Каждой хозяйственной системе соответствует своя господствующая формасобственности на производственные ресурсы (что не исключает наличие другихформ, с меньшим удельным весом).
Для традиционной системы — этоколлективная форма собственности.
Для рыночной — частная.
Для командно-административной — государственная.
Точно также каждой хозяйственной системесоответствует свой главенствующий способ ценообразования. Главным фактором ценыв традиционной системе являются обычаи и традиции, для рыночной — состояниеконъюнктуры (соотношение спроса и предложения), для командно-административной — решения государства. По вышеуказанным критериям нельзя считать смену системыэкономики «совершенной конкуренции» на «смешанную» экономику сменойхозяйственной системы в целом (господствующей формой собственности осталасьчастная, а ценообразование, в большинстве своем, продолжало основываться нарыночной конъюнктуре).
Изменения в переходном периоде имеютразличные качественные характеристики. Они могут быстро осуществляться в ходесознательной деятельности людей, а могут растягиваться на столетия. Наконец,переходные изменения могут иметь как прогрессивное, так и регрессивное значениедля экономического развития соответствующей страны.
С этой позиции (качественного характера)изменения переходного периода можно классифицировать следующим образом:
-естественно-эволюционные изменения.Этиизменения происходят длительное время (до нескольких столетий); осуществляютсяони, в целом, независимо от сознания людей, в начале, нововведения существуют ввиде обычаев и традиций, а затем закрепляются в законах; наконец, эти измененияимеют прогрессивный характер, т.е. способствуют дальнейшему развитию экономики(новые элементы заменяют старые только тогда, когда они полностью исчерпываютсвой ресурс развития). К естественно — эволюционным изменениям можно отнеститакие, как замена натуральных отношений на товарные, мануфактурногопроизводства — на фабричное, замена локальной торговли на мировую и т.п.;
-естественно-реформаторскиеизменения.Ониосуществляются быстро, в ходе сознательной деятельности людей. Они сразузакрепляются в законодательных актах, также носят прогрессивный характер.Естественно-реформаторские изменения однонаправлены сестественно-эволюционными, они только ускоряют развитие последних.Экономическая история России дает нам яркие примеры естественно-реформаторскихизменений (отмена крепостного права, введение фермерства в ходе реформ П.А.Столыпина). В зарубежной истории можно привести такие примеры, как кодификацияправ собственности при Наполеоне (Гражданский кодекс Наполеона),законодательное оформление государственного регулирования экономики в ходе «Новогокурса» Ф. Рузвельта;
-искусственно-революционныеизменения.Онитакже осуществляются быстро,являются результатом сознательной деятельности людей, закрепляются в законах ииных юридических актах. Однако эти изменения всегда регрессивны. Новые элементы меняют старые тогда, когдаони еще далеко не исчерпали свойресурс развития. Более того, новые элементы качественно хуже старых элементов. Таким образом, в результате искусственно-революционныхизменений экономика страны оказывается отброшенной далеко назад и переживает глубокий кризис. Такиеизменения осуществляются не ради экономическогопрогресса общества, а ради неэкономических целей (например, высокого уровняполитической власти). Наиболее ярким примером таких изменений являются всеэкономические преобразования коммунистов в России после переворота 1917 г.Упраздненные ими рыночные отношения являлись гораздо более эффективным механизмом,чем командно-административная система, пришедшая им на смену.
Изменения в переходной экономике можноклассифицировать и, с точки зрения, территориального распространения. С этойпозиции переходные изменения могут быть локальные и глобальные.
Локальные изменения — это изменения впереходной экономике отдельной страны. К примеру, к таким изменениям могутотноситься отмена цеховой системы в Голландии в середине XVI в., или приватизациягосударственного имущества в России в начале 90-х годов XX в.
Глобальные изменения — это изменения переходнойэкономики, охватывающие весь цивилизованный мир. К таковым можно отнести заменунатурального хозяйства товарным, мануфактурного производства — фабричным и т.п.
II. Альтернативность. Это означает, что переходк новой хозяйственной системе можетосуществляться различными способами.
Вообще всегда существует несколько вариантовперехода. Они могут различатьсяпо технике осуществления, идеологическими установками, сроками осуществления и т.п.Как правило, альтернативные варианты являются несовместимыми друг с другом, зачастую они дажевраждебны.
Варианты создания новой хозяйственной системытеоретическисформулированыв виде практических программ, которые составлены видными учеными-экономистами, за которыми стоятконкретные социальные слоинаселения, крупнейшие корпорации, политические партии.
Альтернативность переходной экономикипредполагает наличие проблемы выбора пути создания новой хозяйственной системы, потому чтонеобходимо выбрать только одинвариант. Этот выбор имеет очень важное значение. От выбора способа перехода кновой системе во многом зависят качественные характеристики этой системы.
В зависимости от способа переходасозданная новая хозяйственная система может способствовать дальнейшему развитиюэкономики страны, а может его сдерживать. Любая переходная экономика даетмножество примеров альтернативности. Наиболее яркие примеры существуют всовременных посткоммунистических странах. В самом общем виде, альтернативностьтам проявилась в существовании двух противоположных концепций: концепций«градуализма» и концепции «шоковой терапии» (постепенный и радикально быстрыйварианты перехода к рыночной хозяйственной системе) [2, с.20-22].
III. Историчность.Это понимается так, чтопереходные процессы в любойстране являются уникальными и неповторимыми, поскольку основываются нанациональных традициях и обычаях. В принципе любая переходная экономикатакже уникальна, как уникальна любая национальная экономика. Еще в середине XIX в. экономистыисторической школы (Ф.Лист, Г. Шмоллер, А. Рошер, Г. Гильдебранд) убедительно доказали, что национальная специфика в экономическихпроцессах сильнее так называемыхобщих закономерностей. Поэтому эти закономерности проявляются в разных странах абсолютнопо-разному. Успех переходных преобразований, в первую очередь, зависит от того, соответствуютли они национальным особенностямконкретной экономики. Чем больше будет такого соответствия, тем менее болезненным станет переход к новой хозяйственной системе, а самахозяйственная система — эффективнее.
Практически, подтверждается в национальнойспецифике переходных процессовв таких странах как Венгрия, Чехия, Словакия. Китай (в начале 90-х годов XX в.). Это наиболееуспешные варианты построения рыночной экономики, основанные на соблюдении национальных традиций.Другим примером являются страны бывшегоСССР. Применение моделей переходныхпреобразований без учета национальных традиций привело к негативным последствиям.Заимствованные схемы преобразований все равно приняли национальный колорит только вотрицательном смысле. Данный признак проявляется еще и в том, что еслиприменить одинаковую программу переходных преобразований в двух разных странах,то она неизбежно даст абсолютно разный эффект (как в плане результата, так и вплане развития).
IV. Кризисностъ.Ни один переходный периодне проходит безболезненно. В данный интервал времени неизбежны кризисныеявления. Они возникают по следующим причинам:
1. Переходныйпериод начинается тогда, когда существующая хозяйственная система исчерпываетсвой ресурс развития и входит в состояние тяжелого хронического кризиса.Поэтому весь переходный период идет медленное, постепенное преодолениекризисных явлений старой системы. Некоторые из них преодолеваются быстро,другие медленно. К примеру, в России в 90-е годы XX века достаточно быстробыл преодолен товарный дефицит. Однако такие элементы командно-административнойсистемы как коррупция, крайняя неравномерность уровня доходов, бюрократизм,правовой нигилизм не преодолены до сих пор и перспектива их преодоления непросматривается.
2. Зарождающаясяновая хозяйственная система является еще несовершенной и неустоявшейся, еефункционирование неизбежно сопряжено с кризисными явлениями, присущими уже ейсамой. Так, в период перехода к рыночной системе любая экономика сталкивается сэлементами ее кризиса: инфляцией, безработицей и др. Только по мересовершенствования новой системы она преодолевает кризисные явления, превращаяих из хронических в периодические.
Таким образом, любой переходный периодсочетает в себе кризисные явления, присущие как уходящей, так и приходящейсистеме. Эти кризисные явления можно смягчить (за счет правильной политикипреобразований). Но полностью избежать их практически невозможно.
2. Модели переходнойэкономики
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились двепротивостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (отанглийского слова «gradual» — постепенный), а вторая — «шоковая терапия». Выражение «шоковаятерапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином дляобозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерныеособенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляетсяв экономической литературе.
Градуализм — это экономическая концепция, котораяпредполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводитгосударству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепциисчитают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементыкомандно-административной экономики рыночными отношениями. По мнениюградуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкогоснижения производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма — реформы в Китае. Хотя эта странаотносится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что можетслужить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.
С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпыразвития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущихгосударств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.
Китайское руководство придерживается крайне прагматичногоподхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняетгосударственный контроль там, где считает это необходимым. Политическаястабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательствав сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал,вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Оченьудачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморскихпровинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новыепроизводства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы [6, с. 383].
В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднееперевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепеннуюреформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство вто же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование.Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятиятяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем ихпридется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможностидолжно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек засобой опасных экономических и социальных последствий.
Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценностьсостоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещатьреформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегдатрудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмовобычно ведет к сбоям в работе предприятий.
Успех преобразований в Китае в решающей степени связан сналичием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятиеограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволилов очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкоепроизводство. В свою очередь это дало толчок для более крупныхпредпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширениядела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализациягосударственных предприятий.
Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся вблагоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеетвозможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности,отличающие преобразования в Китае от реформ в России, Беларуси и других странахпостсоветского пространства? Во-первых, в Китае на данный момент нет движения кполитической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, асохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной икультурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается спроблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами.Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации другихпостсоветских стран. Поэтому китайский опыт в целом невоспроизводим, например,в России, хотя отдельные его элементы могли бы найти использование [6, с. 384].
«Шоковая терапия». Переход к рыночнойэкономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От егорешения зависят последовательность проводимых мероприятий, составреформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформсуществуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ — «шоковаятерапия» и постепенного, эволюционного перехода.
«Шоковая терапия» — это экономическая концепция, котораясчитает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политикиодномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов идостижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма,современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработанамериканским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и егопоследователями.
Монетаризм исходит из того, что рынок — это самая эффективнаяформа экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтомумонетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должныпроисходить с минимальным участием государства. Действительно, как показываеттеория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт.Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранениисвоего социального статуса и потому не расположены к тому, чтобы допуститьавтономное функционирование экономики.
Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большойупор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизациюрынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезиснеоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы,предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации(институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи ипосреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальныекодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самихпредпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможностивозникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики,например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли.Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует оченьдлительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополнятьсямерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.
Согласно монетаристской доктрине, главная задача государствав переходный период — поддержание устойчивости финансовой системы, посколькубез стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба синфляцией — стержень монетаризма [6, с. 385].
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии»направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которыедолжны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма.Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить толькото, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Чтокасается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, томонетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чемрастягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
В наиболее последовательном виде эта доктрина былареализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительствомпод руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два — три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурнымразвитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польшевсего через три — четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономическогороста.
Недолгая история переходной экономики показывает, что почтивсе постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовалисьдоктриной «шоковой терапии». В некоторых странах — например, в Польше, Чехии иЭстонии — этот опыт был вполне успешен.
Выбор, который большинство стран с переходной экономикойделают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. Наначальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенныхпреобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительнаяинфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старыхорганов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществлениепоследовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившиеплавный переход от государственности советского типа к новому демократическомугосударственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившиенетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность ипостепенность рыночных преобразований [6, с. 386].
Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, чтовыбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел встране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет силагосударственных институтов, т. е. способность государства, после начальногоэтапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиватьсяосуществления выбранной экономической политики.
Это справедливо не только для градуалистской, но и длялиберальной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системегосударственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты правсобственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в томчисле иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и другихдействий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению,либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона иправ граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательствев те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частнаяинициатива).
Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:
1. Реформацен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализациясистемы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынкарабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и созданиефинансовых рынков.
2. Развитие частного сектора — приватизация: малаяприватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация;структурная перестройка, ликвидация монополий.
3. Пересмотр роли государства: ограничение правагосударственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности;усиление регулирующей функции в социальной сфере.
4. Макроэкономическая стабилизация: новаяфискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательнаяреформа; институциональная реформа; социальные гарантии.
Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые приэтом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:
Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны спереходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. Напервых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширениюрынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли итранспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относитсяк созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов [6, с. 387].
Второй пакет мер предполагает реформу и структурнуюперестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлениизаключается в четкой формулировке прав государственной собственности иразделении функций государства как органа в целом. Важное место занимаетосуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частнойсобственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеюткритически важное значение. Реформу производства невозможно провести безликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы,прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидациипредприятий.
Третий пакет мер требует переосмысления роли государства вэкономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля запроизводством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощрялоэкономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важнаязадача государства — реформировать систему социального обеспечения и создатьгибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствиябезработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономическогокризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки дляколлективных сделок и деятельности частного сектора и сформироватьзаконодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимореформировать основные правительственные институты, включая центральный банк иналоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить системуконтроля.
Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- 'полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению кпредприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком»денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на чтопотратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего,потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджетдостигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционныйпотенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковымуспехом применена в разных странах. Специфические особенности каждогоотдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемыеэффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должныбыть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочнуюстратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторыереформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточноразвиты рыночные механизмы [6, с. 388].
3. Специфика переходногопроцесса в российской экономике
В началерыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:
· экономическаяпрограмма перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);
· программа«500 дней» (Явлинский – 1990);
· «СтратегияРоссии в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар– сентябрь-октябрь 1991).
Исходным условием разработки последнейпрограммы былтот факт, что с 19 августа 1991 годаСССР фактически не существовал.Республикивыступали за экономический союз и немедленную политическуюнезависимость. Это было равносильно осуществлению реформ за счет России. В этойситуации выход для России был в провозглашении экономической независимости ипроведении самостоятельных реформ. Это был отказ от «русского пути», признаниемирового опыта рыночных преобразований в, соответствии с которым первичнымзвеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация.
Общеэкономическая системная трансформация в России включала:
· либерализациюцен, либерализацию внутренней и внешней торговли;
· достижениенекоторой стабильности в бюджетно-фискальной сфере;
· формированиеинститутов экономической самостоятельности России: эмиссионной,кредитно-денежной, таможенной, бюджетно-фискальной и инвестиционной политики,их правового и институционального обеспечения.
Апробированный в разных странах набор преобразований,усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить следующиеэкономические этапы переходной экономики в РФ:
· созданиеполитических и институциональных предпосылок (1991);
· либерализацияэкономики (1992);
· приватизация(1992-1994);
· этапинфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);
· реструктуризацияпредприятий, остановка падения производства (1996-1997);
· финансовыйкризис и его последствия (1998-1999);
· выход на траекториюэкономического роста (2000 – по настоящее время) [4, с. 197-198].
Особоостановимся на наиболее проблемных этапах переходного периода. Либерализацияцен – обязательный и неизбежный этап переходной экономики. Вполне оправдано,что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое неосвобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранееабсурдно низких, привёл бы к параличу российской экономики и российской жизни.Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы ипенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властейиндексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий всоответствии с динамикой цен – серьёзная стратегическая ошибка. Многолетниесбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.
«Приватизацияпо-российски» – наиболееболезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Онавылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственностилицам, приближённым к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам.
В начале 1992г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Вовсех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось на счетахпредприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц – около 300 млрд.руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепеннойприватизации «за выкуп», т.е. естественным путём.
Дополнительнопредпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупныхсобственников:
· административнаяраздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешнихцен на товар, достигавшая десятки раз;
· выборочноеосвобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства,автомобили и т.п.);
· выдача государственныхкредитов частным банкам под нулевой, а с учётом инфляции – под отрицательныйпроцент;
· проведение «залоговыхаукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятияпереходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;
· передача спиртового оборотав руки подпольных производителей.
Анархия итотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшиепереход российской экономики к рынку, привели к бегству капиталов из страны.Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-зарубежа, включая государственную и международную помощь, приходится 3-4 долл.оттока российских средств за границу [4, с. 199].
Финансоваястабилизация предусматривалав первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию.Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежноймассы. На практике это означало – не платить никому (по выполненнымгосударственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).
В период1992-1999 гг. обеспеченность потребностей российской экономики деньгамиснизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялосьпосредством живых денег, остальные – посредством денежных суррогатов (бартер,взаимозачёты). По экспертным оценкам 1 руб., невыплаченный изконсолидированного бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по всей цепиэкономических отношений: неуплата налогов, невозврат кредитов, взаимныенеплатежи предприятий и т.д. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовалроссийскую экономику вплоть до 1999 г. За это время в два раза ВВП сократился.Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до50% производства «в теневую» экономику.
Сокрушительноедействие на экономику оказали две специфические акции. Первая – это строительствос середины 1990-х гг. государственной финансовой пирамиды. Государственныекраткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссиина менее инфляционный государственный долг. Фактически ГКО создали мощныйисточник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствиемэтого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций.
Вторая длительная акция– искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровнепо отношению к доллару. Десятки млрд. долл., занятых у МВФ и других зарубежныхисточников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российскихпредприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможноподсчитать.
Итогом этих акций сталгосударственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разоренииотечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, вовнезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочнымфактором российской экономической действительности стала утрата довериянаселения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственныхинвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня лишь на 40 %,население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличныхдолл. Уже более десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах20-25 млрд. долл. в год.
В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, скоторой экономика России преодолевает последствия кризиса:
· ежегодныйприрост ВВП на 5-6%;
· оживлениеперерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
· ликвидациябюджетного дефицита (правда, не столько за счет роста его доходов, сколько засчет сокращения расходов);
· болееили менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпових роста над темпами инфляции;
· роствалютных резервов страны;
· нормализацияобслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. илипочти 1/6 всей внешней задолженности);
· возрождениеинвестиционной активности.
Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своегопадения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспеченыглавным образом действием двух факторов:
· во-первых,резкий взлет мировых цен на нефть и газ;
· во-вторых,эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысиладоходы российских экспортёров и защитила отечественных производителей отчрезмерной иностранной конкуренции.
Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностьюпослекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютногоуправления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимыепредпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолтаколичество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса встране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) инормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80.
Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:
· далекоидущую по своим последствиям налоговую реформу;
· повышениевнимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживленияроссийской экономики и решения проблемы занятости;
· принятиеТрудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности,подлежащих лицензированию;
· попыткиобуздать коррупцию и криминалитет.
Отдельныйполитический и экономический вопрос огромной важности – возможность возвращенияв казну ренты на природные ресурсы и основных доходов спиртового оборота,которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупностипревышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированногобюджета.
Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным ориентиром вдвижении ресурсов, если основные ценовые пропорции в экономике резко деформированы.В настоящее время активно обсуждается проблема дальнейшего исправления ценовыхдиспропорций, оставшихся от прошлых времен. Сегодня внутренние цены в отдельныхсекторах не только приблизились, но и превзошли мировые цены. Производителидругих секторов стремятся «подогнать» свои цены к мировому уровню, преждевсего, в таких высокомонополизированных отраслях как электроэнергетика,газоснабжение, транспорт, коммунальные услуги, связь [4, с. 200-201].
Однако трудно признать в нынешних условиях подобное давлениеобоснованным. Основной перекос в ценах был за истекшее десятилетие во многомвыправлен, и естественные монополии получили все, что им полагалось. Дальнейшийопережающий рост цен на продукцию естественных монополий, а тем более тотальноеприближение их на внутреннем рынке к мировому уровню чреваты для страны нетолько новым «разгоном» инфляции, но и многими другими серьезными опасностямикак в производственной, так и в социальной сфере. Рынок и рыночные критерии вомногих сферах жизнедеятельности не только страны в целом, но и отдельногочеловека имеют свои пределы, выход за которые ставит под угрозу саму этужизнедеятельность.
В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровнюразвитых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночнойэкономике – цена рабочей силы. Российский труд с учетом его квалификации недооцененв несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции вРоссии составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится науровне 50-60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. Ипринципиальные возможности ее решения есть даже и при существующем уровнепроизводительности труда.
В современной российской хозяйственной жизни отсутствует целостнаяэкономическая система, сбалансированная во всех своих составляющих. Так,например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки навнутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру;инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбереженияминаселения; различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезетакже весьма значительны.
Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическаясистема России характеризуется высокими административными барьерами, засильем ипроизволом чиновничества, которые препятствуют осуществлению реформ иобеспокоены лишь извлечением административной ренты. Не случайно правительствоРФ разрабатывает мероприятия по дебюрократизации экономики.
Устойчивость институтов или «правил игры» является важнейшимфактором роста. Необходимо укрепить нормативно – регулирующие функции государства,поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причиннеудовлетворительного функционирования в России. Скудная финансовая основа дляпроизводственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационногохарактера, требующих сравнительно небольших финансовых вложений:реструктуризация предприятий, проведение антимонопольной политики, созданиеэкспортных картелей, защита малого бизнеса, совершенствование правовых основкорпоративного управления.
Особо важную роль в сбалансированном росте играетпромышленная или структурная политика. Её долгосрочная цель – структурнаяперестройка экономики, формирование субъектов рынка, созданиевысокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивомуросту.
Острая нехватка частных и государственных капиталовзаставляет концентрировать инвестиции на небольшом числе наукоемкихпроизводств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Дляэтого необходимо развивать банковскую систему, которая послужит инструментомперераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты ипрограммы. Промышленную политику надо сочетать с реформами налогово-бюджетной,банковской систем, использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов.
Если развитие в указанных направлениях будет успешным, томожно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем обозримом будущем.Именно экономической рост является основой для повышения благосостояниянаселения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленностироссийской экономики, финансирования накопления человеческого капитала исоздания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первогодесятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики изавершить тем самым переходный период [4, с. 202-203].
переходный экономика шоковый градуализм
Заключение
Переходная экономика (переходный период вэкономике) — это хозяйственные процессы в период перехода от однойхозяйственной системы к другой.
Любой переходный период сочетает в себекризисные явления, присущие как уходящей, так и приходящей системе. Этикризисные явления можно смягчить (за счет правильной политики преобразований).Но полностью избежать их практически невозможно.
Переходным периодом называют временнойинтервал между двумя хозяйственными системами. В этот период совершается заменаэлементов старой системы на новые. Этот период интересен тем, что экономическиепроцессы развиваются здесь очень своеобразно. Наряду с общеэкономическимипринципами, в переходном периоде действуют множество специфическихзакономерностей, не встречающихся в экономических процессах внутри хозяйственнойсистемы.
Переход может осуществляться по разнымсценариям, но в целом существует две общие модели: градуализм и «шоковаятерапия».
Градуализм (концепция эволюционногоперехода) базируется на медленном и последовательном проведении системныхэкономических реформ. В результате длительное время сосуществуют механизмадминистративно-командной экономики (особенно в госсекторе) и рыночныймеханизм. Поэтому здесь действует так называемая двухсекторная модельэкономики, т.е. сосуществование рыночного и административно-командного сектора,а демонтаж первого сектора осуществляется постепенно. Достоинством концепцииявляется отсутствие так называемого трансформационного спада, т.е. паденияразмеров ВВП в первые годы осуществления системных реформ, а также смягчениесоциальных последствий реформ. Недостатками концепции являются медленные темпыпостроения современной рыночной экономики в стране (но отнюдь не темпыэкономического роста), сохраняющееся сильное государственное вмешательство.
«Шоковая терапия» (концепция радикальногоперехода) основывается на быстром, широком и параллельном проведении системныхэкономических реформ. Радикальный переход осуществляется, прежде всего, черезбыстрый демонтаж централизованного планирования и замену его на экономическиеметоды регулирования (особенно финансовые, т.е. денежно-кредитные иналогово-бюджетные), быструю либерализацию цен и внутренней и внешней торговли.Достоинством радикальной концепции является быстрое построение современнойрыночной экономики. Недостатками являются дестабилизация финансов в ходеодномоментной либерализации цен и большой и нередко длительныйтрансформационный спад из-за активной борьбы со вспыхивающей из-заодномоментного освобождения ценинфляцией, падение уровня жизни и ростбезработицы и другие социальные проблемы. Данная концепция стала преобладающейв ЦВЕ и СНГ, хотя отнюдь не во всех из них она реализовалась с высокойскоростью, широким размахом и одновременным проведением реформ во всехнаправлениях. Более того, в ряде постсоветских стран она к тому же сочеталась счастичной реализацией концепции эволюционного перехода.
Главное, однако, не то каким методом будетпроизведен переход к рынку, а эффективность этого перехода.
Список литературы
1. Кудров В.М. Мироваяэкономика. – М.: Бек, 2000. — 464 с.
2. Мартынов В.А., АвтономовВ.С., Осадчая И.М. Переходная экономика: теоретические аспекты, российскиепроблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2005. – 422 с.
3. Орлянский Е.А. Теория ипрактика переходной экономики. (Трансформационные направления развитияэкономики России) Учебное пособие. — Омск: Издательство «Наследие.Диалог-Сибирь», 2004. — 124 с.
4. Теория переходнойэкономики / Под ред. Николаевой И.П. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 402 с.
5. Цыпин И.С., Веснин В.Р.Мировая экономика: Учебник – М.: Проспект, 2007. – 248 с.
6. Экономика: Учебноепособие / Под ред. А.С. Булатова. – М.: изд-во БЕК, 2006. – 518 с.
7. Экономика переходногопериода / Под ред. Радаева В.В. – М.: Гардирики, 1995. – 378 с