Реферат по предмету "Экономика"


Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия

Курсовая работа
 
Безработица: понятие,причины, виды, социально-экономические последствия

План
Введение
1. Сущность безработицы
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды.Естественный уровень безработицы и его измерение. Кривая А. Филлипса
1.2 Конкурентный рынок труда и соотношениеуровней заработной платы
1.3 Инвестиционная политика и занятость
2. Экономические и социальные последствиябезработицы
3. Основные направления государственногорегулирования рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Безработица является неотъемлемымэлементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление.Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальнойэкономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочейсилы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится нанесколько основных категорий в зависимости от того положения, которое онозанимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те,кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Безработицапорождает как чисто экономические проблемы — недопроизводство валовогонационального продукта, так и социальные — нищета, преступность, социальныеволнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей должна бытьнаправлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.
В Россиипроблема безработицы возникла на переходе к капиталистическому пути развития.Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам виспользовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилосьмного факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшениесоциально-экономического положения негативно сказались на эффективностииспользования накопленного производственного потенциала, став причиной резкогороста безработицы населения. Возникшая возможность миграции населения в страныдальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированные кадров,специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы,что привело к снижению качества рабочей силы.
К безработнымв России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:
·         неимеют работу (доходного занятия);
·         занимаютсяпоисками работы, т.е. обращаются в государственную или коммерческую службузанятости, используют: помещают объявления в печати, непосредственно обращаютсяк администрации предприятия (работодателю), используют личные связи и другиеспособы, предпринимают шаги к организации собственного дела;
·         готовыприступить к работе.
При отнесениик безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерии.
Кбезработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости,относятся лица, не имеющие работу, ищущие работу и в установленном порядкеполучившие официальный статус безработного.
В настоящеевремя безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающимсущественное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическуюситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темыисследования.
Целью даннойработы является раскрытие сущности безработицы. Согласно поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
1. Датьопределение понятию безработица, исследовать ее причины и виды;
2. Проанализироватьконкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы;
3.Рассмотреть инвестиционнуюполитику и занятость;
4.Рассмотретьи проанализировать социальные и экономические последствия безработицы, а так же основные направлениягосударственного регулирования рынка труда.

1.        Сущностьбезработицы
 
1.1     Понятиебезработицы, ее причины и виды. Естественный уровень безработицы и егоизмерение. Кривая А. Филлипса
Безработица –это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособноговозраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течениеопределенного по законодательству периода времени.
На основеопределения безработицы можно составить формулу, по которой вычисляется уровеньбезработицы:
Уровеньбезработицы = безработные/рабочая сила * 100%
При этом безработныхподсчитывают на основе тех данных, которые представляют соответствующие органыи институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), арабочая сила определяется как разница общего показателя численности населениястраны и определенных групп населения, которые составляют:
·         лица,не достигшие трудоспособного возраста;
·         лица,находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрическихклиниках);
·         лица,выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, инвалиды и т.п.).
При этомважно, что полученный показатель уровня безработицы носит чисто арифметическийхарактер. Оценивая социально-экономические последствия безработицы, необходиморассмотреть ее различные виды, которые оказывают разное влияние, как наэкономику страны, так и на ее социальный климат.
Причиныбезработицы
Существуетмножество концепций, объясняющих причины возникновения такогосоциально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим некоторые изних:
Неоклассическоенаправление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишкомвысокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники даннойконцепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и всепрочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночнымрегулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощьюзаработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы иподдерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требованийработников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышениепредложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущихработу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляетсябезработица.
На любомтоварном рынке в условиях совершенной конкуренции под воздействием рыночных силпревышение предложения над спросом будет способствовать снижению цен доравновесного уровня. Поскольку рынок труда в неоклассической концепциифункционирует, как любой товарный рынок, то избыток предложения труда на этомрынке также понизит заработную плату до равновесного уровня. В результатепонижения ставок заработной платы, с одной стороны сократит количествопретендующих на рабочие места, а с другой. Из-за сокращения издержек на наем, увеличитспрос предпринимателей на рабочую силу.
Предложениетруда также зависит от реальной заработной платы: чем выше заработная плата,тем больше работников предложат свой труд на рынке, наоборот, чем нижезаработная плата, тем меньшее их число будет желать устроиться на работу.
Такимобразом, гибкость заработной платы обеспечивает достижения устойчивогоравновесия на рынке труда при полной занятости. Стабильная, неэластичная внаправлении понижения заработная плата является основной причиной безработицы внеоклассической теории. Не соглашаясь с пониженной заработной платой, работникиделают выбор между занятостью и безработицей в пользу последней: безработица,если и возможна, то в качестве добровольной. Если же государство будетрегулировать уровень заработной платы, то нарушится конкурентный рыночныймеханизм. Отсюда и требования экономистов неоклассического направления – дляустранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкостизаработной платы.
Неоклассическаяконцепция добровольной безработицы стала предметом серьезной критикиДж. Кейнса в его фундаментальной работе «Общая теория занятости, процентаи денег»
Кейнсианскоенаправление опирается на то, что цена рабочей силы (заработная плата)институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторонууменьшения. А рынок труда рассматривается, как явление постоянногоэкономического равновесия. Дж.М. Кейнс подверг критике неоклассическуютеорию о добровольном характере безработицы. В кейнсианской концепции последовательнои обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит недобровольный характер, а вынужденный. Он не отрицал, что понижение заработнойплаты может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенностьтакого подхода. Дж. Кейнс предлагал, чтобы государство противостоялобезработице путем активной финансовой политики (налоги, государственныеинвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в итоге должнопривести к повышению спроса на рабочую силу, следовательно, уменьшениюбезработицы.
Недостатокэффективного спроса ведет к низким темпам производства, кризисным явлениям ибезработице. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан собъемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, то есть безработицы,обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также то, что3–4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики,ее структурной перестройки, обновления технологии.
Излагая своютеорию Дж. Кейнс опровергает теорию неоклассиков и показывает, чтобезработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. Вкейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия нетолько при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем,что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальнойзаработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики.Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, торабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый нарынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, котораяизменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купитьменьше товаров и услуг, и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, чтообъем занятости в большей степени зависит не от работников. А отпредпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, авеличиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в общественедостаточен, поскольку он определяется предельной склонностью к потреблению,которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесногоуровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости. В кейнсианскойконцепции делается два важных вывода: во-первых: гибкость заработной платы нарынке труда не является условием полной занятости, даже если бы она иснижалась, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики,так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительнобудущих прибылей. Во-вторых: для повышения уровня занятости в общественеобходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не всостоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы– политика государства. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство можетвлиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.
Существуеттакже Марксистское объяснение причин безработицы.
Марксистскоеобъяснениеисходит из того, что безработица зависит от динамики органического строениекапитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, котороепостоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерамотносительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребностькапитала, а потому излишнее или добавочное население.
Развитиекрупной промышленности при капиталистическом способе производства являетсянеобходимой предпосылкой колебания спроса на рабочую силу, без которых как указывалВ.И. Ленин, не может существовать капитализм, если при этом нет избыточнойрабочей силы. Таким образом, при капиталистическом способе производстваобеспечить всех желающих в рабочих местах невозможно по определению. В условияхчастной собственности на средства производства промышленнику выгодно иметь резервнуюармию труда. Ею можно манипулировать, как угодно, преследуя интересы капитала.При этом была выявлена только одна причина безработицы — избыточное рабочеенаселение как необходимый продукт накопления капитала. Безработица представляетсяв виде неискоренимого порока капиталистического общества.
Безработицапредставляет собой с социологической точки зрения нарушение нормальноговзаимодействия людей по поводу купли-продажи рабочей силы, когда зачастуюискусственно создается дефицит рабочих мест и возникает резервная армия труда.Безработица – вечная спутница капитализма. Избыточное рабочее населениеявляется не только следствием накопления, но оно составляет условие развитиякапитала, поскольку капиталистическая экономика развивается циклически, а вмоменты ее оживления требуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса онавновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.
Современноеобъяснение:безработица – следствие деформации и инерционности рынка труды. Безработные людии свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время,чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будетналичие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многимиобстоятельствами.
Автоматизацияпроизводства, внедрение современных информационных технологий, охватывающихпрактически все отрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает частьлюдей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы выступают такжеудлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часовработают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чемвыше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочуюсилу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливаетвынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекаетзанятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.
Наличие нарынке труда устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труданеконкурентных факторов, способствующих устойчивому характеру отклонениязаработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можноотнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке можетвоздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условияи уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов.Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышениеуровня оплаты их труда. Добиваясь превышения фактического размера заработнойплаты над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям нарынке труда, увеличению численности безработных.
Видыбезработицы
Одним изважных аспектов данной проблемы является вопрос о видах безработицы.
С точкизрения характера вытеснения работника с производства различают:
а) добровольнуюбезработицу, когда работник увольняется по собственному желанию в силу тех илииных причин;
б) вынужденнуюбезработицу, когда фирма сама предлагает работнику уволиться, ссылаясь наразличные обстоятельства;
С точкизрения порождающих условий и причин различают:
а) фрикционную(от лат. frictio – трение), связанную с поисками или ожиданием лучшей работы влучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по отраслям,регионам, в связи с возрастом, переменой профессии и т. п. Её иногда называюттакже текучей безработицей:
б) структурную– она вызывается изменением, с одно стороны, потребительского спроса на товары,с другой — изменение структуры производства, которое реагирует на изменениепотребительского спроса. В основе этих процессов лежит НТП/>,появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг, которыенеизбежно приводят к необходимости перестройки производства, появлению новых иотмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурноеизменение производства приводит к увольнению работников, которые по своейспециальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства.Структурная безработица – это в большей части безработицы устаревших профессий;
в) технологическую– результат влияния НТП, когда появление новой высокопроизводительной техникирезко возрастает производительность труда работников, часть из них становятсяизлишними, которые «выбрасываются» на рынок труда;
г) циклическую- это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла.
В спадеснижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, аследовательно, растет безработица. Разница фактического и естественного уровнейбезработицы и составляет величину циклической безработицы.
Циклическаябезработица – отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, чтоэкономика не функционирует на уровне полной занятости, а следовательно, недостигается потенциальный уровень ВВП. Показатели циклической безработицыбывают различны и колеблются в зависимости от интенсивного спада. В СШАциклическая безработица в Великую депрессию достигла 25%.
Еслибезработица может быть выше естественно уровня, т.е. может возникатьциклическая безработица, правомерно задать вопрос: а может ли безработица бытьниже естественного уровня? Такое состояние рынка труда называется сверхполнойзанятостью.
Сверхполнаязанятость считается нормальным явлением для таких стран, чья экономиканаходится в особых условиях, например в условиях войны. В этом случае такоеположение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин.
Если жесверхполная занятость наблюдается достаточно долго в обычных экономическихусловиях, это свидетельствует о том, что рынок труда негибок, в экономикевысокая инфляция. Значит, сверхполная занятость – неблагоприятное экономическоеявление ;
д) скрытую,включающую частично занятых работников, особенно в сельском хозяйстве икустарных промыслах;
е) застойную,состоящую из работников, потерявших надежду найти работу, а под час и не ищущихеё;
ж) дно жизни,где пребывают нищие, бродяги, бомжи и т. д. – конечный венец застойнойбезработицы.
Естественныйуровень безработицы и его измерение.
Естественныйуровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд иего предложения совпадают. К естественной безработице относятся: фрикционная,структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное.
Фрикционнаябезработица – это разновидность безработицы, которая носит добровольныйхарактер.
Даннаябезработица связана с ожиданием и поиском работы. Термин «фрикционная»подчеркивает, что рынок труда испытывает определенные колебания, равновесие нарынке труда не достигается мгновенно.
Однако это непросто нормальное, но положительное состояние, поскольку наличие фрикционнойбезработицы показывает гибкость рынка труда и свободу выбора каждым егоучастником линии своего дальнейшего поведения: широкая социальная политика даетшанс дольше оставаться в состоянии поиска более высокооплачиваемой и болееинтересной работы, что рассматривается как большое достижениесоциально-экономической политики государства.
Структурнаябезработица – это разновидность безработицы, которая связана с изменениямиструктуры экономики, а, следовательно, с изменением структуры спроса на рабочуюсилу.
Как известно,спрос на труд носит производный характер. Он зависит от спроса на тот товар илиуслугу, в производстве которого используется данный вид труда. Следовательно,изменения структурного характера в экономике влекут за собой структурныеизменения в спросе на рабочую силу.
Например, вслучае если какая-либо отрасль находится в структурном кризисе, резко падаетспрос на труд работников этой отрасли. При этом предложение труда, оставаясь напрежнем уровне, начинает превышать спрос на труд, и образуется структурнаябезработица.
Говоря оструктурной безработице, как правило, в качестве примера таковой приводятбезработицу, характерную для представителей устаревших профессий, которые либопредставляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторамипроизводства. Например, труд может замещаться капиталом, а в результате падаетспрос на труд.
В понятиеструктурной безработицы следует также включать ту безработицу, которая можетвозникать вследствие структурного кризиса «живых», но испытывающих проблемыотраслей. Например, в результате конверсии многие работники этих отраслейРоссии оказались структурно безработными.
Общее уфрикционной и структурной безработицы заключается в том, что оба эти видабезработицы неизбежно возникают в экономике любой страны. При этом величинафрикционной безработицы характеризует степень социально-экономическихвозможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицыхарактеризует степень структурных изменений.
Междуфрикционной и структурной безработицей есть и различия.
Во-первых,структурная безработица носит более затяжной характер по сравнению сфрикционной, поскольку структурные кризисы трудно преодолеть в короткиепромежутки времени.
Во-вторых,состав структурных безработных более устойчив, что чревато образованиемконфликтных групп, обостряющих социально-политическую ситуацию в стране.
В-третьих,если переобучение для фрикционных безработных – дело их собственного выбора, тоструктурные безработные нуждаются в обязательном переучивании, если онипланирую найти занятость в течение структурного кризиса.
В-четвертых,в отличие от добровольной фрикционной безработицы структурная безработицавсегда носит вынужденный характер.
В целомследует отметить, что структурная безработица – это и для страны в целом, и длятех лиц, которые относятся к данной категории безработных, явление болееболезненное, чем фрикционная безработица.
Суммафрикционной и структурной безработицы называется естественной безработицей.
Термин«естественная «безработица» используется, чтобы подчеркнуть, что данный уровеньнормален, внутренне присущ экономике. Это самый лучший уровень безработицы,который, с одной стороны, не слишком высок, чтобы можно было говорить опроблеме занятости ресурсов, а с другой стороны, достаточен для обеспечениягибкости рынка труда и создания здоровых конкурентных элементов.
Естественнаябезработица – это необходимый резерв рабочей силы, который может бытьиспользован в случае необходимости.
Естественныйуровень безработицы иногда называют уровнем полной занятости или нулевойбезработицей. В таком определении подчеркивается, что данный уровеньбезработицы дает возможность достигать потенциального ВВП, т.е. ВВП при полнойзанятости.
Естественныйуровень безработицы необходим. Это низкая безработица, которая в то же времяникак не влияет на инфляцию. Будучи внутренней потребностью рынка труда, она неускоряет инфляцию.
Естественныйуровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страны естественныйуровень безработицы составляет в среднем 4-5%. Эта цифра может меняться,поскольку на величину естественного уровня безработицы влияет ряд факторов:
·  социальнаяполитика государства (высокие социальные пособия увеличивают естественныйуровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольшебыть безработными);
·  психологическиеустановки населения, характеризующие склонность к занятости (это может бытьсвязано с историческими, национальными, региональными особенностями);
·  позициипрофсоюзов (сильные позиции профсоюзов воздействуют на рынок труда так же, каки высокие социальные пособия государства);
·  изменениедемографического состава рабочей силы.
·  ЭкспертыМеждународной организации труда (МОТ) выделяют четыре подхода к измерениюмасштабов и уровня безработицы:
·  Порезультатам переписи населения или регулярных выборочных обследований рабочейсилы;
·  Наоснове официальных оценок, которые органами государственной статистики;
·  Порегистрации в службах занятости;
·  Почисленности лиц, получающих выплаты по безработице.
В Россиибазовыми можно считать два способа измерения безработицы:
– первый, прикотором статус безработного определяется на основе обследований рабочей силыисходя из критериев МОТ,
– третий, прикотором человек признается безработным по решению органов государственнойслужбы занятости.
Количественнобезработица измеряется двумя параметрами:
·  Уровнембезработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численностивсей рабочей силы.
·  Продолжительностьюбезработицы – временем пребывания в качестве безработного.
Приисследовании безработицы и разработки политики занятости необходимоиспользовать оба показателя. Высокий уровень безработицы в той или инойсоциальной группе может отмечаться в силу нескольких причин:
Во-первых,представители данной группы, возможно, будут сталкиваться с особыми сложностямипри попытке устройства на работу. Например, женщины с малолетними детьми.
Во-вторых, унекоторых групп молодых специалистов не исключены трудности с закреплением наработе.
Наконец,часть рабочей занятости характеризуется прерывным характером занятости.
Именнопоэтому политика по отношению к безработице должна учитывать, за счет действиякаких факторов мы наблюдаем высокий уровень безработицы в той или инойсоциальной группе и хорошо представлять себе структуру качественныххарактеристик безработицы.
Такимобразом, важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления безработицыв экономике России.
Кривая А.Филлипса
КриваяФиллипса — графическоеотображение обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
Названа поимени английского экономиста Олбана Филлипса, который на основе эмпирическихданных по Англии за 1861—1957 годы вывел корреляционную зависимость междууровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы.
Зависимостьпервоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплат: чем вышебезработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, инаоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежнойзаработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована взависимость между ценами и безработицей.
Вдолгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря,показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
/>
? — уровеньинфляции,
?e— ожидаемый уровень инфляции,
(U ? Ue)— отклонение безработицы от естественного уровня — циклическая безработица,
b > 0 — коэффициент,
v — Шоки предложения.
КриваяФиллипса показывает существование устойчивой связи между уровнем безработицы иуровнем инфляции. Поскольку связь между этими показателями обратнопропорциональна, предположительно должна быть и альтернативная взаимосвязьбезработицы и инфляции.
Если криваяФиллипса остается зафиксированной в том положении, которое показано на рисунке1, перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма — чтолучше: стимулирующая или ограничительная фискальнаяполитика? Традиционные мерыденежной и фискальной политики ограничивались только лишь перераспределениемсовокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда исистему господства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чемдостигалось состояние полной занятости. В частности, манипулированиесовокупнымспросом посредством денежных и фискальных мер имело в качестве результатапросто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса.
/>
Рис. 1. Кривая Филлипса:концепция

Следовательно,стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместнодолжны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровнябезработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.
И наоборот,ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могут бытьиспользованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровнябезработицы и потерянного объема производства. Политика регулирования совокупногоспроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку накривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь«уровень безработицы — уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса. Присуществовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривой Филлипса,невозможно достижение «полной занятости без инфляции».
1.2     Конкурентныйрынок труда и соотношение уровней заработной платы
Рынок труда/> относится к рынкам факторов производства, на которыхпроисходят очень важные процессы: формирование цен ресурсов, влияющих набудущий объем выпуска производителей всех отраслей, формирование факторныхдоходов/> — заработной платы/>, прибыли/>, процента/>, ренты/>. Черезрынок труда наиболее важный национальный ресурс — труд/> —распределяется по предприятиям, отраслям, профессиям и регионам.
Рыноктруда —это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение труда,обеспечивается распределение труда и определяются цены на различные видытрудовой деятельности.
На этом рынкедействуют продавцы и покупатели, которые индивидуально и коллективно (черезпрофсоюзы/>) вступают в договорные отношения, определяя цену идругие условия продажи и использования труда. В этом рынок труда не составляетисключения. Вместе с тем это — специфический рынок, т.к. сам товар —труд/> — уникален. Это единственный товар, которыйнеотделим от его собственника — человека. При этом последний объектомкупли-продажи не является, ибо продается и покупается не работник, а егоспособность к труду.
Для продавцатруда важна не только цена на его труд, но и условия организации труда,опасность получения производственных травм, характер его взаимоотношений сруководителями и т.п. У носителя труда-товара — свои представления о«справедливости» в трудовых отношениях. К тому же он способен образовывать своиорганизации (в частности, профсоюзы) и нерыночными методами отстаивать (вплотьдо забастовочной борьбы) собственные представления об оплате труда и другихвопросах.
Любоепространственное перемещение товара-труда предполагает перемещение и работника.А это зачастую сопряжено с рядом дополнительных проблем — согласие семьи,возможность обучения детей на новом месте проживания, доступность жилья и т.п.Возможны и административно-правовые ограничения (режим прописки, дискриминацияпо национальному, религиозному или половому признаку и т.п.). Чем меньше такихограничений и чем они слабее, тем больше может быть развит рынок труда. Но вполной мере они не преодолимы, поэтому рынки труда имеют явно выраженныйсегментарный характер. Принято различать национальный и региональный (местный),отраслевой и профессиональный рынки труда, рынки труда по формам собственности,социально-демографическим группам и т.д.
Основнымиэлементами рынка труда являются:
·субъекты рынка/>— работодатели иработники, занятые в производстве, и лица не занятые, но желающие работать иищущие работу;
·институты рынка труда/>, регламентирующиеотношения субъектов рынка труда и деятельность его инфраструктуры;
·инфраструктура рынка труда/> — службы занятостинаселения, службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фондызанятости, рекламные фирмы и т.д.
Наличие ивзаимодействие всех элементов рынка труда является необходимым условием егонормального функционирования, что создает условия для выполнения основныхфункций рынка труда/>.
Информационнаяфункцияпредоставляет субъектам рынка труда объективную информацию об уровнях спроса ипредложения, оплаты труда по той или иной профессии, специальности,квалификации и т.д.
Ценообразующаяфункцияустанавливает размер заработной платы.
Распределительнаяфункцияраспределяет рабочую силу по рабочим местам, обеспечивая соответствие междуними.
Именно в силутого, что труд — товар неотделим от его собственника — человека, принайме нерыночные факторы различного рода изначально играют несравненно болееважную роль по сравнению с иными факторами.
Конкурентномурынку труда/> присущи свойства:
·большоечисло фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда;
·наличиемножества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд;
·нифирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы.
Субъектамиспроса на рынке/> выступают предприниматели и государство, асубъектами предложения/> — работники с их навыками иумениями.
Чемруководствуются фирмы при найме дополнительных работников? Спрос на любойфактор определяется стремлением к максимальной прибыли. Прибыль максимизируется/> ростом привлечения труда вплоть до такого уровня, когда доходот предельного продукта труда (доход от дополнительной единицы продукции,полученной с помощью дополнительного работника — MRPL) будет равенпредельным издержкам на него (заработной плате — w). Поэтому фирме будетвыгодно нанимать работников при соблюдении равенства MRPL = w. Спрос на труднаходится в обратной зависимости от величины заработной платы/>.При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателясокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямойзависимости.
При увеличениизаработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается,следовательно, каждый час свободного времени является для работника упущеннойвыгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительнойработой. Из этого следует, что свободное время замещается тем набором товаров иуслуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Этотпроцесс называется эффектом замещения.
Сокращениепредложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действияэффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человекрасполагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть из которых ему, к тому же,просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенногоуровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличитьколичество которого в данном случае можно лишь при сокращении дополнительнойработы. Появление в определенный момент эффекта дохода и соответствующейзависимости предложения рабочей силы от уровня заработной платы характеризуетиндивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики вцелом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-зациркуляции рабочей силы.
Особуюважность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса исовокупного предложения для достижения рыночного равновесия. Оно достигается вточке, которой соответствует определенный уровень равновесной заработной платыи заданное этим уровнем равновесное количество спроса и предложения труда.
В случаепревышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке трудапревышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положенияполной занятости, возникает избыток предложения труда.
В случаеснижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спросна рынке труда/> будет превышать предложение. В результатеобразуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных наболее низкую заработную плату.
Как в первом,так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этотрынок приходит в состояние полной занятости./>/>
Заработнаяплата/> — это денежная форма цены труда, котораямодифицирована рядом факторов, определяемых особенностями товара — труда/>. Эти особенности диктуют различия в оплате труда, вытекающиене из рыночных принципов, а из особенностей сфер и условий применения труда, атакже сочетания ряда других факторов социально-политического плана(дискриминация различных групп населения, иммиграция, региональные различия ит.д.)
Заработнаяплата имеет еще одну сторону — это форма воспроизводства жизненных средствработников. Уровень оплаты, при прочих равных условиях, должен быть таким,чтобы воспроизводить работников и членов их семей. Это означает, что за счетоплаты труда (если отвлечься от других источников) покрываются затраты наудовлетворение физиологических потребностей работников, образование,здравоохранение и иные общественно-необходимые затраты.
Такимобразом, заработная плата имеет двойственную природу. С одной стороны —это форма цены труда, а, с другой, — форма фонда жизненных средств,необходимых для воспроизводства работников.
Следуетразличать уровень оплаты труда и соотношение в оплате труда между различнымиработниками. Уровень оплаты труда определяется уровнем производительностиобщественного труда. Чем выше уровень производительности труда в обществе, тембольше объем общественного продукта, тем больше та доля продукта, котораяприходится на единицу труда, тем выше уровень оплаты.
Соотношение воплате труда между работниками различных отраслей, предприятий, сфер зависит иот ряда других факторов, которые не сводятся к производительности труда. Этифакторы имеют различное происхождение.
Во-первых,они вытекают из особенностей условий труда. Неблагоприятные, опасные, вредныедля здоровья условия, как правило, предполагают более высокую оплату.
Во-вторых,условия воспроизводства в регионах, различающихся по климатическим условиям,территориальной отдаленности от центра, требуют компенсации затрат на этинеблагоприятные факторы.
В третьих,существенное влияние имеет и исторический, социально-культурный элемент.Имеется ряд других факторов, определяющих различия в оплате. Среди них вэкономической теории особо выделяется фактор дискриминации, когда предлагаютсяразличные возможности для лиц, различающихся по полу, возрасту, национальнойпринадлежности и т.д.
Устойчивымфактором, определяющим различия в уровне и соотношениях в оплате труда,являются вложения в человеческий капитал. Человеческий капитал/>— накопленный запас знаний и навыков в результате обучения и образования. Онпредполагает определенные инвестиции в людей, в их образование. Более высокиезатраты на образование материализуются в труде более высокойпроизводительности, а ряд видов трудовой деятельности вообще недоступен безвысокого уровня образованности. Все это является фактором более высокой оплатытруда лиц с образованием в обществе, развивающемся в стабильных условиях.
Различаютповременную и сдельную оплату труда. Повременная заработная плата/> — оплата труда в зависимости от продолжительностиотработанного времени. Ставка заработной платы представляет собой цену труда зачас работы. При повременной форме заработной платы для работодателя крайневажно организовать действенный трудовой контроль, осваивать технологии,регулирующие трудовой процесс, тщательно отбирать кадры при найме на работу.
Поштучная(сдельная) заработная плата/> — это оплата труда в зависимостиот количества произведенной продукции. Сдельная оплата труда стимулируетинтенсификацию труда. Это, с одной стороны, увеличивает выпуск продукции, а сдругой, может приводить к понижению качества изделий.
Различаютноминальную и реальную заработную плату.
Номинальнаязаработная плата/> — это сумма денег, получаемых работником заопределенные время (час, день, неделю, месяц, год) или результат труда.
Реальнаязаработная плата/> — это количество благ, которые работникможет приобрести на данную номинальную заработную плату. Реальная заработнаяплата зависит не только от величины последней, но и от уровня цен на покупаемыеработником блага и характеризует покупательную способность работника.
Основныефункции заработной платы:
·  воспроизводственная,предполагающая, что зарплата должна быть достаточной для того, чтобыудовлетворять и воспроизводить жизненные потребности человека;
·  стимулирующая —заработная плата стимулирует вовлечение в процесс труда и эффективноеисполнение последнего;
·  распределительная —с помощью заработной платы определяется место, где будет трудиться каждыйданный работник, перераспределяется труд между сферами, отраслями,предприятиями и т.д.
Однако, рользаработной платы/> в экономике не ограничивается этими функциями.Она значительно шире. Особо можно выделить макроэкономическую роль оплатытруда. Заработная плата — основная составляющая часть доходов населения.Она определяет уровень и состав спроса. Чем ниже уровень заработной платы, темуже границы для экономического роста. И наоборот, растущая заработная платастимулирует экономический рост./>/>
1.3          Инвестиционнаяполитика и занятость
Инвестиционнаяполитика, как и финансовая политика, является составной частью экономическойполитики государства. Инвестиционная политика — это важный рычаг воздействиякак на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность еехозяйствующих субъектов.
Подинвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленныхмероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствованияс целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышенияэффективности производства и решения социальных проблем.
Основнойцелью инвестиционной политики является создание оптимальных условий дляактивизации инвестиционного потенциала.
Основныминаправлениями инвестиционной политики выступают меры по организацииблагоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов,увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильногоэкономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Результатосуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объемавовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Государствоможет влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики,научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Амортизационнаяполитика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационныхотчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государстворегулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скоростьобновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государствапозволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого ив определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Поднаучно-технической политикой государства понимается система целенаправленныхмер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение ихрезультатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составнойчастью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений вразвитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.
В настоящеевремя российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Этовызвано практически полным отсутствием финансирования из средствгосударственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий,развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износомустановленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно,иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемыйэффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономическийрост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны,привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства,создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнегодолга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначныепоследствия для национальной экономики.
В связи сэтим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи,направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышениеквалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в видекредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективноиспользовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в своюэкономику.
Перспективыже для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствиесущественной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешеваярабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и,самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднююприбыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономикупривлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако, несмотряна это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы вроссийские предприятия. Основными причинами этого являются:
·  нестабильностьэкономической и политической ситуации;
·  несовершенноеи противоречивое законодательство;
·  неясностьв определении прав собственности;
·  отсутствиереальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
·  нестабильностьрубля как национальной валюты;
·  непредсказуемостьизменений в налоговой системе и др.
Государственныемероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. Кпервой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков дляиностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ковторой — мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранныхинвесторов и облегчают таможенные условия.
Такимобразом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана самортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношениииностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономическойи социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать еереализации.
Инвестиционнаяполитика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он долженвключать в себя:
·  выбористочников и методов финансирования инвестиций;
·  определениесроков реализации;
·  выборорганов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
·  созданиенеобходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
·  созданиеблагоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кромегосударственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональнуюинвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все онинаходятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственнаяинвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизацииинвестиционной деятельности на всех уровнях.
Подотраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержкаприоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую иоборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорениенаучно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственныхпропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Подрегиональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых науровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов иопределению направлений их наиболее эффективного и рационального использованияв интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционнаяполитика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловленыследующими факторами:
·  экономическойи социальной политикой, проводимой в регионе;
·  величинойимеющегося производственного потенциала;
·  природно-климатическимиусловиями;
·  оснащенностьюэнергосырьевыми ресурсами;
·  географическимместонахождением и геополитическим положением;
·  состояниемокружающей среды;
·  демографическойситуацией;
·  привлекательностьюрегиона для иностранных инвестиций и др.
Все большуюроль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельныекоммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышаетсяроль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикойкоммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающихвыгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с цельюобеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшейперспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегическихцелей его бизнес-плана.
Многиепроблемы формирования инвестиционного процесса в современных условияхобусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционнойполитики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развитияэкономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятийи охватывая органы власти всех уровней.
Согласнотеории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются:целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость,готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность исоциальная, экологическая и экономическая безопасность.
Эти принципыдолжны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различногоуровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизироватьинвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.
Дляпроведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровнемуниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционнойдеятельности на уровне региона (области, края, республики).
В современныхусловиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитиичетырех базовых принципов:
·  совершенствованиезаконодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
·  осуществлениеконцентрации инвестиционной политики на стратегических направленияхинвестиционных программ;
·  организациявзаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственныхсредств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона вразвитии инвестиционной политики);
·  осуществлениепостоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Любаяинвестиционная политика, направлена на создание рабочих мест, длятрудоспособного населения. Привлеченный капитал открывает большие перспективыразвития различных отраслей хозяйственной деятельности, а следственно ивозможность гражданам устроится на работу с достойной оплатой труда. Создаютсяновые рабочие места – уровень безработицы падает.

2  Экономическиеи социальные последствия безработицы. Основные направления государственногорегулирования рынка труда
Экономическиепоследствия безработицы
Экономическиепоследствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна иих структура. Вместе с тем в различной литературе преимущественно рассматриваютсядалеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуютсяэкономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат побезработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест,уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того,оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвестибезработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фондыстрахования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественнона уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица- весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практическина всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственноевлияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономическогопроцесса.
В связи сэтим при решении вопроса об экономических потерях следует выделить уровни ихоценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион,отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждаети то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь дляодного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. Вчастности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников.Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить болееконкретный и адресный анализ ее экономических последствий.
В основурасчетов издержек безработицы положен так называемый закон А. Оукена. Он имееткак бы две стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост,чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимостьизменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном эмпирическим путембыло установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на одинпроцентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставаниепроизводства ВВП на 3%. Даже при увеличении численности работающих и ростепроизводительности труда для создания новых рабочих мест и удержаниябезработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП.Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработныхна 1 процентный пункт или наоборот.
В любомслучае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы сверх ееестественного уровня ведет к отставанию роста реального объема производства.Такой метод определения экономических потерь от безработицы представляетсявполне обоснованным и принят в отечественной и мировой экономической науке.
Принципиальныммоментом использования закона А. Оукена при оценке экономических издержекбезработицы является определение уровня естественной безработицы. Решение такойзадачи позволяет, как уже отмечалось, более точно оценить реальные потери отнедопроизводства валового внутреннего продукта.
Ростбезработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляетсяза счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно,не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих,но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
Полнотаоценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагает необходимостьанализа их региональной структуры.
В каждомрегионе существует соответствующая социально-экономическая ситуация, в томчисле сложившиеся фактический и естественный уровень безработицы.
Длябольшинства людей потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень тяжелоеположение, как в моральном, так и в материальном плане (при отсутствиизначительных сбережений снижается уровень жизни, приходится отказываться отмногих привычных и необходимых самому человеку и его семье вещей и услуг, а всамом крайнем случае — просто не хватает денег на питание).
Безработицаозначает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когдадоходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создатькакие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средствсуществования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет местов России.
Потенциальныепотери безработных весьма ощутимы. же даже при сокращении среднейпродолжительности поиска работы безработным и увеличении заработной платы впоследние годы потери составляют весьма значительную сумму — более 16 млрд.руб., и положение остается достаточно тяжелым, особенно если учитывать, что уболее чем трети безработных длительность безработицы превышает год. Все этоговорит о том, что безработица приносит ущерб не только человеку, но иэкономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит,сокращаются и объемы их производства.
Однако нельзяне учитывать и того, что определенная часть безработных получает пособие побезработице. Собственно, это единственный официальный источник доходовбезработного, если, конечно он зарегистрирован в Государственной службезанятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев вслучае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказапо истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемыхобщественных работах или от направления на обучение органами службы занятостиграждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихсявозобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; явки безработногона перерегистрацию в алкогольном опьянении, вызванном употреблением алкоголя,наркотических средств или других одурманивающих веществ.3
Ставбезработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, вособенности если он не может найти работу довольно длительное время, что, какправило, и происходит.
Оцениваяматериальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются иновые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты длявосстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно отнести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете,отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы насамостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности илидля повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортныерасходы; затраты на поддержание приличного внешнего вида; а также на обращениев специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.
Последствиембезработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболеепрестижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, чтоотдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещатьнепрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудоваядеятельность для них будет носить «вынужденный» характер, а такойтруда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимоекачество работ.
Более того, втаких условиях не представляется возможным сформировать стабильныепроизводственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же надемократические, гуманистические принципы организации труда предполагает непросто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, котороебудет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Крометого, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность взавтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой игражданский потенциал.
Экономическиепоследствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижениицены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительностибезработицы.
Известныслучаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают болеепродолжительную по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращаютпродолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связис родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договоро найме без каких-либо веских оснований и т.д.
В конечномсчете рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике,ошибках в экономическом курсе правительства.
Однако врядли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степении всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери.Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многиенегативные последствия, изучен недостаточно.
Безработица,ее рост дают весьма точный и эффективный «сигнал» работнику о том,что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровеньквалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все этоопределенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своегопрофессионального мастерства. Для отдельного человека безработица в этом случаеможет стать «трамплином» для получения новой профессии(специальности), как сегодня иногда происходит и в России, и за рубежом. Онаможет «побудить» человека повысить спою квалификацию, получить знанияпо второй, третьей профессии. Зачастую именно она «заставляет»человека получить высшее образование.
В этом случаебезработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальныезатраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы. Соответственно онии воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (илиони «окупятся» в будущем), то пет основания говорить о каких-либопотерях.
Последствиябезработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий.Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившееработника, оказалось в «минусе», наоборот, чаще всего оно выигрывает.В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например)предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. «Избавившись»от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему напротяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном)и т.д. Кроме того, уволив такого работника, предприятие может найти на рынкетруда более квалифицированного пли интенсифицировать труд оставшихся членовколлектива.
Позитивнымрезультатом существования безработицы на уровне страны (при условии, чтоуровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является готфакт, что безработица — одно из условии нормального, бесперебойногофункционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силыкак важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, вчастности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственнойдеятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счетестественного прироста экономически активного населения.
В то же времядействующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительнуюрабочую силу и в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и всвязи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условияхсовременного рыночного механизма оказывается возможным лини, за счетрезервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаютсяв переподготовке, повышении квалификации и т.д.
Осуществитьэто в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.
Безработицаобеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, ихсосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям.Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельногочеловека.
И здесьвесьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторонуэтих, в целом позитивных для производства и населения, процессов.
Социальныепоследствия
Безработицауничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни — уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве наинтересную, выгодную работу.
При этом надоиметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей внедавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько деломчести, гражданской доблести человека. И, следовательно, лишение сегоднявозможности трудиться — это еще и большая социальная трагедия.
В сознаниилюдей появление безработицы неразрывно связано с экономическими реформами.Поэтому негативное отношение населения к безработице может выражаться и внеприятии процесса трансформации экономики. А это сужает социальную базуреформ, сдерживает рост экономики в стране.
Безработицаприводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности.Безработица неразрывно связана с депрессией угнетенным, подавленным психическимсостоянием. Наблюдается и связь уровня безработицы и разводов. При увеличениибезработицы число разводов уменьшается.
Важнымсоциальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного ирегулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходычеловека находятся на низком уровне, и он не имеет возможности создатькакие-либо денежные и другие накопления, такая потеря является особенно большойбедой. А именно такое положение имеет место в России.
Безработица,уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречитпонятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознаниимиллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинствонаселения осознало, что уравнительное распределение сдерживает ростэффективности производства и пагубен для государства и человека. Хоти, конечно,нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходовэкономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране,эффективности производства.
Все этиобстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становитсяраздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себяуниженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека,порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает еготрудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности,маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата вобщества. Она может выступить как источник дестабилизации и социальнойнапряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда все размерыпревысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критическойвеличиной считают уровень безработицы в 10-12%.
В генеральномсоглашении между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийскимобъединением работодателей и Правительством Российской Федерации критическаявеличина безработицы считается равной 10%. Такой уровень безработицы (и дажевыше) имеет место в некоторых регионах страны, что, безусловно, создалоопределенную социальную напряженность. Вместе с тем, пытаясь определитькритическую величину уровня безработицы, надо иметь в виду, что ситуация можетстать взрывоопасной и в условиях ее незначительного роста.
Вполневозможно представить такую картину. Например, в крупном городе, где численностьбезработных порядка нескольких сотен тысяч, а экономически активного населенияболее нескольких миллионов, будет объявлено о закрытии одного из крупнейшихпредприятий. Такое событие может привести к существеннойсоциально-экономической дестабилизации.
Безработицаможет выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в томслучае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, нохорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль вэкономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером такихпрофессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя.Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации и в томслучае, когда существенно возрастает группа лип, которые длительное время немогут найти себе работу, — так называемые «отчаявшиеся».Существование такой категории людей связано с тем, что человек, потерявшийработу в связи с ненужностью его профессии, может оказаться вынужденнымтрудоустраиваться на такие рабочие места, которые требуют более низкой квалификации,а они, как правило, рано или поздно «закрываются». В этом случаечеловеку становится еще более трудно найти работу.
Ее поискможет продолжаться весьма долго, и, в конце концов, человек теряет надежду наполучение работы и прекращает ее поиск, в связи, с чем он, фактически являясьбезработным, юридически теряет этот статус, согласно определению безработного.Информация об этой группе населения практически отсутствует.
Но толькоэтим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпывается.Она может выступать как «мина замедленного действия». Речь и данномслучае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. Ких числу относятся: наука и научное обслуживание; информационно-вычислительноеобслуживание; некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица вэтих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификациейи эмиграцией.
Однако раноили поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики спрос на этихработников возрастет, а удовлетворение его окажется невозможным. Это приведет кзадержке экономического развития России, к более глубинной по своему содержаниюсоциально-экономической дестабилизации.
Говоря обезработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономическогоявления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение.Безработица — одно из важнейших условий нормального и бесперебойногофункционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силыкак важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постояннопредъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производствуперераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которыепроизводят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.

3.        Основныенаправления государственного регулирования рынка труда
Вследствиемногообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важностиэффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается вквалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действеннойсистемы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальныхзадач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области ужесделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействиянайму), началась регистрация безработных.
Здесь разумнообратиться к апробированному опыту многих развитых стран.
Можновыделить четыре основных направления государственного регулирования рынкатруда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличениючисла рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку ипереподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силыи, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е.правительство выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этихпрограмм в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысячрабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также встроительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительныхработах).
Все болееважное значение приобретают также государственное содействие найму и программыподготовки и переподготовки кадров.
Косвенноерегулирование рынка рабочей силы
Перечисленныенаправления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда.Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка:налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Крометого, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в областисоциального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США,например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.
Мерыкосвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерамиобщеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости ибезработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современноегосударственное регулирование рынка труда представляет собой комплексэкономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Биржи труда ичастные посреднические фирмы
Особое местов системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости,служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важныхструктур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальныеучреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Вбольшинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют своюдеятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа.Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционируетбольшое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которыхочень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирмдействует уже и в России.
Основныминаправлениями деятельности бирж труда являются:
1)регистрация безработных;
2)регистрация вакантных мест;
3) трудоустройствобезработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучениеконъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5)тестирование лиц, желающих получить работу;
6)профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплатапособий.
Следуетподчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждантрудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровыеслужбы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Болееактивная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностьюгосударственных бирж труда имела бы важное значение для эффективногофункционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основномотносительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль биржтруда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство,переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такаяпомощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 2009 годуза предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службызанятости обратилось свыше 14 млн. человек.
Законодательствобольшинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.
Регулирование рынка труда в России
Законодательноерегулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии сЗаконом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.,а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплатыпособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
Всоответствии с российским законодательством центр занятости, гдезарегистрирован безработный, обязан:
·          втечение 10 дней после постановки на учет консультант-регистратор по возможностидолжен предложить гражданину не менее 2-х вариантов подходящей работы, включаяработы временного характера или участие в общественных работах, а для впервыеищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии(специальности), законодательством предусмотрено и предложение 2-х вариантовполучения профессиональной подготовки на краткосрочных курсах по направлениюслужбы занятости.
·          еслив течение 10 дней после регистрации гражданина в целях поиска подходящей работывопрос с его трудоустройством не был решен в силу отсутствия такой работы, и,если поставленный на учет в этот период не отказывался от 2-х вариантовподходящей работы, включая работы временного характера, или 2-х вариантовобучения (для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности) накраткосрочных курсах, не нарушал без уважительной причины (подтверждается, каки на работе, оправдательным документом) сроков приглашений кконсультанту-регистратору — на 11 день со дня регистрации гражданина в органахслужбы занятости принимается решение о признании его безработным со дня егопостановки на учет в целях поиска подходящей работы, и с этого же дняназначается пособие по безработице.
Размерыпособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан,признанных в установленном порядке безработными:
• уволенным спредприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу неменее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачиваетсяв течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние двамесяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%,но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы,установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы вданной республике, крае или области;
• уволенным спредприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недельоплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработнойплаты;
• гражданам,ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельностьпосле длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработицевыплачивается только в размере установленной законодательством минимальнойзаработной платы.
Продолжительностьпериода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцатикалендарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается вслучаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки,повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения емупенсии.
Государственноерегулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерацииосуществляет Министерство труда и социального развития России, а также егоорганы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомстворазрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда,развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения иразрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовкикадров.
Большинствоэкономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынкетруда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств:стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, созданияэффективной системы переподготовки кадров.

Заключение
Безработица,сопровождала человечество на всех этапах его жизненного пути. Она являетсянеотъемлемой частью нашей жизни. Есть множество теорий возникновениябезработицы, разрабатываются методы борьбы с ней, но все они бессильны вотношении данной проблемы. Единственное к чему они могут привести – этоприблизится к естественному уровню безработицы. Но и эта модель не идеальна.
Вконкурентном рынке труда, всегда есть вероятность того, что твой труд будетвостребован и высоко оценен, что тебе предложат лучшие условия труда. Но такжеи велика вероятность того, что твое место займет кто-нибудь другой, тот, чейтруд будет эффективней. Покупатель труда будет требователен и не приклонен впоисках лучших кадров и награда за труд будет соответствующая. Конкурентныйрынок труда – это шаг на пути борьбы с безработицей.
Еще один шагна этом пути – это привлечение инвестиций. Привлекая большое количествоинвестиций, мы можем расширить или открыть новое производство, тем самымсоздать новые рабочие места. Но и здесь есть свои подводные камни. Развитиепроизводства идет нога в ногу с научно-техническим прогрессом, заменяячеловеческий труд – машинным. Что вновь приводит к безработице.
Не смотря нато, что безработица часть нашей жизни, не стоит забывать ее контролировать.Высокий уровень безработицы, приведет к огромным социальным, а также иэкономическим последствиям. Поэтому государство, различными методами старается регулироватьрынок труда. Выступая стабилизатором в отношениях между работодателем иработником.
Безработица –бич современного общества. На данный момент нет решения данной проблемы.Необходимо приложить все усилия для того, чтобы минимизировать уровеньбезработных, и создать лучшие условия труда в конкурентной среде.

Список использованнойлитературы
 
Основная литература
1.   БорисовЕ. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Из-во Проспект, 2007, Гл.21.
2.   ИохинВ. Экономическая теория: Учебник.- М.: Экономистъ, 2007, Гл.15.
3.   Экономика: учебник / подред.проф.А.С.Булатова. — 4-е изд., перераб.и доп. — М.: Экономистъ, 2006, Гл.14.
4.   АрхиповА.И., «Экономика», М: Проспект, 2-е издание, 2005 -840 с.
5.   БреевБ.Д., «Безработица в современной России», М: Наука, 2-е издание,
6.   2006.– 269 с.
7.   БулатовА.С., «Экономика», М: Экономистъ, 3-е издание, 2005-896 с.
8.   4.БункинаМ.К., Семенов В.А… «Макроэкономика.» 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 .-436 с.
9.   5.НиколаеваИ.П., Казнахмедова И.П., «Экономическая теория», М: Юнити, 3-е издание, 2005.– 543 с.
10.  Видяпин В.И., ДобрынинА.И., Журавлев Г.П., Тарасевич Л.С., «Экономическая теория», 2-е издание, М:Инфра – М, 2005. – 672 с.
11.  Грязнова А.Г.,Соколинский В.М., «Экономическая теория», 2-е издание, М: КНОРУС, 2005. – 464с.
Дополнительная литература
1. Глобальные тенденции в сфере занятости в2007-2008 гг. // БИКИ. — 2008. — № 16.
2. Дорофеева З. Незанятыев современной России // Социологические исследования. — 2008. — № 2.
3. Международнаяорганизация труда прогнозирует рост безработицы в мире. // БИКИ. — 2008. — № 18.
4. Регионы России.Социально-экономические показатели. 2007: статистический сборник / Федеральная службагосударственной статистики (Росстат). — М.: Росстат, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.