Реферат по предмету "Экономика"


Банкротство предприятий 6

--PAGE_BREAK--
2.ПОНЯТИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКРОТСТВА

Согласно закону несостоятельность – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Предприятия, организации, физические лица вступают в многочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых органов, и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невозможность их погашения из стоимости имущества, юридические и физические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому банкротство является той гранью, за которой предполагается прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.

Несостоятельность хозяйствующих субъектов – явление распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий носит локальный характер. Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

Ввиду того, что несостоятельность рассматривается как финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность, то имеет место необратимая неплатежеспособность. Банкротство же рассматривается как результат юридической квалификации акта несостоятельности, осуществляемого в законодательно установленном порядке. В этом случае система экономических связей, в рамках которой рассматривается положение несостоятельного субъекта, ограничивается его взаимодействием с контрагентами по бизнесу, выступающими в качестве кредиторов.

Подобное восприятие имеет ряд недостатков. Оно превращает несостоятельность в характеристику, принадлежащую только к рыночным структурам, что затрудняет анализ этого процесса в нерыночных секторах экономики. Содержание несостоятельности соотносится с внешней ее формой (банкротством).

Необходимость развития института банкротства обусловлена созданием такого инструмента, который способен защитить личную и корпоративную деятельность, третью сторону от опасно высоких или существенных убытков, а также содействовать выявлению политических и экономических приоритетов и ответственности.

Таким образом, за одним и тем же внешним финансовым проявлением стоят сложные различные внутренние процессы. Вследствие этого для предприятий несостоятельность может порождаться причинами двоякого рода:

·       причинами, находящимися внутри предприятия и обусловленными несовершенством его технического потенциала и организационной структуры;

·       причинами, связанными с деформацией самой фирмы как субъекта экономических связей.

Первая форма несостоятельности носит перманентный и локальный характер, вторая – всеобщий характер. Поэтому для разграничения этих двух форм несостоятельности различают термины «текущая несостоятельность» и «системная несостоятельность». Это позволяет понять природу системного кризиса как отражения массовой неспособности производственных структур переключиться на реализацию новых функций, тем более, что в период экономического кризиса страны обе формы несостоятельности накладываются друг на друга. Такое сочетание обусловливает рост масштабов и уровня общей несостоятельности, усложняет проблему и превращает ее в хроническое явление. Поэтому системная несостоятельность ухудшает условия преодоления текущей несостоятельности. В соответствии с этим ликвидация текущей несостоятельности становится инструментом преодоления системного кризиса производства.

Вместе с тем очень важна характеристика индивидуальных форм и интенсивности осуществления кризиса на уровне хозяйствующих субъектов. Так, системная несостоятельность в России имеет разную природу: у одних она производственно-техническая, у других – экономическая. В связи с этим анализ временных характеристик несостоятельности хозяйствующего субъекта предполагает разграничение несостоятельности на хроническую и циклическую. Хроническая несостоятельность сохраняется в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала. Циклическая несостоятельность – регулярно возникающая несостоятельность с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше, чем время одного оборота оборотного капитала.

По мнению некоторых исследователей, несостоятельность как экономическая категория является отражением ситуации недостатка валового дохода на покрытие произведенных затрат. Если же в качестве критерия несостоятельности предприятия принять его неспособность обеспечить использова

ние производственных факторов с некоторой эффективностью (убыточное функционирование), то можно прийти к следующим выводам:

1)    порождаемое убыточностью неудовлетворительное состояние предприятия не является характеристикой несостоятельности, так как может быть следствием рыночной стратегии фирмы (например, использование демпинговых цен при завоевании рынка). Отсюда вытекает, что убыточность здесь явление кратковременное, связанное с достижением долгосрочной устойчивости;

2)    безубыточность предприятия не является гарантией сохранения его в качестве состоятельного хозяйственного субъекта, поскольку стратегически ошибочная инвестиционная политика, низкая эффективность организационно-управленческой структуры и другие факторы могут привести к устойчивому снижению рентабельности. В итоге может возникнуть ситуация, при которой фирма, сохраняя состоятельность производственно-технического потенциала, окажется несостоятельной как объект предпринимательства.

Таким образом, убыточность отражает лишь один срез такой сложной характеристики, как несостоятельность, и является лишь заключительной ее составляющей, когда несостоятельное положение предприятия становится очевидным и ясным для всех контрагентов.

Поэтому к основным причинам несостоятельности можно отнести следующие:

·       долговременное снижение спроса (конец жизненного цикла товара) или изменение функции спроса на продукцию предприятия, способные сместить уровень цены в область, находящуюся ниже уровня средних издержек;

·       резкий рост постоянных или переменных издержек может увеличить общие расходы до уровня, превышающего цену товара.

Таким образом, первая причина несостоятельности предприятия лежит в области маркетинга, а вторая – в финансовой сфере. Следовательно, маркетинговая стратегия служит отправным пунктом финансового оздоровления предприятия, а стратегия финансовой реструктуризации – его финалом.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

·       «несчастной», не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий, кризиса в стране, банкротства должников и др. внешние факторы). В этом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации;

·       «ложной» (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо;

·       «неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. Неосторожное банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя распознать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики предприятия.

3.ВИДЫ И СТАДИИ БАНКРОТСТВА

Банкротство(финансовый крах, разорение) – это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность.

Банкротство – это сложный процесс, включающий:

·       рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;

·       юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;

·       определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане.

Признаки банкротства можно разделить на две группы.

К первой группеотносятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем:

·       повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

·       наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

·       низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция к их снижению;

·       увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

·       дефицит собственного оборотного капитала;

·       систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

·       наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

·       использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

·       неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

·       падение рыночной стоимости акций предприятия;

·       снижение производственного потенциала.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер. К ним относятся:

·       чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

·       потеря ключевых контрагентов;

·       недооценка обновления техники и технологии;

·       потеря опытных сотрудников аппарата управления;

·       вынужденные простои, неритмичная работа;

·       неэффективные долгосрочные соглашения;

·       недостаточность капитальных вложений и т.д.

Условно делят банкротство на три вида:

·       первый вид – банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;

·       второй вид –банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

·       третий вид –банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства.

На практике все три вида сочетаются в разных пропорциях общей смеси. Разделить их можно только по преимущественному фактору, определяющему его природу.

В законодательной и финансовой практике выделяют также следующие виды банкротства предприятий:

·        Реальное банкротство.Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

·        Техническое банкротство.Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование,  обычно не приводит к юридическому банкротству.

·        Умышленное банкротство.Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

·        Фиктивное банкротство.Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить поэтапно.

Первый этап «Начало кризиса предприятия».Характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии. Этот этап наиболее сложно идентифицировать, так как трудно интегрировать количественные показатели, точно определяющие или оценивающие кризис стратегии развития фирмы. Фирма перестает получать экономическую прибыль, несмотря на то, что отчет о прибылях показывает величину нормализованной (желаемой) прибыли. Вовремя выявленный кризис и оперативный ситуационный анализ позволяют перестроить стратегию и поставить новые задачи. Посредством кратковременных воздействий скорректированная стратегия способствует оптимизации потребления факторов производства, снижению издержек и сохранению конкурентоспособности.

Второй этап «Развитие кризиса предприятия».Наблюдается ухудшение большинства показателей финансово-экономической деятельности. Окончание первого и начало второго этапа можно легко определить по резкому колебанию показателей рентабельности и деловой активности предприятия, его положению на рынке ценных бумаг.

Фирма перестает получать нормализованную величину прибыли, но пока это не приводит к исчезновению бухгалтерской прибыли вообще. Это обстоятельство сигнализирует о нарастании процесса несостоятельности.

Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Заимствования происходят в меньшем объеме и по более высокой цене.

Накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала.

Окончание второго этапа и начало третьего характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости (проявляется кризис ликвидности).

Для снижения риска банкротства требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Оперативное реструктурирование должно включать, по меньшей мере, два направления: повышение эффективности результатов постоянных издержек и обеспечение ликвидности активов (уменьшение дебиторской задолженности, производственно-технических запасов и готовой продукции, продажа излишнего имущества или сдача в аренду). Параллельно разрабатывается план развития предприятия на перспективу.

Третий этап «Кризис предприятия».Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления. После тщательного и комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры. Очень важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность «по горячим следам» запустить в действие программы антикризисного управления.

4.ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ

4.1.Внесудебные процедуры в законодательстве о банкротстве

Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы. С конца 1993 года началось развитие регулирования досудебных процедур предупреждения несостоятельности (банкротства). На этой правовой основе Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) (сейчас эта организация называется Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) была развернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий и организаций и профилактике их банкротств.

По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций, как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии. Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.

4.2.Судебные процедуры в законодательстве о банкротстве и особенности их проведения

4.2.1.Наблюдение

Особенности наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законом представлены в таблице.

Наблюдение

Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Не применяется

-   к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;

-   к отсутствующему должнику;

-   к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;

Срок

Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве; срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998г. – не более 3 месяцев с продлением еще не более чем на 2 месяца).

Начало

При подаче заявления конкурсным кредиторам и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Орган управления

Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего.

Специфика

Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т.д. Сделки с имуществом, превышающим 5% балансовой стоимости активов, сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п. возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества.

Окончание

процедуры

С момента:

-   признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;

-   введения финансового оздоровления;

-   введения внешнего управления;

-   утверждения мирового соглашения.

На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Таким образом, наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать  предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

-       признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения;

-       утверждение временного управляющего;

-       размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Права временного управляющего

Обязанности временного управляющего

-   предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок;

-   заявлять возражения относительно требований кредиторов;

-   принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

-   обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

-   обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

-   получать любую информацию и документы,

касающиеся деятельности должника;

-   осуществлять иные полномочия.

-   принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

-   проводить анализ финансового состояния должника;

-   выявлять кредиторов должника;

-   вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда это осуществляет реестродержатель;

-   уведомлять кредиторов о введении наблюдения.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь Законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов.

С момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.


4.2.2.Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это сравнительно новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002 г. Она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением, — санация (в законе 1992 г. она относилась к судебным процедурам, а начиная с 1998 г. является досудебной процедурой). С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

-       требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;

-       отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

-       аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

-       приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

-       запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

-       запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

-       не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

-       не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления назначается административный управляющий. Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты своего утверждения до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Обязанности административного управляющего

Права административного управляющего

-   вести реестр требований кредиторов;

-   созывать собрания кредиторов;

-   рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения по ним;

-   предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов информацию о ходе выполнения плана оздоровления и графика погашения;

-   осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

-   в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

-   требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

-   принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

-   согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях;

-   обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника и о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

-   предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений с нарушением требований Закона о банкротстве;


Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения  должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться пропорциональное погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, в соответствии с очередностью, установленной Законом о банкротстве. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В случае неисполнения должником графика он вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством о внесении изменений в график погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

-       определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

-       определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года;

-       решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

4.2.3.Внешнее управление

Внешнее управление имуществом должника предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Представление какого-либо обоснования эффективности введения внешнего управления от собрания кредиторов не требуется. Анализ финансового состояния должника и возможности его восстановления осуществляется временным управляющим. В обязанности кредиторов входит лишь определение (на стадии наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Последствиями введения внешнего управления являются:

1.    Отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Он имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу.

2.    Прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника – унитарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходят к внешнему управляющему.

3.    Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.

4.    Введение моратория на удовлетворение требований.

Мораторий– это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Введение моратория является одним из наиболее привлекательных условий внешнего управления для должника. Мораторий позволяет в течение полутора лет (срока проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Поэтому именно мораторий на долги является приманкой для недобросовестных руководителей, объявляющих о фиктивном банкротстве своих предприятий.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

1.     Перепрофилирование производства.

2.     Закрытие нерентабельных производств.

3.     Взыскание дебиторской задолженности.

4.     Продажа части имущества должника.

5.     Уступка прав требования должника.

6.     Исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом.

7.     Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

8.     Размещение дополнительных обыкновенных акций должника.

9.     Продажа предприятия должника.

10.    Замещение активов должника.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

-       об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

-       об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

-       об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;

-       об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

-       о заключении мирового соглашения.

4.2.4.Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, т.е. именно с этого момента должник юридически становится банкротом. Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или платить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохраняют свою силу и после окончания процедуры банкротства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

-       срок исполнения всех денежных обязательств, возникших до открытия конкурного производства, считается наступившим;

-       прекращается начисление неустойки (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

-       сведения о финансовом состоянии должника перестают являться коммерческой тайной и носить конфиденциальный характер;

-       совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке конкурсного производства;

-       прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;

-       снимаются ранее наложенные аресты имущества. Введение новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению им не допускаются;

-       все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности;

-       исполнение обязательств должника допускается только в рамках конкурсного производства;

-       органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника в случае, если ранее такого отстранения произведено не было, а также прекращаются полномочия собственника имущества должника – унитарного предприятия.

Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение 5 лет после признания его банкротом.

Конкурсная масса– все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. в составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога. Не входит в конкурсную массу:

1.    Имущество, изъятое из оборота.

2.    Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

3.    Социально значимые объекты (общеобразовательные, дошкольные, лечебные учреждения, спортивные сооружения и др.) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.

4.    Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения этой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4.2.5.Мировое соглашение.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве. Однако действовавший ранее закон (1992г.) выдвигал практически непреодолимое препятствие для мирового соглашения: в течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом кредиторы должны были получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35 процентов суммы долга.

Последующие Законы сняли это и другие препятствия на пути достижения мирового соглашения, которое становится предметом свободного волеизъявления сторон. Единственное условие утверждения арбитражным судом мирового соглашения — погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди: по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается на стадии конкурсного производства, принятое арбитражным судом решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

5.ПРОФИЛАКТИКА БАНКРОТСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Под антикризисным управлением деятельностью предприятия понимается управление, которое направлено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение ее в будущем. Высший уровень этого творчества проявляется в умении разрабатывать и своевременно применять профилактические меры против несостоятельности предприятия. Они представляют собой процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях деятельности предприятия.

Опыт показывает, что суть разработки и применения профилактических мер сводится к следующему. В каждый конкретный момент развития предприятия определяется набор задач, решение которых необходимо для достижения поставленных перед ним стратегических целей. Все задачи нужно разделить на две группы: имеющие способ решения и не имеющие его.

Задачи 1-й группы включаются в соответствующие планы развития деятельности предприятия. Задачи 2-й группы переходят в разряд проблем. Их решение сводится к поиску новых подходов, методов и технологий, требует реформ в организации деятельности. Из всех проблем выбирают ключевые. Ключевые проблемы – это такие проблемы, без решения которых цель стратегического развития предприятия не может быть достигнута, поэтому их называют еще стратегически важными проблемами.

Разрешение ключевых проблем возможно в двух направлениях: с помощью применения мер постепенного улучшения состояния предприятия и посредством реформирования его деятельности. Исходя из выбранной стратегии формулируются соответствующие политика и технология антикризисного менеджмента.

Технология управления по результатам включает в себя следующие мероприятия:

·       определение условий введения мер по антикризисному менеджменту;

·       составление перечня наиболее пагубных для предприятия проблем;

·       формулирование целей, на которые должны быть направлены усилия по организации работы по антикризисному менеджменту;

·       разработка прогнозной структуры баланса предприятия и порядка перехода к ней в процессе антикризисного менеджмента;

·       распределение обязанностей и сфер ответственности среди представителей руководящего звена предприятия;

·       расчет минимально допустимых потребностей в ресурсах всех видов для обеспечения эффективного функционирования предприятия в условиях кризиса;

·       организация информационных потоков, обслуживающих систему антикризисного менеджмента;

·       выработка методов проведения антикризисных процедур и контроль  за их реализацией;

·       анализ возможных проблем по основным направлениям деятельности предприятия, вероятность возникновения которых высока, и разработка предупредительных мер по их решению;

·       разработка примерных сценариев антикризисного менеджмента для наиболее вероятных условий возникновения кризиса;

·       выработка критериев активизации или ослабления антикризисного менеджмента;

·       достижение необходимой скорости принятия чрезвычайных мер;

·       повышение качества исполнительной дисциплины;

·       формирование антикризисных механизмов, обеспечивающих реализацию плана финансового оздоровления;

·       определение даты окончания действия чрезвычайных мер.

Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:

·       формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;

·       разработка эффективных стратегических бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;

·       создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;

·       оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.

Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного  симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:

·       инновационное реформирование, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты ;

·       умелое проведение стратегического и финансового менеджмента;

·       факторинг – уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;

·       лизинг;

·       сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную собственность;

·       прекращение убыточных видов деятельности;

·       непрерывное обучение руководящего состава предприятия;

·       реструктуризация предприятия;

·       консолидация как период постреструктуризации;

·       повышение конкурентоспособности продукции;

·       управление запасами при минимуме оборотных средств;

·       сокращение производственного цикла и цикла обращения;

·       электронизация ведения бизнеса и мн. др.

6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

Франция.В 1985 г. во Французской республике были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке»,  декрет с таким же названием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий». По сравнению с законодательствами других стран законы Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к проблеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении состояния неплатежеспособности.  Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

В зависимости от размеров предприятия-должника применяются две процедуры разбирательства: обычная (общая) и упрощенная. Последняя используется в отношении предприятий со штатом персонала не более 50 чел. и годовым оборотом не более 20 млн франков. Суть ее состоит в том, что суд не назначает судебного администратора. Должник сам представляет свои интересы в суде, сохраняя при этом контроль над предприятием.

При рассмотрении дела о несостоятельности предприятия суд анализирует его предшествующую деятельность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установленного момента и кончая датой принятия ходатайства о несостоятельности, именуется периодом подозрительности. При опротестовании сделок с таким предприятием большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.

После принятия ходатайства о несостоятельности предприятия начинается период наблюдения, который длится до 6 месяцев. В это время производятся оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных – продажа предприятия как производственной единицы. Эти приоритеты установлены с точки зрения сохранения рабочих мест.

Усиленный социальный аспект проявляется и при определении сверхприоритета на выплатах; предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль в процессе проведения процедуры банкротства отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается судом при принятии решения. В случае несогласия с решением представитель работников имеет право подать на апелляцию.

Германия. Новое законодательство о банкротстве в объединенной Германии появилось в 1999 г. Законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот, и другой преследуют одинаковые цели – сохранение бизнеса должника и соразмеренное удовлетворение требований кредиторов.

В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок – 21 день. В течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему применяют меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.

При открытии судом дела в отношении должника прежде всего вводится процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий. Требования к последнему и его задачи в германском законодательстве такие же, как и в российском. Порядки проведения процедуры также во многом схожи. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

При продаже имущества конкурсный управляющий руководствуется принципом сохранения целостности бизнеса т.е. стремится не допустить разрыва его на части.
Санация несостоятельного предприятия может проводиться по одному из следующих путей: без смены собственника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника – продажа бизнеса.

Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов не менее 50% голосов от объема требований кредиторов и 50 % голосов от числа кредиторов. В содержание плана могут включатся мероприятия по отсрочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение.

С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве.

Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему контроль за выполнением плана.

Таким образом, в рассмотренных странах процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурсного производства отсутствует.

Великобритания.В 1914 г. был принят Закон «О банкротствах», который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в Закон «О несостоятельности и банкротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства.

В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ: он стал называться Законом «О восстановлении», цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния.

В соответствии с действующим законодательством несостоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме страховых компаний и банковских институтов, правовое положении которых регламентируется специальными законами.

При установлении факта неплатежеспособности должника к нему могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование долгов и администрирование доходов компании) и ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация).

При процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением. процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве.

Процедуры ликвидации Великобритании и России по своей сути не различаются за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия (фирмы). Процедуры антикризисного регулирования проводятся либо государственными ликвидаторами (государственными служащими), либо профессиональными арбитражными управляющими.

Основное внимание законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов.

США. С 1979 г. вступил в силу новый закон, который предусматривает множественность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. В нем также нашли отражение тенденции отхода от традиций англосаксонского права и сближения с законодательством континентальной Европы. В соответствии с действующим законодательством к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

·       реорганизация в форме перестройки финансов, погашения долгов, выплаты дивидендов;

·       ликвидация в процессе конкурсного производства, которая проводится временным управляющим;

·       меры, предусмотренные специальными нормативными актами, по отношению к должникам, правовое положение которых регламентируется специальными законами (к таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).

Законодательство США рассматривает банкротство как «неизбежное зло предпринимательства». Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и на станет платежеспособным. Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам характерен и для японского законодательства.

Сравнивая подходы к проблеме решения банкротства в различных странах, можно найти следующие различия. Существенное значение в организации процесса против должника имеет время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процессе. В законодательстве США и Великобритании его назначение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а в Германии и Франции – после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству, что свидетельствует о строгости первых и демократичности вторых.

Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали

их по пятизначной шкале защищаемых интересов на радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские.

В первых двух градациях превалируют интересы кредиторов, в двух последних – должника. Так законы России и Великобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции, Японии – к радикально продолжниковской группе.

Следующим критерием оценки всякой правовой системы несостоятельности является возможность реабилитации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США) и реабилитацией его бизнеса (Германия, Япония). Первое достигается путем всевозможных компромиссов, проведения реорганизационных мер. Последнее предполагает сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

Таким образом, можно выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий в разных странах: первый – их ликвидация, и тогда суд выступает в качестве «похоронного бюро», а второй — реорганизация, где суд выступает в роли «лекаря». При этом второй подход доминирует.

Однако несмотря на существенные различия в содержании законодательств о банкротстве разных стран, постепенно вырабатывается единообразный подход к регулированию этого процесса. Суть его состоит в дифференциации исхода ситуации и возможности выбора процедуры преодоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобновить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.
ГЛАВА 4.РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.  
Расчет производственной мощности

и резервов ее использования

Производственная мощность– максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени (чаще всего за один год), при полном или эффективном использовании оборудования и площадей, которая рассчитывается по отдельным агрегатам, участкам, цехам, по всему предприятию в целом. Резервом производственной мощности называется разница между величиной производственной мощностью и фактическим выпуском продукции.

Годовая производственная мощность определяется по формуле:

M = N * Fпл * n

где:  N – техническая норма производительности оборудования;

                   Fпл – плановый фонд времени;                        

                   n – количество единиц.

Fпл = Fн – Пр(регламент)

где Fн – номинальный фонд времени;

Пр(регламент) – простои регламентированные.

Фактический выпуск продукции определяется по формуле:

A = Пф * Fф * n

где  Пф – фактическая производительность труда;

        Fф – фактический фонд времени.

Fф = Fпл – Пнр(нерегламент)

где Пнр(нерегламент) – простои нерегламентированные.

Резерв производственной мощности определяется по формуле:

Р = М – А

Экстенсивный коэффициент использования мощности рассчитывается по формуле:

Кэкст = Fф / Fпл

Интенсивный коэффициент использования мощности рассчитывается по формуле:

Кинт = Пф / N

Интегральный коэффициент использования мощности рассчитывается по формуле:

Кинтегр = Кэкст * Кинт


Отчетный год:

Fн= (52 * 5 – 10) * 2* 8 = 4000 часов, Fпл=4000 – 320 = 3680 часов

М = 8800 * 3680 * 1 = 32384000бут/год= 3238400 дал/год

Fф= 3680 – 370 = 3310 часов

А = 7480 * 3310 * 1 = 24758800бут/год= 2475880 дал/год

Р = 3238400 – 2475880 = 762520 дал/год

Кэкст = 3310 / 368= 0,89, Кинт = 7480 / 8800 = 0,85

Кинтегр = 0,89 * 0,85 = 0,76

Планируемый год:

Fн= 4000 часов, Fпл= 3680 часов

М = 3238400 дал/год

Пнр = 370 – (370*0,8) = 74 часов

Fф= 3680 – 74  = 3606 часов

А = 7920 * 3606 * 1 =  28559520 бут/год= 2855952 дал/год

Р = 3238400 – 2855952 = 382448 дал/год

Кэкст = 3606 / 3680 = 0,98, Кинт = 7920 / 8800 = 0,9

Кинтегр = 0,98 * 0,9 = 0,88

Таблица 1 – Использование производственной мощности

Наименование показателей

Ед. изм.

Величина показателей

Отчетный год

Планируемый год

1.Производственная мощность

дал/год

3238400

3238400

2.Фактический выпуск

дал/год

2475880

2855952

3.Резервы использования мощности

дал/год

762520

382448

4.Интегральный коэффициент использования мощности



   0,76



0,88

5.Интесивный коэффициент использования мощности



0,85

    0,9



6.Экстенсивный коэффициент использования мощности



0,89

0,98



В связи с организационно-техническими мероприятиями в планируемом году удалось сократить нерегламентированные простои оборудования, увеличить фактический выпуск продукции икоэффициенты использования мощности, а также уменьшить резервы использования мощности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.