СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ ИПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
2. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАКОСНОВНОГО ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯЭФФЕКТИВНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
/>/>/>/>введение
В курсовой работе будет рассматриваться тема «Банковскаясистема и ее роль в рыночной экономике».
Каждая национальная экономика в тот или инойпериод своего воспроизводства переживает реформирование банковской системы.Такое реформирование имеет как общие характеристики, свойственные всемнациональным банковским системам, так и чисто специфические особенности,характерные для каждой из систем в отдельности. В таком случае Россия неявляется исключением.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что созданиеновой системы и даже совершенствование действующей в любой сфере, как известно,требует исследования существующих аналогов.
Развитость экономики определяется развитостьюкредитно-денежных отношений в ней. Следует отметить, что финансовая система — один из наиболее трудно регулируемых секторов экономики, причем практически вовсех странах с рыночной экономикой. Государственное регулирование финансовыхрынков заключается в основном в обеспечении информационной прозрачности иконтроля за состоянием финансовой системы.
Бурные процессы формирования банковской системы России в периодс 1993 по 1996 г. сменились в 1997-1998 гг. процессами стагнации и далее — распада. Известно, что при этом основная часть доходов банков РФ формироваласьза счет «коротких операций», в то время как доля кредитования развитияпроизводства в удельном весе активов была крайне мала. В то же время развитиеэкономики невозможно без эффективной банковской системы.
Очевидно, что ключевым вопросом любой концепции реформированиябанковской системы является вопрос о Центральном банке, его организационнойструктуре и функциях денежно-кредитного регулирования. Функции всехцентральных банков примерно одинаковы, что связано с тем, что во всех странахони направлены на обеспечение государственных интересов. Однако существуютнациональные особенности организационного построения главного банка страны исистемы его подчиненности правительственным структурам.
Зачастую ставятся вопросы: какова должна бытьорганизационная структура Банка России? Какие методы проведения денежно-кредитногорегулирования предпочтительны? Достаточно ли компетентно руководство ЦБ РФ впроведении денежной политики? Возникают и мнения о реформировании действующейструктуры ЦБ РФ, сокращении сети его территориальных управлений.
В современных российских условиях правомерен вопрос: покакому пути должно идти преобразование банковской системы России? В чем состоятспецифические особенности российской банковской системы, а также каковы ееотличительные черты? Попытка дать ответы на эти и другие вопросы представлена вданной курсовой работе.
Цель курсовой работы — проанализировать банковскую системуРоссии и определить ее роль в рыночной экономике.
Для достижения цели курсовой работы будут выполненыследующие задачи:
- рассмотрены основные понятия и принципы построения банковской системыРоссии;
- представлены операции коммерческого банка как основного звена банковскойсистемы;
- выявлены проблемы становления эффективной банковской системы в России.
В курсовой работе были использованы современныемонографические издания и учебные пособия по банковскому делу, финансам икредиту, статьи в периодических изданиях, а также действующие нормативные изаконодательные акты связанные с банковской системой России.
/>/>/>/>1. Банковская система: понятиеи принципы построения
Понятие «банковская система» является одним из ключевых визучении как банковского дела, так и экономической системы в целом. Этообусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике неизолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Этавзаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк попоручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через:
а) расчетную сеть Банка России;
б) банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляютсяна основании заключенных между ними договоров;
в) банки, уполномоченные на ведение определенного видасчетов и осуществление платежей;
г) клиринговые центры — небанковские кредитные организации,осуществляющие расчетные операции.[1]
Взаимозависимость банков проявляется в заимствованиях нарынке межбанковских кредитов.
В обоих случаях невыполнение обязательств одним из банковприводит к трудностям функционирования связанных с ним прямо и опосредованнодругих банков, т. е. к возникновению так называемого «эффекта домино».
Таким образом, в современных условиях банки представляют собойне просто случайный набор, а действительно банковскую систему, т. е. множествоэлементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основнымисвойствами банковской системы, как и систем в целом, являются:
— иерархичность построения;
— наличие отношений и связей, которые являются системообразующими,т. е. обеспечивают свойство целостности;
— упорядоченность ее элементов, отношений и связей;
— взаимодействие со средой, в процессе которого системапроявляет и создает свои свойства;
— наличие процессов управления.[2]
Учитывая относительную непродолжительность процесса становлениябанковской системы рыночного типа в России, отдельные признаки банковскойсистемы могут не проявляться отчетливо, но прослеживаться при функционированиибанковской системы в целом.
Исходя из этих основных свойств рассмотрим особенности российскойбанковской системы.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк,кредитные организации и их ассоциации.[3]
Банки подразделяются на универсальные и специализированные.Универсальные банки осуществляют широкий круг банковских операций.Специализированные банки ограничивают свою деятельность одной или несколькимибанковскими операциями. Банковская система РФ представлена как универсальнымибанками, так и специализированными.
Большинство созданных в Российской Федерации в 1992-1999 гг.банков сформировалось как специализированные коммерческие отраслевые банки.Это сохранилось в их названиях: например БИН-банк (Банк инвестиций и новаций),Инкомбанк (Инновационный коммерческий банк), Внешторгбанк (Банк для внешнейторговли) и др. Для того чтобы привлечь новых клиентов и расширить свою ресурснуюбазу, специализированные банки стали осуществлять практически все видыбанковских операций для организации предприятий всех отраслей экономики. Онистали универсальными.
Банковская система РФ представлена в приложении 1.[4]
Системообразующие связи и отношенияопределяютсяпрежде всего через специфические банковские операции, на осуществление которыхимеют право только кредитные организации в целом и банки в частности. Вроссийской практике они определены в Федеральном законе «О банках и банковскойдеятельности». Это, как уже отмечалось:
- привлечение вкладов;
- предоставление кредитов;
- ведение счетов клиентов;
- осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителейинвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
- выпуск платежных документов (чеков, аккредитивов, пластиковых карт идр.);
- покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;
- покупка и продажа в России и за границей драгоценных металлов,природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов идрагоценных камней;
- привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады ииные операции с этими ценностями;
- трастовые операции (привлечение и размещение средств, управлениеценными бумагами и др.) по поручению клиентов;
- кассовое исполнение бюджетов всех уровней.
Систематизирующий характер банковских операций и услуг длябанковской системы косвенно определяется статьей 178 Уголовного »Кодекса РФ,согласно которой уголовно преследуются те, кто занимается банковскимиоперациями незаконно, тем самым фиксируется исключительный характер отношенийи связей, в которые банки могут вступать.
Упорядоченность элементов и связей проявляется в возможностивыделения подсистем, для которых в целом характерны основные системныесвойства.
Основания для выделения таких подсистем могут быть различны.Это может быть региональный аспект, когда рассматриваются региональныебанковские системы. В качестве признака выделения подсистемы могут выступать:
— организационно-правовая форма банка (частный, государственный,муниципальный и т. д.);
— отдельные виды осуществляемых банком банковских операций(инвестиционные, экспортно-импортные и др.); отрасли и сферы, на которыеориентированы банки; размеры банков (крупные, средние, мелкие);социально-экономическая роль банков (Сберегательный банк РФ, Агропромбанк идр.); * рейтинг банков и т. д.
Взаимодействие со средой банковской системы страны проявляетсяв том, что на современном этапе она уже способна реагировать на общеесостояние российской экономики.
Банковская система взаимодействует не только с экономикойобщества, но и влияет на его социальную подсистему, что проявляется впрестижности профессии банковского работника, в формировании банковскогоделового стиля, в сложившихся ожиданиях, когда учреждения социальной сферыпросят помощи у банков, отодвигая органы власти на второй план.[5]
Наличие процессов управления в банковской системе проявляетсяособенно наглядно. С одной стороны, это процессы управления, связанные сзаконодательно закрепленной ролью Центрального банка в регулированиидеятельности коммерческих банков. С другой — все существеннее управленческаяроль банковских ассоциаций — Ассоциации российских банков и региональныхассоциаций, которые все в большей степени координируют деятельность коммерческихбанков, их филиалов и представительств в интересах банковской системы в целом.
В целом российская банковская система может рассматриватьсякак определенная целостность. При этом процесс формирования банковской системыдалеко не закончен, и как он будет протекать, зависит от многих факторов, и впервую очередь от характера экономической и социальной политики, проводимойправительством.
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системыРоссии в современных экономических системах рыночного типа является усилениепозиций и роли ассоциаций как саморегулирующих организаций, представляющихинтересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, посколькуассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной властиот разработки и введения в действие норм регулирования и контроля отдельныхэлементов деятельности субъектов хозяйствования в первую очередь таких, каккачество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса,стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т. п.
Банковская ассоциация — общественная некоммерческая организация,членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представленияих интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, атакже в целях координации и совершенствования их деятельности.
Банковские ассоциации имеют достаточно длительнуюисторию развития. Так, например, банковские ассоциации в США и Великобританиибыли созданы еще в прошлом столетии.[6]
Однако следует отметить, что развитие банковскойсистемы РФ в 90-е годы ХХ в. определилось как бы двумя этапами — до и после 17августа 1998г. Попытаемся проанализировать в самом общем виде эти два этапакак в плане функционирования Банка России, так и в плане развития банковскогосектора страны.
Центральный банк Российской Федерации — это орган государственногоденежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольнойэмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностьюкредитных учреждений, осуществления функции «банка банков», а также храненияофициальных золотовалютных резервов.
Федеральным законом от 12 апреля 1995 г. «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» установлены основные функции иоперации Центрального банка Российской Федерации.
1. Функция проведения государственной денежно-кредитнойполитики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращенияи покупательной способности национальной денежной единицы.
2. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения.Выше мы уже говорили об основных денежных агрегатах, используемых в развитыхстранах, поэтому здесь предлагаем рассмотреть российскую денежную статистику(см. рис. 2 Приложение 2).[7]
3. Функция кредитования коммерческих банков на основерефинансирования портфеля их ресурсов.
4. Функция организации безналичных расчетовнародного хозяйства.
5. Функция организации банковских операций,бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков.
6. Функция государственной регистрации кредитных учреждений.
7. Функция организации государственного контроля задеятельностью кредитных учреждений.
8. Функция реализации облигаций государственныхзаймов и кредитования расходов федерального бюджета.
9. Функция регулирования золотовалютных резервовстраны.
10. Функция составления платежного баланса страны.[8]
Успешное выполнение всех функций Центрального банка —необходимое условие эффективного развития рыночной экономики России. Согласностатье 75 Конституции Российской Федерации важнейшей, основной функцией БанкаРоссии является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе егопокупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В целяхреализации данной функции согласно статье 4 Федерального закона «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии сПравительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единуюгосударственную денежно-кредитную политику с применением следующих инструментоврегулирования денежного обращения и объема кредитования в хозяйстве:
— процентная политика;
— операции на открытом рынке;
— обязательные резервы;
— валютная политика;
— надзор.
Территориальное учреждение, так же как и Банк России,действует на основании Конституции РФ, Федеральных законов «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковскойдеятельности» и иных федеральных законов и нормативных актив Банка России.
Основные задачи территориальных учреждений следующие:
— территориальное учреждение на территории субъектаРоссийской Федерации или экономического района участвует в проведении единойгосударственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту иобеспечение устойчивости рубля, в том числе:
— обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РоссийскойФедерации;
— обеспечивает эффективное и бесперебойное функционированиесистемы расчетов;
— осуществляет регулирование и надзор за деятельностьюкредитных организаций;
— осуществляет организацию и контроль за деятельностьюкредитных организаций на рынке ценных бумаг;
— организует валютный контроль;
— проводит анализ состояния и перспектив развития экономикии финансовых рынков региона.
Необходимо отметить, что территориальное учреждение впределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности оторганов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления.
Целевым ориентиром на 2005 г. в деятельности главного банкастраны выделено «ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12% врасчете декабрь 2004 года к декабрю 2003».
В целом анализ деятельности главного банка страны заистекшее десятилетие позволил сделать следующие выводы. Эволюция целей денежно-кредитнойполитики свидетельствует, что в соответствии с пониманием проблемыруководством Центрального банка Российской Федерации основной целью денежногорегулирования является снижение инфляции путем регулирования валютного курсарубля.[9]
Это согласуется с видением правительством задачи главногобанка страны. Так, в «Основных направлениях социально-экономической политикиправительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» указывается,что «на первоначальном этапе реализации долгосрочной программысоциально-экономического развития должен быть выбран разумный компромисс междутемпами снижения инфляции и ростом производства». Задачей Банка России в этойсвязи, с позиции правительства, является «сглаживание неоправданно резких колебанийобменного курса на внутреннем рынке».[10]
Таким образом, можно выделить следующие недостатки существующейденежно-кредитной политики России:
— за годы реформ реструктуризация промышленности так и небыла проведена, более того, четких, ясных и постоянных приоритетов вструктурной политике до сих пор нет, поэтому денежно-кредитная политика иструктурная политика существуют практически независимо друг от друга. Очевидно,что четкие приоритеты в реформировании реального сектора должны совпадать сприоритетами денежно-кредитной сферы, что способствовало бы становлениюденежно-кредитной политики властей, адекватной требованиям реальной экономики;
— концентрация усилий ЦБ РФ на валютной политике в ущербвсем остальным составляющим денежно-кредитного регулирования не только неспособствует укреплению покупательной способности национальной денежнойединицы, но и в значительной степени провоцирует тотальную долларизациюэкономики России;
— независимость главного банка страны фактическипревратилась в независимость от ответственности руководящего состава ЦБР врамках проводимых мероприятий;
— ориентация осуществляемой денежно-кредитной политики исключительнона макропоказатели, и конкретно, на объемы денежной массы, в условияхнестабильной экономики не дает адекватного представления о происходящихэкономических процессах в регионах;
— отсутствие эластичной системы платежей и расчетов;
— в настоящее время в области пруденциального надзораотсутствуют четкие и определенные критерии финансовой устойчивости кредитныхорганизаций, а также меры по предотвращению нестабильности в банковской сфере(кроме требований со стороны ЦБР к увеличению капитала банков);
— отсутствие механизмов влияния (прямых и косвенных) состороны ЦБ РФ на кредитную деятельность коммерческих банков, прежде всего вобласти кредитования реального сектора экономики.[11]
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что без измененияцели денежно-кредитной политики ЦБР, а также без определения четкихприоритетов в деятельности главного банка страны успешность реформированиякредитной системы России и увеличение степени ее воздействия навоспроизводственный потенциал российской экономики представляются весьмасомнительными.
/>/>/>/>2. Операции коммерческого банкакак основного звена банковской системы
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческихбанков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». Всоответствии с этим законом:
- банк является коммерческим юридическим лицом, т. е. такиморганизационным образованием, деятельность которого направлена на извлечениеприбыли;
- банк создается в форме хозяйственного общества, т. е. акционерногообщества или общества с ограниченной ответственностью;
- банк является кредитной организацией, т. е. организацией, созданной дляосуществления банковских операций;
- банк действует на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ;
- банк обладает специальной компетенцией, т. е. извлекает прибыль путемсовершения специальных операций;
- банк рассматривается законодателем как один из элементов банковскойсистемы.[12]
Таким образом, российские коммерческие банки действуют какуниверсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций нафинансовом рынке. Эти операции:
- предоставление различных по видам и срокам кредитов;
- покупка-продажа и хранение валюты, ценных бумаг;
- привлечение средств во вклады;
- осуществление расчетов;
- выдача гарантий, поручительств и иных обязательств;
- посреднические и доверительные операции и др.
К концу XX в. коммерческий банкспособен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов иуслуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов иоставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
Но далеко не все банковские операции повседневноиспользуются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнениемеждународных расчетов или трастовые операции).[13]
Перечислим основные банковские услуги.
Валютный обмен. История свидетельствует, что одной изпервых услуг, предложенных банками, стали валютнообменные операции. Всовременной банковской деятельности эти операции имеют огромное значение,поскольку экономические связи субъектов хозяйствования постоянно расширяются иглобализируются.
Учет коммерческих векселей и предоставление кредитовпредприятиям. Уже в древние времена банкиры начали учитывать коммерческиевекселя. Этим они предоставляли займы местным торговцам, которые продавалибанку долговые обязательства своих покупателей с целью быстрейшей мобилизациисредств. От учета коммерческих векселей лежал недолгий путь к прямомукредитованию деловых предприятий.
Посредничество в кредите стало одной из важныхфункций коммерческого банка. Это посредничество осуществляется путем перераспределенияденежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота денежныхфондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц. Главным критериемперераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственныхсвязей — от кредитора к заемщику.
Плата за отданные и полученные средства формируется под влияниемспроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободноеперемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типуотношений.
Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщиками без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежныхсредств, отдаваемых в ссуду, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены оплатежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средствне совпадают с размерами и сроками потребности в них.
Коммерческие банки привлекают средства, которые могут бытьотданы в ссуду в соответствии с потребностями заемщиков, и на основе широкойдиверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег,размещенных в банке.
Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируютсяна основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высокихпроцентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантиинадежности помещения накопленных ресурсов в банк.
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешногоразвития экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшаютстепень риска и неопределенности в экономической системе, аккумулируясвободные денежные средства и превращая их в мощный инвестиционный ресурс.[14]
Сберегательные вклады. Предоставление займовоказалось настолько выгодным делом, что банки принялись изыскивать способымобилизации (привлечения) дополнительных средств. Одним из первых такихспособов стали сберегательные вклады, которые банки принимают под процент.Этим банк выполняет и общественно важную функцию — стимулирует посредничество вкредит, которое он осуществляет путем перераспределения денежных фондов юридическихлиц и денежных доходов физических лиц.
Хранение ценностей. В эпоху средневековья банкиначали практиковать хранение золота, ценных бумаг и других ценностей своихклиентов в собственных надежных хранилищах. Сегодня в банках безопаснымхранением ценностей занимаются отделы аренды сейфов, где под замком находятсяценности клиентов, пока последним не понадобится доступ к своей собственности.
Расчетно-кассовое обслуживание. Банк принимает насебя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям клиента, а такжеосуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумагии кредиты.
Финансовое консультирование. Банки, где работаютопытные финансисты, могут дать квалифицированный совет, особенно когда вопросстоит об оптимальном использовании кредита, сбережений, инвестировании средств.
Лизинг оборудования. Банк может предложить своемуклиенту приобрести оборудование с помощью лизингового соглашения, по которомубанк покупает оборудование и сдает его в аренду клиенту. В соответствии сзаключенным договором клиент должен вносить лизинговые платежи, которые вконечном счете полностью покрывают стоимость купленного банком и сданного варенду оборудования.
Операции с ценными бумагами. В связи с формированиемрынка ценных бумаг получает развитие и такая функция банков, как посредничествов операциях с ценными бумагами.[15]
Банки имеют право выступать в качестве:
- инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность нарынке ценных бумаг в качестве посредника;
- инвестиционного консультанта;
- инвестиционной компании;
- инвестиционного фонда.
Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посредническиефункции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента наосновании договора комиссии или поручения.
Как инвестиционный консультант, банк оказывает консультационныеуслуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то онзанимается:
- организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению впользу третьего лица;
- куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числепутем котировки ценных бумаг, т. е. объявляя на определенные бумаги «ценыпродавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и покупать.
Банк выступает в качестве инвестиционного фонда, когда размещаетсвои ресурсы в ценные бумаги от своего имени. В этом случае все риски,связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночнойстоимости приобретенных ценных бумаг относятся на финансовый результат банка.
Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фондаявляется наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами,имеющих квалификационный аттестат, дающий право на совершение операций спривлечением средств граждан.[16]
Трастовые (доверительные) услуги. Банк можетуправлять финансовыми делами и собственностью фирм и частных лиц за определеннуюплату. Функция управления собственностью известна под названием операциидоверительного управления, или трастовой услуги. Через трастовые отделы банкиуправляют портфелями ценных бумаг своих клиентов, предоставляют агентскиеуслуги корпорациям, выпускающим акции и облигации, выступают в качествепопечителей по завещанию.
Наряду с экономическим понятием «банковские операции и услуги»в юридический оборот введено понятие «банковские операции и сделки». При этомдействующее российское законодательство не дает прямого определения банковскихопераций и сделок, хотя пользуется этой терминологией. В ст. 5 Закона «О банкахи банковской деятельности» говорится о банковских операциях и других сделках,но эти понятия не разграничиваются.
Общими особенностями банковских операций и услуг являются:их длящийся характер, доверительные свойства, осуществление по стандартным правиламв соответствии с законодательством или банковскими правилами и обычаями.[17]
По российскому законодательству к банковским операциям относятся:
1. Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет.
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в томчисле банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документови кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
8. Выдача банковских гарантий.
9. Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнениеобязательств в денежной форме.
10. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств вденежной форме.
11. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом подоговору с физическими и юридическими лицами.
12. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями всоответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальныхпомещений и находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.
14. Лизинговые операции.
15. Оказание консультационных и информационных услуг. [18]
Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ кредитныеорганизации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлениюсредств бюджета на возвратной основе.
В целом классификация операций и услуг коммерческого банкаявляется достаточно сложной, и в современной теории банковского дела существуетследующая классификация операций коммерческого банка:
- пассивные операции;
- активные операции;
- комиссионные операции.
Пассивные операции — это совокупность операций, обеспечивающихформирование ресурсов коммерческого банка.
Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счетсобственных и привлеченных средств.
К собственным ресурсам коммерческого банка относятся:
а) уставной капитал;
б) фонды: резервный и специальные;
в) обязательные резервы для покрытия возможных потерь по ссудами от операций с ценными бумагами;
г) нераспределенная прибыль.
Уставной капитал банка формируется за счет собственныхсредств участников и служит обеспечением его ликвидности. Размер минимальногоуставного капитала и порядок его исчисления определяется Центральным банкомРФ.
Резервный фонд формируется за счет отчислений от прибыли ислужит для покрытия убытков, возникающих при основной деятельности банка.Минимальная величина этого фонда — до 15 % от величины уставного капитала.
Коммерческие банки могут формировать специальные фонды:экономического стимулирования, износа основных фондов, производственногоназначения.
Формирование обязательных резервов носит обязательный характери включается в себестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаяхсредства обязательных резервов формируются за счет прибыли. Страховые резервысоздаются под возможные обесценение вложений в ценные бумаги и потери повыданным кредитам.
Нераспределенная прибыль — часть прибыли, остающаяся послеплатежей в бюджет, отчислений в резервный капитал, специальные фонды и выплатыдивидендов.
Собственные ресурсы банка имеют огромное значение в поддержанииего устойчивости и ликвидности.
Немаловажную роль играют и привлеченные средства. Мобилизуявременно свободные средства юридических и физических лиц на рынке финансовыхресурсов, коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики вдополнительных оборотных и инвестиционных средствах.[19]
Привлеченные средства формируются посредством следующихбанковских операций:
- привлечение кредитов и займов, полученных от других юридических лиц;
- депозитные операции.
Депозитные операции — это операции банков по привлечениюденежных средств юридических и физических лиц во вклады на определенный сроклибо до востребования.
Объектами депозитных операций являются депозиты — суммы денежныхсредств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые наопределенное время оседают на счетах в банке в силу действующего порядкаосуществления банковских операций.
По экономическому содержанию депозиты принято подразделятьна 3 группы:
- срочные депозиты (с их разновидностью — депозитным сертификатом);
- депозиты до востребования;
- сберегательные вклады населения.
Каждая из этих групп классифицируется по разным признакам.Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока, например:
- депозиты со сроком до 3 месяцев;
- депозиты со сроком от 3 до 6 месяцев;
- депозиты со сроком от 6 до 9 месяцев;
- депозиты со сроком от 9 до 12 месяцев;
- депозиты со сроком свыше 12 месяцев и т. д.[20]
Депозиты до востребования классифицируются в зависимости отхарактера и принадлежности средств, хранящихся на счетах. Это могут быть:
- средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий,организаций и учреждений разных форм собственности;
- средства на специальных счетах по хранению различных (по целевомуэкономическому назначению) фондов;
- собственные средства предприятий, предназначенные для капитальныхвложений;
- средства предприятий и организаций в расчетах;
- средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками;
- средства местных бюджетов и др.
Сберегательные вклады в зависимости от особенностей их храненияподразделяются на:
а) срочные, срочные с дополнительными взносами;
б) выигрышные, денежно-вещевые выигрышные,молодежно-премиальные;
в) условные, на предъявителя, текущие счета, довостребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки (кредитные ипр.).
Одной из центральных проблем депозитной политики банка являетсяопределение оптимального периода хранения срочных вкладов юридических ифизических лиц. Сроки должны быть увязаны со сроками оборачиваемости кредитов,на выдачу которых могут быть направлены срочные депозиты.
Корреспондентские счета — это депозиты до востребованиябанков-корреспондентов, т. е. банков, имеющих договорные отношения друг сдругом.
Среди недепозитных источников формирования привлекаемыхбанками средств особое место отводится межбанковским кредитам и кредитам,предоставляемым Центральным банком России.
Межбанковский кредит — это вид кредитов, предоставляемыходним коммерческим банком другому. Их купля-продажа осуществляется на межбанковскомрынке.[21]
Межбанковский рынок — это часть рынка ссудных капиталов, гдевременно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются иразмещаются банками преимущественно в форме межбанковских депозитов наопределенные сроки. В международной практике наиболее распространены депозитысроком от полутора до шести месяцев, предельные сроки — от одного дня донескольких лет. Средства межбанковского рынка используются банками-заемщикамине только для покрытия своих активных операций, но и для покрытия ликвидностибалансов банков.
Купля-продажа межбанковских кредитов возможна в форме сделокна свободном рынке, а также в форме сделок на «закрытом» рынке, где кредитыпредоставляются друг другу тесно сотрудничающими банками на условиях,вытекающих из взаимных интересов.
Активные операции — операции по размещению собственных ипривлеченных средств банка для получения прибыли. От качественногоосуществления активных операций банка зависят ликвидность, доходность, аследовательно, финансовая надежность и устойчивость банка в целом. Активныеоперации банка в зависимости от их экономического содержания делятся на:
- кредитные (ссудные);
- инвестиционные;
- гарантийные;
- операции с ценными бумагами.
Основу активных операций составляют кредитные операции.
Они являются наиболее рискованными и вследствие этогонаиболее доходными. При выдаче кредита банк требует от потенциального заемщикакомплект документов, характеризующих материальную обеспеченность кредита июридическую правомочность заемщика.[22]
Это:
1. Учредительные документы.
2. Бизнес-план (технико-экономическое обоснование), на основе которогоопределяются возможность возврата ссуды и срок окупаемости затрат.
3. Контракт или его копия, фиксирующие цель получениякредита.
4. Бухгалтерский баланс и некоторые приложения к нему.
5. Кредитные договоры с другими банками.
6. Договор залога или поручительства.
7. Срочное обязательство-поручение на возврат ссуды согласно срокам,установленным в кредитном договоре.
8. Заявление на получение ссуды с указанием суммы, срока ицели кредита.
Кредиты, предоставляемые банком, могут быть классифицированыпо различным признакам:
а) По типам заемщиков — ссуды предприятиям, органам власти,населению, банкам.
б) По срокам пользования — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
в) По сфере функционирования заемщика — ссуды предприятиямсферы производства и ссуды предприятиям сферы обращения.
г) По отраслям принадлежности заемщика — ссуды в промышленность,транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговлю.
д) По характеру обеспечения — залоговые, гарантированные, застрахованные,необеспеченные (бланковые).
е) По методам погашения — погашаемые единовременно ичастями.[23]
Инвестиционные операции банка — операции по инвестированиюбанком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целяхсовместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а такжеразмещения в виде срочных вкладов в других кредитных организациях.
Операции с ценными бумагами включают операции с ценнымибумагами, котирующимися на фондовых биржах, а также операции с векселями(учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, поинкассированию, домицилированию, акцепту, индоссированию векселей, по выдачевексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе).
Гарантийные операции — операции по выдаче банком гарантии(поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступленииопределенных условий.
Комиссионные операции — это такие операции, которые банк выполняетпо поручению своих клиентов и взимает с них плату в виде комиссионных. Числоэтих операций постоянно растет, а на их осуществление банком не отвлекаютсясобственные или привлеченные средства.
К числу основных комиссионных операций относятся:
1) Расчетно-кассовые операции, которые связаны с ведениемсчетов в рублях и иностранной валюте, осуществлением расчетов и платежейклиента, а также получением и зачислением перечисленных ему средств на счет вбезналичной форме, с выдачей наличных денег со счета, внесением их на счет,хранением и перевозкой. Они оформляются соответствующим договором о кассовомобслуживании.
2) Трастовые операции, которые могут быть представлены следующимиуслугами:
— передача в доверительное управление отдельных ценных бумаги их портфелей;
— платежные функции, связанные с обслуживанием ценных бумаг;
— управление активами пенсионных и инвестиционных фондов идр.[24]
3) Операции с иностранной валютой, которые помимо традиционныхопераций купли-продажи иностранной валюты включают оплату и выставлениеденежных аккредитивов, покупку и оплату дорожных чеков иностранных банков,выпуск и обслуживание пластиковых карт, осуществление международных расчетов.
4) Информационные услуги, когда банки за определенную платупредоставляют клиентам информацию как коммерческого, так и некоммерческогохарактера.[25]
3. Основные проблемы становления эффективной банковскойсистемы в России
Следует отметить, что все существующие концепции реформированиябанковской системы затрагивают реформирование Центрального банка в отрыве отструктурной политики государства, от перспектив экономического развития Россиив целом.
При условии возможности совершенствования нормативно-правовойбазы и расширения полномочий территориальных подразделений Банка России, главнымуправлениям следует разрешить:
1) проведение процедуры пруденциального надзора задеятельностью филиалов инорегиональных банков на подведомственной территории;
2) формирование фонда обязательного резервирования по местунахождения банка (самостоятельного или филиала). При этом не будет происходить«распыление средств» банка, наоборот, функция ФОР как гарантийного фонда банкабудет выполнена в полном объеме;
3) публикации в местной печати на регулярной основе балансовбанков, включая филиалы, находящиеся на подведомственной управлениютерритории. В данном случае также целесообразно публиковать процентные ставкипо кредитам и депозитам, предлагаемые указанными банками. Очевидно, что этишаги будут способствовать укреплению доверия со стороны клиентов как к самимбанкам, так и к Центральному банку.
Кроме того, необходимо ввести административную, материальнуюи имущественную ответственность менеджерского состава территориальногоподразделения за проводимые в регионе денежно-кредитные мероприятия.[26]
В качестве стимулирования вложений банков в реальный секторэкономики было бы целесообразно Банку России разрешить своим территориальнымучреждениям манипулировать фондом обязательного резервирования (при условииформирования его по месту нахождения банка или филиала). Иными словами,дифференцировать нормативы обязательного резервирования, предоставив льготыбанкам, активно вкладывающим средства в экономику региона на период этихвложений (на 0,5-1% снижать). Следует отметить, что в данном случаетерриториальное подразделение должно контролировать деятельность такого«льготника» и при малейшем возникновении признаков проблемности изменятьпорядок формирования резервов.[27]
Альтернативной возможностью можно считать начисление процентовпо счетам фонду обязательного резервирования (ФОР) для указанных банков(процент может составлять 0,5-1%). Однако последнее предложение повлечетувеличение издержек территориального подразделения, кроме того, возникаетсоблазн предоставлять «платные» счета ФОР «своим» банкам. В таком случае встаетвопрос о системе контроля за деятельностью самого территориальногоподразделения в данной сфере, иными словами, «кто будет надзирать за теми, ктонадзирает?».
Очевидно, что данное предложение менее целесообразно, чемпервое, так как влечет ряд негативных моментов.
В случае применения предложения об изменение норматива ФОРправомерен вопрос о несоблюдении в этом случае принципа «равных условий»деятельности банков на кредитном рынке региона. Однако, если территориальноеуправление не будет злоупотреблять данным предложением, вполне возможно этосоздаст дополнительный стимул для кредитования реального сектора, а такжесоздаст для банков возможности повышения ставки процента по депозитам физическихлиц.
Таким образом, необходимо сделать систему ЦБР современной организацией,для которой характерны повышение степени согласованности совместных действий идолгосрочных обязательств, возросшее понимание необходимости решения сложныхпроблем и пр. Представляется, что ЦБР будет «флагманом» кредитной системы РФ,на который можно и нужно равняться клиентам — коммерческим банкам. Видимо,такая роль Банка России не только «по плечу» ему, но и является перспективной спозиции подъема экономики страны в целом.
В свою очередь, система функций банковской системы можетбыть представлена в виде матричной модели «сферы целевой деятельности — стадииделового цикла». Следовательно, в самом общем виде структура банковской системыможет соответствовать матричной модели, представленной в таблице 1.[28]
Таблица 1
Матричная модель банковской системыФункциональная специализация банков Функционально-целевая направленность использования кредитных ресурсов Промышленность Социальная сфера, торговля, сфера услуг Агропромышленный комплекс Научно-техническая сфера Экологическая сфера Строительная сфера Население Воспроизводственный цикл Инновационные + - + + + + - Инвестиционные + + + + + + - Ипотечные + - + - + + + Универсальные коммерческие банки, ориентированные преимущественно на краткосрочное кредитование
+ Небанковские финансово-кредитные учреждения + + + - - + +
Необходимо отметить, что эффективно решать весь комплекс проблемобеспечения процессов расширенного воспроизводства финансовыми и кредитнымиресурсами можно только путем согласования общенациональных и региональных,муниципальных и частных интересов отдельных финансово-кредитных учреждений.
В целях повышения кредитной эффективности региональной банковскойсистемы принципиально важным является формирование в составе последнейследующих типов банков:
1) инновационных, предназначенных для финансирования новейшихтехнологических проектов;
2) инвестиционных, ориентированных на финансовое обеспечениереализации таких проектов;
3) ипотечных, специализирующихся на выдаче долгосрочных ссудпод залог недвижимого имущества.
Таким образом, данная функциональная специализация банков можетполностью обеспечить деловой цикл: зарождение идеи, ее реализация, залогимущества для получения долгосрочных ссуд на развитие и совершенствованиепроизводства (вторичный кредит).
Под региональной банковской системой следует понимать совокупностьвзаимодействующих банков региона, реализующих следующие основные функции:
— обеспечение наличными денежными ресурсами в необходимомобъеме;
— бесперебойное ведение безналичных расчетов и платежей;
— кредитная поддержка социально-экономического комплекса региона;
— стимулирование привлечения средств граждан и мелкихпредпринимателей, а также эффективное их размещение;
— кредитование инновационно-инвестиционных проектов и социально-экономическихпрограмм;
— развитие консалтинговых услуг и нетрадиционных банковскихопераций.
Таким образом, региональная банковская система должнастимулировать структурную перестройку промышленности посредством кредитногомеханизма, научно-технический прогресс на региональном уровне, инвестиционнуюполитику и развитие строительного комплекса, способствовать целенаправленномуи комплексному развитию социальной сферы регионов в интересах населения,развитию региональной инфраструктуры, содействовать деятельностиагропромышленного комплекса, целенаправленной реализации экологическойполитики.[29]
Сформулируем ряд ключевых принципов построения банковскойсистемы региона:
1. Принцип сочетания функционально-целевой и воспроизводственнойдеятельности банка.
2. Принцип оптимального сочетания крупных, средних и малыхбанков.
3. Принцип диверсификации и адаптации банков, предполагающийрасширение спектра деятельности и отход от узкой специализациифинансово-кредитных учреждений.
4. Принцип сочетания разных форм собственности в банковскойсистеме.
5. Принцип обеспечения максимальной доступности клиентов кбанковским учреждениям (это особенно актуально для сельской местности).
6. Принцип равномерной поддержки региональными органамибанковских учреждений, реализующих социально-экономические программырегиональных и муниципальных властей.
7. Принцип ориентации на привлечение в регионы внешних ресурсов.
8. Принцип качественного обновления состава работниковбанковских учреждений. Учитывая вышеперечисленные факторы, эффективная модельрегиональной банковской системы должна быть способной активно содействоватьструктурным преобразованиям в экономике региона.
Кроме того, представляется, что для развития кредитнойсистемы региона возможно создание кредитных союзов, представляющих собойразновидность банков, специализирующихся на предоставлении краткосрочногопотребительского кредита. Как известно, деятельность обществ взаимного кредитабыла очень распространена в дореволюционной России.[30]
Совершенно очевидно, что на уровне местного самоуправленияуказанные функции могут выполнять многофункциональные губернские банки,учредителями и участниками которых могут выступать местные органы власти ичастные инвесторы, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитииместной инфраструктуры.
Однако выбор конкретного банка должен производиться строгона конкурсной основе и на конкретный срок (допустим, на 2,5 года). По истеченииуказанного срока после оценки результатов деятельности финансово-кредитныхучреждений на основе специальной системы критериев социально-экономическойэффективности, представленной в информационных паспортах банков, конкурс долженповторяться.
Региональные банки могут также стать мозговыми центрами пообеспечению экономической информацией, необходимой для оценки общеэкономическогоразвития региона, а также отдельных клиентов, что очень важно и для самогобанка при разработке стратегии и плана деятельности как на перспективу, так ина более короткие сроки.
/>/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного в работе материала можно сделатьвывод, что в современных условиях банки представляют собой не просто случайныйнабор, а действительно банковскую систему, т. е. множество элементов сотношениями и связями, образующими единое целое.
Основными свойствами банковской системы, как и систем вцелом, являются: иерархичность построения; наличие отношений и связей, которыеявляются системообразующими, т. е. обеспечивают свойство целостности; упорядоченностьее элементов, отношений и связей; взаимодействие со средой, в процессе которогосистема проявляет и создает свои свойства; наличие процессов управления.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк,кредитные организации и их ассоциации.
Банковская система взаимодействует не только с экономикойобщества, но и влияет на его социальную подсистему, что проявляется в престижностипрофессии банковского работника, в формировании банковского делового стиля, всложившихся ожиданиях, когда учреждения социальной сферы просят помощи убанков, отодвигая органы власти на второй план.
В целом российская банковская система может рассматриватьсякак определенная целостность. При этом процесс формирования банковской системыдалеко не закончен, и как он будет протекать, зависит от многих факторов, и впервую очередь от характера экономической и социальной политики, проводимойправительством.
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системыРоссии в современных экономических системах рыночного типа является усилениепозиций и роли ассоциаций как саморегулирующих организаций, представляющихинтересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, посколькуассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной властиот разработки и введения в действие норм регулирования и контроля отдельныхэлементов деятельности субъектов хозяйствования в первую очередь таких, каккачество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса,стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т. п.
Следует отметить, что все существующие концепции реформированиябанковской системы затрагивают реформирование Центрального банка в отрыве отструктурной политики государства, от перспектив экономического развития Россиив целом.
При условии возможности совершенствования нормативно-правовойбазы и расширения полномочий территориальных подразделений Банка России,главным управлениям следует разрешить:
1) проведение процедуры пруденциального надзора задеятельностью филиалов инорегиональных банков на подведомственной территории;
2) формирование фонда обязательного резервирования по местунахождения банка (самостоятельного или филиала);
3) публикации в местной печати на регулярной основе балансовбанков, включая филиалы, находящиеся на подведомственной управлениютерритории.
Кроме того, необходимо ввести административную, материальнуюи имущественную ответственность менеджерского состава территориальногоподразделения за проводимые в регионе денежно-кредитные мероприятия.
Следует, однако, отметить, что в период становленияпринципиально новой для нашей страны банковской системы полезно и необходимоизучать выработанные мировой практикой принципы построения региональныхбанковских систем, методы осуществления банковских операций. Анализ мировогоопыта и разумное преломление его на российскую действительность могут оказатьсущественную помощь на пути стабилизации экономики.
/>/>/>/>СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 10.07.2002г № 86-ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 29.09 2004г)
2. Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции иконцепция развития. — М.: Институт экономики РАН, 2003. — 321с.
3. Бажан А. И. Эффективна ли денежно-кредитная политика России? // Банковскоедело. — 2004. — № 1. — С. 8-12.
4. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – Спб.: Питер, 2005.– 304с.
5. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит. — 2004. — № 4. — С.2-8.
6. Крупнейшие холдинги, группы и альянсы российских банков //Эксперт. — 2001. — №11. — С.82-83.
7. Куликов А.Г. К вопросу о судьбе экономических реформ в России //Деньги и кредит. — 2002. — № 9. — С.76-79.
8. Миловидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт организации ифункционирование банков в США. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 115с.
9. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовыхрынков. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 344с.
10. Моисеев С.Р. Открытость и транспарентость денежно-кредитной политики //Банковское дело. — 2001. — № 5. — С. 2-6.
11. Пушкарева А.А., Шепцис В. Д. Денежно-кредитная политика и политикаЦентрального банка // Банковское дело. — 2004. — № 1.- С.4-7.
12. Садков В.Г., Овчинникова О.П. О содержании денежно-кредитной политикиРоссии на 2004 г.// Финансы. — 2004. — № 3. — С.66-69.
13. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковские системы развитых стран исовершенствование денежно-кредитной политики России. – М.: прогресс, 2005. – 288с.
14. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. — М.:Финансы и статистика, 2004. — 320с.
/>/>/>ПРИЛОЖЕНИЕ1
/>
Рис. 2. Измерение денежной массы в российской статистике
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/>
Рис. 1. Структура банковской системы России