Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество Анри Матисса

АНРИ МАТИСС
Матисс (Matisse) АнриЭмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, — 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы),французский живописец, график и скульптор.
Цветовое воздействиекартин Матисса крайне сильно; реакция бывает, впрочем, и отрицательной, новсегда очень интенсивной. Его картины — звучные, громогласные фанфары, поройоглушительные. Они вызывают уже не спокойное любование, а зрительныепароксизмы, это не “праздник глаза”, а необузданная оргия.
Какими средствамидостигает Матисс столь сильного цветового воздействия? Прежде всего, крайнеподчеркнутыми цветовыми контрастами. Предоставим слово самому художнику: “Вмоей картине “Музыка” небо написано прекрасным синим цветом, самым синим изсиних, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностьюпроявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень,для тел — звонкая киноварь. Особенный признак: форма видоизменяласьсоответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, ибо экспрессия зависитот цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом”.
Получивдиплом юриста, работал адвокатом (1889-1891).Учился в Париже — в академии Жюлиана(с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школеизящных искусств (1895-99) у Г. Моро; копировал произведения старых французскихи голландских мастеров. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П.Синьяка), П. Гогена, искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественныедостоинства; в 1911 посетил Москву). После знакомства створчеством импрессионистов, постимпрессионистов и английского живописца Дж.Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдаваяпредпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. 1902, ГМИИ, Москва;«Люксембургский сад», ок. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Большое влияние нанего оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Слуга», 1900, Музейсовременного искусства, Нью-Йорк; «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж,Санкт-Петербург).
В 1905-07 лидер фовизма. Взнаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями онвыставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти,произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матиссоткрывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать,интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративнымискусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжеткоторой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжетесочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюрына дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненныйпреимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетаетсяс тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Начиная со 2-й половины1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности,используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остроритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, ноинтенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве«Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), тобогатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактурыхолста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусствимени А. С. Пушкина, Москва).
В 1908—1912 годах Матисс,пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуетсяпереходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах.“Сатир и нимфа” — созвучие зеленого, розового и голубого, “Танец” — синего,зеленого и красного, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого икрасного или синего, фиолетового и розового. Затем, около 1912 года, онпереходит к четырехзвучиям красок, причем одному из четырех тонов на картинеотводится очень небольшое место: “Танжер” — синий, оранжевый, розовый, красный,“На террасе” — лиловый, зеленый, розовый, синий. “Вход в Казбу” — малиновый,голубой, зеленый, бледно-розовый. В позднейшие годы он прибегает к болеесложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру, внося большееразнообразие оттенков.
Здесь важно раскрытьзначение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Говоря об оттенках,Матисс, конечно, имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которыетакже возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русскихпримитивов). Он, по-видимому, не имеет также в виду мнимые оттенки, которыедолжен воспринимать зритель при столкновении насыщенных цветовых плоскостей,своего рода отзвук неоимпрессионистской теории оптического смешения цветов. Этавибрация слишком незначительна, и ощущение промежуточных оттенков преходяще.Здесь речь идет, очевидно, о необходимости ввести переходные тона, к чемуМатисс пришел впоследствии.
Работая чистым цветом,Матисс хочет, как и всякий живописец, избегнуть однообразия — антитезыживописности, но не всегда это ему удастся, и некоторым его вещам свойственнамонотонность (панно “Музыка”). С другой стороны, в 10-х годах он хочетнепременно сохранить чистоту цвета. Избегая смешения красок, он прибегает кприему, аналогичному лессировкам старых мастеров, прокладке на темной краскеболее светлой, например на розовой — белой, на синей — лиловой и т.д. Затем,чтобы заставить вибрировать краску, он энергично втирает ее в холст, вместотого, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать.
Непрестанная работа надрисунком позволила Матиссу стать виртуозом кисти. Контуры на его картинахуверенно начерчены одним взмахом. Картины его часто похожи (особенно врепродукции) на рисунки кистью. Эффект их часто держится на мастерском, смеломштрихе.
Иногда он пользуется слоямиразличной плотности (например, в “Девушке с тюльпанами”), выдвигая вперед одинцвет в ущерб другому. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой,однообразной фактурой. Если поверхность иных матиссовских картин можетпоказаться сухой и однообразной, то это свидетельствует не о пренебрежении кматериалу живописи, немыслимому у большого художника, но о своеобразной боязнинасилия над материалом. Для Матисса, как декоративиста, особенно важнаслитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которогоучитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхностьстены. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, оспецифических особенностях и возможностях масляной живописи.
Особое значение имеетприем незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в “Марокканце”, “Игре вмяч” и других вещах; цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, неберется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается длявыявления света), или деталь остается недорисованной (по большей части руки,ноги и др.). Матисс ограничивается матовой, жидкой живописью и не уделяетособого внимания вопросам фактуры. Это несомненный пробел в его творчестве,особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами,своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции на тот илииной контраст цвета. Матисса не удовлетворяет система дополнительных тонов,открытая Делакруа, сведенная в систему импрессионистами. Он ищет диссонансов,кричащих, резких созвучий; здесь возможна параллель с современной музыкойСтравинского, Штрауса и др. У него, как и у этих композиторов, сказываетсятревога, психологическая неустойчивость, чрезмерная обостренность чувствсовременного буржуа.
В сдержанно-суровойманере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма(«Урок музыки», 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк);произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностьюмотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия«Одалиски»). В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытияпредыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма саналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса«Танец», 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонконюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948,частное собрание, Нью-Йорк).
Творчеству Матисса вцелом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённостижизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону — мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров итканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель Матисса — увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувствоумиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействиеего живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы,музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм,наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предметпорою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красныерыбы», 1911; «Натюрморт с раковиной», 1940; обе работы — в Музееизобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Цельности и вместе с темживописного разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлиннуюи органическую связь между цветом и формой — линеарно-плоскостной. Цветнастолько преобладает у него над формой, что его можно считать подлиннымсодержанием его картин, а все остальное лишь функцией ослепительного, мощногоцвета. Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета,развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. В периодпервых исканий несколько вялый и приблизительный (“Обеденный стол”), егорисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Матисс оченьмного и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, онподлинный виртуоз рисунка. Его мастерство ясно проявляется в любом из егоживых, порывистых набросков с натурщиц. Замечательна прежде всего та меткость,с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорцийплоскости бумаги. Даже его наброски композиционны; они укладываются обычно ввыразительную арабеску, разрезающую плоскость по диагонали. Кусок натурывосприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятени штрихов; при этом, однако, вовсе не умаляется жизненность, скорее остроподчеркивается. Не думая о деталях, Матисс схватывает самую ось движения,остроумно обобщает изгибы тела, дает цельность и закономерность членению форм.Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны,пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими работамидругих прославленных рисовальщиков его времени. По живости и непосредственностиони не уступают японским, по декоративности — персидской миниатюре, повыразительности линий — рисункам Делакруа. Притом в основе их лежит вовсе не“виртуозничанье”, не пристрастие к эффектным росчеркам — они конструктивны вподлинном смысле, ибо с полной убедительностью выявляют пластическую форму.
Как график, работаяпером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матиссоперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой икруглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия «Темы ивариации», уголь, перо, 1941; иллюстрации: к «Стихам» Малларме,к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» Ронсара]. В40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия«Джаз», 1944-47). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-хгодов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигурасо спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисса- оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе,близ Ниццы (1953). Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
Прекрасный рисовальщик,Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованногозвучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописнымипроизведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисункидля тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражидоминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Французские художникиконца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Изящныебалерины Дега и лихие примы кабаре Тулуз-Лотрека – всего лишь различныеипостаси модной танцевальной темы. Великий Анри Матисс не был исключением.«Я очень люблю танец. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Мне легкожить с танцем», – признавался мастер. И хотя образам Матисса чуждареалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовымидевочками в пачках, тема танца неизменно возникала во всех поворотные моментыего творческого пути.
Первый хоровод появился в раннемполотне художника «Радости жизни». Эта тема нашла свое развитие 4года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно«Танец» и «Музыка», заказанными известным русскимколлекционером и меценатом С. И. Щукиным. Но еще до того, в 1907 г. мастер исполнил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот жемотив. После этого Матисс приступил к созданию монументального полотна длямосковского особняка Щукина.
«Когда мне нужно было сделатьтанец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Ясмотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись ксебе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели ввосторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины. Неслучайно почти четверть века спустя Матисс вновь возвращается к теме танца.
Заказ, поступивший в 1930 г. от известного американского коллекционера Альберта Барнса, и в самом деле был непростым:декоративное полотно следовало разместить в арочных сводах над окнами. Выбортемы и технику исполнения именитый клиент мудро оставил на усмотрениехудожника. Но, обратившись к своему излюбленному сюжету, Матисс создалпроизведение, ничуть не похожее на динамичное и эффектное «щукинское»панно.
Парижский танец" былзадуман Матиссом на седьмом десятке лет. Тем не менее, он считается одной изсамых смелых и новаторских работ художника. А все потому, что специально дляэтого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что впереводе с французского означает «вырезать»). Подобно гигантскомупазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительноокрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или кускифона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основебулавками. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой.Последний этап – нанесение краски на холст – проходил с помощью маляра,действовавшего по указанию художника.
Произведения, исполненные в техникедекупажа, считаются шедеврами позднего и очень позднего Матисса. Будучи ужебольным старичком, прикованным к постели, он не выпускал из рук ножниц ипостоянно требовал цветной бумаги.
Вообще-то панно «Парижскийтанец» существует в трех вариантах. Самая ранняя, но не оконченная версия,по сути является подготовительным этюдом. Со второй, уже практическизавершенной полноценной работой, вышла обидная промашечка: Матисс ошибся вразмерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательныйвариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. А предыдущий,«бракованный», художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа.
Сегодня «Парижский танец»справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – недаром дляэкспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Картина быланамертво закреплена над тремя окнами в арочных сводах и, по честному признаниюдиректора музея «не предполагает возможности транспортировки».
Но тут жителям Петербурга и Москвынесказанно повезло: Музей современного искусства Парижа закрылся надолгосрочную реконструкцию. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию:сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. И еще одна интересная подробность: впроцессе работы над «Парижским танцем» Анри Матисс познакомился спростой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделаласьсначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после –ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и «задержалась» в нем почти на 22 года,вплоть до самой смерти великого мастера.
Матиссовские панно«Танец» и «Музыка», которые на выставке парижского Осеннегосалона в 1910 году произвели скандальную сенсацию, были заказаны тогда ужеизвестному во Франции художнику русским промышленником и коллекционером С.Щукиным, который пригласил Матисса в Москву, познакомил с В. Брюсовым, В.Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, откоторых французский художник пришел в восторг.
Вот как представляласьМатиссу идея этих двух полотен: «Я представляю себе входящего посетителя.Перед ним раскрывается первый этаж. Ему предстоит идти дальше, сделать усилие,ему надо внушить чувство бодрости. Мое первое панно изображает танец, хороводна вершине холма. Во втором этаже находишься уже внутри дома, здесь царит духтишины, и я вижу сцену музыки с внимательными слушателями...» ВиделасьМатиссу и третья сцена, воплощавшая полный покой.
Главной задачей для негобыло добиться целостности этих станковых картин, мало связанных сархитектурно-декоративным ансамблем. В обоих композициях чувствуется эхо фовистскихкомпозиций Матисса, сделанных под непосредственным впечатлением от народныхфранцузских танцев, виденных им на юге Франции.
Те, кто хорошо зналхудожника, говорили, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции,она все равно появилась бы на свет. В динамичном, неистовом «Танце»можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а впротивоположной по ритму «Музыке» основой композиционного решенияделается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтальнорасположенных фигур. Два полотна, одно — с пятью танцующими, другое — с пятьюсидящими огненными фигурками, аналогичны по красочной гамме, по плоскостномупрочтению формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. Матисс, какон сам писал, окрасил свои картины «до насыщенности, так, что… полностьюраскрывается синева, как идея абсолютного синего».
После того как на Осеннемсалоне «Танец» и «Музыка» вызвали скандал, С. Щукинотказался их забрать и объяснил это нескромностью в проработке некоторых фигур.У него в доме как раз поселились молоденькие девушки, и он не хотел их смущать.Однако через некоторое время он все же передумал. Матиссу, правда, пришлосьположить немного красной краски на фигуру мальчика-флейтиста, чтобы скрытьпризнаки пола. Сейчас панно Матисса «Танец» и «Музыка»экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Анри Матисс увлекалсяимпрессионистами и неоимпрессионистами, Гогеном, искусством арабского Востока,в 35 лет стал лидером фовистов. Цветовая гамма у него нарядна и изысканна, аочень музыкальные линейные ритмы создают эффект внутреннего движения. Никому изпоследователей Матисса так и не удалось добиться такой, как у него, полнойкомпозиционной и декоративной соподчиненности всех элементов картины, он остаетсянепревзойденным мастером декоративной живописи. Он сам сотворил свой,неповторимый мир музыки, стремительного танца, мир сверкающих статуэток, ваз иплодов, мир безмятежного покоя и радостного забвения.
Анри Матисс родился 31декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел вБоэн-ан-Вермандуа. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын сталюристом. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал уадвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Впервые он попробовал заниматься живописью послетого, как попал в больницу и ему сделали операцию — удалили аппендицит. В 20лет он начал заниматься рисованием в Школе Вентин де ла Тур, а в 1891 годуотправился в Париж, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящныхискусств. На вечерних курсах в Школе декоративных искусств он познакомился сАльбером Марке, поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Онмного копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в СалонеНационального общества изящных искусств одну из самых значительных своихимпрессионистических работ — картину «Десерт».
Матисса часто называлисыном и мужем модистки. В 1898 году он женился на великолепной высокой южанкеАмелии-Ноэ-ми-Александрин Прэйер. И они вместе отправились в Лондон, где Матиссвпервые увидел произведения «провозвестника солнца», романтика,которого боготворили импрессионисты,- Тернера. Один из друзей Матиссавспоминал, что Матисс говорил, что любит Лондон, потому что «впервыепознакомился с ним в свой медовый месяц».
После Лондона художникпоехал на Корсику, в Тулузу. Когда умер Моро, Матисс оставил Школу изящныхискусств и в том же 1899 году начал посещать академию Каррьера, занялсяскульптурой (на вечерних курсах). Среди его друзей были Писсарро, Дерен, Пюи,Марке, с которым он расписывал декоративный фриз, Миньяк, Кросс, Майоль идругие известные художники того времени.
В 1901 года Матисс началвыставлять свои работы в Салоне независимых, в галерее Берты Вейль, Осеннемсалоне. Работая в 1904 году с Синьяком и Кроссом, Матисс был увлечендивизионизмом — живописной системой, которая основывалась на методичномразложении сложного цветового тона на чистые цвета, зафиксированные на полотнеотдельными мазками в расчете на их оптическое смешение при зрительномвосприятии.
А в 1905 году Матисс сталлидером нового направления — фовизма. На Осеннем салоне вместе с нимвыставлялись Манген, Пюи, Марке, Дерен, Вламинк, Вальта, которые разделяли еговзгляды на живопись, как и он, стремились основное внимание уделять цветовомурешению своих композиций, строили их на соотношении ярких локальных цветовыхпятен.
В 1906 году в Салоненезависимых Матисс экспонировал одну из самых больших своих композиций«Радость жизни», которая потом послужила основой для панно«Танец». В это время он делал гравюры на дереве и литографии. Нанекоторое время поехал в Алжир, а потом в Италию.
В 1907 году группафовистов распалась, а Матисс открыл свою мастерскую. Его картины экспонируютсяв Нью-Йорке, Москве, Берлине. Он публикует «Заметки живописца» ипоселяется в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино.
В 1910 году в Осеннемсалоне разгорелся скандал из-за его панно «Танец» и«Музыка». В 1911 году Матисс посетил Москву, в 1912 — Марокко, началвыставлять скульптуру. С этого времени его персональные выставки проходили вомногих городах мира, а галерея Бернхейм-Жен регулярно организовывала егоперсональные экспозиции.
В 1920 году Анри Матисспо просьбе С. Дягилева сделал макеты декораций и эскизы костюмов для русскихбалетов.
В 1921 году онпереселился в Ниццу, начал работать над книжными иллюстрациями и по заказуамериканца Барнса сделал монументальную роспись-панно «Танец»,которая была установлена в городе Мерионе в 1933 году.
Сын художника Пьер открылв Нью-Йорке свою галерею, где выставил работы отца. Перенеся в 1941 годутяжелую операцию, в последние годы Матисс больше работал как художник книги,увлекся коллажами.
Матисс больше всего любилрисовать цветы, деревья и женщин. Вот как сам он писал о своей работе: «Яцеликом завишу от своей модели, которую я изучаю, когда она свободна отпозирования, и лишь затем я решаюсь выбрать для нее позу, более всегосоответствующую ее существу. Когда я беру новую модель, я вижу подходящую длянее позу тогда, когда она находится в состоянии расслабленности и покоя, и ястановлюсь рабом этой позы. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет,пока не иссякнет интерес. Мои пластические знаки, возможно, выражают ихдушевное состояние… интересующее меня безотчетно...»
Именно поэтому егоженщины подобны цветам, а цветы — живым людям...
Матисс дал новое видениемира. Если великий Леонардо да Винчи утверждал, что главное чудо живописи — вумении передать объемность вещи, то Матисс все перевел в плоскость. Яблоко изшара превратилось в круг. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменятьнатуру, делать ее созвучной своим мыслям. Он мог подчинить человеческую фигурулинии орнамента, как это происходит в его «Красной комнате», могсместить фигуру относительно опоры — это он проделал в «Стоящей Зоре».Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущениеструившегося знойного воздуха («Вход в Козба») или прохладнойпрозрачной воды в аквариуме («Красные рыбы»).
С каким восторгомвыписывал Матисс узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничныхцветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и егонатюрморты, портреты, ню.
Искусствоведы говорят,что, если бы Матисс не был живописцем, он вошел бы в десятку лучших французскихскульпторов. Он первым применил деформацию ради экспрессии, и, как сампризнавался, если Майоль, как мастера античности, работал объемами, он, подобномастерам Возрождения, был увлечен арабесками, добивался изысканной линиисилуэта. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса «Большая сидящаяобнаженная» была создана в 20-е годы — в то же время, что и его полотна«Одалиска» и «Обнаженная, сидящая на голубой подушке».
Современникирассказывали, что, когда Матисс лепил, он слишком часто смачивал глину, и отэтого при повороте станка фигуры часто падали, разрушались. Тогда Матисс брал вруки кисть и переносил свое пластическое видение на полотно.
Одной из последнихбольших работ Анри Матисса было оформление «Капеллы четок» в Вансеблиз Ниццы, где он с 1948 по 1951 год работал и как архитектор, и какживописец, и как скульптор, и как декоратор.
Рисунок, необычный,легкий, пластичный, всегда занимал в творчестве Матисса одно из главных мест. В20-е годы его рисунки были хорошо разработаны и конкретны, позже он увлексярисунками кистью, которые получались у него удивительно колористичными. В 1919году среди его рисунков появляется «тема шляпы со страусовымиперьями», в 1935 — «тема зеркал», в 1940 — «тема женщины вкресле», а в 1944 — «тема персиков». В технике рисунка — монументального, образно-пластичного — выполнена и его последняя роспись в«Капелле четок».
Луи Арагон в своем несовсем обычном романе «Анри Матисс» писал:
Всю жизнь
Рисовать ему слово,звучащее в нем...
В 1952 году вКато-Камбрези был открыт музей Анри Матисса. Открыт при жизни художника.
А 3 ноября 1954 годаМатисс умер.
В статье, котораяназывалась «Нужно смотреть на мир глазами ребенка», Анри Матиссприоткрыл тайну свежести и обаяния своих произведений: «Я полагаю, что дляхудожника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может,лишь забыв обо всех розах, написанных до него… Первый шаг к творчествусостоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета… Творить — значит выражать то, что есть в тебе».
 
Творчество АнриМатисса в музеях мира
Art Instituteof Chicago Bathers by a River
GuggenheimMuseum
HermitageMuseum, Saint Petersburg, Russia 64 paintings, drawings and sculptures online
MatisseMuseum, Nice, France (in French)
MetropolitanMuseum of Art, New York Icarus, 1947
MetropolitanMuseum of Art, New York Promenade among the Olive Trees, 1906
MinneapolisInstitute of Arts, Minnesota 15 artworks
Museum of FineArts, Boston Carmelina, 1903
Museum of FineArts, Houston Woman in a Purple Coat, 1937
Museum of FineArts, Houston Olga Merson, 1911
Museum ofModern Art, New York Reclining Nude, 1938
Museum ofModern Art, New York Dance (first version), 1909
NationalGallery of Art, Washington D.C. Henri Matisse and the Fauves
NationalGallery of Australia, Canberra 2 works
NationalGallery of Canada, Ottawa
Henriette II(Large Head)
Nude on aYellow Sofa
BeyelerFoundation Collection, Switzerland
Boca RatonMuseum of Art, Florida
Girl at thePiano, 1925
Margaret
ClevelandMuseum of Art, Ohio
The OrgandieDress
Festival ofFlowers, Nice
Interior withan Etruscan Vase
TheWindshield, On the Road to Villacoublay
Bather withNecklace
E.G.Bührle Collection, Zurich
Still Life,1907-08
The PontSaint-Michel, Paris, 1903
Kimbell ArtMuseum, Fort Worth, Texas L'Asie (Asia)
KunstsammlungNordrhein-Westfalen, Dusseldorf, Germany
Matisse/PicassoFlash presentation of the recent travelling exhibition
Muséede Grenoble, France (in French) Nature Morte au Tapis Rouge
Muséedes Beaux-Arts de Bordeaux (in French)
MuséeMatisse, Le Cateau, France (in French)
Statens Museumfor Kunst, Copenhagen Portrait of Madame Matisse. The Green Line, 1905
The MenilCollection, Texas Black Leaf on Green Background, 1952
«Золотые рыбки»1911г. Музей им.А.С.Пушкина «Люксембургский сад» 1903г. Частноесобрание


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.