--PAGE_BREAK--Осуществление отмеченных мероприятий будет способствовать усилению режима оптимальной экономии, рациональному использованию прошлого труда и, в конечном счете, повышению эффективности деятельности промышленных предприятий и предприятий сферы обращения. Реализация эффективной программы экономии материальных ресурсов на промышленном предприятии, прежде всего, обусловлено наличием грамотно организованной и систематически функционирующей системы анализа их использования.
1.2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.
Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл.1.2.1).
Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.
Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).
Таблица 1.2.1.
Показатели эффективности материальных ресурсов
Показатели
Формула расчета
Экономическая интерпретация показателя
1. Обобщающие показатели
Материалоемкость продукции (ME)
Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на
1 руб. выпущенной продукции
Материалоотдача продукции (МО)
Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ)
Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции)
Коэффициент использования материалов (KM)
Показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования
2. Частные показатели
Сырьеемкость продукции (СМЕ)
Металлоемкость продукции (ММЕ)
Топливоемкость продукции (ТМЕ)
Энергоемкость продукции (ЭМЕ)
Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ)
Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие
В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т.д.
Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.
В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.
1.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство.
В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП).
Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ).
В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию (рис.1.3.1).
Факторная модель будет иметь вид
Рис. 1.3.1. Схема факторной системы материалоемкости
Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки:
Для расчета нужно иметь следующие данные:
I. Затраты материалов на производство продукции:
а) по плану:
МЗпл = (VВПплi.УРплi. Мплi);
б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции:
МЗусл1 = (VВПплi.УРплi. ЦМплi). Кпп ;
в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции:
МЗусл2 = (VВПфi. УРплi. ЦМплi);
г) фактически по плановым ценам:
МЗусл3 = (VВПфi. УРфi. ЦМплi);
д) фактически:
МЗф = (VВПфi. УРфi. ЦМфi).
II. Стоимость товарной продукции:
а) по плану:
ТПпл = (VВПплi. ЦПплi);
б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства, при плановой структуре:
ТПусл1 = (VВПфi. ЦПплi)±DТПудi ;
в) фактически по плановым ценам:
ТПусл2 = (VВПфi. ЦПплi);
г) фактически:
ТПф = (VВПфi. ЦПфi).
На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитываются показатели материалоемкости продукции. Расчеты удобно свести в табл. 1.3.2.
Таблица 1.3.2.
Факторный анализ материалоемкости продукции
Показатель
Условия расчета
Порядок расчета материало-
емкости
Уровень материало-
емкости
Объем производства
Структура продукции
Удельный расход сырья
Цена на материалы
Отпускная цена на продукцию
План
План
План
План
План
План
Усл.1
Факт
План
План
План
План
Усл.2
Факт
Факт
План
План
План
Усл.3
Факт
Факт
Факт
План
План
Усл.4
Факт
Факт
Факт
Факт
План
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
Затем переходят к изучению материалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.
Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:
ВП = МЗ. МО или ВП = МЗ/МЕ .
Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод.
Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы.
Решение аналитических задач по оценке эффективности использования материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами является задачей логистики, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов.
На основе проведенного анализа в заключение производят подчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др. Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле:
;
где М1, М0 — норма расхода материала до и после внедрения мероприятия;
ЦМ — цена материала; VBПm — выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года, Змр — затраты, связанные с внедрением мероприятия.
2. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Край — каравай».
Место нахождение предприятия: 445035 Россия, Самарская область, г.о. Тольятти, ул. Голосова, 16, ИНН 6320004615, КПП 632401001, ОГРН 1026301984125, ОКВД 15.81, ОКПО 348602.
Генеральный директор: Зеленцов Юрий Анатольевич
Главный бухгалтер: Крайнова Елена Генриховна
За свою полувековую историю коллектив не раз удостаивался различных наград. За большие трудовые успехи предприятие занесено в «Золотую книгу Почета» Министерства пищевой промышленности России.
Коллективу оставлено на вечное хранение переходящее Красное Знамя Министерства пищевой промышленности СССР.
Продукция ОАО «Тольяттихлеб» высоко отмечена на различных конкурсах и выставках: лауреат конкурса «Сто лучших товаров России»(1999), двукратный лауреат премии г.Тольятти в области качества в номинации " Сфера производства" (1998 г. и 2000 г), серебряная медаль Всероссийского конкурса «Лучшая продовольственная продукция» (1999), диплом Гран-при второй Международной конференции «Торты и пирожные -2002» (2002г).
Анализируемое предприятие никогда не останавливалась на достигнутом уровне, рассмотрим хронологию развития ОАО «Тольяттихлеб»:
1) Сентябрь 1952 года — введен в эксплуатацию Комсомольский хлебозавод. Производство велось на 2-х печах ФТЛ-2, производственной мощностью 25 тонн хлеба в сутки.
2) 25 марта 1953 года Комсомольский хлебозавод полностью перешел на газовое топливо. В дальнейшем была проведена реконструкция завода, расширены производственные помещения, осуществлена замена топлива. Реконструкция печей ФТЛ-2 повысила производительность на 5 тонн формового хлеба в сутки.
3) июль 1955 год. введен в эксплуатацию булочный цех с 2-мя печами ПШК мощностью 2 тонны изделий в сутки.
4) К 1962 году производственная мощность завода достигла 60 тонн хлеба и 3 тонн булок в сутки.
5) В декабре 1963 год введен в эксплуатацию Ставропольский хлебозавод мощностью 60 тонн в сутки.
6) 17.12.1963 год на базе Комсомольского (№ 1) и Ставропольского (№ 2) хлебозаводов был создан Ставропольский хлебокомбинат.
7) В 1968-69 год произведена реконструкция хлебозавода № 2. В ходе реконструкции были установлены две дополнительные печи ФТЛ-2, тесторасстоечные агрегаты Р-1-57, тестоприготовительные агрегаты ХТР и другое современное оборудование.
8) В ноябре 1970 год — Введен в эксплуатацию булочно-кондитерский комбинат (БКК)
9) 14.05.74г. — хлебокомбинат и новый завод (хлебозавод № 3) были преобразованы в Тольяттинское производственное объединение хлебопекарной промышленности.
В состав объединения вошли:
1) — хлебозавод № 1 площадью застройки 9750 кв.м.;
2) — хлебозавод № 2 площадью застройки 16600 кв.м;
3) — БКК 4125 кв.м.;
4) — хлебозавод № 3 площадью застройки 25000 кв.м.
10)1974 года на хлебозаводе № 2 объединения впервые в Поволжье была введена в эксплуатацию установка бестарного хранения муки открытого типа.
11) 1993 год. Хлебозавод № 3 выделяется в самостоятельное предприятие; решением городской администрации.
12) 1993 год Тольяттинский хлебокомбинат преобразовывается в ОАО «Тольяттихлеб». В состав акционерного общества вошли: хлебозавод № 1, хлебозавод № 2, БКК, фирменный магазин «Лакомка».
13) В 2003 году ОАО «Тольяттихлеб» Российским союзом пекарей награжден «Золотым караваем» за большой вклад развитие хлебопекарной отрасли Российской Федерации.
14) 2006 год — произошла консолидация ОАО «Лада Хлеб» и «Тольятти Хлеб»
15) 27октября 2006 года состоялось открытие новой Православной церкви, получившей символическое название «В честь Матери Божьей Спорительницы хлебов».
16)Май 2008 года введена в эксплуатацию линия по производству батонов
17) Июль 2008 года открыт распределительный склад в г. Самара.
18)Август 2008 года перевод всей хлебобулочной продукции под торговую марку «Край каравай».
Основной целью создания общества является извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- производство хлебобулочных и других товаров народного потребления в соответствии с заключенными договорами;
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- строительство и открытие собственных и совместных предприятий, учреждений, организаций;
- оказание автотранспортных услуг;
- коммерческая (торгово-закупочная, посредническая) деятельность;
- оказание маркетинговых, лизинговых услуг;
- реализация отходов производства, некондиционных материалов и других изделий;
- осуществление других видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Многогранная деятельность предприятия находит свое выражение в системе экономических показателей. Для оценки его работы необходимы синтетические показатели, отражающие взаимосвязь внутри отдельной отрасли и между отраслями. Данную задачу можно решить только на основе стоимостных показателей.
Показатели, позволяющие в целом охарактеризовать экономический процесс, называют основными экономическими показателями.
Они обеспечивают количественную и качественную характеристику процесса производства.
Основные показатели, характеризующие деятельность ОАО «Край — Каравай» за период2007-2009 годы, представлены в таблице2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Комплексная оценка деятельности ОАО «Край — Каравай»
Показатель
Ед. изм.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение
тыс. руб.
тыс. руб.
09/07
09/08
1
2
3
4
5
6
7
1. Показатели затрат (производственный потенциал)
Среднегодовая стоимость ОПФ
тыс. руб.
49644,5
51601
54185,5
1956,5
2584,5
В т.ч. среднегодовая стоимость активной части
тыс. руб.
20735
21589
23311,5
854
1722,5
Среднегодовая численность, всего
чел.
241
237
250
-4
13
В т.ч. производственно-промышленный персонал (ППП)
чел.
233
229
241
-4
12
Из них:
рабочих
чел.
155
154
162
-1
8
служащих
чел.
30
28
28
-2
Фонд оплаты труда, всего
тыс. руб.
5520
7595
9849
2075
2254
Материальные затраты на ТП
тыс. руб.
91333
114400
149677
23067
35277
Себестоимость по ТП
тыс. руб.
104463
132055
169093
27592
37038
2. Показатели использования ресурсов
Коэффициент износа ОПФ
0,49
0,48
0,46
-0,01
-0,02
Фондоотдача ОПФ
руб.
2,15
2,84
2,8
0,69
-0,04
Среднегодовая выработка на одного работника
тыс. руб.
458,8
640,9
629,9
182,1
-11
Среднегодовая выработка на одного рабочего
тыс. руб.
689,67
953,09
936,03
263,42
-17,06
Материалоемкость
руб.
0,87
0,92
1,07
0,05
0,15
1
2
3
4
5
6
7
Затраты на руб. ТП
руб.
0,836
0,837
0,84
0,001
0,003
3. Показатели эффективности хозяйственной деятельности
Производство продукции
тыс. руб.
106900
146777
151637
39877
4860
Реализация продукции
тыс. руб.
102012
141056
150829
39044
9773
Балансовая прибыль
тыс. руб.
485
12698
-773
12213
-13471
Чистая прибыль
тыс. руб.
400
8681
–
8281
-8681
Показатели рентабельности продаж
0,0039
0,0726
–
0,0687
-0,0726
Показатели доходности капитала:
рентабельность всего капитала
0,0013
0,29
–
0,2887
-0,29
рентабельность собственного капитала
0,016
0,073
–
0,057
-0,073
рентабельность заемного капитала
0,066
1,79
–
1,724
-1,79
Анализируя данные таблицы 2.1.1 можно сделать вывод, что ОАО «Край – Каравай» динамично развивается. Реализация и производство продукции увиличиватеся. Но также наблюдается отрицательный факт. Балансовая прибыль по сравнению с 2008 годом снизилась на 13471 тыс.руб., чистая прибыль также снижается.
Следующим этапом является более детальный анализ всех технико-экономических показателей, представленных в таблице 2.1.2.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.
Таблица 2.1.2.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год
Объем производства продукции, тыс. руб.
Темп роста, %
Объем реализации
Темп роста, %
Базисные
Цепные
2007
106900
100
100
102012
100
100
2008
146777
137,3
137,3
141056
138,3
138,3
2009
151637
141,8
103,3
150829
147,8
106,9
Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 41,8%, а объем реализации на 3,3%.
Если за 2007 и за 2008 гг. темпы роста производства и реализации продукции примерно совпадали, то за последний год темпы роста реализации значительно выше темпов производства, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.) Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
В таблице 2.1.3. приведены данные о структуре выпуска продукции комбината.
Таблица 2.1.3
Анализ состава и структуры выпуска продукции
Вид продукции
2007 год
2008 год
2009 год
Тон.
%
тыс. руб.
%
Тон.
%
Тыс. руб.
%
Тон.
%
Тыс. руб.
%
Хлебобулочные изделия
1260
83,3
70560
91,2
1168
81,4
68912
89,6
1317
81,7
79020
89,3
Кондитерские изделия
252
16,7
6804
8,8
267
18,6
8010
10,4
295
18,3
9440
10,7
Итого
1512
100
77364
100
1435
100
76922
100
1612
100
88460
100
По данным таблицы видно, что в 2008 году объем производства масла уменьшился на 92 тонны, вследствие чего товарная продукция уменьшилась на 1648 тыс. руб., в 2009 году объем производства масла увеличился на 149 тонн, вследствие чего товарная продукция увеличилась на 10108 тыс. руб.
Таблица 2.1.4
Анализ структуры продукции на ее выпуск
Вид продукции
Цена за кг.
Выпуск продукции
Структура продукции
2007 г
2008 г
2009 г
2007 г
2008 г
2009 г
2007 г
2008 г
2009 г
Хлебобулочные изделия
59
60
62
1260
1168
1317
83,3
81,4
81,7
Кондитерские изделия
27
30
32
252
267
295
16,7
18,6
18,3
Итого
86
90
94
1512
1435
1612
100
100
100
Вид продукции
Выпуск продукции в базовых ценах
Изменение выпуска за счет структуры
2007 г
2008 г при структуре 2007 г
2008 г
2009 г при структуре 2008 г
2009 г
2008 г
2009 г
Хлебобулочные изделия
74340
70520,5
68912
77417,7
77703
-1608,5
285,3
Кондитерские изделия
7560
7191,8
8010
8995,1
8850
818,2
-145,1
Итого
81900
77712,3
76922
86412,8
86553
-79,03
140,2
Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2008 году – на -79,03 тыс. руб. произошло за счет уменьшения выпуска хлебобулочных изделий (-1608,5 тыс. руб.); за счет увеличения доли кондитерских изделий (818,2 тыс. руб.).
Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2009 году на 140,2 тыс. руб. произошло за счет доли хлебобулочных изделий (на 285,3 тыс. руб.); за счет уменьшения доли кондитерских изделий (на 145,1 тыс. руб.).
Основными факторами, способствующими увеличению выпуска продукции, являются: увеличение производства товарных видов продукции, уменьшение потерь и прочих расходов, недопущение излишних остатков на конец года, экономное расходование продукции на внутрихозяйственные нужды.
Выполнение плана выпуска продукции и реализации рассматривается в комплексе с показателями объема производства и уровня товарности.
Увеличение объема продажи продукции в данной ситуации возможно при повышении товарности и качества продукции.
Уровень товарности возрастает по мере интенсификации сельскохозяйственного производства и во многом зависит от действий руководства и коллектива предприятия. Повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения производственных потребностей предприятия.
Экономически неоправданной является и противоположная тенденция – создание излишних запасов или бесхозяйственное их расходование.
Пути повышения объема реализации и уровня товарности многочисленны.
Это установление прямых связей с магазинами, консервными заводами, своевременный сбор, очистка, сортировка продукции, быстрая доставка к пунктам сдачи, закладка продукции на хранение с последующей реализацией, недопущение порчи, потерь полезных свойств.
Данные для удобства и наглядности сведем в таблицу 2.1.5.
По данным таблицы 2.1.5. можно сделать следующие выводы:
Объем реализованной продукции увеличился в 2008 году на 39044 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 39877 тыс. руб.(37,3%); за счет увеличения остатков на начало года на 2295 тыс. руб., при этом отрицательно повлияло увеличение остатков товара на конец года (4870 тыс. руб.).
Таблица 2.2.4.
Анализ факторов, изменяющих объем реализации
Показатель
Реализовано продукции
Отклонение
тыс руб.
Отклонение,%
2007
2008
2009
2009
2007
2009
2008
2009/ 2007
2009/2008
Остаток товара на начало года
9295
11590
11730
2295
140
124,69
101,2
Товарная продукция за год
106900
146777
151637
39877
4860
137,3
103,3
Остатки товара на конец года
10341
15210
13100
4869
-2110
147,1
86,1
Реализованная продукция
102012
141056
150829
39044
9773
138,3
106,9
Объем реализованной продукции увеличился в 2008 году на 39044 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 39877 тыс. руб.(37,3%); за счет увеличения остатков на начало года на 2295 тыс. руб., при этом отрицательно повлияло увеличение остатков товара на конец года (4870 тыс. руб.).
Объем реализованной продукции в 2009 году увеличился на 138,3 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 4860 тыс. руб. (3,3%); за счет увеличения остатков товара на начало года на 140 тыс. руб.(1,2%). На объем реализованной продукции в 2003 году оказало положительное влияние сокращение остатков товара на конец года на 2110 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Необходимым условием выполнения планов по выпуску и реализации продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полным и своевременным обеспечением предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (материалоемкость, сырьеемкосмть, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
Таблица 2.2.1.
Анализ частных показателей материалоемкости методом сравнения
Показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение
2009 / 2007
2009 / 2008
Выпуск продукции тыс. руб.
106900
146777
151637
39877
4860
Материальные затраты тыс. руб.
91333
114400
149677
23067
35277
В т.ч. сырье и материалы
83553
105525
139253
21972
33728
Топливо
378
569
900
191
331
Энергия
6976
8306
8842
1330
536
Материалоотдача
1,17
1,28
1,01
0,11
-0,27
Общая материалоемкость
0,85
0,78
0,99
-0,07
0,21
В т.ч. сырьеемкость
0,78
0,72
0,92
— 0,06
0,2
Топливоемкость
0,0035
0,0038
0,006
0,0003
0,0022
Энергоемкость
0,07
0,056
0,058
— 0,014
0,002
Данные таблицы 2.2.1 показывают, что материальные затраты в 2008 году увеличились на 23067 тыс. руб., а в 2009 году увеличились на 35277 тыс. руб.
Общая материалоемкость в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 0,07 тыс. руб., что произошло вследствие сокращения сырьеемкости на 0,06 тыс. руб.; вследствие сокращения энергоемкости на 0,014 тыс. руб.; вследствие увеличения топливоемкости на 0,0003 тыс. руб.
Рис. 2.2.1. Динамика материальных затрат
Как видно из рисунка 2.2.1, материальные затраты предприятия ежегодно растут, удельный вес материальных затрат в общем выпуске продукции предприятия также имеет тенденцию к росту.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ПРОДУКЦИИ
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:
,
где – материалоемкость продукции;
– материальные затраты на единицу продукции;
– цена за единицу материалов;
– расход материальных затрат на единицу продукции.
Таблица 2.3.1.
Исходные данные для анализа материалоемкости
Показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009/2007
2009 /2008
Расход на единицу материалов.
12,6
12,8
13,4
0,2
0,6
Цена на единицу материала.
3,8
4,3
4,9
0,5
0,6
Цена на единицу продукции.
55
60
63
5
3
Таблица 2.3.2.
Факторный анализ материалоемкости продукции за 2007–2009 гг.
Показатель
Объем производства
Структура продукции
Удельный расход сырья
Цена на материалы
Решение
План
План
план
план
План
0,87
Усл.1
План
план
план
План
0,088
Усл.2
Факт
план
план
План
0,88
Усл.3
Факт
факт
план
План
1
Факт
Факт
факт
факт
Факт
0,92
Изменение
0,01
-
0,12
-0,08
0,05
Факторный анализ материалоемкости продукции за 2007-2009 гг. показывает, что рост данного показателя в рассматриваемом периоде обусловлен главным образом увеличением удельного расходы сырья, отрицательное же влияние оказал рост цен на материалы.
Таблица 2.3.3
Факторный анализ материалоемкости продукции за 2008–2009гг.
Показатель
Объем производства
Структура продукции
Удельный расход сырья
Цена на материалы
Решение
План
План
план
план
План
0,92
Усл.1
План
план
план
План
096
Усл.2
Факт
план
план
План
0,96
Усл.3
Факт
факт
план
План
1,09
Факт
Факт
факт
факт
Факт
1,07
Изменение
0,04
-
0,13
-0,02
0,15
Факторный анализ материалоемкости продукции за 2008-2009 гг. показывает, что увеличение данного показателя в рассматриваемом периоде обусловлено главным образом ростом удельного расхода сырья.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг, т.е. затраты на производство и реализацию продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности и аккумулируются затраты использования всех производственных ресурсов. Объектом начального анализа выступает полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат.
Таблица 2.3.4.
Анализ затрат на производство продукции
Элементы затрат
Сумма тыс. руб.
Отклонение
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009/2007
2009/2008
Материальные затраты
91333
114400
149767
23067
35367
Заработная плата
3955
6602
10733
2647
4131
Соц. отчисления
1588
2414
3383
826
969
Продолжение таблицы 2.3.4
Амортизация
954
981
1126
27
145
Прочие производственные расходы
6633
7658
3984
1025
-3674
Полная себестоимость
104463
132055
169093
27592
37038
Переменные расходы
73124
83836
114983
10712
31147
Постоянные расходы
31339
48219
54110
16880
5891
Материальные затраты
87,4
86,6
88,6
-0,8
2
Заработная плата
3,78
5
6,35
1,22
1,35
Соц. отчисления
1,52
1,82
2
0,3
0,18
Амортизация
0,91
0,74
0,66
— 0,17
— 0,08
Прочие производственные расходы
6,35
5,8
2,35
— 0,55
— 3,45
Полная себестоимость
100
100
100
–
–
Переменные расходы
70
63
68
-7
5
Постоянные расходы
30
37
32
7
-5
Из таблицы видно, что в 2008 году затраты предприятия выше плановых на 27592 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат на 23067 тыс. руб.,
В 2009 году затраты предприятия увеличились на 37058 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат на 35367 тыс. руб.
Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов.
Изменилась и структура затрат: в 2008 году увеличилась доля зарплаты, доля материальных затрат и амортизации уменьшилась (рисунок 2.3.1).
По важнейшим видам продукции проводят более глубокий анализ себестоимости и причин ее изменений. Анализ начинают с изучения динамики и выполнения плана по производству каждого вида продукции с разбивкой себестоимости на переменные и постоянные расходы.
Рисунок. 2.3.1. Фактическая структура затрат на производство продукции за 2009 год
Таблица 2.3.5.
Анализ динамики и структуры себестоимости основных видов продукции
Продукция
Переменные расходы на ед. продукции
Изменение
Постоянные расходы на ед. продукции
Изменение
2007
2008
2009
09/07
09/08
2007
2008
2009
09/07
09/08
Хлебобулочные изделия
36,5
38,1
39,2
1,6
1,1
11,3
13,1
14,4
1,8
1,3
Кондитерские изделия
12,7
14,5
16,3
1,8
1,8
5,4
6,1
6,5
0,7
0,4
Итого
49,2
54,6
55,5
3,4
2,9
16,7
19,2
20,9
2,5
1,7
Хлебобулочные изделия
47,8
51,2
53,6
2,5
2,4
72,9
71,3
70
-1,6
-1,3
Кондитерские изделия
18,1
20,6
22,8
2,5
2,2
27,1
28,7
30
1,6
1,3
Итого
65,9
71,8
76,4
5
4,6
100
100
100
–
–
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
,
где продолжение
--PAGE_BREAK--– себестоимость продукции i-го вида продукции;
– сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
–сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;
– объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.
Используя эту модель и данные таблиц, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости масла методом цепной подстановки за 2007–2009 гг.
Таблица 2.3.6.
Расчет влияния факторов на изменение себестоимости масла за 2007–2008 гг.
Показатель
Q
А
B
Решение
С план
План
План
План
45990 / 1260 + 11,3 = 47,8
С усл. 1
Факт
План
План
45990 / 1168 + 11,3 = 50,67
С усл. 2
Факт
Факт
План
44500,8 / 1168 + 11,3 = 49,4
С факт
Факт
Факт
Факт
44500,8 / 1168 + 13,1 = 51,2
Изменение
2,87
1,27
1,8
3,4
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет за 2007–2008 гг.:
,
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции:
б) суммы постоянных затрат:
в) суммы удельных переменных затрат:
Таблица 2.3.7.
Расчет влияния факторов на изменение себестоимости масла за 2008–2009 гг.
Показатель
Q
А
B
Решение
С план
План
План
План
44500,8 / 1168 + 13,1 = 51,2
С усл. 1
Факт
План
План
45990 / 1317 + 11,3 = 50,67
С усл. 2
Факт
Факт
План
51626,4/ 1317 + 11,3 = 50,5
С факт
Факт
Факт
Факт
51626,4 / 1317 + 14,4 = 53,6
Изменение
— 0,53
— 0,17
3,1
2,4
Общее изменение себестоимости единицы продукции за 2007–2009 гг. составляет
за 2008–2009 гг.:
,
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции:
б) суммы постоянных затрат:
в) суммы удельных переменных затрат:
Затем более детально изучают себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды (табл. 2.3.8).
Таблица 2.3.8.
Анализ себестоимости изделия сметаны по статьям затрат
Статья затрат
Затраты на единицу продукции, руб.
Отклонение
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009 /2007
2009 /2008
Сырье и материалы
17,76
18,39
19,07
0,63
0,68
Топливо и энергия
9,95
10,38
10,80
0,43
0,42
Зарплата производ. рабочих
6,13
6,40
6,79
0,27
0,39
Соц. отчисления на них
2,25
2,36
2,49
0,11
0,14
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
5,69
5,84
5,97
0,15
0,13
Общепроизводственные расходы
1,99
2,20
2,40
0,21
0,20
Общехозяйственные расходы
1,84
2,02
2,20
0,18
0,18
Прочие производ. расходы
1,50
1,74
1,87
0,23
0,14
Коммерческие расходы
1,59
1,88
2,01
0,29
0,13
Итого
48,7
51,2
53,6
2,5
2,4
Сырье и материалы
0,365
0,359
0,356
-0,005
-0,003
Топливо и энергия
0,204
0,203
0,202
-0,002
-0,001
Зарплата производ. рабочих
0,126
0,125
0,127
-0,001
0,002
Соц. отчисления на них
0,046
0,046
0,046
0,000
0,000
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
0,117
0,114
0,111
-0,003
-0,003
Общепроизводственные расходы
0,041
0,043
0,045
0,002
0,002
Общехозяйственные расходы
0,038
0,039
0,041
0,002
0,002
Прочие производ. расходы
0,031
0,034
0,035
0,003
0,001
Коммерческие расходы
0,033
0,037
0,037
0,004
0,001
Итого
1,00
1,00
1,00
–
–
Рис. 2.3.2. Фактическая структура себестоимости изделия сметаны за 2009 год
Приведенные данные показывают, что перерасход затрат произошел по всем статьям. Особенно большой перерасход допущен по материальным затратам и энергии на технологические цели.
Большую долю в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы, которые зависят от объема производства продукции, ее структуры и удельных материальных затрат.
,
где – общие материальные затраты;
– объем выпуска продукции;
– удельный вес конкретного вида продукции;
– расход материалов на единицу продукции;
– цена за единицу сырья (материалов).
Данные таблицы 2.3.9. позволяют установить причины изменения удельных материальных затрат.
Таблица 2.3.9.
Расчет влияния факторов на сумму удельных материальных затрат
Вид сырья
Расход сырья в кг.
Цена за единицу материалов
Уд. Материальные затраты тыс. руб.
2007
2008
2009
2007
2008
2009
2007
Условно
2009
Хлебобулочные изделия
12
12,5
13
3,8
4,2
4,6
41,8
47,5
52,5
Прочие
0,3
0,4
0,4
2,6
2,75
2,8
0,78
1,04
1,1
Итого по хлебобулочным изделиям
12,3
12,9
13,4
6,4
6,95
7,4
42,58
48,84
53,6
Кондитерские изделия
6
6,5
7
3,8
4,2
4,6
22,8
24,7
27,3
Прочее
0,25
0,3
0,3
2,6
2,75
2,8
0,65
0,78
0,83
Итого по кондитерским изделиям
6,25
6,8
7,3
6,4
2,95
7,4
23,45
25,48
28,13
Хлебобулочные изделия
52,5
50,4
59,8
10,7
5,7
5
7,3
-2,1
9,4
Прочие
1,1
1,1
1,12
0,32
0,26
0,06
Итого по хлебобулочным изделиям
53,6
51,5
60,92
11,02
6,26
4,76
7,32
-2,31
9,42
Кондитерские изделия
27,3
29,4
32,2
4,5
1,9
2,6
4,9
2,1
2,8
Прочее
0,83
0,85
0,84
0,18
0,13
0,05
0,01
0,02
0,03
Итого по кондитерским изделиям
28,13
30,23
33,04
4,68
2,03
2,65
4,91
2,1
2,81
Далее анализируем влияние факторов на общую сумму материальных затрат:
продолжение
--PAGE_BREAK--