--PAGE_BREAK--
Раздел 2. Особенности инфляционных процессов в РФ
Глава 1. Сущность механизма инфляции
1.1. Понятие инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения [2, 127 c.]. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен — наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Наиболее лаконичное определение инфляции – повышение общего уровня цен, наиболее общее – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически всех стран мира
Инфляция – есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.
1.2. Причины возникновения инфляции
Причины инфляции можно разделить на две категории:
1. Внутренние:
а) неденежные – диспропорции в развитии экономики, государственно-монополистическое ценообразование;
б) денежные – дефицит бюджета (90годы), неконтролируемая эмиссия, увеличение массы, необеспеченных кредитных денег (векселей) за счет которых в 90-е годы покрывалась нехватка оборотных средств у предприятий.
2. Внешние факторы:
а) мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), вывоз капитала за рубеж, рост цен на оборудование и технологии на мировом рынке, которые российские предприятия должны закупать, следовательно наши предприятия должны платить таможенные пошлины за ввоз этого оборудования, а значит цены на конечную продукцию вырастут.
Основной причиной возникновения инфляции является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнения сферы денежного обращения избыточной денежной массой. Рассмотрим в самом общем виде механизм ее возникновения на конкретном примере.
Представим, что в стране в течение года производится определенное количество товаров и услуг, совокупный объем которых называется валовым внутренним продуктом (ВВП).
Валовой внутренний продукт – это общее количество всех произведенных товаров и услуг в стране за определенный период времени, как правило, за год. Измеряется ВВП в рублях.
Все эти товары реализуются на потребительском рынке по определенным ценам, которые в условиях механизма свободного ценообразования формируются под воздействием спроса и предложения.
В качестве примера представим, что за год производится 9 видов товаров и услуг, количество и цена которых представлена в табл. 2.1.1.
Зная совокупную стоимость всех товаров и услуг, несложно рассчитать необходимый объем денежной массы, для чего используется так называемое уравнение обмена:
МV= PQ
где М – количество денег в обращении
V– скорость обращения денег
P– цены всех продаваемых в стране товаров
Q– объем продаж товаров и услуг
Уравнение обмена представляет собой макроэкономическое соотношение, именуемое уравнением Фишера, оно служит одним из важных инструментов монетаристской доктрины. Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональная скорости обращения денег.
Табл.2.1.1
Наименование товара
Количество всех товаров, ед.
Цена одной единицы товара, руб.
Общая стоимость всех товаров, руб.
Товар А
50
55
2750
Товар Б
60
70
4200
Товар В
70
60
4200
Товар Г
80
90
7200
Товар Д
90
30
2700
Товар Е
100
20
2000
Товар И
120
15
1800
Товар К
140
10
1400
Товар Л
150
5
750
Итого стоимость ВВП
27 000
Поскольку денежная масса совершает несколько оборотов в год (в среднем 10), несложно определить необходимый объем денежной массы. Разделив 27 000 руб. на 10 оборотов, получим 2700руб, необходимых для сбалансированного товарно-денежного оборота. Рассмотрим основные виды инфляции на примере табл. 2.1.1 и причины возникновения.
Конечно, рост производимой и продаваемой в стране товарной массы требует и увеличения массы денег для своего обслуживания. Но если денежная масса увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В такой ситуации цены, если их измерять в деньгах (существуют ведь и натуральные цены, когда товары меняют друг на друга в некотором соотношении без участия денег), начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием денег, и есть главная причина стойкого роста цен. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; его глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.
1.3. Виды и типы инфляции
Различают следующие виды и формы проявления инфляции:
по степени проявления:
а) Ползучая инфляция– инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;
б) Галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен;
в) Гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц
по способам возникновения:
а) Административная инфляция— инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;
б) Инфляция издержек– инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию;
в) Инфляция спроса– инфляция, проявляющаяся в росте цен, вызванном увеличением доходов населения, т.е. ростом платежеспособного спроса.
г) Инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
д) Импортируемая инфляция- инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
е) Индуцированная инфляция – инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
ж) Кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
з) Непредвиденная инфляция – уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;
и) Открытая инфляция – инфляция за счет роста цен потребительских товар и производственных ресурсов;
к) Подавленная инфляция (скрытая) инфляция- инфляция возникающая в следствии товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынка и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены растут;
л) Ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
Ползучая(умеренная) инфляция – инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Для ползучей инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;
Галопирующаяинфляция – это инфляция в виде скачкообразного роста цен (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз):
Под галопирующей инфляцией понимается явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов. Резкое изменение объема денежной массы может наступить в результате эмиссии, вызванной возникновением бюджетного дефицита. Эмиссия – это выпуск в обращение дополнительно отпечатанных и отчеканенных денежных знаков – банкнот и монет. Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над государственными доходами, получаемыми от сбора налогов и неналоговых платежей. Превышение доходов над расходами государства называются профицитом.
Гиперинфляция – это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило выше 50% в месяц. Она вызывается обычно теми же факторами, о которых было упомянуто выше. Гиперинфляция – это явление, относящееся к разряду кризисных, и для ее устранения используются несколько иные методы, чем при обычной инфляции.
При гиперинфляциицены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц) [12, 433 c].
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции — 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Причины возникновения перечисленных видов инфляции в разных странах зависят в первую очередь от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цен служит конкуренция, и чем она выше, тем меньше вероятность ее возникновения.
1.4. Инфляция спроса и инфляция предложения
Инфляция издержек – проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты.
В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, так как, чтобы приобрести подоражавшие товары, необходимо поднять цену на свой товар.
1.4.1. Инфляция спроса
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров» [12, 436 с].
Рис. 2.1.1. Инфляция спроса
Вообще, инфляция спроса– проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема всех товаров и услуг. Как правило, это тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (например, на военные и социальные заказы) или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей.
Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.
На первом отрезке кривой общие расходы (C + I+ G + NX) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, — это рост цен.
Условия инфляции спроса:
/> рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
/> увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
/> рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
1.4.2. Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют — «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто предложения встречается в мировой практике [12, 438 с].
Рис. 2.1.2. Инфляция предложения
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения.
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
1.4.3. Стагфляция
Стагфляция — это ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена, и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции [12, 439 с]. продолжение
--PAGE_BREAK--