Реферат по предмету "Экономика"


Рынок свободной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии: сравнительный анализ использования ресурсов

Министерствообразования и науки Украины
Харьковскийнациональный экономический университет
кафедраэкономической теорииКурсовая работа
на тему « Рынок свободнойконкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии:сравнительный анализ использования ресурсов  »
по курсу «Микроэкономика»
Проверила                                                         Выполнила
к. э. н.                                                                 студенткафакультета М и М
доцент кафедры ЭТ                                           2курсу 7 группы
Степаненко Н. А.                                                        спец.«Административный
менеджмент»
                                                                           ГриньЕ. П.
                                                                                      
                                                                                    
Харьков,2005

Содержание
Введение                                                                                                           3
1.Совершеннаяконкуренция                                                                           4
1.1. Спрос и предложение фирмы в условиях
совершенной конкуренции                                                           4
1.2. Объем выпуска и реализации в условиях
совершенной конкуренции                                                           5
2. Монополия                                                                                          8
2.1. Что такое монополия?                                                            8
2.2. Предельный доход монополиста                                          9
2.3. Максимизация прибыли монополистом                               10
2.4. Монополия и эластичность спроса                                       12
2.5. Как влияют налоги на поведение монополиста?                            13
2.6. Оценка монопольной власти                                                 13
3.Монополистическая конкуренция                                                     17
3.1. Цена и объем производства в условиях
монополистической конкуренции                                                18
4. Олигополия                                                                                         21
4.1. Что такое олигополия?                                                          21
4.2. Модели олигополии                                                               21
5.Использование и распределение ресурсов фирмой                                   27
5.1. Предельная доходность ресурса                                           27
5.2. Предельные издержки ресурса                                                       29
5.3. Какое количество ресурса следует использовать?               30
5.4. Выбор варианта сочетания ресурсов                                             31
Заключение.                                                                                                      35
Список использованной литературы                                                              37
Словарь экономических терминов                                                                           38

Введение
На поведение каждой фирмы влияетхарактер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от видапродукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход вотрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В странах с развитой рыночной экономикойпреимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производствоодежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильнаяпромышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополиявстречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примерекоторых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовойстратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль.Хотя совершенная конкуренция — явление редкое, ее анализ позволяет понять, какфункционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок среальным.
Совершенная конкуренция, является скорееабстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формированиярыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынкивстречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», икаждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется нетолько полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, ккачеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынкев чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элементмонополизма.
Этот элемент накладывает отпечаток надеятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированиюценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективногос точки зрения прибылей и убытков.

Совершенная конкуренция
1.1. Спрос и предложение фирмы в условиях совершеннойконкуренции
Поскольку объем продаж фирмы в условияхсовершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночногопредложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будетвлиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всегоколичества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак неповлияет на рыночную цену.
/>/>Отсюда можно сделать вывод,что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютноэластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можноизобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количествопредлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 (рис. 1.1, а).Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовностьпотребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровняхцен (рис. 1.1, б); при цене Ро будет приобретено Qо яблок./>

         Рис. 1.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а)и отраслевой спрос (б)
Поскольку цена продукции конкурентнойфирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой).доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены наколичество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR(англ.marginal revenuе) — прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждойдополнительной единицы продукции — будет равен цене продукции. Средний доход(валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершеннойконкуренции также будет равен цене. [1]
Например, мы продали на рынке 5 кг яблокпо рыночной цене 7 грн. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 5(7=35 грн.,средний и предельный доходы будут равны 7 грн. На графике кривые среднего ипредельного доходов совпадают между собой, а также с горизонтальной линиейспроса на продукцию конкурентной фирмы; валовой доход линейно зависит от объемапроданной продукции (рис. 11.2).
/> 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.2. График валового TR и предельногоMR доходов конкурентной фирмы
 
1.2. Объем выпуска и реализации в условиях совершеннойконкуренции
Какой объем производства должен бытьдостигнут, чтобы обеспечить фирме максимальную прибыль при ограничениях впринятии решений, наложенных динамикой издержек фирмы и спросом на продукцию?
Отвечая на этот вопрос, прежде всегоследует провести различия в рассматриваемых временных интервалах. Краткосрочнымназовем период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль иливыхода из нее. Долгосрочный период, напротив, является достаточным длявступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность полученияболее высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.
 Как фирма определяет объем производствав краткосрочном временном интервале? Для этого существует два пути. Первыйсостоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различныхобъемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможныхобъемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовымииздержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальныйобъем прибыли (рис. 1.3, а). [1]
/>/> 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.3. Выбор объема производствафирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) доходов и издержек: ТС- валовые издержки; TR — валовой доход; МС — предельные издержки; MR — предельный доход
Однако на практике, когда фирма ужезанимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство ещеодной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширениепроизводства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доходи предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечиватьболее быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будетнаращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет большедобавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска.Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельногодохода и предельных издержек. То количество продукции, при которомобеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 1.3, б).
Объем производства, при которомпредельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимальноговыпуска.
Используя либо первый подход (сравнениеваловых дохода и издержек), либо второй (сравнение предельных дохода ииздержек), фирма выберет объем производства Q0, который обеспечит еймаксимальную прибыль.
Любой объем производства от Q1 до Q2принесет фирме прибыль (см. рис. 1.3, а), однако лишь в точке Q0 эта прибыльбудет максимальной. Именно при Q0 предельный доход будет равен предельнымиздержкам (см. рис. 1.3, б). На участке Q1-Q0 фирма будет недополучать возможнуюприбыль, а на участке Q0-Q2 предельные издержки превысят предельный доход иприбыль снизится.
/>Исходим из того, что фирмапредпочтет производить продукцию даже в случае возникновения временных убытков,при этом ее задачей станет их минимизация. Закрытие — крайне нежелательныйвариант. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условияхсовершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве Оо, при которомобеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирмаполучает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена Р0 превышает минимальныесредние валовые издержки (рис. 1.4).
 
 
 
 
 
 Рис. 1.4. Максимизация прибыли фирмой вусловиях совершенной конкуренции

2. Монополия
2.1. Что такое монополия?
Чтобы определить, как влияет монополизмна поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Какформируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оноустанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?
Понятие чистой монополии также обычноявляется абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны неисключает их наличия за грнежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютнуюмонополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма являетсяединственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этомпокупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукциюу фирмы-монополиста.
 Не следует отождествлять чистую монополиюи монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмывлиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производстваи сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силурыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рынке? Онполностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение оповышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будетповышать цену своей продукции. [8]    Посколькуфирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получениювысокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночныйспрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителемданной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривойрыночного спроса.
Какой объем производства долженобеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятиерешения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случаеконкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
 
2.2. Предельный доход монополиста
Для фирмы в условиях совершеннойконкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополистаситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночногоспроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
/>

Почему кривая предельного дохода лежитниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист — единственный производительпродукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции дляувеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемыхтоваров, а не только на последующую (рис. 2.1). [1]
Рис. 2.1. Цена и предельный доходфирмы-монополиста:D — спрос; MR — предельный доход
Например, монополист может продать поцене 800 грн. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы,он должен снизить цену до 700 грн. как на первую, так и на вторую единицупродукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600грн. за каждую из них, четыре единицы — 500 грн. и т.д. Доход фирмы-монополистасоответственно составит при продаже: 1 ед. — 800 грн.; 2 ед. — 1400 (700 • 2);З ед.-1800 (600 • 3); 4 ед.-2000 (500 • 4).
 Соответственно предельный (илидополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доходсоставит: 1 ед. — 800 грн.; 2 ед. — 600 (1400 — 800); 3 ед. — 400(1800 — 1400);4 ед. — 200 (2000 — 1800).
 На рис. 2.1 кривые спроса и предельногодохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всехслучаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимаетрешение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельныеиздержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условияхконкуренции.
 
2.3. Максимизация прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой цене и каком объемевыпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельнымиздержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовомупримеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем даннойпродукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 2.1.
Таблица2.1.Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.
/>

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукциимонополист может продать по цене 500 грн. В дальнейшем при расширении сбыта на1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 грн., поэтомупредельный доход сокращается на 4 грн. при каждом расширении объема продаж.Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именнопри таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен кпредельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшитприбыль. [1]
 На конкурентном рынке, когда цена ипредельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции,причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
                                               Оптимальныйобьем, тыс.ед.                   Цена, грн
 Конкуренция                                           15                                           472
 Монополия                                              14                                           474
  Графически процесс выборафирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 2.2.
/>

Рис. 2.2. Определение цены и объемапроизводства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки
 Поскольку в нашем примере производствовозможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведеннаямонополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции)означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупкииз-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которойне является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когдапредельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие еймаксимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условияхсовершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции(монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладаетопределенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
2.4. Монополия и эластичность спроса
 Как уже отмечалось, предельный доход вусловиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукциюфирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельныйдоход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, чтопозволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительнуюприбыль.
/>Эластичность спроса напродукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этойпродукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию обэластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержкифирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле:
                                                                                      (2.1)
 Чем выше эластичность спроса, тем болееприближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, инаоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей«взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

2.5. Как влияют налоги на поведение монополиста?
 Поскольку налог увеличивает предельныеиздержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС1 как это показанона рис. 2.3. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в очке пересеченияР1 и Q1.
/>                                   (2.2)

 Монополист сократит производство иповысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можнорассчитать, используя формулу (2.1). Если эластичность спроса, к примеру,составляет -1,5, тогда
 При этом после введения налога ценаувеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога намонопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менееэластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.
/>

Рис. 2.3. Влияние налога на цену и объемпроизводства фирмы- монополиста: D — спрос, МR — предельный доход; МС — предельные издержки без учета налога; МС1 — предельные издержки с учетом налога
 
2.6. Оценка монопольной власти
 Эластичность спроса является важнымфактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем делос чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становитсяединственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именнопоэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируетсягосударством. Во многих странах предприятия естественной монополии являютсягосударственной собственностью.
 Однако чистая монополия встречаетсядостаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится междунесколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм,каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
 Таким образом, на рынках несовершеннойконкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, чтопозволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получатьэкономическую прибыль.
 Как известно, разница между ценой ипредельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем болееэластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли,меньше рыночная власть фирмы. [8]
 В условиях чистой монополии, когда спросна продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющейоценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делитсямежду двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующихфакторов:
 1. Эластичность рыночного спроса. Спросна продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночныйспрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластиченбудет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяетотдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своегорынка сбыта.
 Поэтому оценка эластичности спроса напродукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известнаруководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализасбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведениямаркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
 2. Количество фирм на рынке. Однако самопо себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынокмонополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночнойконцентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:
H=p12+ p22 + .......+ p12 +....+ pn2     (2.3)
 где Н- показатель концентрации; p1,p2,.......,pi… pn — процентная доля фирм на рынке.
3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы нарынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены дляохвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены, могут снизиться почтидо конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольнаявласть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получениевысоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивнойконкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.
 Структура рынка, степень егомонополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Дляформирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура,поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциацийи других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен иобеспечение себе «спокойного существования». Вместе с темпредполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйстваприводит к конкуренции с загрнежными фирмами и значительно усложняет положениеотечественных монополистов.
 Помимо уже рассмотренного выше эффектамасштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалуюроль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такимипрепятствиями могут стать необходимость получения специального разрешениягосударственных органов на занятие тем или иным видом деятельности,лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты наимпорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты наоткрытие нового предприятия и др.
 Например, для открытия коммерческогобанка в России помимо установленного минимального размера уставного фондатребуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить котороедостаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевыйкредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачныеизделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товарови укрепляют позиции отечественных производителей.
 Вместе с тем получение высоких прибылейявляется мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированнуюотрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинствороссийских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой моментможет ожидать появления неожиданного конкурента.
 Чем выше прибыльпредприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например,путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм нарынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста,приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будетвынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить своеположение на рынке.
 Законодательные барьеры для вхождения вотрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих ихинтересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются виздержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положениефирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажетсяна первый взгляд.
 
3. Монополистическая конкуренция
 Были рассмотрены два крайних типарынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки неукладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция- распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесьнезначительная (рис. 3.1).
 />

Рис. 3.1. Усиление рыночной власти
Отметим основные черты, характеризующиемонополистическую конкуренцию:
 • на рынке присутствует относительнобольшое число мелких фирм;
 • эти фирмы производят разнообразнуюпродукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легкоможет найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
 • вступление новых фирм в отрасль неявляется сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтнуюмастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштабатакже не требует развития крупного производства.
 Спрос на продукцию фирм, действующих вусловиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным,однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можноотнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок»готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену,однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегданайдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То жеотносится к продукции косметической промышленности, производству одежды,лекарств и т.д.
 Конкурентность таких рынков также оченьвысокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.Сравним для примера рынок стальных тгрн и рынок стиральных порошков. Первыйявляется примером олигополии, второй — монополистической конкуренции. [8]
 Выход на рынок стальных тгрн затруднителениз-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в товремя как для производства новых сортов стиральных порошков не требуетсясоздавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будутполучать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм вотрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новыхмарок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке,другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
 
3.1. Цена и объем производства в условияхмонополистической конкуренции
 Как определяется цена и объемпроизводства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочномпериоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль илиминимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенствапредельного дохода и предельных издержек.
/>

 На рис. 3.2 изображены кривые цены(спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовыхиздержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 3.2, а), другая- минимизирует убытки (рис. 3.2, б).
Рис. 3.2. Цена и объем производства фирмыв условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) иминимизирующие убытки (б):D — спрос: MR- предельный доход; МС — предельныеиздержки: AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки.[1]
Ситуация во многом сходна с совершеннойконкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не являетсяабсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графикаспроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0,а минимальные убытки — при цене Р1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистическойконкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. Вдолгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, авысокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм.Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка,и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (графикспроса сместится влево).
Сокращение спроса снизит экономическуюприбыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих вусловиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуациядолгосрочного равновесия показана на рис. 3.3.
/> 
 
 
 
 
 
Рис. 3.3. Долгосрочное равновесие фирмы вусловиях монополистической конкуренции: D — спрос; MR- предельный доход; МС — предельные издержки; АТС — средние валовые издержки
Отсутствие экономической прибыли лишаетновые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее.Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточностиявляется скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическуюприбыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то жевремя барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинскойпрактикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.
Является ли рыночный механизммонополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использованияресурсов — нет, поскольку производство осуществляется не с минимальнымииздержками (см. рис. 3.3): производство Q0 не достигает величины, где средниеваловые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако еслиоценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, томногообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является дляних более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценами в большем объеме.

4. Олигополия
4.1. Что такое олигополия?
Олигополией называют тип рынка, накотором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатурапродукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной(автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения повхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большимирасходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры длявхода являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий,с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов. [12]
 Особенностью олигополии являетсявзаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобноерешение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответныхдействий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительноеограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены иобъема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакцияконкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должнаотражать все эти три момента.
4.2. Модели олигополии
 Не существует единой теории олигополии.Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
 Модель Курно. Впервые попытка объяснитьповедение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модельосновывалась на следующих предпосылках:
 • на рынке присутствуют только двефирмы;
 • каждая фирма, принимая свое решение,считает цену и объем производства конкурента постоянными.
 Допустим, что на рынке действуют двефирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимоиздержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколькопродукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Хнеизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий исоответственно планировать собственный выпуск.
/>

 Поскольку рыночный спрос есть величиназаданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукциюфирмы Х. На рис. 4.1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х(он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена иобъем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельногодохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и сQ0 до Q1,Q2.
Рис. 4.1. Модель Курно. Изменение цены иобъема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки. [1]
 Если рассматривать ситуацию с позициифирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены иколичества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятыхфирмой Х.
 Объединив оба графика, получим кривыереакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 4.2 кривая Х отражаетреакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривыхреакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальнымидействиями.
/>

Рис. 4.2. Кривые реакции фирм Х и У наповедение друг друга
 
 В модели Курно не отражено односущественное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют наизменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок иотнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя«сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства.Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, недопустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.
 «Ценовая война» снижаетприбыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой,существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с цельюограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого родасговоры подпадают под антимонопольное законодательство и преследуютсягосударством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.
 Так как ценовая конкуренция не выгоднаникому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, чтоее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, илисократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизитьцену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкурентывоспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также непривлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.
 Реакция фирмы на изменение ценконкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы вусловиях олигополии. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами. [12]
 Р. Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. На рис.4.3 изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирнойлинией). Если фирма поднимет цену выше Р0, то ее конкуренты не станут в ответповышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на еепродукцию при ценах выше Р0 очень эластичен. Если же фирма Х установит ценуниже Р0, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долюрынка. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос будет менее эластичным.
/>

 Рис. 4.2. Модель изогнутой кривойспроса: D1,MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2MR2- кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0
 Резкое различие в эластичности спросапри ценах выше и ниже P0 приводит к тому, что кривая предельного доходапрерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсированорасширением объема продаж. Модель изогнутой кривой спроса дает ответ на вопрос,почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены,перенося конкурентную борьбу в неценовую область.
 Существуют и другие модели олигополии,основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии фирмаоценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какуюстратегию выберет конкурент. Предположим, что фирмы A и B контролируют основнуюдолю продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить объем продаж и темсамым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цени привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельностии т.п.
 Однако результат для каждой фирмызависит от реакции конкурента. Если фирма А начнет снижать цены и фирма Впоследует за ней, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а ихприбыли сократятся. Однако если фирма А снизит цены, а фирма В не сделает тогоже, то прибыли фирмы А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен,фирма А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны фирмы В(табл. 4.1).
Таблица 4.1. Влияние рыночной стратегии наизменение прибыли фирмы А (числитель) и фирмы В (знаменатель), млн грн.
/>

Если фирма А решит снизить цены и фирма Впоследует за ней, прибыль фирмы А сократится на 1000 тыс. грн. Если фирма Аснизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыль фирмы А возрастет на 1500тыс. грн. Если фирма А не предпримет никаких шагов в области цен, а фирма Вснизит свои цены, прибыль фирмы А сократится на 1500 тыс. грн. Если обе фирмыоставят цены без изменений, их прибыли не изменятся. [1]
 Какую стратегию выберет фирма А?Наилучшим вариантом для нее является снижение цен при стабильности фирмы В, вэтом случае прибыль возрастает на 1500 тыс. грн. Однако этот вариант являетсянаихудшим с точки зрения фирмы В. Для обеих фирм было бы целесообразнымоставить цены без изменения, при этом прибыли остались бы на прежнем уровне.Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, фирмы снизят своицены, теряя при этом по 1000 тыс. грн. прибыли. Стратегия фирмы А на снижениецены называется стратегией наименьших потерь.
 Стремлением к наименьшим потерям можнообъяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительныесредства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этомувеличения доли рынка.
 Ни одна из приведенных выше моделейолигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм наподобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельныхаспектов деятельности фирм в этих условиях.

5. Использование и распределение ресурсов фирмой
Как было показано выше, фирмы в условияхрынка широко применяют метод сравнения предельных дохода и издержек припринятии решений об объеме продаж и цене продукции. Тот же метод используется ипри определении количества необходимых для производства продукции ресурсов,обеспечивающего фирме минимальные суммарные издержки и соответственномаксимальную прибыль. Именно об этом речь пойдет ниже.
Чем определяется спрос на ресурсы состороны отдельной фирмы? Прежде всего он зависит от спроса на готовуюпродукцию, производимую с использованием данных ресурсов, поэтому чем вышеспрос на продукцию, тем выше и спрос на необходимые ресурсы с учетом измененияэффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсырастет очень медленно… Другим обстоятельством, влияющим на спрос ресурсов,являются их цены. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в еепроизводственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в такомколичестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль. [4]
Количество используемых фирмой ресурсовзависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действиюзакона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов дотех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большейстепени, чем издержки.
 Каким образом введение в производстводополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использованиякакого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а следовательно, идохода фирмы.
 
5.1. Предельная доходность ресурса
 Предположим, что фирма использует толькоодин переменный ресурс. Им может оказаться труд, отдельный вид оборудования ит.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счетувеличения данного ресурса на единицу, получил название предельного продукта.Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называетсяпредельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ.marginal revenue product). Как отмечалось выше, предельный продукт сначала растет,а затем начинает снижаться в соответствии с законом убывающей отдачи. Посколькурост предельного продукта происходит на очень коротком участке, можно импренебречь и предположить, что с самого начала он будет сокращаться. [4]
Рассмотрим предельную доходность ресурсафирмы Х (табл. 5.1). Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции,цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если жефирма является несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену прирасширении объема сбыта. Соответственно предельная доходность ресурсафирмы-несовершенного конкурента не совпадает с предельной доходностью ресурсаконкурентной фирмы.
Таблица 5.1. Предельиая доходность ресурса фирмы Хв условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции
/> 
 
 
 
 
 
 
 
  Из данных табл. 5.1 видно, что скоростьснижения доходности ресурса для монополиста выше, чем для чисто конкурентнойфирмы, и график предельной доходности ресурса для монополиста будет иметь болеекрутой наклон (рис. 5.1). Это обстоятельство важно для фирмы, так какпредельная доходность является одним из факторов, определяющих количестводанного ресурса, которое будет использовать фирма. [1]
/>

 Но для принятия решения о расширениииспользования в производстве данного ресурса фирма должна не только знать, какповлияет дополнительный ресурс на увеличение ее дохода. Она всегда сравниваетдоход с издержками и оценивает прибыль. Поэтому она должна определить, какпокупка и использование дополнительного ресурса повлияют на увеличениеиздержек.
Рис. 5.1. График предельной доходностиресурса для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынкеготовой продукции: МRР1, МRР2 — предельные доходности соответственно вуказанных условиях; Qрес — количество используемого ресурса; Qрес — ценаресурса
 
5.2. Предельные издержки ресурса
 Прирост издержек за счет введения впроизводство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельнымииздержками ресурса. Когда фирма сталкивается с условиями совершеннойконкуренции на ресурсном рынке, ее предельные издержки на ресурс будут равныцене этого ресурса.
 Например, если небольшая фирма хочетнанять бухгалтера, то ему заплатят согласно рыночной ставке заработной платы.Поскольку спрос фирмы является лишь малой долей спроса на бухгалтеров, она несможет повлиять на уровень их заработной платы. Предельные издержки на оплатутруда для фирмы будут иметь вид горизонтальной линии.
 
5.3. Какое количество ресурса следует использовать?
/>

 Принцип выбора фирмой количестваиспользуемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объемавыпуска продукции. Для фирмы будет прибыльным увеличивать количествоиспользуемого ресурса до точки, где его предельная доходность будет равнапредельным издержкам на этот ресурс (рис. 5.2). В рассматриваемом примере прицене ресурса 1000 грн. фирма в условиях совершенной конкуренции на рынкеготовой продукции будет использовать 6 ед. данного ресурса (график предельнойдоходности МRР1), а в условиях несовершенной конкуренции — только 5 ед. (графикпредельной доходности ресурса МRР2).
Рис. 5.2. Оптимальное количество используемогоресурса для конкурентной фирмы и для фирмы — несовершенного конкурента на рынкеготовой продукции: MPR1 и MPR2 — предельные доходности ресурса для фирмы вусловиях соответственно совершенной и несовершенной конкуренции на рынкеготовой продукции; МСрес — предельные издержки на ресурс
 
 Мы определили, какое количествопеременного ресурса будет использовать фирма при условии, что все остальныересурсы постоянны. Однако на практике перед фирмой стоит вопрос, каким образомскомбинировать применяемые ресурсы, чтобы получить максимальную прибыль.
5.4. Выбор варианта сочетания ресурсов
 Выбор производителем варианта сочетанияресурсов, обеспечивающего минимальные издержки, напоминает выбор потребителя.Из различных наборов предлагаемых товаров, приносящих ему одинаковоеудовлетворение, потребитель выбирает один, соответствующий его ограниченномубюджету.
Производитель из всех вариантов сочетанияиспользуемых ресурсов, с помощью которых можно произвести заданное количествоготовой продукции, делает выбор, принимая во внимание цены ресурсов. Допустим,что используются два взаимозаменяемых ресурса. Например, фирма взяла на себяочистку городских улиц от снега. Для этой цели ей нужны дворники иснегоуборочная техника. Сколько техники и сколько дворников ей нужно, чтобывыполнить фиксированный объем работ с наименьшими затратами?
/> Построим график,показывающий все возможные сочетания числа машин и числа дворников. Можноиспользовать 4 машины и 20 человек, 2 машины и 40 человек, 1 машину и 80человек, а также всякое иное сочетание, отмеченное любой точкой на кривой.Кривая имеет изогнутую форму: с увеличением числа дворников их предельнаядоходность будет убывать, а машин, наоборот, возрастать. Это происходитвследствие действия известного закона убывающей отдачи. Суммарный доход во всехточках будет одинаков и равен площади убранной территории, умноженной настоимость уборки ее единицы (1 км2).
График возможных вариантов сочетания двухвидов ресурсов, необходимых для выполнения заданного объема работ: К — числоснегоуборочных машин; L — численность дворников
 
 Для того чтобы принять решение о том,сколько нужно машин и дворников для уборки улиц, фирме недостаточно знатьтолько их необходимые количество и численность. Следует учитывать издержкифирмы, которые она понесет в результате применения разного количества ручноготруда и машин, и определить минимальные. Издержки зависят от ценыснегоуборочной техники и заработной платы дворников.
 Предположим, что использование одной машиныобойдется фирме в 20 тыс. грн., а наем 10 дворников — в 10 тыс. грн. Общаясумма издержек фирмы, связанных с закупкой машин и наймом дворников, может бытьисчислена по формуле:
 
С=КРК+LPL                 (5.1)
 
/>

 где С- общие издержки фирмы, тыс. грн.;К- число машин, шт.; РК — цена машины, тыс. грн.; L — численность дворников,десятков чел.; РL — затраты на наем 10 дворников, тыс. грн.
Рис. 5.3. Возможные сочетания двухресурсов при их одинаковой суммарной стоимости: К- число снегоуборочных машин;L — численность дворников
 
 На рис. 5.3 изображены три графика,соответствующие трем вариантам общих издержек фирмы. Например, график С1показывает все возможные сочетания машин и ручного труда, которые обходятся в60 тыс. грн.; С2-в 80 тыс. и С3-в 100 тыс. Наклон графиков зависит отсоотношения цены на машину и заработной платы дворника.
 Чтобы определить, какие издержки будутминимальными при выполнении заданного объема работ, сравним графики, представленныена рис. 5.2 и 5.3(рис. 5.5). [1]
/>

 Кривая на рис. 5.5 наглядно показывает,что ни в точке А1, ни в точке А3, издержки фирмы не будут минимальными, онисоставят 100 тыс. грн., тогда как в точке А2 издержки будут равны 80 тыс. грн.Иными словами, минимум издержек будет достигнут при использовании фирмой двухснегоуборочных машин и найме 40 дворников.
 
Рис. 5.5. График сочетания двух ресурсов,минимизирующего издержки фирмыКак фирма может найти эту точку, не прибегая квычерчиванию графиков? Обратим внимание, что в точке А2 наклон кривой,отражающей различные сочетания числа машин и числа дворников, необходимых длявыполнения заданной работы, и прямой, показывающей эти сочетания, соответствующиеданному объему затрат, совпадают.
Наклон кривой отражает соотношениепредельных доходностей используемых факторов производства, а наклон прямой — соотношение цен на эти факторы. Отсюда можно сделать вывод, что фирма будетминимизировать издержки, когда отношения предельной доходности каждого ресурсак его цене будут равны:
/> 
                                    (5.2)
где KRPK и KRPL, — предельные доходностимашины и дворника; PK и PL- цена машины и заработная плата дворника
Иными словами, фирма будет минимизироватьсвои издержки, когда затраты на производство дополнительной единицы продукцииили на выполнение дополнительного объема работ будут одинаковы, независимо оттого, что она использует для этого — новую группу дворников или новуюснегоуборочную машину.
Если цена одного из факторов изменится,то фирма будет минимизировать издержки при другом их сочетании.

Заключение.
Совершенная конкуренция характеризуетсясуществованием на рынке множества мелких фирм, производящих однороднуюпродукцию; вход в отрасль и выход из нее фирм абсолютно свободный, каждая фирмаимеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала,что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, поэтомуона является для фирмы заданной извне.
Правило равенства предельного доходапредельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях.Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода ицены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержекфирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будетпродолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, ноне ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизациясвоих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек,фирма предпочтет прекратить свою деятельность.
В условиях совершенной конкуренции фирмыпроизводят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечениякривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы являетсяотрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменныхиздержек.
Чистая монополия предполагает, что однафирма является единственным производителем данной продукции, не имеющейаналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.
Кривая спроса на продукциюфирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки ирыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополиступроизвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль,он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного доходаи предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежитниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене ипроизводить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
Фактором, ограничивающим монопольнуювласть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность,тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияюттакже количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
В реальной жизни чистая монополия, так жекак и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынкиочень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции,постепенно переходящей в олигополию.
При монополистической конкуренциимножество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию;вступление новых фирм в отрасль не сложно Легкое вхождение новых фирм в отрасльприводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когдаэкономическая прибыль стремится к нулю.
Олигополистические отраслихарактеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которыхконтролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимнаязависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены нанее. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числемодель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии,которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.

Список использованной литературы
1.   Экономика:учебник /под ред. А. С. Булатова.-М.: Юристь-2002.
2.   ЭдвинДж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
3.   Микро-и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994год.
4.   Р.Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11,1993 год.
5.   Основырыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992год.
6.   Дж. Ф.Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994год.
7.   В.М. Ковальчук Загальна економічна теорія Тернопіль “Астон” 1996
8.  Макконнелл К.Р., С.Л. Брю С.Л.  Аналітична економія: Мікроекономіка/переклад з англ. С. Панчишин, О. Ватаманюк. За ред. З. Ватаманюка. – Львів:Просвіта, 1999
9.  Ястремський О., Гриценко О.   Основи Мікроекономіки. – К.: Знання, 1998
10.           Резникова И., Защита доходов граждан от инфляции // Глав бух. – 2001. — № 38. – с. 53 – 56.
11.           Сіроштан М.А., Гри горян Г.М., Тененбаум А.Б. та ін. Політична економія:Навч. посібник. – Харків: РВВ ХДЕУ, 1998. – 344 с.
12.           Сіроштан М.А., Макроекономіка: Навч. посіб. – Х.: ВД „ІНЖЕК”, 2004. –186 с.
13.           Сіроштан М.А., Нариси з економічної теорії: Навч. посібник. (, М.П.Хохлов, І.В. Калиніченко та ін.). – Харків: РВВ ХДЕУ, 1994. – 583 с.
14.           Чепінога В.Г., Основи економічної теорії: Навч. посіб. – К.: ЮринкомІнтер, 2003. – 456 с.
15.           Чухно А.А., Основи економічної теорії: Підручник/ П. С. Єщенко, Г.Н.Клименко та ін.; За ред. А.А. Чухна. – К.: Вища школа., 2001. – 606 с.
Словарьэкономических терминов
Капитал — это созданный человекомресурс для производства товаров и услуг; это товары, которые непосредственно неудовлетворяют потребности человека, инвестиционные товары, средствапроизводства.
Конкуренция — состязательностьпредпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможностикаждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируютпроизводство тех товаров, в которых нуждается потребитель;
Многоотраслевой концерн — этообъединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслейпромышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственностьна средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляетнад другими участниками объединения финансовый контроль.
Монополии — это крупныехозяйственные объединения, находящиеся как в частной, так в коллективнойсобственности и осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой, наоснове высокой степени концентрации производства и капитала с цельюустановления монопольных цен и извлечения высоких прибылей.
         Монополистическая конкуренция— это рыночная структура, при которой большое количество производителейпротивостоит многочисленным покупателям; сочетает в себе элементы свободной конкуренциис небольшой дозой монопольной власти.
Монопольная деятельность —действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей) при условиимонопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей)в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органоввласти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение илиустранение конкуренции;
Монопольная цена — это верхняяцена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит всебе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления)монопольного положения.
Монопольное образование —предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование,занимающее монопольное положение на рынке.
Монопольное положение —доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельноили вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынкеопределенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, долякоторого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольногокомитета Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, долякоторого на рынке определенного товара менее 35%.;
Олигополией называют тип рынка, накотором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатурапродукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной(автомобили, химическая продукция).
Предельнымииздержками ресурса называют прирост издержек за счет введения впроизводство дополнительной единицы переменного ресурса.
Прибыль –это вознаграждение капиталиста за недоиспользование  собственного капитала и зариск, который существует при вложении средств.
Рынок товара (товарный рынок) —сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в пределах которойопределяется монопольное положение;
Совершеннаяконкуренция — это рынок на котором многочисленные производители, свободновходящие и выходящие из него предлагают многочисленным покупателям какой-либооднородный или стандартизированный товар; фирма производитель не влияет на цену,а лишь приспосабливается к ней.
Экономическая прибыль – прибыль,которая остается у предпринимателя после вычета из общей выручки как внешних,так и внутренних издержек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физиология как наука
Реферат Судебное разбирательство Постановления хозяйственного суда Республики Беларусь
Реферат Анализ финансовых результатов на материалах ОАО Газпром
Реферат "Военные" и "мирные" методы в рекламе и Public Relations
Реферат Экономический подъем США конца 19 начала 20 веков
Реферат Основные понятия о молекулярной биохимической генетике
Реферат A Day To Remember Election 1994 In
Реферат Игровой аспект культуры и искусства
Реферат Организация корпоративной сети на основе цифровых технологий передачи данных
Реферат Учебный бизнес-план на примере магазина одежды
Реферат Расчет дифференциального каскада с транзисторным источником тока
Реферат Второе ополчение 1611-1612 гг и избрание новой династии
Реферат Список дивизий Вооружённых сил СССР 1989-1991
Реферат Контроль и регулирование
Реферат Географічна оболонка Землі