1. Предприятие, фирма, компания. Понятие и природа управления фирмой.
2. Методы, типы, виды и функции управления предприятием. Менеджмент.
3. Предприятие и трудовой коллектив. Самоуправление на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Теорияуправления фирмой имеет большое значение для правильной организациифункционирования предприятия. Менеджмент-это деятельностьспециалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов,определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кемвместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должнабыть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Управлениепредприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода,стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей,коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теорияуправления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двухпредприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методыуправления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке.Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементамиуспешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.
Вданной работе сделана попытка осветить основные положения теории управленияпредприятием.
ГЛАВА I
Предприятие, фирма, компания.
Понятие и природауправления фирмой.
Способыи типы управления зависят, в первую очередь, от вида и формы предприятия.Предприятие – это имущественно обособленная хозяйственная единица,предназначенная для решения хозяйственно-производительных задач (производствпотребительных благ — предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству(обеспечению своего жизненного цикла).[1]
Иногдапредприятия называют коммерческой организацией, чтобы подчеркнуть основную цельего деятельности, отделить от организации некоммерческой, т.е. организации,которая не преследует цель извлечения прибыли и не распределяет полученныйдоход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру,государственные учреждения, общественные и религиозные организации,благотворительные фонды и проч.)
Предприятие,осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другимипредприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенныеправа и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращатьсяза кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки,производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключеннымидоговорами). Однако права и обязанности – это нечто, присущее личности,человеку, гражданину. Это противоречие разрешается через признание предприятиясубъектом права, т.е. лицом, которое может иметь гражданские права иобязанности, необходимые для осуществления своей деятельности. Поэтомупредприятие называется юридическим лицом, в отличие от гражданина – лицафизического.
Предприятиекак юридическое лицо заключает договоры, исполняет сделки, но как таковое ононе может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ниоформить человека на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия– по закону либо по поручению партнеров по предприятию, или специальноизбираемые органы юридического лица.
Выделяюттри основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания содним владельцем, партнерство и корпорация.
/>
Таблица 1 Доля фирм [2]
Компанияс одним владельцем – это фирма принадлежащая одному владельцу, которыйединолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ееобязательствам.[3]Такая форма предприятия имеет ряд преимуществ. Во-первых начать и ликвидироватьдело очень легко, т.к. создание сводится к регистрации названия предприятия, адля ликвидации владелец просто перестает заниматься бизнесом. Второепреимущество – это сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца. Доходот такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальнымподоходным налогом. И, наконец, компания с одним владельцем работает сама посебе, т.е. она неподотчетна нанимателям или совладельцам.
Нокомпания с одним владельцем имеет также и некоторые недостатки. Одним изсущественных недостатков является полная финансовая ответственность владельцафирмы долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контракта.Таким образом, банкротство такой компании означает банкротство ее единственноговладельца.
Партнерство– это объединение двух или более людей, ведущих дело как совладельцы.[4]
Партнерыпо бизнесу объединяют свои имущества для реализации коллективныхпредпринимательских действий. Однако объединению подлежит не только имущество,материальны или денежные средства, но и труд, затрачиваемый на организациюобщего дела. Поэтому объединение предпринимателей носит также названиехозяйственного товарищества.[5]Участвующие в нем предприниматели являются его создателями и владельцами,партнерами по совместной деятельности.
Товариществопредполагает объединение трудовой деятельности, поэтому оно нередко называетсяобъединением лиц. Личностный характер товарищества может создавать определенныетрудности для предпринимателей – необходимо личное участие в хозяйственнойдеятельности, что не всегда входит в планы того или иного лица, необходимоличное доверие друг к другу, а его может и не быть. Кроме того любое изменениев составе участников должно сопровождаться определенными предусмотреннымизаконом процедурами. Но главное состоит в том, что участники товарищества несутответственность по обязательствам и долгам товарищества им принадлежащимимуществом – если имущества предприятия недостаточно ля оплаты долгов,расплачиваются участники товарищества уже личным имуществом.
Корпорация– юридически независимый экономический объект, в котором собственностьразделена на доли.[6]
Корпорацияможет быть представлена в форме хозяйственного общества[7],которое предполагает сложение только денежных средств. Хозяйственное общество-более сложная организационная структура, чем товарищество, здесь большеучастников, руководство и управление обществом осуществляют специальносоздаваемые органы. Поэтому создание хозяйственного общества требует не толькозаключения cоглашения между учредителями(учредительного договора), но и наличия регулирующего их деятельность устава,который утверждается учредителями.
Вхозяйственном обществе есть не только учредители (лица, имевшие отношение ксозданию), но и участники, лишь вносящие свою долю в его имущество. Выходучастников или приход новых не отражается на деятельности общества, не требуетпересмотра его документов.
Участникихозяйственного общества несут ответственность по его обязательствам только впределах своих вкладов или взносов. Это значит, что при неблагоприятномстечении обстоятельств, невозможности общества расплатиться по своим долгамучастник может потерять только свой взнос, но кредиторы не могут претендоватьна принадлежащее ему имущество.
Вотпочему хозяйственные общества – более распространенная форма предприятий, чемтоварищества. Они являются крупными предприятиями (корпорациями), они болееустойчивы и более долговечны. У них больше возможностей привлекать денежныесредства. Они не привязаны к личности одного или нескольких предпринимателей,могут полностью использовать преимущества профессиональных управляющих.
Предприятиесоздается в определенной организационной форме. Под организационной формойпредприятия понимается система норм, определяющих отношения между партнерами попредприятию, с одной стороны, и отношение этого предприятия к другимпредприятиям и физическим лицам- с другой.[8]Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационных формахрегулируется особыми положениями гражданских и торговых кодексов, законами охозяйственных товариществах и обществах, учредительными документамипредприятий. Предприятия могут преобразовываться из одной организационной формыв другую в порядке, установленном законом. Предприятия могут выступатьучредителями и участниками хозяйственных товариществ и обществ. Предприятиямогут создавать филиалы, т.е. территориально обособленные образования,выполняющие всю совокупность или часть функций, характерных для данногопредприятия. Предприятия могут открывать представительства (территориальнообособленные подразделения), предназначенные для представления и защитыинтересов предприятия. Филиалы и представительства не являются юридическимилицами, они действуют от имени и в пределах полномочий, представленныхпредприятием.
Выделяютнесколько форм предприятий.
Полноетоварищество (общество с неограниченной ответственностью) представляет собойформу организации предприятия, основанную на личном участии партнеров в делахтоварищества.[9]
Главныйотличительный признак товарищества заключается в том, что партнеры несусовместную (имуществом товарищества), так и раздельную (личным имуществом)ответственность по обязанностям предприятия, что обуславливает сравнительноузкое применение этой формы в среде крупного бизнеса. Полное товариществосоздается и действует под фирменным наименованием, с указанием имен товарищей.
Полноетоварищество создается и действует на основании учредительного договора,который подписывается всеми его участниками. Обычно договор общества содержитследующие основные положения:
- имена участников
- фирменное наименование
- местонахождение товарищества
- предмет деятельности
- размер и состав складочного капитала товарищества
- размер, состав, порядок внесения и изменения долей каждого членатоварищества
- характер распределения прибыли
- срок функционирования создаваемого общества
Послеподачи соответствующего заявления полное товарищество подлежитгосударственной регистрации.
Каждыйпартнер по товариществу является и руководителем, и представителем другихпартнеров по товариществу, если договором не предусмотрено совместное ведениедел или поручение на ведение дел одному или нескольким товарищам. Каждыйтоварищ имеет право на управление, т.е. все участники в равной степени обладаютправом голоса (если иное не предусмотрено договором).
Посколькуимущество полного товарищества является совместным, передача доли (вклада)может происходить только с согласия всех участников. В случае выхода или смертикакого-либо из участников полного товарищества оно может продолжить своесуществование, если это предусмотрено учредительным договором или соглашениемостающихся участников. Участнику, выбывшему из полного товарищества,выплачивается стоимость части имущества, соответствующая его доле в складочномкапитале, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами.Наследник умершего участника может вступить в полное товарищество с согласияостальных партнеров. При выбытии одного участника товарищества доли оставшихсяв складочном капитале соответственно увеличиваются, если иное не предусмотренодокументами товарищества.
Появлениедополнительных совладельцев товарищества всегда означает создание новоготоварищества, при этом члены прежнего товарищества должны быть согласны с такимрешением.
Полноетоварищество ликвидируется, если в нем остается один участник, а также пообщему решению участников или по решению суда.
Всоответствии с российским законодательством лицо может быть участником толькоодного полного товарищества. Управление деятельностью полного товариществаопределяется по общему согласию всех участников. Участник,. выбывший изтоварищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента еговыбытия, наравне с другими участниками в течение двух лет со дня утвержденияотчета о деятельности товарищества за год, в который он выбыл из товарищества.
Товариществона вере (коммандитное товарищество)[10]представляет собой форму организации предприятия, в котором личное участиепартнеров в делах товарищества сочетается с участием капитальными средствами.
Втовариществе на вере наличествуют два типа участников: коммандитисты и полныетоварищи. Коммандитисты (члены-вкладчики) отвечают по обязательствамтоварищества только в пределах своих взносов и не участвуют в осуществлениитовариществом предпринимательской деятельности. полные товарищи отвечают пообязательствам всем своим имуществом и осуществляют от имени товариществапредпринимательскую деятельность.
Товариществона вере действует под фирменным наименованием, с указанием имен полныхтоварищей. Оно создается и действует на основе учредительного договора, которыйподписывается полными товарищами и включает следующие положения:
- наименование товарищества
- предмет деятельности
- местонахождение головного органа
- срок действий
- размер и состав складочного капитала товарищества
- размер, состав, сроки и порядок внесения и изменения долей каждого изполных товарищей
- совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками
- порядок распределения прибыли и другие положения
Втовариществе на вере только полные товарищи имеют право управлять. Каждыйполный товарищ является руководителем и представителем других партнеров.Вкладчики не могут выполнять такие функции и не вправе оспаривать действияполных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Товариществона вере ликвидируется в следствие выбытия всех участников-вкладчиков, еслиполные товарищи е договариваются о его преобразовании в полное товарищество.Товарищество на вере продолжает функционировать, если в нем остается по крайнеймере один полный товарищ и один вкладчик.
Обществомс ограниченной ответственностью(ООО) признается учрежденное одним илинесколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на составныедоли, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут рискубытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах внесенныхвкладов.
УчредителиООО подписывают учредительный договор и утверждают устав общества.Учредительный договор ООО должен включать следующие положения:
- наименование общества, его местонахождения, а также сведения обучредителях
- цели создания ООО
- уставной каптал, размер, порядок внесения вкладов участниками
- права и обязанности членов ООО
- распределение прибыли общества
- сведения о прекращении деятельности общества
- срок заключения договора
Вотличие от учредительного договора устав ООО должен содержать более полнуюинформацию по указанным вопросам, а также содержать некоторые другие сведения.
Обществомс ограниченной ответственностью может быть признано только предприятие, имеющееразделенный на доли уставной каптал. Предприятие в форме общества сограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам всем имуществом,а вкладчики рискуют понести только в пределах вклада.
Органамиуправления общества с ограниченной ответственностью являются распорядители(правление, дирекция) и общее собрание участников.
Общеесобрание участников — высший орган ООО. Количество голосов участников насобрании определяется их долей в уставном капитале. К компетенции собранияучастников обычно относятся такие вопросы, как определение основных направленийразвития общества, распределения прибыли и убытков, утверждение внутреннихдокументов ООО, а также его структуры и другие вопросы. Решения по тем или инымвопросам могут быть приняты как единогласно, так и простым большинствомголосов. Собрание участников созывается с определенной периодичностью (обычноне реже одного раза в год).
Текущееруководство в обществе с ограниченной ответственностью осуществляетисполнительный орган (коллегиальный или единоличный), подотчетный общемусобранию участников. Число распорядителей, срок их деятельности и правомочияопределяются общим собранием. Распорядителями ООО могут быть как членыобщества, так и приглашенные лица.
Любая организация[11],имеющая экономическую самостоятельность, нуждается в менеджменте. «Менеджмент» в переводе с английского языка означает «управление». В самом общем виде можносказать, что менеджмент – это управление совместной деятельностью людей.Менеджмент следует рассматривать как сложную систему управления экономическими,социальными, производственными и информационными процессами на предприятии.Понятие менеджмента неразрывно связано с осознанием управления как сферыдеятельности, требующей не только опыта, но и специальных знаний и умений.
Законыи методы управления производством и обществом известны человечеству еще сдревних времен. Во все века люди прекрасно понимали практическую выгодуразумного хозяйствования, но до ХХ в. немногие мыслители задумывались о методахи средствах управления. До начала ХХ века целостной теории управления несуществовало. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранеемасштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научныхметодов управления. Требовалась не абстрактная теория, а нацеленная на решениеопределенных проблем, на разработку практических рекомендаций.
Менеджменткак наука об управлении начала формироваться в начале XX века. Наиболееизвестные подходы того времени – система научного управления Ф.Тейлора,идеальная бюрократия М.Вебера, наука администрирования А.Файоля – положилиначало развитию школы управленческого рационализма.
В 30-егоды получила развитие школа поведенческих отношений, которая основывалась наосознании важности человеческого фактора; использовании интеллектуальногопотенциала; преобладании психологических социальных факторов и групповых нормповедения.
Начинаяс 70-х годов, стала развиваться ситуационная теория управления. Ее главнойособенностью является стремление к достижению согласованности междуорганизационной и поведенческой сторонами управления в зависимости от характерапроизводства и требования внешней среды. Эта теория в полной мере увязывается сконцепцией современного менеджмента, в которой поведение человека,ориентированное на эффективный труд, формируется организационно-экономическойсистемой, в которой он работает.
Помере усложнения производства происходит и усложнение процесса управления. Напервоначальных стадиях развития капитализма собственник капитала сам могучаствовать в производстве и управлении, но по мере усложнения и увеличенияобъема производства он вынужден нанимать специалиста, который управляетпроизводством. Так начался процесс отделения собственности от управления. помере дальнейшего усложнения и дифференциации процесса управления возрастаютроль и значение в обществе людей, владеющих «секретами» управления, знающимименеджмент.
Менеджмент,являясь областью обширных знаний, включает в себя множество проблем, касающихсяуправления, профессионального мастерства специалистов в этой области,особенностей объекта управления. В производственной сфере менеджмент в качествеосновной задачи всегда направлен на то, чтобы добиться запланированногорезультата – удовлетворить потребности клиента через рынок. Любое управление –это не только управление для своего времени, но и управление самим процессомвремени. Знаменитая фраза Б. Франклина (1748 г.) «Время – деньги» сталанастоящим девизом менеджмента.[12]То есть менеджмент следует рассматривать как рационально организованноеуправление фирмой, основанное на социально-экономическом механизме экономииживого труда.
Менеджмент как наука – это накопленный и обобщенный опыт успеха инеудач руководства фирмами. В отличие от других областей в менеджменте несуществует готового рецепта успеха. Каждый удачный пример преуспевающей фирмыне может быть точно скопирован. Можно лишь вывести общие закономерности ипричины успехов и неудач. В менеджменте есть типовые ситуации, различныестратегии ведения борьбы, свои практические приемы. Но в зависимости отдействия партнера (конкурентов, окружения) каждый раз предприниматель попадаетв новую ситуацию и вынужден применять весь накопленный опыт, умениепросчитывать варианты и оценивать ситуацию, а также свою интуицию и талант,чтобы победить соперника. Не случайно утверждают, что в менеджменте талант иинтуиция играют не меньшую роль, чем знания и опыт.
Менеджер должен иметь не только знания менеджмента,но и обладать рядом необходимых качеств, таких, как уверенность,ответственность, умение руководить людьми.
Работу менеджера следует оценивать по двумкритериям: результативность и эффективность. Результативность – это достижениерезультата с минимальными затратами. Т.е. результативный менеджер за счет болеевысокой производительности получает больший объем продукции при меньшихзатратах. Но этого еще недостаточно для положительной оценки работы менеджера.Главное – правильно определить цели, на которых необходимо сконцентрировать всеусилия, направить деятельность предприятия. Можно работать производительно, онеэффективно, т.е., например, выпускать товары не пользующиеся спросом,результативный менеджер делает вещи правильно, а эффективный делает правильныевещи.
ГЛАВА II
Методы, виды, типы ифункции управления предприятием. Менеджмент.
Предприятиедолжно быть управляемо. Управление же может.эффективно осуществляться при наличии на предприятии особых работников иструктурных подразделений, занимающихсяуправлением.
Система управления предприятием зависит прежде всего отего типа и его устава. Характерпредприятий, юридической организацииопределяет высшие полномочные органы управленияпредприятием, его директорат, а также права и обязанности управляющих органов илиц, в них действующих. Реальное руководство предприятием должносоответствовать его типу как хозяйствующего юридического лица.
По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить:генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).
Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие),независимо от того, являются они директорами илинет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы,связанные с планированием и организацией, контролем и управлениемкомпанией.[13]. Характер функций генерального менеджментаменяется с.изменением размера компании, степенисложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующеевлияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства компаний и фирм.
Организационные функциигенерального менеджмента предприятия включают:
- непосредственноорганизационную функцию, то есть формирование наиболееприемлемой организационной структуры в•соответствии со стратегией деятельностикомпании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечатьпредъявляемым к нему производственным требованиям;
- управление, то естьуправление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последнихв производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и другихработников компании, стимулирование качественного выполнения работы
- контроль, то естьобеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационнойструктуры. Системы контроля служат для измерения качества и количествапроделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличиеобратной связи между получаемой информацией о результатах работы исоответствующими планами, стандартами, нормами, с тем чтобы отклонения былипроанализированы и устранены;
— координацию, то есть объединение в единоецелое всех усилий каждого элемента организации.Техническими приемами координации являются соблюдениебюджета, регулярноепроведение совещаний, конференций, заседанийразличных комиссий. Надлежащее осуществлениекоординации предполагает наличие развитой системы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения) выполняетследующие функции: постановка целей на уровне отдела в соответствии с общимизадачами и целями корпорации; организация работы отдела (созданиеструктуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управлениепроизводственнойдеятельностью по выполнению плана,стимулированию качественнойработы сотрудников отдела, координация производственногопроцесса в рамках отдела, обеспечение надлежащейсвязи.[14]
Процесс менеджмента включает в себя осуществление всехвышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной организации впределах своей компетенции. которые отвечают как минимум за подразделение:инспектором (контролером), мастером (бригадиром),то есть теми, кого обычно не называют менеджерами. Однако им все же приходитсябыть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.
Наличие на предприятиифункциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления.Каждый уровень управления – это определенный уровень решений и ответственностиза них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий.Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся виерархической и кооперационной связи.
Руководителинизшего звена (операционные руководители) это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими -производственные функции. Примером руководителей низшего звена могут бытьпроизводственные мастера, бригадиры, начальники секции, старшие клерки,заведующие секторами. Их деятельность отличается разнообразием иоперативностью, им приходится решать множество текущих задач, которые выходятиз производственного организационного ритма.
Руководителисреднего звена— это руководители крупныхподразделений, отделов или служб предприятия. Руководителем среднего звенаможет быть заведующий производственным отделом,начальник отдела кадров, управляющий сбытом порегиону. Набор функций руководителя данного уровняопределяется содержанием работы возглавляемого им подразделения.На крупных предприятиях средний уровень управления может быть разделен навысший и низший.
Руководители высшегозвена отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или егоосновной части. К руководителям высшего звенаотносятся председатель совета директоров, директор и его заместитель, генеральный директор акционерного общества и егозаместители (президент и вице-президенты корпорации), директора по направлениям.
Цель науки управления – изучение исовершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Изучениепроцесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемработы по каждой из функий, определить потребность в трудовых ресурсах и витоге сформировать структуру и организацию системы управления.
Функции управления весьма многогранны. Можновыделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как маркетинг,бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Нонаиважнейшими этапами организации управленческого процесса являются:организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование,программирование), мотивация и контроль.
/>
Таблица 2 Функции управления[15]
Термин «организация» имеет двоякий смысл. Организация как функцияуправления обеспечивает упорядочение технической, экономической,социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы навсех иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова –коллектив, усилия которого направленные на достижение конкретных, общих для всехчленов этого коллектива целей.[16] Но любая организация должна располагатьтакими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование итехнология. Успех ее функционирования зависит от сложных, переменных фактороввнешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии,конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системымаркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.
В мировой экономике и науке управления весьма велик диапазон взглядов иобразцов организации деятельности коллективов и предприятий (вплоть догосударства в целом). Разработаны и практически реализованы множество методоворганизации управления при различных подходах к вопросам собственности и разнойстепени демократизации управления.
Еще классики менеджмента обратили внимание нато. что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменойориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их.
Как показалапрактика, применение планирования создаст следующие важные преимущества:
- делаетвозможной подготовку к использованию будущихблагоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы
- стимулируетменеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе
- улучшает координацию действийв организации
- создаст предпосылки дляповышения образовательной подготовки менеджеров
- увеличивает возможности вобеспечении фирмы необходимой информацией
- способствует болеерациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации[17]
Важнейшей задачей планированияявляется прогнозирование, или, как его еще часто называют, стратегическоепланирование (слово стратегия происходит от греческого strategos – «искусство генералов», стратегов).[18] Прогнозирование должно обеспечить решениепоставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощьюнаучного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации,изучения экономических тенденций. Прогнозирование в основном связано сизучением рынка и инвестиционного климата, зачастую выливается в рыночную иинвестиционную стратегию предприятия. Постановка общих задач происходит на базепрогноза и предполагает установление приблизительныхсроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения.
Планирование включает несколькоэтапов: подробная и объективная оценка состояния дел в организации иопределение ее возможностей; определение цели (основной, промежуточных ивторостепенных) и способов е достижения и, наконец, выбор методов оперативногоконтроля.
Несомненно, что каждый этап планасложен и имеет множество вариантов реализации. Хорошо сбалансированный план, кразработке которого желательно привлекать возможно большее количествокомпетентных специалистов, дает положительные результаты еще до его внедрения.Сразу же становятся ясными истинные возможности организации, ее резервы ислабые места, этапы предстоящего решения проблем и сама цель, стратегияколлектива.
Планирование определяется теми задачами, которыеставит перед собой предприятие на перспективу. Планирование бываетдолгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Важнейшими показателямихозяйственной деятельности, которые ставятся в центр планирования, являютсяобъем продаж, доля на рынке и прибыль.
Каждый раз при разработкеоперативного или стратегического плана следует оценивать вероятное развитиевнешних факторов: политических событий, действий государства, инфляции (роста цен), колебаний кредитных ставок (процента,уплачиваемого за кредит)и т. д. Но предугадатьвсе, невозможно. Тогда полезно обезопасить себя на случай непредвиденныхсобытий, имея при себе не только главный, но и запасной («аварийный») план.Последний должен быть составлен на основе трезвой оценки хозяйственной ситуациии ее возможных изменений по наихудшим для предприятия условиям. Особенность «аварийного»плана состоит в том, что он должен исполняться при любых обстоятельствах.
Долгосрочный план[19] обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорееносит описательный характер и определяет общую стратегию компании, посколькутрудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочныйплан вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегическиецели предприятия на перспективу. Долгосрочное планирование включает главнымобразом различные инвестиционные и инновационные проекты, выполнение которыхтребует времени. Долгосрочное планирование широко применяется в мировойпрактике. На этапе определения предпосылок собирается информация об окружающейсреде и составляются прогнозы о будущем положении фирмы. Анализ и оценкарезультатов прошлой деятельности вскрывают имеющиеся проблемы и предоставляютинформацию о возможных путях их решения. На стадии прогнозирования важенсопоставительный анализ возможностей компании с достижениями конкурентов,который выявляет сильные и слабые стороны деятельности планирующегопредприятия.
На стадиипостановки проблем выявляется и уровень претензий, т. е.желаемых достижений в деятельности компании. Сравнение желаемого сдействительным позволяет найти резервы. Далее вырабатывается стратегия,позволяющая возможно полнее использовать эти резервы.
Ориентируясь на принятыйдолгосрочный план, разрабатывают среднесрочный план, который содержит вполнеконкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планысоставляются на двухлетний или трехлетний периоды.[20] На основе предусмотренногоизменения номенклатуры продукции, принятой стратегии конкурентной борьбыготовятся планы производства и его оснащения. Функциональные подразделенияпредприятия отвечают за разработку соответствующих им функциональных плановразвития производственных мощностей, планов по труду и прибыли.
Процесс подготовки среднесрочногоплана включает три этапа. На первом этапе хозяйственные подразделениясоставляют прогноз своего развития, исходя из собственных представлений. Навтором этапе эти прогнозы подразделений сопоставляются между собой и выявляютсяосновные расхождения между ними. На завершающем этапе руководство предприятияразрабатывает общий план развития.
Описанный метод среднесрочногопланирования является достаточно надежным. Онобеспечивает высокуюстепень взаимодействия всех хозяйственныхподразделений. Возможный недостаток метода —некоторая перегруженностьплана информацией, поскольку одна та же информация в различных аспектах —территориальном, функциональном, товарном —повторяется и воспроизводится на разных уровнях.
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода,месяц и т. д.[21] Краткосрочный планна год включает расчеты по объему производства, инвестиций, возможному объемусбыта, прибыли и др. Краткосрочное планирование предполагает увязку плановразличных партнеров и поставщиков, а потому всеэти планы могут либо постоянно согласовываться, либо отдельные моменты планов являются общими для всех партнеров
Составляются также месячныепроизводственные планы, разрабатываемые в дваэтапа. На первом этапе, за два месяца допланируемого времени,определяются модели, модификации и объемы выпуска продукции. А затем, навтором этапе, за месяц до планируемого момента, составляется более подробныйплан.
Бюджеты являются важным и широко используемым инструментом системы планирования. Бюджет всамом общем виде представляет собой план, отражающий в количественном выраженииожидаемые цели используемые средства.[22] Он основывается напринципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечныхрезультатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, таки в натуральном выражении.
Обычно на предприятииразрабатываются разные бюджеты, которые и выражаются по-разному: смета доходови расходов, смета затрат времени, смета затрат материалов, бюджет капитальныхзатрат, кассовый бюджет, балансовая смета.
Бюджеты должны соответствовать всемстатьям плана и охватывать все стороны деятельности компании. Бюджет может бытьсоставлен как в общих контурах, так и в деталях. Продолжительность бюджетногопериода, т. е. охватываемого бюджетным расчетомвремени, зависит от сроков планирования или от конкретных обстоятельств.
В различных компаниях бюджеть1 разнятся по структуре. Некоторые компании составляюттолько приблизительные прогнозы сбыта, т. е.бюджеты сбыта и общую смету производства. Большинствоже компаний разрабатывают объемные детализированные бюджеты, охватывающие все операции компании и используемые одновременно дляпланирования, координации действий и контроля.
Составлять бюджет и следить за егоисполнением должен либо специальный работник, если речь идет о небольшомпредприятии, либо специальная группа лиц, в состав которой входит руководствовывшего и среднего звена, заведующие или представители финансового отдела иподразделения по планированию.Эти лица не только организуют разработку бюджета, но и следят за еговыполнением. В случае изменения бюджета руководство компании обязательно должнобыть поставлено в известность.
Качество бюджетаможет быть определено только в конце бюджетного периода, когда есть возможностьсопоставить запланированные и результативные показатели. Однако надо иметьввиду, что показатели бюджета и его выполнение в действительности должныуточняться в течение бюджетного периода. Возможно даже, что бюджет придетсяизменить с учетом возникновения новой ситуации.
Если условия функционирования предприятия быстроизменяются, то применяется метод непрерывного составления бюджетов.[23] При использовании этогометода компания разрабатывает текущий бюджет, например, на год, ипересматривает его в конце каждого месяца путем исключения результатов этого месяца И включения бюджетных оценок на месяц, следующийза окончанием первоначального бюджетного периода.
Например, необходимо составитьнепрерывный квартальный бюджет. Для этого составляется бюджет на период сянваря по март. В конце января бюджет пересматривается, причем январьисключается и учитываются новые бюджетные оценки на апрель.
Другим полезным методом бюджетного планирования является методсопоставления различных вариантов бюджета.[24] В этом случае параллельно составляетсянесколько бюджетов, показатели которых соотносятся между собой как заниженные, нормальные и завышенные.
Нужно,к примеру, определить потребность в рабочей силе и в материалах для различныхуровней производства. Тогда в бюджете может быть предусмотрена стоимостьрабочей силы и материалов для выпуска продукции в течение бюджетного периода в6 тыс.,8 тыс. (этот уровень и является запланированным) и 10 тыс. единиц. Такможно обеспечить производство во всех заранее предусмотренныхслучаях.
Планы реализуются отдельнымиподразделениями, что предполагает согласование их деятельности во времени и пространстве. Организациядеятельности предприятия включает в качестве необходимой составной частикоординацию, т. е. объединение усилий каждогоподразделения предприятия.
Бюджеты, регулярно проводимыесовещания, оперативная связь всех подразделений являются техническими приемами координации, которые должны быть продуманы иосуществлены предпринимателем.
Однако любой, даже самый лучшийстратегический план – не догма, жизнь может и будет вносить в него неожиданныеизменения (например, при необходимости реорганизации предприятия, при паденииспроса на производимый товар, неожиданных изменениях на рынке).
Ошибочно было бы предположить, чтопланирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинахоборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Некоторые специалисты попланированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость Однако дальшеотдельных предположений они не продвинулись. Напротив, как показывает опыт,быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствиемпредпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многиепредприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошелэтап бурного роста,когда появляются проблемы в закреплениидостигнутого успеха, обеспечении стабильности.
Мотивация – процесс стимулированиядеятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальныхили общих целей организации.[25] Теория и практика мотивации весьманепросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдаватьработе максимум усилий, весьма неопределенны и сложны. Эффективная работапредприятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудникисполняет свои обязанности, прилагает дополнительные усилия, проявляетинициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата ворганизации, когда люди довольны своей работой, сознают важность поставленныхцелей.
Опытные руководители знают, чтокаждый член группы, получившей конкретное задание будет реагировать на негосамым различным, иногда непредсказуемым образом. Поступки людей зависят нетолько от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании илиприобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов. Некоторыелюди действуют исходя из привычек, традиций, целой системы предрассудков истереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе под влияниемнравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагируетна внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин иследствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторыопределяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложностьмотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людейна управляющие воздействия.
Для эффективного стимулированиядеятельности необходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Еслируководитель не знает потребностей, то его попытка обеспечить мотивациюдеятельности человека обречена на провал.
Любой человек нуждается в пониманиии самоутверждении. Жизненный успех воспринимается человеком как безусловноеподтверждение значимости собственного «я», а большинство неудач объясняетсянесовершенством окружающей жизни. Каждый поступок чем-то и как-то мотивирован инуждается в оценке самого человека и окружающих людей. Причем отрицательнаяоценка поступка, особенно применение каких-либо санкций, вызывает частонепредсказуемую, неуправляемую реакцию. Наказание редко дает воспитательныйэффект, обычно человек лишь учиться, как избежать в дальнейшем ответственностиза свой поступок. Положительная оценка поступка, особенно безотлагательная, нетолько формирует поведение, но и удовлетворяет естественную потребностьчеловека в повышении самооценки. Каждый член коллектива имеет право подучитьвозможность обеспечить не только свое материальное благополучие, но иреализовать свои профессиональные знания, полностью проявить своииндивидуальные способности. Реализация этого права является лучшей формойсоциальной мотивации.
Управление коллективом будетнаиболее эффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться иони не будут разочарованы результатами своей работы. Опытный руководительвсегда бывает и тонким психологом, он прекрасно разбирается в мотивах ипотребностях своих столь разных сотрудников. Одни действительно увлечены своейработой, стараются выполнять свои функции добросовестно, оптимально; другиеждут от своего труда лишь хорошего вознаграждения и относятся к своимобязанностям с некоторым равнодушием; некоторые (в основном женщины изобеспеченных семей) надеются вырваться из рутины домашних, однообразных дел,войти в новый круг интересных знакомых, получить новые впечатления. Чаще всегов коллективе формируются небольшие группы с однородным отношением к работе иблизким по мотивации поведением. Абсолютного удовлетворения потребностейкаждого члена коллектива достичь практически невозможно, однако управляющийобязан уделить мотивации своих сотрудников постоянное и должное внимание.
Искусство руководителя особеннонаглядно проявляется в умении стимулировать участие работников в принятииделовых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциалорганизации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении ипризнании результатов труда.
Достижение предприятием своих целейобеспечивается системой контроля. Контроль позволяет предпринимателю выявитьсуществующие проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, какпроблемы спровоцируют кризис. Контроль позволяет определить, насколькопредприятие продвигается к осуществлению намечаемых целей, что способствуетэтому в наибольшей степени, что, напротив, мешает. Контроль, наконец,обеспечивает надлежащее выполнение задач, поставленных перед всеми элементамиорганизационной структуры предприятия
Современная теория управлениявыработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным иобъективным. С другой стороны, контроль не должен выполнять только карательныефункции, а должен быть формой проявления внимания к труду работников, фактороммотивации их рудовой деятельности. И наконец контроль должен быть экономическицелесообразным.
Предпринимательская практикавыделяет стратегический и оперативный контроль.[26] Стратегический контрольнаправлен на выявление возможных шансов и рисков внешней среды, сильных ислабых сторон предприятия. Он дает в основе качественные характеристики, и егорезультаты используются в стратегическом планировании. Оперативный контроль,который иногда называют стоимостным, направлен на оценку результатовдеятельности предприятия, его проведение необходимо для оперативногопланирования.
Чтобыиметь возможность контролировать, следует выработать и установить некоторые стандарты, определить способы измеренияфактически достигнутых результатов и их сопоставления с намеченными целями. Цели в качестве стандартов контролядолжны характеризоваться наличием временных рамок и конкретных критериев, покоторым можно оценить степень выполнения работы. Обычно в качестве критериевконтроля выступает прибыль, объем продаж, стоимостьматериалов и т.д.
Контроль делает планированиереальным и завершенным процессом. Одновременно он создает и основу дляпланирования Наука и искусство управления должны обеспечивать целенаправленноевоздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей и обязаныучитывать логические причинно-следственные связи между элементами системы,высокую сложность, динамичность системы и уметь определить тот центральныйпараметр, воздействуя на который можно влиять на контролируемый процесс.
Потребность в управляющемвоздействии возникает в процессе функционирования системы, когда в результатеизменения внешних или внутренних условий появляется управленческая проблема.Реакция менеджера на полученную информацию о наличии проблемы выражается вуправленческом решении, в котором определены цель, содержание и методывоздействия на объект управления. Для практического осуществленияцеленаправленного воздействия на объект управления принятое решениеконкретизируется соответствующей программой действий. Эта программаустанавливает сроки и границы действий, круг исполнителей, методы осуществлениямероприятий и необходимые средства, а также результаты и критерии их оценки.Управленческое решение определяет цель управленческой системы, порядок испособы ее достижения, необходимые ресурсы, то есть планирует и организуетдействия в процессе управления производством.
Управленческому решению присущи какчерты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферыдеятельности (наличие осознанного и целенаправленного выбора), так и особенныечерты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления. аименно: решение формирует управляющее воздействие, связывая таким образомсубъект и объект управления; является результатом творческой мыслительнойдеятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательноеприменение законов, привлечение личного опыта, то есть ведет к действию,практическим результатам. Следовательно, управленческое решение – этотворческий акт целенаправленного воздействия субъекта на объект, основанный наобъективных законах и опыте, ведущий к практическим результатам.[27]
Исходным моментом процессавыработки и реализации управленческого решения является то, что данный процесс– это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованиемразличных методов и технических средств, направленная на реализациюопределенной управленческой ситуации.
ГЛАВА III
Предприятие и трудовойколлектив.
Самоуправление предприятием.
С исторической точки зрения совсемнедавно, всего лишь около ста лет назад, владельцы собственности распоряжалисьею единовластно и были вправе вводит любые формы управления, не считаясь приэтом со мнением общества. Владелец мог продать свое предприятие или его часть,закрыть его, сменить его ориентацию на впуск другой продукции, внедрить новуютехнологию, средства механизации и автоматизации, уволив при этом сотнирабочих.
Сегодня владелец собственности,будь это один хозяин или группа лиц, при реализации принципиальных,стратегических планов обязан считаться с интересами коллектива своегопредприятия и обеспечивать такую организацию работ, которая отвечала быправовым положениям, действующим в стране, решениям профсоюзов или другихобщественных организаций. Участие коллектива в организации управления принимаетсамые разные формы.
Современная концепция организацииуправления подразумевает решающую роль коллектива в принятии стратегическихуправленческих решений, а коллегиальный стиль управления дает предприятиюзначительные преимущества. Член коллектива имеет право знать финансовоесостояние, цели предприятия и контролировать методы реализации этих целей.
Современноеобщественное производство России ощутимо страдает из-за слаборазвитой системысамоуправления, из-за недостаточного вовлечения в управление производством иобществом широких демократических сил, хотя о важности принципов демократии говорятмного.
Коллектив—это группа людей, котораявозникает для осуществления какого-либо видатрудовой деятельности (управленческой,материально-производственной, обслуживающей,социальной, творческой); разделяет цели, принятыесамой группой или поставленные переднею извне, и обеспечивает объединение усилий всех членов группы для их достижения; разделяет нормы и ценности, служащие принципамитрудовой деятельности и поведения ее членов; обладает в той или иной степени внутригрупповойинтеграцией, достаточнойстабильностью и определеннымсоотношением работников разного половозрастного, квалификационного ипрофессионального состава; отличается определенным характером трудовой деятельности работников,тем или иным качеством их труда; занимает определенное социально-экономическое положение.
С юридической точки зрения выделяют три структуры трудового коллектива:производственно -административную (она практически совпадает со структурой предприятия, состоящего из различныхподразделений, в которых функционируют первичные ячейки общественныхорганизаций), социально -профессиональную, основанную на разделении труда по профессиям и специальностям, включаяделение на руководящих и руководимых, исполнителей, и общественно-политическую.
Трудовойколлектив имеет свой самостоятельный правовой статус, под которым понимают его положение в обществе, закрепленную законодательстве совокупность прав иобязанностей коллектива как частника управления государственными иобщественными делами, управления делами самой трудовой организации.
Трудовой коллектив должен быть наделенправами на достоверную информацию о деятельности администрации, участие вобсуждении и принятии решений по различным вопросамдеятельности коллектива, внесение.различныхпредложений об улучшении жизнедеятельностипредприятий, критику недостатков (включая требования смещенияили наказания руководителей,нарушающих трудовое законодательство), участие вразличных мероприятиях общественных организаций, вобщих собраниях (конференциях) трудового коллективаи т. п… контроль за деятельностью администрации.Право коллектива может быть совещательным или решающим. Совещательноеправо дает рабочими служащим возможность высказатьсвое мнение при обсуждении вопросов, внестипредложения. принять частично — они не обязательны для нее. Однако она должнапо своей инициативе либо по инициативе профкома, общего собрания поставитьвопрос на обсуждение, выслушать и учесть мнение рабочих и служащих,их представителей, трудовых коллективов, датьмотивированный ответ. Совещательные права позволяют трудящимся получать информацию о деятельности предприятий и контролировать ее, высказываться. Но реальное участие трудящихся,их представителей, трудовых коллективов в управлениипредприятием начинается лишь тогда, когда их права становятся решающими.
Совершенствованиемеханизма управления экономикой неразрывно связано с развитием высшей формы демократии—самоуправлением. Внастоящее время самоуправлениев трудовых коллективах получило внушительный размах.
В мировой практике промышленно развитых стран накоплен значительныйопыт привлечения работников к управлению. Особое внимание следует обратить на применяемую в США систему ИСОП (собственность наемных работников), системуучастия в прибылях, принятую в Швеции, и наразработку идеи «тотального качества» на предприятияхЯпонии.
Система предоставления акцийслужащим основывается на теориях владения капиталомЛуиса Келсо.[28] Он считал, что только широкое владениекапиталом может обеспечить равномерноераспределение богатства и дохода, сохраняя в то же время эффективностьсвободного рынка.
Согласно Келсо, при интенсивнойиндустриализации капитал, а не труд становится основным средством, с помощьюкоторого производится богатство, поэтому, только владея активом предприятий,рабочие могут получить что-то помимо своейзаработной платы. Ввиду отсутствия у рабочихсредств на приобретение активов Келсо предложил использовать предоставлениеакций служащим в качестве пути доступа к кредитам капитала, возмещаемым избудущих доходов.
Экономические теории Келсо нашлипризнание в США, и в 1980-хгодах Конгресс принял ряд законов, призванныхпоощрять компании, предоставляющие акции вовладение своим служащим, в частности за счет введения налоговых льгот. Числопрограмм предоставления акций, которое вначале не превышало 100, постепенновозросло до 11000. По утверждениям специалистов, в настоящее времясобственниками акций являются 11 млн. работников, асуммарная стоимость программ достигает около 70 млрд. долларов. Программыдействуют почти во всех компаниях, персонал которыхнасчитывает от 25 до 50 000 человек, функционирующих как в областипроизводства, так и сервиса, находящихся в частноми общественном владении.
Наиболее простой путь приобретенияакций—передача предприятием акций ИСОП с согласия работников. Более сложныйпуть предусматривает заем денег в банке и покупку акций. Во втором случаепредприятие от лица работников ежегодно делает вклады, которые позволяют ИСОПвыплачивать заем.
К примеру 100 работников предприятия А хотяткупить все 1000 акций данного предприятия. Они договорились, что стоимостьодной акции — 500 руб. Однакоу работников нет денег, и поэтому создается ИСОП,который способен взять банковскую ссуду в размере500 000 руб. для приобретения акций. На первом этапе все 1000 акций находятся вИСОП на общем счете, который не принадлежит никому индивидуально.
Каждый год предприятие перечисляетИСОП деньги, которые используются на покрытие частибанковской ссуды. Акции, приобретаемые на оплаченную часть ссуды,распределяются по индивидуальным счетам работников-владельцев.
Например,по прошествии одного года предприятие перечисляетИСОП 100000 руб. Это позволяет ИСОП распределить200 акций из общего счета на индивидуальные счетаработников-владельцев согласнозаработной плате, отработанному времени, стажу работы.Распределение может строиться и на более простомпринципе — всем работникам поровну (к примеру,каждый работник предприятияА получит 2 акции на личный счет./>
Когда на предприятие приходятновые работники, на них открывают личные счета в ИСОП.Новые работники участвуют в распределении акций зате годы, которые они проработали. Оставляякомпанию, работники теряют право на участие в распределении акций.
Когда банкссужает деньги предприятию, он взимает 10%, которые предприятие должно выплатить независимо от того, какую прибыль оно получило.Работник рискует больше, чем банк, посколькупредприятие при отсутствии прибыли не обязановыплачивать дивиденды. Следовательно, работники,покупающие предприятие, вправе рассчитывать наболее высокий процент с дохода, скажем на 20% от нормы прибыли. Если работники решат, что за риских сбережений они хотят получить 20%, то стоимостьодной акции предприятия А составит для них 500 руб. Тогда рыночная стоимостьпредприятия А равна 500 руб. х 1000 акций = 500000 руб. уходя напенсию, работник-владелец имеет право продать акции компании в течение 5 лет.
Противники приватизации черезпередачу собственности работникам ссылаются и нато, что успех американских компаний объясняется налоговыми льготами, которыероссийское правительство не может себе позволить. Однако временные потери из-за налоговыхльгот окупятся ростом сборов в будущем за счетувеличения прибыли, производительности и оплатытруда.
На предприятиях Швеции, поприблизительным подсчетам, действуют около тысячи систем материальногопоощрения, в которыхпредусмотрено участиеработников в прибылях предприятия. Лишь 20% шведскихпредприятий ввели унифицированный порядок премирования, предполагающий вознаграждение всех служащих. Остальные разработалиподобные системы лишь для определенных групп персонала, обычно руководства.
Функционирование систем участия вприбылях в Швеции определяется не законом, как в других странах, аположением о начислении налогов, которое предусматривает два вида премиальныхвыплат из прибыли: ежегодные, выдаваемые немедленно,и «отложенные», переводимые на банковский счет не ранее чем через пять лет.Премиальные отчисления от прибыли рассматриваются как часть дохода и облагаютсяналогом.
Одной из первых ввела системуучастия в прибылях компания по производству землеройных механизмов «Акерман». Система начала функционировать еще в 1946г. Она представляет собой сочетание обоих вариантов, предусмотренныхположением о налогах: половина причитающихся работнику отчислений от прибыливыплачивается сразу, вторая поступает в кредитныйфонд. В настоящее время фонд регулирует около 5%акций компании. Предельный размер премии не установлен. Система охватывает всекатегории работников.
В компании «Вольво» порядок премирования за счет прибыли введен в 1982г. Система охватывает 54 тыс. работников компании. Руководство считает, чтовнедрение облегчает модернизацию и рационализацию производства. Премииотчисляются в кредитный фонд, которым распоряжается объединенный комитет, гдепредставители работников составляют большинство. Половина средств вкладываетсяв акции «Вольво», но доля акций, принадлежащихфонду, не может превышать 5% от их общегочисла. Работники имеют также право приобретать акции своей компании в частномпорядке, причем по достижении определенного числаих можно изъять, если с момента покупки прошло пять лет. Если деньги вложены в акции, они необлагаются налогом.
На предприятиях Японии практикуетсясоздание кружков качества, за участие в которыхработник вознаграждается так же, как и за высокое качество повседневной работы.Создание кружков преследует цель обеспечения «тотального качества» деятельностипредприятия — решения технических и организационных задач, сотрудничества сработниками предприятия и внешними организациями.ЗАКЛЮЧЕНИЕТяжелый экономический кризис в России привел ктому, что многие банки, промышленные предприятия и торговые компании быливынуждены сократить свои штаты на 30-50%.[29]В некоторых сферах бизнеса этот показатель еще выше. Все без исключенияструктуры, отличавшиеся чрезмерно быстрым ростом (раздутые штаты и неадекватновысокие заработные платы) избавляются не только от технического персонала, но иот управленцев младшего и среднего звена. Сегодня стало ясно, что в России былослишком много средних менеджеров совершенно не приспособленных для эффективнойработы не только в кризисных условиях, но и в нормальной рыночной ситуации.
Наша страна вошла в эпоху реформ с избытком рабочихмест в торговой и кредитно-финансовой сфере, что спровоцировало в началедевяностых годов привлечение на работу менеджеров с низким среднем уровнемподготовки с одной стороны, и достаточно высокой стоимостью труда. Каждый годуправленцев среднего звена в Москве становилось на треть больше. Должностьменеджера по сбыту в крупной российской продовольственной компании с окладом втысячу долларов США мог получить практический любой соискатель, имеющий хотькакие-то контакты в регионах, а претендент на должность старшего менеджера поимпортным закупкам должен был обладать лишь связями на таможне. Работодательнередко даже не требовал знания какого-либо иностранного языка или законченноговысшего образования. [30]
Сейчас большая часть уволенного младшего и среднегоперсонала обречена на поиск низкоквалифицированной работы не по специальности,а более компетентные менеджеры, поумерив свои амбиции, станут работать загораздо меньшие деньги. Так что качество предложения менеджеров скоро заметноулучшиться.
В отличие от средних и младших управленцев, которыхкризис изрядно потрепал, на топ-менеджеров, т.е. менеджеров высшего звена, онвообще никак не сказался. Их так мало, что без работы они в принципе не могутостаться. По приблизительным оценкам, сейчас в нашей стране работает около двухтысяч топ-менеджеров, а надо еще хотя бы восемь тысяч квалифицированныхспециалистов этого уровня. Существует устойчиво растущий спрос на руководителейвысшего звена при постоянном и довольно низком предложении.
Таким образом подготовка квалифицированногоперсонала в области менеджмента и дальнейшая разработка теории управленияфирмой является актуальной задачей науки и образования сегодняшнего дня.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Планированиедеятельности фирмы. М.: 1997
2. Архипов В.Е. Принципыэффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М 1998
3. Бабыкин В. Новый менеджмент.М.: Экономика 1996
4. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория. М.: Манускрипт 1993
5. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория. М.: Юристъ 1997
6. Бусыгин А.В.Предпринимательство. М.: Интерпракс 1994
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента.М.:1996
8. Ворст Й., Ревентлоу П.Экономика фирмы. М.: Высшая школа 1994
9. Долан, Эдвин Джон.Микроэкономика С.Пб. Литера плюс 1997
10. Коротков Э.М. Концепцияменеджмента. М.: Дека 1996
11. Карданская Н.Л. Основыпринятия управленческих решений. М.: Русская деловая литература 1998
12. Кнорринг В Искусствоуправления. М.: 1997
13. Крутик А.Б., Пименова А.Л.Введение в предпринимательство. С.Пб. Политехника 1995
14. Ладанов И.Д. Практическийменеджмент (часть 1). М.: 1992
15. Молодчик А.В. Менеджмент. М.:Высшая школа экономики 1997
16. Моисеева Н.Н., Анискин Ю.П.Современное предприятие. М.: Внешторгиздат 1993
17. Основы предпринимательскогодела. Под редакцией Осипова Ю.М. М.: издательство БЕК 1996
18. Разу М.Л., Якутин Ю.В.Организация менеджмента. М.: 1994
19. Райсберг Б.А. Азбука предпринимательства.М.: МИП Дума 1991
20. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. М.: Инфра-М 1996
21. Уткин Э. А. Управлениекомпанией. М.: 1997
22. Кузнецов Юрий. Развитиеметодологи менеджмента. Проблемы теории и практики управления № 4, 1997
23. Сваровский М. Я. Я б вуспешные пошел, пусть меня научат. Экономи ка и жизнь 1997 № 2
24. Седлак Микулаш. Сущность исодержание теории менеджмента. Проблемы теории и практики управления 1997 № 5Современый менеджмент. (курс лекций кафедры теории организации и управленияГАУ). Российский экономический журнал 1996 № 10
25. Хазбиев Алексей. Генеральныйдиректор: охота продолжается. Эксперт 1998 № 36