Министерство образованияРеспублики Беларусь
Учреждениеобразования
«Витебскийгосударственный технологический университет»
Кафедра«Экономической теории и маркетинга»
Курсоваяработа
по«Макроэкономике» на тему «Агропромышленная интеграция, ее мотивы и характерныечерты. Государственное регулирование сельского хозяйства»
Студентагр. XXXXXXXXXXXXXX
№ зачетнойкнижки
XXXXXXX
Научныйруководитель
XXXXXXXXXXX
Витебск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Агропромышленный комплекс и егоразвитие
1.1. Понятие, состав иструктура АПК
1.1.1.АПК Республики Беларусь
1.1.2.Агробизнес в США
1.1.3.Сельское хозяйство Германии
1.2. Социально-экономическаяэффективность АПК
2. Агропромышленная интеграция
2.1 Понятие и сущностьагропромышленной интеграции
2.2.Виды и формы агропромышленнойинтеграции
3. Государственное регулированиесельского хозяйства
3.1.Сущность государственногорегулирования сельского хозяйства
3.2.Государственная программавозрождения и развития села Беларуси на 2005-2010 годы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Аграрный сектор вэкономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведеннойсельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основажизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья длямногих видов непроизводственных потребительских товаров и продукциипроизводственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйстваво многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе.
Углубление специализациив отраслях народного хозяйства привело к более тесным взаимосвязям между ними.На базе обособленных видов промышленной и сельскохозяйственной деятельностипроизошло формирование единого агропромышленного комплекса, участники которогоорганически взаимосвязаны и ориентированы на единую конечную цель.
Агропромышленный комплекспредставляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных сразвитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведениемсельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплексвключает в себя три сферы. Первая сфера состоит из отраслей, которые обеспечиваютагропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятыепроизводственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу отраслии производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственноемашиностроение, производство минеральных удобрений и химических средств защитырастений.
Главная задачаагропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностейнаселения в продуктах питания и товарах народного потребления.
Таким образом, темаданной курсовой работы является актуальной.
Целью данной курсовойработы является изучение агропромышленной интеграции и государственногорегулирования сельского хозяйства.
Задачи, поставленные вкурсовой работе:
· рассмотретьагропромышленный комплекс;
· изучитьагропромышленную интеграцию, ее виды и формы;
· ознакомиться сгосударственным регулированием сельского хозяйства.
В первой главе рассмотренагропромышленный комплекс, его состав и структура, а такжесоциально-экономическая эффективность. В отдельных параграфах рассмотрен АПКРеспублики Беларусь, агробизнес в США и сельское хозяйство Германии.
Во второй главе изученаагропромышленная интеграция, ее виды и формы.
В третьей главерассмотрено государственное регулирование сельского хозяйства и государственнаяпрограмма возрождения и развития села Беларуси на 2005-2006 годы.
При написании курсовойработы использованы материалы белорусских учебников, учебных пособий, экономическихжурналов и газет.
1. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙКОМПЛЕКС И ЕГО РАЗВИТИЕ
1.1. ПОНЯТИЕ, СОСТАВ ИСТРУКТУРА АПК
В современных условияхпод межотраслевым комплексом следует понимать совокупность форм взаимодействиямежду отраслями различных сфер материального производства и торговли, связанныхобщими признаками процессов производства и реализации готовой продукции.
Полная схемамежотраслевого комплекса представляет собой следующие виды коммерческойдеятельности: добычу сырья, его переработку и реализацию, а также производствосредств производства для всех перечисленных процессов.
В экономике многихгосударств (особенно крупных), как правило, имеется несколько межотраслевыхкомплексов, основными из которых являются:
· топливно-энергетический(включает в себя создание и эксплуатацию генерирующих мощностей, добычу ипереработку энергетических ресурсов, диспетчерзацию и поставку готовой энергии– электрической и тепловой – конечному потребителю);
· лесопромышленный(выращивание, заготовка, первичная переработка реализация древесины);
· агропромышленный.
Понятие аграрнойэкономики можно трактовать двояко. В узком смысле слова это собственно сельскоехозяйство, т.е. производство продуктов питания и некоторых видов сырья дляперерабатывающих отраслей. Технологические процессы, осуществляемые в этомсекторе, ограничиваются производством продукции растениеводства и животноводства(включая параллельные процессы, такие, как например, воспроизводство земли) домомента их реализации.
В начале 50-х годов ХХ в.в научный и производственный обиход было введено понятие агропромышленногокомплекса (АПК), который представляет собой совокупность отраслей народногохозяйства, занятых производством продукции, ее хранением, переработкой идоведением до потребителя. Это следует считать понятием аграрной экономики вшироком смысле [3, с. 9].
АПК характеризуетсяособой сложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает егоструктуру. Ее можно рассматривать с разных сторон.
Организационно-экономическаяструктура АПК включаетв себя три сферы:
1.отрасли,производящие средства производства для всех звеньев АПК.
2.сельскоехозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственногосырья.
3.отрасли,обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя(заготовка, переработка сельскохозяйственной продукции, ее хранение, транспортировкаи реализация). В их число входят:
· пищевая;
· мясная;
· молочная;
· рыбная;
· мукомольно-крупяная;
· комбикормовая;
· легкаяпромышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье;
· торговляпродовольственными товарами [4, с. 15].
Кроме того, к отдельнойсфере (не имеющей явной отраслевой принадлежности) относятся производственная исоциальная инфраструктура, обеспечивающие общие условия производства продукции,а также жизнедеятельности людей – дорожно-транспортное хозяйство, связь,материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарноехозяйство, отрасли нематериального производства и т.п. Обращает на себя вниманиетот факт, что в составе инфраструктуры присутствуют элементы, которые не принятоотносить к производству. Однако, с точки зрения экономики в целом, социальнаяструктура является таким же неотъемлемым атрибутом, как и производственная, таккак обуславливает и обеспечивает воспроизводство рабочей силы [3, с. 9].
Приведем краткуюхарактеристику каждой сферы АПК.
Первая сфераагропромышленного комплекса включает следующие отрасли промышленногопроизводства:
· тракторное исельскохозяйственное машиностроение;
· машиностроениедля животноводства;
· машиностроениедля кормопроизводства;
· машиностроениедля легкой промышленности;
· машиностроениедля пищевой промышленности;
· производствоминеральных удобрений;
· микробиологическаяпромышленность;
· производствохимических удобрений и других средств химизации, а также средств защитырастений;
· сельскоестроительство;
· сельскохозяйственнаяавиация;
· ремонт итехническое обслуживание основных средств сельскохозяйственного назначения ит.п.
Удельный вес первой сферыв общем объеме сельскохозяйственной продукции можно определить исходя изинвестиций, осуществленных сельскохозяйственными предприятиями всех формсобственности, и начисленной амортизации. По оценкам специалистов, удельный веспервой сферы в конечном сельскохозяйственном продукте составляет от 1/6 до 1/5.В этой сфере занято от 15 до 20% всех трудовых ресурсов АПК, до 15%внеоборотных активов [3, с. 10].
Вторая сфера представляетсобой собственно сельскохозяйственное производство. В этой сфере занято отполовины до двух третей всего производственного потенциала комплекса и трудовыхресурсов. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию отраслейпервой сферы АПК, а также определенная неурегулированность отношенийсельскохозяйственных предприятий с организациями торговли и общественногопитания обуславливают в последнее время тенденцию снижения удельного веса второйсферы в стоимости конечного продукта – сейчас этот процент не превышаетполовины.
Вторая сфера АПК состоитиз двух отраслей: растениеводство и животноводство, каждая из которыхподразделяется на ряд отраслей.
В частности, в отраслирастениеводства выделяются следующие подотрасли: производство зерна;картофелеводство; льноводство; овощеводство; свекловодство; кормопроизводство идр.
Всего, в зависимости отметодологии подхода, во второй сфере АПК выделяется несколько десятковподотраслей.
В третью сферуагропромышленного комплекса входят предприятия и организации, занятыехранением, переработкой, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственнойпродукции. В эту сферу входят отрасли: молочная мясная, пищевкусовая, текстильная,обувная, транспортное обслуживание, торговое обслуживание и т.п.
Большая часть отраслейтретьей сферы многофункциональна. Так, грузовой транспорт при отсутствиисельскохозяйственных грузов сравнительно легко может быть перепрофилирован наперевозку других товаров, текстильная промышленность может работать наимпортном сырье, а обувная – на синтетическом. Поэтому включение перечисленныхотраслей в состав АПК возможно только тогда, когда это может быть достаточнорентабельным. С другой стороны, сельскохозяйственные предприятия, как правило,ограничены в выборе соответствующих предприятий третьей сферы. Это влечет за собойнеобоснованное занижение закупочных цен и включение в текст хозяйственныхдоговоров условий, ставящих обслуживающие предприятия в более выгодноеположение, нежели предприятия-производители [3, с. 10 — 11].
Воспроизводственно-функциональнаяструктура АПК состоитиз пяти стадий агропромышленного воспроизводства:
1. Производствасредств производства.
2. Сельскохозяйственногопроизводства.
3.Производствапродовольствия, предметов потребления из
сельскохозяйственного сырья.
4. Производственно-техническогообслуживания всех стадий воспроизводственного процесса.
5.Реализацииконечного продукта АПК потребителю.
Воспроизводственно-функциональнаяструктура АПК показывает соотношение основных технологических стадий производстваконечного продукта АПК и роль каждой из них в формировании его стоимости.Основным направлением совершенствования воспроизводственно-функциональнойструктуры АПК является оптимизация пропорций развития между отдельными и всемивместе стадиями единого процесса воспроизводства конечного продукта АПК. Опытнаиболее развитых стран мира показывает, что самый высокий выход конечнойпродукции АПК (продовольствия, одежды, обуви, тканей) на душу населенияполучают там, где в структуре комплекса выше доля отраслей, перерабатывающихсельскохозяйственную продукцию. Например, в США и других развитых странах всфере переработки и реализации продукции сельскохозяйственного сырья занято внесколько раз больше рабочих, чем в сельском хозяйстве.
Территориальная(региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамкахданной территории, т.е. в масштабахреспублики, области и района. Территориальные АПК районов и областей являютсясоставными элементами единого агропромышленного комплекса республики. Ихглавная функция — оптимизация размеров производства сельскохозяйственной и промышленнойпродукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства для нуждместного населения и для продажи и обмена с потребителями других региональныхАПК. Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализациясельскохозяйственного производства того или иного региона соответственновлияет на специализацию их АПК.
Продуктово-сырьеваяструктура АПК включаетпродовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров.Продовольственный комплекс включает подкомплексы:
· зернопродуктовый;
· картофелепродуктовый;
· свеклосахарный;
· плодоовощеконсервный;
· водочно-винодельный;
· мясной;
· молочный;
· масложировой.
Комплекснепродовольственных товаров включает следующие подкомплексы:
· кормовой;
· текстильный;
· кожевенный;
· меховой и др.
В каждыйиз этих комплексов и подкомплексов входят предприятия по производствусоответственно специализированных средств производства, сельскохозяйственногосырья и его промышленной переработке, хранению и реализации готовой продукции.
Основнаяцелевая функция продуктово-сырьевых комплексов и подкомплексов — максимальноеудовлетворение потребностей населения в соответствующих видах продукции [4, с.15 — 16].
Таким образом,рассматривая сельское хозяйство в комплексе с другими, смежными, отраслями,нельзя не заметить, что помимо стратегической заинтересованности государства вобеспечении нормального функционирования аграрного сектора имеется и вполнеопределенная рыночная целесообразность существования и развития собственносельского хозяйства – каждое рабочее место, созданное в сельском хозяйстве,обуславливает создание нескольких рабочих мест в смежных отраслях, а любыеструктурные сдвиги в аграрном секторе неизбежно влекут за собой соответствующиеизменения во многих отраслях, начиная от машиностроения и заканчивая рыночнойторговлей.
Общее количествонаселения, занятого в агропромышленном комплексе, оценивается на уровне 30%всего трудоспособного населения (речь идет не о сельском хозяйстве – второйсфере АПК — а обо всем комплексе) [3, с. 9].
Удельный вес в объемепроизведенной сельскохозяйственной продукции отраслей и предприятий каждойсферы АПК можно определить только приблизительно. Это обусловлено тем, чтопредприятия, обслуживающие сельское хозяйство (первая сфера), в большинствесвоем многофункциональны и часть продукции изготавливают в интересах других, несвязанных с сельским хозяйством отраслей. Организации торговли (третья сфера)реализуют продукцию не только сельскохозяйственного производства. Что же касаетсясамой сферы, то здесь следует учитывать то, что весьма существенная часть сельскохозяйственнойпродукции производится в личных подсобных хозяйствах. Определить количество истоимость продукции, выращенной населением и использованной для личного потребления,с достаточной степенью точности невозможно – для этого используются косвенныеметоды оценки (исходя из сложившегося уровня потребления и т.п.).
Однозначно можноопределить только объем продукции всех отраслей АПК, изготовленной ииспользованной исключительно в этом комплексе. Например, для первой сферы этопредприятия, выпускающие специализированную технику – зерноуборочные иликормоуборочные комбайны, для третьей сферы – элеваторы и иные аналогичные сооружения,в которых хранение несельскохозяйственной продукции невозможно.
Аграрно-промышленныйкомплекс (АПК) – совокупностьотраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениямипо поводу производства, распределения, обмена, переработки потреблениясельскохозяйственной продукции [3, с. 10].
Аграрно-промышленныйкомплекс (АПК) —совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство ипереработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынкапродовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья [2, с. 265].
Аграрно-промышленныйкомплекс призван обеспечивать основные потребности страны всельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственногопроизводства. Для достижения и поддержания продовольственной безопасностинеобходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса насельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия.Однако по таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты,яйца, картофель важно иметь 100 % -ную обеспеченность (кроме того, иметь возможностьпоставлять их на экспорт), а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам —не менее 70 %. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20 % егореализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности инезависимости страны [2, с. 267].
1.1.1. АПК РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
Народнохозяйственныйкомплекс страны представляет собой открытую целостную социально-экономическуюсистему, состоящую из органически взаимосвязанных структурообразующихэлементов, функционирование каждого из которых взаимно обуславливает развитиекак отдельных элементов, так и всей системы в целом. Открытость такой системыпроявляется прежде всего в том, что существенное влияние на ее функционированиеоказывает не только внутренняя, но и внешняя по отношению к ней среда.
Агропромышленный комплексдо настоящего времени остается экономически и социально значимой сферойнародного хозяйства Республики Беларусь, вследствие этого проблемы развитиянационального АПК и, более узко, сельского хозяйства являются темой, актуальнойдля научных исследований. В последние годы в сельском хозяйстве Беларусипроисходят значительные структурные изменения. Приняты и реализуются Государственныеотраслевые программы, согласно которым усиливаются концентрация, специализацияи интенсификация производства определенных видов продукции на уровнеотдельных хозяйств, районов, областей и республики в целом. Проводится работапо оптимизации отраслевой структуры и территориального размещения сельскохозяйственногопроизводства в увязке с предприятиями перерабатывающей промышленности.Согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010гг., помимо прочего, предполагается:
· усовершенствоватьспециализацию и обеспечить развитие отраслей сельскохозяйственногопроизводства;
· создатьустойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промышленности;
· увеличитьсовокупный объем валовой продукции и обеспечить повышение рентабельности сельскохозяйственногопроизводства.
Таким образом,государство уделяет большое внимание развитию аграрного сектора страны, приэтом стоит задача именно качественного его развития, а не только наращиванияколичественных параметров. Исследование возможностей такого развития связано спроблемами структурных изменений в воспроизводственной, региональной, отраслевойструктуре агропромышленного производства, а также изменений самих институциональныхструктур-предприятий и норм их взаимодействия. Изучение причин, последствий итенденций структурных сдвигов позволит выявить возможности развитияагропромышленного комплекса страны. Государственные усилия, направленные на стимулированиеэкономического развития, при их научном обосновании могут ускорить объективныепроцессы структурной динамики.
В структурепроизводственных ресурсов сельского хозяйства выделяют агрегированныекатегории ресурсов – труд, землю и капитал. Общая площадь сельскохозяйственныхугодий за исследуемое десятилетие сократилась почти на 5%. Данная тенденция, содной стороны, отражает сокращение земельных ресурсов аграрного производства,но, с другой стороны, если вызвана выведением малопродуктивных земель изоборота и оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, может служитьи фактором повышения эффективности хозяйствования. Объем капитальных ресурсовсельскохозяйственного производства страны снижался в течение исследуемогопериода. Основной капитал в физическом выражении сократился за десятилетиеболее чем на 6%.
При этом степень износаосновных фондов сельскохозяйственного производства возросла с 38,5% (на конец 1995 г.) до 58,2% (на начало 2005 г.). В структуре основных фондов наиболее изношена их активнаячасть – машины, оборудование и транспортные средства (более 80% на конец исследуемогопериода). Интенсивная динамика в исследуемом периоде наблюдалась по трудовымресурсам аграрного сектора. Число занятых в сельском хозяйстве за 1994-2004 гг.сократилось почти в два раза, а их доля от всех занятых в экономике снизиласьс 19 до 10,7% [9, с. 105-106].
АПК занимает важное местов экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валовойдобавленной стоимости в валовом внутреннем продукте страны, около 22 % основныхпроизводственных фондов [2, с. 265].
АПК Беларуси являетсякрупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства– сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая,легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторноемашиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис[3, с. 10].
1.1.2. АГРОБИЗНЕС В США
Об американском сельскомхозяйстве пишут и спорят много. И здесь нет ничего удивительного. Это одна изнаиболее развитых аграрных систем мира. По уровню, ассортименту и качествупотребляемого продовольствия страна занимает приоритетные позиции. Американскиетоваропроизводители достигли устойчивого обеспечения внутреннего многообразногои изощренного спроса и в состоянии создать любой экспортный потенциал. Этосвязано с высочайшей производительностью труда и почти лучшей в мире технико-технологическойоснащенностью. Один среднестатистический фермер США способен обеспечитьпрожиточный минимум более 60 чел. Это примерно в 5-6 раз больше, чем ныне вБеларуси [6, с. 3].
В стране сложилосьстрогое понятие фермерского хозяйства. Оно должно производить за год товарнойпродукции, не меньше, чем на 1 тыс. долл. Этим, по пути, охватывается вся совокупностьмелких и мельчайших ферм, не говоря уже о крупных. То есть практически любоетоварное сельскохозяйственное производство в США является фермерским.
Однако структура фермерских хозяйств сильно дифференцирована– от группы менее, чем 5 тыс. долл. Совокупных годовых продаж, насчитывающейболее 800 тыс. ферм (35% от общего числа) до группы свыше 500 тыс. долл.Годовой реализации продукции, имеющей около 30 тыс. предприятий (около 1,5%общего количества). Группа фермеров с объемом продаж менее 5 тыс. долл. считаетсялюбительским сельским хозяйством; здесь аграрное производство, как правило,убыточно. Высоко прибыльными и высокоэффективными являются крупные и крупнейшиесельскохозяйственные предприятия (свыше 100 тыс. долл. Реализации в год). Ихдоля в совокупных фермерских доходах составляет около 75%. Примерно такой жепроцент этой группы в объемах сельскохозяйственного производства. Здесьосновные доходы формируются непосредственно в сфере сельского хозяйства [6, с. 4].
Общее количествофермерских хозяйств США – около 2 млн., средний размер одного хозяйства – около 200 га, среднестатистическая выручка от реализации продукции в расчете на 1фермера 85-90 тыс. долл. [6, с. 4].
Фермерский аграрныйбизнес, по законодательству, может быть организован в трех основных формах:
· полноеединовладение;
· партнерство;
· корпорация.
Характеризуем вкратцекаждую форму хозяйствования.
1. Полное единовладение – это наиболеераспространенная форма организации фермерского дела. Общая численность такиххозяйств -1,7 млн. (86%), средний размер хозяйства – почти 150 га, средняя выручка в расчете на одного фермера – около 60 тыс. долл. [6, с. 5].
Здесь частный собственник берет на себя все риски поорганизации и управлению и получает все прибыли или убытки. Такое единовладениечасто называют семейной формой, поскольку все члены семьи вовлечены во владение,труд и менеджмент.
Полное единовладение не ограничено в размерах и количествевложений. Собственность может быть в совпадении с другими работниками. При этомнет необходимости приобретать в собственность все средства, часть их можетарендоваться.
Преимущество такой фермерской организации в простоте,гибкости и свободе управления. Владелец имеет возможность быстро принимать решениеи оперативно вносить изменения. В то же время управленческой свободе присущаполная ответственность перед законом и обязательствами, связанными с бизнесомКроме тог, полное едино владение часто ограничено размерами производственныхфондов. Небольшому предприятию сложно конкурировать с крупным капиталом.Катастрофическая нехватка времени у полного едино владельца не позволяет бытьему компетентным во многих областях бизнеса, маркетинга и менеджмента.
2. Другая распространенная формааграрного производства в США – партнерство. Численность – 200 тыс., среднийразмер – 330 га, выручка в расчете на одного фермера – 160 тыс. долл. [6, с. 5].
Партнерство – это объединение двух или более человек, которыеразделяют право владения средствами производства и результатами бизнеса. Оноорганизуется как на короткий, так и длительный срок. В большинстве штатовсуществует два типа партнерства – общее и ограниченное. Ограниченноепартнерство должно иметь хотя бы одного общего партнера. Число ограниченныхпартнеров не регламентируется. Однако ограниченные партнеры не участвуют вуправлении.
Все виды и разновидности партнерства имеют идентичныеосновные характеристики. Это разделение прибыли и убытков, контроль над собственностью,управление бизнесом. Порядок разделения функций определяется партнерскимсоглашением. Допускается устное соглашение. Но в любом случае требуется четкийпорядок расчета прибыли, определение доли каждого участника.
Соглашением устанавливается также содержание отчета о налогахна собственность, указывается порядок прекращения или перерегистрациипартнерства.
Преимущество партнерства перед едино владением состоит ввозможности объединения и укрупнения капитала, что вызывает ускорение развитиябизнеса. Это относительная гибкая форма организации хозяйствования, хотя каждыйиз партнеров может потерять некоторую личную свободу принятия управленческихрешений. Она имеет преимущество для преемственности поколений, когда детивначале участвуют в бизнесе ограниченно, а затем имеют возможность постепеннорасширять свое влияние.
При партнерстве отсутствуют прямые налоги на общий доход.Налоги уплачиваются партнерами самостоятельно и различаются по категориямпартнерств. Дело в том, что в некоторых партнерствах земля и здания не рассматриваютсякак партнерская собственность, а как арендуемое имущество, за их пользованиепартнеры выплачивают арендную плату.
3. Отдельной и довольно перспективнойформой аграрного бизнеса выступают корпорации. Их численность–80 тыс.(4%),средний размер свыше 900 га, выручка на среднестатистического фермера – почти550 тыс. долл. [6, с. 5].
Особенности формирования и функционирования корпораций определяютсязаконодательством конкретных штатов.
В целом корпорация – это юридическое лицо, отделенное отвладельцев, менеджеров и персонала. В этом ее главное отличие от других формбизнеса. Корпорация может владеть собственностью, заемными средствами,заключать контракты, решать спорные вопросы.
Таким образом, в создание и деятельность корпорациивключаются пайщики, директора и служащие. Пайщики являются владельцами корпорации.Они реализуют свои планы через совет директоров. У каждого пайщика – одинголос, а в некоторых корпорациях капитал обменивается на облигации вместо пая.Облигации обеспечивают фиксированный доход, но их владельцы не имеют праваголоса.
Совет директоров избирается пайщиками, их количество зависитот размера бизнеса. Совет директоров нанимает служащих. В небольших корпорацияхпайщик, директора и служащие являются одними и теми же лицами.
Количество фермерских корпораций в США ограничено. Многие изних классифицируются как семейные с небольшим числом пайщиков. По закону ониотвечают только за капитал, который инвестировали.
Но корпоративное фермерство обеспечивает значительные возможностиблагодаря объединению ресурсов и правления. В итоге наблюдается рост размеровбизнеса, происходит углубление специализации, что обеспечивает ростэффективности. Упрощается получение и использование кредита. Бизнес почти нестрадает из-за ухода одного или нескольких пайщиков.
Корпорация обладает удобной системой хозяйствования. Долиакций легко покупаются и передаются, передаются по наследству, но без дробленияземельных участков.
В то же время такая форма фермерства является дорогостоящей ипри ее организации необходимы значительные взносы. Требуется строгое ведениеучетно-отчетных операций, которые должны представляться администрации штата.
Оценивая в целом организацию аграрного бизнеса в США, следуетподчеркнуть высокую и все усиливающуюся роль различных форм кооперации, — перерабатывающей,снабженческой, обслуживающей сбытовой. Фермерские хозяйства и корпорации являютсяодновременно участниками нескольких кооперативов и объединений и сами нередко(особенно партнерства и корпорации) представляют кооперативные организации. Перспективысельского хозяйства США в настоящее время трудно представить без кооперации,благодаря которой фермеры имеют возможность удешевлять производство, производитьконкурентное продовольствие, хранить продукцию, приобретать дорогостоящие ресурсыдля совместного использования.
Особенно заметна роль кооперации финансовых средств, капиталаи ресурсов при создании крупных и крупнейших агропромышленных корпораций, ферми объединений в области производства говядины, свинины и продукцииптицеводства. Нередко такие фермы достигают размера 1500-2000 и более гектаров.Это – весьма крупные откормочные площадки, блоки и модули, производящиепродукцию на рынок, имеющие, как правило, перерабатывающие цеха для получениявысоко конкурентного готового продовольствия, составляющего основусельскохозяйственного импорта [6, с. 5].
Число таких агропромышленных формирований в стране постоянноувеличивается, хотя они и подлежат жесткому контролю по антимонопольномузаконодательству. В настоящее время крупные агрообъединения с объемомреализации на сумму свыше 1 млн. долл. дают более трети всей товарной продукциисельского хозяйства. Тем не менее тенденции подтверждают, что корпорации иукрупнение фермерского производства становятся очевидной действительностью,имеющей солидные перспективы.
Таким образом, фермерская организация США многообразна. Онане является застывшей и неизмененной. За последние 40 лет количество фермерскиххозяйств уменьшилось в 2,7 раза. А их средний размер вырос в 2,2 раза.Существенно изменилось их имущественное состояние. Если в 1950 г. в расчете на одного владельца приходилось имущества на 17 тыс. долл., то в 1990 г. – почти 400 тыс. Это стало возможным в результате того, что правительство направляет фермерамсолидные дотации. В данной связи фермеры смогли увеличить валовой доход с 33млрд. долл. в 1950 г. до 200 млрд. в 1990 г. [6, с. 5].
1.1.3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВОГЕРМАНИИ
Германия – экономически развитая страна, обеспечивающая21% ВВП и 27% промышленного производства Европейского Союза. В 2002 г. производство ВВП на душу населения в Германии достигло 26 080 евро (18-е место в мире по объему и 3-е — по абсолютному значению). В структуре экономики Германии доминирует сферауслуг, производящая более половины ВВП, 39% ВВП обеспечили в 2004 г. промышленность и строительство. Доля сельского хозяйства в производстве валовогонационального продукта в Германии невелика-1,5%. Однако сельское хозяйствоболее чем на 90% удовлетворяет потребности страны в продовольствии. Всреднем по стране один крестьянин обеспечивает продовольствием более 100 человек.
Основным типом сельхозпредприятий в западных землях является индивидуальноекрестьянское хозяйство, базирующееся на семейном труде. В их пользованиинаходится 95,8% угодий.
В восточных землях страны структура субъектов аграрной сферы имеет инойвид. В ходе земельной реформы 1945 года крупные землевладения там былиликвидированы. На смену пришло множество мелких крестьянских хозяйств, использовавших землю как на частной, так и на арендной основе. В 1952 г. в ГДР 15%земель были государственными, остальные находились в частнойсобственности. К 1960 г. почти все сельхозпроизводители были объединены вкрупные кооперативные предприятия [8, с. 49].
В процессе разделения имущества часть кооперативовсохранила прежние земельные наделы, но изменила их правовой статус. Иная часть (примерно1/4) распалась, преобразовавшись в фермерские хозяйства.
Характерной особенностью коллективных сельскохозяйственныхпредприятий является то, что в большинстве случаев они имеют закрытый характер, аих имущественные паи и доли могут перераспределяться лишь между членами хозяйств.Акционирование как форма приватизации не имеет в них достаточного распространения [8, с. 50].
В настоящее время индивидуальными крестьянскими хозяйствами (семейнымипредприятиями) в Восточной Германииобрабатывается 22,2% сельхозугодий,объединениями крестьянских хозяйств — 22,7% и 55% — предприятиями с правом юридических лиц. Средняя площадь семейныхферм равна 42,1 га. На их долю приходится 76% земель, используемых встране. Статус кооперативов имеют 40% предприятий — юридических лиц [8, с. 51].
Навысоком уровне работают и бывшие коллективныехозяйства, которые сохранили свою организацию, трансформировавшись в товарищества.
В Германии сложилась достаточно стройная системарегулирования сельскохозяйственного производства. Государственные органыберут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированиюсельского хозяйства, регулированию рынковсельскохозяйственной продукции.Государство непосредственно неопределяет уровень цен на сельскохозяйственнуюпродукцию, для этого используетсямеханизм налогов, льгот, премий и санкций. Госзаказ на сельскохозяйственнуюпродукцию отсутствует. Бюджетные организации закупают ее самостоятельно, используя выделенные на эти цели средства. Государством создаются лишь стратегические запасы, ежегодно частичнообновляемые [8, с. 51].
Одним изважнейших факторов успешного функционирования аграрной отрасли Германииявляется высокоразвитое сельскохозяйственное машиностроение, обеспечивающее нетолько внутренние потребности страны, но и крупномасштабный экспорт. В этойсфере функционируют предприятия-гиганты.
ВГермании сформирована хорошо развитая система коллективного пользования сельскохозяйственнойтехникой. Для сервисного обслуживания мелких хозяйств создаются машинныесообщества. Каждый из их участников является владельцем какого-либо видатехники. Машинное сообщество имеет освобожденного управляющего, который выполняетдиспетчерские, организаторские и бухгалтерские функции. Работа организованатаким образом, что каждый участник сообщества выполняет на своей техникеработу в других фермерских хозяйствах за плату, установленную общим собраниемэтой организационной структуры.
Дляобслуживания средних и крупных сельскохозяйственных предприятий создаются машинныетоварищества. Они совместно приобретают сложную и дорогостоящую технику.
Всельском хозяйстве Германии хорошо развита консультационная служба. Учрежденияэтой сферывходят в разветвленную сеть, включающую Министерствосельского хозяйства. Сельскохозяйственную палату, Крестьянский союз, отраслевые объединения, обслуживающие сельскоехозяйство фирмы и даже Союз женщин. Существуют также частные независимые консультационныебюро [8, с. 52].
Нынешнеесостояние и перспективы аграрного производства Германии в полной мере соответствуюттенденциям, складывающимся в сельскохозяйственном производстве Европейского Союза.Расширение объемов реализации продукции и создание общего сельскохозяйственногорынка способствовали подъему аграрного производства. Однако уже с 80-х годов XX века возникла проблема сбытасельскохозяйственной продукции, приведшая к сокращению доходов фермеров.Сегодня реализуются меры по ограничению производства сельскохозяйственнойпродукции, на основные ее виды введены квоты. Объемы производстваограничиваются посредством вывода земель из оборота за аграрные мировые рынки [8, с. 52].
1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯЭФФЕКТИВНОСТЬ АПК
Эффективностьпроизводственнойдеятельности — эторезультативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала(ресурсов) достигается конечный результат [4, с. 246].
Дляхарактеристики различных аспектов структуры АПК используется удельный весчисленности занятых работников, стоимости производственных основных фондов,стоимости валовой, чистой и конечной продукции каждого комплекса илиподкомплекса в общей сумме этих показателей по АПК республики или области.
Основнымипоказателями социально-экономической эффективности структуры АПК являются:
· уровеньпроизводства продовольственных и непродовольственных товаров из собственногосельскохозяйственного сырья в расчете на душу населения в сравнении с научнообоснованными нормами и фактическим уровнем в наиболее развитых странах;
· уровень и темпыроста производительности труда;
· уровень и темпыроста фондоотдачи;
· уровень и темпыроста рентабельности агропромышленного производства [4, c. 16].
Для оценки экономической эффективности агропромышленногокомплексав целом определяющее значение имеет понятие «конечный продукт». Это понятиеносит характер, общий для всех отраслей промышленного производства, и встоимостном выражении означает валовой продукт комплекса, уменьшенный на объем внутреннегопотребления. То есть, для включения вконечный продукт стоимости перерабатывающей отрасли АПК не учитываетсястоимость сельскохозяйственного сырья, направленного на переработку—в расчет принимается только стоимость готовойпродукции отрасли переработки.
Продукция различных сфер и отраслей АПК можетреализовываться практически на любой стадии технологического цикла.Например, продукция отраслей растениеводства может быть реализована всыром виде (зерно, плоды, ягоды и т. п.), после первичной переработки(например, комбикорм), может быть направлена на откорм животных, которыевпоследствии также либореализуются, либо забиваются и направляются на переработку и т. д. Таким образом, в состав конечногопродукта включаются:
· продукция отраслей и подотраслей второй сферы АПК (представлена втаблице 1.1 [5, с. 140]);
Таблица1.1Продукция сельского хозяйства БеларусиПоказатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Продукция сельского хозяйства в текущих ценах, млрд руб. 16,9 46525 2734 4539 6521 7814 10545 12825 в ценах 2000 г., млрд руб. 3830,3 2821,5 2734,0 2783,2 2802,4 2988,3 3365,6 3423,0 в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 91,3 95,3 109,3 101,8 100,7 106,6 112,6 101,7
Структура продукции сельского
хозяйства по отраслям
производства, % к итогу продукция растениеводства 36,0 57,0 54,0 51,9 54,7 57,9 54,2 52,2 продукция животноводства 64,0 43,0 46,0 48,1 45,3 42,1 45,8 47,8
Структура продукции сельского
хозяйства по категориям
хозяйств, % к итогу сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства 76,3 52,0 61,8 62,0 56,0 55,6 61,2 62,4 хозяйства населения 23,7 48,0 38,2 38,0 44,0 44,4 38,8 37,6
Изданных таблицы следует, что продукция сельского хозяйства Беларуси с 2000 по2005 годы увеличивается.
· продукция перерабатывающих отраслей третьей сферы АПК;
· продукцияпроизведенного имущества, выполненных работ или оказанных предприятиями первойсферы АПК услуг. В данном случае не имеет значения,где реализуется это имущество — на сельскохозяйственных рынках или в отрасли, не входящей в АПК. Это обусловлено тем,что в первой сфере АПК производятся, как правило, предметыдлительного пользования, которыевключаются в себестоимость сельскохозяйственной продукции (и опосредованноучаствуют в определении цены реализации) только в объеме начисленныхамортизационных отчислений. Следовательно, по такому имуществу в качествевнутреннего источника следует учитывать амортизацию объектов основных средств ииных внеоборотных активов;
· торговые наценки(прибыль), вознаграждения посредникам, стоимость услуг транспортных организаций и иных вспомогательных производств и хозяйствтретьей сферы агропромышленного комплекса [3, c. 17 — 18].
Дляопределения межотраслевых пропорций и выработки управленческих решений — как нагосударственном, так и на отраслевом уровне, используется понятие «структураконечного продукта». Это понятие означает удельный вес продукции каждой отраслив составе конечного продукта.
Экономическаяэффективность агропромышленного комплекса оценивается по соотношениям:
стоимость конечного продукта — сумма затрат в частипроизводства конечногопродукта (без учета затрат на продукцию, использованную на внутреннее потребление) либо стоимость конечногопродукта — стоимость основных производственных фондов [3, c. 17 — 18].
Ряд экономистов предлагают производитьоценку эффективности общественного производства в народном хозяйстве и егоотраслях с помощью единого интегрального показателя, который может быть выраженследующей формулой:
/> (1.1)
где Эп — эффективность производства; ЧД — чистый доход с учетом его состава и качества; Т — затраты живого труда; М — текущие затраты овеществленного труда; Ф — единовременные вложения в производственныефонды; К — коэффициент приведения к единой размерности, позволяющий суммироватьзатраты и вложения [4, c. 249].
Помимоэкономической эффективности принято определять социальную эффективностьагропромышленного комплекса [3, c. 18].
Социальнаяэффективность —соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счетсоздаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием иусловиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.
Экономическаяи социальная эффективность взаимосвязаны. Рост экономической эффективностислужит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь безсоциальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень решениясоциальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередкооказывает решающее воздействие на динамику экономической эффективностипроизводства. И экономическая, и социальная эффективность в единстве оказываютвлияние на общий экономический эффект.
Социальныеаспекты эффективности производства в полной мере не могут быть выражены количественно.Вместе с тем повышение эффективности производства представляет собой не тольконаучно-техническую или производственно-экономическую, но и социальную проблему[4, c. 248].
Так какпредприятия и организации всех сфер АПК расположены преимущественно в сельскойместности, т. е. в районах, четко определяемых географическими границами, вкачестве основного показателя социальной эффективности следует рассчитыватьповышение занятости населения (снижение безработицы) в тех местностях, гдерасположены (или могут быть расположены) сельскохозяйственные предприятия. Вкачестве дополнительных показателей можно определять снижение безработицы покатегориям трудовых ресурсов (рабочие, управленческий персонал и т. п.) испециальностям. Данные для расчета показателей берутся в органах местного самоуправления(или органах службы занятости — там, где она организована).
Крометого, традиционно считаются показателями социальной эффективности:
· снижениезаболеваемости работников — определяется по данным бухгалтерского учета всельскохозяйственных предприятиях или в органах социального страхования;
· снижениепроизводственного травматизма и профессиональных заболеваний — источникиинформации те же;
· повышение уровняавтоматизации и комплексной механизации отдельных видов работ;
· сокращениеручного труда на рабочих местах, занятых женщинами, и т. д. [3, c. 18].
Такимобразом, изучение агропромышленного комплекса позволило сделать следующиевыводы:
· аграрно-промышленныйкомплекс– совокупность отраслей народного хозяйства, связанных междусобой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена,переработки потребления сельскохозяйственной продукции;
· организационно-экономическаяструктура АПКвключаетв себя три сферы:
¾ отрасли, производящиесредства производства для всех звеньев АПК;
¾ сельскоехозяйство;
¾ отрасли,обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя;
· воспроизводственно-функциональнаяструктура АПКсостоитиз пяти стадий агропромышленного воспроизводства:
¾ производствасредств производства;
¾ сельскохозяйственногопроизводства;
¾ производствапродовольствия, предметов потребления из
сельскохозяйственного сырья;
¾ производственно-техническогообслуживания всех стадий воспроизводственного процесса;
¾ реализацииконечного продукта АПК потребителю;
· продуктово-сырьеваяструктура АПКвключаетпродовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров;
· эффективностьпроизводственной деятельности— эторезультативность хозяйствования;
· социальнаяэффективность—соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
С понятиемагропромышленного комплекса тесно связано понятие агропромышленной интеграции.
2. АГРОПРОМЫШЛЕННАЯИНТЕГРАЦИЯ
2.1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Агропромышленнаяинтеграция — этоорганизационно-экономическое понятие,характеризующее объединение и углубление производственно-технологических связей организаций различных, новзаимосвязанных отраслей либо однойотрасли, но различных видов производств в совместном использовании ресурсов,объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятныхусловий для осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров[3, c. 114].
В экономическом плане интеграция выступает как инструмент соединения отдельныххозяйственных субъектов, ведущего к такому их состоянию, при котором на основемежхозяйственных, организационно-экономических, финансовых и других связей образуется новая совокупная система производств, своейдеятельностью обеспечивающая выполнение поставленной цели. Процессыинтеграции могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (повышение ее целостностии организованности), а также вести к созданию новых структур из не связанных ранееэлементов. В ходе интеграции увеличивается объем и интенсивность взаимосвязеймежду элементами системы, надстраиваются новые уровни управления.
Подагропромышленной интеграцией подразумеваются объединительные процессы с участиемпредприятий различных сфер АПК. На практике понятие агропромышленной интеграцииможет иметь более широкий смысл. В этом случае интеграционные взаимоотношенияосуществляются не только между предприятиями АПК, но и между субъектамихозяйствования других комплексов народного хозяйства. Таким образом, агропромышленнаяинтеграция – это организационно-экономический процесс сознательно, планомернорегулируемого объединения хозяйственных структур в единое агропромышленноепроизводство с целью повышения экономической эффективности его работы и решениясоциальных задач.
Напрактике кооперативных и интеграционных связей в чистом виде не существует – онитесно переплетаются между собой. Интеграционные формирования могут иметь всвоем составе кооперативные структуры и наоборот. Поэтому объединительнымпроцессам, происходящим на современном этапе, больше соответствует термин«кооперативно-интеграционные».
Кооперацияи интеграция тесно связаны и взаимообусловлены. Оба эти процесса предполагаютконцентрацию капитала. Как кооперация, так и интеграция способствуютнаучно-техническому прогрессу. Посредством кооперации и интеграцииформируются новые хозяйственные структуры, способные выстоять в условиях жесткойрыночной конкуренции. Наряду с общими свойствами между кооперацией (в узком еепониманий) и интеграцией имеются отличия. При кооперации в качествеобъединяемых объектов выступают предприятия одной отрасли, при интеграции –организации разных отраслей: сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности,торговли и др. В большинстве случаев в кооперативных формированиях производитсясырье или полуфабрикаты, в интегрированных – готовая продукция. Есликооперативные процессы осуществляются на добровольной основе (по волеобъединяемых структур), то интеграционные – по инициативе интеграторов.
Кооперативно-интеграционныеотношения формируются на следующих принципах:
· добровольности игласности процедуры образования;
· участия членовкооперативно-интеграционных структур в формировании общего капитала;
· распределения результатов совместной деятельности объединений между их участниками;
· открытостиобъединений для новых участников;
· демократичностисистемы управления объединениями, предусматривающей участие в ней учредителей;
· возврата частиимущества в случае ликвидации предприятия или его выхода из составаобъединения.
Подвоздействием кооперативно-интеграционных процессов изменяется содержание составляющихАПК. Если вне их субъекты хозяйствования сельского хозяйства, перерабатывающейпромышленности и обслуживания функционируют обособленно, то в результате кооперациии интеграции формируются структуры, сориентированные на получение общих результатов[7, c. 21].
2.2.ВИДЫ И ФОРМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Следует различать интеграцию вертикальную игоризонтальную. Интеграция вертикальная — межотраслевоекооперирование и комбинирование организаций и производств различных отраслей,обеспечивающее оптимальное прохождение товарной массы в едином технологическомпроцессе из одной фазы производства с другую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качествапродукции.
По целевой функции можно выделить подсистемувертикальной интеграции,специализирующуюся на производстве продуктов питания. Она включает «предприятия сельского хозяйства, продукциякоторых направляется для потребления в свежем виде (овощи, фрукты,картофель и т. д.) или поступает на промышленную переработку для полученияпродуктов питания предприятияпромышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и производствупродуктов питания, предприятия заготовительных и транспортных организаций; предприятия по хранению и сбытупищевых продуктов. В подсистеме могут быть выделены относительносамостоятельные интегрированные блоки: мясной (предприятия по откормукрупного рогатого скота, свиней, птицы, мясокомбинаты, холодильники),молочно-маслосыродельный (молочные комплексы, маслосырзаводы) и др. По организационно-экономическимпризнакам вертикальные интегрированные системы можно классифицировать на двебольшие группы.
Системы, имеющие функционально-технологическуюцелостность, но не получившиеорганизационного оформления (отсутствует единство организационно-распорядительныхфункций). В этом случае отношения внутри интеграционной системы строятся наоснове договоров простого товарищества, контрактации, договоров поставки,отношений купли-продажи и других экономических отношений.
Системы,имеющие функционально-технологическую целостность и централизованныеорганизационно-распорядительные органы (типа агропромышленных объединений).Такие формирования могут функционировать на основе полной юридическойсамостоятельности, или с частичной передачей функций головному предприятию, илис лишением структурных звеньев юридической самостоятельности.
Интеграция горизонтальная — внутриотраслевоекооперирование предприятийи производств одной или нескольких подотраслей, обеспечивающее углублениеспециализации отдельных звеньев единого технологического процесса, снижение издержек производства, рост егоэффективности и повышение качества продукции.
В сельском хозяйстве устойчивыепроизводственно-экономические связи имеют горизонтальные интегрированныесистемы типа кормопроизводство -животноводство, в зерновом производстве— на основе интеграции семеноводческих, репродукторных хозяйств и предприятий попроизводству товарногозерна и т. д.
Одна из форм развития горизонтальной интеграциисельскохозяйственных предприятий — интеграция межхозяйственная. Представляютформу сотрудничества юридически самостоятельных предприятий, основанную на координации ихдействий, обмене продуктами своей деятельности или на совместной организациипроизводства, создании общих служб в целях достижения более высокойпроизводительности труда на базе оптимальной концентрации и специализациипроизводства и реализации достижений научно-технического прогресса.
Развитие интеграции по вертикали и горизонтали впроцессе реформирования производственно-экономических отношений проявляется вразличных организационно-правовых формах (простые товарищества, ассоциации (союзы), холдинги, финансово-промышленныегруппы и т. д.). На переходном этапе становления рыночных отношений такиеформирования могут стать специфическойформой выживания в условиях трансформационной экономики, содействоватьстабилизации конъюнктуры предложения и спроса. Существует и стремление предприятий не столько к адаптации к рыночнымусловиям, сколько к максимальной изоляции от рынка путем замыкания хозяйственныхсвязей в рамках групп, предотвращения потери контроля над предприятиями со стороны управленческого корпуса,поддержания тесных контактов свластными структурами, лоббирования с целью получения льгот, привилегий и закрытия рынка от внешней конкуренции[3, c. 114 — 115].
Такимобразом, изучение агропромышленной интеграции позволило сделать следующиевыводы:
· подагропромышленной интеграцией подразумеваются объединительные процессы с участиемпредприятий различных сфер АПК;
· при кооперации вкачестве объединяемых объектов выступают предприятия одной отрасли, при интеграции– организации разных отраслей;
· интеграция вертикальная— межотраслевое кооперирование и комбинированиеорганизаций и производств различных отраслей, обеспечивающее оптимальное прохождениетоварной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства сдругую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качества продукции;
· интеграция горизонтальная— внутриотраслевое кооперирование предприятий и производств одной илинескольких подотраслей, обеспечивающее углубление специализации отдельныхзвеньев единого технологического процесса,снижение издержек производства, рост его эффективности и повышениекачества продукции;
· агропромышленнаяинтеграция повышает эффективность АПК.
Также сцелью повышения эффективности АПК осуществляется государственное регулированиесельского хозяйства.
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА
Современнаяструктура управления АПК в Республике Беларусь включает:
· Управлениеэкономики АПК Министерства экономики;
· Министерствосельского хозяйства и продовольствия;
· областные комитеты(в областях) и районные управления (в районах) по сельскому хозяйству ипродовольствию.
ВУправлении экономики АПК определяются потребности в продукции комплекса,производятся балансовые расчеты с целью увязки потребностей с ресурсами,определения производства сельскохозяйственной продукции, увязки с мощностямиперерабатывающей промышленности. Оно формирует заказ на поставкусельскохозяйственной продукции для государственных нужд и заключаетмежправительственные соглашения.
Основныефункции Министерства сельского хозяйства и продовольствия:
· разработкаметодических рекомендаций аграрникам;
· участие вформировании заказов на поставку продукции для государственных нужд, косвенныхрегуляторов;
· разработка и реализациякомплексных программ;
· внедрениедостижений науки и техники.
Региональныеорганы управления АПК решают проблемы в рамках своей территории.
Вусловиях перехода к рынку существенно меняется концепция аграрной политики. Дляэффективного развития АПК и решения продовольственной проблемы проводится рядкрупномасштабных мероприятий. К первоочередным из них следует отнести:
· проведениеземельной реформы и определение права собственности на землю, создание условийфункционирования на добровольных началах различных форм хозяйствования;
· разгосударствлениеи приватизация собственности сельского хозяйства, перерабатывающих иобслуживающих АПК предприятий и организаций, развитие рыночной инфраструктурыи принципиально нового сервисного обслуживания предприятий и хозяйств.
Средимер государственного воздействия на развитие АПК к наиболее важным относятсяизменение ценообразования, налоговой, кредитной и инвестиционной политики,формирование государственного заказа. Предусматривается осуществлять поддержкусоздаваемых хозяйств (крестьянских, фермерских и др.).
Длядостижения стабилизации экономики в Республике Беларусь, сбалансированияспроса и предложения в условиях перехода к рынку разработана системакомплексных программ, определяющих экономическую поддержку развития отраслей,продуктовых подкомплексов и производства конкретных видов продукции. Онавключает программы «Зерно», «Сахар», «Растительноемасло», «Производство продуктов питания для детей раннего возраста»и др.
Следуетотметить, что в Беларуси в 1992 г. был разработан механизм паритета цен напромышленную и сельскохозяйственнуюпродукцию. При росте цен на промышленную продукцию осуществлялась соответствующая Компенсациясельскому хозяйству. С 1993 г. используется иной подход. Выделяется определенная величина средств из госбюджета, а рост затратсопровождается ростом закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.Программой неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса предусмотреноосуществить поэтапный переход к применению закупочных цен, сформированных позатратам в средних условиях производства и обеспечивающих совокупнуюрентабельность сельскохозяйственной продукции 40%.
Отличительнойособенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов,совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятийи организаций, кооперативов с помощьюземельного налога рационального использования земельных ресурсов ильготное налогообложение. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль пореализация произведенной продукциирастениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кромепушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, а также на прибыль отвыпуска в подсобных цехах сельских хозяйств продовольственных товаров. Имеетсяряд других льгот.
Основнымрычагом обеспечения эффективной увязки всех стадий агропромышленногопроизводства являются инвестиции. Инвестиционная политика республики направленана обеспечение приоритетного развития АПК и перерабатывающей промышленностиАПК, которая должна увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемогосырья. Подсчитано, что инвестиции в хранение и переработку в 3—4 разаэффективнее, чем в производство с цельюнаращивания сельскохозяйственной продукции. Если вовремя убрать,перевезти, сохранить и переработать урожай, своевременно доставить продукциюпотребителю, то уже при нынешнем уровне продуктивности полей и ферм можно на20—30% увеличить потребление продуктов питания.
ВРеспублике Беларусь принят Закон «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села иагропромышленного комплекса»,согласно которому до 20% от расходной части бюджета должно направлятьсяна развитие села и АПК. Образован централизованный инвестиционный фонд АПК. Онформируется за счет республиканского бюджета, амортизации (15%) и отчисленийсебестоимости (1%). Первоочередное направление средств — на реализациюреспубликанских программ.
Определеннаядоля средств используется на стимулирование поставок для государственных нужд.Стимулирование осуществляется в прямой зависимости от поставок: с увеличениемпоставок увеличиваются выделяемые средства.
Созданфонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Изменяется вкорне политика кредитования. Кредиты предусмотрено выдавать не на покрытиеубытков, а на развитие производственной и социальной сферы АПК. Программой кредитногообеспечения приоритетных направлений развития экономики Беларуси предусмотренольготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечено осуществитькредитную поддержку приоритетных направлений развития АПК [1, c. 262 — 264].
3.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛА БЕЛАРУСИ НА 2005 – 2010 ГОДЫ
УказомПрезидента Республики Беларусь от 25.03.2005 г. № 150 утверждена Государственнаяпрограмма возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Программа носиткомплексный характер. Основными ее целями и задачами являются: возрождение иразвитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающиеусловия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышениедоходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельскойместности и улучшения демографической ситуации; обеспечение эффективного производствасельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных длявнутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
Всемероприятия, указанные в программе, охватывают как производственную, так исоциальную сферы. В производственной сфере предусмотрены совершенствованиеспециализации сельскохозяйственного производства, повышение эффективностииспользования земель, развитие крупнотоварного сельскохозяйственногопроизводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан,перерабатывающей промышленности, государственная поддержка агропромышленногопроизводства, совершенствование организационно-экономических структур,техническое переоснащение и кадровое обеспечение АПК.
Всоциальной сфере предусмотрены:
· повышениепривлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;
· совершенствованиеинфраструктуры сельских населенных пунктов;
· развитиежилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации,газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи;
· модернизациядорог и транспортного обеспечения;
· развитиеобразования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма,торгово-бытового обслуживания.
Реализациямер, определенных программой, позволит достичь социальных стандартов,гарантирующих повышение уровня и качества жизни сельского населения, иустойчиво развивать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасностьстраны.
Врезультате реализации программы в производственной сфере будет усовершенствованаспециализация; обеспечено развитие отраслей сельскохозяйственного производства;созданы устойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промышленности;обеспечена интеграция субъектов АПК во многоотраслевые и специализированные объединенияюридических лиц, осуществляющих производство продуктов питания. Будутдостигнуты техническое и технологическое переоснащение АПК; увеличен совокупныйобъем валовой продукции на 45 % при годовом производстве 8,4 млн т зерна, 3,8млн т сахарной свеклы, 9,0 млн т картофеля, 6,5 млн т молока и 1,44 млн т мясаскота и птицы; обеспечено повышение рентабельности сельскохозяйственногопроизводства до 18-20 %; созданы условия для достижения работникамисельскохозяйственного производства среднемесячной заработной платы,эквивалентной 320-360 дол. США.
Всоциальной сфере реализация программы позволит сформировать в республике 1481агрогородок; улучшить жилищные условия сельского населения за счет строительстване менее 50 тыс. жилых домов (квартир); обеспечить полную газификацию домов(квартир), в том числе перевод не менее 20 % их на потребление природного газа;улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергии за счет строительстваи реконструкции не менее 15 тыс. км электрических сетей; полностьюудовлетворить потребности сельского населения в качественной питьевой воде засчет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения;обеспечить все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью,довести количество телефонов на 100 жителей до 26; провести реконструкцию и ремонт4,3 тыс. км местных автомобильных дорог, обеспечив транспортную связь районныхцентров с агрогородками и другими населенными пунктами; охватить не менее 85 %детей дошкольным образованием; создать амбулатории общей врачебной практики собслуживанием населения в радиусе 10-15 км и укомплектовать медицинские учреждения на селе специалистами общей врачебной практики.
Предусматриваетсясоздать 186 качественно новых сельских учреждений культуры — домовсоциально-культурных услуг, центров ремесел, фольклора,усадебно-этнографических туристических комплексов; возобновить деятельностьпередвижных библиотек; открыть при сельских общеобразовательных школахфилиалы детско-юношеских спортивных школ, развивать агро- и экотуризм;увеличить к 2010 г. оказание бытовых услуг в сельской местности по сравнению с 2004 г. не менее чем в 1,5 раза.
Следуетвозобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть140 торговых объектов типа мини-магазинов, осуществить реконструкцию и ремонт210 магазинов с переводом их на новые формы обслуживания, сформироватьнадежную систему обеспечения сельских жителей товарами расширенногоассортимента; дополнительно создать на селе более 16,2 тыс. рабочих мест.Намечено сократить потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций,минимизировать число людей, погибших от пожаров в сельской местности.
Сумма расходов на реализацию программы составит 69,8 трлн р. (в ценах 2005 г.). Предстоит создать устойчивую аграрную экономику, гарантирующую продовольственную безопасность Беларуси; обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения, соответствующий новым требованиям ккачеству рабочей силы; улучшить благосостояние жителей села и повысить их культуру [4, c. 18 — 20].
Такимобразом, изучение государственного регулирования сельского хозяйства позволилосделать следующие выводы:
· среди мергосударственного воздействия на развитие АПК к наиболее важным относятсяизменение ценообразования, налоговой, кредитной и инвестиционной политики,формирование государственного заказа;
· отличительнойособенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов,совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятийи организаций, кооперативов с помощьюземельного налога рационального использования земельных ресурсов ильготное налогообложение;
· инвестиционнаяполитика республики направлена на обеспечение приоритетного развития АПК иперерабатывающей промышленности АПК;
· основными целямии задачами Государственной программы возрождения и развития села Беларуси на2005-2010 годы являются:
¾ возрождение иразвитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающиеусловия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства;
¾ повышение доходовсельского населения, создание основ для престижности проживания в сельскойместности и улучшения демографической ситуации;
¾ обеспечениеэффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия вобъемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изученияданной темы курсовой работы можно сделать следующие выводы:
· аграрно-промышленныйкомплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющихпроизводство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннегорынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья;
· АПК Беларусиявляется крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народногохозяйства – сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная,комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья),тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение иагросервис;
· аграрно-промышленныйкомплекс призван обеспечивать основные потребности страны всельскохозяйственной продукции и продовольствии в за счет собственного производства;
· для достижения иподдержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развитияАПК, который бы обеспечивал до 85 % спроса на сельскохозяйственную продукцию изанимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия;
· импорт продовольствияне должен превышать 15—20 % его реализации, в противном случае создается угрозаэкономической безопасности и независимости страны;
· экономическаяэффективность агропромышленного комплекса оценивается по соотношениям: стоимость конечного продукта — сумма затрат вчасти производства конечного продукта либостоимость конечного продукта — стоимость основных производственных фондов;
· социальнаяэффективность—соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества;
· экономическая исоциальная эффективность взаимосвязаны: рост экономической эффективностислужит основой достижения высоких социальных результатов, в свою очередь безсоциальных достижений невозможно решение экономических задач;
· агропромышленнаяинтеграция – это организационно-экономичес-кий процесс сознательно, планомернорегулируемого объединения хозяйственных структур в единое агропромышленноепроизводство с целью повышения экономической эффективности его работы и решениясоциальных задач;
· интеграция вертикальная— межотраслевое кооперирование и комбинированиеорганизаций и производств различных отраслей, обеспечивающее оптимальное прохождениетоварной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства сдругую, снижение издержек, повышение эффективности производства и качества продукции;
· интеграция горизонтальная— внутриотраслевое кооперирование предприятий и производств одной илинескольких подотраслей, обеспечивающее углубление специализации отдельныхзвеньев единого технологического процесса,снижение издержек производства, рост его эффективности и повышениекачества продукции;
· к наиболее важныммерам государственного воздействия на развитие АПК относятся изменениеценообразования, налоговой, кредитной и инвестиционной политики, формированиегосударственного заказа;
· отличительнойособенностью налоговой политики в АПК является стимулирование колхозов,совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятийи организаций, кооперативов с помощьюземельного налога рационального использования земельных ресурсов ильготное налогообложение;
· инвестиционнаяполитика республики направлена на обеспечение приоритетного развития АПК иперерабатывающей промышленности АПК;
· Беларусь являетсяаграрно-промышленной страной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственное регулированиеэкономики: курс лекций / под общ. ред. Н.Б. Антоновой – Мн.:1996 – 360 с.
2. Национальная экономика Беларуси:Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления:учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович; под общ. ред.В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
3. Экономика организаций и отраслейагропромышленного комплекса: В 2 кн. Кн1 / В.Г. Гусаков; под общ. ред. В.Г.Гусакова. – Мн.: Белорус. наука, 2007. – 891 с.
4. Экономика предприятий и отраслей АПК:учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша; под ред. П.В.Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.:БГЭУ, 2007. – 574 с.
5. Гусаков В. Организация фермерскогобизнеса в США // Агроэкономика – 2000. — №3. – С. 3-5.
6. Крупич, А. Роль кооперации иинтеграции в формировании рыночных хозяйственных структур / А. Крупич //Аграрная экономика. – 2006 — №6. – С. 20 – 27.
7. Попков, А. Сельское хозяйствоГермании / А. Попков // Аграрная экономика. – 2006 — №6. – С. 49 – 52.
8. Филипцов, А.М. Структурное иотраслевое развитие сельского хозяйства / А.М. Филипцов // Белорусскийэкономический журнал – 2006 — №6. – С. 105 – 106.