Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Словосочетание

Л. А. Беловольская
Вопросы:
1.Словосочетание. Краткая история вопроса. Определение словосочетания.Соотношение словосочетания со словом и предложением.
2.Количественно-структурные типы словосочетаний.
3.Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическаяклассификация).
4.Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.
5.Синтаксические отношения в словосочетании или семантика словосочетаний.
6.Форма словосочетания или способы выражения синтаксических отношений всловосочетании. Грамматические связи слов в словосочетании.
7.Схема анализа словосочетания.
Рекомендуемаялитература:
1.Грамматика русского языка. М., 1954,1960. — Т. 2, ч. 1 и 2.
2.Русская грамматика. М., 1980, т. 2.
3.Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
4.Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М,1987.
5.Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
6.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М, 1980.
7.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
8.Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.,1974.
9.Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К.Федоров. М., 1978.
10.Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.
11.Сухотин В.П. Проблема словосочетания в совр. русс. яз. — в кн.: Вопросысинтаксиса современного русского языка. — М., 1950. С.127-177.
12.Прокопович Н.Н. Словосочетание в совр. русс. лит. яз. — М., 1966.
13.ФоменкоЮ.В. Является ли словосочетание единицей языка // «Филологическиенауки», 1975, № 6.
1.Учениео словосочетании развивалось противоречиво и сложно.
Дляодних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся наэтимологическое значение термина. Под словосочетанием понималось любоесочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловымипоказателями, независимо от их формы и назначения в речи. В этом случае ипредложение как грамматически организованная единица относилась к разрядусловосочетаний, а весь синтаксис объявлялся учением о словосочетании.
Такоепонимание сущности словосочетаний свойственно Ф.Ф. Фортунатову. Эти же взглядыотразились в трудах А.М. Пешковского и М.Н. Петерсона.
Так,Ф.Ф. Фортунатов определяет словосочетание следующим образом:«Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуетсясочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет лиэто выражение целого психологического суждения, или выражение его части».(Ф.Ф. Фортунатов. О преподавании грамматики русского языка в средней школе. — Избранные труды, т. 2. М., 1957. С. 451).
Значит,предложение причисляется к одному из разрядов словосочетаний.
А.М.Пешковский еще шире понимает словосочетание: «Словосочетание есть дваслова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли». (А.М. Пешковский.Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 35).
Притаком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетаниеобъединение двух или нескольких предложений.
Как«соединение слов, равное простому предложению», рассматриваетсловосочетание М.Н. Петерсон (См.: Очерк синтаксиса русского языка, 1923),исключив, таким образом, из синтаксиса учение о предложении.
Особыйинтерес представляет освещение вопроса о словосочетании А.А. Шахматовым:«Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образуетграмматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов отдругих (См.: Синтаксис русского языка, 1941. С. 274).
Вэтом случае рассматриваются отношения второстепенных членов друг к другу и ихотношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения.При этом само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но вотличие от других такие словосочетания объявляются законченными.
Сложившаясяграмматическая традиция нашла отражение и во взглядах В.П. Сухотина на проблемусловосочетания, которые изложены в статье „Проблема словосочетания всовременном русском языке“ (см. список литературы).
Подсловосочетанием здесь понимается „минимальное грамматическое и смысловоеединство в составе предложения, отражающее связи реальнойдействительности“.
»Такоеопределение приводит к следующим выводам: 1) словосочетание вычленяется изпредложения; 2) сочетание подлежащего и сказуемого тоже являетсясловосочетанием, которое выполняет функцию сообщения или высказывания одействительности, остальные словосочетания непредикативные; 3) в некоторыхслучаях словосочетания могут быть равны простому предложению; 4) словосочетанияделятся на однородные (с сочинительной связью: учитель и инженер) инеоднородные (с подчинительной связью: учитель инженера)" (См.: ВалгинаН.С., с. 22).
Изсказанного выше следует, что словосочетание понимается как такое синтаксическоеединство, которое вычленяется из предложения и существует только в предложении.
Систематизируяисследования в области словосочетания, В.В. Виноградов предлагает иной взглядна эту единицу и разграничивает понятие словосочетания и понятие предложения,опираясь на функциональный подход к обеим. В результате оказывается, чтопредложение является единицей коммуникативной, а словосочетание — единицейноминативной.
Встатье «Идеалистические основы синтаксической системы проф.А.М.Пешковского, ее эклектизм и внутренние противоречия», опубликованной всборнике «Вопросы синтаксиса современного русского языка» (С. 38),В.В. Виноградов пишет:
«Словосочетаниеи предложение — понятия разных семантических рядов и разных стилистическихплоскостей. Они соответствуют разным формам мышления. Предложение вовсе неразновидность словосочетания, так как существуют слова-предложения.Словосочетание не имеет грамматических признаков, которые бы указывали назаконченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и черезпредложение входит в систему средств сообщения, но оно так же, как слово,относится к средствам обозначения и является строительным материалом в процессеязыкового общения».
Изтакого понимания словосочетания следует, что не всякое объединение полнозначныхслов является словосочетанием, а лишь такое, которое представляет собой«продукт семантического распространения слова», т.е. построено поправилам распространения слова. Следовательно, в теорию словосочетаниявключаются вопросы, связанные с выяснением грамматических отношений междукомпонентами сложного наименования, каким является словосочетание, иопределением значения, которое выражается данным наименованием. Отсюда следует,что взаимоотношения подлежащего и сказуемого, взаимоотношения рядов слов,объединенных сочинительной связью (однородных членов), а такжеполупредикативные словосочетания, выражающие добавочное сообщение, целикомотносятся к теории предложения и к проблемам словосочетания никакого отношенияне имеют. (см. Валгина, с. 23).
Этаточка зрения на словосочетание отражена в большинстве современных учебников иучебных пособий для высшей школы, в академических изданиях и монографиях (см.,например, Грамматику-54, Грамматику-70, Н.Н. Прокоповича, указ.работу и др.).Теория В.В. Виноградова получает дальнейшее развитие в исследовательскихработах современных ученых и преобладает в современной лингвистике.
Нельзяне сказать, что существует и другая, полярная точка зрения, которая отражена всуждении о полном отрицании словосочетания как синтаксической единицы (см.статью Ю.В. Фоменко, указ. в списке литературы), однако дальнейшего развитияэта точка зрения не получила.
Говоряо словосочетании, следует учитывать и точку зрения В.А. Белошапковой на этуязыковую единицу. Признавая плодотворными мысли В.В. Виноградова ословосочетании, она несколько расширяет это понятие. Словосочетаниеопределяется ею как «непредикативное соединение на основе синтаксическойсвязи слова с формой слова или формы слова с формой слова».
Всоответствии с этим определением словосочетаниями признаются любыенепредикативные конструкции, основанные на синтаксической связи ипредставляющие реализацию всех ее видов — как подчинительной, так и сочинительной(см. подробнее уч.пособие под ред. Е.И. Дибровой, с. 10-11).
Однаков настоящее время сочинительные сочетания слов не анализируются каксловосочетания ни в школьной, ни в вузовской практике.
Изсказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем,границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены доконца и продолжают развиваться в современной лингвистике, однако в настоящеевремя господствующей точкой зрения на словосочетание остается точка зрения В.В.Виноградова.
Итак,мы опираемся на следующее основное определение словосочетания В.В. Виноградова:"…исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двухили более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, носоздающие расчлененное обозначение единого понятия" (Грамматика-60, т. 2,ч. 1, с. 19).
Длясловосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразновыделить следующие различительные (дифференциальные) признаки и учитывать ихпри анализе словосочетания:
1)грамматический — непредикативная единица;
2)функциональный — единица номинативного плана, выражающая единое, норасчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;
3)структурный — конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов,связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;
4)семантический — конструкция, в которой выражаются определенные синтаксическиеотношения между словами;
5)парадигматический — единица, представленная системой форм, опирающихся на формыглавного, стержневого слова (см.: Совр. русский язык. Анализ языковых единиц в3-х частях / Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3., М., 1995, с. 9).
Понятиесловосочетания естественно соотносится с понятием слова и понятием предложения.
Признаками,которые объединяют понятия слова и словосочетания, являются:
1)не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составепредложения;
2)не имеют предикативных значений, интонации сообщения;
3)выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки,действия;
4)имеют парадигму изменения.
Признакиразличия проявляются в структуре и в значении: слово — лексическая единица,состоящая из морфем, словосочетание — синтаксическая единица, состоящая из 2-хи более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью.
Словоназывает предметы и явления действительности в нерасчлененном виде. Оно можетиметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможныхсловосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются (ср.: писатьписьмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске, писать другу; спать надиване, спать крепко, спать два часа и т.п.).
Словосочетанияназывают предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеютконкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Этаособенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы (ср.:обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный стол и т.п.).
Всоотношении понятий словосочетание и предложение основным признаком,различающим их, является наличие предикативности, модальности, синтаксическоговремени и интонационной завершенности у предложения и отсутствие названныхпризнаков у словосочетания (см.также указанную литературу).
2.В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся напростые и сложные.
Простыесловосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синеенебо, любить музыку.
Кпростым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитическиеформы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которыхзависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человекнизкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушкашестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.
Ктипу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированнымиглагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интереск делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходныйтип между простыми и сложными сочетаниями.
Сложныесловосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собойразличные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможнынекоторые обобщения таких комбинаций (См.: Валгина Н.С., с. 34-36, Н.Н.Прокопович, с. 62-71).
1.Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: частоприменяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.
Особенностьэтих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически,поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.
2.Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белымиколоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на видяблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на языкдевочка.
Особенностьстроения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа взависимом простом словосочетании связана только с главным словом этогословосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всегословосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание — сбелыми колоннами, старик — с седой бородой и т.п.
3.Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующиесловосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольныесловосочетания, в которых глагол способен распространяться двумясуществительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратитьводу в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.
Подобныесловосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктомсоединения целых словосочетаний. Их образование объясняетсялексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способныраспространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживаютдвойную синтаксическую связь: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздьи вбить в стену. Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных:превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.
Нарядус трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные ит.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения ужеимеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном: готовыйбороться — готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа — скупая нацвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.
Несмотряна большой объем таких словосочетаний, они не теряют своегосемантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих ихкомпонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простыхсловосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными(Грамматика-70, с. 537).
Возможностьпостроения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует обезграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамкаминекоммуникативных объединений слов. Следовательно, объем словосочетанийограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения(Н.Н. Прокопович, с. 72).
3.Лексико-грамматические типы словосочетаний или морфолого-синтаксическаяклассификация. В зависимости от принадлежности главного слова к той или инойчасти речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные,именные, наречные (Валгина, с. 36-38).
Глагольныесловосочетания имеют следующие модели:
1)глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купитьхлеба, обратиться к нему;
2)глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;
3)глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.
Именныесловосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словомчислительным и с главным словом местоимением.
Основныемодели субстантивных словосочетаний:
1)согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир;
2)существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;
3)существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;
4)существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.
Основныемодели адъективных словосочетаний:
1)прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;
2)прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушныйко всему;
3)прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.
Последниетипы словосочетаний с главным словом числительным и с главным словомместоимением являются синтаксически не свободными и разнообразием моделей неотличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.
Словосочетаниянаречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:
1)наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;
2)наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.
4.Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.
Взависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотойвыражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными инесвободными.
Свободныесловосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силудостаточной информативности. В предложении каждый компонент свободногословосочетания выполняет самостоятельную роль.
Компонентысвободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в нихявляются живыми и продуктивными, например: поздняя осень, ранняя…, холодная…,дождливая…; поздняя осень, … весна, …любовь. В то же время свободныесловосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость,например: слушать… и подслушать…, что отражается на количестве вариантовсловосочетаний с одним и тем же словом.
Известно,что сочетаемость — одно из фундаментальных понятий языковой системы, посколькуотражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связанас согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), содной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другойстороны, — синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значениеслов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например,существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные — с наречием,глаголы — с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяетколичество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы илигруппы лексем с одной ведущей семой. Анализ словосочетаний с точки зренияособенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам ирезультатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидностисловосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые,не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической исинтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной иактуальной.
Синтаксическинесвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компонентыс лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всегословосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурнонечленимыми в данном контексте, например: считаться союзником, оказать помощь,много песен, мать с сыном, девушка высокого роста и т.п. В любом случае всесловосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературевыделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся вконтексте на отдельные компоненты, сравните: Два мальчика играли и Я наблюдалза игрой двух мальчиков. Мать с сыном отправились в лес и Мать отправилась ссыном в магазин; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержатинформативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову,например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукаваи т.п.
5.Семантика словосочетаний.
Словоформы,составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксическихотношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этихслов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным:атрибутивным, объектным, обстоятельственным.
Атрибутивныесинтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широкомсмысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именныхсловосочетаниях.
Объектныесинтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом,отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях иименных с отглагольными существительными или прилагательными.
Обстоятельственныесинтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком,действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственнообстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным)словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксическихотношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.
Влингвистической литературе выделяются также субъектные (н-р, Н.С. Валгина),комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения (В.В. Бабайцева и др.),синтаксические отношения меры и синтаксические отношения степени (Л.А.Беловольская).
Субъектныесинтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательнымоборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например:посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.
Комплетивныесинтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметьдополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимаясловоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент,например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделатьсязаметным и т.п.
Синтаксическиеотношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов,действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным илиглаголом, в семном составе которых обязательна сема величины (количественнаясема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественныесемы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным являетсясемантическое согласование качественно-количественных сем стержневого изависимого компонентов, например: интервал в десять секунд, двухминутныйинтервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей ит.п.
Науровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемоми обстоятельствах меры.
Синтаксическиеотношения степени являются субъективными и возникают между предметом ипризнаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичномсостоянии, являются разновидностью атрибутивных (в широком смысле) иобстоятельственных синтаксических отношений, сравните: невыносимыеразочарования, обморочный восторг, огромный кот, широченный мост, стремительномчаться, невероятно разволноваться и т.п. Синтаксические отношения меры истепени выделены в работах Л.А. Беловольской.
Итак,синтаксические отношения в словосочетании зависят от 1) общихлексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальныхзначений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3) от контекста, болееширокого, чем словосочетание.
6.Формасловосочетания.
В.П.Сухотин писал: «Под грамматической формой словосочетания мы понимаемсовокупность специфических языковых показателей или грамматических средств(аффиксы, служебные слова, порядок слов), с помощью которых внешним путемвыявляются отношения, устанавливаемые между самостоятельными словамисловосочетания» (с. 157). Таким образом, понятие формы словосочетанияисчерпывается способами выражения синтаксических отношений или«синтаксическими приемами» согласования, управления, примыкания, какнаиболее типичными для русского языка.
И.П.Распопов указывал, что подчинительная связь на уровне словосочетания всегданосит «субординативный» характер. Субординация — связь прямая иодносторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим триосновных способа связи слов в словосочетании.
Согласование- вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа, падежа зависимогослова предопределяются соответственными формами стержневого слова. Согласованиеможет быть полным (зеленая трава, грамотный человек, жаркое лето) и неполным(наша врач, на озере Байкал, на семи ветрах).
Синтаксическаясвязь в объединениях слов типа женщина-космонавт, злодейка-западня лишь условноможно назвать согласованием. Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что это«особый вид согласования, которому скорее приличествует названиепараллелизма», Е.В. Кротевич называет такую связь, при которой формы родаи числа зависимого слова скорее совпадают с соответственными формами главногослова, нежели обусловлены ими, корреляцией (Е.В.Кротевич. О связях слов. Львов,1959, с.15).
Управление- вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму тогоили иного падежа в зависимости от грамматической возможности главного слова ивыражаемого им значения. Зависимая словоформа остается неизменной при измененииграмматической формы главного слова, в отличие от согласования, где изменяютсяобе словоформы одновременно. Управление может быть сильным и слабым.
Присильном управлении главное слово своими лексико-грамматическими свойствамипредопределяет обязательное появление при нем управляемой падежной формы, тоесть связь является необходимой. Сильное управление обнаруживается регулярнопри переходных глаголах, может встречаться при существительных и прилагательныхопределенной лексической семантики, например: послать письмо, слушать радио,уйма времени, тьма дел, верен долгу, предан другу и т.п.
Прислабом управлении распространение господствующего слова являетсяфакультативным.
Примыкание- вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым,изолированным от системы падежей в силу своей частеречной принадлежности,зависимость от главного слова выражена семантически. Примыкать могутдеепричастия, наречия и инфинитив.
7.При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание каксинтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя неучитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, каки слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями междукомпонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениямис другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должноспециально уточняться.
Схемаанализа является традиционной, взята из учебного пособия под ред.Е.И. Дибровой(с. 23-24). Не нарушая сути анализа, считаем целесообразным и более логичнымнесколько иной порядок анализа и уточнение некоторых характеристик.
1.Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).
2.Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).
3.Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выраженияглавного и зависимого компонентов).
4.Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установитьпричину, по которой словосочетание является несвободным: информативнаянедостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).
5.Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения междукомпонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен,проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить семусогласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).
6.Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи,способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составесловосочетания, предлоги, порядок слов).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.philology.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ фондовых бирж Республики Казахстан
Реферат Проблемы концентрации производства в Украине
Реферат Механизмы нравственного самовоспитания
Реферат Определение иммуноглобулинов в крови
Реферат Предварительное расследование
Реферат Рационализм и эмпиризм
Реферат Три государства на Корейском полуострове
Реферат Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Реферат Психологическая характеристика индивида
Реферат История развития экономического анализа
Реферат Бизнес-план деятельности предприятия по оказанию услуг информационно-маркетингового и телекоммуникационного обеспечения субъектов рынка г. Твери
Реферат Разработка и применение метода определения деформационных и прочностных свойств низа обуви с
Реферат Природа в русской литературе XX века
Реферат 20 секретов Windows xp
Реферат «Теория воспитания» в системе религиозного народовластия