Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование графических навыков у дошкольников

Контрольнаяработа по методике развития детского изобразительного творчества
Тема:Формирование графических навыков у дошкольников.

 
В системе общественноговоспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию,имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисованияу ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание,эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умениедоступными средствами самостоятельно создать красивое.
Основная цель обучениярисованию дошкольника в детском саду — научить изображать предметы и явления посредствам образного отображения жизненных впечатлений. Богатейшая событиямижизнь врывается в их сознание и дети в меру своих сил и пониманий, откликаютсяна неё, стремясь выразить свои чувства на бумаги.
Обучение рисованиюдетей должно быть направлено на развитие их творческих самостоятельности иактивности.
Для изображения нужныясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графическойформе.
Навыки и умения,составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности ихформирования и развития, те же что и любых других двигательных навыков.Обучение техническим навыкам и умениям будет успешным если учестьфизиологические и психологические особенности.
В отличие от устныхформ речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (доопределенного уровня), рисовать и писать надо учиться. Причем процесс этотдлительный и не простой. Для того чтобы обучить ребенка рисованию и письму,надо знать как у него формируются графические навыки и каковы наилучшие условияформирования этих навыков.
Они вырабатываются впроцессе длительных упражнений. Нельзя научить дошкольника изображать предметыза один день, его умения еще не на столько велики, чтобы он смог воссоздатьувиденное им. Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, вотличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебнойдеятельностью. Здесь приходиться учитывать возрастные способности дошкольника.Маленькие дети подвижны и неусидчивы, их внимание не устойчиво, они легкоотвлекаются.
В трехлетнем возрастиребенок хочет нарисовать на бумаге всё разнообразие окружающего его мира.Ребенок переходит от каракулей, сначала к ассоциативному рисованию, когда оннаходит сходство в своих каракулях с каким-то предметом, затем к предметномурисованию, когда дошкольник хочет изобразит уже определенный предмет, но впроцессе рисования часто меняет свой замысел, добавляет новые детали, теряетпервоначальную мысль.
Рисование трехлетнегоребенка – это та же игра, в которой он активно действует. Сам процесссопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями и приговариванием. Трехлетнегоребенка сначала не смущает не умение держать карандаш, кисть и рисовать ими. Нопостепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение нарисоватьчто-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому надо научить дошкольника не толькодержать правильно кисть, карандаш, но и научить элементарным способамизображения. Научить проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии.Пользуясь этими приемами дети могут потом изобразить и передать не сложныеформы предметов, учатся различать форму некоторых предметов, пространственныеотношения ( верх, низ, левая, правая сторона листа) и цвета.
Овладение детьми этихданных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Игры скарандашом или краской должны подбираться с учетом обучения и навыков. Напримеррисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.Играя ребенок вырабатывает определённый навык и ему становиться легче владениекарандашом и кистью.
На пятом году жизни онилюбознательны, и их интересы выходят за рамки семьи и детского сада. Вниманиедетей можно привлечь к большому количеству признаков рассматриваемого предмета.Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становиться ярче, полнее.Слова, которыми описывается предмет, запоминаются и постепенно входят вактивный словарь дошкольника.
Изображая различныепризнаки предметов в рисунке дошкольник получает эстетическую радость, рисунокстановиться более ярким, красочным и интересным. Координация движений рук удошкольника становиться лучше, точнее, движения свободнее. На основе уменияизображать замкнутые линии они могут нарисовать ( или попробовать нарисовать)предметы: грибы, цветы, игрушечного мишку, неваляшку и другие.
Тематические рисунки, вкоторым требуется изобразить два или более предмета, занимает больше место, чемв работе трехлетнего дошкольника. Рисуя по собственному замыслу, ребенокраскрывает свой собственный внутренний мир. Они изображают уже предметыдовольно сложные по конструкции.
Но дошкольник по-прежнемурисует не так как видит, а так как представляет, его не связывает единая точказрения на все, что вошло в рисунок. Часть предметов может быть изображена сбокуили спереди, другие кА бы видимы сверху. Предлагая изобразить предмет с разнымидополнениями ( домик зимой, праздничный домик, новогодняя елка и так далее),добавляя новые детали, меняя цвета дошкольник закрепляет и повторяет ужеизвестные навыки.
У детей пяти летинтенсивно развивается память, внимание, наблюдательность, острый интерес, ктому что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего. Вэтом возрасте надо научить ребёнка располагать предметы согласно задуманномусодержанию так чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным.Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность ширеотражать явление окружающего его мира. Ребёнок уже может уверено держатькарандаш, а не сжимать его всеми пальцами, как в начале обучения. Конечно надоследить за тем чтобы дошкольник заканчивал свои рисунки, даже если он рисует нена занятие. Умение владеть карандашом или кисточкой во многом способствуетоблегчению изучения ребёнка технике письма.
Навыки и умения,составляющие технику рисования, имеют двигательный характер.
Человеческая рука какрабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется впроцессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения руки ребёнка достигаютзначительного развития. Не всегда движения целенаправленны, точны. Ониразвиваются в процессе деятельности, путём систематичного обучения и постоянныхупражнений.
Переход к более сложнымформам деятельности предъявляет новые требования к моторике дошкольника.Дошкольнику надо овладеть сложными и тонко дифференцированными навыками,связанными с употреблениями орудием и инструментов (карандаш, кисточка, ножницыи прочие) требующее точной координации.
Каждая деятельностьтребует особого рода движения. В изобразительной деятельности развиваютсядвижения руки, связанные с процессами изображения. Рука дошкольника должнадействовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти которыми он владеетна основе познания их специфики.
Особенностиизобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важноне просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительныйконтроль за движением руки необходим на всех этапах создания рисунка. Глазоценивает получающееся изображение и направляет его.
Маленькие дети еще немогут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину,сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могутсамостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашомсозданию изображения того или иного предмета. Дошкольников надо учить самомуосуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности идругим.
Техника рисованиявключает и движения, и восприятие их, то есть движение под контролем зрения идвигательных (осязательных и кинестетических) ощущений. Изобразительноедвижение руки при рисование, лепки, аппликации связано с мышечно-двигательнымиощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребеноквидит, как движется рука, и ощущает это движение.
При восприятии движенияу ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительныедействия. В соответствии с образовавшимися у ребенка с зрительными икинестетическими представлениями производится нужное действие и по ходу еговыполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движенияпедагогом (показ формирующего движения, технического приема ) очень важен, таккак он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения иформируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.
На различных этапаховладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль задвижением и двигательные ощущения соотносятся по-разному.
Вначале зрительныйконтроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движениятолько образуется. Постепенно, по мере формирования движения, роль зрительногоконтроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении,ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя.Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно создать отчетливое изображение. Передача свойств предмета (формы,величины, строения ) требует постоянного зрительного контроля за движением. Собразованием двигательных представлений, происходит накопление опыта,рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличиваетсяпроизвольность реакции движения по направленности, размаху, длительности и такдалее. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основеимеющегося представления о предмете. Направляя взором действия рук при заданиирисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, чтодолжно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимсяпредставлением.
Поэтому нужно, чтобы уребенка было отчетливое представление о предмете.
Регуляцияизобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае,если сформировано представление о движении. Ребенок начинает его приобретатьуже в процессе обследования, когда включается движение руки по контору предметаи ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движениепо рай маху, по продолжительности и так далее.
Включенные вобследование предмета движение руки организуют зрительное и двигательноевосприятие дошкольников, способствуют уточнению зрительных и двигательныхпредставлений о форме предмета и его конфигурацию.
Однако значениедвижений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью вформировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависитот формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлениюсходны с движениями исполнительными, изобразительными; они как бы предваряютисполнительные, и, уже обследуя предмет, дошкольник упражняется в том движении,которое нужно будет произвести, что бы изобразить предмет, то есть передать егопространственные свойства.
Ориентировочно исследовательскаядеятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит квозникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.
Взор может контролироватьдействия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представленияо том, что в результате произведенного движения должно получится. При рисованиионо служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.
Процессы восприятия,представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны междусобой и должны развиваться в единстве. При нарушение единства этого процесса, вчастности, из-за недостаточности развития движения рук ребенка. У него можетбыть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, спомощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом невладеет этим движением, то дошкольник не сможет его произвести, аследовательно, и изобразить предмет.
Таким образом, необходимоединство зрительной и моторной координации для осуществления процессаизображения и выработки технических навыков.
Навык возникает каксознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует какавтоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнениедействия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любойстепени автоматизации.
Существует два родаавтоматизмов – первичные и вторичные. Первично автоматические действия – этодействия, возникшие независимо от сознательного намерения и протекающие внесознательного контроля; к такому роду автоматических действий относитсярефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки – вторичныеавтоматизмы, то есть действия, выработанные сознательно, а затем применяемыеавтоматически.
Технические навыкирисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть- выполнение рукой рисовального движения и сенсорная – восприятие движения иосуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может бытьзрительным и кинестетическим.
Есть четкое различиемежду навыком о котором писалось выше и умением. Навык определяется как частьболее общего понятия.
Умение характеризуетсякак способность использовать знания и навыки для решения разнообразныхпрактических задач. Навыки отрабатываются в результате многократного повторениядействия, так как требуют доведения его до автоматизма.
Важно не только научитьдошкольника правильно держать карандаш, но и отработать более сложное ипластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемахрисования. Для этого нужен не только навык, но и знания о том, каким должнобыть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительнойзадачи.
В это умение входит ряднавыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки синструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение рукис кистью при рисовании широких полос и тонких линий и других. Овладев, всемиэтими навыками и зная, какой способ действия должен применятся в том или иномслучаи, дошкольники приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью приразличных приемах рисования.
Есть навыки приотработки которых образуется умение регулировать рисовательные движения вотношении в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности,плавности в соответствии с задачами изображения.
Каждое из названыхкачеств движения отрабатывается как навык.
Так же есть навыкикоторые перерастают в сенсомоторные умения, обуславливающие созданиеизображения: умение подчинять движение передачи любой формы, ее конфигурации,положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умениясоразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умениятребуют усвоения определённых знаний и овладения входящими в них навыками:произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без лишнегонапряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, поокружности и так далее), изменения направления движения. Эти навыкиобеспечивают передачу относительной величины и пропорции форм предметов.
Таким образом, умениенарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и можетбыть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав,отработаны, усвоены знания о материалах и инструментах, используемых врисовании.
Способности к рисованиюу разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями иформирование технических навыков происходит у детей различно и часто являетсяярким показателем индивидуальных проявлений.
У детей индивидуальныеособенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисованияпоявляется очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными наизображение простых предметов: одним достаточно только общего показа у доски,что бы они смогли повторить движения и получить изображение; другие не могутперенести зрительно воспринятое движение в руку, им не достаточно зрительногообраза, им нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовалаего. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв рукуребенка в свою. Некоторые дети осваивают движения с еще большим трудом. Имнужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, таккак глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенокделает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего неполучается. Формирование движения руки у таких детей требует пристальноговнимания педагога на каждом занятие в течение длительного времени, покаправильное движение не закрепится окончательно. Индивидуальные различия вусвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производятдвижения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, аинтересует лишь общая направленность его. Другие стараются произвести как можноболее точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех егодеталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными,осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность отэтого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большойих осторожности.
Овладениеформообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которойзатем строится усвоение более сложных технических навыков и умений.
Индивидуальный подход вобучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностьюмотивирует успешному формированию её у всех детей. Дети получают равныевозможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладениеодними и теми же техническими приемами не ведет к равному усвоению. Дальшеразвитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
У некоторых детейкачество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследованиипредмета, и в результате чего отсутствует достаточное представление о предмете,совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения,которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребеноквидит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большёйточности в передачи, величины, формы, пропорции, прямизны или плавностизакругления линий. Совет и помощь воспитателя принимается детьми охотно.Улучшенный рисунок радует их.
Особенно яркопроявляются различия в манере исполнения при рисунке с натуры. Дети всепо-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальныеособенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, неостанавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передатьмельчайшие детали: часть рисует крупно, другие уменьшают изображение посравнению с натурой и так далее.
Воспитатель не долженсковывать возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывать детямодинаковую манеру, не принуждать к однообразному решению.
Овладев техникойработы, разными материалами, каждый использует их по-своему, выразительнораскрывая характер предметов в рисунке.
Выполнение некоторыхтем требует от детей большой амплитуды и динамичности линий. Рисунки, лишенныеэтого качества, оказываются маловыразительными. Одной из таких тем, требующихпередачи движения, является изображение праздничного салюта. Детей поражаетвзлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на дугообразныхизогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полёта,каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Одни дети изображаютразнообразие цвета в салюте, другие выражаются в движении линий, третийзаострили внимание на деталях и так далее.
Особенности техникивыполнения рисунка нельзя рассматривать изолированно от других индивидуальныхособенностей изображения.
Каждый ребенокиндивидуален он чувствует и видит мир по своему. Перенося на бумагу своичувства он пользуется имеющимися у него навыками. Изображая какой- либо предметдети ощущают его по разному даже цветовая гамма у каждого своя. Рисуя яблококаждый ребёнок нарисует своё яблоко, не похожее на другие и это очень важно длядальнейшего развития личности.

Списоклитературы
1.«Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.,-«Просвещение», 1970г. Комарова Т.С.
2.«Обучение детей рисованию». Пособие для воспитателей детскихсадов./Под.ред., С.В.Парафеева.-М.,1972г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Oroonoko Essay Research Paper Coromantien was a
Реферат Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов
Реферат Т. Шанин. Россия как "развивающееся общество". Революция 1905 года: момент истины. (Главы из книг)
Реферат Историко-культурная среда как среда памяти и объект управления
Реферат Социальный приют для детей и подростков Надежда
Реферат О старом и новом календарном стиле
Реферат Социализация молодежи в современном российском обществе 2
Реферат Социальная работа с семьей 2 Семья как
Реферат Robert Cormier Essay Research Paper Robert CormierRobert
Реферат Билеты на ГОС по мировой экономике
Реферат Бурение эксплуатационной наклонно-направленной скважины на Озерной площади
Реферат Бухгалтерский финансовый учет материалов
Реферат Налог на землю (укр.)
Реферат Диалектическая логика
Реферат Концепции гостеприимства