Ястребова А. В.
Нормализациязвуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования.Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этогопроцесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнениезначений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащениесловарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различнымчастям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различнымиспособами словоизменения и словообразования; адекватное использованиелексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствованиеграмматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связьюслов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Какизвестно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оновыступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слованазываются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения ит.д. Слово является условным их обозначением.
Однакодля обозначения того или иного предмета, действия, качества и т.д. словомнеобходимо иметь четкое представление о его звуковом составе, так как за каждымконкретным знаком закрепляется определенный звуковой комплекс, соответствующийфонологическим нормам данной языковой системы. Слово имеет не толькоопределенное звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого словаявляется понятие. Процесс называния предметов — это и процесс познания. Закаждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в немотражаются, поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладениемпонятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделятьсущественные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения междуними. В русском языке большинство слов имеет не одно, а несколько лексическихзначений (полисемия). Каждое из значений проявляется в сочетании с другимисловами.
Словонаряду с лексическим имеет еще и грамматическое значение. Например, словадочка, точка, кружка различны по своему лексическому значению, но схожи вграмматическом отношении: все они имена существительные, единственного числа,1-го склонения, имеют непроизводную основу и окончание -а. Данные общиепризнаки и составляют грамматическое значение этих слов. Слово в речи всегдаимеет грамматическое оформление, иначе мы не могли бы им пользоваться длявыражения мысли при построении предложения.
Всевышесказанное нужно иметь в виду при работе с детьми, имеющими нерезковыраженное общее недоразвитие речи. Организуя специальные занятия с такимидетьми, учитель должен обратить основное внимание на количественное накоплениесловаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьмислов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности ипостепенного повышения их содержания как понятия; активизацию словаря (т. е. нетолько знание слов, но и усвоение сочетаемости слов, уместного их употребленияв том или ином контексте). Усвоение новых слов происходит на основеознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающейдействительности, углубления и обобщения знаний о них.
Этаработа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельностидетей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.
Важнымнаправлением работы по обогащению лексического запаса является такжеознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большоезначение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия иразличения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способностьсопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравниватьразличные элементы в словах. Кроме того, в лексический словарь следует активновводить слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия),но выполняющие определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогутовладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Однакоучитель должен помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать тольконакоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постояннораскрывать богатство и разнообразие связей и отношений, которые существуютмежду словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов,представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих своеформальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, учителю важнонаучить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам:морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим(по общности или противоположности значений) и т.п. При этом нужно учитывать,что системные связи между лексическими единицами легче всего выявляются ипрактически осмысливаются путем использования приема сравнения, который позволяетустановить в одних случаях сходство в значениях и составе слов, а в других — различие.
Центральноеместо в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая вовнимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетанияхи в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения ислужат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены нена простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в составкоторых они входят. При этом словосочетание обязательно включается впредложения.
Обогащениесловарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначаларебенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаетзначение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему наконкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новоеслово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, тодля показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы,имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол,то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глаголаопределяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова.Например, отрабатываемое слово обращаться может быть введено в такиесловосочетания:
обращаться
(ккому?) к товарищу
(счем?) с вопросом
(кчему?) к словарю
(зачем?) за помощью
(счем?) с инструментами
Подобныеупражнения учат детей пользоваться в собственной речи не только правильносоставленными словосочетаниями, но и предложениями.
Длятого чтобы учащиеся могли более полно усвоить семантику слов и правильноиспользовать их в своей речи, важно, чтобы они научились группировать слова наоснове сходства по значению, например: слова, обозначающие движение (идти,ехать, бежать, прыгать, плавать и т.д.); слова, обозначающие речевуюдеятельность (сказать, ответить, говорить и др.) и т.п.
Посколькуучащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи часто допускаютсмысловые замены слов по их звуко-слоговой близости (куст — кисть), являющиесяследствием недостаточной дифференцированности звуко-речевого восприятия, тонеобходимо их специально обучать умению различать слова, близкие по звуковому сочетанию,но разные по смыслу, с опорой на контекст.
Учитывая,что данная группа детей многие слова понимает недостаточно полно или дажеискаженно, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточноусвоенных ими слов нужно тщательно планировать. При выборе приемов по уточнениюзначения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития, а такжеморфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.
Приемыобъяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованиемнаглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия,обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д.
Приобъяснении слов, имеющих отвлеченное (абстрактное) значение, применяютсясловесные и логические средства. В общеобразовательной школе широко используютдля объяснения значений указанной группы слов способ подстановки синонимов.Этот прием не всегда оказывается эффективным в работе с детьми с нерезковыраженным общим недоразвитием речи, так как и синоним может оказаться для нихнепонятным.
Целесообразноиспользовать сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова. Кним можно отнести определение содержания слов с помощью описания, когдасмысловое содержание неизвестного детям слова передается другими, доступнымидля них лексическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт(например: поручение — задание, которое дают кому-нибудь; прения — обсуждениекакого-либо вопроса на собрании).
Значениенекоторых новых слов становится понятным, если ввести их в предложения или вконтекст. В некоторых случаях, особенно при разъяснении значения слов,обозначающих признаки предметов или действия, целесообразно использовать приемпротивопоставления различных по значению слов (тусклый — яркий), но только втом случае, если антоним знаком ребенку.
Весьмаплодотворным приемом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова,является одновременное использование синонимов и антонимов.
Значениецелого ряда слов может быть объяснено через анализ их морфологической структурыи словообразовательных средств (например, водолазный). Этот прием используетсятолько в том случае, если учащимся знаком корень слова, несущий основнуюлексическую нагрузку. Желательно, чтобы новые или уточненные слова быливключены в предложения самими учащимися. При этом следует учитывать, что словопрочно войдет в активный словарный запас школьника, если оно будет употребленоне менее 8-10 раз в различных словосочетаниях.
Умениесочетать слова между собой нередко оказывается несформированным даже приправильном понимании значения слова, что затрудняет его активизацию. Поэтому сдетьми, у которых нерезко выражено общее недоразвитие речи, постоянно следуетработать над формированием механизма словоупотребления. Под словоупотреблениемв данном случае понимается фонетически, грамматически и семантически правильноевключение слова в предложение в соответствии с конкретным речевым замыслом,умение сознательно выбирать наиболее удачные и уместные для данноговысказывания языковые средства. Для этого используют специальные задания иупражнения по формированию умения употреблять данные слова в сочетании сдругими. Целесообразно использовать следующие упражнения:
нахождениенедостающего слова в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова впредложении;
конструированиеразличных предложений с новыми для учащихся словами;
подборслов, сочетающихся с новым, отрабатываемым словом, сравнение двухсловосочетаний (их можно выписывать на карточки или проецировать на экране спомощью кодоскопа), установление верного словосочетания и доказательство егоправильности.
Учащиесяс нерезко выраженным общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения всредствах и способах образования слов. Поэтому желательно как можно раньше, ещезадолго до того, как они начнут по школьной программе знакомиться с составомслов, научить их практически ориентироваться в способах словообразования. Дляэтого в коррекционных целях отбирают наиболее типичные для данного языкаспособы словообразования. Ребенка учат образовывать новые слова от заданных,ориентироваться в формально семантических отношениях, группировать слова пообщему признаку и тем самым приобщают его к анализу морфологической структурыслова. Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребенкаобращается на одну морфему до тех пор, пока он не научится ее выделять путемсопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными потой же модели.
Особыетрудности испытывают дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи вспонтанном усвоении значений слов, образованных от глаголов посредствомприставок.
Работанад такими словами включает следующие этапы:
уяснениелексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой(лететь);
сопоставлениеэтого глагола и глагола с приставкой
(лететь— прилететь);
сопоставлениенескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь — улететь);
выделениеобщего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями (слететь,спрыгнуть, сбежать);
усвоениесоотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).
Следуетакцентировать внимание учащихся на образовании словосочетаний с глаголами,которые требуют как прямого дополнения (прочитать книгу), так и косвенного сопределенным предлогом (подлететь к городу), а также сочетании приставок ипредлогов (пере… через, под… к… и т.д.).
Этоспособствует усвоению глагольного управления. Здесь целесообразны следующиезадания: подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены(выходить, входить);
подчеркнутьслова с приставками, объяснить их значение; выписать однокоренные глаголы сразными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставокновые слова, составить с ними словосочетания и предложения.
Используяданные упражнения, необходимо помнить, что ученик с нерезко выраженнымнедоразвитием речи не может самостоятельно определить значение, котороепривносят в слово те или иные приставки. Поэтому учителю следует сначала самомупояснить эти значения в задании к упражнениям, а задача ученика — лишьпрактически установить, какие глаголы и с какими приставками имеют определенноезначение.
Затемможно предложить учащимся образовать новые слова с одними и теми же приставками.Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающиеприближение, а в другой — удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать,отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки;образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.
Впроцессе выполнения подобных заданий дети должны практически усвоить значениенаиболее употребительных приставок: с пространственным значением — в-, вз-,вы-, под-, над-, от-, у-, про-, пере-; с временным — за-, по-; неполнотыдействия — под-, при-; полноты или результативности действия — в-, вз-, воз-,до-, за- и др6.
Следуеттакже на практике познакомить детей и с многозначностью отдельных приставок.Например, приставка под- может обозначать приближение (подбежать, подплыть),добавление к чему-либо (подкрасить, подсо-лить) и неполноты действия(подлечить). Чтобы закрепить практическую работу над приставками, рекомендуемтакие задания:
прочитатьпредложения, используя одно из данных в скобках слов: «Илья (приклеил,отклеил) марку к конверту»; «Отец (задвинул, придвинул) к столутабуретку»; «Мальчик (дошел, зашел) до школы»; «Коршун(подлетел, налетел) на зайца»;
выбратьнужную приставку и добавить ее к выделенным словам: «Птицы летели ккормушке (под, от)»; «Мама ставила цветы в вазу (по, от)»;«Хор пел еще одну песню (про, от)»; «Даша несла ведра до крыльца(до, от)»;
подобратьподходящие по смыслу приставки и прочитать образовавшиеся словосочетания:… плыть от берега;… летел на хищника;… резать хлеб;… жарить картофель;… шел за водой;… летели с юга;… варила варенье; вставить подходящие посмыслу слова с приставками в предложение: «Возле нашей деревни… большойзавод»;
придуматьпредложения с глаголами: учить — научить (что? кого?); учиться — научиться(чему? у кого?);
составитьсловосочетания с глаголами: стереть, вызвать, подойти, написать и со словомдоска.
Отрабатываяупотребление глаголов с приставками, следует уделять большое вниманиесоставлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими различныеприставки. В процессе этой работы необходимо проводить морфологический анализглаголов, а также выявлять роль приставки в изменении смысла предложения.
Дляуяснения разницы в употреблении предлогов и приставок можно предложить такиезадания:
подсчитать,сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте(соответствующий текст подбирается и читается учителем);
записатьбез скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с)шила (из) шерсти, (за) писала (в) дневнике, (в) ложил (в) коробку; подобратьтри слова с предлогом в и три слова с приставкой в.
Большинствоприведенных упражнений используется учителем на уроках в работе со всемклассом. Однако, занимаясь с детьми, имеющими нерезко выраженное общеенедоразвитие речи, следует усилить коррекционную направленность упражнений.
Несколькопо-иному следует проводить работу по развитию у детей умения образовывать словас помощью суффиксов. Дело в том, что процесс образования нового словапосредством суффиксов оказывается вполне доступным учащимся с нерезковыраженным общим недоразвитием речи. Однако они испытывают большие затрудненияв отнесении слов к определенным смысловым разрядам. Поэтому на специальныхзанятиях с рассматриваемой группой учащихся учитель основное внимание долженуделять именно данному направлению работы, которое реализуется в определеннойпоследовательности.
Вначалеследует уточнить значения слов, образованных посредством суффиксов с оттенкомуменьшительности, ласкательности, увеличения, пренебрежительности и т.п.(-очк-, -ичк-, -ик-, -к-, -енък, -онък- и др.). Затем в работу включаютсяслова, содержащие суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи(-ик-, -ник-, -ий-, -ист-, -шик-, -чик-, -ар-, -ан-, -ян-, -и-, -ое-, -лив-,-ск- и т.п.). При этом специальное внимание следует уделять образованию именприлагательных, так как в словарном запасе детей рассматриваемой группы слов,обозначающих качества предметов, мало.
Вработе с учащимися 2-3 классов подобные задания следует усложнить, например:выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом из написанных на карточке слов,объяснить их значение. Полезно выделить несколько наиболее типичных значенийсуффиксов, отработать их на достаточно варьируемом словообразовательномматериале и тем самым научить детей улавливать общий признак, обозначаемыйэтими суффиксами (например, посредством суффиксов -щик, -чик, -ист, -телъ, -аръ- обозначаются лица по роду их деятельности, профессии).
Привыполнении подобных заданий внимание учителя в первую очередь должно бытьнаправлено на отработку понимания детьми производных слов. С этой целью даннойгруппе учащихся предъявляют для понимания и воспроизведения не единичные слова,а словосочетания и предложения, включающие как основное, производящее слово,так и производное. При этом к каждому производному слову следует ставить вопроси объяснять его значение. Путем сравнения слов выясняется, от какого слова икак образовано новое.
Помере развития у детей навыков и умений все упражнения в словообразовании должнывыполняться ими самостоятельно. Можно предложить устно или письменно составитьпредложения, включая в них производящее или образованное от него слово.
Длязакрепления представлений о способах образования слов можно использоватьследующее задание. На доске или на экране кодоскопа даются вперемежку различныеприставки и суффиксы (не менее 10 — 12). Детям предлагается выписать их всоответствующие столбики, составить с каждым из них слово, а затем включить этослово в предложение и текст.
Чтокасается учащихся 1 класса, то вся работа с ними по словообразованию проводитсяв сугубо практическом плане и осуществляется посредством игровых приемов. Приэтом важно соблюдать определенную последовательность: на первых занятиях наоснове игровой ситуации работают с производящим и производным словами кот —котик; Саша — Сашенька, сопоставляют слова и уточняют разницу в их значении;затем внимание детей привлекают к суффиксам — либо утрированным проговариваниемего учителем, либо сравнением написанных на доске слов. Несколько позже можнопопросить учеников образовать новые слова по аналогии с предыдущими. В процессеэтого упражнения закрепляется умение пользоваться суффиксом для образованияновых слов с опорой на имеющийся у ребенка эталон.
Вследза этим детям даются упражнения на самостоятельное образование слова с даннымсуффиксом. При этом нужно предложить учащимся уточнить значение вновьобразованных слов. В случае затруднения учитель делает это сам.
Используяприемы опережающего обучения, учитель может опираться в этой работе на схемусостава слова, обучая детей находить на ней место суффикса. Это способствуетподготовке учащихся I класса к усвоению морфологического состава слова впропедевтическом плане.
Назаключительном этапе работы можно использовать прием образования новых слов отлюбой основы, даже не имеющей смыслового значения, например, -крум-, -сплем-ипр.
Чтобыоблегчить ребенку выполнение такого задания, в тексте должна быть представленахорошо известная детям ситуация, которая натолкнет их на правильное образованиеформы слова.
Такимобразом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения ивыделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов,совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковойстороне речи и морфологическому составу слова помогает учащимся в дальнейшемсамостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологическиеобобщения. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения рядаграмматических понятий и совершенствованию способности закреплять знанияопределенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано сморфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. К этимправилам относятся: «Правописание безударных гласных»,«Правописание звонких и глухих согласных», «Правописаниеприставок и предлогов», «Правописание сложных слов»,«Правописание имен существительных и прилагательных».
Особоезначение в общей системе работы по преодолению речевого недоразвития у учащихсяначальных классов придается упорядочению грамматического строя речи.
Приобучении грамматическим речевым навыкам главная задача состоит в преодолениисвойственных детям с нерезко выраженным общим недоразвитием речи различныхпроявлений аграмматизма. Поэтому необходимо сформировать у них системувзаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научитьих правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи иотношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа,падежа, времени, наклонения и т.д. Учащиеся должны овладеть грамматическимиформами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А этовозможно только при условии создания системы речевых грамматическихавтоматизмов, без которых речь как нормальное средство коммуникации невозможна.
Овладениеграмматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементамиведется в чисто практическом плане, без употребления грамматических терминов.Оно достигается не путем механической тренировки в употреблении тех или иныхформ, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфологическихэлементов слова, синтаксических конструкций, на которые учитель направляетвнимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму иликонструкцию предложения, учитель подводит учащихся к определеннымграмматическим обобщениям. Таким путем формируется сознательное усвоениеучащимися грамматических закономерностей языка и возникает перенос ужеусвоенного на новые аналогичные понятия и явления.
Обучениеосуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшемсоставляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяетуточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний ипредложений. Для этой цели целесообразно использовать тренировочные упражнения,назначение которых — формировать грамматические навыки на лексическомматериале, знакомом детям.
Предположим,кто-то из учащихся допускает ошибки в употреблении окончаний прямого дополнения(«Я видел в зоопарке лиса и волку»), т. е. смешивает окончаниявинительного падежа, правильная форма которого зависит от рода именисуществительного и признака его одушевленности и неодушевленности.
Длятого чтобы научить такого ребенка правильно выражать форму прямого дополнения,необходимо подвести его к определенным обобщениям. С этой целью следуетпоэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую операцию, из которыхскладывается сложное действие по соотнесению падежного окончания с родом ипризнаком одушевленности-неодушевленности предмета. Сначала отрабатываетсяграмматическое обозначение данного падежа в зависимости от родасуществительного. (На первых порах отрабатываются имена существительныеженского рода, затем имена существительные мужского рода.) В упражнениявключаются только слова, обозначающие неодушевленные предметы, При этом в ходеработы формы выражения винительного падежа обязательно сравниваются с исходнойформой, т. е. с именительным падежом. Позже в упражнения включаются слова,обозначающие одушевленные предметы. Заключительный этап работы — дифференциациявсех окончаний винительного падежа. В процессе такой работы учащиеся постепенноподводятся к синтаксическим и морфологическим обобщениям.
Подобнымобразом отрабатываются и другие формы падежного управления.
Однимиз важнейших методических приемов, используемых в работе по совершенствованиюграмматического строя речи в целом и по уточнению представлений детей о связислов, является прием постановки вопроса к каждому слову словосочетания ипредложения.
Центральноеместо во всей системе формирования лексико-грамматических средств языказанимает работа над предложением.
Входе специальных занятий целесообразно использовать упражнения, хорошо знакомыеучителю. Часть из них предусматривают формирование умения конструироватьпредложения по данному слову, группе слов. Другие направлены на закреплениеумения правильно выражать связь слов, например: дополнить пропущенные впредложении слова, а также пропущенные окончания в словах; восстановитьдеформированные предложения (слова даются в исходной форме).
Входе специальных занятий с рассматриваемой группой детей следует как можно чащепредлагать задания по переконструированию предложений, т. е. учить школьниковраспространять или сокращать их. С помощью таких упражнений у них формируетсянавык выражения мысли посредством высказываний разной степени полноты.
Какуже говорилось, дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи после двух-трехлет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения (особенносложноподчиненные). Поэтому учитель должен содействовать ускорению этогопроцесса. Постепенно на уроках у них формируется восприятие и пониманиесинтаксических конструкций. На специальных занятиях учащимся следует предлагатьразличные аналитико-синтаксические упражнения: расчленение сложных предложенийна простые; составление сложных предложений из простых; переконструированиепростых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, посоюзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. В процессевыполнения таких заданий дети учатся анализировать смысловые отношения междучастями сложноподчиненного предложения, осмысливать связь слов в предложении,значение союзов и союзных слов.
Эффективныупражнения в выделении границы каждого предложения большой буквой и нужнымзнаком препинания в сложных текстах. Кроме того, можно предложить задания нанахождение ошибок в построении сложноподчиненных предложений (например:«Женщины были в белых халатах, которые приехали на машине») и ихпереконструирование. По мере усвоения предложений сложных синтаксическихконструкций учитель стимулирует их использование в устной речи.
Всеперечисленные виды речевых упражнений подводят к центральной задаче: работе поформированию и совершенствованию связной речи.
Формирование связной речи
Какизвестно, связная речь характеризуется следующими особенностями:развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью,программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельноевысказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характервысказывания, подбирает языковой материал).
Такимобразом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности,подробного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственноми речевом развитии.
Исходяиз этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагаетформирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельноориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять каксодержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковыесредства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием иформой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных вязыковом отношении высказываний. Чтобы достичь этого, следует предусмотретьсистему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждогоученика), в процессе которых учитель должен:
создаватьситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. Сэтой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию,вызывающую ответную реакцию учеников;
побуждатьих высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
добиватьсяиспользования усвоенного речевого материала;
направлятьвнимание учащихся на содержание высказываний;
предусматриватьформирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование,рассуждение и т.д.).
Однимиз начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощиспециальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логическойпоследовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правилаинтонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия,местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочныеупражнения:
сдеформированным текстом из 3 — 4 фраз, направленные на то, чтобы научить детейрасполагать предложения в логической последовательности;
надополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
налогическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он ...);
насоставление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Ктоидет? Куда идет? Кого встретил?»; на нахождение в контексте предложений,не подходящих по смыслу.
Далееследует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношениямежду фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучаядетей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном,каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий ипричинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этихотношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учитьвыбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться наних при построении рассказа.
Оченьважно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными,указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, —тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболеепродуктивными обучающими приемами являются: составление рассказа по сериикартинок; соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинкамисерии; составление начала или конца повествования; составление повествования поключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательностидействия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.
Посколькудети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочихобъектов действительности, то учителю необходимо проводить дополнительнуюработу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное вобъекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.Так как описание объектов действительности предусматривает активноеиспользование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накопленв процессе работы над лексическими средствами.
Формируясвязную речь у школьников с нормальной речью, учитель отдает предпочтение еерепродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанногои т. п). При этом текст, продуцируемый учеником, оказывается мало развернутым(не более 7-9 предложений). Для детей с речевым недоразвитием этогонедостаточно. В работе с ними необходимо предусмотреть прежде всего развитиеинициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственнойинициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения и т.д.
Практикаобучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и сбольшими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение.Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своегоотношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобыовладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственныеотношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируетсяпостепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразнокак можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или ученикомформулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позднее следуетсистематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая кэтому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. Приэтом учитель должен естественно регулировать и стимулироватьпоследовательность, логичность, связность и развернутость высказываний.
Достигаетсяэто различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того,необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессеформулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правили т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путеморганизации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессепроверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя) дети напрактике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказыванияопределяется как составление связного высказывания по двум-трем опорнымвопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»; на нахождение вконтексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далееследует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношениямежду фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучаядетей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном,каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий ипричинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этихотношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учитьвыбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться наних при построении рассказа.
Оченьважно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными,указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, —тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболеепродуктивными обучающими приемами являются: составление рассказа по серии картинок;соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии;составление начала или конца повествования; составление повествования поключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательностидействия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.
Посколькудети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочихобъектов действительности, то учителю необходимо проводить дополнительнуюработу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное вобъекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.Так как описание объектов действительности предусматривает активноеиспользование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накопленв процессе работы над лексическими средствами.
Формируясвязную речь у школьников с нормальной речью, учитель отдает предпочтение еерепродуктивным
формам(составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т. п). При этомтекст, продуцируемый учеником, оказывается мало развернутым (не более 7-9предложений). Для детей с речевым недоразвитием этого недостаточно. В работе сними необходимо предусмотреть прежде всего развитие инициативных форм речи:умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлятьразвернутые неподготовленные сообщения и т.д.
Практикаобучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и сбольшими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение.Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своегоотношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобыовладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственныеотношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируетсяпостепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразнокак можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или ученикомформулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позднее следуетсистематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая кэтому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. Приэтом учитель должен естественно регулировать и стимулироватьпоследовательность, логичность, связность и развернутость высказываний.
Достигаетсяэто различными способами, и, прежде всего — системой вопросов. Кроме того,необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессеформулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правили т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путеморганизации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессепроверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя) дети напрактике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказыванияопределяется последовательностью производимой детьми учебной работы, асвязность — порядком выполнения учебных действий.
Неменее эффективным средством развития умения строить связные высказыванияявляется взаимная оценка детьми собственных устных высказываний. Огромная рольв формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе стекстом. На коррекционных занятиях необходимо использовать специальныеупражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производитьанализ содержания прочитанного материала, располагать его в логическойпоследовательности. Помимо этого, учащимся следует как можно чаще предлагатьупражнения с заданиями распространить или сократить текст (и соответственноподробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутомуили краткому.
Какизвестно, работе над планом немало места и времени отводится и в программе породному языку. Однако при обучении детей, имеющих нерезко выраженное общеенедоразвитие речи, работе над планом надо уделять значительно больше времени иместа, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий стакими детьми работа над планом должна быть использована не только как средстворазвития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебнойдеятельности.
Впроцессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделятьглавное от второстепенного, строить собственные сообщения в логическойпоследовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у нихразличных приемов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу наотдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления планапересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому,как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, какотвечать по плану.
Перечисленныевыше упражнения широко используются и на уроках в классе. Рекомендуя ихучителю, мы тем самым хотим еще раз показать связь коррекционных занятий спрограммой по родному языку и вместе с тем выделить их специфику. Поскольку этизадания используются в основном для обучения детей построению связноговысказывания и реализации его в коммуникативной деятельности, то выполнять ихследует преимущественно в устной форме. Иными словами, обучая детей с речевымнедоразвитием языку, учитель должен обеспечить прежде всего его практическоеусвоение, что может быть достигнуто путем органического сочетания практикиречевого общения и выполнения специальных языковых упражнений, направленных наформирование лексико-грамматических обобщений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru