СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ.
1.1. Понятие и основные типы инфляции……………………....……………...…..5
1.2. Причины возникновения и характер инфляционных процессов…………….9
1.3. Последствия и методы регулирования инфляции ……………………...…...12
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА.
2.1. Развитие и роль инфляции в Республике Казахстан…………...….…….......15
2.2. Способы преодоления инфляции в Казахстане…..………………………….21
2.3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу……………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как инфляция. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и основные типы инфляции;
2) раскрыть причины возникновения и характер инфляции;
3) проанализировать развитие и роль инфляции в Республике Казахстан;
4) исследовать антиинфляционную политику Казахстана и ее перспективы;
5) подвести итоги и вынести соответствующее данной работе заключение.
Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем. Помимо экономического она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс. Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс привносящий в него специфические черты. Вместе с тем, необходимо рассматривать инфляцию как экономическое явление, то есть при рассмотрении этой проблемы стараться избежать привнесения в теорию инфляционного процесса черт политического характера. Политическое развитие общества всегда идет вместе с экономическим. Политика и экономика взаимообусловливают свое существование, влияют друг на друга по принципу обратной связи. Но являясь объектом, прежде всего, научного экономического исследования, анализ инфляции должен не подменяться политическим, а дополняться последним.
Объектом исследования данной работы является антиинфляционная политика представляющая собой систему мер государственных исполнительных органов, направленных на борьбу с растущей инфляцией, входящая в нее монетарная антиинфляционная программа устанавливает соответствующий комплекс мер по предотвращению инфляции.
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в
теоретических исследованиях. Несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики Казахстана. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Из материала изложенного в курсовой работе можно подвести итог, и составить прогнозирование, где целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2%.в месяц. И решение для этой задачи потребуется радикальное сокращение инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. В результате этого стабилизируется динамика производства и инвестиций сделает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
Теоретической основой при выполнении работы явились учебная литература, литература казахстанских авторов и публикации в периодических изданиях.
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗВИТИЯ.
1.1. Понятие и основные типы инфляции.
Проблема инфляции в современной экономической теории является одной из самых сложных проблем, Помимо экономического она имеет социальный, и политический аспекты. Поэтому при анализе инфляции недостаточно принимать во внимание только конкретную общественно-экономическую систему, в которой протекает инфляционный процесс. Немаловажное значение для исследования имеет также учет социально-политической обстановки, обрамляющей этот процесс и привносящий в него специфические черты. Развитие экономики в частности, а в более широком смысле, историческое развитие общества делало инфляцию конкретного государства в отдельном временном периоде непохожей на своих предшественниц, существовавших ранее. Вместе с тем, необходимо рассматривать инфляцию как экономическое явление, то есть при рассмотрении этой проблемы стараться избежать привнесения в теорию инфляционного процесса черт политического характера. Да, совершенно очевидно, политическое развитие общества всегда идет вместе с экономическим. Политика и экономика взаимообусловливают свое существование, влияют друг на друга по принципу обратной связи. Но являясь объектом, прежде всего, научного экономического исследования, анализ инфляции должен не подменяться политическим, а дополняться последним.
Инфляция – (от лат. Inflation вздувание), представляет собой переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару — золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени.
Наиболее лаконичное определение инфляции — повышение общего уровня цен, наиболее общее — переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Проявлением инфляции является повышение цен, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием.
Как экономическое явление инфляция существует уже давно. Возможно, она появилась чуть ли не одновременно с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. В экономической науке этот термин стал употребляться начиная с XIX века, после массового введения правительствами многих государств в обращение бумажных денег, и особенно широкое употребление получил в XX веке после 1 мировой
войны.
Современная инфляция – представляет сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы
инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее
населению. Идеальный вариант здоровой экономики — отсутствие инфляции,
хотя, как и всякий идеал, он труднодостижим.
Для плановой экономики были характерны две формы инфляции: открытая (проходящая в виде одноразовых административных повышений цен) и скрытая. Последняя была основной формой обесценения денег и проявлялась в виде всеохватывающего дефицита товаров и услуг, ухудшения качества товаров при неизменной цене, «вымывания» дешевых товаров из ассортимента, наличия неудовлетворенного спроса в виде вынужденных сбережений населения. С точки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
Ползучая инфляция — характеризуется небольшими (10-20 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Галопирующая инфляция — характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
Гиперинфляция — представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 1000 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается
бегство населения от денег. Большинство стран прошло через ползучую инфляцию. Переход к галопирующей, а тем более к гиперинфляции происходил в 90-е годы лишь в отдельных странах: в Бразилии, Боливии, Аргентине.
Существует понятие — стагфляция, которое сопровождается процессами
обесценения денег при падении производства и росте безработицы.
В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить
два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
Сбалансированная инфляция – где рост цен умеренный, одновременный на
большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция — представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.
Ожидаемая инфляция — прогнозируется на какой-либо период, либо она планируется правительством страны.
Неожидаемая инфляция — характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
Представленные определения имеют ряд особенностей. Они позволяют судить об инфляции не просто как отношение между товарной и денежной массой, а как способ достижения равновесия. Диспропорциональность является следствием вмешательства человека в объективный экономический процесс, и выражается в инфляции, как негативном экономическом явлении. Инфляция же есть одно из выражений такой диспропорциональности. Поэтому ликвидировать ее — это не значит решить проблему роста цен. Она сразу же проявляется в другом качестве, на другом рынке, например, на рынке рабочей силы, и выразится в росте безработицы
Таким образом, инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Так если раньше инфляция возникала, в основном, в чрезвычайных обстоятельствах, то сейчас во многих странах она стала хронической.
1.2. Причины возникновения и характер инфляционных процессов.
Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную. Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.
Существуют разные экономические теории, объясняющие с тех или иных позиций характер и причины инфляции. Отрицательное влияние высокой инфляции состоит в следующем: обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере; происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение; разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки начинают вытеснять национальную валюту в денежном обороте, расцветает бартер; денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Причины инфляции— возникают в результате несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного продукта, вследствие чего доходы населения, предприятий, организаций и учреждений отраслей материального производства и непроизводственной сферы не обеспечиваются в полном объеме ресурсами товаров, включая услуги. Иными словами, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выходит за пределы возможностей их товарного обеспечения. Это касается всех видов конечных доходов, не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций.
Причинами, вызывающие инфляцию являются:
Во-первых диспропорциональность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, финансируемом за счет займов в центральном эмиссионном банке страны (дальше – Национальном банке).
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций происходит аналогичными методами, то есть за счет бюджетного дефицита. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики — так как создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается с изменениями в структуре рынка в XX веке, приобретение им олигополистического характера. Производители-олигополисты длительное время поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием.
В-четвертых, существует такой феномен, как «импортируемая инфляция», связанный с ростом открытости национальных экономик и увеличением взаимозависимости между ними. Кризисы, стихийные бедствия, войны, сильные инфляционные процессы в одних странах могут вызвать резкий скачок цен на какие-то импортируемые товары, и по технологической цепочке — инфляцию в масштабах всей страны.
И, наконец, пятая причина — инфляционные ожидания, выраженные раскручиванием темпов роста общего уровня цен по спирали зарплата — цены и сырье (энергоносители) — товары. В теориях, разрабатываемых западными экономистами, условно выделяются «инфляция спроса» и «инфляция издержек».
В первом случае рассматривается нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. В условиях почти полной занятости и почти 100% загрузки производственных мощностей при высоком уровне покупательной способности трудящихся в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов, военных и социальных.
Во втором случае наблюдается рост цен вследствие увеличения издержек производства. Факторами, влияющими на эти экономические процессы, могут быть олигополистическая практика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия направленные на повышение заработной платы, и другое.
В то же время ряд исследователей считают, что характер инфляций в Казахстане не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу.
Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности. Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
1.3. Последствия и методы регулирования инфляции.
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением и имеет экономические и социальные последствия которые сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее
населению, подрывают доверие народа к правительству.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.
Антиинфляционная политика-комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям. Например, может развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход основан где на первый план выдвигается денежно-
кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы — третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Существует множество методов антиинфляционного регулирования, среди которых есть весьма эффективные, но все они имеют свои отрицательные стороны. Несмотря на это, для каждой страны может быть выбрана своя оптимальная тактика выхода из кризиса.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
КАЗАХСТАНА.
2.1. Развитие и роль инфляции в Республике Казахстан.
Инфляция проявляется как уже отмечалось выше, в повышении общего уровня цен в стране. Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном состоянии рынка в Казахстане. Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к результатам, обратным и ожидаемым.
Инфляция в Казахстане развивается в обстановке резкого спада производства. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза. Крупные сырьедобывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку. Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана, что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков. В данном случае инфляция генерируется за счет двух составляющих.
Развитию инфляции в Казахстане также способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной ставкой в 28 %, акцизов, экспортных и таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции, в Фонд преобразования экономики, Государственный фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование. Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса, переключение его на потребительский, чтобы не допустить кризиса перепроизводства.
В условиях роста кредитования экономики, преимущественно отраслей с невысоким созданием валовой добавленной стоимости на фоне увеличения затрат труда на единицу продукции, низкой производительности отраслей промышленности и мягкой фискальной политики усиливаются инфляционные процессы. Сложность в реализации цели по поддержанию стабильного уровня цен определяется тем, что денежно-кредитная политика в условиях роста государственных расходов, значительного притока капитала и, соответственно, денежного предложения должна решать одновременно задачи по формированию адекватного рискам валютного резерва, стерилизации притока и сдерживанию инфляции. Годовая инфляция в декабре 2008 года составила 8,4%, в сентябре 2009 года – 11,2% (Рисунок 1), что было вызвано, кроме всего прочего, удорожанием отдельных видов продуктов питания.
Рисунок 1. Инфляция в 2007 – 2009 годах. (%)
1/>/>/>2.0
1/>1.0
1/>0.0
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>9.0
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>8.0
/>/>/>/>/>/>/>/>7.0
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>6.0
Янв.07
Март.07
Май.07
Июль.07
Сент.07
Нояб.07
Янв.07
Март.08
Май.08
Июль.08
Сент.08
Нояб.08
Янв.08
Март.09
Май. 09
Июль.09
Сент.09
/>
Среднегодовая
инфляция
/>
Годовая
инфляция
Основной прирост цен пришелся на такие продовольственные товары, как хлеб, мука, масло подсолнечное. Частично удорожание данных продуктов объясняется нестабильной ситуацией на мировых рынках зерновых культур и растительных масел, что отразилось и на внутреннем рынке Казахстана. Также значительное увеличение денежных доходов способствует росту потребительского спроса. При этом темпы роста совокупного спроса опережают показатели роста предложения товаров и услуг на протяжении последних нескольких лет, вызывая дисбаланс на рынке.
В 2008 году годовая инфляция демонстрировала разнонаправленные тенденции. По данным Агентства по статистике с января по май она выросла с 7,5% до 9,0%, а затем снизилась до 8,4% по итогам декабря. Перелом в динамике инфляции стал результатом скоординированных действий Национального Банка и Правительства в области денежно — кредитной и фискальной политики в конце 2008 года (Рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень годовой инфляции в 2008 году.
(% к
соответствующему месяцу предыдущего года).
/>/>9.5
/>/>/>/>/>/>9.0
9.0
/>/>/>/>/>/>/>8.5
8.4.
/>8.0
/>/>7.5
7.5
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>7.0
Дек.07
Янв.08
Февр.08
Март.08
Апр.08
Май.08
Июнь.08
Июль08
Авг.08
Сент.08
Окт.08
Нояб.08
Дек.08
Тем не менее, в 2008 году уровень инфляции превысил показатели 2007 года (Рисунок 3). Продовольственные товары за 2008 год стали дороже на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший рост продемонстрировали цены на фрукты и овощи – на 25,2%, на бензин – на 21,5%, на транспортные услуги – на 19,3%, на сахар – на 16,4%, на услуги учреждений образования и здравоохранения – по 12,5%. Усиление инфляционного давления, наблюдающееся на протяжении последних лет, было
Рисунок 3. Уровень инфляции 2003-2008 гг. (%)
/>/>10
7.6 8.6
/>
6.6
6.8
6.7
7.5
8.4
/>/>/>/>/>8
5.9 6.4 6.9
/>
6.4
6
/>4
/>2
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
/>2003 2004 2005 2006 2007 2008
/>/>Годовая инфляция Среднегодовая инфляция
вызвано рядом факторов.
Среди основных из них следует выделить значительный приток иностранной валюты, увеличение совокупного спроса, превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, рост издержек производства, импорт инфляции.
Приток иностранной валюты обеспечивается высокими мировыми ценами на казахстанский экспорт, а также заемными операциями отечественных банков. За 2008 года торговый баланс сложился с положительным сальдо в 14,6 млрд. долл. США, что на 41,7% больше его объема в 2007 году. Прирост внешних долговых обязательств банков составил 18,2 млрд. долл., увеличившись в 2,4 раза по сравнению с 2007 годом.
В результате значительного притока иностранной валюты наблюдается расширение денежных агрегатов. За 2008 год денежная база расширилась в 2,3 раза, денежная масса увеличилась на 79,9%, что способствовало сохранению инфляционного давления в экономике. Повышение совокупного спроса выражается в продолжающемся «буме» потребления, росте спроса на инвестиции и кредитные ресурсы, а также увеличении расходов государства.
По итогам года из составляющих совокупного спроса только розничный товарооборот рос быстрее совокупного предложения, показателем которого является рост реального ВВП, составивший за 2008 год 10,6% (в 2007 году – 9,4%). Увеличение объемов розничного товарооборота составило 14,4%,
объемы инвестиций в основной капитал выросли 10,6%.
Расходы государственного бюджета без учета гарантированного трансферта, перечисляемого в Национальный фонд, по отношению к ВВП снизились с 22,9% в 2007 году до 21,4% в 2006 году. Тенденция опережения темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда сохранялась на протяжении 2008 года. Так, по итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом рост реальной заработной платы составил 10,2%, в то время как производительность выросла на 8,2%.
Цены на материально-технические ресурсы для промышленных предприятий в 2008 году повысились на 9,7%. В результате товары и услуги данных предприятий стали дороже на 14,6%, в том числе продукция промежуточного потребления подорожала на 15,9%, потребительские товары, произведенные промышленными предприятиями, – на 8,2%, а средства производства – на 8,7%.
Цены на энергоресурсы, произведенные промышленными предприятиями Республики Казахстан, за 2008 год выросли на 10,0%, в том числе цены на нефть выросли на 11,0% и природный газ – на 3,5%. Как следствие, цены на горюче-смазочные материалы на потребительском рынке также увеличились. В частности, бензин в 2008 году стал дороже на 21,5%, транспортные услуги – на 19,3%.
В 2008 году рост цен импортных поступлений был довольно существенным. В 2008 году индекс цен импортных поступлений составил 111,1% по сравнению с 2007 годом. Цены на импортные продовольственные и непродовольственные товары росли более высокими темпами, по сравнению с продовольственными и непродовольственными товарами той же группы в составе ИПЦ. В 2008 году индекс цен импортных поступлений продовольственных товаров составил 110,1%, непродовольственных – 107,6%.
В 2008 году в рамках реализации антиинфляционной политики Правительством и местными исполнительными органами предпринимались
меры по недопущению роста цен на потребительском рынке. Основные усилия были направлены на недопущение необоснованного роста цен на основную
группу товаров и услуг для населения, на пресечение ценового сговора, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением.
В 2008 году Национальный Банк осуществлял денежно-кредитную политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008-2010 годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банков, механизм минимальных резервных требований. Уровень денежной базы оставался одним из оперативных показателей. Для снижения уровня избыточной ликвидности были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики.
В целях снижения инфляционного давления Национальный Банк в 2008 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики», включающей в себя:
1) Меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);
2) Меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня.
Таким образом, принятые в 2008 году меры денежно-кредитной политики способствовали снижению инфляции по итогам года на 2%. При этом в целом расходы Национального Банка по стерилизации избыточной ликвидности составили за отчетный период 15,0 млрд. тенге.
2.2. Способы преодоления инфляции в Казахстане.
Сбивать темпы инфляции — значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику которая ведет экономику к равновесию.
Понятие антиинфляционная политика — означаеткомплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Национальному банку Казахстан. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика — предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов — предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.
Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:
1) Чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;
2) Все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;
Рассмотрим методы преодоления инфляции. Преодоление инфляции спроса
достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:
1) Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение
налично-денежной эмиссии Национальным банком;
2) Увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях
удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности
3) Увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;
4) Прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции — создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен — сохранение массы прибыли за счет роста производства — увеличение предложения – удовлетворение спроса». Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности. Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий. Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в
зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.
Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может
привести к успеху по следующим соображениям. Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.
Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.
В этих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
2.3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.
Впервые пять лет(2009 — 2013 гг.) угроза инфляции остаетсякритически острой. От степени ее снижения в решающей мере зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса (рост доходов, потребления и инвестиций), отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности,— фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. В ней к тому же возрастет «спросовая» компонента. На это накладываются инфляционные ожидания, стимулируемые сменой курса экономической политики. Важным моментом является такой институциональный фактор: наличие мощных «групп лоббирования» в структурах исполнительной и законодательной Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии с очевидными негативными социальными, экономическими и политическими последствиями. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:
— предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения
больше 3-5% в среднем за месяц в2009 – 2010 гг.;
— создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности, необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат- повышение цен»- в этом активную роль должно сыграть государство.
В2010 — 2012 гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
1. С целью стабилизации ценовых ожиданий следовало бы регулярно устанавливать ориентиры инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры.
2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях- монополистах. Нужно стимулировать картельные соглашения между поставщиками и потребителями продукции.
3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4 — 5%. Наращивание
государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, особенно от внешнеэкономической деятельности и акцизов).
4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию (увеличение по депозитам) с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
5. В промышленности для нормализации кругооборота оборотного капитала и развития вексельного обращения целесообразно ужесточить меры против роста пророченной дебиторско — кредиторской задолженности, который
стимулирует инфляцию.
6. Важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров. По оценкам, в ряде случаев она составляет60-70%.
7. Для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принять меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц.
8. С целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением
оплаты труда на себестоимость продукции; блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте.
9. В первое время целесообразно сохранить «валютный коридор», с тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса.
10. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом.
В заключительный период(2012 — 2016 гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня:1-2%.в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена инфляция и антиинфляционная политика в Казахстане. В результате проведенной работы вынесены следующее заключение.
На сегодняшний день инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира и представляет важнейшую проблему экономической политики. Республика Казахстан не исключение.
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства. Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния «скрытой инфляции», когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза.
В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Инфляция в нашей стране носит, структурно — системный характер, так как, инфляция используется государством для покрытия непроизводительных государственных расходов финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально — классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капиталистического производства, в результате чего необходимо проведение денежной реформы и стабилизация валюты.
В Казахстане уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей//
Экономист. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»–2003.
2. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. Алматы.
Гылым, 200г. — 536с.
3. Берентаев К.Инфляция в Казахстане //Финансы Казахстана, Алматы — 2003.
5. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм
реализации // Экономист. – 2003. – №3.
6. Булатов А.С. « Современная инфляция: истоки, причины,
противоречия » 2005 г.
7. Булатов А.С. « Экономика ». М.: Бек. Казахстан 2001 г.
8. Булатов А.С. « Экономика Казахстана » 2004 г.
9. Борисов Е.Ф. « Экономическая теория ». Казахстан 1999г.
10. Герасименко В. «Инфляция в Республике Казахстан: причины,
характер, перспективы» 2005 г.
11. Кожанулова А. Финансы Казахстана 11/2004 Инфляция и учет
основных средств.
12. «Курс экономической теории ». Под общей ред. Чепурина М.Н., 2000 г.
13. Музапарова Л.М., Спанов М.У,//Финансы Казахстана Алматы 2005.
14. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ.М.: Изд-во МГУ, 1999.
15. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы: ТОО
«Издательство LEM», 2005. – 560 с.
16. Мельников В.Д. «Государственное финансовое регулирование
экономики Казахстана» // Алматы 2005.
17. Нацагенство РК Экономика и право Казахстана 11/2003 Индекс
потребительских цен и инфляция.
18. «Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана»
Под редакцией Ильясова К.К. — Алматы, 2002.