Реферат по предмету "Этика"


Предмет и функции биоэтики

Введение
Одна изобластей современной науки, в которой этические проблемы являются не толькообъектом дискуссий и обсуждений, но и конкретных крупномасштабныхдействий, - биомедицинские исследования. Беспрецедентно быстрое развитиеинститутов, структур и механизмов этического регулирования в этой областипобуждает во многом по-новому оценивать взаимоотношения между наукой и этикой,а также возможности их взаимодействия.
В системеобщемедицинских и этических знаний выделяют три направления, касающиесяздоровья и жизни человека: экологическая этика, биоэтика, биомедицинская этика.
Экологическаяэтика рассматривает фундаментальные принципы и проблемы нравственныхвзаимоотношений в триаде«Человек - Общество - Природа», где все участникивзаимодействия рассматриваются как автономные моральные субъекты.
Биоэтикавырабатывает нравственные принципы отношения к Жизни и иному Живому,направленные на заботу о правах биоса и основанные на формуле А. Швейцера:«Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».
Биомедицинскаяэтика исследует нравственное отношение общества и профессионалов-медиков кжизни, здоровью и смерти Человека, включая и традиционные установки медицинскойдеонтологии. Биомедицинская этика основывается на общечеловеческих ценностях,которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности иобретают особый смысл и специфику в профессиональной деятельности врача.
Цель даннойработы – рассмотреть предмет и функции биоэтики.
Задачи:рассмотреть основы биоэтики; выявить предмет биоэтики; изучить функциибиоэтики.
1 Объективныепредпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины
Современноенауковедение, социология науки, основные предпосылки, факторы и условиявозникновения отдельных отраслей социального знания, научных дисциплин, какправило, объединяют в три группы. Во-первых, отмечается возникновение новыхреальностей в окружающей среде обитания человека, новых проблем воспроизводстваи поддержания его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности,удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельногосуществования. Во-вторых, обычно констатируется саморазвитие научного знаниякак такового, опирающегося на традиционный для него и обновляющийся научныйкатегориально-понятийный аппарат. В-третьих, учитывается феномениндивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знанийкоторого, его научная интуиция, исследовательские возможности существеннымобразом воздействуют на возникновение и развитие новых отраслей знаний, научныхдисциплин.
Третья группарассматриваемых причин обычно характеризуется только как субъективный факторразвития научного знания. Это верно, но лишь отчасти. Очевидно и то, что самосуществование выдающихся ученых, определяющих новые горизонты науки о человеке,обществе и природе, — явление объективное, характеризующее известным образомобщественную жизнь, прежде всего эволюцию научного знания. При этом, конечно,следует учитывать индивидуально-личностные характеристики, способности,характер, темперамент исследователя и гражданина каждого ученого, что во многомопределяет масштаб и характер приращения научного знания.
Рассмотрим сучетом названных групп факторов и условий, определяющих развитие научногознания, основные предпосылки возникновения и прогрессивной эволюции теориисоциальной работы как науки. Прежде всего, обратимся к тем реалиям жизнисовременного человека, которые стали объектом изучения новой научнойдисциплины.
Историко-социологические,статистические, социально-экономические исследования второй половины прошлоговека и те, что были проведены в текущем столетии, свидетельствуют о выходесоциальнобытовой проблематики в число приоритетных и глобальных, ее массовомвозросшем влиянии на развитие экономики, политических и социокультурныхпроцессов. Прежде всего следует отметить такое явление общественной жизни, какмассовая урбанизация, ставшая следствием интенсивного промышленного развитияведущих индустриально развитых стран той поры. Массовое переселение сельскихжителей в города многократно увеличило в обществе долю маргиальных слоев,прежде всего горожан первого и второго поколений, слабо адаптированных кусловиям жизни в городе.
Массоваяинтенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела к ситуации, когда городскоенаселение стало доминировать по численности в большинстве индустриальноразвитых и среднеразвитых стран.
Отчетливообозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном,территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений(крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село,деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системахжизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, ихзависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.
Усложнениеобщественного производства, рост оснащенности работника, в целом — труда,повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельностибольших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости,разностороннего влияния на эффективность повышения общих результатов профессиональнойдеятельности потребовали особого внимания к носителю рабочей силы, егоздоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственныеорганы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX — начале XX в. всеболее активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональнуюподготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то,что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой.2Предмет изучения и проблемы биоэтики
Проблемыбиоэтики стали общеизвестными. Они более популярны в обыденном сознании нежелисама биоэтика — обычный случай когда дисциплина принадлежит миру науку, апредмет — миру обыденного общения, «светскому» миру. Этот предметбиоэтики, ее проблемы теперь непрестанно будоражат слух через средства массовойинформации. Первой в «рейтинге» этих проблем стоит клонирование. Всовременной объективной морали настолько укоренен догмат автономностиидентичности личности, что возможная потеря этой идентичности (вследствиеклонального размножения) воспринимается как последнее зло, за которое следуеткарать, и которое не следует допускать. Далее в этом «рейтинге» можнорасположить проблемы аборта и эвтаназии — проблемы связанные со смертностьючеловека. Суть этих проблем в вопросах «Обосновано ли убийствоэмбриона?» — по отношению к аборту, и «Обосновано ли самоубийствопациента посредством врача?» — по отношению к эвтаназии. Так же кпроблемам биоэтики относятся искусственное оплодотворение, такие аспектывзаимоотношений пациента и врача как информированное согласие, врачебная тайна[1].
«Биоэтика- междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских иэтических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины,биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Таковыморально-философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивныхтехнологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение „в пробирке“,суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных;получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. сограниченной компетентностью, напр. детей или психиатрических больных);выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной,добровольной или недобровольной); отношения к умирающим больным (хосписы,кабинеты паллиативной помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной политики ипланирования семьи; междисциплинарной генетики (включая проблемы геномныхисследований и манипуляций); трансплантологии; справедливости вздравоохранении; экологии и ряд других. Термин „Биоэтика“ былпредложен в книге „Биоэтика: мост в будущее“ (1971, Р.Ван Поттер) дляобозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможностивыживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика»консервации" природной среды человека); однако впоследствии значениетермина изменилось. Тематическая связь с проблемами биомедицинской науки ипрактики естественным образом определяет синонимию термина «Биоэтика»с терминами «медицинская этика», «этика здравоохранения»,«биомедицинская этика» и т.д."[2] 3 Функциибиоэтики
Биоэтика — продолжение этики медицинской, а предмет анализа у них общий — здравиечеловека. Однако выделению биоэтики в отдельную дисциплину споспешествовалопоявление новых отраслей знания (кроме медицинского), таких как, например,генная инженерия. Кроме того, в своем моральном раскрепощении человечестводоговорилось до предложений по легализации эвтаназии. Иначе говоря, ту практикусуицида, которая была доступна человеку в индивидуальном таинстве, теперьпредлагается бесстыдно (прошу прощение за нормативность терминов) совершать вколлективе, при посторонней помощи. Ассистированное самоубийство — удар бичомпо достоинству умирающего. Очевидец смерти — преступник, ее соучастник, ипотому — убийца. Животное уходит умирать в одиночестве. Уместно занять«этики» в подходе к смерти из животного мира. «Будьте какживотные, те хотя бы благородны» — писал Ницше. Эвтаназия, если завершатьговорить о ней, должна оставаться в рамках индивидуального опыта самоубийства.Так вот, в биомедицинских изысканиях последних лет опасливым представителямнауки стали очевидны новые угрозы для выживания человечества как вида.Молекулярная биология, генная инженерия в состоянии призвать в жизнь новые ееформы, способные вытеснить из среды обитания формы старые, представителемкоторых является в частности человек. Вариативности и многообразию особейвнутри одного животного вида также грозит пострадать, буде станет возможнымклональное размножение. Опасения относительно вероятной угрозы жизни человекакак животного вида оформляются в кодексах профессиональной этики. Большинствонаучного сообщества время от времени выступает с коллективными заверениями вобязательности воздержания от экспериментов, грозящих необратимымиэкологическими последствиями. Клонирование законодательно запрещено в рядестран. Тем не менее, очевиден прогресс исследований подобных клонированию.
«Соблазнпознания — коренная человеческая черта, от которой весьма вероятно настанетконец самому человеку. Культ познания обернется глобальной катастрофой. Самасобой напрашивается параллель с ветхозаветным сюжетом об изгнании из рая первыхлюдей: приобщение к плоду с дерева познания добра и зла окончилось приобщениемко злу земного существования. Реализация новых биотехнологий может положитьконец человеческой цивилизации. Человечество совершит возвратное движение,исчезнув, сознание перестанет быть атрибутом бытия, на какое-то время»[3].
Решение биоэтических, как и вообще этических проблем, естественно,должно осуществляться соответствующей антропологией или даже космологией. Еслиимеется общепринятое основание для понимания человека и мира, разумеется, легкоприйти к согласию в рассмотрении и решении проблем биоэтики и к столь жесогласованным действиям. А если такой общей опоры не существует, то, конечноже, в каждом случае будут появляться собственные устои, и зачастуюпротиворечащие друг другу.
В современном поликультурном и глобализованном общественаблюдается множество существенных противоречий в отношении к антропологическими космологическим вопросам. Но даже в той части мира, которая испытала влияниехристианского Предания, в большой степени можно видеть те же явления. Тем болеезначительными оказываются эти противоречия, чем более заметно обмирщение,которое лишает человека и мир всякого возвышенного измерения и перспективы.
Биоэтика, пытаясь постичь и исследовать главные направленияразвития, созданные скачкообразным ростом биологии и медицинской технологии,разрабатывается почти исключительно на безличном основании. Она опредмечиваетсвои данные и превращает людей в цифры. Она пытается рассматривать общиетенденции, а не личности и не межличностные отношения. Она сосредоточивается наисследовании новых неожиданных вопросов и пытается разрешить их на мировомуровне с помощью самых общих принципов.
Поэтому, так как она не формируется на основании какого-либорелигиозного исповедания или светского мировоззрения, она сводит к частнымслучаям, насколько это возможно, религиозные, метафизические и прочие воззренияв мире и пытается утвердить себя на утилитарных принципах и ценностях, которыемогут быть приняты всеми людьми. Так, в биоэтике утверждаются принципы а)независимости б) избегания вреда и боли в) благотворительности и г)справедливости[4].
Заключение
Прошедший векоставил нам в наследство и современную биоэтику: науку с беспредельнымиамбициями и весьма ограниченным содержанием. Это неудивительно, если учитывать,что эта наука призвана согласовать самые разнородные методы и дать ответы насамые сложные вопросы человеческой жизни.
Эта научнаяотрасль выступила как самостоятельное направление научных исследований вшестидесятые годы прошлого века. Своим предметом биоэтика считает, преждевсего, исследование человеческой жизни. И в самом деле, биоэтика рассматриваетвсе вопросы классической и новейшей врачебной этики в отношении человеческойжизни. Причиной, которая вызвала чрезмерный интерес к биоэтике – этостремительное развитие биологии и применение её разработок в медицине. Так чтобиоэтика предстаёт как расширенная разработка медицинской этики, и в центре еёвнимания стоят вопросы, поднятые главным образом под влиянием биологии насовременную жизнь с использованием новейших медицинских технологий в течениевсей жизни человека, начиная с самого его рождения до кончины.
Специальнобиоэтика исследует моральные вопросы, которые связаны, во-первых, сискусственным оплодотворением, лечением бесплодия, дородовыми исследованиямиплода, контролем над рождением, прерыванием беременности, во-вторых, споддержанием и улучшением биологического развития человека, клонированием,пересадкой тканей или органов, и в-третьих, с завершением человеческой жизни, спассивной  или активной эвтаназией и связанными с этим вопросами[5].
Точнееговоря, исследование этих вопросов составляет предмет биомедицинской этики,потому что биоэтика относится ко всему живому и исследует отношения человека совсем живым миром. Но так как биомедицинская этика представляет собой важнейшийраздел биоэтики, мы часто и называем её просто биоэтикой. Кроме того, многиераспространяют компетенцию этой науки и за пределы одушевлённого мира, включаяв неё уже всю окружающую среду и рассматривая все вопросы жизни человека в окружающейсреде. Эти вопросы непосредственно связаны с различными отраслями жизни идеятельности человека.
Списоклитературы
1.  Глобализация и глобальность: химера и истина. – М., 2005.
2.  Иванюшкин И.А. Размышления о феномене биоэтики. – М., 2004.
3.  Мандзаридис Г. Христианская этика. – М., 2005.
4.  Тищенко П.Д. Биоэтика. // Этика. – М.: Гардарика, 2001.
5.  Этика. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.– М.: Гардарика, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.