Реферат по предмету "Психология"


Сравнительный анализ теории Д. Уотсона и теории Б. Скинера

РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиалв г. Минске
Кафедрапсихологии
Контрольнаяработа
поучебной дисциплине «Возрастная психология»
натему:
«Сравнительный анализ теории Д. Уотсона и теории Б. Скинера»
Минск,2008

/>
/>

Бихевиоризм
Бихевиоризмопределил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон(1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологииявляется поведение». Отсюда и название – от английского behavior –«поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческаяпсихология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиватьсявнешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, –не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, ихнельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучитьневозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективноизучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и тестимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологиизаключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулупредсказывать определенную реакцию.
И личностьчеловека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупностьповеденческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческаяреакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул –реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайкауточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкреплениеможет быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальноевознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача,критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего изожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание преждевсего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.
Такимобразом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и еговозможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты,социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новыенавыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде,т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков.Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособленык жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек вконцепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее,обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия,поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека натребуемое поведение.
В недрахсамого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R какслишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психическиепроцессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологическогосостояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризмпредставил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Помнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мыесть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетомтого, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас.Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постояннодолжен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.
Поведенческаяконцепция Б. Скиннера
 
Поведенческаяконцепция рассматривает личность как системуреакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитиибихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшеготеорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения иразработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудияуправления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказываютвлияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, какинструмент идеологии и политики.
Всоответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследуетповедение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучаеттолько его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованияхи теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трехвидах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б.Скиннера.
Безусловнорефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S)и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Онисоставляют определенную часть репертуара поведения, но только ими необеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процессприспособления строится на основе активных проб – воздействий животного на окружающиймир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, которыйв силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываютсястимулом, а выделяются («испускаются») организмом и некоторые изкоторых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными.Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими вадаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.
На основеанализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средствомформирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения уживотных получила название «последовательного наведения на нужнуюреакцию».
Данные,полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческоеповедение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариантпрограммированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит всведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных изних. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, икак следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуяустановке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мирчеловека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминахреакции и подкрепления, а человека – как реактивное существо, подвергающеесявоздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствуетвероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявленияинтереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либочеловеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые имподкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризмав целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигаету Скиннера своих пределов. Вся культура – литература, живопись, эстрада –оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит кабсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге«По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннеромпонятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключениеиз реальной жизнедеятельности человека.
Дляразрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачусоздания технологии поведения, призванной осуществлять контроль однихлюдей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека непринимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением неявляется обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль зарежимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми [2; с. 32].

Списокиспользованных источников
1.  Миляев, Р.А. Возрастная психология (альбом схем) / Р.А. Миляев. –М.: Военный университет, 1998. – 30 с.
2.  Столяренко, Л.Д. 100 Экзаменационных ответов по психологии:экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. – 198 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.