--PAGE_BREAK-- Рис.1 Кривая спроса
При цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.
Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.
Смещение кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов людей. Когда доход возрастает, спрос на большинство товаров увеличивается, и наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономисты называют нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением — растет.
Среди товаров низшей категории есть также удивительные товары, величина спроса на которые растет с увеличением цены (т.е. кривая спроса является растущей).5 Спрос на многие товары в экономике зависит от ситуации на рынке других товаров.
Пример, если цена на зеленый салат возрастет, а на капусту останется без изменения, потребители перейдут на салаты из свежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо.
Такие товары, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится цена на роликовые коньки, по всей вероятности, возрастет спрос на летнюю спортивную одежду. Такие товары называют дополняющими.
Итак, сдвиг кривой спроса может произойти еще и в результате:
1. изменения вкусов и предпочтений потребителей;
2. изменения количества покупателей;
3. изменения дохода потребителей;
4. изменения величины налогообложения доходов граждан.
5. изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров;
Вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены.
Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара.
____________
5 Введение в рыночную экономику/Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1998. С. 93.
Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.6
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.7 То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
____________
6 Принципы экономической науки. Маршалл. А., М.: 1993. Т. 2. кн. 5. гл… 15. Т. 3. кн. 6. Приложение А. С. 243.
7 Курс экономической теории: учебное пособие. – М.: 1993. С. 162.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по низкой цене.
1.4) Эластичность спроса
Эластичность-это мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменения другой (цены).
Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратной зависимости от изменения цены на него. Насколько же велика эта зависимость?
Оценить ее позволяет показатель, который называется эластичностью спроса по цене. Если величина спроса сильно реагирует на изменения цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Мерой этого изменения служит коэффициент эластичности спроса (К).8
К = Рост объема спроса (в%) / Снижение цен (в%)
При эластичности спроса, равной единице, изменение цены, скажем, на 10 % вызывает изменение спроса на те же 10 %.
Если эластичность спроса больше единицы, т.е. величина спроса меняется быстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен.
Если же показатель эластичности меньше единицы, т.е. величина спроса меняется медленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар неэластичен. То надо помнить, что при разной исходной цене на один и тот же товар показатель эластичности спроса чаще всего будет разным.
_____________
8Политическая экономия: Учебник для вузов/Под ред. В.А. Медведев, Л.И. Абалкин. 1988. С. 166.
К товарам с эластичным спросом обычно относят:
1. предметы роскоши;
2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;
3. легкозаменяемые предметы;
Товары с неэластичным спросом включают:
1. предметы первой необходимости;
2. товары, стоимость которых незначительна;
3. труднозаменяемые товары;
С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену на свой товар. Если фирма повышает цену на свой продукт, ей хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этого необходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и, следовательно, надо воспитывать у покупателя «преданность» к изделиям данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на снижении цены, ей выгодна высокая эластичность спроса на ее товары.
Исследования показывают, что спрос на большую часть с/х продукции крайне неэластичен, порядка 0,25 или 0,3. В силу чего увеличение производства с/х продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены с/х продукции, так и суммарную выручку фермеров.
Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители — это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые
у них теперь «появился вкус».
2.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1) Понятие предложения
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Предложение — это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами, предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупность товаров, которая поступает для окончательной реализации.
Предложение характеризует возможность и желание продавца
(производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом.9
Предложение возникает только тогда, когда данный производитель будет готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок товара.
Предложение устанавливает зависимость между рыночными ценами и тем количеством товара, которое производители согласны изготовить и продать. Очевидно, чем выше цена товара, тем большее количество его согласны выбросить на рынок продавцы.
2.2) Величина и функции предложения
Объем, величина предложения — это количество продукта, которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
____________
9 Экономическая теория (политэкономия) /Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. 2007. С. 133.
Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услугу, то для производителей она определяет величину предложения.
Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.
Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Поскольку количество продавцов здесь ничем не ограничивается, повышение или понижение цены отдельным продавцом заметно не влияет на уровень рыночной цены. При этом предполагается, что рынок является свободным и поэтому в нем не могут устанавливаться монопольные цены, хотя в реальной действительности, как правило, имеют дело со смешанной экономикой, в которой наряду с конкуренцией действуют и монополии.
Функция предложения заключается в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.10
Ценой предложения называют ту минимальную, или наименьшую, цену, по которой продавец все еще может продать свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так как в противном случае он потерпит убыток и производство товара окажется нерентабельным.
____________
10 Экономическая теория (политэкономия) /Учебник/ Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: 2007.
С. 136.
2.3) Закон предложения
Закон предложения гласит, что существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения.
Суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.11
Почему действует закон предложения?
Во-первых, потому, что по возросшей цене производители захотят дать больше изделий, чем раньше.
Во-вторых, действует «эффект нового продавца». Дело в том, что всякого рода производство чего-то стоит производителю, требует от него определенных издержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны, для того, чтобы изготовить некоторое количество товаров, производитель должен приобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это так называемые издержки производства.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать побольше такого товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место.
По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи товаров будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения.
Шкала предложения показывает разные количества товара, которые
производитель предлагает к продаже на рынке при каждой определенной цене.
_______________
11 Основы экономической теории. В.Н. Щербаков, В.М. Агеев, М.: 2000. С. 185.
Таблица 2
продолжение
--PAGE_BREAK--