Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Теория спроса и предложения

ПЛАН:
  
   Введение………………………………………………………………………3
   I. Рыночный спрос: экономическая сущность……………………………...4
   § 1. Рынок и закон спроса……………………………………………………4
   § 2. Изменение спроса………………………………………………………..5
   § 3. Спрос на ресурсы………………………………………………………...7
   § 4. Эластичность спроса…………………………………………………….9
   II. Спрос и предложение…………………………………………………….12
   § 1. Взаимосвязь спроса и предложения……………………………………13
   § 2. Экономический кругооборот…………………………………………...13
   III. Влияние спроса на экономическуюстратегию предприятия.………...15
   Заключение…………………………………………………………………...18
   Список использованной литературы……………………………………….19
   
 
Введение.
  
В условиях рыночных отношений центр экономическойдеятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию.Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываютсяразличные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированныекадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применениявысокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижениядо минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываютсябизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление –менеджмент.
         Всеэто требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономикивыживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требованиярынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечитвысоким доходом высококвалифицированных работников.
         Изучениеже спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей прифункционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способностьмоментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкостьпроизводства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбытьее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роливыходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственнозанимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, чтотакое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этотпринцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раздоказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночныйспрос.
I. Рыночный спрос: экономическаясущность.
 
§ 1. Рынок и закон спроса.
         Рынок— косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителямипродукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежныхотношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов,организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционированиетаких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи,структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочейсилы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
         Рынок— это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителейспроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынкиявляются локальными, тогда как другие носят международный или национальныйхарактер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса ипоставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавецникогда не видят или вовсе не знают друг друга, Состояние рынка определяетсясоотношением величины спроса и предложения Спрос и предложение —взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяетсяплатежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение —совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношениемежду ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяясоответствующие изменения в уровне цен на товары.
         Спросизображается в виде графика, показывающего количество продукта, котороепотребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течениеопределенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативныхвозможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает токоличество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявленспрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, котороепотребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса —максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
         Величиныспроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезкувремени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменностивсех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастаниювеличины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат законуспроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения припрочих равных условиях.
         Существованиезакона спроса подтверждают некоторые факты:
   1. Обычно люди действительно покупаютданного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмыустраивают “распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в законспроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, апутем их снижения.
   2. В любой данный период времени каждыйпокупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезностиот каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подверженодействию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласнокоторому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньшеудовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь приусловии, что цена его снижается.
   3. На несколько более высоком уровне анализазакон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект доходауказывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купитьбольше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либоальтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличиваетпокупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он всостоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокаяцена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том,что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товарвместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребителисклонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещениясовмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность ижелание покупать большее количество продукта по более низкой цене (см. таблица№1).
         Обратнуюзависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в видепростого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальнойоси, а цену на вертикальной оси.
         Помещениецены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — этоэкономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, авеличину спроса на вертикальной, так как цена — это
независимаяпеременная, а величина спроса — зависимая переменная.
         Каждаяточка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количествопродукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает всевозможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Законспроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. Графикпозволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а такжеманипулировать различными ее комбинациями.
         Налюбом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить орыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночногоспроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса,предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы простосовмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общуюкривую спроса (см. таблицу №2).
   § 2.Изменение спроса.
         Ценаслужит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, носуществуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называютсянеценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвигкривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменениеодной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребителиобнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товарапо каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спросасместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения водной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количествопродукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещениекривой спроса влево.
         Рассмотримвлияние неценовых детерминант:
   1. Потребительские вкусы. Благоприятное дляданного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений,вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос покаждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовутуменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения ввиде проявления нового продукта способны привести к изменению
потребительскихвкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а этоповышает спрос на кроссовки и велосипеды.
   2. Число покупателей. Увеличение на рынкечисла покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числапотребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращаютимпортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым,повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшаетспрос на образование.
   3. Доход. Воздействие спрос измененияденежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение доходаприводит к увеличению спроса.
         Товары,спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода,называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
         Товары,спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает приснижении доходов, называются товарами низшей категории.
         Примеры:увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочноемасло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, каккапуста, репа, восстановленные шипы и ношеная одежда.
   4. Цены на сопряженные товары. Приведет лиизменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса нарассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товарзаменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему(взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценойна один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товараявляются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другойсуществует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми,самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсене повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирскиеавиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом(взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спросна видеокассеты.
   5. Ожидание. Потребительские ожиданияотносительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способныизменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращениютекущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример:неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем болеевысоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
         Увеличениеспроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффектповышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спросаобнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количествапродукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающимиотсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
         Возможныслучаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях.
         Предположим,что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаютсядва эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действииодного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит ототносительных параметров изменения предложения и спроса (если предложениебольше спроса, то равновесное количество увеличивается).
         Предположимтеперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются дваэффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличениеспроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно былопервоначально.
         Возможнытакже случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том женаправлении.
         Сначалапредположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определитьизменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены врезультате увеличения предложения и эффект повышения цены в результатеувеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, тоцена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.
         Рассмотримодновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшенияпредложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает.Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесноеколичество продукта однозначно уменьшается.
         Могутвозникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны,и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга.В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказываетсянулевым, спрос не изменяется.
         ПарадоксГиффена. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместоожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил вниманиеанглийский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили названиеблаг низшего порядка (см. таблицу №3).
         Количествоблага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3.
         Изменениевеличины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку напостоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена —количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спросаслужит изменение величины данного продукта.
  § 3. Спрос на ресурсы.
         Спросна ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию,изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последниеудовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует,что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — преждевсего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсывлияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше.Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов — предельныйпродукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительныересурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмыстремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличиватьресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется спредельными издержками на них. Если предельный доход больше предельныхиздержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации —уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамикиизменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающиересурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например,ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являютсядополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовлениекамеры и ЭВМ).
         Привведении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов.Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другимизменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труди увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства; онвыражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объемапроизводства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал).Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности.Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двухэффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос назамещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводитсядополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса наосновной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производныйспрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышаетсяпроизводительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимаетсяцена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.
         Эластичностьэтого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовуюпродукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когдаповышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него,потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос наизготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен испрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса наних высока, если в случае повышения цены существует возможность их заменыдругими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения болеесовершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность вбензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доляв общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данныхресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельныйвес велик, а цена на ресурсы растет. Это приводит к падению спроса на денныересурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем вышеэластичность спроса.
         Измененияв спросе на ресурс:
   1. Изменение в спросе на продукт
         Припрочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится спомощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в томже направлении.
   2. Изменение производительности
         Изменениев производительности использования ресурсов ведет к однонаправленному изменениюв спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:
   1). Увеличение числа ресурсов,непосредственно связанных с данными ресурсами.
   2). Технологические усовершенствования.
   3). Повышение качества самогорассматриваемого ресурса.
   4).Изменение цен на другие ресурсы(взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).
  § 4. Эластичность спроса.
         Эластичностьспроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических исоциальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным,если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, инеэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
         Согласнозакону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большееколичество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены можетзначительно варьироваться от продукта к продукту.
         Экономистыиспользуют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительностипотребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в ценеприводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такойспрос называют относительно эластичным или просто эластичным:
   — Если существенное изменение в цене ведет кнебольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительнонеэластичный или просто неэластичный:
   — Когда процентное изменение цены ипоследующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, тотакой случай называют единичной эластичностью:
   — Если изменение цены не приводит ни ккакому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос являетсясовершенно неэластичным:
   — Если самое малое снижение цены побуждаетпокупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такойспрос является совершенно эластичным:
   — Формула ценовой эластичности
         Степеньценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициентаэластичности (Ed):
   Ed=  
         Процентныеизменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальнуюцену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на токоличество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально:
   Ed=  
         Использованиепроцентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использованиипроизвольных единиц измерения.
         Ценовойкоэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. законспроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены),поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
         Оценкаэластичности по показателю общей выручки
   1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спросэластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что дажепри меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказываетсяболее чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно иобратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общейвыручки.
         Еслиспрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки впротивоположном направлении.
   2. Неэластичный спрос (Ed
   3. Единичная эластичность (Ed=1).Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.
         Свойстваэластичности: Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется взависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычноэластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика посравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измеренияэластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которыхведется отсчет.
         Эластичностьи наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежнымоснованием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит отабсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичностиимеет дело с процентными изменениями цены и количества.
         Изменяющиесяи постоянные эластичные кривые спроса Эластичность определяется на заданноминтервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же илиизмениться в зависимости от формулы спроса.
         Линейнаякривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова навсей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения внизпо кривой спроса.
         Криваяспроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постояннойна любом произвольно взятом интервале.
         Факторыценовой эластичности спроса:
   1. Заменяемость. Чем больше хорошихзаменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бываетспрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узкоопределены границы этого продукта.
   2. Удельный вес в доходе потребителя. Чембольше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях,тем выше эластичность спроса на него.
   3. Предметы роскоши и предметы необходимости.Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметыроскоши обычно эластичен.
   4. Фактор времени. Спрос на продукт болееэластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычекпотребителя, долговечности продукта.
         Перекрестнаяэластичность Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколькочувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению ценыкакого-то другого продукта (товар Y).
   Exy=  
         Этаконцепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемоститоваров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительноезначение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямойзависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являютсявзаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем большестепень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестнойэластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемымитоварами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем большевзаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициентсвидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являютсянезависимыми товарами.
         Эластичностьспроса по доходу Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентноеизменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или инымизменением дохода потребителя.
   Ei.= Для большинства товаров этоткоэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории).Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару.Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходусвидетельствует о товаре низшей категории.
         Практическоезначение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчениипрогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание ирасширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокаяположительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли вэкономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшойположительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращенияпроизводства в отрасли.
          При анализе спроса и предложения важновыделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимоопределить период времени, через который мы будем определять изменения. Припромежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса ипредложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем задолговременный.
         Длямногих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не длякороткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требуетвремени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасомдругого товара у потребителей, который изменяется медленнее.
         Пример:Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочномпериоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться тольков долгосрочном периоде.
         Длядругих товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочногопериода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждоготовара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом ихпроизводства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которымхотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выраженииизменению объема покупок.
         Эластичностьспроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов.Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше вдолгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потреблениялишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даженезначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущихпокупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблетсяочень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие этитовары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Этокасается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют“цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНПи национальном доходе.
II. Спрос и предложение.
  
  § 1. Взаимосвязь спроса и предложения.
         Еслиспрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможностькупить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это токоличество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время вконкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данномслучае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос ипредложение совпадут.
         Пересечениекривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) иравновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делаетнеустойчивой.
         Избыточныйспрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует,что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться безпродукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов впользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей срынка.
         Избыточноепредложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия,будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобыизбавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, чтонеобходимо сократить ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции и2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
   Изменения, влияющие на спрос и предложение
   Изменения
(при прочих равных
условиях)
   Сдвиг кривой
спроса
   Движение
вдоль кривой спроса
   Сдвиг кривой
предложения
   Движение
вдоль кривой
предложения
   1. Изменение
цен конкурирующих
товаров
   +
   +
   2. Введение
новой технологии
   +
   +
   3. Изменение
моды на товары
   +
   +
   4. Изменение
потребительских
доходов
   +
   +
   5. Изменение
цен на сырье
   +
   +


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.