Реферат по предмету "Экономическая теория"


Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт 2

--PAGE_BREAK--2.2    Приватизация в ГДР и Восточной Европе


В основу реформирования хозяйства ГДР была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления [7].

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8 с. 5].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, стала достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями 60—70–х годов XX века. В 80–е годы практически 75 % взрослого населения Венгрии наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных формах «второй» экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50 % предоставляемых населению услуг, обеспечивал 1/3 розничного товарооборота, 15 % объема строительно–монтажных работ.

В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. При этом изначально была отброшена, как несостоятельная, модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности. То есть речь не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально.

В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов от приватизации 511 млн., то есть 85 %, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., то есть 50 %, поступило в госбюджет.

В Чехословакии каждый взрослый гражданин мог за сумму, равную средней недельной заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Акции каждого предприятия также были оценены в пунктах. 45 % владельцев купонных книжек полностью доверились инвестиционным фондам, 30 % частично передали их в фонды, частично вложили сами. Около 25 % предпочли действовать самостоятельно, не прибегая к услугам фондов. Всего было создано 434 фонда, аккумулировавших 72 процента ваучерных пунктов. Особой популярностью пользовались крупные, известные фонды.

В Польше приватизация основывается на законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с ним было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. Ею было охвачено 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990—1991 годах. Помимо этого, в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых частных предприятий.

В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990—1994 годах из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабатывающих отраслях, приватизировано не больше 100—150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) — это льготная продажа их трудовому коллективу путем так называемой «ликвидации» (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам — рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года «традиционными» методами: пять крупных фирм — на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна — ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по–прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями.

С конца 1995 года в Польше началась «ваучерная» приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же, как в Чехии и Словакии, приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило, они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности. Одновременно поощряется приобретение предприятий в собственность рабочими и менеджерами.

Глава 3. Этапы приватизации и разгосударствления в России
3.1  Формы приватизации и разгосударствления в РФ
В российской практике различают два основных этапа приватизации и разгосударствления: первый– это этап ваучерной приватизации. По длительности этот этап продолжался в России около 3–х лет. Нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый3 июля1991 года [3].

Государственная программа приватизации разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации.

Действующая модель приватизации1992 года предусматривала определенные базовые идеи– упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе – аукционы и конкурсы приватизируемых объектов.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к1 июня1993 г. свыше17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии акционирования.

В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре1992 г.– июне1993 г. на чековые аукционы в72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых2,38 млн. человек.) Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил104 млрд. рублей, в том числе22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера). Это понятие связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим– его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках (Указ Президента Российской Федерации «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от14 августа1992 года)[2]. Таким образом, средством платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов выступил приватизационный чек. Приватизационный чек– это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Положительной стороной приватизационного чека явилось то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса– ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало90% госимущества. К началу1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков– примерно90 миллионов.

Таким образом, особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являлись: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской.

За несколько месяцев до конца чековой приватизации правительством была разработана новая программа приватизации на1994 год. Новым этапомстала денежная приватизация, программа которой ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии, главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы приватизации.

Однако в новой программе стало больше ведомственных запретов, введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем, удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень приватизируемого имущества.

Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше25%. Таким образом, имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия–банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была стабильной из–за нестабильности политической ситуации в России.

Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до25 %, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами.

Значительное место в Программе1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов– защита акционерного «меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного» голосования.

Государственная программа приватизации на1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако нельзя было забывать о главном принципе приватизации– предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов– приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий–банкротов. Было несколько вариантов, которые государство как собственник могло реализовать еще в досудебной процедуре. Например, если у государства не было возможности содержать предприятие–должника, кредитором которого и собственником выступало оно само, в этом случае государство должно было, решив ряд социальных вопросов, ликвидировать предприятие и продать его имущество на аукционе. Второй способ, когда предприятие само добровольно признавало себя банкротом (правда, не без помощи Федерального управления). Тогда собственник–государство в досудебной процедуре принимало решение о внешнем управлении этим предприятием, если оно запрещено к приватизации– снимало директора, приводило реорганизацию и т.д. Само же предприятие продолжало существовать и функционировать.

Третий путь– это была обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Следует отметить и рассмотреть «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества. Сжатый конспект «Отчета» звучит так: «Население России получило146,064 млн. приватизационных чеков. Владелец ваучера имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято почти26 млн. чеков); участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового фонда (их было создано640 штук: собрали они свыше60 млн. приватизационных чеков); продать чек (такая судьба постигла «ориентировочно» четверть выданных чеков).40 млн. граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации АО или чековых фондов»[2].

Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и на ведущие промышленные отрасли, из «Отчета» следует сказать то, что: «В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на10% меньше, чем в среднем по промышленности» [4].

Об иностранных инвестициях в экономику России, в том числе в отраслевом разрезе с разбивкой на портфельные и прямые, говорится следующее: «На1.10.94 в Государственный реестр внесено15204 предприятия с иностранными инвестициями. Доля иностранных инвесторов в уставном капитале указанных предприятий составляет свыше$ 1,5 млрд. Наибольший интерес иностранных инвесторов за9 месяцев1994 года вызвали предприятия, находящиеся в Архангельской, Московской, Тюменской и Иркутской областях и в г. Москве» [7].

Таблица 1

Отрасли, вызвавшие наибольший интерес иностранных инвесторов в 1994году [10]



6 февраля1995 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О втором этапе приватизации в г. Москве». С этим Указом возникает начало действия нового этапа в приватизационной компании– этапа так называемой денежной приватизации (платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки). Московская городская дума18 января приняла «Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы» [2].

Что же касается этапа денежной приватизации не только в Москве но и по России, то уже в ноябре1994 года Госкомимуществом было начато составление плана–графика денежных аукционов. По замыслу его составителей, все акции крупных предприятий, предназначенные для реализации на инвестконкурсах, должны были продаваться на денежных аукционах.

Таблица 2

Список денежных аукционов, которые РФФИ собирался провести с января по май1995 года [4]

Предприятие

Уставный капитал, млн. руб.



Планируемая на

продажу доля (%)

Оренбургнефть

3513

0,76

Нефтяная компания «ЮКОС»

4929

7

НИИЦЭВТ (Москва)

409

22

АО «Элма» (Зеленоград)

157

16

фабрика «Свобода» (Москва)

399

29

«Ростелеком»

2334

0,18

РАО ЕЭС России»

69995

1,91

АО «Автодизель» (Ярославль)

780

20,99

АО «Оптювелир» (Москва)

2112

8,63

« Амазарзолото « (Читинская обл.)

92

20
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.