С. БОБЫЛЕВ,
доктор экономических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
РОССИЯ НА ПУТИ АНТИУСТОЙЧИВОГОРАЗВИТИЯ?
Для значительного ускорения в России в ближайшем будущем темпов роста, двойного увеличения ВВП необходимо решитьвопрос о качестве экономического роста и степениего устойчивости в долгосрочной перспективе. К каким социальным,экономическим, экологическим результатамприведет сохранение современных тенденций развитияэкономики? Является ли развитие страны устойчивым с позиций классического определения данного понятия, принятого вконцептуальных документах ООН и одобренногоправительствами всех стран мира? Попробуемответить на эти вопросы, выделив прежде всего эколого-экономическиеаспекты устойчивости[1].
Внастоящее время в экономическом развитии России фактически игнорируется экологический фактор. В структурах власти различных уровней, в основных документах,правительственных программах,планах дальнейших реформ в экономике ему уделяется незначительное внимание. Так, в официальных программахПравительства России — его планахдействий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочные перспективу — упоминание экологии минимально.
Между тем в российском национальном докладе«Национальная оценка прогресса РоссийскойФедерации при переходе к устойчивому развитию», представленном наВсемирный саммит ООН по устойчивому развитию(Йоханнесбург, 2002), отмечается: «Проведенный анализ основных тенденций и факторов… свидетельствует, чтоРоссия уверенно становится на путь устойчивогоразвития»[2]. Данное положение, на наш взгляд, носит достаточно дискуссионный характер. Естьоснования полагать, что современные тенденции экономического развития России являются скорее антиустойчивыми, их сохранение формируетсейчас и закрепляет на будущее неустойчивый тип развития экономики страны. Можно отметить по крайней мере три аспекта этих тенденций:
— отрицательные динамика и величины макроэкономических
показателей, в которых учитываетсяэкологический фактор;
— рост показателей природоемкости по сравнению с дореформенным периодом, что отражает увеличение затрат природныхресурсов и объемов загрязнений на единицуконечного результата;
— структурныесдвиги в экономике, которые повышают удельныйвес природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей.
Макроэкономические показатели иэкологический фактор
Переход к устойчивому развитию, поддержанный всеми странамимира, вызывает необходимость включения экологического фактора в системуосновных социально экономических показателей. В традиционных макроэкономических показателях (ВВП, ВНП, доходна душу населения и пр.) не учитывается экологическая составляющая. Рост этих показателей сегодня может базироваться натехногенном, природоемком развитии. Тем самымсоздается основа для резкого ухудшенияэкономических показателей в будущем при истощении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды.
Ориентацияна традиционные экономические показатели для России в ближайшей перспективеможет быть чревата негативными последствиями.Получается, что быстрее всего роста этих показателей (тем самым формальнодобиться прогресса в социально экономическом развитии)можно достичь, быстро выкачивая из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхностным способом, вырубая леса,увеличивая нагрузку на землю, используя дешевые «грязные» технологиии пр. К сожалению, в какой то мере это сейчас ипроисходит. Многие программы, в которыхпредусмотрена ориентация на рост добычи полезных ископаемых,позволяющий увеличить ВВП, имеют и негативные экологические последствия. Достижение обсуждаемого сейчасудвоения ВВП при сохранении современных эколого-экономическихтенденций может привести к необратимой деградации природного капитала страны и ко все большему отдалению от траектории устойчивогоразвития.
В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивогоразвития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Этим занимаются ведущие международныеорганизации: ООН (система интегрированныхэкологических и экономических счетов — IntegratedEnvironmentalandEconomicAccounting), Всемирный банк (показательистинных сбережений — genuinesavings), ОЭСР, Европейскоесообщество (проекты GARP1, GARP2,TEPI) и др.[3] Принципиальныммоментом таких подходов являются попытки учесть ущерб от загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов на макроэкономическом уровне,экологически скорректироватьосновные экономические показатели развития.
Предварительная количественная оценка ряда эколого-экономических показателей на макроуровне (норма истинныхсбережений, природоемкость, удельные загрязнения и др.) свидетельствует, что внашей стране складываются антиустойчивыетенденции развития. Например, проведенныеВсемирным банком на основе методики истинных сбережений расчеты для России выявили значительное расхождениемежду традиционными экономическими показателями и экологически скорректированными. В последние годы индикатор истинныхсбережений был отрицательным. Это следуетучитывать в условиях начавшегося экономического подъема в России. Например,если исходить из формальных позиций, то в 2000 г.экономика процветала — рост ВВП составил9%. Однако истинные сбережения были отрицательными (-13%) главным образом вследствие истощения сырьевой базы.
В большинстве развитых стран и стран с переходной экономикойиндикатор истинных сбережений является положительной величиной (см. табл. 1). Впечатляет этот показатель в Китае (26,8%), что свидетельствует о его экономическомпрогрессе. Существенные расхождения между макропоказателями и ихэкологически скорректированными величинамиотражает и система интегрированных экологических и экономических счетов ООН.Следовательно, учет экологического фактора в традиционных экономическихпоказателях может привести к ихзначительному снижению вплоть до отрицательных величин.
Таблица 1
Показатель истинных внутреннихсбережений в отдельных странах
(в % к ВВП, 2000 г.)
Страны
Истинные внутренние сбережения
Страны
Истинные внутренние сбережения
Япония
18,0
Россия
13,4
Германия
10,2
Словакия
18,8
Франция
14,3
Чехия
17,0
Великобритания
7,0
Польша
12,7
Канада
13,7
Венгрия
16,3
США
9,3
Китай
26,8
Источник: The Little Green Data Book 2002. WashingtonDC, WorldBank, 2002.
Конечно, наивно исходить из требований сокращения темповроста в природоэксплуатирующих секторах, прежде всего в энергетическом, вусловиях современной социально экономической ситуации в стране. Однако для перехода к устойчивому развитиютребуется компенсация истощения природных ресурсов за счет роста инвестиций вчеловеческий и физический капитал. Необходимо резкое увеличение инвестиций в науку, образование, здравоохранение,инновационное развитие, создание специальных фондовтипа Фонда будущих поколений, которые имеются во многих странах мира.
Одним из примеров важности эколого-экономического учета намакроуровне является также оценка ущерба здоровью населения, наносимогозагрязнением окружающей среды. Рост загрязнений в результате токсичных отходови достаточно высокий уровень загрязнения воды и воздуха по сравнению с мировымистандартами создают серьезную угрозу жизнедеятельности человека. Так, по даннымВсемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2000 г. Россия по общему состояниюздоровья населения находилась на 91 месте после своих прибалтийских инекоторых азиатских соседей. Критической национальной проблемой стала низкаяпродолжительность жизни, особенно мужчин.
В настоящее время существует методология оценки риска дляздоровья человека, разработанная ВОЗ, Агентством по охране окружающей средыСША и другими организациями. Подход на основе риска является наиболее широкораспространенным и признанным в мире, он был применен для расчетов ущербаздоровью во многих европейских странах, США, Канаде. Полученные результатыучитывались в процессе принятия решений исполнительной и законодательнойветвями власти.
На базе оценки риска для России автором совместно сдругими экспертами были рассчитаны экономические издержки для здоровьянаселения, вызванные загрязнением воздуха и воды. Они показывают, что этииздержки составляют от 3 до 6% ВВП[4].Полученные величины ущерба довольно впечатляющи и выступают весомым аргументомв пользу экологизации экономического развития, изменения ряда декларируемых иподдерживаемых правительством приоритетов развития страны.
Рост показателей природоемкости
В русле антиустойчивых тенденций находится и ростпоказателей природоемкости — удельных затрат природных ресурсов и удельных загрязнений на единицу конечного результата по сравнению сдореформенным периодом. Например, сравненияпоказателей природоемкости российской экономикии развитых стран очень наглядны. Так, в Россииэнергетические затраты (энергоемкость) на единицу ВВП по сравнению с развитыми странами выше в 3 и более раз.Чрезвычайно велик разрыв и в показателяхприродоемкости для загрязняющих воздухвеществ. Удельные выбросы окислов серы, которые приводят к кислотным дождям и деградации больших площадей лесов и земель,в стране в 20 раз больше, чем в Японии иНорвегии, и примерно в 6 — 7 раз, чем вГермании и Франции. Двуокись углерода — главный парниковыйгаз, приводящий к глобальному изменению климата, превышает показатели развитых стран на единицу ВВП в 3 — 4 раза[5].
Важное значение может иметь измерение показателей природоемкостив динамике с позиции главных критериев перехода к устойчивому типу развития. В 1990 е годы в условияхэкономического спада сократились добыча и потреблениемногих природных ресурсов, снизились суммарныевыбросы и загрязнения. Однако удельные показателизатрат природных ресурсов и загрязнений (в расчете на единицу конечной продукции) возросли, что во многомобъясняется тем, что во время экономическогокризиса 1990-х годов выжили загрязняющиеи ресурсоемкие сектора. В этот период четко прослеживались более быстрые темпы падения ВВП по сравнению стемпами снижения большинства видов загрязнений, что нашло свое отражение в увеличении удельных показателей загрязнения водныхресурсов, отходов, выбросов двуокиси углерода, атакже в росте водоемкости в 1,2 — 2,6 раза посравнению с 1990 г.
В ближайшие годы при разработке макроэкономической политики и на среднесрочную перспективу особое внимание должнобыть уделено такому показателю природоемкости, как энергоемкость. Это связано, в частности, с ключевой ролью энергетическогосектора в российской экономике, в формированииВВП, налогов, доходов бюджета, повышении занятости,доходов от экспорта.
Таблица 2
Энергоемкость ВВП по производству энергоресурсов
(в ценах 1990 г.)и динамикаэнергоемкости в России
Показатели
1970 г.
1975 г.
1980 г.
1985 г.
1990 г.
1991 г.
1992 г.
1993 г.
Энергоемкость, кг у.т./руб.
2,87
2,82
3,08
3,10
2,89
2,87
3,17
3,22
Динамика показателя в % к 1990 г.
99
98
107
107
100
99
110
111
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
Энергоемкость, кг у.т./руб.
3,45
3,52
3,61
3,49
3,69
3,63
3,42
Динамика показателя в % к 1990 г.
119
122
125
121
127
125
118
Втаблице 2 представлен один из показателей энергоемкости — энергоемкость ВВП попроизводству энергоресурсов, который более комплексно отражает экологическоевоздействие ТЭК по сравнению с традиционным показателем энергоемкости по потреблению.Энергоемкость по производству возросла примерно на 20% по сравнению с 1990 г.,существенно превысив значения даже 1970 и 1980 годов, когда энергоемкостьсоветской экономики была высокой. Тенденция сохранения высокой энергоемкостиставит под сомнение реализацию большинства правительственных социальноэкономических и энергетических программ, поскольку важным условием ихвыполнения, как в них и записано, является значительное снижениерассматриваемого показателя.
Природоемкие структурные сдвиги вэкономике
Формированиенеустойчивого типа развития России во многом связано с макроэкономическойполитикой государства, которая приводит к широкомасштабной деградацииокружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Начавшийся подъем экономикиможет еще больше усугубить подобные процессы. Это связано с антиэкологическойреструктуризацией экономики в 1990-е годы в пользу сырьевыхи загрязняющих секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств.Можно сказать, что идет «грязный» подъемэкономики, тенденция которого прослеживаетсяв течение 1980 — 2002 годов (см. табл. 3). Например, удельный вес топливной промышленности в 2002 г. увеличился посравнению с 1980 г. в 2,5 раза,электроэнергетики — с 3,5 до 8,5%. В структурепромышленности за 1990 — 2002 годы повысился удельный вес черной и цветной металлургии в 1,5 — 1,8 раза и снизиласьдоля отраслей, оказывающих небольшоевоздействие на окружающую среду. Так, в 1980 —2002 гг. доля технологичных отраслей машиностроенияи металлообработки сократилась с 33,6 до 20,5%. Катастрофический спад имел место и в легкой промышленности. В целом,таким образом, в обрабатывающей промышленностипроизошел сдвиг в сторону природоемкихотраслей.
Таблица 3
Изменениеотраслевой структуры промышленного производства в России (в%)
Отрасли
1980 г.
1990 г.
1995 г.
2000 г.
2002 г.
Электроэнергетика
3,5
4,0
10,5
9,2
8,5
Топливная (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, угольная)
6,5
7,6
16,9
15,8
16,4
Черная металлургия
6,0
5,5
7,7
8,6
8,1
Цветная металлургия
6,0
9,0
10,3
10,5
Химическая и нефтехимическая
8,5
7,8
6,3
7,5
7,3
Машиностроение и металлообработка
33,6
31,5
19,2
20,5
20,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо бумажная
5,7
5,8
5,1
4,8
4,7
Промышленность строительных материалов
3,9
3,8
3,8
2,9
2,9
Легкая
16,6
12,3
2,3
1,8
1,7
Пищевая
15,6
15,7
15,3
14,9
15,8
Прочие отрасли
2,0
1,6
1,4
Вся промышленность
100
100
100
100
100
Источник:Расчеты автора. Россия в цифрах 2003. М.: Госкомстат,2003.
Несбалансированная инвестиционная политика, ведущая кувеличению диспропорций между ресурсоэксплуатирующими и обрабатывающими отраслями экономики, несомненно, обостряетэкологические проблемы. При отсутствии эколого-экономическихбарьеров и стимулов критерий эффективности один —получение быстрыми темпами огромной прибыли. Аэто, возможно, прежде всего на основе эксплуатациии/или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес и пр.).
Такимобразом, главная причина деградации природы в России — неэффективная, природоемкая структура экономики.Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающейпромышленности, инфраструктуры, сферыраспределения, отсталые и «грязные» технологии приводят к сохранению или вынужденному росту нагрузки на природу,колоссальным потерям природных ресурсов и сырья, дополнительному загрязнению атмосферы. В сложившейся ситуации возможныйэкономический рост в стране на ближайшуюперспективу при сохранении техногенных тенденций развития будет во многомбазироваться на сверхэксплуатации природы. Правительственные программы в явном или неявном виде ориентируются на экстенсивноеприродоемкое развитие энергетического, лесного,аграрного и других комплексов. Таким образом, можно сделать вывод, что наближайшие десятилетия закрепляется тенденция формированияантиустойчивого развития.
В этих условиях нельзя переоценивать значение фактаснижения нагрузки на окружающую среду в России,произошедшего в результате кризиса ипадения производства в 1990-е годы. При сохранении сложившихся тенденций есть вероятность того, чтороссийская экономика в недалеком будущем останется экономикой природоэксплуатирующих отраслей с небольшим удельным весомвысокотехнологичных отраслей и машиностроения.Старая экономическая система умерла, и сейчаспрактически формируется «эмбрион» будущей экономической системы, которая начала развиваться в новом столетии.Она несет «в своих генах»антиэкологичность, поэтому те или иные экологические программы, жесткиеприродоохранные меры вряд ли смогут предотвратитьдеградацию окружающей среды.
«Утяжеление»с экологических позиций структуры экономики усугубляетсяи ухудшением возрастной структуры производственных фондов, их массовым старением и как следствие увеличениемчисла экологических аварий и катастроф в ближайшем будущем.Сегодня во многих отраслях степеньизношенности техники достигает 60 — 80%,а старое оборудование практически не заменяется новым из-за ограниченности инвестиций. Нередки аварии вэнергетическом секторе —нефтепроводов в Западно-Сибирском регионе, республиках Коми, Башкортастан, Татарстан, в районах Среднегои Нижнего Поволжья. На месторождениях страны происходит около 50 тыс. аварий в год на магистральных и внутренних объектахнефте- и газопроводов. В результате разрушаются естественные экосистемы наогромных территориях. По некоторымоценкам, за последние годы примерно 70 млн. га тундры деградировало врезультате разрушения почвы и растительногопокрова из-за геологоразведочных работ, расширения добычи полезных ископаемых, передвижения транспортных средств, строительства и т.д.
Пути к устойчивому экономическомуросту
Переход к устойчивому развитию предполагает изменениемакроэкономической политики. Для России можновыделить следующие важные направленияэкономических преобразований, которые прямо или косвенномогут привести к снижению нагрузки на окружающую среду:
— экологосбалансированная реструктуризация экономики, поддержка инновационного развития;
— адекватные оценки природных ресурсов и услуг и ихотражение в экономических показателяхпри принятии экономических решений;
— изменение инвестиционной политики в направленииэкологосбалансированных приоритетов;
—создание непротиворечивых систем налогов, кредитов, субсидий, таможенных тарифов и пошлин с точки зрения учетаэкологических последствий;
—четкое определение прав собственности на природныересурсы;
— совершенствованиемеханизмов приватизации с учетом экологического фактора (учет прошлогоэкологического ущерба, обязательства попроведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и т.д.);
— преобразованиебанковских структур и рынка капитала с целью создания условий для развитияинновационных форм финансированияприродоохранной деятельности — экологических банков, экологических фондов, страховых систем;
— изменениеэкспортной политики в направлении сокращения
удельного веса в экспорте первичныхприродных ресурсов при увеличении удельного веса высокотехнологичной наукоемкойпродукции, товаров с высокой долей добавленной стоимости и т.д.
Важнейшим направлением перехода к устойчивому экономическому росту должна стать экологосбалансированная структурнотехнологическая перестройка экономики с целью эффективного ресурсосбережения, снижения уровня загрязнения окружающейсреды. Суть такой реструктуризации экономики состоитв опережающих темпах развития на современной технологической базе всехпроизводств в природно продуктовой вертикали(цепочке), связанных с преобразованиемприродного вещества и получением на его основе конечного продукта («послеприродные стадии»), по сравнениюс природоэксп луатирующими сырьевыми отраслями.В целом она позволит существенно снизитьприродоемкость производимой продукции и услуг иуменьшить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.
С учетом опыта развитых стран природоемкость в нашей странеможно снизить как минимум в 2 — 3 раза. Для России уменьшение показателейприродоемкости на макроуровне явится важным свидетельством начала перехода отсформировавшегося техногенного типа экономического развития к болееустойчивому. Структурно технологическая рационализация экономики даствозможность высвободить 30 — 50% неэффективно используемых природных ресурсовпри увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения.Можно значительно сократить добычу и площади разработок энергетическихресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственныхугодий, вырубку леса и т.д. за счет улучшения использования и углубленияпереработки природных и сырьевых ресурсов и существенно повысить уровеньблагосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической программойРоссии (1997 г.) на основе распространения достаточно простыхэнергосберегающих технологий в промышленности,жилищно-коммунальном секторе, на транспорте и пр. можно сберечь 40 — 50% потребляемой сейчас энергии.
Мировой опыт свидетельствует о значительной экономиипервичных природных ресурсов, сниженииприродоемкости в результате ресурсосберегающей структурной перестройки итехнологических изменений. В большинстве стран ОЭСР расход энергии на единицуВВП, потребление на душу населения такихбазовых материалов, как сталь, дерево, медь,стабилизировались, а в некоторых странах даже снизились при повышении эффективности конечных экономическихрезультатов. Так, в 1970 — 1990 гг. энергоемкостьпромышленной продукции стран членов ОЭСРуменьшилась на 35%. Некоторые страны при быстром экономическомросте практически не увеличили потребление энергии в последние 20 — 30 лет. Например, в Дании при общемсокращении потребления энергии по сравнению с1970 г. ВНП возрос в 1,5 раза.
Таким образом, для уменьшения нагрузки на окружающую среду,снижения показателей природоемкости необходимы технологические изменения, осуществление технологического«скачка», реконструкция экономики на базе наукоемких,ресурсосберегающих технологий. На этом направлении имеются огромные резервы. Вдокладе Римскому клубу «Фактор четыре» ("FactorFour", 1997)[6] показано,как можно увеличить производство вдвоепри сокращении наполовину объемовпривлекаемых ресурсов. По имеющимся оценкам, можноснизить мировое потребление энергии в 2 раза при современной промышленной инфраструктуре, а в условиях новойинфраструктуры, базирующейся на имеющихсятехнологиях, — на 90%. Для России этоозначает, что, например, потребление энергии может быть сокращено в 3 — 6 раз на основе традиционных (даже не новейших)западных технологий при росте конечных результатов.
Для снижения природоемкости конструктивным представляется подход «наилучшей имеющейся технологии» (bestavailabletechnology), задающийвысокие научно технические стандарты для используемого оборудования. Сейчас этот подход широко используется в развитыхстранах. Например, в США и Англии властизадают такие стандарты путем выборанаиболее совершенной технологии, которая коммерчески приемлема, легко контролируется и имеет разумную цену.Снижению удельных затрат природных ресурсов изагрязнений на единицу конечной продукциитакже будет способствовать широкое распространениемеждународных стандартов ISO14000 по управлению качеством окружающей среды и ISO9000 по управлениюкачеством продукции.
Существенную роль в переходе к устойчивому развитию, проведенииструктурно технологических изменений играют рыночные механизмы.Речь идет о создании эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированныхвидов деятельности, предпринимательства, привлечения инвестиций.Следовательно, должны быть сформированы более благоприятные по сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью условия для развитияресурсосберегающих предприятий в обрабатывающей и перерабатывающейпромышленности, инфраструктуре. Государство должно проводитьэффективную селективную экономическуюполитику для изменения структуры инвестиций как в отдельные сектора экономики, так и внутри них на основе макроэкономическогорегулирования, индикативного планирования спомощью налоговых инструментов, льгот, кредитов, субсидий, таможенных тарифов, платежей и пр.
Экологическая реструктуризация налоговой системы
В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономики можно выделить два важных аспекта: увеличение удельноговеса «природных» налогов и созданиеналоговых стимулов для рационального использования и экономии природныхресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции иповысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствоватьадекватному отражению роли огромного природногопотенциала в российской экономике, болеерациональному использованию природных ресурсов, изъятию природной ренты в пользу общества.
Идущая сейчас в стране в научной и политической сферахоживленная дискуссия о сверхприбыляхприродоэксплуатирующих компаний, природнойренте, необходимости изменения пропорций в распределениисверхдоходов между компаниями и государством свидетельствуето «перезревшей» актуальности этих проблем. В частности,президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользугосударства, что составило бы 3 млрд. долл.[7] ВРоссии сверхприбыль делится между государствоми добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.
Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, сприбыли, с добавленной стоимости и пр., то естьосновной упор делается на труд и капитал.По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. Присохранении общей суммы налогов (фискальнаянейтральность) целесообразно изменитьпропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных сприродопользованием, прежде всего платы за правопользования природными ресурсами, «зеленых» налогов, налогов на эколог