Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура ногайского народа

Астраханское училище культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ
НА ТЕМУ:
«ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА»
Работу выполнил:
студент 3 оркестровогоотделения
Джамалов Б.Я.
Работу проверила:
Смирнова О.Я.
АСТРАХАНЬ 2006
Содержание
Введение. 3
1. Происхождение. 4
2. Жилище. 6
3. Производство войлока. 8
4. Одежда. 9
5. Свадебные обряды… 11
6. Обряды, связанные с рождением ребенка. 13
7. Аталычество. 17
8. Кровная месть. 18
9. Погребальные обычаи и обряды… 19
10. Украшения. 20
11. Фольклор. 22
Литература. 26
/>Введение
Паши сорок лет – Дойдешь до золота
(Ногайская пословица)
Данная работа является попыткойсистематизировать, обобщить, закрепить знания об истории культуры ногайскогонарода. «Паши сорок лет – до золота дойдешь».
Об истории и культуре ногайцевнаписано очень мало, поэтому исследования широкого спектра культуры ногайскогонарода весьма актуально.
В работе рассматриваются иподробно изучаются следующие вопросы:
Происхождение ногайского народа;
Жилище;
Производство войлока;
Одежда;
Свадебные обряды;
Обряды, связанные с рождениемребенка;
Аталычество;
Кровная месть;
Погребальные обычаи и обряды;
Украшения;
Фольклор.
/>1. Происхождение
Ногайцы – одна из малочисленныхтюрко-язычных народностей Северного Кавказа. «Ногайцы как народностьоформилась во второй половине 15 века, на землях между Волгой и рекой Урал. Доэтого отдельные племена, вошедшие позже в их состав, кочевали и наПредкавказской равнине»[1]. Известно,что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и широкорасселились по Предкавказью и Причерноморью. «После убийства в конце 17века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица. Спасаясь от нее 4ногайских „куба“ откочевали на левый берег Терека»[2].
Сейчас ногайцы живутпреимущественно в Дагестане (в северо-восточной части) и в Ставропольском краене занимая единой этнической территории. В пределах Дагестана ногайцы населяютв основном Ногайский, частично Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы ирыболовецкие поселки Главсулака и Главлопатина. В Ставропольском крае они живутв Нефтекумском, Минераловодском, Кочебуеевском районах, а также вКарачаева-Черкесской автономной области АССР. Ногайцы же северочерноморской, атакже северокрымской, а также северокрымской и астраханской степени живетвместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за пределы нашестраны можно встретить в Турции, Румынии и других странах Азии и ВосточнойЕвропы. «Общая численность в СССР по переписи 1970г. – 52 000человек, из них в пределах Дагестана проживают лишь 21800 человек»[3].
Ногайцы как и многиетюркоязычные народы имеют сложный этногенез. Они сформировались процесседлительного исторического развития. Как свидетельствуют источники, историяногайцев связана с историей целого ряда племен и народов, некогда входивших всостав Тюркского каганата, империи монголов, государства Золотой Орды, а такжес историей более древних племенных объединений таких, как болгары, хазары,печенеги. Одним из древних племенных объединений, сыгравших важную роль вэтническом формировании ногайского народа были кыпчаки, уйгуры, кенегесы,найманы, мангыты и другие. Все же, надо полагать, что первостепенная роль вэтническом процессе принадлежит кыпчакам. Об этом свидетельствует данные языка,которые относятся к кыпчаковской группе тюркских языков. «Ногайцы наопределенных этапах своего исторического развития имеют тесные этнокультурныесвязи с монгольскими племенами, совершали с ними кочевия. После распада ЗолотойОрды значительная часть ногайцев, оторвавшись от кочевников Азии и ВосточнойЕвропы и переместившись в 17 веке в степи Предкавказья и Северного Кавказа,вступает в экономические и Северного Кавказа, вступает в экономические икультурные отношения с местным население. С этого времени история ногайцевсвязана с историей кавказских народов.
В 19 веке ногайцы подразделялисьна ряд обособленных этнических групп: караногайцев, населявших основную частьсовременной ногайской степи; кумыкских ногайцев делившихся на 3 группы — таръуногай,яхсай ноъгай, костек ноъгай, живущих в пределах Терского-Сулакского междуречья,джембойлуковцев (а Биссей, Иргакли), едисанцев (а Кара-тюбе, Никус), кубанскихногайцев (долина рек Кубани, малого Зеленчука). „В пределах 3 уездовТаврической губернии жили кубанские ногайцы в астраханских степях, располагалисьаулы астраханских ногайцев, которые делились на 2 подгруппы: кундровских июртовских. Наконец, самая западная группа ногайцев в целом рассматривалась какчасти былой мощной Ногайской Орды, разделенной и на множество едва связанныхмежду собой усулов“[4].
/>2. Жилище
Образ жизни ногайцев отразилсяна типах их жилищ. Их можно разделить на 2 типа: юрты „термэ“, „отав“,»уъй".
Юрты были приспособлены ккочевому быту народа. Юрты типа «термэ» была разборной, а типа «отав»- неразобной. «Термэ» состояло из решеток их разных видов дерева,войлока, досок, веревок. «Юрту» обычно устанавливали женщины. Богатыенакрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, а бедняки – серым войлоком. Внутриюрты стены обтягивали камышовым циновками (шипта), а богачи и коврами"[5].
Пол устилали войлоком и ковром. Вцентре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева и приготовления пищи. Здесьнепременно стоял треножик. На верху было отверстие, откуда выходил дым (рис.1).
Вторым типом кочевого жилищаногайцев было юрта отав. «Кибитка отау состоит из нижнего и среднегообручей (эрге), верхнего – ешгаракръ, меньших — шиктал, находящихся междуверхним и средним, продольных прутьев – ашямай, двух дверных половинок, порогаи перекладины — босача и шеста – крок, на котором утверждается верхняястеганная закрышка — тунунукъ. К двери привязывается занавеска — эсик»[6].
Во второй половине 19 векаюрта-отав использовались только как свадебная юрта молодоженов. Она украшаласьспециальным войлоком. Такая юрта ставилась рядом с терме (рис.2).
Юрты устанавливались рядами. Каждыйряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшойквартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего изродственников, главы всего квартала.
Распределения мест в юрте былополовозрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Этадревняя традиция было зафиксирована Г.Д. Рубруком уже в 13 веке. Он писал:«Помещают послеь господина на северную сторону, а место женщины свосточной стороны, место мужчины с западной стороны. Мужчины, входя в дом,никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне»[7].
Почетное место главы семьиназывалось «тоър». На это место ни кто не не имел право сесть даже вотсутствии главы семьи. На правую сторону рассаживали гостей по старшинству,затем мужскую половину семьи. «Если среди гостей находился старик, старшеглавы семьи, то почетное место занимал он. По левую сторону от него садилисьжену по старшинству, ближе к дверям невестки. Между невестками и женамисадились дочери главы семьи»[8]. Еслиони раздельно. Сначала ели мужчину, затем жены и дочери, а в последнюю очередь– невестки.
Внутреннее убранство юрты описалподробно Е. Ананьев: «Переступив порог кибитки, на северной стороне ееможно увидеть зеркало (бияла) с пестрой рамкой, набитые разным платьем сумки(ярган-торба) по правую сторону находится кровать (орындык). На кровати бываетнесколько подушек (ястык) с пестрыми наволочками (ястык тыс), тюфяк (миндир) иодеяла (юркан). Около кровати есть полка (ундрук), на которой ставятся чашки(аяк), ложки (кашык), ковши (чумык), сито (ситлык)»[9].Рядом с орындык всегда столя сундук (рис.3).
Каждая семья старалась нарядноубрать юрту. Деревянные изделия украшались резьбой, войлочные – орнаментом.
Особенно украшалась юрта-отав. Коврыи другие предметы интерьера изготовляла сама невеста. Отличительным признакоммолодоженов был войлочный флаг.
Юрты-термэ, отав были типичныдля ногайцев степных районы до первых лет Советской власти.
Переход к оседлости привел кстроительству постоянных жилых домов (уъй). Дом имел кухню-сени (аятюй) испальни (ичюй). Дома были многокамерными. По мере женитьбы сыновей к домупристраивались новые комнаты. «Основным строительным материалом для домабыл глина, входящая в стостав кирпича. Двери и окна выходили на юг. Пристроительстве широко использовалась родовая и соседская взаимопомощь»[10].Из леса изготовляли рамы (терезе), косяки окон и дверей (энеге), двери (эсик),(капы). Большинство домом было из двух комнат с одной прихожей. У степныхногайцев в период перехода к оседлости сохранялась юрта, используемая каккунадская. Топили по большой части кизяком (тезек). Для освещения служилжировой светильник, который ставили около печи. «С конца 19 века сталииспользовать керосиновые лампы (майширак). Во дворе строили помещения доя овец(къотан), крупного рогато скота (аран). По традиции во дворах стоят печи длявыпечки хлеба»[11]. Сростом благосостояния и культуры ногайцев, их жилища приобрели совершенно новыйоблик.
 3. Производство войлока
Немаловажную роль в изготовленииматериалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. Вэтом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайскомкостюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар,отмечая, что они издерживают много шерсти[12].На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от ихназначения. «Техника изготовления войлока для одежды в основном была таже, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производствоногайцев имело и свои особенности»[13](рис.4).
Ногайцы сначала очищали, мыли, перебиралии пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее нациновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленногопредмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форметрапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу.Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и сновасвернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.
После этого применялся еще такойприем: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг противдруга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубкувойлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 – 2. Затем войлок еще разразворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась наодном конце циновки, а другая – на другом. Они по очереди тянули войлок с себев длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставиввертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили втени.
 4. Одежда
Национальный костюм ногайцевскладывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными какдля кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.
«Материал для одеждыввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцыполучали из Москвы сукно, „платья всякие“, холсты. Через существующийв Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другиеткани»[14]. Импортныеткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканямидомашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникатьфабричные ткани, одежда, обувь из России.
Одежду у ногайцев шили вручнуюженщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряныеукрашения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.
Мужчины одевали нательнуюрубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца илибязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади.Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременнымиподвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. Напоясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надеваликуртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носилибешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростомтоварно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнююмужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимойповерх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были иголовные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. «Упричерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка ишапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом»[15].В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона сострым верхом и двумя длинными «крыльями». Разнообразной была имужская обувь. Самой распространенной были «ыдырык». Они шились изкожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходубыли также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли «уюкъ»и «шорап». Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.
Женский костюм по покроюаналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходилидо щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубахунадевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носилимеховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщиныникогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы былиразнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной уборподразделялся на уборы «такъыя», «кундыз боърк» и «окабоърк». После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок(тастар). Во время свадьбы на тастар надевали «келиншек сылауш». Этобыла накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашиваликораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряныеподвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служилишерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги спрямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).
Большое внимание уделялосьукрашения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состоялииз 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом «кемар».Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения(Рис.6).
 5. Свадебные обряды
«У ногайцев в исследуемоевремя брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а дляюношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел отимущественного положения семьи»[16].
Для ногайцев сватовствомалолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели(кудалык) и даже в утробе.
Когда девушка достигала брачноговозраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, тобольше не покидала своей повозки до замужества.
«Ногаец свободно могженится на дочери своего материнского дяди на том основании, что онипринадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)»[17].
Непременным условием заключениябрака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калымвыплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитиемтоваро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупногорогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождениидевочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: «Цена девочки 40быков, да принесут вам пользу 40 голов скота». С течением времени размерыкалыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многомзависела от социального, материального положения сторон, так же от личныхкачеств невесты.
Сверх калыма жених так же долженплатить махар — определенную сумму денег.
«Свадебный церемониалвключал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции сватаосуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины вкачестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы»[18].
Семья невесты согласия на браксразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получитьсогласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Тольково время третьего визита, который наносился через неделю, сват получалположительный или отрицательный ответ.
Второй этап открывалсяофициальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. Вобеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвкисваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должныбыли договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другиевопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга «куда» (мужчин),«кудагай» (женщин).
Третий этап состоял из малойсвадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины,заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених могпосещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.
Перед свадьбой семья отправляладочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этимкак бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.
Свадьбу чаще всего устраивалиосенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своимастрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз «определяли»наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждаяотдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту иликибитку — дар отца невесты.
 6. Обряды, связанные с рождением ребенка
Рождение ребенка ногайцывоспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталогокочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносныхэпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание вненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни.«По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающихвесьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные»[19].
В доме мужа беременная женаосвобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинскаяпомощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов.«По представлениям ногайцев к роженицам могла придти „албаслы“(демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому онитщательно охраняли помещение роженицы»[20].
Рожать женщина ходила в домсвоих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своихдетей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца – «тунгъош».
Роженица оставалась в доме своихродителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени неимел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили кродственникам сообщить радостную весть и получить подарок.
«Рожала женщина в той жеюрте, где жила до замужества. При родах присутствовали мать, и ее енге (сноха).Роль акушерки выполняла опытная бабка — повитуха»[21].
Отрезав и завязав пуповинуребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и соблюдая обычай «аналык»(материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Этаженщина получала от семьи подарок – серебренное кольцо. «Суът ана»(молочная мать) становится как бы второй матерью ребенка бала почитаема им всюжизнь.
С материнско-родовым началомможно связывать обычай, согласно которому родители, после того как внук иливнучка отнимались от груди, нередко воспитывали их сами.
Очень важным моментом,сопровождавшимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественноеукладывание ребенка в люльку «бесик» через неделю после рождения. Вэто день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивалибогатое угощение. Гости приносили подарки ребенку и бабке. Когда все были всборе одна из родственниц приносила младенца в столовую семьи и передавала егов руки старшей женщины – «куртка», которая торжественно укладывалаего в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд онакаждый раз, обращаясь к присутствующим: «Правильно ли я кладу? ». Теотвечали: «нет». Наконец, в третий раз она укладывала ребенка какнадо.
После этого одна из женщин,которая специально держала в руках кошку тут же клала его на грудь ребенка,чтобы он спал «много и спокойно как кошка». В этот момент другаятрижды подкатывала под люльку куриное яйцо со словами «юмырткадай тыгырсын»(пусть катится как яйцо). Обряд этот завершался тем, что одна из присутствующихженщин, имеющая ребенка грудного возраста, давала младенцу свою грудь.
На этих же торжествах ребенкудавали имя. Обычно имя заранее одобренное семейным советом, кричали в ухоребенка (рис.7).
«Если дети часто умирали,то пологая, что семью преследует дух смерти, через 5-6 дней, а иногда и черезгод после рождения ребенка инсценировали обряд его похищения или усыновления»[22].В таких случаях кто-нибудь из соседок или родственников уносили ребенка к себе.В новой семье ему меняли имя, надевали на левое ушко кольцо. Родители инсценировалипоиски «пропавшего» ребенка через некоторое время его «находили»и «покупали» за деньги. Считалось, что семья, отдав на время ребенкав другой дом могла запутать дорого «нечистым силам».
Через год-полтора ребенкаотнимали от груди, столько же, а иногда и больше держали в люльке. Молодая матьне имела право качать своего ребенка в люльке, держать его на руках при старших– эти обязанности выполняли старшие женщины или девочки подростки. Колыбельныепесни обычно пела бабушка такого содержания:
Почему не ложился мой маленький?
Почему все время плачешь?
Солнце пошло на закат,
Солнце спряталось, не видно
Все в мире живо сном.
Ушли спать и птицы,
Курица, цыпленок – все спятночью
Спи, мой глаз не плачь
Перестань меня мучить.
Закрой глаза, что бы заснуть
Сон – лекарство длясуществования[23].
После шести месяцев или годаребенку впервые стригли волосы. Для этого ребенка везли к деду или дяде поматери.
Как все исповедующие ислам,ногайцы делали своим сыновьям обрезание. Обычно, это осуществлялась в возрастеот двух до восьми лет. Для этой процедуры семья приглашала муллу.
Детей воспитывали в строгости,беспрекословном послушании, уважения к страшим. Мальчиков с раннего возрастаприучали к труду по дому и хозяйству. Девочек учили кроить, шить и вышивать,
Светского образования дети неполучали. Зато в каждом ауле было примечетская школа, где учили читать Коран. Особоеместо уделялось физической подготовке мальчиков.
В вечерние часы дети слушалитрадиционную музыку, обычно в исполнении деда. Песни деда об удальцах-батырахвоспитывали в ребятах храбрость.
Изменение коснулись обрядов,связанных с рождением ребенка. Исчез старый порядок, согласно которому роженицарожала с помощью бабки на полу. Ногайки теперь рожают в больничных условиях. Потрадиции ногайцы часто дают детям имена своих покойных предков.
 7. Аталычество
«Существовавший у многихнародов под различными под различными названиями общественный институтаталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья,бытовал у ногайцев»[24].
Первая форма аталычества заключаласьв том, что ребенка сразу же после появления на свет передавали на воспитание вдругую семью. Передача на воспитание осуществлялась следующим образом: еще дорождения ребенка для этой цели намечалась семья. При отдаче на воспитаниетребовалось, чтобы жена аталыка была здоровой кормящей матерью. В день рождениеребенка или на кануне прибывала в дом кормилица. Она оставалась в доме до техпор, пока младенец не был наречен именем. После пира, посвященного наречениюименем, который происходил с участием аталыка и его родни, ребенка перевозили вдом воспитателя. Жена аталыка кормила грудью и своего и чужого ребенка. Но еслиона чувствовала, что молока двоих не хватает, то предпочтение должна былаоказать второму. Кормилица должна была избегать новой беременности, в противномслучае ребенка тут же отбирали и отдавали в новую семью.
Срок пребывания воспитуемого встарину колебался от двух лет и вплоть до совершеннолетия. В конце 19-20 вековребенок находился у аталыка обычно до трех лет. Семья аталыка должна была засвой счет кормить, одевать воспитанника, учить военному делу, управлениюхозяйством, стрельбе, а иногда и грамоте.
Воспитанницу семья учила будущимобязанностям хозяйки. Она должна была много времени уделять рукоделию, золотомушитью и т.д.… Аталык вместе с женой время от времени на несколько дней отвозилиее домой. Иногда родители навещали.
Готовя воспитанника квозвращению в родительский дом, богатые справляли ему красивую одежду, дарилидорогого коня, скот, а бедные ограничивались скромными подарками.
Возвращение воспитанникасопровождалось целым рядом торжественных церемоний. Родители готовили богатоеугощение. Члены двух семей, отныне связанные крепкими узами дружбы, выступали сблагодарственными речами.
 8. Кровная месть
Даже убийство среди ногайцевслучалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали «выпивший кровь».Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь.Это должен сделать самый близкий родственник по отцу – прежде всего роднойбрат, а при отсутствии двоюродные, троюродные. Почти всегда это кончалось миром.«До того как объявлялся мир, убийца и его близкие родственники должны былинаходится под защитой влиятельного аульчанина или князя. Соблюдая обычай, закровь убитого вносили выкуп. Если был убит кормилец семьи, то убийца всю жизньдолжен помогать ей их своего хозяйства.
Примирение происходило следующимобразом: через несколько дней после похорон убитого люди аула – аксакалы, мурзы– устраивали обряд „лицезрения“ во время которого враждующие стороныдолжны были несколько минут постоять лицом к лицу в 20-30 шагах»[25].
Примеряющие размещались междуними, увещая из прекратить вражду. После перемирия обе стороны расходились подомам.
 9. Погребальные обычаи и обряды
Так же как и у других народов,исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые оченьсхожи.
Если больной находился вбезнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю.После этого приглашали муллу, который читал над умершим суру из Корана. Послесмерти больного, мужчины плакать выходили во двор. «В тот же день умершегообмывали (мужчину – старые мужчины, женщину – старые женщины) и облачивали всаван (для мужчин 3-4 слоя, для женщин – 5 слоев). До того как завернуть, настарую женщину надевали длинную рубаху, опоясываемую кушаком из полотенища. Волосызачесывали так, чтобы они спадали на грудь, а на голову надевали платок. Наголову мужчин завязывали чалму»[26]. Послесмерти молодых на них под саван надевали нарядную одежду, а на девушкуукрашения.
Похороны обычно организовывалисьв тот же день, если смерть наступила утром или в середине дня. Если же вечером,то переносили на следующий день.
«Покойного клали в могилу кюгу, а головой на запад. Могилу закрывали камышовым настилом или досками. Могилыглубже были глубже, чем у мужчин. Женщинам на погребении нельзя присутствовать.Во время опускания умершего в землю, в жертву приносили скот»[27].
 10. Украшения
Среди женских украшений известныукрашения, составляющие дополнения к костюму (пояса, кольца, серьги, браслеты,бусы, бисера, металлические подвески, и т.д.) и украшения, которые пришивалиськ одежде, составляя ее неотъемлемую часть.
Украшения для головы и головных уборовсоставляли из разных монет, бисера, сердолика и т.д.
Монетами женщины украшалиналобную часть свадебного тастара. Праздничным налобным украшением, носилииногда и под подбородком, были бетаякъ т бастырман маржан.
2в. «Из ушных украшенийбыли распространенны лишь серьги-къуланъшык. Еще в 6-7 летнем возрасте девочкамв ушах и в левой ноздре прокалывали отверстие. Ногайские серьги можноподразделять на 4 типа».
Первый тип — имели форму кольца.Верхняя его часть служила дужкой, а к нижней прикреплялась при помощи тонкой прополки,одновременно служила и украшением, от первого до третьего полы шариков. Шарикиимели петли, которые продевались в другие колечки. Разновидностью этого типасерег являлись серьги, имеющие вместо шариков бусины, а вместо колечек – монеты.
Второй тип – имел длинныеподвески из колечек или цепочек. Верхняя часть служила дужкой, а к нижнейприпаивалась литая фигурка в виде птички – къороу къулакъшин.
Третий тип представляют серьги,основой которой служила толстая прополка в виде крючка, на который надевалиполный шарик. Нижнюю часть проволки оформляли в виде треугольника. Эта форманазывалась буъкбе. В этом виде можно называть связь с чувашскими и киргизскимисерьгами.
Четвертый тип составляет литая иштампованная пластинка в форме полумесяца, к которой прикреплялись с помощьюколечек четыре подвески из монет. Эти украшались накладной филигрань, чернью,разноцветными камнями (рис.8).
Носовая серьга было большой итяжелой. Она представляла собой круглое кольцо с незамкнутыми концами.
«Из шейных украшений –майнлыкъ – ногайки носили ожерелье из сердоликов, кораллов, серебряных,стеклянных бус, а так же из монет и жетонов»[28].
Характерными нагруднымиукрашениями были серебряные, оловянные, латунные 6-10 парные застежки (рис.9).
Из подвесных нагрудных украшенийиз серебра очень ценили кийлик, которые пришивались на бешмет ниже плечевогошва. Эти две массивные фигурные пластинки напоминали женскую фигуру. К нижнейчасти припаивались 5 колечек, к которыми прикреплялись длинные цепочки сбляшками в виде розеток на концах. К подвесным прикреплялись длинные цепочки сбляшками в виде розеток на концах. К подвесным нагрудным украшениями относилосьи сложное украшение гъамайлыкъ. Его прикрепляли на груди, а концы пришивали кплечам. С нарядным бешметом носили серебряные пояса – къусакъ, кемар. Наиболееприменяемы был широкий пояс их серебряных пластин с пряжкой. Звенья поясасоединялись на шарнирах. Чаще всего пояса и пряжки украшались геометрическимиорнаментами (рис.10).
Украшения для рук былипредставлены все возможными кольцами – юзик, браслетами – билезик. Кольцаприменялись шире, чем браслеты. Носились звенящие кольца – коъогъы – равюзик. Браслетыимели форму широкого кольца с несомкнутыми концами.
Авторы здесь назвали основные,но далеко не все украшения. Нужно, наверное, отметить, что из всех этническихподразделений старинные формы украшений сохранилось больше всего у коренныхногайцев.
 11. Фольклор
Исторический путь ногайскогонарода оставили глубокие следы в фольклоре.
«В ногайском народномтворчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарнаяпоэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения досмерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые,трудовые, лирические, песни-названия, частушки, казацкие, исторические»[29].
Обряды популярностью пользуютсяу ногайцев сказки, легенды, предания, «хабары» — рассказы о реальныхсобытиях.
Особое место в ногайскомфольклоре принадлежит народному эпосу. Также большое развитие получило афористическоетворчество – пословицы, поговорки, загадки.
Как и у всех народов основнымносителем и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы,сказатели и другие исполнители. Среди низ почетное место занимали «йырау»- исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахши».Популярны были «энгилиши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»сказочники, «шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок. Оченьизвестны были «йыршы» — исполнители всех видов песен, «шыргшы»- исполнители частушек, «бозлауши» — исполнители причитаний, «шуклауши»- исполнители заговоров и заклинаний.
Во всех торжественных событиях вжизни ногайцев звучат песни, поучительный рассказ, устраиваются состязанияисполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Средисохранившихся имеются такие, как: «кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня,даулбаз».
Современные народные сказатели ипевцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они –главные хранители древнейших традиции.
Ногайский народный эпоснасчитывает в своем составе десятки богатырский поэм и лирических десантов. Наиболееизвестны: «Ахмед, сын Айсыла», «Эдиге», «Шора-батыр»,«40 ногайский богатырей» др. В основе большинства их лежатисторические события, которые происходили в жизни ногайских государств.
К лирическому эпосу ногайцевотносятся дестаны «боз йигит», «Ариз и Ханбер», «Тахирэм Зухра», «Корогул» и др. Главные герои поэму борются за своюлюбовь и счастья.
«Одним из древнейших жанровногайского фольклора, кладезем народной мудрости являются сказки. Онисоставляют 3 цикла: о животных, волшебные, бытовые»[30].Во всех сказках богачу противопоставлен бедняк, злу — добро, глупому — сметливыйумелец. Конец сказок почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано инарод начал лучшую жизнь.
Древней формой совестногоискусства была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древниездравицы, семейно-обрядовые песни и обычаи народа. Интересным являетсякалендарная поэзия, уходящая в седую древность. Она включает в себя песни,афоризмы, музыку, танцы и хороводные игры. Основной целью участников церемонийбыло хорошее обеспечение приплода ската, урожая посевов, счастья и доставка всемье.
Наступление марта, с которого началсяновый год, народ встречал празднично, устраивал сабантуй. Они ходили по улицами исполняли песни «навруз наступил», «Кэбек батыр», требуяподарки и украшения. Весеннеполевые работы начинались с песни первой борозды.
Значительно шире репертуарпоэзии. Рождение ребенка, погребение, свадебные обряды сопровождались песнями. Песни-оплакивания– один из самых древних видов эпической поэзии. Хошласу – предсмертное прощаниес жизнью и родными, эстирту – песня горестного известия о смерти близкого. Безлау– похоронные плачи, исполняемые женщинами.
Важное место занимали трудовыепесни. Они были посвящены труду ткачей и портных, разведению скота. Сердилирических песен самая популярная группа – любовные песни, воспевающие красотучеловека, храбрость, возвышенные чувства любящих.
Ногайские дияры – это несложныечетверостишия. В отличие от остальных песен дияры не имеют определенной мелодии.Устное народное творчество – культурное богатство ногайского народа.
«Впервые дагестанскиемелодии были опубликованы в 1816-1818 гг. в Астрахани. Это был „Азиатскиймузыкальный журнал“, издаваемый И. Добровольским. Среди 33 образцовфольклора можно найти „горскую песню“, „лезгинскую песню“, „персидскуюпесню Фат-Али Хама Дероентского“ и 4 ногайские песни»[31].
Музыкальное искусство каждой измногочисленных дагестанских народностей имеет свои специфические, яроксамобытные черты: особые жанры, ладовые и метроритмичные отличия, неповторимыеинтонационно-мелодические формы, типичные инструменты, ансамбли.
Музыкальное искусствотюрко-язычных народов заметно отличается от фольклора аварцев, даргинцев,лезгин. Особенностью ладовой народной музыки является преобладание мажора, маловстречающегося в песнях других дагестанских народов.
В 20 веке в музыкальный бытногайцев широко проникают клавишно-меховые инструменты (баян, аккордеон), атакже пианино, гитара, пользующаяся ныне огромной популярностью как аккомпанирующийинструмент при исполнении современных лирических песен.
В данное время в ногайскомрайоне существуют: 13 домов культуры, 2 сельских клуба, 2 детские школы –музыкальная и художественная. Также появились ансамбли и группы, такие как: ансамбль«Айланай», группы «Тулпар», «Ковк боьри» (Синийволк) (рис.11).
/>Литература
1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-нач.XX вв. – М., 1976 г.
2. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. – М., 1979 г.
3. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А. и. Ногайцы – Черкесск, 1988 г.
4. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1947 г
5. Якубов М. Очерки истории дагестанской советской музыки. – М., 1974 г.
6. Беседы с жителями ногайского района.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Откормочные качества молодняка свиней, полученного при разных типах скрещивания
Реферат Административная реформа в Российской Федерации 2
Реферат Выбор направлений развития предприятия ООО Феникс
Реферат Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии
Реферат Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в
Реферат Сравнительная характеристика институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров
Реферат Моделирование обслуживания с приоритетами
Реферат Совместная деятельность в форме товарищества
Реферат Теория установки Д.Н.Узнадзе
Реферат Европейская философия Нового времени и Просвещения
Реферат Реформы и “контрреформы”
Реферат Направления расходования средств федерального бюджета
Реферат Социальное партнерство в сфере труда 3
Реферат Hamlet A Method In Madness Essay Research
Реферат Главное Адмиралтейство