Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Применение методов линейного программирования для оптимизации стоимости перевозок

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат
подисциплине: Методы и модели в экономике и менеджменте.
на тему: «Применениеметодов линейного программирования для оптимизации стоимости перевозок»
Воронеж 2010
Под названием“транспортная задача” объединяется широкий круг задач с единой математическоймоделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могутбыть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограниченийтранспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаныспециальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найтиначальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.
В общей постановкетранспортная задача состоит в отыскании оптимального плана перевозок некоторогооднородного груза с /> баз /> /> потребителям />.
Различают два типатранспортных задач: но критерию стоимости (план перевозок оптимален, еслидостигнут минимум затрат на его реализацию) и по критерию времени (планоптимален, если на его реализацию затрачивается минимум времени).
(3. )   Обозначим количествогруза, имеющегося на каждой из /> баз (запасы), соответственно />, а общее количествоимеющегося в наличии груза–/>:
/>;
(3. )   заказы каждого изпотребителей (потребности) обозначим соответственно/>,а общее количество потребностей – />:
/>,
(3. )   Тогда при условии
/>

(3. )   мы имеем закрытую модель,а при условии
/>
– открытую модельтранспортной задачи.
Очевидно, в случаезакрытой модели весь имеющийся в наличии груз развозится полностью, и всепотребности заказчиков полностью удовлетворены; в случае же открытой моделилибо все заказчики удовлетворены и при этом на некоторых базах остаются излишкигруза />, либо весь груз оказывается израсходованным, хотяпотребности полностью не удовлетворены />.
Так же существуютодноэтапные модели задач, где перевозка осуществляется напрямую от, например,базы или завода изготовителя к потребителю, и двухэтапные, где между нимиимеется “перевалочный пункт”, например – склад.
План перевозок суказанием запасов и потребностей удобно записывать в виде следующей таблицы,называемой таблицей перевозок (Таблица 3. ):
Таблица 3. — План перевозок с указанием запасов ипотребностей
Пункты
Отправления Пункты назначения Запасы
/>
/> …
/>
/>
/>
/> …
/>
/>
/>
/>
/> …
/>
/> … … … … … …
/>
/>
/> …
/>
/> Потребности
/>
/> …
/>
/>
или
/>

Условие /> или /> означает, с какой задачеймы имеем дело, с закрытой моделью или открытой моделью транспортной задачи.Переменное /> означает количество груза,перевозимого с базы /> потребителю />: совокупность этих величинобразует матрицу (матрицу перевозок).
Очевидно, переменные /> должны удовлетворятьусловиям:
/>
(3. )   />
/>
Система (3. ) содержит /> уравнений с /> неизвестными. Еёособенность состоит в том, что коэффициенты при неизвестных всюду равныединице. Кроме того, все уравнения системы (3. ) могут быть разделены на двегруппы: первая группа из т первых уравнений (“горизонтальные” уравнения) ивторая группа из п остальных уравнений (“вертикальные” уравнения). В каждом изгоризонтальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же первыминдексом (они образуют одну строку матрицы перевозок), в каждом из вертикальныхуравнений содержатся неизвестные с одним и тем же вторым индексом (они образуютодин столбец матрицы перевозок). Таким образом, каждая неизвестная встречаетсяв системе (3. ) дважды: в одном и только одном горизонтальном и в одном и толькоодном вертикальном уравнениях.
Такая структура системы(3. ) позволяет легко установить ее ранг. Действительно, покажем, чтосовокупность неизвестных, образующих первую строку и первый столбец матрицыперевозок, можно принять в качестве базиса. При таком выборе базиса, по крайнеймере, один из двух их индексов равен единице, а, следовательно, свободныенеизвестные определяются условием />, />.Перепишем систему (3. ) в виде
/>
(3. )   />
где символы />и />означают суммирование посоответствующему индексу. Так, например,
/>
При этом легко заметить, что под символамитакого суммирования объединяются только свободные неизвестные (здесь />, />).
В рассматриваемой намисистеме только два уравнения, а именно первое горизонтальное и первоевертикальное, содержат более одного неизвестного из числа выбранных нами дляпостроения базиса. Исключив из первого горизонтального уравнения базисныенеизвестные /> с помощью вертикальных уравнений, мы получаемуравнение
/>
или короче
(3. )   />
где символ /> означает сумму всехсвободных неизвестных. Аналогично, исключив из первого вертикального уравнениябазисные неизвестные /> с помощью горизонтальных уравнений, мы получаемуравнение
(3. )   />
Так как для закрытоймодели транспортной задачи />, тополученные нами уравнения (3. ) и (3. ) одинаковы и, исключив из одного из нихнеизвестное />, мы получимуравнение-тождество 0=0, которое из системы вычеркивается.
Итак, преобразованиесистемы (3. ) свелось к замене двух уравнений (первого горизонтального ипервого вертикального) уравнением (3. ). Остальные уравнения остаютсянеизменными. Система приняла вид
/>

(3. )   />

В системе (3. ) выделенуказанный выше базис: базисные неизвестные из первых т уравнений образуютпервый столбец матрицы перевозок, а базисные неизвестные остальных уравненийобразуют первую строку матрицы перевозок без первого неизвестного /> [она входит в первоеуравнение системы (3. )]. В системе (3. ) имеется /> уравнений,выделенный базис содержит /> неизвестных,а, следовательно, и ранг системы (3. ) />.
Для решения транспортнойзадачи необходимо кроме запасов и потребностей знать также и тарифы />, т. е. стоимость перевозкиединицы груза с базы /> потребителю />.
Совокупность тарифов /> также образует матрицу,которую можно объединить с матрицей перевозок и данными о запасах ипотребностях в одну таблицу 3.:
Таблица 3. — Совокупность тарифов данные о запасахи потребностях
Пункты
Отправления Пункты назначения Запасы
/>
/> …
/>
/>
/>
/> …
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> …
/>
/>
/>
/>
/> … … … … … …
/>
/>
/> …
/>
/>
/>
/>
/> Потребности
/>
/> …
/>
/>
или
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Сумма всех затрат, т. е.стоимость реализации данного плана перевозок, является линейной функциейпеременных />:
(3. )   />
Требуется в области допустимыхрешений системы уравнений (3. ) и (3.) найти решение, минимизирующее линейнуюфункцию (3. ).
Таким образом, мы видим,что транспортная задача является задачей линейного программирования. Для еерешения применяют также симплекс-метод, но в силу специфики задачи здесь можнообойтись без симплекс-таблиц. Решение можно получить путем некоторыхпреобразований таблицы перевозок. Эти преобразования соответствуют переходу отодного плана перевозок к другому. Но, как и в общем случае, оптимальное решениеищется среди базисных решений. Следовательно, мы будем иметь дело только сбазисными (или опорными) планами. Так как в данном случае ранг системыограничений-уравнений равен /> тосреди всех /> неизвестных /> выделяется /> базисных неизвестных, а остальные/>·/> неизвестных являютсясвободными. В базисном решении свободные неизвестные равны нулю. Обычно этинули в таблицу не вписывают, оставляя соответствующие клетки пустыми. Такимобразом, в таблице перевозок, представляющей опорный план, мы имеем /> заполненных и />·/> пустых клеток.
На предприятии ОАО «Электросигнал»имеется 4 транзитных склада Аi, на которых хранятся сборочные узлы и 5 цехов Bj, занимающихся сборкой готовойпродукции. Ниже, в таблице 3., приведены данные по количеству сборочных узловна каждом складе, запросы цехов и стоимость перевозки одного агрегата из Аi в Bj. Необходимо составить такой планперевозок, при котором запросы цехов будут удовлетворены при минимальнойсуммарной стоимости перевозок.

Таблица 3. – Исходные данныепо количеству сборочныхузлов и стоимость перевозки
/>Цеха
Склад
B1
(b1=40)
B2
(b2=50)
B3
(b3=15)
B4
(b4=75)
B5
(b5=40)
А1 (а1=50) 1,0 2,0 3,0 2,5 3,5
А2(а2=20) 0,4 3,0 1,0 2,0 3,0
А3(а3=75) 0,7 1,0 1,0 0,8 1,5
А4(а4=80) 1,2 2,0 2,0 1,5 2,5
В данном случае Σai=225 >Σbj=220 => имеем дело с открытоймоделью транспортной задачи. Сведем ее к закрытой введением фиктивного цеха B6 с потребностью b5=225-220=5 и стоимостью перевозок сi6=0.Имеем таблицу 3. :
Таблица 3. —
/>Цеха
Склад
B1
(b1=40)
B2
(b2=50)
B3
(b3=15)
B4
(b4=75)
B5
(b5=40)
B6
(b6=5)
А1 (а1=50) 1,0 2,0 3,0 2,5 3,5
А2(а2=20) 0,4 3,0 1,0 2,0 3,0
А3(а3=75) 0,7 1,0 1,0 0,8 1,5
А4(а4=80) 1,2 2,0 2,0 1,5 2,5
Математическая модель:обозначим xij – количество товара, перевозимого изАi в Bj. Тогда
/>x11 x12 x13 x14 x15 x16
x21 x22 x23 x24 x25 x26
X = x31 x32 x33 x34 x35 x36 — матрица перевозок.
x41 x42 x43 x44 x45 x46
min(x11+2x12+3x13+2,5x14+3,5x15+0,4x21+3x22+x23+2x24+3x25+0,7x31+x32+x33+0,8x34+1,5x35++1,2x41+2x42+2x43+1,5x44+2,5x45)(3. )

x11+x12+x13+x14+x15+x16=50
/>x21+x22+x23+x24+x25+x26=20
x31+x32+x33+x34+x35+x36=75
x41+x42+x43+x44+x45+x46=80
(3. )    x11+x21+x31+x41=40 
 x12+x22+x32+x42=50
 x13+x23+x33+x43=15
 x14+x24+x34+x44=75
 x15+x25+x35+x45=40
 x16+x26+x36+x46=5
 xij≥0 (i=1,2,3,4; j=1,2,3,4,5,6 ) (3. )
Двойственная ЗЛП:
max(50u1+20u2+75u3+80u4+40v1+50v2+15v3+75v4+40v5+5v6)(3. )/> /> /> /> /> /> />
u2+v1≤0,4
u2+v2≤3
u2+v3≤1
u2+v4≤2
u2+v5≤3
u2+v6≤0  
u3+v1≤0,7
u3+v2≤1
u3+v3≤1
u3+v4≤0,8
u3+v5≤1,5
u3+v6≤0  
u4+v1≤1,2
u4+v2≤2
u4+v3≤2
u4+v4≤1,5
u4+v5≤2,5
u4+v6≤0   /> />

/>u1+v1≤1
u1+v2≤2
u1+v3≤3   (3. )
u1+v4≤2,5
u1+v5≤3,5
u1+v6≤0
ui,vj – произвольные (i=1,2,3,4; j=1,2,3,4,5,6 ) 
Будем искатьпервоначальный план по методу наименьшей стоимости:
1) x21=20и 2-ую строкуисключаем;
2) x31=20и 1-ый столбецисключаем;
3) x34=55и 3-ю строку исключаем;
4) x44=20и 4-ый столбецисключаем;
5) x12=50 и 1-ю строку и 2-ой столбецисключаем и x32=0;
6) x43=150 и 3-ий столбец исключаем;
7) x45=40 и 5-ый столбец исключаем и x46=5.
Составим таблицу 3..Здесь и далее в нижнем правом углу записываем значение перевозки.
Таблица 3. – Проведениеитераций
/> Цеха
Склад
B1
(b1=40)
B2
(b2=50)
B3
(b3=15)
B4
(b4=75)
B5
(b5=40)
B6
(b6=5)
А1 (а1=50)
1,0
/>

 50   2,0 3,0 2,5 3,5
А2(а2=20)
/>0,4

 20   3,0 1,0 2,0 3,0
А3(а3=75)
/>0,7

 20  

 0   1,0 1,0

 55   0,8 1,5

 5  
 15   А4(а4=80) 1,2 2,0 2,0

 20   1,5

 40   2,5
Стоимость 1-ого плана:
D1=2•50+0,4•20+0,7•20+0,8•55+2•15+1,5•20+2,5•40=326.
Будем улучшать этот планметодом потенциалов: ui — потенциал Аi,vj — потенциал Bj. Тогда u1+v2=2,u2+v1=0,4, u3+v1=0,7, u3+v2=1, u3+v4=0,8, u4+v3=2, u4+v4=1,5, u4+v5=2,5 ,u4+v6=0.Положим u1=0, тогда v2=2,u3=-1,v1=1,7,v4=1,8, u2=-1,3,u4=-0,3, v3=2,3,v5=2,8,v6=0,3.Составим таблицу 3. :
Таблица 3. — Проведениеитераций
/> Цеха
Склад
B1
(b1=40)
v1=1,7
B2
(b2=50)
v2=2
B3
(b3=15)
v3=2,3
B4
(b4=75)
v4=1,8
B5
(b5=40)
v5=2,8
B6
(b6=5)
v6=0,3
/>
 ,7   А1 (а1=50)
U1=0
/>/>
 0   1,0
/>/>
 - 0,7  
 50   2,0

 - 0,7   3,0

 - 0,7   2,5

 ,3   3,5

 0   А2(а2=20)
U2=-1,3

 - 2,3  
 20   0,4

 0   3,0

 - 1,5   1,0

 - 1,5   2,0

 - 1   3,0

 0   А3(а3=75)
U3=-1
/>
 0   0,7
/>
 20  
/>
 ,3  
 0   1,0

 0   1,0

 ,3  
 55   0,8

 - 0,7   1,5

 ,2   А4(а4=80)
U4=-0,3

 - 0,3   1,2

 0   2,0

 0  
 15   2,0

 0  
 20   1,5

 0  
 40   2,5

 5   0
Вверхнем левом углу здесь и далее записываем значение ui+vj-cij.Имеем: u1+v1--c11=0,7>0,u1+v6-c16=0,3>0,u3+v3-c33=0,3>0,u3+v5-c35=0,3>0,
u4+v1-c41 =0,2>0. => По критерию оптимальности, первый план неоптимален. Далее max(0,7;0,3;0,3;0,3;0,2)=0,7.=> Поместим перевозку в клетку А1В1,сместив20=min(20,50) по циклу, указанному втаблице штрихом. Получим новую таблицу. Найдем потенциалы: u1+v1=1,u1+v2=2,u2+v1=0,4,u3+v2=1, u3+v4=0,8, u4+v3=2, u4+v4=1,5, u4+v5=2,5, u4+v6=0. Положим u1=0, тогда v1=1,u2=-0,6,v2=2,v4=1,8, u3=-1, u4=-0,3,v3=2,3,v5=2,8,v6=0,3. Составим таблицу 3. :
Таблица 3. — Проведениеитераций
/> Цеха
Склад
B1
(b1=40)
v1=1
B2
(b2=50)
v2=2
B3
(b3=15)
v3=2,3
B4
(b4=75)
v4=1,8
B5
(b5=40)
v5=2,8
B6
(b6=5)
v6=0,3

 0   А1 (а1=50)
U1=0
/>/>/>
 0   1,0

 20  
/>/>
 - 0,7  
 30   2,0

 - 0,7   3,0

 - 0,7   2,5

 ,3   3,5

 0   А2(а2=20)
U2=-0,6
/>
 - 1,6  
 20   0,4
/>

 ,7   3,0
/>/>
 - 0,8   1,0

 - 0,8   2,0

 - 0,3   3,0

 -0,7   А3(а3=75)
U3=-1

 0   0,7
/>/>
 ,3  
 20   1,0

 0   1,0
/>/>
 ,3  
 55   0,8

 - 0,7   1,5

 -0,5   А4(а4=80)
U4=-0,3

 - 0,3   1,2

 0   2,0
/>/>
 0  
 15   2,0
/>
 0  
 20   1,5

 0  
 40   2,5

 5   0
Стоимость 2-ого плана:
D2=1•20+2•30+0,4•20+1•20+0,8•55+2•15+1,5•20+2,5•40=312.
Имеем:u1+v6-c16=0,3>0,u2+v3-c23=0,7>0,u3+v3-c33=0,3>0,u3+v5-c35=0,3>0.=> По критерию оптимальности, второй план не оптимален. Далее max(0,3;0,7;0,3;0,3)=0,7=> Поместим перевозку в клетку А2В3,сместив15=min(20,30,55,15) по циклу, указанномув таблице штрихом. Получим новую таблицу. Найдем потенциалы: u1+v1=1,u1+v2=2,u2+v1=0,4,u3+v2=1,u3+v4=0,8,u2+v3=1,u4+v4=1,5,u4+v5=2,5, u4+v6=0.Положим u1=0, тогдаv1=1,u2=-0,6,v2=2,v4=1,8,u3=-1,u4=-0,3,v3=1,6,v5=2,8,v6=0,3.Составим таблицу 3.:
Таблица 3. — Проведениеитераций
/> Цеха
Склад
B1
(b1=40)
v1=1
B2
(b2=50)
v2=2
B3
(b3=15)
v3=1,6
B4
(b4=75)
v4=1,8
B5
(b5=40)
v5=2,8
B6
(b6=5)
v6=0,3

 0   А1 (а1=50)
U1=0

 0   1,0

 35  

 -1,4  
 15   2,0

 - 0,7   3,0

 - 0,7   2,5

 ,3   3,5

 0   А2(а2=20)
U2=-0,6

 - 1,6  
 5   0,4

 0   3,0

 15  
 - 0,8   1,0

 - 0,8   2,0

 - 0,3   3,0

 -0,7   А3(а3=75)
U3=-1

 0   0,7

 -0,4  
 35   1,0

 0   1,0
/>/>/>
 ,3  
 40   0,8
/>/>
 - 0,7   1,5

 -0,5   А4(а4=80)
U4=-0,3

 - 0,3   1,2

-0,7   2,0

 0   2,0
/>/>
 0  
 35   1,5
/>
 0  
 40   2,5

 5   0
Стоимость 3-его плана:
D3=1•35+2•15+0,4•5+1•15+0,8•40+1•35+1,5•35+2,5•40=301,5.
Имеем:u1+v6-c16=0,3>0,u3+v5-c35=0,3>0.=> По критерию оптимальности, третий план не оптимален. Далее max(0,3;0,3)=0,3.=> Поместим перевозку в клетку А3В5,сместив40=min(40,40) по циклу, указанному втаблице штрихом. Получим новую таблицу. Чтобы 4-ый план был невырожденным,оставим в клетке А4В5 нулевую перевозку. Найдемпотенциалы: u1+v1=1,u1+v2=2,u2+v1=0,4,u3+v2=1,u4+v5=2,5,u2+v3=1,u4+v4=1,5,u3+v5=1,5, u4+v6=0.Положим u1=0, тогдаv1=1,u2=-0,6,v2=2,v4=1,5,u3=-1,u4=0,v3=1,6,v5=2,5,v6=0.Составим таблицу 3. :

Таблица 3. — Проведениеитераций
/> Цеха
Склад
B1
(b1=40)
v1=1
B2
(b2=50)
v2=2
B3
(b3=15)
v3=1,6
B4
(b4=75)
v4=1,5
B5
(b5=40)
v5=2,5
B6
(b6=5)
v6=0

 0   А1 (а1=50)
U1=0

 0   1,0

 35  

 - 1,4  
 15   2,0

 - 1   3,0

 - 1   2,5
  3,5

 0   А2(а2=20)
U2=-0,6

 - 1,6  
 5   0,4

 0   3,0

 15  
 - 1,1   1,0

 - 1,1   2,0

 - 0,6   3,0

 -0,7   А3(а3=75)
U3=-1

 0   0,7

 -0,4  
 35   1,0

 -0,3   1,0
  0,8

 40  
 - 1   1,5

 -0,2   А4(а4=80)
U4=0

 0   1,2

-0,4   2,0

 0   2,0

 0  
 75   1,5

 0  
 0   2,5

 5   0
Стоимость 4-ого плана:
D4=1•35+2•15+0,4•5+1•15+1•35+1,5•40+1,5•75=289,5.
Для всех клеток последнейтаблицы выполнены условия оптимальности:
1) ui+vj-сij=0 для клеток, занятых перевозками;
2) ui+vj-сij≤0 для свободных клеток.
Несодержательные ответы:
Прямой ЗЛП:
/> 35 15 0 0 0 0
 5 0 15 0 0 0
 X = 0 35 0 0 40 0
 0 0 0 75 0 5
 min=289,5.
Двойственной ЗЛП:

U1=0; U2=-0,6; U3=-1; U4=0; V1=1; V2=2; V3=1,6; V4=1,5; V5=2,5; V6=0.
max=289,5.
Так как min=max, то по критерию оптимальности найдены оптимальныерешения прямой и двойственной ЗЛП. Содержательный ответ: Оптимально перевозитьтак:
Из А1 вB1 – 35 сборочных агрегатов;
Из А1 вB2 – 15 сборочных агрегатов;
Из А2 вB1 – 5 сборочных агрегатов;
Из А2 вB3 – 15 сборочных агрегатов;
Из А3 вB2 – 35 сборочных агрегатов;
Из А3 вB5 – 40 сборочных агрегатов;
Из А4 вB4 – 75 сборочных агрегатов.
При этом стоимостьминимальна и составит Dmin=289,5. 5 сборочных агрегатов необходимо оставить на складе А4для их последующей перевозки в другие Цеха.

Список использованнойлитературы
1. Е.Г. Гольштейн, Д.Б. Юдин «Задачилинейного программирования транспортного типа», Москва, 2007.
2. И.Л. Акулич, В.Ф. Стрельчонок«Математические методы и компьютерные технологии решения оптимизационныхзадач», Рига, 2006.
3. Астафуров В.Г., Колодникова Н. — Компьютерное учебное пособие, раздел “Анализ на чувствительность с помощьюдвойственной задачи”, Томск-2004.
4. Алесинская Т.В. — Задачи поисследованию операций с решениями. Москва, 2008.
5. Смородинский С.С., Батин Н.В. — Оптимизация решений на основе методов и моделей математическогопрограммирования: Учебное пособие. Воронеж, 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рынка банковских векселей
Реферат Barbie Doll
Реферат Проблема осуществления контроля деятельности исламских банков
Реферат Анализ себестоимости продукции предприятия
Реферат Деятельность ТНК
Реферат Анализ финансового состояния предприятия "РиК"
Реферат 1999 г. N 494 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г
Реферат АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ отчёт по практике
Реферат Банковский вклад
Реферат Анализ формирования и распределения прибыли
Реферат Анализ хозяйственной деятельности, ревизия и аудит на КУП "МОФ"
Реферат Анализ эффективности использования электронных банковских карт
Реферат аудит капитала
Реферат Аудит поступления основных средств
Реферат Становление современной отечественной системы печати и типологических характеристик изданий