Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Особенности социально-экономического развития современной Франции

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение                                                                                                                          2-4                                                                                                       
Глава I  «ОСОБЕННОСТИСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.»                                                                                          5-23                                                                                                              
§1.  Общаяхарактеристика страны
§2.  Человеческийфактор во французской экономике            
§3. Основные показателииммиграции рабочей силы во Франции. Проблемы иммиграции. Иммиграционнаяполитика       
§4.Уровень жизни воФранции
§5. Кризис социальнойполитики. Рост безработицы                                                                                                   
Глава II «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ»                                                                                   24-45                                                                               
§1. Основные показателиэкономического развития
§2.Отраслеваяструктура хозяйства §3.Финансово-кредитная система страны
§4.Уровеньнаучно-технического развития Франции.
Глава III «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИИ. ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕНЕВРОСОЮЗА.»                                                                                        45-62
§1. Характеристика, структура и особенности внешнейторговли Франции
§2.Политика Франции в области внешнеторговогорегулирования
§3.Место Франции в сфере международных инвестиций
§4. Французские ТНК на современном этапе
§5.Влияние европейской интеграции на французскую экономику
§6. Трансформация валютной системы: переход к евро и его последствия
§7. Место Франции в международном разделении труда                                    
                                                                                                                                                                                                                                         
Заключение                                                                                                                        63  
Приложение                                                                                                                   64-65                                                                   
Список используемой литературы                                                                             66-69               
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование темы:
         В процессе трансформации России ив  условиях перехода к экономикерыночного типа за последние годы в российской экономике произошло многоизменений как положительных, так и отрицательных. И наше правительство, изучаяэкономическое становление многих зарубежных государств, видя их достижения иуспехи, почему то крайне мало уделяет внимания вопросам  истории экономического  становления, атакже динамики социальной политики, с ней связанной. Конечно, можно учиться напримере развития  высокоразвитых стран,но Россия на пути реформ не должна перенимать одну из зарубежных национальныхмоделей, а исходя из общих принципов и фундаментальных основ европейскоговыбора – создавать собственный российский порядок, который должен находиться внеразрывной взаимосвязи с адекватными ему общественными, государственными,политическими, судебно-правовыми и иными порядками.
     Но надо забывать о том, что процветающие и высокоразвитые страны несразу стали такими. Им потребовалось много времени и сил, чтобы добиться такихзначительных успехов, которыми они могут сейчас гордиться.
  Франция как раз является одной из таких стран. На протяжении многихстолетий Франция служит одной из «несущих конструкций» европейского «дома», даи всей международной системы в целом. Особенная значимость выбранной мной темысостоит в том, что экономические и социальные процессы, происходящие воФранции, оказывают воздействие на общеевропейский и мировой экономический икультурный климат. Европу и остальной мир невозможно представить без Франции,но и Франция не существует вне европейского и глобального контекста.
    Эта тема интересна еще и потому, что Франция как страна является однимиз примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, чтоявляется довольно характерным для развитых стран.
    Значимость данной работы определяется анализом функционированияэкономики и социального развития и оценки их эффективности на примере Франции,которая может быть использована в России.
    Научная новизна состоит в самом периоде исследования  — это современный этап развития страны, атакже в сложном и пока еще малоизученном вопросе, как изучение Франции как членаЕвросоюза.
     
     Цели и задачи исследования: Целью данной работы являетсяраскрытие особенностей развития социальной и экономической политики Франции насовременном этапе с учетом новейших фактов и принципа объективности. Названнаяцель предопределила и ряд более конкретных задач исследования:
— раскрыть основы социальной политики Франции насовременном этапе;
— изучить кризисные явления в социальном развитии;
— выявить основные принципы, на которых держится всясовременная экономика Франции;
— провести анализ отраслевой структуры экономикиФранции;
— рассмотреть основы построения финансовой системыэтой страны;
— предоставить сведения о внешнеэкономическойдеятельности;
— рассмотреть французскую экономику в контекстеЕвропейского союза.
    Объект исследования:Экономика и социальнаяструктура Франции
    Предмет исследования: Результаты функционированияэкономики и социальной структуры Франции на современном этапе и их анализ.
    Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и спискаиспользуемой литературы.
 Историография
 Опыт Франции, в контексте социально-экономических преобразований,несомненно, имеет международное значение. Разнообразные стороны этогомногогранного опыта привлекают внимание исследователей многих стран. Об этомсвидетельствуют многочисленные публикации, регулярно появляющиеся в специальныхи массовых изданиях США, Германии, Италии, Канады и России.  Во время написания данной работы яиспользовала последние публикации в таких журналах как, «Мировая экономика имеждународные отношения», «Финансы»«СовременнаяЕвропа». Особое внимание хочу уделить использованию публикаций журнала «Труд зарубежом», в котором обширно рассмотрены современные тенденции в социальнойполитике Франции, что является весьма ценным для моей работы.
    Из монографий следует отметить  «Франция в XX веке» В.П. Смирнова.В  работе представлена многомерная картинаразвития французского общества в прошлом веке. Подробно раскрыта эволюциясоциально-экономических отношений, внутренней и внешней политики страны, что вкакой-то мере позволило мне проследить некоторую динамику в их развитии.Монография также знакомит с основными течениями в идеологии и культуре, собразом жизни французов. Что ценно, изложение, доводится вплоть до осени 2000г.
   Самые, наверное, многочисленные исследования по социально-экономическойполитике Франции на современном этапе принадлежат заслуженному деятелю науки РФ,д.э.н. Г.П. Черниковову, которые около 50 лет посвятил изучению Франции. Впоследней своей монографии «Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции», вышедшей в 2002 г. подводятся итоги его исследований, рассказывается обистории и современном этапе развития французской экономики, показываются рольчеловеческого фактора, значение государственных и частных организаций,структурные сдвиги во французской промышленности, сельском хозяйстве и сфереуслуг.
    Особое внимание уделяется новым международным условиям иособенностям участия Франции в мирохозяйственных процессах, международнойторговле, финансовых связях, в экономических отношениях с ведущими странами иих группировками. Книга завершается характеристикой экономических связейФранции и России, их истории, современного этапа и перспектив.
ГЛАВА I.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
§1. Общая характеристика страны.     Франция — это государство в Западной Европе. На северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке — с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке — с Монако, на юге — с Испанией и Андоррой.  На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге — Средиземным морем. Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица – город Париж. Около  83% населения — французы; живуттакже эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык французский. Подавляющее большинство верующих — католики, около 2 млн. человек — протестанты, около 2 млн. — мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие.
 В современной Франциидействует принятая в 1958 г. конституция Пятой республики – 17-я конституция вее истории. Согласно ей, «Франция является неделимой, светской и социальнойреспубликой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам,независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования…Девизом Республики является «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципомявляется: правительство народа, по воле народа и для народа».
    С вступлением в силу 17-й конституцииФранция превратилась из парламентской в президентскую республику. Центральнойфигурой государственной власти является Президент. Он глава государства иглавнокомандующий, «гарант» национальной независимости и территориальнойцелостности, «арбитр», обеспечивающий «нормальное функционированиегосударственных органов и преемственность государства». Президент назначает иувольняет премьер-министра и, – по его представлению, – других членовправительства, осуществляет назначения на все военные и гражданские должности,подписывает и публикует законы. Кроме того, он имеет право распуститьНациональное собрание и назначить новые выборы; ввести чрезвычайное положение ивзять в свои руки всю полноту власти.
     Президент избирается всеобщим тайнымголосованием, сроком на 5 лет, с правом последующего переизбрания. Причем,5-летний срок правления президента установлен только с 2002 г., до этогоПрезидент избирался на 7-летний срок. За всю историю Пятой республики Франциейуправляли 5 президентов, за это время сменились 17 премьер-министров и 28правительств. Ныне действующий президент Жак Ширак был избран в 1995 г. ипереизбран в 2002 г. Ныне действующий премьер-министр – Жан-Пьер Раффарен.    Высший законодательный орган — парламент, состоящий из 2 палат Национального собрания избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием  и сената, избираемого на основе косвенного голосования.    В административном отношении территория Франции разделена на 96 департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций.
§2. Человеческий фактор вофранцузской экономике
  В конце XXв под влиянием научно-технической революции человечествовступило в период крупнейших изменений в экономике и политике. И главным срединих является возрастание роли человека как основной производительной силы,творца научно-технической революции и всей человеческой цивилизации. Этипроцессы бурно развиваются в современной французской экономике. Во всех еесферах – производстве, потреблении, организации и других – мы видим возросшеезначение человеческого фактора.  В годыпосле Второй мировой войны осуществлялись радикальные сдвиги в структуредемографических ресурсов Франции, их динамике, многих качественных показателях.В то же время, как и в других областях, в течение этого периода не были решенымногие вопросы демографического развития страны. А в самые последние годыналицо обострение ряда проблем, в частности, в области материального положенияфранцузского населения и социальной политики страны.
Население
    На 1 января 2001 года численность населенияФранции составляла 60,7 млн. человек, что эквивалентно 16% населения всегоЕвропейского Союза. Из них 59 млн. проживают в метрополии и 1,7 млн. – в 4заморских департаментах. За последнее десятилетие население страныувеличивалось приблизительно на 250 тыс. человек в год: примерно на 200 тыс.человек за счет естественного прироста и на 50 тыс. – за счет миграционногопритока. При этом Франция является одной из густонаселенных территорий планеты,но средненаселенной в Европе: по плотности она занимает 9-е место в ЕвропейскомСоюзе, находясь далеко позади Нидерландов, Великобритании, Германии и Италии.
Согласно переписи 1999 года, во Франции насчитывалось 4,3 млн. иммигрантов(т.е. около 7% населения), среди которых основную массу составляют арабы изстран Магриба, африканцы из тропической Африки, португальцы, испанцы, китайцы ивьетнамцы. Причем, с 1990 по 1999 год число иммигрантов возросло на 3%, то естьувеличилось в той же пропорции, что и остальное население, что вызываетнедовольство многих  коренных французов.
    Необходимо отметить, что населениеФранции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизнина планете по классификации ООН. По показателю индекса развития человеческогопотенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни,уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место, в то время какРоссия лишь 62-е. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населенияво Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизниженщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейскихстран.
Такие результаты достигнуты, прежде всего, благодаря одним из лучших в миресистем социального страхования и медицинского обслуживания. Так, французскаясистема социального страхования включает в себя пособия по безработице, пенсиипо старости и инвалидности, различные семейные пособия, компенсацию расходов налечение и др. Она основывается на принципе перераспределения доходов (выплатысубъектам социального страхования производятся путем отчислений со стороныэкономически активной части населения). В результате, французское обществоостается одним из самых однородных и наименее несправедливых.
     Однако высокая продолжительностьжизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению кэкономически активному населению. Это свидетельствует о старении населения иможет привести к отрицательным последствиям, особенно на фоне сокращениярождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1женщину. Эти процессы уже привели к возникновению дефицита фондов социальнойзащиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности,применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, тодоля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до трети к 2040 г. Врезультате, вместо двух работников, отчисляющих средства для одного пенсионера,останется только один. В такой ситуации либо работнику придется увеличитьотчисления, либо пенсионеры будут получать меньше, либо возраст ухода на пенсиюпридется увеличить. Ни один из этих вариантов не является политическиприемлемым, к тому же возникает угроза экономической нестабильности.
    Такая ситуация может быть разрешена вслучае, если сам механизм формирования пенсионных фондов будет изменен, т.е.если на смену модели «солидарности поколений» придет так называемая«англосаксонская» модель формирования накопительных фондов.[1]Однако французам исторически ненавистна «англосаксонская» модель, особенно темиз них, кто помнит слова президента Шарля де Голля, который 40 лет назад решилпротивопоставить американской модели капитализма французскую. «Франция покажетмиру, – говорил де Голль, – как построить промышленную цивилизацию, которая непроисходит от американской модели и в которой человек будет являться конечнойцелью, а не только орудием этой цивилизации». Поэтому демографический кризис –лицо гораздо более серьезного явления, которое многие исследователи называюткризисом французской идентичности, заключающимся в том, что в ряде случаев«французская модель» проявляет себя как неэффективная на данном уровнеразвития, но при этом французы сердцем все еще не хотят эту модель менять. Какэтот кризис будет разрешен, во многом зависит от премьер-министра Франции,который объявил проведение пенсион весной 2003г.
«Бэби бум»
   В истории Франции мы можем отметить периоды демографического подъема,которые сменялись нередко катастрофическими падениями, напоминавшими иногдагигантские катаклизмы.
  Ситуация резко изменилась в годы Второй мировой войны, когда во Франциии за ее пределами стали говорить о «Французском бэби буме». И речь шла нетолько о естественном в первый период после войны всплеске рождаемости, а обустойчивой тенденции роста населения, характерной для ряда лет. По официальнымданным переписей населения количество жителей во Франции выросло с 40,5 млнчеловек в 1946 году до 56,6 млн в 1990 году. По оценкам Национального институтастатистики и экономических исследований на 1 января 2001 года население Франциисоставляло 59,0 млн человек. Такой картины во Франции не было уже в течениеболее 2 веков.
   Конечно, можно говорить о негативном влиянии двух мировых войн и можетбыть еще каких-нибудь других факторов. Но все же сравнение этих двух периодовпоказывает существенное изменение содержания демографической эволюции Франции впоследние десятилетия. Качественные сдвиги происходят в это  время в режиме воспроизводства населения.Главным из них является длительные, устойчивые относительно высокие показателирождаемости.
  Очевидно, на рост рождаемости во Франции большое влияние оказало расширениепрактики выдачи семейных пособий, что поставило ее впереди многих стран. Так,по данным ОСДЕ затраты государства на семейные пособия в 1960-1985 составляливо Франции 2,7 %  стоимости ВВП, дляпримера  в ФРГ в это же время от 0,4 до1,1%, США – 0,4-0,5%, Японии – 0,8-1,6% стоимости ВВП.
   Большое влияние на французские демографически ресурсы оказывала эволюциясемьи. Надо отметить, что Франция была страной-пионером в развитии явления,которое демографы назвали «брачностью по-европейски». Присущие ей черты:позднее вступление в брак, ограниченное количество детей, большой удельный весразводов проявились во Франции уже в конце XIX– начале  XXвв. Но в первые десятилетия после Второй мировой войныположение во многом меняется, и семья приобретает ряд новых черт: понижаетсясредний возраст вступления в брак, укрепляется прочность семейных устоев.
  Но в 80-е годы и особенно в начале 90-х годов положение ухудшается:быстро увеличивается количество разводов, уменьшается количество заключенныхбраков. Эти изменения иногда называют «кризисом семьи», на котором сказываютсявоздействие разнообразных факторов: снижение темпов роста экономики,сопровождавшегося увеличением безработицы, а с другой стороны, немалую рольиграло изменение положения женщины.
   «Кризис семьи» 80-х – начала 90-х годов отражал и сложную эволюциюсоциально-психологической атмосферы во Франции. Приватизация, сокращениесоциальной деятельности государства способствуют росту индивидуализма, отходуот коллективистских тенденций французского общества. Все большее распространениеидеологии  «каждый сам за себя» неспособствует укреплению авторитета семьи, особенно среди молодежи. Но самыепоследние исследования показали, что семейные ценности вновь выходят на первоеместо. Семья все больше рассматривается в качестве важного источника укрепленияположения индивида в обществе. Конечно, наметившаяся тенденция не означаетполного преодоления «кризиса семьи», тем более что он переплелся с элементамикризиса социально-экономического и в какой-то степени с кризисом этическихценностей.
    Средние показатели жизни воФранции, как и в других развитых странах, за послевоенное годы существенновозросли. По величине средней продолжительности жизни Франция принадлежит кчислу наиболее развитых стран мира, а если мы возьмем женщин Франции, дажеделит с Японией 1-2 места.
   За счет естественного движения был обеспечен главный прирост количестваработников во Франции. Но определенную роль в изменении численности населенияиграли и играют миграционные процессы.
§3. Основные показатели иммиграциирабочей силы во Франции. Проблемы иммиграции. Иммиграционная политика
     Удобное географическое расположение,наличие множества  международныхмаршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видовтранспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательнойдля иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так иевропейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающихтрудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, другихгосударств-участников СНГ и прибалтийских республик. В результате, в то времякак другие страны характеризуются высоким уровнем рождаемости и эмиграцией,Франция вот уже на протяжении более 150 лет принимает у себя иностранцев, стремясьтаким образом противостоять естественной убыли своего населения. Действительно,многие специалисты сходятся во мнении, что Франции нужны иммигранты. Например,на юге страны виноделы и садоводы жалуются, что не могут привлечь достаточноработников, несмотря на уровень безработицы, превышающий 9%, а статистика ООНуказывает на то, что Франции ежегодно необходимо привлекать 1,7 млн.иммигрантов, чтобы поддерживать демографический статус кво. Сегодня обиммиграции говорят еще и как о средстве борьбы со старением нации.
Тем временем иммиграционный поток во Францию обретает всевозрастающие объемы.Согласно переписи населения 1999 г. общее число иностранных резидентов,проживающих во французской метрополии, включая 2,5 млн. иностранцев, получившихгражданство Франции, составило 4,3 млн. человек, что эквивалентно 7,4%населения. Для сравнения: доля иностранцев в населении других развитых стран всреднем составляет 4,5%. При этом 1,3 млн. из указанных выше 4,3 млн. человек –это выходцы из Алжира, Марокко и Туниса. Однако, это данные официальнойстатистики. Согласно же докладу, представленному 2 года назад группойакадемиков и экспертов (Высший Совет Интеграции), во Франции проживают не менее4-5 млн. одних только мусульман. Среди мусульман также 350 тыс. иммигрантовприходится на Турцию, 250 тыс. – на Южную Африку, оставшиеся – на БлижнийВосток (в основном, это курды и иранцы). Таким образом, каждый 12-й жительФранции является выходцем из мусульманского государства.
     Одновременно, высокий уровеньналогообложения и большое количество административных барьеров впредпринимательской сфере приводят к тому, что индивидуальныеналогоплательщики, которые достаточно состоятельны и активны, покидают пределыФранции. Так, уже 300 тыс. французов проживают в юго-восточной Англии, гденалоги значительно ниже и гораздо проще открыть собственный бизнес. Наэмиграцию населения оказывает влияние и ситуация с безработицей – только у 30%французов до 30 лет есть постоянная работа. Неудивительно, что за последниегоды свыше 2 млн. молодых французов уехало в США и Великобританию. А власти, очем говорят вышеприведенные цифры, чтобы поддержать стабильную демографическуюситуацию, компенсируют этот отток марокканцами и алжирцами. Подобная ситуацияеще более усугубляет демографический кризис и усиливает ощущение французамиутраты своей «национальности» на фоне постепенно проникающей в странуамериканской модели бизнеса.
             Как уже было отмечено выше,Франция нуждается в иммигрантах. Это связано как с ее демографическими проблемами,так и с требованиями, предъявляемыми экономикой на современном этапе. Вусловиях современной НТР без обмена людскими ресурсами, и в особенности безпривлечения их дополнительных контингентов, развитые страны уже не могутобойтись. Привлечение экономических мигрантов в достаточно крупных масштабахвсе настойчивее требует рынок труда, потребности которого не могут бытьполностью удовлетворены за счет национальной рабочей силы из-за их определеннойструктурной неадекватности. Система же подготовки и переподготовки кадров необещает требуемых результатов в короткие сроки, тем более, когда речь идет оредких и уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д., привлечениекоторых давно стало эффективным средством мировой конкурентной борьбы. Все этоговорит о необходимости проведения «экспансионистской и инклюзивной»иммиграционной политики, т.е. направленной на вовлечение иммигрантов вэкономику.
    Однако фактически ведущим принципомиммиграционной политики во Франции является воссоединение семей, что привело кчрезмерному расширению этого канала иммиграции. В частности, с 1997 г. из 140тыс. иностранцев, претендующих на получение долгосрочного вида на жительство,80 тыс. добились успеха. При этом основаниями служили браки с французскимигражданами, дети, родившиеся на территории Франции, личные и семейные связи воФранции. Такой акцент на приеме мигрантов по гуманитарным соображениям привел кформированию экономически нерационального состава иммиграции, в которомпреобладают низкоквалифицированные группы населения, не востребуемые рынком.Если раньше люди приезжали во Францию, чтобы работать, а следовательно, вмиграционные потоки вовлекались одинокие работники, то в последние годы воФранцию приезжали уже их семьи. В связи с этим на первом этапе возрастнаяструктура иммигрантов, характеризовавшаяся преобладанием взрослых и мужчин,отличалась от возрастной структуры остального населения. На втором же этапенепрекращающийся процесс воссоединения семей обеспечивает постоянное расширениевозрастной пирамиды: мужская часть иммигрантов стареет (с 1990 по 1999 годчисло иностранцев моложе 20 лет сократилось на 22%, в то же время число лицстарше 40 лет увеличилось на 15%). Наблюдается также тенденция к уравниваниючисла мужчин и женщин-иммигрантов.
    Иными словами произошло изменениеприроды иммиграции: из экономической она превратилась в социальную. По мнениюмногих французов, иммигранты сегодня не источник благосостояния для страны, алишь потребители социальных благ. Более многодетные, чем французы, они получаютбольше семейных пособий и пользуются первоочередным правом на дешевыемуниципальные квартиры. Проживая во Франции и получая финансовую помощь отразличных социальных организаций, обычный марокканец будет получать в 6 разбольше, чем у себя на родине, что значительно снижает для него стимулы кустройству на работу. В то же время, доля иммигрантов в преступности почти в 3раза превышает их долю в населении. Черный рынок, наркотики, отмывание денег –за всем этим стоят и на этом держатся исламские группировки. Все это порождаетконфликты и вызывает недовольство.
     В 1993 г. во Франции стандартныеправила приема родственников были дополнены специфическими оговорками,отражающими особенности иммиграции в страну, а именно формирование крупныхдиаспор выходцев из стран арабского Востока, имеющих давние традиции полигамии.С тех пор лица, состоящие в полигамном браке, могут пересилить к себе лишь однусупругу и ее детей. Однако в целом, этими действиями не удалось сузить каналсемейной миграции. Ситуация усугубляется еще и тем, что тысячи выходцев изАфрики, Ближнего Востока и Азии приезжают в страну нелегально. Причем какпоказывает статистика, однажды попав во Францию, нелегальные иммигранты ужевряд ли покидают ее пределы. В 2000 г., например, из 43793 задержанныхнелегальных мигрантов лишь 9230 были депортированы на родину. После безуспешныхпопыток борьбы с нелегальными иммигрантами власти смиряются с их проживанием натерритории Франции и фактически принимают их. Эта неоднозначность идвойственность политики обусловлена еще и тем, что нелегальные мигрантызачастую являются не только правонарушителями, но и одновременно жертвамикриминального и теневого бизнеса, страдающими от нарушения своих человеческихправ и потому заслуживающими сострадания и нуждающимися в защите.
    Особенно ясной острота всех этихпроблем стала после проведения президентских выборов 2002 г., когдаультраправый Ле Пен сумел занять на них второе место, делая акцент на том, чтово Франции слишком много иммигрантов, у которых, в свою очередь, слишком многодетей. Фактически это послужило сигналом о давно назревшей необходимостисменить курс иммиграционной политики. Сигнал был услышан, и уже в сентябре 2002г. министр внутренних дел Н. Саркози отметил, что «Франции нужны иммигранты, ноФранция не может и не должна принимать всех иммигрантов», обозначив тем самымпереход к «сбалансированной иммиграционной политике».
     Однако, как отмечают специалисты,уменьшить количество мигрантов, принимаемых по гуманитарным соображениям,недостаточно для корректировки иммиграционной политики и улучшения ситуации.Несмотря на негативное отношение значительной части местного населения киммигрантам и сравнительно высокую безработицу роль иммиграции в ростеблагосостояния общества может быть позитивной при условии пересмотраиммиграционного законодательства для расширения приема категорий техэкономических мигрантов, на которые существует повышенный спрос. Усилениеселективности иммиграционной политики благоприятствует въездувысокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированныхрабочих. Иными словами, необходимо воздействовать на структуру иммиграции иперевести ее из социальной плоскости в экономическую. Эффективное воздействиеже на нелегальную иммиграцию могли оказать бы упрощение законного въездавременных работников для заполнения имеющихся вакансий, четкая регламентацияусловий их труда и, что особенно важно, создание стимулов для возвращения народину после завершения работы. Среди таковых стимулов могли бы бытьдепонирование части заработков иностранных рабочих в странах их происхождения ижесткая обусловленность выдачи денежных сумм возвращением рабочих на родину.Таким образом, решение проблемы лежит не только в административных мерах, но ина пути дальнейшего расширения и рационализации легальной трудовой миграции.
§4.Уровень жизни воФранции
    В современном мире Франция принадлежит кчислу стран, обладающих наиболее высоким уровнем жизни. Это являетсярезультатом прежде всего длительного исторического развития, в ходе которогосформировались такие ставшие традиционными черты, присущие французской нации,как трудолюбие, любознательность, стремление к новизне. Показательны результатымногочисленных социальных исследований: 60-70% опрошенных полагают, что работа– это важнейшее условие самореализации, приобретения новых друзей и знакомых.Половина видит в работе лучшее средство занять свое время.
    Нодело не только в прошлом. Высокий уровень жизни во Франции является результатомтех усилий, которые были осуществлены в стране в годы после Второй мировойвойны. Они и привели к улучшению доходов, росту объемов потребления благ иуслуг, расширению свободного времени.
    Многие специалисты в стране и за еепределами отмечают, что в течение последнего десятилетия происходит как бы«реабилитация» денег в общественном сознании. Тема богатства (а, к примеру,разговоры о деньгах и личных доходах всегда считались во Франции в какой-тостепени неприличными), экономического успеха личности как естественноговознаграждения за ее активность, знания и умения становится очень популярной ввыступлениях французских средств массовой информации. Показательно усилениевнимания к проблемам предприятий, менеджмента, маркетинга, что проявляется и вучебных программах университетов, которые в содержании издающейся массовымитиражами литературы.
   Система социального обеспечения, созданнаяво Франции, считается одной из лучших в мире. Даже при неполном учете различныесоциальные выплаты, составляющие так называемую «социальную заработную плату»,достигают приблизительно 1/3 части номинальной заработной платы наемныхработников, например, в пенсионном деле она – 2 страна, уступая 1 место Италии.Среди стран ЕЭС – показатели выше средних, но ниже, чем у ФРГ, Нидерландов иЛюксембурга.
                     Уровень и эволюция подготовки кадров во Франции
   Трудно преувеличивать сегодня экономическоезначение образования. Для Франции важно не только общее значение образования вусловиях научно-технической революции, гигантских технологических сдвигов, еюпорожденных, возрастание объемов знаний, необходимых работникам и их постоянноеобновление. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров необходимфранцузско


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.