Реферат по предмету "Разное"


1. Введение книгопечатания и значение деятельности Федорова и Мстиславца

1. Введение книгопечатания и значение деятельности Федорова и Мстиславца Предпосылки: процесс централизации, преодоления феодальной раздробленности, Москва становится центромкружок Избранная рада при Иване IV (Адашев, поп Сильвестр и др.)расширение территории Московского государства из-за присоединения Казанского и Астраханского царств. Обращение в христианство, и появляется Казанская епархия, которой нужны богослужебные книги. Можно создать рукописным способом, но в Европе уже изобретен печатный станок. Книги кирилловской печати, сведения о работе европейских печатников стали известны на Руси, Максим Грек познакомил с деятельностью Альда Мануция. Царь стремился выглядеть не хуже иностранцев и требовал вести просветительскую работу. Как следствие, рефоры эпохи Ивана Грозного, превращавшие Русь из Великого княжества в Царство (монархию). В русле этих реформ находилось и введение книгопечатания — решающего средства в исправлении церковной жизни, уничтожении ересей (одна из причин — неисправность текстов) и своеволия в толковании Священных текстов (следствия церковных смут при создании нового государства). Причина неисправности текстов — в ошибках писцов и в проникновении разных текстов, различных традиций. При преобладании «келейного» способа переписки книг задача могла быть решена лишь при преобладании проверенных книг, их одновременном массовом распространении. В этом и было преимущество книгопечатания, одобренного митрополитом Макарием. Введение книгопечатания стало возможно и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать печатный стан. 1551 — Стоглавый церковный собор. Принят документ со 100 главами, несколько — о книгопечатании. Чтобы найти «правильные» тексты, обратились к древним рукописям и к монахам. Первая типография — на деньги казны, и книгопечатание в России развивается на деньги князя (были сомнения из-за Анонимной типографии). 1 марта 1564 повелением Ивана IV и благословением митрополита Макария вышла первая русская точно датированная книга — «Апостол», и Федоров с Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. Хотя они использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, они трудились в самостоятельной типографии. В 1565 Федоров и Мстиславец издают Часовник (двумя изданиями). После этого их деятельность в Москве вскоре прекращается, и они покидают пределы Московского государства. ^ 2. Деятельность Анонимной типографии, характеристика ее изданий.Анонимная типография секретно действовала в доме попа Сильвестра. Книги выпускались без опознавательных знаков, т.н. безвыходные издания (из-за отсутствия в них выходных сведений). За 1550-1560-е в Анонимной типографии было выпущено 7 названий: 3 Четвероевангелия (разными шрифтами: узкошрифтное, среднешрифтное, широкошрифтное)2 Триоди (постная и цветная)2 Псалтыри (узкошрифтная и широкошрифтная) В письме Ивана Грозного в Новгород называется два «мастера печатных дел»: Маруша Нефедьев и Васюк Никифоров. Предполагают, что в Анонимной типографии работали Иван Федоров и Петр Мстиславец. Значение анонимных изданий: одни ученые видят в них пробные издания перед выпуском «Апостола» (1564), другие — продукцию частной типографии. Как бы то ни было, безвыходные издания подготовили появление «Апостола» — шедевра полиграфического искусства, выпущенного в 1564 Иваном Федоровым в Москве.^ 3. Исторические системы письменности, их эволюция, виды алфавитов. У индейцев Южной Америки — квипу (кипу), узелковое письмо, раковины у племени ирокезов, палочки с зарубками у скифов; телопись (сохранилась у папуасов) и татуирование (раньше — шрамирование); пещерные и наскальные рисунки (древнейшие в нашей стране — 15-20 тыс. лет); клинопись — в Шумере, Вавилонии, Ассирии (трехгранными палочками на сырой глине, каждый штрих похож на маленький колышек).Пиктография (рисуночное письмо) была обнаружена в Испании туристами. Ее возраст — ок. 20-30 тыс. лет. Сейчас это гербы государств, сообществ, марки, эмблемы, рекламные знаки, научные символы. Принцип: один образ, одна мысль. После возникновении рабовладельческого строя пиктография постепенно трансформируется в идеографическое письмо: каждый знак выражал отдельные понятия и идеи или мог развивать, разъяснять смысл других знаков. Со временем в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. С его помощью можно было передать не только смысл, но и оттенки человеческой мысли. Наряду с пиктографическими значками появляются детерминативы — абстрактные определители, знаки, передающие грамматические формы, социальные оттенки, диалектизмы, даже произношение и смысловую принадлежность. Существовала и иероглифическая система письма («иероглиф» — «резьба жрецов»), которую жрецы (ради укрепления своей власти) стремились сделать доступной только избранным. Со временем иероглифическое письмо изменялось и развивало свою графическую основу. Упрощение знаков («графем») привело к созданию иератического (священнослужительского) и демотического (народного) почерка — число графем меньше. Найденный в 1799 в Египте «Розеттский камень» (надпись в честь царя Птолемея и Клеопатры) позволил французскому историку Шампольону установить: текст, высеченный иератическими и демотическими письменами, содержал буквенные знаки, представляющие уже не отдельные графемы, а единый алфавит. Буквенное письмо получило могучий всплеск на рубеже 1000 лет до н. э. В 1929 при раскопках города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита из 22 знаков, обозначающих отдельные буквы. Само изобретение угаритской письменности датируется 14 в. до н.э. Это самый ранний буквенный алфавит. Эгейские племена, уничтожившие Угарит, подхватили идею алфавита и передали ее крито-микенцам, грекам. На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира. От племен Ханаана алфавит при посредстве арамейского языка проник на Аравийский полуостров, и там возник еще более простой и универсальный арабский алфавит, которым и поныне пользуется ок. 1/10 населения. Затем арамейский (финикийский) алфавит появился в Монголии и Маньчжурии, где его предпочли более близким китайским иероглифам. В древней Индии распространение буддизма способствовало изобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита — деванагари. Особенностью произношения в семитских языках является безразличие к гласным. Все знаки для гласных заменял у них один «алеф». При переходе алфавита к народам с полногласием для этих звуков изобретались специальные буквы. Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв. В середине 4 в. н.э. Месроп Маштоц разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 изобрели азбуку для славянских языков. В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв), древнейшие памятники которых дошли до нас от 7 в. до н.э.^ 4. Предпосылки возникновения книгопечатания в Европе и первые опыты Гуттенберга. Предпосылки развития книгопечатания в Европе:бумага, изобретенная в Китае Цай Лунем. В 12-13 вв. «бумажные мельницы» появляются в Испании, а в 14 в. бумага уже есть во всей Европе и в 15 в. вытесняет пергамен. К началу европейского книгопечатания ок. 2/3 рукописных книг изготовлялось уже на бумаге разного сорта и качества. С появлением бумаги связано введение понятия филигрань («водяной знак») — видимое на просвет изображение на листе бумаги. Первая книга с филигранью — 1282 в Болонье (Италия).ксилография (греч. «ксило» — дерево, «графо» — пишу) — способ печати с деревянных брусков. На деревянной доске вырезалось изображение (текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс. Отпечатанные листки склеивались, сначала в виде ленты (свитка), позднее собирались в книжку. Листы, отпечатанные на одной стороне, — анопистографические (дорого), на обеих — опистографические (долго). Первая ксилографическая книга («Алмазная сутра») изготовлена в Китае (868 год). Фестский диск (Греция, 2000 до н.э.) был изготовлен из глины, на нем знаки (литеры), проштемпелеванные или оттиснутые. Принцип штемпелевания в Шумере, Вавилоне: для получения оттисков прокатывали печати-ролики по сырой глине, затем подвергали обжигу. Принцип печати и оттиска также в чеканке монет (первые — в 7 в. н.э.). Большой опыт при изготовлении набивных тканей: на деревянной доске вырезался рисунок и с него делали отпечаток. В Китае Би Шен в 1041-1048 изготовлял литеры из глины: лепил глиняные брусочки, выдавливал палочкой иероглифы, обжигал на огне. Также изобрел наборную кассу (впоследствии крутящаяся). В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Этому способствовала потребность в бумажных деньгах, печатных иконах, папских индульгенциях и игральных картах. Одним из известных ксилографических изданий в Европе была «Библия бедных» (Средневековье). К середине 16 в. такие книги сошли с книжного рынка. От ксилографии уже один шаг до изобретения наборного книгопечатания.^ Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг, родился ок. 1400. 1440 — его первые типографские опыты: грамматика латинского языка Элия Доната, астрологический календарь, папские индульгенции. Вскоре из Страсбурга вернулся в Майнц и принялся за подготовку к печати полной Библии на латинском языке. В 1453-1454, как считают, Гутенберг напечатал свою первую Библию, называемую 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она насчитывает 1282 страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки. Часть тиража отпечатана на бумаге, часть на пергамене. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве, что очень важно для производства книги (для 1 средней страницы требуется ок. 200 букв). Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.^ 5. Главные книги мировых религий. Библия, ее состав, переводы, списки. Библия — книга книг (от греч. «книги»). Это собрание священных книг, ниспосланных людям Богом. Самая читаемая книга: переведена на 2100 языков, тираж — 4 млрд. Она сыграла большую роль в выработке практики редактирования, перевода, комментирования, текстологии, книгоиздания в целом. Состоит из 2 частей: Ветхий Завет, сочиненный первоначально на семитских языках (39 книг), и Новый Завет (27). В Библии собраны мифы о Сотворении мира, исторические повествования, различные предания, легенды, элементы фольклора. Единый канонический текст получил название по-еврейски «тора» — закон. Новый Завет сложился в 1 в. н.э. на койнэ и включает священную историю до н.э. В его состав входят книги законоположительные: 4 Евангелия («благая весть») — от Матфея, Марка, Луки, Иоаннаучительные: Послания (апостольские и соборные)исторические: Деяния (апостольские и соборные)прогоностические: Апокалипсис, или Откровение апостола Иоанна Богослова. В 3-2 вв до н.э. (Птолемей Филадельф) в Александрийской библиотеке комиссия из ученых и переводчиков, пересмотрела еврейские и арамейские рукописи и перевела их на греческий язык, разговорный диалект — койнэ. Этот текст получил наименование септуагинта, то есть перевод 70-ти толковников — канон всей христианской церкви. Он послужил также основанием для переводов на славянский и русский язык. 325 — Никейский Вселенский собор. Выделили канон — единственный общий и правильный текст, в котором каждая буква считалась священной, и изменять их было нельзя. В канон вошли Ветхий Завет («Септуагинта») и книги Нового Завета в таком составе, как они приняты сейчас. Никейский собор отверг свыше ста вариантов Евангелий — они называются апокрифы, то есть отвергнутые. На Западе разговорным языком был латинский, простонародный диалект — «вульгата». В 4 в. блаженный Иероним перевел греческую Библию на латинский язык, разделил ее на части, книги и главы, принятые сегодня. Перевод Иеронима принят как канонический для Римско-католической церкви и называется вульгата. Затем стали переводить для других христианских церквей. На славянский язык — Кирилл и Мефодий (863-881). Наиболее древним из дошедших до нас полных списков Библии считается Синайский Кодекс (ок. 4 в.). Он переписан по-гречески на пергамене заглавными буквами (майюскул) без промежутков между словами. До Синайского древнейшим был Ватиканский Кодекс (4 в.). Тоже греческий вариант Библии, писан майюскулом, но с промежутками. В Швеции хранится Серебряный Кодекс (5 в.) — роскошная рукопись на готском языке. Евреи в Средние века вырабатывали единые тексты своих преданий и поучений. Ученые книжники («соферим») в синагогах разыскивали и собирали тексты Ветхого Завета, составляли канонический вариант, а к нему прилагали различные толкования и наставления. Совокупность этих трудов получила название Талмуд. Он был написан 1.5 тысячи лет назад в Вавилоне и представлял законы и источник знаний и морали иудеев мира. Для арабоязычных и мусульманских народов такую же роль сыграл Коран — главная книга ислама. Он создан на Ближнем Востоке и переведен с тех пор на большинство языков мира, но каноническим является только арабский текст («Ку-ран» — учение). По видимости, его 114 сур (глав) и айяты (стихи) были записаны сподвижниками пророка Мохаммеда, но только в 655 все фрагменты соединили в общий текст («Османова редакция»), хотя в нем оставались разночтения. В 1923 исламские страны приняли единую редакцию Корана.^ 6. Книга и библиотеки в государствах Древнего мира и античности. Наиболее древний материал для книг — глина и ее производные (черепки, керамика). Лепили плоские таблички, трехгранными палочками выдавливали клинообразные знаки, сушили или обжигали. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Ее плюсы: дешевизна, простота, доступность. К ящику прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей (титульница). Из глины делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг. На берегах реки Тигр раскопали столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили клинописную библиотеку (царь Ассурбанипал, 7 век до н.э.) — более 20 тыс. глиняных книг, на каждой штамп: «Дворец царя царей». Тростник-папирус. Стебли очищали от коры → из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты → укладывали слоями, один поперек другого → сок папируса, засыхая, спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную → высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили → папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры — капсы (капсулы), к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток. Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки — 3 тыс. лет до н.э. Последний документ на папирусе — Папская булла (1022). Самый большой из дошедших — папирус Гарриса (по имени открывателя, 1200 до н.э): 40 м и 43 см. Создавались и роскошные свитки. Императорский папирус окрашивался соком раковин, на нем писали золотыми и серебряными красками («хрисоул», «кодекс аргентеус»). Были простые сорта, оберточный папирус, свитки, выкованные из драгоценных металлов, склеенные из ткани. Книги создавались и из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. По числу листов: 2 — диптих, 3 — триптих, много — полиптих. У многих хорошие библиотеки, их устраивали при общественных банях, где рабы-чтецы (лат. «лекторы», греч. «диаконы») читали вслух. Самая богатая — Александрийская царей Птолемеев (более 700 тыс. свитков). Распространение получил и пергамен, сделанный из шкур молодых животных (был изобретен в Пергаме). Долго папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с 3-4 вв. — упадок производства папируса в Египте, и пергамен на первом месте. Изготовление пергамена: снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом → удаляли остатки жира и шерсти → сушили → полировали → окрашивали. Его расцвет — с наступлением христианской эры. Он дороже папируса, но универсальнее и долговечнее. Полимсесты — текст нанесен поверх уничтоженного. Вначале приготовляли свитки, затем стали нарезать на 4-угольные листы и сшивать между собой → господствующая ныне универсальная форма книги — кодекс, или книжный блок. Лат. «кодекс» — «деревяшка», т.к. книгу переплетали в деревянные доски. Древнейшие пергаменные кодексы — 2 в. н.э. Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы-инициалы, прописывались «красные строки» (рубрики), делались маргиналии (пометы и примечания на полях). Пергаменные листы иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). Свитки и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в 4 сложения «тетра» именуется тетрадь. Из тетрадей по 16 и по 32 страницы формировался том — книжный блок любого формата. Занимавшийся рукописными книгами — «библиопола» (книгораспространитель) или «либрарий» (книжник). Потребность в книгах в странах античности быстро росла  расширение книжного рынка. Начиная с Цезаря в Риме создавались рукописные «Acta diurna» (дневные новости) — предки современных газет. Значительная часть потребностей в книге удовлетворялась при помощи общественных (публичных) библиотек. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонкие пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы, на которой, как и позднее на шелке, кисточками и тушью рисовали иероглифы. Бумагу первоначально делали тоже из бамбуковой массы. В странах Европы доступным материалом для письма была береста. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке → нарезался лист (по эластичности как бумага) → из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян и у народов Северной Индии. Кожица дерева сдиралась → пропитывалась специальным составом → склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии — 9 в. н.э.^ 7. Итальянский книгопечатник Альд Мануций и его вклад в развитие книги. Два замечательных новшества обессмертили Альда Мануций: новый тип печатного шрифта (курсив) и серийный стандарт формата книг (так называемые альдины). Сам не будучи печатником, Альд постоянно заботился об улучшении чисто типографской стороны дела. Последовательно проводя в жизнь намеченную программу, он умел доводить свои замыслы до конца, чем и заслужил звание великого книгопечатника. 1496 — книга ин-кварто «Об Этне». Напечатана новым латинским шрифтом «бембо», и потому произвела переворот в типографском искусстве. Это новая антиква: 2 алфавита — строчных (гуманистический минускул) и прописных букв (римский маюскул). Его прославили знаменитые книги формата ин-октаво. В 1501 Альд решает начинать выпуск собраний римских классиков. Новые книги были впервые напечатаны курсивом — чётким и ёмким шрифтом, что позволило уменьшить формат изданий и удешевить книгу, да и читать ее стало удобнее. В 1499 Альд впервые вводит сплошную пагинацию (нумерацию каждой страницы). Чтобы выделить свои издания и защитить их от подделок, с 1501 Мануций начинает ставить на них собственную издательскую марку, рассылать каталоги с указанием цен. Издательская марка Альда интересна тем, что она является первой маркой, сведения о которой были письменно зафиксированы в России. Старший Альд, его дети, наследники выпустили более 1 тыс. разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж — 275 экземпляров.^ 8. Издательская деятельность Плантена и формирование европейского рынка книг. Кристоф Плантен бежал из Франции в Антверпен, где в 1549 открыл переплётную мастерскую, а в 1555 — типографию. У него работало 150 чел. (капиталистическя мануфактура с наемным трудом). К середине 1560-х издавал на разных языках 40 книг в год (сейчас норма — 100). За 34 года деятельности Плантен издал в Антверпене (а также в своих филиалах в Париже и Лейдене) свыше 1600 книг — главным образом научные труды, тексты классиков античности с комментариями учёных, литургические и богословские книги. Также выпускал географические карты, словари, каталоги, анатомические атласы. Издания Плантена отличались высоким полиграфическим качеством. Он ввел гравюру на меди, использовал фронтиспис (красиво выгравированное изображение или портрет перед титульным листом). Шедевр — «Библия полиглота, или Многоязычная библия» на 5 языках в 8 томах (1212 экз., из них 12 — на пергамене), печатаемая по поручению Филиппа II в течение 6 лет. За это король пожаловал ему почетное звание «архитипографа» и право на цензуру всего рынка. Пользуясь этим, он открыл свои типографии и книжные лавки во всех владениях испанской короны, в том числе впервые в Африке и Америке. Был монопольным издателем церковных книг для всех испанских владений. Несколько раз разорялся и вновь восстанавливал фирму. Не страшась риска, пускал капитал в многократный оборот. Его дело достигло такого размаха, что он пользовался кредитом в крупнейших банках Европы. Устраивал ярмарочную торговлю. После его смерти дело продолжили зятья: первый заботился о содержании книг, второй — о коммерческой выгоде. Для эпохи первоначального накопления в Западной Европе было характерно образование наследственных фирм. Во Франции семья печатников Этьенн выпускала книги на многих языках, привлекала к работе писателей и ученых. Высоким качеством отличались издания Христофора Плантена. Важную роль в развитии книгопечатания в Англии сыграл Джон Дей (печатал книги не готическим, а латинским шрифтом). Первые типографы часто выступали одновременно и издателями и торговцами. Для поощрения монархи выдавали привилегии и монополии на издание книг. Но одновременно союзы, объединения, гильдии служили каналом для надзор за печатью (в Англии — «Звездная палата»). На протяжении 16 в. было принято несколько актов, ограничивающих количество издателей-членов гильдии печатников, а также тиражи. Все книги перед печатью проходили государственную регистрацию, а издатель получал лицензию — разрешение. Правительство старались подчинить себе книгоиздательство. 1515 — булла о вводе цензуры за всеми готовящимися к печати книгами. Печатался папский «Индекс» — список запрещенных книг. Книги и Этьен Доле сжигались на кострах. Типографию или книжную лавку открывали те, у кого была «королевская привилегия» (лицензия). Книгоноши торговали только календарями и картинками, за нарушение — штрафы. В Германии учреждена целая комиссия инквизиторов для наблюдения за книжной торговлей. К концу 16 в. во многих европейских странах сложилась строгая иерархия в книгоиздании. Выделялись крупные, привилегированные издатели, издатели и типографы средней величины и мелкие печатники. Между ними шла жесткая конкуренция. «Контрафакции» (пиратские издания) — не редкое явление. Формирующийся книжный рынок диктовал свои жестокие законы. Положение автора бесправно, он целиком зависел от издателя. Для усиления монополии и получения большей прибыли к концу 16 в. издатели стали объединять капиталы и создавать акционерные предприятия (первое в Англии — 1594). Итог развития европейского книгопечатания в 15-16 вв. — создание книг, освобождающих человека от господства клерикальных сочинений, от засилья латыни. Появляются сочинения гуманистов: пародии, фарсы, новеллы, романы. Новая книга появилась в Италии, проникла во Францию и Германию, достигла классического расцвета в Англии и Испании.^ 9. Династия Эльзевиров и их вклад в развитие книжного дела. 17 в. — усиление политической борьбы, надвигающиеся революции и демократизация общества, нужен выпуск большего количества дешевых изданий. Поток политических книг, брошюр и листовок увеличился во много раз. Преобладают книги на народных языках — французском, немецком, итальянском, голландском, английском. Этот процесс ранее всего начался в Нидерландах (Голландии), где победила революция, установившая господство буржуазной демократии. Из голландских издателей прославилась семья Эльзевиров, одни из которых были торговцами, другие типографами в разных городах Нидерландов и Англии. Фирма Эльзевиров, основанная Лодевейком старшим, просуществовала с 1581 по 1712. Основатель начинал подмастерьем (учеником переплетчика) у Плантена. Многочисленная династия: Лодевейк-младший, Матиас, Бонавентура, Абрахам — прославилась во всех странах Европы изданиями научной и учебной книги. У них было предприятие огромного размаха, и оно сыграло выдающуюся роль во всей дальнейшей истории книжного дела. Красивый и простой шрифт эльзевир для малоформатных изданий, разработанный в их типографии применяется и сейчас. Он лег в основу русского гражданского шрифта. Они ввели в употребление и необычно малые для того времени форматы в 1/16, 1/24 долю листа. Особенно интересно введение Эльзевирами формата 1/12 (формат-эльзевир), который выходит за пределы пропорции, кратной двум, является как бы вытянутым, удлиненным. Эльзевиры выпустили несколько миниатюрных изданий, которые наглядно показывали достижения издателей в полиграфии и искусстве оформления книги. В 1627 была выпущена миниатюрная книжечка «О королевском праве» (92*56 мм). В следующем году — «Афоризмы» Гиппократа (92*44), «Сатирикон» Петронис — 88*48 мм. Самая известная серия — «Малые государства или республики» (одна из книг посвящена России). Издания на латыни, в пергаменном переплете, (в 18 в. он стал покрываться красным кожаным). Иллюстраций нет (стремились удешевить книгу), но обязательно гравированный титул (вообще характерен для Эльзевиров). В книге. около 500 страниц. Абсолютно удобочитаемый округлый шрифт Эльзевир, тонкая непрозрачная бумага. Уменьшение форматов привело к удешевлению книг, способствовало увеличению тиражей. Наряду с феодалами и церковниками потребителями книг становится «третье сословие» (незнатные и небогатые люди). Современниками это воспринимается как настоящая революция на книжном рынке. Книга Эльзевиров выходит из замков и аббатств на шумные площади городов, становится модным носить книги с собой. Для этой цели в одежде появился «кармашек для книги». Говорят, что Эльзевиры открыли эпоху карманной книги. Деятельность дома Эльзевиров была чрезвычайно обширна. Это были крепкие коммерсанты, хорошо знающие свое дело. Их заслуга в том, что они смогли учесть изменившийся в Европе спрос, смогли удешевить книгу (уменьшение формата, полей, отсутствие иллюстраций). Поняли, что книга широко востребована. Основное поле деятельности — научная книга (хотя издавали все, что сулило коммерческий успех — учебники, поваренные книги, художественную и научную литературу). Именно в изданиях Эльзевира Европа узнала многих авторов. Главное в книге — дешевизна, а не красота издания. Большими тиражами они наводнили европейский книжный рынок, расширили сбыт, могли самыми разными путями расширять свое дело. Когда в результате войны Германия была отсечена, и книжное дело там пришло в упадок, они основали филиал в Копенгагене и завоевали его рынок. Сейчас в Бельгии есть издательская фирма «Эльзевир», но она уже не имеет отношения к династии.^ 10. Деятельность Бодони, Баскервиля, Дидо и их вклад в развитие европейской книги. Джамбатиста Бодони называли королем печатников и печатником королей. Смог реабилитировать Италию как классическую страну книгопечатания, потому что в 17 в. она потеряла этот титул. Родился в семье печатников, с детства знал ремесло, уже в юности стал работать в Риме в папской типографии. Именно там овладел набором, в т.ч. на восточных языках. После 46 лет работы в этой типографии в 1791 в Парме открывает свою собственную, в которой мог печатать книги по своему вкусу. Довел до совершенства стиль книжного оформления (соответствовал канону классицизма). Достиг абсолютной простоты в конструкции книги. Использование белоснежной бумаги, в основном большой формат, очень насыщенная черная краска, применял чередование тонких и жирных линий. Одно из самых знаменитых изданий — сочинение Горация, учебник типографского искусства, вышедший уже после его смерти, издал книжку «Отче наш» на 156 языках. Бодони стремился изготовить для своей типографии шрифты всех времен и народов, чтобы иметь возможность набирать тексты на любых языках. Знаменитые шрифты «Бодони» ознаменовали новую эпоху в шрифтовом дизайне. Многие известные люди своего времени упрекали Бодони в том, что работа над типографической формой произведения для него часто оказывается важнее содержания. Далеко не всегда был высок научный и литературный уровень печатаемых им произведений. Это позволило его французскому коллеге Фирмену Дидо написать следующее: «Как литератор я осуждаю его издания, как типограф — восхищаюсь им». Англичанин ^ Джон Баскервиль тоже представитель классицизма в книгопечатании. В 1750 году открыл в Бирменгеме собственную типографию, стал издавать античных авторов. Его шрифты отличались изяществом и повышенной контрастностью, что требовало более высокого качества печати. Баскервиль неустанно усовершенствовал существовавшую технологию. Он менял состав красок, устройство печатного станка, качество бумаги. Именно он ввел «горячий пресс», когда влажные листы бумаги прогонялись между нагретыми медными барабанами. Поверхность бумаги становилась более гладкой, на ней стало возможным печатать более тонкие буквы и рисунки. Он же может считаться родоначальником современной типографики: отодвинув иллюстрации на второй план, Баскервиль придавал огромное значение качеству набора, рисунку букв, удобным пробелам и гармоничному интерлиньяжу. Сейчас мы называем все это в комплексе «удобочитаемостью». Стремился издавать только представительские издания. После его смерти его шрифты приобрел Бомарше, который после ими напечатал Вольтера. А его оборудование сейчас хранится в кембриджском университете. Рисунки шрифтов Баскервиля тоже до сих пор используются. Баскервиль и другие великие мастера показали, что в металле можно нарезать любую форму, Бодони и Дидо и их последователи довели эту идею до логического завершения. Французская династия Дидо занималась полиграфией, книгоизданием, книжной торговлей, производством бумаги. Образована в Париже в 1713 Франсуа Дидо. Дело продолжил его сын (Амбруаз Дидо) и внуки (Пьер и Фермен Дидо). изобрели новый сорт бумаги — веленевую (плотная, мелованная бумага). Особое место в истории книги занял Фермен Дидо. С его именем связаны первые опыты изготовления стереотипов. Бодони и Фирмен Дидо независимо друг от друга усовершенствовали и развили типометрическую систему, изобретенную Пьером Фурнье. Революционность идей Бодони и Дидо заключалась в окончательном отказе от предшествующих традиций следовать рукописной основе шрифтов. Значение: разработка прекрасных шрифтов. Хотя шрифты Дидо уступают шрифтам Бодони, но они имели распространение по всей Европе (даже в России).^ 11. Технические новшества в книгопечатании 18 в. и их значение для развития европейской книги. Эпоха требовала опережающего развития науки, техники, практических знаний. Для реализации этих исторических условий была необходима книга технологически совершенная по исполнению и универсальная по содержанию. типометрия До середины 18 в. каждый словолитчик отливал шрифты по своим произвольным размерам, что создавало значительные неудобства. Была разработана типометрия — система единых измерений шрифта, формата, объема. В 1737 типограф и словолитчик Пьер Фурнье в Париже предложил систему измерений шрифта, при которой единицей является «пункт» (точка), 1/72 часть французского «королевского дюйма» (0,376 мм). Это изобретение было подхвачено книготорговцем Фирменом Дидо и его родственниками, которые и разработали типометрию как основу стандартизации в полиграфии. Типометрическая система почти сразу была принята в Европе. В России типометрия стала использоваться с 1867 года. стереотипия В последней трети 18 века требуются все большие тиражи, развитие приобретает периодическая печать, высок спрос на книгу, часто необходимы переиздания популярных книг. Шероховатость и грубость книжной бумаги 18 в. и мягкость, податливость типографского сплава не позволяли получать с одной печатной формы более 300-400 экземпляров оттисков. Набор быстро «уставал», поэтому его приходилось изготовлять заново. Важным шагом на пути прогресса явилось введение стереотипии — изготовления копий набора с целью получения неограниченного числа оттисков с них. Первые опыты изготовления стереотипов связаны с именами Мюллера и Геда, а также Фирмена Дидо. Делали гипсовый раствор, наносили его на готовый набор, разглаживали, при высыхании гипс расширялся (как бумага) и заполнял мельчайшие промежутки в наборной форме. Когда масса застывала, ее было легко снять с наборной формы. Получалась гипсовая матрица в зеркальном и углубленном изображении. Эту матрицу высушивали и, повернув лицом вниз, дальше накладывали на форму с расплавленным металлом, притискивали. Металл заполнял углубления гипсовой формы, после его застывания форму снимали и разбивали. Т.о. удавалось набирать дальнейшие тиражи уже с этой стереотипной формы. Уже в 19 в. вместо гипса стали использовать бумажную массу. усовершенствование печатного станка Деревянные элементы заменяются металлическими. Англичанин Стенхоуп изобрел в 1800 цельнометаллический печатный стан.изобретения в области иллюстраций Старейшая форма гравюры — ксилографии (продольная, т.е. распил дерева вдоль ствола). В 1790 выходит книжка «Общая история четвероногих» в Англии. Читатели уверены, что сложные гравюры в ней исполнены офортом, но выяснилось, что это деревянная гравюра. Ее автором был Томас Бьюик, который изобрел торцовую, или тоновую гравюру, которая достигала тонкости и изящества линий. литография На самом рубеже 18-19 вв. изобрели литографию. Ее автором был Алоис Зенефельдер. Способ печати, при котором оттиски получаются в результате переноса краски с плоской формы на бумагу, причем печатная форма эта изготавливается из специального литографского камня — известняка. Изображение делается жирной тушью или специальным типографским карандашом на камне, подвергается химической обработке кислотой, предварительно камень смачивают водой, чтобы краска не приставала к свободным от


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.