Реферат по предмету "Религия и мифология"


50 вопросов и 50 ответов из христианско-психотерапевтической практики. Зло в мире и зло в человеке

Владета Еротич,, перевод С. Луганской
11.Возможно ли существование человека и мира без зла ?
«Умрии будь!» — призывает неизменно вдохновенный Гете, как будто процессисчезновения и возникновения, умирания и нового рождения, происходящий напротяжении миллиардов лет со всем живым и с самим человеком — универсален. Чтопроисходит с человеком после смерти? Для материалистов, не верящих в бессмертиедуши, тело распадается, а трансформированная материя служит для развития другихвидов жизни, для верующих, душа продолжает жить и после смерти тела. Христианеверят в жизнь в души в промежуточном состоянии до Страшного Суда. Буддисты, индуистысчитают, что душа переселяется в новое тело и тысячекратно реинкарнируется.
АвторКниги Проповедника из Ветхого Завета говорит о том, что происходит с умершим:«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Которыйдал его.»
«Умрии будь!», умри для зла, умри для греха, который носишь в себе и снова станешьчист и уже здесь, на земле приблизишься к Богу, и будешь Ему близок послесмерти.
Злов нас и зло в мире – откуда оно приходит? Ответ очевиден и об этом не следуетдолго рассуждать. Нас мучает другой вопрос — вопрос об отношении человека козлу, и он требует ответа по существу. Прежде всего, спросим себя: видим ли мызло как зло? И если видим, то как мы поступаем? Продолжаем ли мы жить всимбиозе с ним, не замечая его? Сознательно ли сотрудничаем с ним, умножая, такимобразом, его количество (в себе и вокруг себя), или боремся против него? Как мывидим, существует несколько вариантов ответа на этот бытийный вопрос и, впервую очередь, он зависит от веры человека. «Если Бога нет, то все позволено!»,говорит известный персонаж романа Достоевского. Во многом это так, хотя мызнаем, что есть неверующие, но высоконравственные люди.
Нашезнание зла, во многом приходит со стороны. В другом человеке или в другомнароде, в стихийных явлениях: эпидемиях, катастрофах, войнах, мы видим егоотчетливее, чем в себе.
Всебе мы замечаем его не так ясно, и оно не привлекало бы нашего внимания, еслибы в мире – видимом и невидимом не существовало противоположной ему силы, чего-топротивостоящего злу. Что это за сила, если не добро и кому его приписать, еслине Богу!
Когдамы достигнем этой границы в нашем рассуждении о добре и зле, остается сделатьеще одно небольшое усилие, чтобы поверить, что добро сильнее зла, а светсильнее тьмы. Кто может помочь нам обрести такую веру, укрепить и сохранить еедо конца жизни? Тот, Кто два тысячелетия предрек: в мире будете страдать, испытыватьнепонимание и зло, подвергаться гонениями и мукам до самой смерти, но небойтесь! Я победил мир! (перефразировка автора)
СХристом распинаемся, с Христом воскресаем!
12.Каково Ваше мнение о зле в человеке и модели его поведения вчера, сегодня, атакже завтра, в будущем. Как вы относитесь в контексте сказанного кантропологическому пессимизму Достоевского?
Яне хотел бы углубляться в разговор о зле, не только потому, что я не могусказать ничего утешительного и нового, а просто когда речь идет о зле, я считаю,что даже после груды книг, написанных на эту тему христианскими святыми ивеликими религиозными мыслителями других конфессий, гениальными писателями, мыдо сих пор остаемся перед закрытыми вратами великой тайны.
Достоевский,как и все гениальные люди, был сложной, глубокой и противоречивой личностью.Его романы, начиная с самых ранних, от «Записок из подземелья», «Идиота» и до«Братьев Карамазовых», поистине выдают мыслителя, представляющего антропологическийскептицизм и пессимизм в отношении к миру, людям и истории в целом. Егоглубокие исповедальные «Дневники», письма, отдельные герои, свидетельствуют онерушимой вере самого Достоевского в Бога, в Его Промысл, в Христа.
Хорошоизвестные слова Достоевского: «Не как мальчик же я верую во Христа и егоисповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла», явоспринимаю, как его глубокое переживание, полное искренней веры.
Развездесь у Достоевского, и как у писателя и как у искренне исповедующегосяправославного верующего, нет противоречия? Безусловно есть, но кому это можетпомешать? Не будучи ни гностиком, ни манихейцем, Достоевский, как и многиедругие гениальные художники мира, трагически переживал жизнь и борьбу человека,часто тщетную, за мир, добро и справедливость, человеческую смертность, очевидноеприсутствие зла в жизни и в истории, но при этом не был сторонником ниманихейского, ни зороастрийского дуализма.
Надэтим противоречием находится антиномия между «естественным» дуализмом человекаи его вера в существование Единого и единственного Бога, Бога-Любви.Христианство, по сути, и зиждется на этой антиномии: Христос – Богочеловек, Христосвоскрес, Христос искупил Своим страданием всех людей и их грехи, а человек дажекогда и верит в Христа, непрестанно распинается, страдает, болеет и умирает.Этот трагический «дуализм» наиболее выразительно можно показать художественнымисредствами и Достоевский наилучшим образом исполнил эту задачу в своих романах.
13Какие можно сделать выводы из диалога великого Инквизитора и Христа впараболе-легенде о Великом Инквизиторе в романе Достоевского «БратьяКарамазовы»?
Когдагениальный писатель, каким был Достоевский, развивает такую универсальную тему,тему инквизитора и Христа, он дает почву для многочисленных выводов, которыевпрочем, и были сделаны опять же множеством религиозных мыслителей, философов, средикоторых были и сумасброды, писатели на Западе и в России, (хотелось бывспомнить блестящие исследования Розанова, Бердяева, Мережковского и других).
Личнодля меня диалог Великого Инквизитора и Христа – вечный диалог бунтующегоПрометея, падшего Ангела, скитальца Агасфера, точнее, человека и Бога.Неустойчивая человеческая природа иногда колеблется всю жизнь пока неприклонится к тому, что преобладает в его характере. Дохристианские цивилизации,а христианские особенно, тщетно пытались решить вечный спор человека с самимсобой, спор между людьми — какое царство выбрать: небесное или земное? Каксправедливо поделить хлеб? Наконец, как различить насущную и небеснуюсоставляющую хлеба, как удовлетворить «насущные» человеческие потребности и приэтом не отнять у человека свободы.
Стечением времени, а мы уже достигли третьего тысячелетия, парабола Достоевскогооб Инквизиторе и Христе, или – о хлебе и свободе, становится все актуальнее.Разделение хлеба поровну кажется невозможным без лишения свободы человека, которыйполучает этот хлеб. При коммунизме человек лишается свободы открытым, циничнымобразом, на Западе, при так называемом капитализме или демократии, лишениесвободы совершается намного коварнее и значит, опасней для человека. Свободабез хлеба тоже кажется невероятной, даже абсурдной. Еще одна метафизическаяантиномия? Почему Христос молчит, а говорит только Инквизитор? Потому, что Онсказал людям все необходимое еще два тысячелетия назад.
ИванСоловьев, русский филолог и педагог (194401990?), в своей неповторимой статье«Теология слуха», пишет примерно то же: «Во время Своего первого пришествияМессия учит, во время Второго — судит, а во время Своего промежуточногоприсутствия Он будет молчать».
АИнквизитор? Со временем он будет все красноречивее, логичнее, убедительнее, этобудет бесовская мудрость, которой с трудом будут противостоять многочисленныехристиане, еще не полностью сроднившиеся с Христом. И только среди богоносцевХристос найдет апостолов, которых однажды оставил проповедовать Отца и Сына иСвятого Духа и которых снова застанет здесь, когда придет на землю.
14Все ли человеческое зло от дьявола?
Длятого, чтобы ответить на Ваш вопрос, следует знать происхождение зла, о которомговорил пророк Исайя «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно дляМеня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — ипразднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремядля Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю отвас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полныкрови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньтеделать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайтесироту, вступайтесь за вдову…» (Ис 1, 13-17) и пророк Иезекииль: «Ты былпомазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святойгоре Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со днясотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговлитвоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя,как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистыхкамней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего тыпогубил мудрость твою…» (Иез. 28, 14-17..), и многое другое с времен Ветхого, аособенно Нового Завета, до Откровения Иоанна Богослова. И греческий миф оПрометее добывающего огонь для людей. За что Зевс наказывает его страшнымимуками, от которых его рискуя собой освобождает Геракл, точнее кентавр Хирон.
Этоткраткий экскурс в древнюю мифологию не дал нам новых знаний о происхождении злав мире (небесном и земном), нет однозначного объяснения зла и в христианскомбогословии. Оно то автономный принцип, обладающий могучей силой, с помощьюкоторой он владеет человеком и землей, то privatio boni (Богословский термин:«отсутствие добра», дословно — «отъятие добра» (лат) –примпер).
Впервом случае, существует опасность превращения монотеистической христианскойрелигии в дуалистическую, а в другом возникает проблема недооценки, вытесненияпринципа зла (зла, как принципа или как личности? – прим авт). Согласнонекоторым толкованиям этой темы, до пришествия Иисуса Христа сатана имелсвободный доступ к Богу и Бог даже посылал его испытывать человека напреданность и верность. Об этом свидетельствует и Книга Иова, а послеискупительной жертвы Сына Божия и Сына Человеческого, сатана пал с небесныхвысот на землю и стал «князем мира сего».
Нестоль важно исходит ли от сатаны все зло, которое в живет нас и окружает, длячеловека главное, что Иисус Христос, распятый и воскресший оставил нам надежноецелебное средство, с помощью которого мы можем защищаться и защититься от зла, какоебы имя оно не носило. Но наставления Христа о зле и об отношении к нему можетбыть всерьез восприняты и воплощены в жизни только глубоко верующимхристианином.
15Верите ли вы в одержимость бесами?
Всеизречения Христа во всех четырех Евангелиях, Послания апостола Павла, всямноговековая святоотеческая христианская литература неопровержимосвидетельствует о том, что человек может быть одержим бесами, также как иосвобожден от одержимости (исцелен) крепкой верой в Христа, Который, именноради пробуждения в человеке веры изгнал из одержимого беса.
Сразвитием науки, особенно медицины, а также с формированием определенногосознания и самосознания, скептического и рационального мышления, уже где-то кначалу 17 века начинаются сомнения в существование бесов. С течением времени, сприближением к нашему веку и вот сейчас, на рубеже тысячелетий в христианскоммире остается все меньше образованных людей, верующих в Бога или в дьявола. Достоевскийсправедливо сказал, что триумф дьявола произойдет тогда, когда человекперестанет в него верить! Поскольку не существует достаточно веских критериев, покоторым можно было бы категорически заключить, что какой-то человек одержимбесами, а не самим собой, то есть элементами собственной богатойбессознательной сущности – личным, семейным, национальным или коллективным, издесь необходима большая осторожность.
Возьмем,например эпилепсию, как болезнь, вернее эпилептика в качестве больного. Мызнаем евангельские примеры исцеления Господом эпилептиков, изгнанием из нихбесов. Современная медицина говорит о том, что существует около 10 видовэпилепсии и чаще всего ее причиной являются объективные причины: опухоли мозга,травмы головы, различные отравления организма.
Еслипричину эпилепсии, с помощью все более совершенной диагностики, удается выявить,то можно говорить о ее полном излечении или о продолжительном снятии еесимптомов. Итак, вправе ли мы некоторые из видов эпилепсии, которые медицинаотносит к группе, ткнз. генерализованных или идиопатических, то естьпроисхождение и причину которых установить невозможно, отождествить содержимостью, вопрос неоднозначный.
Тожесамое, правда в меньшей степени, относится и к многочисленным душевным болезням(психозам), которые на протяжении тысячелетий считались доказательствомбесовского воздействия, одержимости человека. Современная биопсихиатрия большуюгруппу душевных болезней объясняет нарушением мозгового метаболизма илиповреждением отдельных частей мозга, и успешно излечивает их.
Должноли все мною вышесказанное разубедить в существовании бесов? Конечно, нет. Ноэто должно сделать нас критичнее и осторожнее, так как некоторые люди и сейчас,на рубеже тысячелетий, придерживаются анимистическо-магических взглядов, древних,как архаический слой человеческой психики, и всюду и везде, в самих себе, ачаще в окружающих людях и народах склонны видеть беснование. Среди этойразномастной публики есть религиозные фанатики, душевно больные люди, агностики,даже атеисты (охотнее верящие в сатану, чем в Бога), к сожалению, встречаютсясреди них и православные христиане, последним было бы полезно перечитатьтворения одного из величайших христианских святителей 4 века, святого ИоаннаЗлатоуста, он говорит: «Не в сатане, а в вашем нерадении причина ваших скорбей,на которые ропщете!»
16Возможно ли дифференциально-диагностически отличить, бесовскую одержимость от(противо)естественных психических заболеваний?
Удовлетворительныйответ на Ваш дальновидный вопрос Вы сможете получить не раньше, чем в третьемтысячелетии христианства, хотя я не уверен, что и тогда он будет найден. Какправильно бы следовало на него ответить? Кто важнее, опытный духовник(исповедник-экзорцист) или опытный психиатр? Или важны оба?
Напротяжении многих лет я лично пытаюсь найти разницу, которая вас интересует.Помимо опыта, приобретенного мной как специалистом в контакте с пациентами, явел постоянный поиск литературы об исследованиях на эту тему. Сразу скажу, чтона сей день, мой поиск оказался бесплодным. Литература, во всяком случае, та, чтопопадалась мне, поверхностна и не отвечает данным требованиям. А личный опыт стяжелобольными агрессивными психопатами, дал мне некоторую возможность различия,которое, к сожалению, мне не удалось проверить и научно подтвердить.
Можетбыть излишне напоминать, что вопрос различия бесовской одержимости икакого-либо известного или неизвестного психического заболевания, можетопределить только церковный человек (как правило, монах, священник, теолог, верующийпсихиатр), который знает о существовании бесов.
Вто время, как в политеистических верованиях мира до появления монотеистическогоиудаизма, разделение духов на добрых и злых было весьма относительным, но виудаизме, христианстве и исламе оно стало жестким и бескомпромиссным. Именно вхристианской цивилизации, достаточно долго, даже при уже развитой науке, преобладаломнение, что все душевные заболевания имеют демоническое происхождение и для ихлечения прибегали к различным средствам и способам (сейчас они выглядяттрагикомично) изгнания бесов из одержимого больного. Неврология и психиатрияпостепенно развивались и генезис большинства психических нарушений (неврозов, психопатийи особенно психозов) получил научное объяснение, преуспела медицина и в ихлечении. Достаточно привести в пример истерию, эпилепсию, маниакально-депрессивныйпсихоз и целый ряд так называемых органических психозов. Большинство этихнедугов для священников, мирян и многих врачей были типичным признакомодержимости бесами. Для многих современных материалистически ориентированныхпсихиатров проблемы, которую мы здесь обсуждаем, просто не существует. Душевныеболезни для них имеют свое научное обоснование, чаще всего в тонкихбиохимических процессах мозгового метаболизма. Излишне подчеркивать, что стаким однобоким пониманием душевных отклонений религиозный человек, будь онврач или ученый, не может согласиться полностью.
Взаключение хочу напомнить, что эту, загадочную и для религиозного ученогопроблему, которая иногда кажется неразрешимой, я обстоятельнее и глубжерассматривал в моей книге «Мистические состояния, видения и болезни» и внедавно написанной статье: «Голоса и видения: нормальный или нездоровыйфеномен?».
17Всегда ли болезнь является злом?
Еслисмотреть поверхностно, да. Любая болезнь, даже самая безобидная инепродолжительная, физическая или душевная, путает наши планы, мешает в делах, имы почти никогда не спрашиваем себя: «а верны ли наши планы и дела?», преждевсего с нравственной точки зрения. Потребительская культура 20 века практическивытеснила вопрос смысла болезни, болезнь для этой культуры означает величайшеенесчастье. За время болезни, человек, терпит не только материальный ущерб, но вслучае долгой болезни, ему грозит потеря рабочего места, что значит подвопросом само его выживание. Заметив это проблему в западноевропейских странах(только ли в них?) один немецкий психиатр, больше тридцати лет назад написалпоучительное произведение с названием: «Болезнь. Не сметь болеть».
Дляответа на ваш вопрос для меня не существенно, с каких пор болеют люди, был личеловек палеолита здоровей современного? Какие факторы и как на протяжениивеков влияли на здоровье человека, на то, что его здоровье становилось всехуже. Разве недостаточно знать, что человек «смертельно болен», чтобы спроситьсебя о смысле болезни? Странно в поведении здорового человека по отношению кболезни то, что он едва ли не ежедневно сталкиваясь со смертью, остаетсяпрактически равнодушен к болезни и к собственной, возможно скоропостижной, илиблизкой смерти.
Обратимсяк более основательному рассмотрению смысла болезни, рассмотрению особеннопонятному верующим людям. Почему болезнь, особенно болезнь, выпавшая нам, должнаиметь смысл? Какой смысл? Научить нас чему-либо? Чему? Прежде всего тому, чтомы сами часто являемся источником собственной болезни, легкой ли или тяжелой.Если нам удалось увидеть эту «психосоматическую» реальность, мы на пути кследующему этапу осмысления болезни. Мы становимся внимательнее ипроницательнее (усиливая интроспективу) к собственным взглядам, мыслям ипоступкам, отношениям с другими людьми. Таким образом, мы будем все отчетливеевидеть, насколько наши мысли и чувства ответственны за возникновение болезни, точнее,за сохранение нашего здоровья. Наконец, на третьей ступени осознания болезни, человекподнимается до благодарности Богу, что Он послал ему болезнь, с ее помощьюпредостерегая его от не христианской жизни, и через эту благодарностьиспытывает благодарность и за то, что Бог открыл ему способ выздоровления (дажеот самых тяжелых болезней, что доказывает медицинская практика), или за то, чтоГосподь сохранил его здоровье в такие тяжелые времена, когда люди так частоболеют.
Воттак я могу ответить на ваш вопрос, побуждая и вас на осмысление истины о Боге ичеловеке, о том, что болезнь не всегда является злом.
18Как Вы считаете, Кафка в своем романе «Процесс» пророчески предсказывалХолокауст?
Какбольшинство выдающихся писателей, Франц Кафка предвидел какие-то событиягрядущие в Европе и конкретно в Германии, которые разыгрались там спустяпятнадцать лет после его смерти. Я имею ввиду «хрустальную ночь» в Германии(изгнание евреев и сожжение синагог) 1938 года. Думаю, что не следуетпреувеличивать «пророческие предсказания» Кафки, впрочем, как и другихписателей. С неопределенной национальной принадлежностью, с чешской, еврейскойи немецкой кровью в жилах, неопределенного вероисповедания, Франц Кафка обладалтонкой нервной организацией и мог интуитивно, заранее реагировать на некоторыесобытия. Не имея такого огромного литературного таланта, он остался бы обычнымневрастеником, пациентом на сеансах психоанализа. Кафка лечился сочинениемроманов, хотя тоже не вполне успешно.
Чтоже касается холокауста, прежде всего я хочу напомнить смысл этого слова, по-греческионо значит: был сожженным полностью. Холокауст это жертвоприношение богам илидухам предков сожжением. Умилостивление богов сожжением животных былораспространенным обычаем не только у язычников, но и у евреев, у тех и у другихтысячелетиями практиковались человеческие жертвоприношения. Ветхозаветнаяпритча об Аврааме и Иакове означала настоящую духовную революцию, когдачеловеческие жертвы (сыновья-первенцы) были заменены животными.
Яне вижу прямого предвидения ужасов Холокауста Второй Мировой войны впроизведениях Кафки, но несколько его выдающихся новелл я мог бы отнести кинтуитивному (это слово более уместно, чем пророчество) предчувствиюсовременного холокауста, не только с евреями, но и с другими народами Европы.Что за чудовищная жертва богам должна была быть принесена в 20 веке, после тогокак Спаситель мира два тысячелетия назад принес в жертву Себя ради того, чтобылюди больше не приносили кровавых человеческих жертв на алтарь несуществующихбогов или человеко-богов, претендующих на обожествление?
3
Война,Христианство и Атеизм
19Полагаете ли Вы, что все войны в мире разжигаются атеистами?
Мнечасто казалось, что это так и когда я изучал тысячелетнюю историю человеческихвойн, и когда я сам был живым свидетелем войн на Балканах. Говоря обобщенно, войнымежду народами ведутся в силу поврежденности человеческой природы, ибо ейсвойственны агрессивность (этологи относят агрессию к инстинктам), зависть, алчность,садизм. Войны развязываются из страха перед «другими», из ксенофобии, чащевсего из страха мы защищаемся от агрессии нападением, это свойственно какцелому народу, так и отдельной личности. Разделение войн на завоевательные иоборонительные верно только отчасти, хотя иногда кажется, что некоторые народы(напр. немцы) завоеватели по «природе», а удел других (славян) обороняться. Нослучалось так, что роли неожиданно менялись. Царская Россия, например, напротяжении всей своей истории оборонялась от завоевателей – татар, шведов, поляков,французов и немцев, но иногда (в порядке компенсации?) вторгалась на чужиетерритории — монгольские, финские, армянские, и завоевывала их.
Идея,что войны разжигают атеисты, как будто становится более очевидной в 20 веке, нои прежде, религиозные войны (в прошлом и в настоящем) вели или тайныебезбожники или нездоровые фанатичные верующие. Крестовые походы инициировали нехристиане, а больные фанатики (Петр Амьенский из один из вдохновителей ПервогоКрестового похода 11 века!). Четвертый крестовый поход 1204 года былорганизован не с целью освобождения Гроба господня в Иерусалиме, а завоеванияВизантийской Империи.
Гражданскуювойну на территории бывшей Югославии во второй половине 20 века, возглавлялиполитики и военачальники коммунисты, представители нескольких атеистическихпоколений. Война, которую развязала Америка и Европа против Сербии в самомконце 20 века – война атеистического или полу-атеистического сербскогоруководства и лже-христиан или явных агностиков и атеистов, то есть нравственноущербных и культурно нищих правителей Америки и Европы.
Следовательно,можно говорить о том, что войны ведутся атеистами. Христовы воины вели и ведутсовсем другие войны.
20.Влияет ли на христианина и на христианство политическая ситуация в мире?(вопрос задан в конце 1998 г.)
Христианинживет не облаках и не в собственном изолированном мире (если он психическиздоров). Он рожден в определенное время, в определенном месте, от дарованныхему судьбой родителей, воспитан в определенной вере и несет ответственность зажизнь близких ему людей, своего народа. Все хорошее и, к сожалению, намногочаще, плохое он делит с народом, которому принадлежит (в первую очередь, я имеюв виду войны, гражданские войны, экономические кризисы и тд). Это не может неотражаться на жизни человека, гражданина, а если этот гражданин исповедует христианство,то все происходящие события он принимает к сердцу ближе других, ибо «Любовьдолготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, негордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, нерадуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегонадеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». Одним словом любовьхристианина страдающая любовь, она страдает сама и сострадает другим.
Общеизвестно,насколько политическая ситуация в мире, в нашей стране особенно, напряженна, болезненна,зависима от сильных мира сего, от их решений. Человек чувствует себябеспомощным, незащищенным, живет в страхе, но именно в такой, и в такихполитических ситуациях люди, а христиане особенно, сдают экзамен на прочность, доказываютсебе и другим силу веры, надежды и любви. Внешние события, нестабильность ибеспорядки в стране, все это дает христианину шанс (а не христианину стать им),укрепить свою веру, надежду и любовь, ибо совершенству в них нет предела играниц.
Влияетли и если влияет, то как, сегодняшняя политическая ситуация на христианство — продолжениеВашего вопроса. Христианство как монотеистическая религия или точнее, вершинарелигии, будет существовать, пока существует «мир и время». Истинные христианетвердо верят в это слово своего Спасителя, в Церковь Его, не столько как винститут, сколько как в мистическое Тело Христово, которое не одолеть вратамадовым. Это значит, что христианство, как Церковь Божия и явление Божиечеловеку, противостояло и будет противостоять любому богоборческомуполитическому или любому другому (еретическому) искушению и вызову. Почему мыдолжны верить, что политическая ситуация в конце 20 века, сколь бы угрожающейона иногда не казалась апокалиптически угрожающей, не повредит христианству, впервую очередь как «мистическому Телу Христову и эсхатологической общине», согласноизвестному определению христианства?
Колеблется,падает и снова встает, и по человеческой слабости сомневается только христианин,а христианство, как непоколебимая и непобедимая Церковь Божия всегда неизменно.Число христиан в будущем возможно уменьшится, но тем тверже они будут.Настоящий христианин остается непобедимым и непоколебимым вопреки войнам, революциями общему разорению, ибо знает Отца и Сына (после воплощения Иисуса Христа БогОтец стал ближе и ласковей к человеку, ибо Он усыновил нас через Сына) и ДухаСвятого, знает Святую Троицу, Которая всегда помогает нам, одухотворяет нас, делаяи нас творцами, когда мы «всем сердцем, всей душей, всем разумом и всеюкрепостью своей» молимся Ей.
21Почему христианство противоречиво с самого момента своего основания?
Выможете доказать или показать, что это действительно так или я должен согласитсяс тем, что это Ваше предположение верно? Является ли христианство«естественной» или «противоестественной» религией? Этот вопрос, который кажетсямне крайне важным, не принадлежит мне и возник не вчера. Должно быть, такой илиподобный вопрос кто-то из греческих философов с насмешкой задавал апостолу Павлу,слушая его проповедь о Воскресшем Христе, на Ареопаге, холме недалеко отАкрополя. Не найдя большого понимания среди ученых греков, один изобразованнейших фарисеев Савл, по пути в Дамаск чудесно преобразившийся вапостола Павла, понял почему Иисус уклонялся от фарисеев и саддукеев иобращаясь к народу, выбирал Себе учеников среди простых рыбаков и мытарей.Поэтому вопрос о естественности или противоестественности христианства будетсуществовать всегда, как «камень преткновения». Как сказал апостол: «Ибо иИудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христараспятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие», и продолжил словами, вызывающимидля среднего человеческого разума:«некоторые из вас говорят, что нетвоскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; аесли Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15).
Такнаш скудный разум воспринимал христианство две тысячи лет назад, так онвоспринимает его сегодня! Кто-то из нас, подобно иудеям «знамений ищет», кто-токак язычники, ждет и требует магических чудес. Другие, из более образованнойсреды, превосходящие в образованности древних эллинов «ищут мудрости», философии,науки, или любой другой интеллектуальной спекуляции для того, чтобыприблизиться к вере (или совсем отойти от нее). Естественно ли такое поведениечеловека на протяжении двух тысячелетий?! Одни требуют чудес, другиедоказательств, третьи вообще устали от религии и стали атеистами илиагностиками, и таких сегодня в начале третьего тысячелетия большинство.
Новернемся к нашему важному вопросу, естественно или неестественно христианство?На первый взгляд ответ кажется простым, если человек существо естественное, втом смысле как трактуют его развитие все философы, ученые-материалисты иэволюционисты, тогда христианство, которое учит, что Бог создал мир «из ничего»,а человека « сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворилего; мужчину и женщину сотворил их.»(Быт.1), затем о грехопадении и непослушаниичеловека и так далее, до заповеди Христа о прощении врагов, самоотречении ивоскресении мертвых, абсолютно противоестественная религия. И тогда уделомчеловека рожденного в христианской средеостается или пожизненная мука веры вХриста, которой жестоко сопротивляется его разум или отказ от веры илиобращение другой, более «естественной» религии – исламу или буддизму, учениекоторых, например, о реинкарнации в какой-то степени может удовлетворитьусредненный человеческий интеллект.
Сдругой стороны, христианство совершенно естественная религия. Естественная длякаждого чистого простого сердца, еще не сильно поврежденного грехом; дляфилософа интеллектуала, ученого и художника, которым повезло благополучноминовать лабиринт «индивидуального процесса», с помощью «нити Ариадны», то естьс помощью любимого супруга, супруги или других благоприятных обстоятельств, выйтииз него и пойти по восходящей, к обожению, или, подобно Тертуллиану путемSacrificium intellectus (Жертвование разумом), или путем примирения веры иразума, полностью принять новозаветного Христа таким, как представляет Его намЕвангелие.
Нов заключение своего ответа на Ваш вопрос скажу так, может быть христианстводействительно противоречивая религия. В самом деле, разве не находятся в вечномпротиворечии, и даже порой жестокой схватке, душа и дух, душа и тело, инстинктыи духовность, мужчина и женщина (половая составляющая в каждом из нас), сознаниеи подсознание, сознание и сверхсознание, вера и сомнение, жизнь и смерть? Однимсловом, в нашей жизни многое антиномично, к сожалению, часто противоречиво, «Христианскиймир был поляризован. Христианская история разворачивается междупротивоположными полюсами: Империей и Пустыней», — точно заметил ГеоргийФлоровский. Но не в этом ли заключена потрясающая и величественная динамикажизни? И не христианство ли как никакая другая религия мира наиболее полнораскрыла эту динамику, призывая человека ответить трагизму смерти свободнымвыбором веры и надежды в Воскресшего Христа!
22Повлиял ли чудовищный геноцид 20 века на уменьшение чувства страха передадскими мучениями и адом?
Страхперед «адом и адскими мучениями» был наиболее сильным в средневековойхристианской Европе, его сознательно поддерживали и, время от времени укреплялицерковные институции, особенно после введения инквизиции (последней инквизициюотменила Испания, в 1833 году, интересно, что это совпало с изобретениемтелеграфа –прим авт.). Научные открытия, особенно революционные открытияКоперника, Джордано Бруно, Галилея, постепенно ослабили власть церкви. И, можетбыть, спонтанный и естественный процесс индивидуализации человечества(предусмотренный Божественным Промыслом), который требовал укреплениячеловеческого сознания и самосознания содействовали тому, что страх адскихстраданий в течение последних трех-четырех столетий слабел, но с нимослаблялась и вера в Бога.
Войныи гражданские войны двадцатого века, страдания людей в концлагерях типа Аусвица,Дахау, Освенцима, Ясеновца, истребление детей, женщин, монахов, священников;армян, сербов, русских, евреев, словно ад обрушились из невидимого мира (ада, подземелья,преисподней) на землю, принеся такие изощренные садистские издевательства надлюдьми, перед которыми бледнеют описания Данте и средневековые фрески сизображениями Страшного суда, картины Босха и Брейгеля. Афоризм Сартра — «Адэто другие!», как философия экзистенциалистов 20 века (Философия существования,одно из ведущих направлений современной западной социальной философии, возникшеев начале XX века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некуюнепосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя вкачестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализмпонимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире». Бытиетолкуется как непосредственно данное человеческое существование, какэкзистенция. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада –прим пер), вполне соответствовал реальным событиям, человеческим имеждународным отношениям, вселяя в человека сильнейших страх, но не перед адомили Богом гнева, посмертными страданиями, а перед другим человеком, здесь наземле.
Двавеликих философа 20 века: Теодор Адорно (1903-69), немецкий философ, социолог, музыковед.Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества(“Диалектика Просвещения”, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями“отрицательной диалектики”. Адорно и его сотрудники провели в нач. 1940-х гг. вСША исследование “авторитарной личности” как социально-психологическойпредпосылки фашизма. – прим пер) и Ганс Йонас (Известный немецко-американскийфилософ Ганс Йонас.Йонас включает в поле своего рассмотрения трифундаментальные метафизические реальности, каждая из которых отмечена чертамивременности и изменчивости: речь идет о человеке, о созданной имтехнологической цивилизации и о естественной природе, которая подверженачеловеческим воздействиям, ввел понятие " Бог после Аусвица" – примпер), Оба евреи, не без следов ветхозаветного иудаизма, особенно это выражено уЙонаса, ищут новые пути к Богу, практически полностью отвергая двухтысячелетнееиудео-христианское представление о Боге. Но здесь не время рассуждать об этихоригинальных мыслителях и их представлениях Бога «после Аусвица», о нихдостаточно сказано и написано.
Яуверен, что Ваш вопрос, за который я вам искренне благодарен, не потеряетактуальности и в 21 веке. Он требует обширного, фундаментального ответа, подкрепленногомногими документальными фактами. Я же высказывая свое мнение наверно упрощупроблему: ужасы видимого и пережитого ада, который выпал на долю людей в 20веке ( а кто может нас утешить, что в 21 не будет еще страшнее?), резкоразделили людей на три категории: на убежденных непоколебимых атеистов, настоль же убежденных непоколебимых верующих и на несчастных мучеников ума, сердцаи воли, которые не могут сделать свой выбор. О количественном составе каждой изгрупп я говорить затрудняюсь.
23В Вашей книге «Старое и новое в христианстве», Вы написали: «Если современныефилософы не открыли истину религии, то они определенно открыли какую-то ложь, скрывающуюистину» какую ложь и какую истину Вы имели в виду?
Влюбой религии есть своя внутренняя и внешняя сторона, или, как принято былоговорить свою эзотерическую и экзотерическую сторону. Я вижу эзотерическуюсторону христианства в той части дефиниции Церкви, в которой сказано, что она –«мистическое Тело Христово и эсхатологическая община». Экзотерическую иливнешнюю сторону христианства, христианской Церкви, я вижу в третьей ипостасиЦеркви, Церкви как институте.
Посколькувнутренняя мистическая сторона христианства, как таковая, не подлежит критике, ибоэто дело веры, точнее, переживания веры. Переживая именно такую веру, апостолПавел мог сказать что Церковь «Тело Христово», Которое мы принимаем в таинствеЕвхаристии. Одним словом, человек или верит или не верит в Христа Воскресшего, вБогочеловека Христа и Христа Мессию.
Тачасть христианства и его Церкви, которую правом можно назвать институтом(institution – учреждение созданная, с определенной целью – прим авт.), подлежалаи подлежит критике, несмотря на то, что в этом святом учреждении служатсвященники, епископы и патриархи, избранные и утвержденные Духом Святым, вмомент хиротонии, святом таинстве рукоположения, и многие из них на протяжениицерковной истории причислены к лику святых. Собственно критике подвергаетсяпрактическая сторона деятельности священнослужителей, сторона чисточеловеческая, склонная к повреждению, испорченности и удалению от светаХристова, даже в Церкви. Нам будет легче понять двойственность представителейцерковной иерархии, если мы постараемся понять природу Иисуса Христа, Бога ичеловека, обладающего двумя природами и двумя волями. Но в отличие отсовершенного слияния и идеального взаимного дополнения обеих природ Христа, гармоничныхи неотделимых, ибо Христос будучи человеком был безгрешен, все кто две тысячилет служил и служит сейчас Его Церкви, согрешали как люди, и многиедействительно тяжело согрешали, достаточно вспомнить взаимное анафематствованиепервоиерархов Восточной и западной Церквей, разделение Церкви в 9 веке, борьбуза власть, жестокие гонения на богумилов и катаров (Катаризм, зародившись влоне христианской Церкви, развился в совершенно самостоятельную религию, воспринялмногие идеи античных манихеев и их наследников – болгарских и сербскихбогумилов. И манихеи, и богумилы, и катары отрицали благого Бога-Отца, именуяего «Творцом Зла» катары признавали за Богом-Отцом только право натворение материи, косной и отягощенной грехом. Христос, или, по катарскойтерминологии, Логос почитался ими за нетварного духа, принявшего зримый обликво имя избавления людей от власти Демиурга и освобождения чистых изначально душ(от греческого слова «чистые» произошло название секты) от порочных иотягчающих их бытие тел. –прим пер), издания папских булл, согласно которым, человекради своего спасения должен полностью подчиниться папе (Unam sanctam – буллапапы Бонифация VIII 1302 г –прим авт), учреждение инквизиции, сожжение«еретиков». «ведьм», крестовые походы и др.
Развене было естественным и даже необходимым то, что против этой лжи, лицемерия излоупотреблений отдельных представителей христианской церкви, поднимали голосмужественные и ясные умы, иначе понимавшие задачу церкви, и подвергавшиесягонениям, а часто и казням. Можно вспомнить имена Джона Виклифа (Джон Виклиф
(1329-1384)церковный лидер Англии XIV в… Выступал с критикой папства, не признаваяиндульгенций, объявил ересью запрещение мирянам читать Библию. Рассылалстранствующих проповедников. За это его хотели убить, но он умер раньше казни.Тогда его выкопали из могилы и сожгли на костре. – прим. Пер), Яна Гуса (Ян Гус
(1373-1415)Проповедник Евангелия в Праге, бесстрашно обличал безнравственную жизнькатолического духовенства. Своей мученической кончиной доказал верность Христу.–прим пер) и Мартина Лютера. (Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основательнемецкого протестантизма (1483-1546 гг.). Целеустремленное изучение Библии исочинений средневековых немецких мистиков привели его к отрицанию католическойдоктрины оправдания посредством «добрых дел» и к утверждению«личной веры» как единственного и достаточного средства обретениябожественной благодати
В 1517 г., протестовал против продажи индульгенций в Германии, обличал корыстнуюторговлю «небесными сокровищами» как нарушение учения Писания. Этитезисы объединили различные сословия в борьбе за религиозную и национальнуюнезависимость Германии от папской власти. – прим пер).
Выспрашивали и о философах, что же было с ними? Свободомыслие и свобода слова, бесстрашиекнигопечатания стоило некоторым из них мученической смерти, например римскийфилософ новоплатоник Боэтий, другие вынуждены были скрываться или бежать встраны, в которых существовала свобода мысли, или просить прощения за смелостьидей (Иоганн Скотт, Дунс Скотт, Эразм Роттердамский, Парацельс, Спиноза, Паскальи другие).
Какиначе назвать Ницше, Фейербаха, Ясперса, Хайдеггера, Сартра и некоторых другихсовременных философов как не «чистильщиками» лжи и бесстыдного лицемерия итемных сторон (Тени – сказал бы Юнг –прим авт.) институциональногохристианства.
Ихотя нам не дано постичь Божий Промысл, а только догадываться о чем-то поотдельным историческим событиям, мне не кажется невероятным предположение (всеголишь предположение!), что филистимляне для иудеев или мусульмане длясредневековых христиан, были и остаются «бичом Божиим», с определеннымсокровенным Божьим заданием. И почему бы не предположить, что выдающиесясвоевременные философы, атеисты и материалисты (кто знает, кем они были вдействительности?), не послужили Богу и людям, а более всего Церкви Божией, обличаяи таким образом исправляя все наносное, ложное и неверное в ее внешнихпроявлениях? Ибо Истина Христовой Церкви только ярче заблистает в простотесвоей красоты, после совлечения с нее ветхих риз.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.