--PAGE_BREAK--Экономическая политика 1992-1994 гг., говорится в документе, породила беспрецедентную в мировой практике ситуацию, когда система цен, налогов, ставок процента оказалась несовместимой со структурой реального производства и уровнем действующих технологий.
Макроэкономическая политика 1992-1994 гг. привела не только к обострению старых и появлению новых диспропорций производства, но и к нарушению глубинных основ производства в экономике. Произошло существенное рассогласование между реальной структурой экономики (ее отраслевого состава и уровня технологии) и основными экономическими регуляторами (ценовым, бюджетно-налоговым и кредитно-денежным) структуры и системы натурально-вещественных связей.
Три важнейших экономических регулятора (кредитно-денежный, бюджетно-налоговый и ценовой) действуют вразнобой (один из них соответствует экономике торгово-спекулятивного типа, другой — экономике сырьевого профиля, третий — высокоиндустриальной, ресурсосберегающей экономике). Эта рассогласованность является одной из существенных причин и нынешнего платежного кризиса, и спада производства, и слабости денежной системы. Если в экономике основные регуляторы несовместимы с ее натурально-вещественной структурой, то никакие ужесточения в области бюджетно-кредитной системы не остановят обвал производства.
Критика в адрес правительства и ЦБР разделяется не всеми отечественными экономистами, вызывая у них ряд серьезных возражений. Так, в ответ на упреки в приверженности монетаристским методам (точнее — методам кредитно-денежного регулирования) С. Лушин и В. Пашковский указывают, что переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая сложность анализа, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, подчеркивают авторы, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Инфляция выступает как плата за структурную перестройку всей системы отношений в хозяйстве в ходе продвижения к рынку и одновременно как средство этого перехода. «В условиях весьма своеобразной социально-психологической атмосферы в обществе, пытающемся от централизованного планирования перейти к классическому рыночному хозяйству, и создается совершенно незнакомая нормальному рынку ситуация, когда одновременно растут цены и товарный дефицит». Рост доходов и цен, пишут авторы, «видимо, является следствием структурной ломки хозяйства, системы цен и доходов». Признавая, что инфляционные процессы в хозяйстве усиливаются непоследовательностью правительства в проведении рыночных преобразований, авторы подчеркивают, что в условиях рыночных отношений возможности сдерживания инфляции резко сокращаются.
Ю. Ярёменко, М. Узяков, М. Ксенофонтов пишут, что в современных условиях следует пересмотреть взгляд на инфляцию, отказаться от догматической, однозначно негативной ее оценки как безусловно деструктивного явления. Ее адекватная оценка в современных условиях должна основываться на следующем.
Во-первых, считают они, по своей природе это преимущественно инфляция издержек. Она спровоцирована давлением ценовых пропорций внешнего рынка, которые соответствуют высоким уровням эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов, сложившимся в развитых странах.
В отсутствие возможной масштабной структурно-технологической перестройки, обеспечивающей необходимый рост эффективности производства, повышение цен в меру роста издержек стало важным элементом политики поддержания производственного потенциала в ряде отраслей отечественной экономики.
Во-вторых, регулируемая инфляция издержек способна сыграть конструктивную роль в механизме сглаживания накопленных материально-финансовых диспропорций.
В реальной действительности в большинстве стран ЦВЕ (Чехии, Венгрии, Польше и Словакии), независимо от того, кто возглавляет их правительства — либералы или социал-демократы, осуществляется систематическое регулирование не только денежной массы, но и части цен, личных доходов и курса национальной валюты. При этом в указанных странах внимательно следят за согласованностью и взаимоувязкой государственного воздействия по всем четырем направлениям, что в конечном счете и дает стабилизационный эффект.
Специалисты ИМЭПИ РАН делают и другой вывод — темпы «трансформационной» инфляции при прочих равных условиях выше темпов инфляции, свойственной устоявшимся рыночным экономикам. Этот факт объясняется незавершенностью отношений собственности, большей конфликтностью распределительных отношений, слабой развитостью конкурентной среды, унаследованными структурными диспропорциями. Устанавливается и связь между замедлением инфляции и оживлением хозяйственной активности. Кроме того, существенным является факт, подтвержденный хозяйственной практикой в переходных экономиках — ни сокращение совокупного денежного спроса любой ценой, ни его искусственное расширение сами по себе не гарантируют макроэкономической стабилизации. Такая стабилизация имеет шансы на успех только тогда, когда системные преобразования управляемы, а принимаемые меры комплексны и взаимодополняемы.
Существенно и то, что многим странам ЦВЕ удалось предотвратить, в отличие от России, широкое внедрение твердых валют во внутренний оборот, ввести с самого начала либерализации фиксированный валютный курс, как своего рода якорь для удержания инфляции. Ранее долларизация была характерна для экономики стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Сегодня она переместилась на Восток Европы, проникая в страны с подорванной экономикой, сильным падением производства, политической нестабильностью, дефицитом капитала, большим бюджетным дефицитом, когда неопытные центральные банки не могут справиться с высокой, иногда галопирующей или даже гиперинфляцией. В этих условиях высокий внутренний спрос на иностранную валюту порождает «порочный круг, вызывает „тягу“ к еще большему повышению инфляции. Долларизация российской экономики — результат ошибок, допущенных в первый период реформ.
Когда государство бесконтрольно печатает деньги, чтобы покрыть дефицит своего бюджета, когда внутренняя валюта непрерывно девальвируется, чтобы не отстать от темпов роста инфляции (в связи с этим приводят аргумент о сохранении конкурентоспособности) чаще всего теряется контроль за инфляцией, а цены на длительный срок становятся нестабильными. В этом случае единственная возможность сохранить хоть йоту экономической рациональности заключается в том, чтобы манипулировать с помощью валюты, чья стоимость постоянно меняется. Такая ситуация может стать еще хуже, если правительства или центральные банки предпримут ошибочные или несвоевременные шаги. Обычно это комбинация конвертируемости внутренней валюты и дефицита валютных резервов, которые бы ее поддерживали. В данный момент этому „губительному коктейлю“ и подвержена российская экономика.
Конкуренция и факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы.
Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс. Создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением. Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.
Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм.
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами — потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Модель пяти сил (направлений) конкуренции — это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.
Рассмотрим, каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам, каковы особенности этого процесса в современных российских условиях.
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм — потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм — покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами — производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.
В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или финансово-промышленных групп.
Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия — потребители инвестиционных товаров, а также физические лица — конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость. Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц — конечных потребителей товаров.
Одним из наиболее эффективных средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).
Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы Продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами Экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.
Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей — это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.
Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.
Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке торговой маркой. В России подобный характер конкуренция приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивные формы.
Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.
Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.
В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия „конкурентоспособности“. Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность — понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.
По мнению ряда авторов, все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях:
1. Микроконкретные виды продукции, производства, предприятия;
2. Мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;
3. Макронароднохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т.п.
С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.
Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор такого, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условияхрыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия. Именно поэтому повышение конкурентоспособности национальной промышленности является основным приоритетом развития российской экономики.
Взаимодействие предприятий и организаций внутри отраслей.
Взаимодействие предприятий и организаций внутри отрасли является важнейшим фактором завоевания конкурентного преимущества. Зарубежные компании имеют большой опыт интеграционных образований путём слияния и приобретения одними организациями других, оказавшихся в менее выгодных условиях.
Слияние происходит тогда, когда активы двух компаний сливаются путём помещения их под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний.
Приобретение или поглощение имеет место там, где одна компания получает контроль над другой путём приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса.
Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые функционируют в одной области деятельности и на одном этапе производственного цикла. Например, слияние производителей кондитерских изделий.
Вертикальная интеграция – это слияние фирм, которые функционируют в одной сфере деятельности, но на различных этапах производственного цикла. В настоящее время российские нефтяные фирмы стремятся владеть предприятиями по добыче, переработке нефти и продаже нефтяных продуктов.
Диверсификация возникает тогда, когда в слиянии или приобретении участвуют фирмы, функционирующие в несвязанных областях деятельности.
Мотивы к слияниям и приобретениям можно разделить на оборонительные и наступательные. Оборонительные мотивы заключаются в защите положения компании от неприятных рыночных условий или «хищников».
Оборонительные мотивы слияний и приобретений могут включать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Эффект масштаба позволяет достичь синергизма посредством повышения эффективности использования ресурсов. Для достижения этого необходимо устранение дублирующих операций, должностей. Для успешной реализации имеющегося масштаба требуется решительность высшего руководства. Если две и более компании не могут полностью использовать свои ресурсы, то объединение может помочь устранить избыточные мощности и сделать совокупное производство более эффективным. Это также может помочь избежать разрушительной конкуренции со стороны других компаний, стремящихся увеличить использование своих производственных мощностей.
Поддержание цены и устранение конкуренции направлено на достижение господства на рынке. Законодательства многих государств, регулирующие слияние и приобретения, препятствуют такому поглощению. Законодательство должно сдерживать создание монополий, защищать потребителя и желательно с социальной точки зрения
Самый распространённый мотив слияний и приобретений – это обеспечение роста, это самый лёгкий путь роста. Чтобы быть оправданным, такое приобретение должно быть прибыльным и обеспечить создание синергии.
Если компания нуждается в хорошем управлении, но не может обеспечить его, она может пойти на приобретение хорошо управляемой компании для того, чтобы воспользоваться преимуществом её управления. Приобретение позволяет получить доступ к исследованиям и патентам, имеющимся у приобретаемой компании. Это может хорошо сработать, если одна компания может иметь товары и патенты, но быть ограниченной в финансовых и торговых ресурсах.
Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются:
– обеспечение постоянных поставок;
– контроль поставок конкурентов;
– защита рынков сбыта;
– ограничение конкуренции и контроль цен.
Контроль поставок конкурентов может возникнуть как побочная выгода от поглощения. Законодательство может наложить ограничения и даже запрещение на поглощение.
Если рынки сбыта корпорации оказываются по какой-то причине под угрозой, поглощение может быть одним из способов их защиты. Это применяется, если руководство чувствует, что товары компании не получают достаточного внимания и поддержки рынков сбыта. При этом могут быть устранены товары конкурентов с поглощенных рынков, что нежелательно для потребителей. Примером могут служить пивоваренные компании, привязывающие рынки сбыта исключительно к своей продукции.
Ограничение конкуренции и контроль цен это желаемое, но трудно достижимое состояние для компаний, которые монополизируют рынок. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство.
Большинство мотивов приобретения и слияния относятся к компаниям, занимающим прочные позиции и намеривающимся поглотить другую компанию.
Анализ тенденций и факторов развития бизнеса позволяет сделать вывод о тенденции глобализации бизнеса, которая проявляется все сильнее. Речь идет о качественно новом этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Одним из его убедительных символов – универсальная платежная карточка, которая позволяет производить многие расчёты. Глобализация охватывает все секторы экономической сферы – научные исследования, промышленность, сферу услуг, финансы. Ускорению глобализации способствует Интернет, а двигают вперёд быстро растущие транснациональные корпорации (ТНК). Международный бизнес сегодня формируется в соответствии со следующим принципом: компания должна быть представлена на основных рынках, опираясь на единство управления торговой, промышленной и финансовой деятельностью.
ТНК занимают лидирующее положение по финансовой мощи и степени влияния в мире, широкой разветвленности их торгово-промышленных операций. Экономика стала транснациональной, и в одиночку контролировать экономические процессы на своей территории государство уже не может. В настоящее время в России большое значение на развитие промышленности оказывают влияние финансово-промышленные группы (ФПГ). В России слияния и поглощения ещё не успели дать заметных результатов. Российская практика реструктуризации свидетельствует о том, что в результате перестройки сверхмощные, но абсолютно неповоротливые производства с избытком основных и вспомогательных мощностей, с устаревшими технологиями не готовы к новым решениям менеджмента.
Чаще всего заводы разукрупняются, иногда при низкой загрузке применяются аутсорсинг (сдача в наём). При этом отсекают все, что не имеет прямого отношения к производству (социальная сфера, ТЭЦ и т. д.). На следующем этапе завод делится на отдельные бизнесы с цепью уменьшения объектов управления. Такой процедуре подвергались Волгоградский трактовый завод, «Кировец» и т. д.
Одним из направлений стратегии слияния и приобретения является распространение сети супермаркетов. Охват сетью супермаркетов в 2004 г. составляет в США – 80%, Англии – 60%, Франция – 50%, в бывших странах СЭВ – 30%.
О росте сети супермаркетов в России свидетельствуют следующие данные. Крупнейшая сеть электробытовой техники «Эльдорадо» владеет 238 магазинами в России, на Украине и одним магазином в Польше. К концу 2005 года планируется довести сеть до 300 магазинов, причём только в Москве будет двадцать магазинов. В 2002 году сеть «пятерочка» насчитывает 100 магазинов, к концу 2003 году их будет 200 штук с оборотом 700 млн.$. Успех «пятерочки» объясняется тем, что её бизнес был хорошо задуман, чётко организован и последовательно реализуется. Концепция бизнеса отражена в названии. Это пять «базовых выгод»: низкие цены; удобное расположение; оптимальный ассортимент товаров; гарантии качества продукции; качественное и профессиональное обслуживание покупателей.
Рассмотрим другой пример — металлургическую отрасль.
Анализ в металлургической промышленности России свидетельствует о том, что в отрасли завершается процесс передела активов, имеется интенсивный процесс интеграции. В стадии формирования находится целый ряд промышленных групп.
Первая группа формируется вокруг «Северстали».
Вторая группа объединяет магнитогорский металлургический комбинат.
Третий гигант отечественной чёрной металлургии – Новолипецкий металлургический комбинат.
Помимо слияний и поглощений в металлургической промышленности идут процессы интеграции. В этой отрасли приемлемы следующие виды интеграции:
· вертикальный, отражающий объединение предприятий, связанных технологической кооперацией;
· горизонтальный, объединяющий производителей однотипной продукции;
· конгломерат, представляющий сочетание вертикальной и горизонтальной интеграции при превалирующей роли вертикальной интеграции.
Наиболее активно компании осуществляют вертикальную интеграцию с поставщиками сырья (интеграция вниз), в меньшей степени с потребителями металлопродукции (интеграция вверх). В качестве примера можно привести вхождение металлопроизводителей в отрасль в качестве операторов участков железнодорожных путей и портов («Северсталь»). Ей принадлежит коломенский Тепловозостроительный завод, пакет новочеркасского локомотивостроительного завода.
Для интеграции «вверх» российских производителей готового проката чёрных металлов остаются трубные компании и автомобильная промышленность. Основным поставщиком проката чёрных металлов для российского автопрома является «Северсталь» (50% отрасли). В 2002 г. «Северсталь» начала процесс реструктуризации. Для координации работы дивизионов создана компания «Северсталь-групп». Она не будет нести управляющих функций, а станет контролировать процессы в подразделениях. Каждый дивизион должен развиваться самостоятельно и нести финансовую ответственность.
В отличие от «Северстали» магнитогорский металлургический комбинат (ММК) осуществляет строительство вертикально-интегрированной компании, объединяющей все металлургические переделы в одной структуре (по образцу нефтяников). Это интеграция «вниз». ММК сформировал холдинг с участием Магнитогорского калибровочного завода и Магнитогорского метизно-металлургического завода. Формирование холдинга позволит обеспечить более глубокую переработку металла, расширить ассортимент выпускаемой продукции и снизить её себестоимость. ММК приобрёл пакет акций Владивостокского морского торгового порта, через который в год проходит 1,5млн. т. грузов ММК. У ММК есть определённый интерес к Белорецкому металлургическому комбинату (Башкортостан). Пока трудно спрогнозировать окончательный состав будущего холдинга, но очевидно, что в состав объединения войдут производственный комплекс комбината, сырьевой блок.
Уральская горно-металлургическая компания и «Евразхолдинг» ориентируются на горизонтальную интеграцию и покупку угольных компаний. Данный альянс контролирует до 40% активов отрасли и три крупных комбината – Нижнетагильский металлургический комбинат, Западносибирский комбинат, Кузнецкий металлургический комбинат.
Конкуренция на рынке труб большого диаметра способствовало созданию нового предприятия по производству одношовных прямошовных труб диаметром 1420 мм.
Основу проекта составляет мощности ижорского трубного завода (Северсталь») и Нижнетагильского металлургического комбината, относящегося к «Евразхолдингу».
Основная задача проекта: потеснить на рынке данных труб Волжский трубный завод (трубная металлургическая компания) и иностранцев – Харцызский трубный завод (Украина), металлургов Японии и Германии. Выход новой трубы намечен партнёрами на середину 2005 г.
Амбициозные планы обусловлены значительными темпами прироста объёмов производства российского газа и возможностью более эффективно управлять издержками.
Пока ни одна стратегия интеграции активов в отрасли не дискредитировала себя, поэтому центры силы российской металлургии будут придерживаться избранных стратегий. Оптимизировать свою деятельность их заставляет ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижениеприбылей, необходимость тесного взаимодействия с потребителями на российском рынке. Привлекательным объектом для поглощения металлургическими альянсами будет являться Волжский автомобильный завод. Этому будут противостоять руководители Волжского завода. Основой черной металлургии являются железные, марганцевые и хромовые руды, а также сырье для получения флюсов, формовочных и огнеупорных материалов, без которых не может обойтись металлургическая промышленность.
Доказанные мировые запасы железных руд составляют 213 млрд. т, в том числе в России — 56.8 млрд. т. Предварительно разведанные запасы (категория С2) оценениваются в 170 млрд. т, из них в России — более 40 млрд. т. Обеспеченность достигнутого уровня потребления разведанными запасами составляет более 100 лет. Около 70% разведанных запасов железных руд сосредоточены в 7 странах: Россия — 26,6%, Украина -10%, США — 8%, Австралия — 8%, Канада — 6%, Бразилия — 5,5%, Китай — 4.5%.
Начиная с 1998 г. в РФ наблюдается некоторый подъем добычи железной руды. В 2000 г. продолжился рост производства в черной металлургии. Наиболее значительно (на 14,7%) выросло производство стали, в особенности электростали (+26,2%). Производство листового проката увеличилось на 19%. Значительными темпами увеличилось производство продукции переработки черных металлов: производство проката из нержавеющей стали, проволоки, труб.
В соответствии с разработанными Министерством экономического развития и торговли сценариями общехозяйственного развития, оценка конъюнктуры внутреннего рынка показывает, что уже в 2003 — 2010 годах можно прогнозировать увеличение объемов потребления металлопродукции до 23 — 25 млн. в год при одновременном изменении структуры спроса в сторону повышения доли продукции высоких переделов.
В 2004 году в черной металлургии объем производства превысил уровень 2003 года на 5.0%. Рост обусловлен в основном увеличением производства готового проката на 6.2%, электроферросплавов – на 11.3%, кокса – на 2%, огнеупоров – на 1%, метизов – 7.8 %. Вместе с тем снизилось производство труб на 2.4%.
На протяжении 2004 года в черной металлургии наблюдался стабильный рост производства, и по итогам года металлургическими предприятиями России было произведено 53.8 млн. тонн готового проката черных металлов, или 106.2% по сравнению с 2003 годом. Прирост производства готового проката черных металлов в целом по году составил порядка 3 млн. тонн, основная часть которого была направлена на экспорт. В целом доля экспорта по году составила около 50 процентов от выпуска продукции.
В 2004 году рост объемов производства конкурентных видов продукции – листа и жести с покрытиями превысил уровень 2003 года на 8.2%, ленты стальной холоднокатаной на 18.6 процента.
На динамику развития отрасли существенное влияние оказало следующее.
В начале 2004 года произошел резкий рост мировых (активный рост потребления металлопродукции странами Юго-Восточной Азии, и, прежде всего, Китаем), а вслед за ними и внутренних цен на металл. За январь-май 2004 года цены на основные виды готового проката выросли в 1.4-1.7 раза, налом — в 1.8-2.0 раза.
Вслед за этим произошел рост на потребляемую в металлургической промышленности экспортоориентированную продукцию. При этом цены российского рынка на железорудное сырье за 2004 г. выросли в 1.5-2.8 раза, уголь – в 1.4 раза, ферросплавы – 1.4-2.5 раза. Рост мировых цен стимулировал активизацию экспортных поставок как металлов, так и указанных видов продукции.
Начавшееся в середине года снижение мировых цен остановило рост цен на металлопродукцию в России.
По оценке Минэкономразвития, рост производительности труда в отрасли за 2004 год составил 6.3%, что на 1.3 п.п. превышает рост производства. Вместе с тем рост реальной среднемесячной заработной платы (скорректированной на индекс потребительских цен) работников отрасли в 2004 году выше темпа роста производительности труда.
В 2004 году сальдированная прибыль отрасли увеличилась в 2.6 раза по сравнению с 2003 годом. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год составила 35.5%. Это выше уровня рентабельности, достигнутого в соответствующем периоде 2003 года (23.0 процента).
Доля убыточных крупных и средних предприятий несколько снизилась с 39.9% в январе-ноябре 2003 года до 30.6% в январе-ноябре 2004 года. На 1 декабря 2004 года в отрасли не наблюдается превышения кредиторской задолженности над дебиторской.
В структуре затрат черной металлургии увеличилась доля материальных затрат (с 78% в январе-сентябре 2003 г. до 81.3% в январе-сентябре 2004г.) в основном за счет доли затрат сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий (с 57.2% до 62.9%). Снизилась доля амортизации (с 2.5% до 1.9%), единого социального налога (с 3.3% до 2.6%), затрат на оплату труда (с 10.5% до 8.4%).
Доля инвестиций в основной капитал черной металлургии возросла с 1.9% в январе-сентябре 2003 года до 3.6% в январе-сентябре 2004 года. Темп роста инвестиций в основной капитал к прошлому году достиг 203.7%.
В январе-сентябре 2004 года сократился объем прямых иностранных инвестиций в отрасль и составил 47 млн. долл. (0.8% к общему объему) против 72 млн. долл. (1.5% к общему объему) в январе-сентябре 2003 года.
Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике процессов взаимодействия предприятий в отрасли.
Задача 1
Определить коэффициенты и оценку уровня качества новой продукции по сравнению с товаром конкурентом, написать соответствующие выводы.
Таблица 1
Сводный коэффициент качества
Кс = 1, 086*1, 480 = 1,607, что соответствует снижению качества на 60,7 %.
Средняя арифметическая из суммы относительных отклонений в долях единицы:
В среднем по каждому параметру фактическое качество выше эталонного по каждому из параметров на 28,3 %.
Взвешенная интегральная оценка уровня качества Кинт с учетом коэффициентов весомости (для срока службы — 0,75 и для КПД -0,25)
Кинт = (+0, 086) * 0, 75 + (+0, 480) *0, 25 =0,185, то есть с учетом предпочтений потребителя сводная оценка качества оказывается лучшей по сравнению с эталоном на 18,5 %, Оценка по методу средней геометрической, Кг
Кг = (+0, 086) 0, 75 *0, 4800, 25 =0,132.
Это означает, что фактическое качество продукции лучше эталонного на 13,2 %.
Определить прибыль и рентабельность продукции, прибыль предприятия и окупаемость капитальных вложений по вариантам. Тарифная ставка: 4 разряда - 2,5 руб., 5 разряда 3,1 руб. Цена продукции на рынке — 15345 рублей (уточняется преподавателем). Определить порог рентабельности аналитическим и графическим методами, распределив затраты на переменные и постоянные. Написать выводы и предложения. продолжение
--PAGE_BREAK--