Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Ценообразование в условиях рынка

Курсовая работа по экономике предприятия


Министерство Общего и Профессионального Образования

Российской Федерации

Саратовский Государственный Технический Университет

Кафедра ЭУМ














КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ







Выполнил:

студент группы ЭУМ-12

Островский А. М.


Научный руководитель:

КЭН, доцент,

Фиголь М. П.








г. Саратов — 2001



Содержание:



Тема «Ценообразование в условиях рынка»


Введение…………………………………………….3


1.1. Теоретические основы цены…………………….5

1.2. Ценообразование на различных рынках……….

1.3. Постановка задач и целей ценообразования……

Определение спроса……………………………

Оценка издержек……………………………….

1.6. Анализ цен и товаров конкурентов……………

1.7. Выбор метода ценообразования…………………

1.8. Установление окончательной цены……………

Заключение……………………………………….


Расчетная часть………………………………………


Список используемой литературы…………………
















Введение:


Перейдя в начале 90-х годов к рыночной экономике, Россия столкнулась с множеством проблем. Одной из них был пробел в изучении политики ценообразования.

Из-за глобальной изоляции от капиталистических стран, у СССР не было возможности черпать знания о рынке — его основах и специфике. В СССР цены устанавливались единым образом. Тетрадь стояла две копейки и в Москве, и в Саратове, и никак не могла меняться в зависимости от спроса.

В 1992 году цена была отпущена, и тем самым обрела новые значения — цена стала показателем и орудием развития промышленности.

Решающая роль в ценообразовании принадлежит спросу и предложению, полезности и качеству товара. Устанавливаемая собственником товара (субъектом хозяйствования), цена проходит проверку на рынке, где под влиянием рыночных факторов определяется ее окончательный уровень (в отличие от планово-директивной экономики, когда цены устанавливались в централизованном порядке). Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.

Рыночное хозяйство не может существовать без рыночных цен. Являясь сердцевиной рыночных отношений, цена становится одной из наиболее универсальных категорий, которыми оперирует рыночное хозяйство. Цены обслуживают все уровни экономических отношений в обществе, основанном на частной собственности, в силу чего в них концентрируются и все недостатки, упущения, и просчеты хозяйствования. С возрастанием значения цены, как экономической, политической и социальной категории, многократно увеличивается ответственность за разумное ценообразование в стране, а самотек и тем более хаос становятся здесь недопустимыми. Поэтому обоснованная политика установления цен, последовательная реализация разумной ценовой политики является необходимым для завершения перехода России к рыночным отношениям. В структуре цен, их динамике, соотношениях и уровнях находят конкретное выражение реальные экономические интересы производителей и потребителей продукции. И, следовательно, при помощи цен достигается большая или меньшая согласованность интересов всех участников рынка.

Цены становятся ориентиром и инструментом развития производства, играя активную роль в формировании структуры потребления, стимулировании научно-технического прогресса. В условиях конкурентной среды цена является не только ориентиром, но и мощным рычагом хозяйствования товаропроизводителя, орудием его конкурентной борьбы. Цена в условиях рынка должна не только решать задачу реализации отношений, строящихся на принципе самофинансирования, но и гарантировать материально-денежную сбалансированность всей экономики (т.е. соответствие между денежными средствами и материально вещественными ресурсами).

Без овладения логикой ценообразования невозможно стать состоятельным конкурентом на рынке, сформировать всю совокупность прогнозных, плановых и оперативных решений, позволяющих избежать банкротства.

На данный момент, в Российской Федерации накоплен определенный опыт выработки и реализации ценовой политики, основным направлением которой с 1992 года является либерализация цен в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. За этот период создана определенная нормативно-правовая база по ценам. Отдельные вопросы ценообразования отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Уголовном кодексе Российской Федерации статьей 178 предусмотрено применение санкций за необоснованное установление монопольно высоких и монопольно низких цен.

















1.1. Теоретические основы цены


Переход к рыночной экономике требует преодоления многих теоретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. В первую очередь необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят и другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, — каковы роль и место цены в рыночном хозяйстве.

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан только после того, как будет понятно, что такое рынок в широком смысле этого слова. В экономической литературе можно встретить множество определений понятию рынка, и это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представляется следующее его определение. Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, технологические, экономические и т.д.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса и предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.[3]

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом через рынок. Именно рынок есть основная форма проявления тварно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов под воздействием товарно-денежных отношений. По закону спроса и предложения при сокращении количества товара, поступающего на рынок, происходит рост цен, то есть реальная стоимость товара получается ниже цены на данный вид товара. При избытке количества товара данного вида на рынке, когда предложение превышает спрос, производитель вынужден снижать цены, которые иногда не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть даже ниже себестоимости товара.

С помощью цен можно сопоставить затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновать наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулировать производство, потребление и качество товара.

Чтобы установить цену на товар, производителю приходится разрабатывать ценовую политику, которая в основном зависит от типа рынка, на котором производитель будет сбывать свой товар.

В командно-административной экономике, при господстве преобладания государственной собственности, регулирование экономики осуществлялось посредством планирования. Все экономические инструменты, в том числе и цены, были привязаны к плану, подчинены его выполнению. По мере переходы к рыночной экономике, предприятие и его собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только предприниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому, на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т.д.

Таким образом, в условиях рыночных отношений трудовые, финансовые и материальные ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием, как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности. В данном случае общество за это не отвечает, поскольку оно не принимает решений о включение предприятия в общественное воспроизводство.

В рыночной экономике существует много механизмов регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы обществ, государства. Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами: законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.

Как известно, внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, то есть в сфере производства, нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — затратный метод ценообразования. При таком подходе построения цен, рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Коренной отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку на рынке и окончательно формируются на рынке. Поэтому радикальным образом изменяются представления о стоимости товара (ее формировании) и цене как экономических категориях рынка. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками — субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы, в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары, производимые субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготавливаемые различными собственниками.


1.2. Ценообразование на различных рынках.


Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена — денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена — это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена.[4] Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая — найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный

Ценовая политика существенным образом зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования.

Первый рынок представляет “чистую конкуренцию”.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене. Продавцы на таком рынке не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий ограничена.

Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать многообразные предложения для отдельных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

В условиях олигополии на рынке действует небольшое количество продавцов, достаточно чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Продавцы не могут существенно влиять на уровень цен, а новым претендентам довольно сложно проникнуть на этот рынок. Поэтому в данном случае конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен.

В случае чистой монополии продавец обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение различных целей. Например, установление цены ниже себестоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным. Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену. В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. “Чистый” монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Таким образом, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой — боится введения государственного регулирования.

Таким образом, ценообразование существенно отличается на различных типах рынков. Фирмам необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары. Ф.Котлер в работе “Основы маркетинга” рассматривает методику расчета цен, состоящую из следующих этапов:

Постановка задач ценообразования

2. Определение спроса

3. Оценка издержек

4. Анализ цен и товаров конкурентов

5. Выбор метода ценообразования

6. Установление окончательной цены

1.3. Постановка задач и целей ценообразования.

Прежде всего, фирме необходимо определиться с целями ценовой политики. Обычно этих целей несколько. Среди них:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.