Реферат по предмету "Экология"


Экология Социо

ЭкологияСоцио анализирует отношение человека в присущем ей гуманистическом горизонте сточки зрения его соответствия историческим потребностям человеческого развития,в ракурсе культурной оправданности и перспективы, через теоретическоепостигание мира в его общих определениях, которые выражают меру историческогоединства человека и природы. Любой ученый обдумывает главные понятия проблемывзаимодействия общества и природы через призму своей науки. В частности, географрассматривает проблему отношений общества и природы под углом пространственныхсоотношений территориальных комплексов, биолог — под углом развития живоговещества и т. д.
Понятийно-категориальныйаппарат социоекологии формируется, развивается и совершенствуется. Этот процессмногообразный и охватывает все стороны социоекологии не только в объективном, нои в субъективном плане, своеобразно отражая научное творчество и воздействуя наэволюцию научных интересов и поисков как отдельных ученых, так и целыхколлективов, научных школ.
Еслипроанализировать литературу по этой проблематике, то можно заметить, что впоследние годы формируется представление об основных задачах и функцияхсоциоекологии, ее категориального аппарата. Е. В. Гирусов уважает, что экологиясоцио — это ребенок экстремальных обстоятельств в развитии взаимодействияобщества и естественной среды, и именно той обстоятельством предопределено ееназначение — теоретически обеспечить гармонизацию этого взаимодействия [1].
Помнению М. М. Мамедова, нормативные свойства социально-экологического знанияосновываются на отображении объективных законов экологии и всестороннемисследовании возможных последствий антропогенного влияния на естественную среду[2]. В. Д. Комаров отметил, что социоекология — это научный базис перспективнойрационализации взаимодействия общества и природы, она изучает специфическиезакономерности и формулирует принципы и методы оптимизации этого взаимодействия,что является интересом всей цивилизации [3].
Вомногих работах отмечено на огромном мировоззренческом значении социоекологии, которое,по мнению М. М. Киселева, состоит в том, что она способна обеспе-печитыконкретизацию философского принципа единства материального мира, преодоления
традиционныхпредставлений о взаимодействии общества и природной среды, направленностьэкологического исследования на человека, т. е. его гуманизации и социализации[4].
ПрофессорА. Шаблий утверждает, что конкретными объектами социоекологии являетсясоциоекосистемы, а предметом — взаимодействие общества и природы в этихсистемах [5].
Очевидно,что структурная организация социально-экологического знания должна полностьюсоответствовать структуре объекта исследования, структуре экологическойпроблемы, а также выражать концептуальную целостность этого знания, обеспечитькоординацию и субординацию иерархических уровней теоретического и эмпирическогоматериала.
Посколькудля современного состояния общественного развития характерен рост зависимостиобщества от состояния природных ресурсов, то становится понятным, чтопонятийный аппарат общественных наук должно преобладать в отражении проблемвзаимодействия общества и природы. Человечество уже значительно взяло под свойконтроль региональные процессы биосферы и их регулирование. Без сомнения, современем вся биосфера будет охвачена регулятивной деятельностью людей, исистема общество-природа станет самоорганизувальною системой в целом, а нетолько в отдельных частях. Организационным фактором этой системы будет общество,а главными каналами связи между этими частями — природные круговороты веществ иэнергии, в структуру которых люди научатся искусственно вводить компонентысвоей деятельности [6].
Обисключительной роли социоекологии в решении проблем в системе общество-природанеобходимо подчеркнуть, что именно она предусматривает слияние естественных, общественныхи технических наук, поскольку социальная экология формировалась на различныхтолкованиях и долгое время существовала как экология города (урбоэкология), социологияурбанизации и т. д. Эти категории очень уверенно использует многие ученые всоциоекологии.
Значительнуючасть категорий и понятий социоекология позаимствовала от биоэкология, вчастности, многие категории по экологии растений и животных — такие, как ареал,адаптация, популяция т. д. В то же время социальная экология используетпространственно-временной подход общественной географии и экономикиприродопользования. Проф. О. Шаблий отмечает, что «географическая наукасоздала мощный методологический и теоретический понятийно-категориальныйаппарат, фундаментальные концепции геосферы, географической и ландшафтнойоболочки, природно-территориальных и теритириально-хозяйственных (в том числепроизводственных) и социльно-экономических комплексов (геосистем)» [7].
Помнению М. Нижнего и Л. Грынива, интегративная природа социоекологии весьманаглядно проявляется в чрезвычайно высокой благоприятности этой отрасли доактивного использования любых компонентов общенаучных методологий; это касается,прежде всего, современных общенаучных подходов к познанию деятельности — системного,структурного, функционального, информационного, вероятного т. д. [9].
Каждыйиз нетрадиционных общенаучных подходов (системный, структурный, функциональныйи т. п.) концентрирует внимание исследователя на изучении именно того аспектадеятельности, который определен соответствующим центральным понятием, отраженнымв названии подхода.
Ккатегориям социальной экологии принадлежат фундаментальные понятия, отражающиеобщие существенные свойства, связи и отношения общества и природы, их познанияи преобразования человеком с целью гармонизации этих отношений. Это важныерезультаты многовекового процесса развития взаимоотношений общества и природы, всейдуховной культуры общения человека с природой в процессе природопользование.Различают общие категории экологии социо как науки, ее отдельные категории, атакже категории конкретных наук, которые входят в систему экологии социо направах отраслевых подразделений как ее составные части. К общим категориямэкологии социо как науки можно зачислить объект ее изучения — экосистемы социо.Ведь «центральная идея системного подхода заключается в изучении любогоуровня организации именно как систем, выходя из сущностных черт системныхобразований» [7].
Вслучае рассмотрения экосистемы социо как территориальной естественной для социосамо-регулируемой системы, динамическое равновесие которой должно обеспечиватьчеловеческое общество, нам надо четко осознавать, что общество, как и природа,- без сомнения, большая система. Это означает, что различные стороны егосуществования, функционирования и прогресса является сравнительносамостоятельными системами (конечно, они связаны непрерывным взаимодействием ивзаимной детерминацию).
Дляизучения и оптимизування антропогенной составляющей социоекосистемы очень важнознать роль и место человеческого фактора в воздействии на окружающую среду. Какизвестно, результатом функционирования социоекосистемы является созданныйполезный продукт, идущий на удовлетворение потребностей человека, а такжевозможные последствия этой деятельности в виде различных поврежденийкомпонентов окружающей среды (выбросы и сбросы, изменение ландшафта игидрологического режима, не возобновляемые уничтожения частей минеральных, почвенных,лесных, водных и других ресурсов). Удовлетворяют ли эти результаты длительныеинтересы человека, способно окружающую среду выдержать эти влияния бездеградации экосистем — вот те вопросы, ответы на которые могут определитьуровень оптимизации и гармонизации социоекосистемы.
Качествоприродной среды человека означает сохранение экологического равновесия в нем втаком виде, чтобы люди могли жить и развиваться как биологические существа.Этого можно достичь, если при освоении природы в процессе производства исходитьиз понимания ограниченности возможностей биосферы [10]. Кроме уровнязагрязнения атмосферного воздуха и воды, капитальных вложений на мероприятия поохране и рациональному использованию природных ресурсов, к показателям качестваокружающей среды следует причислить также и качество природно-климатическихусловий, интегрируемое характеристику состава и объема природно-сырьевыхресурсов, современные физико-географические явления и процессы.
Очевидно,что каждый из названных компонентов отражает условия, в которых происходятпроцессы удовлетворения как биологических, так и социальных потребностейнаселения региона. До недавнего времени потребности, связанные снепосредственным потреблением естественных благ, и потребности в определенныхкачественных параметрах естественной среды удовлетворяли без докладыванияобщественного труда, то есть они не были опосредствованы любыми экономическимиотношениями. Экономическое содержание экологических потребностей предопределяетопределенные сдвиги в структуре и иерархии потребностей, модифицируя пониманиеблагосостояния общества и его членов. К критериям благосостояния принадлежаткак количество естественных благ, которые непосредственно попадают в сферупотребления, так и качество естественной среды как такового. Удовлетворениеэкологических потребностей, превращаясь в фактор благосостояния, становитсяодновременно и его мерилом [8].
Способомсохранения общества является ориентация не так на замену естественной среды, какна обеспечение совместимости с ним всех направлений деятельности. Иначе говоря,в истории человечества наступил такой момент, когда решения любых социальныхпроблем теперь тесно связан с задачей сохранения биосферы и ее компонентов.
Главнымкомпонентом биосферы есть жизнь, понятие, которое тоже надо переосмыслить спозиций социоекологии. Ведь известно, что все современные формы жизни, независимоот того, на каком этапе биоеволюции они возникли, функционально между собойсвязаны, и связи эти интенсивные; все формы существуют как равные структурнойорганизации биосферы, как ее подсистемы. Итак, понятия биосферы и понятия жизнинесколько совпадают.
Чтокасается социальной экологии, как особой науки об окружающей среде, мы должнычетко определиться с пониманием этого понятия. Ведь, по нашему мнению, социальнаяэкология — это понятие не просто о внешнем мире человека и вместе с тем оно нетождественно понятию природную среду. На самом деле окружающая среда являетсясовокупностью неупорядоченных материальных процессов, детерминированных человеческойдеятельностью на преобразование природы в интересах производства ивоспроизводства социальной жизни. Окружающая среда образуют три классаматериальных процессов: переменная часть природы (естественная сфера), созданнуючеловеком среду обитания (искусственная сфера) и совокупность техническихсистем и проявлений (техносфера).
Схематичнотехносферу можно представить как зону активного взаимопроникновения природных иискусственных сфер в единой среде человеческого обитания. Окружающая средастала предметом изучения науки в условиях, когда его состояние стало уязвимымфактором существования человечества в целом и отдельно взятого человека каквида. А случилось это потому, что окружающая среда — универсальное следствиеисторических форм природопользования. Оно является предметным результатомименно взаимодействия человека и природы в полном масштабе. А потому социальнаяэкология должна углублять знание суперсистемыобщество-человек-техника-природное среда, однако сделать это невозможно безсинтеза знаний о компонентах и взаимосвязях названной суперсистемы.
Логичносоциальная экология есть интегративной. Это означает, что на всех уровняхисследования она синтезирует данные естественных, технических и социальных науки превращает их в свои средства познания. Нерациональная человеческаядеятельность нарушила естественный круговорот веществ и энергообмен на нашейпланете. Происходит истощение и разрушение природных ресурсов, загрязнениеатмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенно-растительногопокрова. Характер технологий в обрабатывающей промышленности, на транспорте и встроительстве меняют качество среды обитания, что обусловливает многочисленныезаболевания людей и ставит под угрозу дальнейшее существование человечества наЗемле.
Итак,социальная экология изучает современное состояние и особенности формированияокружающей среды в связи с историческим развитием и структуройприродопользования, прогнозирует развитие окружающей среды с будущимчеловечества. Практическим заданием социоекологии есть такая категория, каккачество среды обитания, которую определяем как интегральную характеристикувсей совокупности видов, форм, сфер деятельности людей определенной локальной, региональнойи глобальной социоекосистемы или общества в целом, обусловленных уровнем егопроизводства, экономическими отношениями, политическим устройством и системойценностей.
Именнопринципиальная возможность широкого использования категорий других наукотносительно тех или иных проблем взаимодействия общества и природы объясняетисключительно высокое, которая не имеет аналогов, методологическуюэффективность и эвристичность социоекологии как науки. В сочетании сфилософскими категориями экология социо может рассмотреть теоретическиепринципы решения проблем окружающей среды через категориальный анализ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ekologos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.