Реферат по предмету "Экология"


Экологическая культура

Экологическая культура – это новая дисциплина,возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразившийнашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы,заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно сшестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые такостро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленнойдеятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этоговозникновения, появилась экологическая культура.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьмиприроды, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношениечеловека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду неотношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а толькоотношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом,необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считатьгармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду иотметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Такженемаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится сположением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит сглобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, чтоуровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке вмире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
Исходя из всего этого, я построил свой реферат следующимобразом. В первой главе я поведу речь о термине культуры, о понятииэкологической культуры, расскажу о том, насколько актуальна эта проблематикасейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке ироли экологического знания в научном сообществе. Также весьма существенно дляменя – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой и как воспринимаетсябиоэтика населением.
Вторая глава целиком и полностью посвящена теме экологическойкультуры. В ней я непосредственно раскрою смысл экологической культуры: что японимаю под этим и перейду к социальному аспекту экологической культуры.
Последняя часть моей работы обозначена как “Заключение”. Изсамого названия видно, что в ней я подведу итог всему сказанному, сделаю выводыиз написанного и предложу варианты решения проблемы экологического кризиса иподнятия уровня экологической культуры, который на настоящий момент крайненизок, что показывает практика.
Понятие экологической культуры.
Как уже было отмечено в предисловии, экологическая культура –сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, чточеловечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мыпрекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельностичеловека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качественаселения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельностиокружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-занеразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного пониманиясвоего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация ивымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и“экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чемраньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматриватьрезультаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели сосредствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти кисправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры”ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме,хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известныхучёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитыймыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образомпроработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческогофактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна,Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотретьна проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществомэкологической культуры.
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике,необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как безэтого сфера экокультуры останется пустой.
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понятькакой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура”происходит от супина латинского глагола colo, colui, cultum,colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно сталопониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследствослово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и позднейантичности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностямии т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокомупереосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных идуховных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования,то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, нозатем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этогопонятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом,никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурныенормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в нашихгенах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения,целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорито том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей своюнеповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категориикультуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы,но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает ихпо-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладаетсвоей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которыезависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатическихусловий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другогосвоим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всехкультурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация имежкультурное общение.
По своей природе культура изменчива и способна ксамообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяетидентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура являетсяпродуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждойконкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недароммы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения,экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что являетсяединичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека,принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки,как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области(вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура,скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто илинекий общий культурный архетип, который способствует межкультурнойкоммуникации.
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда онаобозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу вцелом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХстолетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональнуюзависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видовживотных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователиосознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводови фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумнойсельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобреласвоё насущное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечествостолкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитиепромышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовоесведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых игидроэлектростанций, уже упоминавшийся мной процесс истощения и опустыниванияземель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания исохранения человека как вида.
Но, не смотря на это, выводы общество всё ещё делает, как мнекажется, неверные. В учебной и специальной литературе, посвященной данномувопросу, человека продолжают рассматривать, как существо, прошедшее длительныйпуть эволюции, из примитивного состояния до современного разумного существа,человека упорно относят к приматам и вообще к природным существам, когда как кним люди не имеют ни малейшего отношения и вот почему.
Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт вискусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной рукамичеловека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности,беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом,техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нуждылюдей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живётнепосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимойчастицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплахдеревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, ачеловек в искусственном мире.
Природа – это “экосистема высшего порядка”, котораяуравновешивает все виды существ, ею созданных и поддерживает порядок и балансна планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральныхресурсов. Для этого задействованы такие механизмы как “круговорот веществ вприроде”, постоянный химический состав того, из чего состоит мир. Наша биосферане допускает увеличения того или иного вида, чтобы он стал доминантным игосподствовал над другими видами. Если же такое происходит, то она применяетсвои рычаги воздействия, как, например, снижение рождаемости, эпидемии, помехи,болезни, голод (неурожаи, уменьшения числа потенциальной добычи) и т.д. Поэтомуможно сказать, что биосфера основана на жестком и логичном порядке1,который и обеспечивает её жизнь. Если нарушается равновесие, то она можетпогибнуть, а как раз мы и имеем возможность в этом убедиться.
Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земляможет прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голоди вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо,принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек вотличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Болеетого, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейсятакой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более чем в 7 разпревысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надозадать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её жесопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении счеловеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И,несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличитьсвою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь неследует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремитьсяуничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думаетобо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать нагосподство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотреныранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д.Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров)был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не былорассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовалатакой механизм, как “отрицательная обратная связь. В Землю врезался огромныйметеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело кпроникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальномупохолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее времямы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.
Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа —этот могучий, уникальная система высшего порядка, не была в состояниипротиводействовать человеческому воздействию*? Разве природа,которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы,носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человектолько лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы?Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказанов Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделатьвывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, ачеловека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Онпостроил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войнзащитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишьчеловек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновениячеловека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классуживотных.
Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким,каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностямии, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если дажепредположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бысуществование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностямидругих животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем большевидов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одноговида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека)не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” какчеловек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежитк животному миру, соответственно, к нему нельзя применять толькоестественнонаучные законы.
Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человекявляется отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от другихсуществ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческоетело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всехвидов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично имобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстробегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальноеи манёвренное.
Поэтому человека следует понимать не как выделившегося изприроды существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам.Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватногоотношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония вотношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человекперестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжалрассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку,человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимобыло вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезниперестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот,как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом,то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убитьльва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать своюсилу и ловкость. С течением времени люди стали изничтожать другие видыживотных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этимподчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, нотолько для того, чтобы потом употребить в пищу.
Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинноеположение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животногомира и окружающей нас природы.
Итак, как я уже не раз говорил, современное человечествостолкнулось с ужасающей проблемой “глобального экологического кризиса”,причиной которого послужило неправильное понимание человеком своегопредназначения и положения. Человек, единственный кто обладал разумом, сталиспользовать его не для исполнения своей непосредственной цели, а для борьбы сокружающей природой. В Ассирии, которую уже я упоминал, строились оросительныеканалы, которые приводили к образованию солончаков, нарушали естественнуюирригацию, прокладывая искусственные реки. Здесь следует вспомнить известныйканал Поллукат в Междуречье, строительство которого означало первую попыткупокорить природу. А, между прочим, в Египте орошение было естественным.Особенно после эпохи “Великих Географических Открытий” стали появляться крупныемануфактуры, заводы, цеха и т.д. Для удовлетворения их потребностей (аравносильно и потребностей людей) стали массово сводиться леса, варварскирасхищаться природные богатства, а отходы выбрасываться в окружающую среду. Врезультате уже в XVIII веке в Англии произошла первая техногенная катастрофа:из-за ужасающего смога гибли многие люди. Однако общечеловеческих масштабовэкокризис достиг в нашем ХХ столетии. Уже больше четверти всех животныхзанесены в “Красную книгу”, что значит, что над ними висит угроза полногоисчезновения. В Амазонии и в Сибири, которых называют “лёгкими планеты”происходит массовое сведение лесов: человечество нуждается в ресурсах, пахотныхплощадях, топливе, сырье. И все эти потребности решаются за счёт природы. Людиберут из природы ресурсы, ничего не возвращая взамен, а, между прочим, как ужебыло заявлено, количество химических элементов – конечно.
Потребности в энергетике человек удовлетворяет с помощьюэлектростанций: тепловых, водяных и атомных. В результате работы тепловыхстанций в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислоты, фрионов,разрушающих озоновый слой, диоксинов и т.д.; загрязняются реки и моря.Практически каждый год случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. И всёэто делается для увеличения комфортности и удобств. Мировая цивилизация, такимобразом, приобретает черты “потребительской культуры”, ставящей своей цельюудовлетворение потребностей вне зависимости от положения природы. Отсюда-тостановиться понятным принцип коммунистического отношения к природе “мы недолжны ждать милостей от природы, взять их – вот наша задача”! В соответствии сэтим принципом, предлагались сумасшедшие проекты по переброске рек на юг и т.д.
Всё это и многое другое привело к “глобальному экологическомукризису”, который, в свою очередь ведёт к деградации и вымиранию человечества.Коротко попытаюсь выделить основные причины, ведущие к этому экологическомукризису. Во-первых, это промышленные выбросы. В мире существует огромноеколичество заводов и фабрик, которые используют столько кислорода, скольконеобходимо 20 миллиардам человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты. Врезультате меняется вся экосистема: те растения, которые поглощают этууглекислоту, естественно, начинают бурно расти, вытесняя другие растения, чтоприводит к ослаблению биосферы и расшатыванию её основ. Более того, выбросы ватмосферу этих вредных веществ приводят к различным респираторным заболеваниям(бронхитам, тонзиллитам ОРВИ), способствуют созданию благоприятной среды дляразличных вирусов и бактерий, которые до того момента находились в угнетённомсостоянии. Во-вторых, сведение лесов приводит к гибели животных и растений, чторасшатывает экосистему и приводит к обеднению или опустыниванию территорий. Нопоследствия скажутся не сразу, а через несколько лет, ибо гибель лесов приведётв конечном итоге к уменьшению запасов пищи, что ударит по человеку неурожаями иголодом. В третьих, выбросы вредных веществ в водоёмы и мировой океан ужесейчас приводит к отравлению воды (особенно опасны выбросы диоксинов,приводящих к мутациям на генетическом уровне), гибели рыбы, что также вскорескажется на человеке (голод). В-четвёртых, это радиационные загрязнения. Из-заширокого распространения атомных электростанций остро встал вопрос утилизации ихранения ядерных отходов. И правительство, не найдя лучшего решения решилозахоранивать эти отходы в земле. Более того, в 1954 году в Советском Союзе вСамарской области проходили учения с использованием ядерной боеголовки. Врезультате взрыва, в 45 раз более мощного, чем взрыв в Хиросиме и городеНагасаки, пораженной оказалась земля в радиусе нескольких тысяч километров, аавария на Чернобыльской АЭС привела к необратимым последствиям. Основноековарство радиации заключается в том, что она не видна, но скапливается вщитовидной железе. Из-за этого страдает наследственность, ибо происходятмутации у последующих поколений на генетическом уровне.
Итак, “глобальный экологический кризис” заставил обществопересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества ичеловека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы ибиосферы. Массовые загрязнения как радиоактивные, так или иного происхожденияприводят к ухудшению здоровья, дебилизации и ухудшению качества населения.После испытания ядерного заряда в Самарской области и аварии на ЧернобыльскойАЭС, катастрофически возросла смертность от рака и других онкологическихзаболеваний. В отчете Международной организации по Охране Здоровья говориться,что увеличился риск появления многочисленных мутаций и отклонений, заболеванийкрови (ликимия), у людей, живущих на заражённых территориях, ослаблениммунитет, чаще встречаются серьёзные заболевания косного мозга.
В 1995 году по инициативе Джеймса Раймса, известного деятеля вобласти здравоохранения, был разработан план преобразования системыздравоохранения, предполагающий финансирования медицинской отрасли страны иреабилитации жителей, живущих на заражённых территориях, предполагающий лечениена различных курортах и санаториях. Также принимаются и подписываютсясоглашения и конвенции на межгосударственном уровне. В 1991 году Россияприсоединилась к документу “Устойчивое экономическое развитие”, имеющее своейцелью разумное сочетание ресурсов с их потреблением и переработкой отходов.
Общество, таким образом, особенно сейчас крайне обеспокоеноситуацией складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качестванаселения, ибо по оценке международной комиссии, исследующей данную проблему,качество населения в нашей стране по пятибалльной шкале находится на уровне1,3. Сейчас разрабатываются различные программы по выводу нашей системыздравоохранения из тупика, но это практически невозможно.
Второй подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскостиобразования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животномумиру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытатьсягармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решениепроблемы экологического кризиса и охраны здоровья.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.