Реферат по предмету "Экология"


Шумовое загрязнение в нашей школе

ШУМОВОЕЗАГРЯЗНЕНИЕ
ВНАШЕЙ ШКОЛЕ

Москва2006

С ростом урбанизации шумстал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителейгородской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позицийпрофессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического ипсихического здоровья населения.
Под термином «шум»понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков),мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредноевоздействие на организм человека, снижающий его работоспособность. Шумыприсутствуют почти во всех населённых пунктах.
Длительныйшум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Ктому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения,накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызываютфункциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредноевлияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторнуюдеятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Онприводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению иперенапряжению нервных клеток.
Человеческое ухо — оченьчувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитудаколебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома.Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от16 Гц до 20 кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает всебя довольно широкий спектр шумов (табл. 1).
Одним из таких шумовявляется так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихсяпроявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы.Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательныхизменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ.Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ— на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ ушкольников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБспособствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность трудапримерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Как и любое другоеучреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего ивнутреннего, и еще не известно, что наносит больший вред (табл. 2).
Как вы знаете, рядом снашей школой расположены железнодорожные пути. Шум, создаваемый проходящимипоездами, составляет около 80-100 дБ, в то время как болевой порог человека —130 дБ. Ко всему прочему, такой шум отрицательно влияет на работоспособностьучеников, отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств. Конечно, хорошие стеклопакеты несколько уменьшают этот шум, но стоит открытьокно — и в класс снова врывается грохот поездов. Но сидеть в душном помещении,особенно в теплое время года, тяжело, и поэтому волей-неволей окна приходитсяоткрывать. Можно проветривать помещение только на перемене, но если на улицежарко, то в класс быстро возвращается духота. Поэтому на сегодняшний день этапроблема так и остается нерешенной.
Другим фактором, оказывающимотрицательное влияние на работоспособность, является «школьный шум». Отчрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменахшкольное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов,детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышениемголоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школеснижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов— основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимыйшум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то что отдохнуть —устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными,у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужнообъяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему.Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока ина переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно,но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума науроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и самиученики смогут лучше сосредоточится.
В ходе нашей работы былопроведено два опроса — среди учителей и среди учеников. В них нашло отражение мнениеи тех, и других о близости железной дороги, о шуме в классе и на переменах.
Вашему вниманиюпредставлены мнения нескольких учителей. Каждому из них были заданы следующиевопросы:
1.      Рядом с нашейшколой проходят железнодорожные пути. Мешает ли шум поездов учебному процессу?
2.      Влияет ли этотшум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
3.      Испытываете лиВы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?
4.      Какова, на Вашвзгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно?
И вот что мы услышали.
ЛюдмилаВасильевна
1.     Нет
2.     Нет
3.     Нет
4.     Тяжело работать,если в классе свыше 20 учащихся. Оптимальная наполняемость класса, при которойна уроках не будет шумно, — 15 человек (по одному человеку за партой).
ЕленаАлександровна
1.     Да, особенно втеплое время года.
2.     Незначительно.Иногда появляется раздражительность.
3.     Да!
4.     Оптимальнаянаполняемость класса — 10-15 человек.
ЯрославВладимирович
1.     Иногда, когдаоткрыто окно.
2.     Не думал обэтом. Скорее да, загружает нервную систему.
3.     Да.
4.     8-10 человек.
ЕфимЕфимович
1.     Мешает.
2.     Да.
3.     Да.
4.     20 учеников.
ЛюдмилаНиколаевна
1.     Да.
2.     Нет, особенно невлияет. Иногда несколько раздражает (при открытых окнах в теплое время года),поскольку мешает вести уроки.
3.     Многие годы,проведенные в школе, дали свой результат: для меня это привычный шумовой фон.
4.     Я преподаюиностранный язык, где наполняемость небольшая (10-15 человек). В общем, считаю,15 человек — это идеальный вариант.
ВалентинаАлександровна
1.     Да.
2.     Боль в голове.
3.     И да, и нет.
4.     20 человек.
ИринаВладимировна
1.     Да — открытыокна.
2.     Прямого шуманет, т.к. окна выходят на другую сторону.
3.     С годамивыработалась привычка его не слышать. Меня больше волнует тишина — значит,что-то случилось.
4.     Оптимальнаянаполняемость — 26 человек. Это связано с учебным процессом, но не с шумом.
Как видите, большинствоучителей страдает от шума поездов (за исключением тех, чьи окна выходят напротивоположную сторону). Несомненно, это отражается и на их самочувствии, и научебном процессе. А вот к другому виду шума — «школьному» — многие за годыпрактики в школе привыкли, хотя он их иногда и раздражает. И, наконец,наполняемость класса — нередко главный фактор в формировании уровня шума науроке. Для кого-то из учителей идеальным количеством является 10 человек, длякого-то 20 — здесь все зависит от устойчивости нервной системы.
Следующий опрос былпроведен среди учащихся 5-11 классов (всего опрошено 150 человек). К каждому изчетырех вопросов было предложено три варианта ответа. Результаты этого опросапредставлены в диаграмме (рис.1).
1.     Рядом с нашейшколой проходят железнодорожные пути. Мешает ли тебе шум поездов?
1)       да, он меняотвлекает
2)       нет, я к немупривык
3)       не знаю, необращаю внимания
2.     Шум на урокахмешает тебе сосредоточиться?
1)       да, очень
2)       нет, у нас науроках не шумно
3)       не знаю, необращаю внимания
3.     Шум на переменахмешает тебе отдыхать?
1)       да, он меняочень раздражает
2)       нет, напеременах не так уж и шумно
3)       не знаю, необращаю внимания
4.     Каково, на твойвзгляд, оптимальное количество учащихся в классе, при котором на уроках небудет шумно?
1)     10-15
2)     15-20
3)     не знаю, это невлияет на уровень шума в классе
/>
Рис.1
Как видно из графика,большая часть опрошенных негативно относится к соседству железной дороги, т.к.шум поездов отвлекает и мешает сосредоточиться на уроках. Но в то же времянемало и тех, кто попросту не обращает на него внимания. Приятно узнать, что убольшей части респондентов на уроках не шумно — сберегают нервы и себе, иучителю. А вот мнения остальных разделились: одна половина страдает от этогошума, а другая его вовсе не замечает. В отношении шума на переменах мнениепрактически однозначно: он раздражает почти 65% опрошенных. Что же касаетсянаполняемости класса, то здесь лидирует вариант 15-20 человек, хотя кто-товообще считает, что это не влияет на уровень шума в классе.

Заключение
Нами была проведеноисследование шумового загрязнения в школе, и результаты следующие. Помимо внешнегошумового загрязнения, создаваемого проходящими поездами, наша школа страдает иот внутреннего — «школьного шума». И если с первым нам остается лишь смириться,то уровень шума  на уроках и переменах полностью зависит от самих учеников.Наша задача — обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумовогофона, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников,способствует быстрому утомлению. Наше здоровье — в наших руках!

Приложение
Табл.1. Источники шумового загрязнения
Непроизводственные (коммунальные) шумы
дБ Нижний предел чувствительности уха Уличные шумы 55 Легковые автомобили 77 Автобусы 80 Железнодорожный транспорт 100 Воздушный транспорт 100 Гром 120 Болевой порог 130
Табл.2. Источники шумового загрязнения в нашей школе
Источники шума
дБ Нижний предел чувствительности уха Уличные шумы 55 Шум на переменах 80-90 Шум в классе во время урока 80-100 Школьный звонок 100 Железнодорожный транспорт 100 Болевой порог 130


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.